История педагогики. Курс лекций. Курс лекций по дисциплине Педагогика раздел История образования и педагогической мысли
Скачать 1.07 Mb.
|
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» Кафедра педагогики А.П. Орлова В.В. Тетерина ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Курс лекций Витебск ВГУ имени П.М. Машерова 2018 УДК 37.01(091)(075.8) ББК 74.03(0)я73 О66 Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Протокол № 6 от 27.06.2018 г. Авторы:заведующий кафедрой социально-педагогической работы ВГУ имени П.М. Машерова, доктор педагогических наук, профессор А.П. Орлова;доцент кафедры педагогики ВГУ имени П.М. Машерова, кандидат педагогических наук В.В. Тетерина Р е ц е н з е н т ы : декан факультета переподготовки кадров по педагогике и психологии УО «ВГМУ», доктор педагогических наук, профессор З.С. Кунцевич; заведующий кафедрой коррекционной работы ВГУ имени П.М. Машерова, кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Бумаженко
УДК 37.01(091)(075.8) ББК 74.03(0)я73 © Орлова А.П., Тетерина В.В., 2018 © ВГУ имени П.М. Машерова, 2018 СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 5 СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 27 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВСЕМУ КУРСУ 54 КАРТЫ-СХЕМЫ 78 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 127 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый курс лекций является дополнением к уже опубликованному авторами единому учебно-методическому комплексу по курсу «Педагогика» (раздел «История образования и педагогической мысли») для студентов педагогических специальностей и имеет целью дать представление о мировом историко-педагогическом процессе, качественных изменениях в развитии педагогической мысли и школьной практики, выявить то новое, что содействовало продвижению вперед педагогической науки, усилению ее положительного влияния на развитие образования. Структура «История педагогики: курс лекций» представлена лекционным материалом, тематикой семинарских занятий, контрольными заданиями по всему курсу, картами-схемами, примерным перечнем вопросов к экзамену. На лекционных занятиях прослеживается генезис развития образования и педагогической мысли, раскрывается то новое, что способствовало обогащению педагогического знания и его поступательному развитию. Конструирование тематики и содержательной структуры семинарских занятий предполагает с одной стороны, анализ наиболее существенных явлений и процессов в истории образования, а с другой – изучение вклада тех или иных педагогов в сокровищницу педагогической мысли. Включенные в курс лекций историко-педагогические диктанты, тесты по всему курсу могут быть использованы как один из вариантов проверки усвоенного учебного материала. Предложенные авторами карты-схемы облегчат усвоение и запоминание учебного материала, увеличат объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, разовьют умения свертывать информацию. Предлагаются два варианта экзаменационных вопросов. В первом случае они ориентированы на репродуктивное воспроизведение пройденного материала, во втором случае, студент самостоятельно готовит вопрос, выстраивает логику ответа, сравнивает позиции, делает вывод. Это заставляет не только повторить пройденный материал, но и по-другому его систематизировать. Представленный курс лекций подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высших учебных заведений и может быть рекомендован студентам педагогических специальностей заочной формы обучения и иностранным студентам. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ТЕМА 1 ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ Концепции происхождения воспитания: биологическая (Ш. Летурно) – инстинктивное стремление людей к продолжению рода; психологическая (П. Монро) – инстинктивное стремление детей к подражанию; социально-экономическая (Ф. Энгельс) – трудовая деятельность людей и формировавшиеся общественные отношения; антропосоциогенеза – соединяет все толкования причин возникновения воспитания. Цель первобытного воспитания – целенаправленная передача подрастающему поколению социально-исторического опыта: знаний, умений, навыков. Характерные черты первобытного воспитания Воспитание носило общественный характер. Воспитывали в духе подчинения интересов индивида интересам общины. Всем детям давалось равное воспитание. Первобытное воспитание носило практический характер, оно возникло в процессе труда, и его роль возрастала по мере усложнения трудовой деятельности людей, имело место различие лишь по признакам пола. Умственное воспитание не было отделено от трудового и входило органической частью в общую воспитательную работу. Детей вооружали не только трудовыми умениями и навыками, но и приобщали к традициям и обычаям рода, знакомили с преданиями, верованиями, что являлось источником нравственного поведения. Структурными элементами первобытного воспитании были: потребности, способности, знания, умения, навыки, оценочные суждения, нравственные и религиозные представления. Приемами передачи опыта являлись: подражание, наставление, упражнение, игра. Первобытное воспитание предложило два варианта формирования новых поколений: свободное воспитание (физические наказания применялись редко) и через систему инициаций (посвящение во взрослые члены социума). Важной чертой воспитания была его высокая эффективность и результативность. К 9–11 годам дети овладевали важнейшими элементами общественной жизни и вели себя как взрослые члены общины. Первобытное воспитание показало важную роль воспитателя, функции которого выполнял самый опытный и мудрый член родовой общины. Шло становление педагогической деятельности. Первобытное воспитание стало фундаментом всей последующей педагогической практики человечества. Зарождение имущественного и социального неравенства, дробление общин на семьи как самостоятельные хозяйственные ячейки обусловили изменение характера воспитания: из всеобщего, равного оно стало семейно-сословным; меняются цели воспитания (интеллектуальное для жрецов, военно-спортивное для дружинников, трудовое для основной массы населения); воспитание утрачивает свою естественность; детей готовят к будущей жизни; изменяются методы воспитания; возрастает роль наказаний. ТЕМА 2 ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Начало истории школы и воспитания восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока (III–II тыс. до нашей эры). Школа и воспитание в этот период развивались под влиянием экономических, социальных, культурных, этнических, географических факторов. Центрами воспитания и обучения в древних цивилизациях были семья, церковь и государство. Воспитание стало определяться общественным и имущественным состоянием человека. Оно все более отрывалось от интересов и потребностей детей, превращалось в подготовку детей для будущей взрослой жизни. Начал складываться новый социальный институт – школа. Своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культа, так как религия была носителем идеалов воспитания и обучения. В этот период речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации стали заменяться собственно письменностью: клинописной и иероглифической. В странах Древнего Востока (Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, Китай) получили развитие 3 основных типа школ: жреческие, которые создавались при храмах и готовили служителей культа (преподавались чтение и письмо, основы религиозного культа, арифметика, геометрия, астрология); дворцовые, которые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати – элиты общества; школы писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворить нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строительстве ирригационных сооружений. Месопотамия. Первые школы появились в 3-м тысячелетии до н.э. в государствах в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Вавилон, Ассирия). Они имели практическую направленность: готовили писцов, землемеров и других специалистов для организации хозяйственной и административной жизни государства. Их называли эдуббы (дома табличек). В школах обучались лишь мальчики. Обучали грамматике, математике, астрономии, музыке, «Законам Хаммурапи» – своду правил жизни и воспитания детей. Позднее в программу эдуббов вошли: философия, литература, музыка, история, геометрия, право, география. В I тыс. до н.э. появились эдуббы для девушек из знатных семей. Древний Египет. Школьное обучение зародилось в III тыс. до н.э. Существовало несколько типов школ: жреческие, в которых помимо грамоты изучали право, астрономию, астрологию, медицину, давалось религиозное образование; военные школы для детей египетской знати, из которых готовили начальников войск; школы писцов, в которых обучались мальчики с 5 до 16 лет. Овладение грамотой было трудным процессом: заучивали не менее 700 иероглифов, хором читали текст, выполняли письменные упражнения. Древняя Индия. Школы создавались для высших сословий: брахманов и кшатриев. Дети обучались с 6 до 22–24 лет. Изучали грамоту, религиозные тексты, философию, учили красноречию. После окончания школы брахманы становились жрецами, а кшатрии получали специальную военную подготовку. Каста вайшьев училась сельскохозяйственным работам и ремеслам. На развитие воспитания и обучения влияла не только кастовость, но и религиозная идеология: индуизм, буддизм. Программа обучения состояла в пересказах «Вед», обучении чтению и письму. В программу повышенного образования входили: поэзия, литература, грамматика, философия, математика, астрономия. Древний Китай. Первые школы появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались «сян» и «сюй». «Сян» возникли в местах прибежища для престарелых, которые обучали и наставляли молодежь. В «сюй» поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных родителей. Школьное обучение начиналось с 6–7 лет. Сыновья знатных родителей получали домашнее воспитание. В основе всей системы образования Древнего Китая лежало этико-политическое учение Конфуция (551–479 до н.э.). Конфуций создал свою школу, в которой, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. человек. Главная часть учения Конфуция – тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. Под влиянием учения Конфуция образование в Китае приобрело в основном гуманитарный характер. ТЕМА 3 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ Характерные черты воспитания в рабовладельческую эпоху: воспитание выделяется как самостоятельная функция государства; происходит дифференциация воспитания, отделение умственного воспитания, ставшего привилегией господствующих классов, от трудового, являвшегося уделом низших сословий; воспитание детей имущих классов осуществляется в особых учебно-воспитательных учреждениях (школах); основной, но не единственной стороной воспитания становится обучение; физический труд полностью исключен из жизни школьников; дети рабов, ремесленников, мелких землевладельцев остаются вне организованной системы воспитания. Известными системами образования в античном мире стали спартанская, афинская, римская. Спартанская система воспитания. Цель воспитания – формирование мужественного воина, защитника земельной аристократии. Существовала государственная система образования. До 7 лет мальчики получали семейное воспитание, с 7 до 18 воспитывались в агеллах, занимаясь физическими и военными упражнениями. Умственному воспитанию отводилось незначительное место. С 18 до 20 лет юноши учились в эфебии. Девушки также получали военно-физическое воспитание. Афинская система воспитания. Цель воспитания – формирование гармонически развитой личности («калокагатия»). До 7 лет мальчики воспитывались в семье. В 7 лет поступали в школы грамматиста, а затем или одновременно в школы кифариста. В 13–14 лет переходили в палестру. Наиболее обеспеченные учились в гимнасиях. С 18 до 20 лет юноши обучались в эфебии. Афинские школы были в основном частные. Девушки получали семейное воспитание. В Древней Греции зарождается педагогика как особая часть философии. Утверждалось: «Кто не философ, да не войдет в педагогику». Вопросы воспитания рассматривали известные философы Древней Греции Сократ, Платон, Аристотель и др. Сократ (469–399 гг. до н.э.). Цель воспитания по Сократу «Познай самого себя». Впервые применил метод наводящих вопросов (сократический метод). Педагогическим принципом Сократа стал отказ от принуждения и наказания. Считал убеждение самым эффективным методом воспитания. Платон (428–347 гг. до н.э.), ученик Сократа. Цель воспитания по Платону – формирование души и тела наипрекраснейшими и наилучшими. Считал воспитание общественной функцией государства. Сторонник гуманного отношения к детям. Выдвинул идею дошкольного воспитания, высказал мысль о трех ступенях образования. Основал свою школу (Академию). Главные произведения: «Государство», «Законы». Аристотель (384–322 гг. до н.э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Цель воспитания по Аристотелю – всестороннее развитие личности. Воспитание – средство укрепления государства. В нравственном воспитании на первое место ставил активность, деятельность, упражнения. Высказал мысль о природосообразности воспитания, предложил свою возрастную периодизацию. Основал философскую школу (Ликей). Главные произведения: «Политика», «Этика». Римская система воспитания. Имела ярко выраженный гражданский характер. Цель воспитания – подготовка активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства. Была представлена следующими типами школ: элементарные, грамматические, риторические. Вопросы воспитания рассматривались в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96). Сторонник ненасильственной педагогики. Открыл в Риме риторическую школу. Обосновал три метода обучения и воспитания: подражание, наставление, упражнение. ТЕМА 4 РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЭПОХУ СРЕДНИХ ВЕКОВ В V–VI вв. в Западной Европе формируется новая феодально-крепостническая формация. Идеологической опорой правящих классов стала церковь, которая захватила монополию на все сферы жизни, в том числе, и на образование. И форма и содержание образования в этот период определялись церковью. Основными типами школ в период раннего средневековья стали: приходские, монастырские, соборные. Обучение длилось от 7 до 15 лет. Языком обучения был латинский язык. В школах изучались тексты Священного Писания и комментарии к ним. В монастырских и соборных школах преподавался комплекс 7 свободных наук: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка), изучались сочинения Овидия, Горацио, Цицерона. Боэцием в VI в. были созданы учебники по всему комплексу свободных наук, которыми пользовались до XVIII века. Основным методом обучения в церковных школах стала зубрежка. В школах царила строгая дисциплина, широко использовались физические наказания. Параллельно церковному образованию развивалась светская система образования – рыцарское воспитание. Система рыцарского воспитания включала в себя формирование 7 добродетелей: езда верхом, плавание, охота, фехтование, метание копья, игра в шахматы, стихосложение. Постепенно складывалась система женского воспитания. Девушек из знатных семей воспитывали дома или отдавали на воспитание в женские монастыри. Грамотность среди девушек была выше, чем среди рыцарей. Дети крестьян оказались вне организованной системы воспитания, воспитывались в семье, оставались в невежестве и темноте. В XII–XIII вв. в связи с развитием городов, ремесел, торговли появляются учебные заведения светского типа, сочетавшие общее образование со специальным: (медицинская школа в Солерно, юридическая школа в Падуе); создаются университеты (Оксфордский, Кембриджский, Пражский). В XV веке в Европе было около 50 университетов. Традиционными факультетами были: артистический (подготовительный, на нем изучались «семь свободных наук»), богословский, юридический, медицинский. В XIII–XIV вв. в городах появляются новые школы для городских сословий: цеховые (для детей ремесленников) и гильдейские (для детей купцов). Их характерной чертой стало обучение на родном языке и практическая направленность обучения. Постепенно все многообразие школ оформляется в 3-х ступенчатую систему: начальная школа, школа II ступени (латинская школа), университет. В XIV–XVI вв. Европа вступает в эпоху Возрождения (Гуманизма). Начинается увлечение античностью. Главной педагогической идеей этой эпохи стала идея гармонического развития личности. Представители эпохи Возрождения (М. Монтель, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла) обосновали новые подходы к воспитанию: задача школы – развитие личности и подготовка к практической деятельности; основу образования должно составить изучение природы и античной культуры; пассивное обучение нужно заменить самодеятельностью ученика; использовать новые методы обучения (экскурсии, игры, уроки на природе); суровое феодальное воспитание заменить мягким, любовным отношением к детям, запретить телесные наказания; обучать на родном языке. Эти идеи нашли практическое воплощение в школе радости Витторино да Фельтре (1420, г. Мантуя). В эпоху Возрождения складывается новый тип общего среднего образования (классический), основу которого составило изучение латыни, древнегреческого языка, античной культуры. Основным учебным заведением классического образования стала гимназия (1538, Страсбург). В XV – XVI вв. важным фактором развития новых идей стала Реформация (Лютер, Цвингли, Кальвин), которая выступила против папского полновластия. Основными педагогическими идеями Реформации стали: всеобщее элементарное образование и обучение на родном языке. Перед начальной школой ставилась задача – научить читать и понимать Библию; перед средней школой – подготовить кадры интеллигенции и квалифицированного чиновничества. В борьбе с Реформацией католическая церковь использовала орден иезуитов (основан И. Лайолой в 1534г.). Средствами борьбы с Реформацией иезуиты считали образование и воспитание юношества. Иезуиты создали свою систему воспитания, цель которой – воспитать преданность католической церкви, безусловное послушание, умение говорить и спорить. Главными средствами воспитания были надзор и соревнование. В воспитательном процессе широко использовались театрализованные представления, конкурсы, школьное самоуправление. |