История педагогики. Курс лекций. Курс лекций по дисциплине Педагогика раздел История образования и педагогической мысли
Скачать 1.07 Mb.
|
ТЕМА 5 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ХVII–ХVIII веках Социально-политические события ХVII века (становление национальных государств, развитие рыночных отношений, буржуазная революция в Англии, 30-летняя война между католиками и протестантами) оказали существенное влияние на систему образования европейских государств: постепенно инициатива открытия школ переходит к государству; усиливается приток в школы представителей третьего сословия, усложняется содержание образования, повышается роль родного языка, растет количество университетов. Педагогическая мысль ХVII века стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследования. Ф. Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, первым вычленил педагогику из системы философских знаний. Я.А. Коменский (1592–1670), чешский педагог, реформатор школ, основоположник научной педагогики. Главный труд – «Великая дидактика». Цель воспитания по Я.А. Коменскому – подготовка к вечной жизни и, вместе с тем, к жизни реальной, деятельности в ней. Перед воспитанием ставил три задачи: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Главный принцип педагогической системы Я.А. Коменского – принцип природосообразности, в соответствии с которым он создает возрастную периодизацию: детство (от рождения до 6 лет) – материнская школа; отрочество (от 6 до 12 лет) – элементарная начальная школа; юность (от 12 до 18 лет) – латинская (средняя) школа; возмужалость (от 18 до 24 лет) – академия. Я.А. Коменский рассмотрел с позиций сенсуализма структуру процесса обучения, разработал принципы обучения (наглядность, систематичность, последовательность, посильность, активность, учет возрастных особенностей, связь школы с жизнью, воспитывающий характер обучения). «Золотым правилом» обучения он считал наглядность. Обосновал элементы классно-урочной системы. Нравственные добродетели (мудрость, мужество, умеренность, справедливость, трудолюбие, дисциплина), считал Я.А. Коменский, формируются путем наставлений, личного примера, упражнений, поощрений и наказаний. «Золотое правило» нравственного воспитания – «уважение к человеку начинается с уважения к ребенку». Дж. Локк (1632–1704), английский философ и просветитель, автор теории «чистой доски» (tabula rasa), концепции воспитания джентльмена. Главный труд – «Мысли о воспитании». Цель воспитания по Дж. Локку – формирование джентльмена-дельца, человека физически крепкого, деятельного, владеющего собой. Воспитание джентльмена – это формирование характера. Он должен получить всестороннее воспитание: физическое, нравственное, умственное, трудовое, религиозное. Лучшей средой для этого он считал домашнее воспитание под влиянием подготовленного воспитателя. ХVIII век вошел в историю человечества как эпоха Просвещения. Главный тезис этой эпохи – «Мнение правит миром» (чтобы изменить мир, нужно изменить мнение, а мнение можно изменить путем воспитания). Отсюда главная задача – развитие образования и распространение знаний. Но школа и знания должны быть новыми, свободными от схоластики. В этот период были сформулированы основные принципы буржуазной системы воспитания: образование и воспитание – дело государства; в государственной школе должна быть исключена религия; начальная школа должна быть всеобщей и обязательной; должна существовать преемственность между различными типами школ; основу содержания образования должны составить естественные науки, математика, родной и новые иностранные языки; система образования должна включать учреждения для развития науки и просвещения взрослых; внимание к гражданскому и патриотическому воспитанию. Ж.Ж. Руссо (1712–1778), французский просветитель, философ, педагог, автор концепции свободного воспитания. Главное произведение – «Эмиль, или о воспитании». Характерные черты естественного воспитания: естественное воспитание – это свободное воспитание; естественное воспитание осуществляется на лоне природы; естественное воспитание носит индивидуально-отшельнический характер. Ж.Ж. Руссо предложил свою возрастную периодизацию: младенчество (от рождения до 2 лет); золотое детство (с 2 до 12); отрочество (от 12 до 15); юность (от 15 до 18). Основу процесса обучения по Ж.Ж. Руссо составляет личный опыт ребенка. Ввел новый метод воспитания – дисциплину «естественных последствий». ТЕМА 6 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В БЕЛАРУСИ (с древнейших времен до XVIII в.) На протяжении многих веков основным средством воспитания белорусов была народная педагогика. Народная педагогика – это область эмпирических знаний и опыта народных масс в области воспитания. Её основу составляют религиозно-нравственные заповеди. Главные принципы народной педагогики: воспитание в труде, гуманизм, связь с жизнью. Средствами воспитания являлись труд, традиции, устное народное творчество, игры, праздники и т.д. Первые письменные упоминания о школе относятся к X веку, хотя письменность и практика обучения существовали в VIII–IX вв. Толчком к развитию просвещения, школьного дела стало принятие христианства, введение усовершенствованного алфавита. Школы были разнообразными: при монастырях и церквях, княжеских дворах, частные школы, было распространено индивидуальное обучение, ремесленное ученичество. Учебными книгами были Псалтырь, Часослов, Азбука. Выдающимися просветителями Беларуси XII века были Евфросиния Полоцкая (1110–1173) и Кирилл Туровский (1130–1182). В XIII–XIV вв. белорусские земли вошли в состав Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В этот период в системе образования выделялись два направления: православное и католическое. Государственной властью ВКЛ поддерживалось второе направление, так как официальной религией ВКЛ стал католицизм. Первая католическая школа – Виленская кафедральная школа – была открыта в 1387 году. Вскоре католические школы появились во многих городах Беларуси. Они были трех типов: приходские, соборные (кафедральные) и фундушовые. В кафедральных школах изучали латинский, древнегреческий, польский языки, арифметику, грамматику, музыку. Католические школы готовили не только церковнослужителей, но и учителей, служащих для государственных учреждений. Вторая половина XVI–XVII вв. – период белорусского Возрождения, распространения идей Реформации. На белорусских землях получили широкое распространение протестантские школы: лютеранские, кальвинистские, арианские. Известной кальвинистской школой стали Слуцкие Афины (1617 г.). Эти школы давали образование, достаточное для поступления в европейские университеты, они формировали людей нового времени, воспитывали вольнодумство, уважение к человеку, его разуму. Известными представителями реформационно-гуманистической мысли Беларуси были: Ф. Скорина, С. Будный, С. Соболь, В. Тяпинский. Ф. Скорина (1490–1541), выдающийся белорусский просветитель, первопечатник, первым перевел на славянский язык и отпечатал 23 библейские книги под общим названием «Библия» («Псалтырь», «Малая подорожная книжица», «Апостол»), сделал первую литературную обработку белорусского языка. Во второй половине XVI века белорусские земли вошли в состав Речи Посполитой. Усилилось влияние католической церкви, которая вела борьбу с протестантизмом и православием. Используя орден иезуитов, католическая церковь открыла на белорусских землях около 20 иезуитских коллегий. Первой иезуитской школой считается Виленская иезуитская коллегия (1570), которая была преобразована в иезуитскую академию с правами университета (1579) и просуществовала до 1773 года. Наряду с иезуитскими школами широкое распространение получили униатские (базилианские) школы. Существенную роль в развитии просвещения Беларуси сыграла деятельность православных братских школ. Первая братская школа была открыта в 1584 году в Вильне. Существовало два типа братских школ: элементарные и повышенного типа. В школах повышенного типа изучалась грамматика, поэзия, риторика, диалектика, арифметика, география, астрономия, Священное Писание, языки – славянский, древне-греческий, латинский и польский. Это были первые бессословные учебные заведения, в них впервые стали использоваться элементы классно-урочной системы, существовала тесная связь братства и школы, выборность учителей, основой учебного плана был славянский язык. Значительный вклад в развитие школьного дела в XVI–XVII вв. внесли такие просветители, как М. Смотрицкий (автор учебника «Грамматика словенского языка»), Л. Зизаний (автор «Азбуки», первой славянской энциклопедии «Лексис»). Известным просветителем этого периода был С. Полоцкий (1629–1680), белорусский драматург, поэт, переводчик, учитель братской школы в Полоцке, создатель школ и учебников, воспитатель детей царской семьи. При его содействии в Москве была открыта первая дипломатическая школа, он разработал устав первого высшего учебного заведения в России (будущей Славяно–Греко–Латинской Академии). В своих работах «Обед душевный», «Вечеря душевная» он рассмотрел такие проблемы педагогики, как роль и значение воспитания, семейное воспитание, вопросы нравственного и гражданского воспитания, роль воспитателя и требования к нему и др. Деятельность всех типов школ оказала огромное влияние на грамотность населения. Зарубежные путешественники отмечали, как много было грамотных людей не только в городе, но и на селе, не только среди мужчин, но и женщин. Однако, во второй половине XVII века система образования Беларуси утрачивает национальный характер и превращается в средство окатоличивания и ополячивания белорусского народа. Были закрыты, уничтожены все протестанские и братские школы. Основным типом школы в Беларуси становится католическая школа. ТЕМА 7 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ И БЕЛАРУСИ В XVIII веке К XVIII веку Россия превратилась в многонациональное феодально-абсолютистское государство. В интересах роста производительных сил и укрепления обороноспособности страны дворянское правительство Петра I проводило реформы в области культуры, науки, техники. Основными направлениями государственной политики России в области образования первой четверти XVIII века стали: усиление роли государства в управлении школьными делами, связь общего образования с реальным, практическая направленность обучения, развитие профессионального образования, создание светских школ: навигационных, медицинских, гарнизонных, горнозаводских, цифирных. В 1701 году открылась первая в Европе реальная школа математических и навигационных наук. В школе не было установлено определенных сроков обучения, оно проходило в индивидуальном порядке, за прогульные дни взыскивали штраф (публично били, пока родственники или товарищи не внесут денег), за побег из школы полагалась смертная казнь, родным за ходатайство грозила каторга. Создавались сословные учебные заведения: духовные школы (закрытые общеобразовательные учебные заведения гуманитарного типа), кадетские корпуса (закрытые сословно-дворянские военные школы – Сухопутный шляхетский корпус – 1731 г., г. Петербург), Смольный институт благородных девиц (первое государственное среднее учебное заведение в Европе – 1764 г., г. Петербург). В 1725 открылась Академия наук. Эпоха Екатерины Великой отличалась влиянием традиций французской и германской педагогики и школы на образовательную политику России, усилением сословно-дворянских тенденций в сфере образования (правительство предпочитало оставлять детей крестьян неграмотными), созданием государственной системы образования: малых и главных народных училищ (Устав народных училищ, 1786 г.) В 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова открыт Московский университет, отличительной особенностью которого было отсутствие богословского факультета. При университете работали две гимназии: для дворян и для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Развитие русского образования в XVIII веке тормозилось недостатком учителей. В первой половине XVIII века в Россию прибыло большое количество иностранных учителей, как для домашнего обучения, так и для работы в государственных школах. В 1779 г. при Московском университете была открыта первая в России учительская семинария. Просветительская российская педагогическая мысль была направлена на освоение проникающих в страну западных идей, на «выращивание новой породы людей» – формирование добродетельного, верноподданного гражданина. Видными идеологами образовательных реформ выступили: Ф. Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ф.Я. Янкович. Выдающимся педагогом России XVIII века был первый русский академик М.В. Ломоносов. До последней четверти XVIII века Беларусь находилась в составе Речи Посполитой. Значительную роль в организации католического образования на белорусских землях сыграл Краковский университет. Он составлял учебно-воспитательный план для школ, а также осуществлял подготовку учителей. Наряду с иезуитскими школами, занимающими лидирующее место в системе школьного образования, в Беларуси действовали также униатские, доминиканские школы. Присоединение Беларуси к России в результате трех разделов Польши (конец XVIII в.) внесло изменения в систему образования. Школьная реформа 1773 г. в Речи Посполитой, связанная с созданием Эдукационной комиссии, привела к прогрессивным переменам: школа приобрела светскую направленность, из школы изгонялась зубрежка и схоластика. В содержание образования включались реальные знания, были установлены учебные округа, трехступенчатая система образования, однако не был ликвидирован принцип сословности образования. С конца 70-х годов в Беларуси стали открываться первые русские школы. В соответствии с российским уставом 1786 г. было создано два главных и шесть малых народных училищ. Это были светские учебные заведения, провозглашалась доступность народных училищ всем слоям городского населения. Девочкам обеспечивалось право посещать школу наравне с мальчиками. Со второй половины XVIII века в Беларуси начинается эпоха Просвещения. Характерными тенденциями являются: критика церкви и феодально-крепостнических порядков, обсуждение педагогических идей, связанных со школой. Центром науки и культуры становится Виленская Академия. Выдающимися мыслителями эпохи Просвещения в Беларуси являются: С. Канарский, Г. Пирамович, С. Сташиц, Ф. Карпинский, Ян и Энджей Снядецкие, А. Довгирд и др. В последней трети XVIII века в Беларуси возрастает влияние русского Просвещения. ТЕМА 8 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XIX веке Крупный промышленный переворот в развитии производительных сил вызвал глубокие изменения в развитии зарубежной школы, характерными особенностями которой стали: подчинение школы государству (только государство оказалось способным организовать образование народных масс в общенациональном масштабе); сословная школа была заменена классовой, отличительным признаком которой стала плата за обучение; была создана массовая народная школа, которая стала основным типом начального образования (в большинстве стран были приняты законы об обязательном начальном образовании; расширялось содержание начального образования; был запрещен детский труд; создавались вечерние и воскресные школы для рабочих; широкое распространение в начальном образовании получила белл-ланкастерская система; учительство народной школы оформилось в массовую интеллектуальную профессию со своими печатными органами и профессиональными объединениями); произошли серьезные изменения в системе среднего образования (наряду с классическими гимназиями открылись реальные гимназии, которые были уравнены в правах с классическими лишь в конце XIX века, создавалась государственная система женского среднего образования); продолжала развиваться сеть частных учебных заведений, в основном, конфессиональных; создание государственной системы образования сопровождалось регламентацией всех сторон жизни школы (была введена единая система государственных экзаменов и выдачи свидетельств об окончании школы; появляются первые государственные учебные планы и программы; создается централизованная государственная инспекция учебных заведений – комитеты, министерства, департаменты); происходят изменения в самом характере учебного процесса (индивидуальный и индивидуально-групповой методы обучения заменяются фронтальным, вводится классно-урочная система обучения); на смену буквенному чтению приходит слоговое, появляются черные классные доски, стальное перо вытесняет гусиное, появляются классные журналы как средство идеологического контроля, школьные дневники; были отменены телесные наказания; вводятся различные формы вечернего и технического обучения. В XIX веке завершилось формирование классической педагогики, которую представляли такие просветители, как И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, А. Дистервег, И.Ф. Гербарт, Г. Спенсер. И.Г. Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог-демократ, руководитель сиротских приютов, двух институтов, основоположник педагогики начального обучения, создатель теории элементарного образования, автор идеи развивающего обучения. Основные работы: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня». Р. Оуэн (1771–1858) – английский социалист-утопист, педагог, создатель «Нового института для образования характера». Развивал идею соединения обучения с производительным трудом, первым открыл дошкольные учебные заведения: детские ясли и детский сад. Главная работа: «Об образовании человеческого характера». И.Ф. Гербарт (1776–1841) немецкий философ, психолог, педагог. Положил начало научному построению педагогической теории. Автор идеи воспитывающего обучения. Главный труд – «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». А. Дистервег (1790–1866) – немецкий педагог, руководитель учительских семинарий, сторонник единой бессословной школы, разработал принципы воспитания (природосообразность, культуросообразность, самодеятельность), создал дидактику развивающего обучения. Основная работа – «Руководство к образованию немецких учителей». Г. Спенсер (1820–1903) – английский философ-позитивист. Цель школьного образования видел в том, чтобы оно вооружало молодых людей знаниями, связанными с основными видами деятельности человека. Главный труд – «Воспитание умственное, нравственное, физическое». |