Курс лекций по тгп. Курс лекций по теории государства и права. Курс лекций по теории государства и права авторы В. М. Шафиров, И. Д. Мишина, А. А. Рудаков, В. Ю. Панченко
Скачать 1.66 Mb.
|
ТЕМА 9. ФОРМА ГОСУДАРСТВА 9.1 Понятие формы государства Термин «форма государства» традиционно употребляется для обозна- чения структуры государства. Форма государства отражает такие его аспекты как принципы построе- ния государственной власти, способы образования и взаимодействия высших государственных органов, методы осуществления властных полномочий. Форма конкретного государства зависит от исторических условий его возникновения и развития, территории государства и других факторов. Обычно выделяют три основных элемента из которых складывается форма государства: форма правления, форма государственного устройства и государственно-правовой режим. 9.2 Форма правления Форма правления отражает основные закономерности организации верховной государственной власти в стране. Она показывает как формиру- ются высшие государственные органы, как между ними распределяются пол- номочия, определяет принципы их взаимоотношений между собой. Различают две формы правления: монархия и республика. Монархия – это такая форма правления, при которой вся полнота госу- дарственной власти принадлежит одному лицу, представляющему правящую династию и передаётся по наследству. Власть монарха может быть безграничной (абсолютной) или ограни- ченной каким-либо органом. Как следствие выделяется две разновидности монархий – абсолютная и ограниченная. Для абсолютной монархии харак- терно сосредоточение в одних руках законодательной, исполнительной и су- дебной власти. Монарх создаёт и изменяет обязательные для исполнения на территории государства правила поведения, по своему усмотрению форми- рует государственный аппарат, самостоятельно распоряжается государствен- ным бюджетом, представляет государство на международной арене, высту- пает высшей судебной инстанцией и др. Современной абсолютной монархи- ей является Саудовская Аравия. В ограниченных монархиях управление страной осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Существование монар- 99 ха в таких странах скорее дань традициям, истории. Монарх не имеет зако- нодательной власти, хотя подписывает принятые законопроекты. Он может накладывать вето на законопроект, принятый парламентом, но вето может быть преодолено повторным голосованием. Монарх представляет государст- во на международной арене, участвует в международных переговорах. Огра- ниченная монархия представлена такими современными государствами как Великобритания, Швеция, Япония и др. Республика – это такая форма правления, при которой верховная госу- дарственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определённый срок населением, имеющим избирательные права. Для рес- публики характерно разделение власти как минимум на три ветви: законода- тельную, исполнительную и судебную. Между этими ветвями власти суще- ствует так называемая система сдержек и противовесов, при которой в руках одного государственного органа не может быть сосредоточена вся полнота власти. Республики бывают президентскими, парламентскими (парламентар- ными) и смешанными (полупрезидентскими). В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, а управление страной осуществляет президент. Президент является главой государства и главой правительства. Он, как правило, назначает состав правительства по своему усмотрению и председательствует на его заседаниях. Правительство ответст- венно только перед президентом. Голос президента имеет решающее значе- ние при принятии решений. Президента избирает непосредственно населе- ние, либо избирательная коллегия. Он имеет право принимать участие в за- конотворческой деятельности – предлагать законопроекты и налагать вето на закон, принятый парламентом. Парламент не может быть распущен прези- дентом. В свою очередь парламент не может принять решение об отставке правительства. К президентским республикам относятся США. В парламентарной республике законодательная власть принадлежит парламенту. Парламент избирает президента, который осуществляет управ- ление страной вместе с правительством. Последнее формируется из предста- вителей политической партии, получившей большинство мест в парламенте. Президент не может по своему усмотрению формировать или изменять его персональный состав. Программы правительства одобряются парламентом, которому оно подотчётно. Парламент может объявить вотум недоверия все- му правительству или отдельным его членам, в результате чего они должны уйти в отставку. Смешанные республиканские формы правления сочетают в себе черты президентской и парламентарной республик. Президент избирается без уча- стия парламента прямыми выборами. Правительство формируется президен- том и возглавляется председателем правительства (премьер-министром), ко- торый назначается на должность президентом при одобрении его кандидату- 100 ры парламентом. Правительство несёт ответственность и перед парламентом, и перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правитель- ству. В свою очередь правительство может поставить перед парламентом во- прос о доверии себе. К смешанным республикам относится современная Франция, Россия и ряд других государств. 9.3 Форма государственного территориального устройства Кроме формы правления в структуру формы государства входит форма государственного устройства. Она характеризует распределение государст- венной власти между центром и частями государства. По форме государст- венного устройства выделяются унитарные, федеративные и конфедератив- ные государства. Унитарное государство – это такая форма государственного устройства, в которой части (территории) государства не обладают признаками государ- ственности. Такие государства делятся на административно-территориальные единицы (области, провинции и т.д.). В зависимости от объёма предостав- ленных полномочий различают унитарные централизованные и децентрали- зованные государства. Централизованные унитарные государства характери- зуются управлением из центра или через назначенных центром чиновников. Децентрализованные унитарные государства характеризуются широким объ- ёмом полномочий, предоставленных отдельным территориям и хорошо раз- витым местным самоуправлением. Федерация – это такая форма государственного устройства, при которой части государства (субъекты) обладают признаками государственности. От- ношения между федеративным государством и его частями закрепляются в юридических источниках. Чётко распределяется компетенция между федера- цией и субъектами федерации. Законодательные акты могу приниматься не только федеральными органами, но и органами субъектов федерации. Вся система государственных органов строится как минимум по двухзвенному принципу (органы власти федерации и субъектов федерации). Конфедерации – союзы государств, созданные для достижения опреде- лённых политических, экономических, военных и иных целей. В конфедера- ции могут создаваться высшие органы власти, однако объём их полномочий ограничен целями, ради которых они созданы. Конфедерации представляют собой неустойчивые образования. После выполнения поставленных в момент образования целей, конфедерация или распадается или преобразуется в фе- дерацию. 101 9.4 Политический режим Важное место в структуре формы государства занимает политический режим, который представляет собой совокупность приёмов, способов и ме- тодов при помощи которых осуществляется государственная власть. Политический режим зависит от методов осуществления государствен- ной власти. Если это методы убеждения, согласования, если принуждение применяется только в крайних случаях, то налицо прогрессивный политиче- ский режим. Разновидностями политических режимов являются демократические и антидемократические. При демократическом политическом режиме высшие органы государ- ственной власти обладают доверием населения, власть реализуется правовы- ми способами в его интересах. Здесь права и свободы человека и гражданина обеспечены, действует принцип законности. В антидемократических режимах власть осуществляется диктатор- скими насильственными методами, права и свободы не обеспечены, действие закона ограничено. ТЕМА 10. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 10.1 Понятие, признаки и природа гражданского общества. Этапы становления В современной литературе под гражданским обществом понимается внегосударственная часть общества, система экономических, духовных и других «частных» общественных отношений, относительно независимых от государства. К признакам гражданского общества можно отнести: во-первых, достаточно высокую степень самоорганизации и струк- турированности общества (которая предполагает наличие хорошо развитой системы независимых от государства общественных организаций, движений (в том числе религиозных), не вмешивающих в государственно-властную сферу, ориентированную на удовлетворение частных (неполитических) по- требностей людей); во-вторых, высокую степень развитости общей и правовой культу- ры, обусловливающую гражданскую активность членов общества (что вы- 102 ражается в способности граждан (членов общества) самостоятельно дости- гать социально-значимые цели, а также защищать собственные интересы); в-третьих, закрепленность системы личных, социально- экономических, духовных прав и свобод личности; в-четвертых, наличие эффективно функционирующего механизма за- щиты (государственной) прав и законных интересов граждан, в том числе и от самого государства (что предполагает, в первую очередь, наличие разви- той судебной системы). Кроме названных признаков в литературе можно встретить и такие характеристики гражданского общества как: демократизм, парламентаризм, социальная направленность государства и т.п. Основами (фундаментом) гражданского общества являются собст- венность, труд и семья. Право гражданина владеть, пользоваться и свободно распоряжаться принадлежащим ему имуществом (что составляет правомочия собственника) является важнейшей гарантией личной свободы человека, его независимости, способности самостоятельно принимать решения. Право частной собствен- ность закреплено статьей 35 Конституции Российской Федерации. Труд, как фундаментальная основа гражданского общества, выража- ется в праве свободно распоряжаться своими способностями к труду, выби- рать род деятельности и профессию (статья 37 Конституции), а также в праве на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 Кон- ституции). Семья представляет собой базовую ячейку гражданского общества. Разрушение института семьи влечет деструктуризацию общества, утрату им преемственности, самостоятельности. Часть 1 статьи 38 Конституции Рос- сийской Федерации отнесло материнство, детство, семью под защиту госу- дарства. Говоря об этапах становления гражданского общества необходимо отметить, что сам термин «гражданское общество» ходит к древнеримскому слову civitas, обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество рим- ских граждан. Член этой общины (civis — гражданин) был вместе с тем и субъектом римского гражданского права (ius civile). Слова civitas, civis, ius civile при этом имели синкретичный (слитный) смысл (без различения их по- литических и неполитических значений). В дальнейшем их неполитическое значение сохранилось в терминах «гражданское общество», «гражданское право», а политическое значение — в термине «гражданин». С позиций дифференциации социальных феноменов на политические и неполитические явления и соответствующих развитых представлений об обществе и государстве ясно, что античное «общество» (civitas в Риме и ана- логичные гражданские общины в древнегреческих полисах) было по своей 103 природе и характеру политическим сообществом, т.е., говоря современным языком, было государством, а не обществом. Политический характер имело и средневековое «общество», сослов- ное деление которого означало прямую дифференциацию государственно- правовых статусов разных сословий и их членов. В Новое время круг частных интересов и самостоятельности частного лица все более расширяется и начинает постепенно охватывать отношения собственности, производства и распределения, товарно-денежный оборот, вопросы отношения к религии, свободы совести, свободы мысли и т.д. Вме- сте с тем этот расширяющийся круг частных дел и интересов все более вы- свобождается от прямого воздействия сложившейся при феодализме полити- ческой власти и формируется в относительно самостоятельную сферу граж- данского общества. Основным субъектом этого гражданского общества был человек как частное лицо, бюргер, формирующийся буржуа. Такое гражданское (бюргер- ское) общество, которое начало складываться в условиях разлагавшегося феодализма, было по своей сути антифеодальным, ориентированным на ут- верждение нового строя, на признание свободы и автономии частного чело- века в качестве его естественного и неотчуждаемого права, на учреждение государства, соответствующего потребностям и требованиям гражданского общества. Понятие «гражданское общество» в приближенном к современному нам виде появилось уже в XVII в., в частности в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольта и др. Они не отождествляли гражданское общество с существующим государством или реальными формами государ- ственного правления. При этом они исходили из теории договорного проис- хождения государства, в основе которой лежала идея общественного догово- ра. Согласно этой теории, законно то правительство, учредить которое и по- виноваться которому все граждане согласились по своей воле. Сторонники теории договорного происхождения государства отождествляли гражданское общество и государство, если последнее, основанное на общественном дого- воре, выражает интересы граждан. Более четко провел различия между государством и гражданским об- ществом видный представитель немецкого просвещения XVIII в. В. фон Гумбольт. Он пришел к мысли о том, что сама государственная деятельность должна быть подчинена удовлетворению интересов и потребности человека. Несмотря на то, что эта мысль не получила у него развернутого обоснования, сам факт постановки подобной проблемы является чрезвычайно важным в истории изучения гражданского общества. Большой вклад в последовательную теоретическую разработку про- блем различения и соотношения гражданского общества и государства внес 104 Гегель. Он прямо отмечает качественную новизну гражданского общества как социально-исторического явления и понятия и по существу трактует гра- жданское общество как свободное общество, основанное на частной собст- венности. Проблема соотношения гражданского общества и государства доста- точно широко рассматривалась К. Марксом в работах, относящихся к 40-м и более поздним годам XIX в. Маркс пришел к четкому осознанию того, что в исследовании государства необходимо опираться на анализ гражданского общества. Не государство порождает общество, а наоборот, «в действитель- ности семья и гражданское общество составляют предпосылки государства, именно они являются подлинно деятельными». По мнению Маркса, гражданское общество, в котором частной собст- венности принадлежит решающая роль, порождает государство, являющееся результатом исторического развития семьи и гражданского общества, про- дуктом, их функционирования. Государство представляет собой политиче- ское установление, форму, организующую гражданское общество, общество частных материальных интересов, форму, которая внешне обнимая его цели- ком, на самом деле служит интересам собственников, господствующих клас- сов. Государство вообще не может существовать без таких предпосылок, как семья и гражданское общество. Сфера деятельности гражданского общества, по Марксу, не только экономика, но и культура, идеология и рожденные ими общественные дви- жения. Исследованию надстроечных явлений гражданского общества уделял большое внимание А. Грамши. Анализируя механизм господства буржуазии в первой половине XX в., он выделил три его составные части, три «общест- ва», следуя его терминологии: экономическое, политическое и гражданское. Совокупность тех частей надстройки, которые осуществляют функ- цию принуждения и прямого господства (военного, полицейского, правово- го), составляет «политическое общество». Однако в чистом виде, полагал Грамши, такое общество, соответствующее системе «охраны общественного порядка и соблюдения законов», не существует. Оно переплетается с той ча- стью надстройки, которая у него выступает под понятием «гражданское об- щество». Это совокупность всех тех рычагов и органов в государстве, позво- ляющая буржуазии осуществлять идейное и нравственное руководство под- чиненными классами, т.е. идеологическая надстройка общества. В 80-е годы появилась новая трактовка понятия «гражданское обще- ство», связанное с именами таких европейских политических мыслителей, как В. Гавел, Дж. Кин и др. Эти авторы ввели понятие «социалистическое гражданское общество». Например, английский политолог Дж. Кин предлагает более широкое представление о гражданском обществе, которое не сводится только к про- 105 блеме взаимоотношения между ведущими классами в рамках одной форма- ции. Он выходит на более общие, общецивилизационные проблемы. В их числе проблема демократизации общества, соотношения свободы и подчине- ния индивида обществу, становления нового типа свободы контролируемой и упорядоченной на основе политического разума. А. Арато, А. Уэйр и их единомышленники сегодня исходят из того, что гражданское общество – структура чрезвычайно сложная, представляет собой фундамент демократической общественной организации. 10.2 Структура гражданского общества Структура - это внутреннее строение общества, отражающее много- образие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и во- левую энергию общества, является человек с его естественными потребно- стями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязан- ностях. Составляющими частями (элементами) структуры гражданского об- щества выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними. Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем (подсистем), отражающих соответствующие сфе- ры его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономи- ческая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. Социальная система охватывает совокупность объективно сформиро- вавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первич- ный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий опре- деляющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Прежде всего здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обуслов- ленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как не- посредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объе- динениях и т.п.). Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, ра- сами). 106 Экономическая система представляет собой совокупность экономиче- ских институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализа- ции отношений собственности, производства, распределения, обмена и по- требления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственно- сти, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл об- щественного производства и потребления. В Российской Федерации призна- ются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципаль- ная и иные формы собственности. Отношения производства материальных и нематериальных благ со- ставляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудо- вые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят произ- водственные отношения, которые в силу своей специфики становятся неза- висимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элемен- тами экономической системы выступают частные, муниципальные, акцио- нерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальное предпринимательство. Отношения распределения, обмена, потребления общественного сово- купного продукта являются важной составной частью экономической систе- мы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы — социальной. Политическую систему общества составляют целостные саморегули- рующиеся элементы (организации) — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ни- ми. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, ме- жду государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место зани- мают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государст- венная) власть. Данные отношения, строго говоря находятся за пределами сферы гра- жданского общества, вместе с тем, помимо сугубо властных существует це- лая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественные организации, свободы слова, гарантий избиратель- ных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др., только рамками политической системы общества не ограниченные. 107 Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно- культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреж- дений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образо- ванием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обуслов- ливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообраз- ны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на че- ловека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопле- ние и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муници- пальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массо- вой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества. При характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность обще- ственных отношений и мера всех вещей. Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции). В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим факто- ром структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкреп- ленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой госу- дарственности, правового демократического общества. 108 10.3 Гражданское общество и государство Как уже было сказано, гражданское общество это система внегосудар- ственных общественных отношений и институтов, дающая возможность че- ловеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные по- требности, интересы и ценности членов общества. Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом це- лым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управ- ленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не со- прикасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает двой- ственное положение, частично переплетается с государственными структу- рами, а частично с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей дея- тельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно свя- заны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свобод- ных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения раз- нообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно- политической системы оказывает решающее влияние на характер и распре- деление власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцен- трирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономиче- ских, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизнен- ным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тож- дественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства. В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельно- сти сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и поли- тических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противо- 109 стоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государст- во, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграци- онные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазви- вающегося гражданского общества государство никогда не будет демократи- ческим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) человеческого общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных ас- пектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся со- ставными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни с другой. Гражданское общество первооснова политической системы, им обу- словливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества. В некоторых специфических ис- торических условиях, например, в рамках господства более развитых в поли- тическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс фор- мирования институтов гражданского общества под определяющим воздейст- вием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных инди- видов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности лю- дей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих со- вместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их по- требностей и интересов. Государство есть официальное выражение граждан- ского общества, его политическое бытие. Гражданское общество сфера про- явления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля опреде- ляется потребностями и интересами гражданского общества. Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и 110 др.) интересами определяет противоречия между государством и граждан- ским обществом. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса само- деятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший про- стор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демокра- тичнее политический строй, тем шире возможности для развития граждан- ского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности. Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации это общество с развиты- ми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными госу- дарством. Объективный подход в анализе социально-политической жизни требу- ет преодоления укоренявшейся долгое время в общественном сознании важ- ной идеи о полном отождествлении государства и общества. Такое представ- ление исключало саму постановку проблемы об их соотношении и взаимо- действии, по сути отвергало принципиальное признание приоритета граж- данского общества над государством. В контексте догматизированного тези- са о первенстве политики над экономикой обществознание и политическая практика невольно возвращались к идеалистической гегелевской формуле о государстве как определяющем элементе до отношению к гражданскому об- ществу. Безоговорочное отождествление государства с обществом в деятельно- сти руководящих субъектов в нашей стране поначалу в значительной степени объяснялось недостаточной развитостью экономических, социальных и ду- ховных сфер жизни для утверждения нового общественного строя. А затем сознательно насаждалось в качестве условия закрепления авторитарно- бюрократической системы. Теперь и предстоит осуществление очередной инверсии в отношениях между государством и обществом, что соответство- вало бы требованиям политической теории марксизма. Закрывает путь для адекватного понимания проблемы соотношения гражданского общества в го- сударстве нарождающийся новый, так сказать, демократический стереотип мышления. Становление гражданского общества рассматривается частью публицистов и даже политиков в ракурсе метафизического противопоставле- ния политической системе, вплоть до отрицания регулирующей и органи- зующей роли государства. Призывы к полному разгосударствлению эконо- мики и общественной жизни, отказ от необходимости утверждения в нашей стране регулируемого (а не стихийного) рынка, расцвет правового нигилиз- ма, падение дисциплины и порядка, оживление интереса к анархизму это и многое другое подтверждает сказанное. Мировой опыт свидетельствует, что становление и развитие гражданского общества и реформирование политиче- 111 ской системы, как и обратное, их стагнация, всегда взаимосвязанные процес- сы. Опыт нашей страны в этом отношении не исключение. Развитие современной России, преимущественно связываемое с общим процессом демократических преобразований, не может не вызывать опреде- ленных опасений. Командно-административная система, основанная на принципе демократического централизма, разрушена. Новая демократиче- ская, основанная на культуре правления, связанной с духовно- идеологическим единством государственной власти и самоуправления, как местного, так общественных организаций, не создана. Под сомнение ставится демократический потенциал реформ, осущест- вляемых в России. Аналитические прогнозы определяют политическую сис- тему России на рубеже 2020 г. как авторитарную. Утверждается, что подоб- ное развитие берет истоки из наших дней («срисованные сегодняшние рос- сийские реалии») и за 10-15 лет мало что изменится. Развивается система бюрократического централизма. Подобные выводы можно почерпнуть не только как мнения зарубежных специалистов. Российские государствоведы признают, что в Конституции России за- ложен не только демократический, но и авторитарный потенциал. Причем оба потенциала могут в одинаковой степени развиваться, имея совершенно равное право на развитие и отражение потребностей российского общества. Возникает парадоксальный вывод, согласно которому современный этап развития российского конституционализма связан с выявлением и раз- витием не столько ее демократического потенциала (особенно в вульгарно- либеральной трактовке понятия демократии), сколько в выявлении ее авто- ритарного потенциала. Высказывается мнение о том, что, возможно, мы даже запоздали с се- годняшней реформой, выстраивающей единую вертикаль исполнительной власти в России, реформой, которая отражает объективные потребности эко- номического, политического и социального развития российского общества, на повестке дня которого стоит вопрос о национальной безопасности, решае- мый в том числе и через обеспечение государственной безопасности. Для большинства граждан демократия не стала осознанной необходи- мостью, не стала понятной каждому на самом глубоком, личностном уровне. Развитие партийной системы как создание новых центров принятия решений и новых источников идеологии не стабилизирует кризисное напря- жение. В первую очередь необходимо обеспечить позитивное взаимодейст- вие публичных ветвей власти (государственной власти и местного само- управления) и институтов гражданского общества в пределах, обеспеченных реальной ответственностью, как внутри соответствующих институтов, так и перед гражданами (населением) с широкими полномочиями по осуществле- нию контроля за деятельностью всех, чья власть происходит от народа. 112 Опыт наиболее развитых стран свидетельствует о том, что становление рынка и первоначальный этап его функционирования никогда не проходили в условиях общественно-политической нестабильности, тем более хаоса и анархии, имеющих место в нашей действительности. В такие периоды стрем- ление «навести порядок» объективно требует усиления государственной вла- сти, сопровождающегося введением авторитарных форм правления. И лишь после того, как рынок обретает нормальный режим функционирования, а его субъекты освоили новые правила игры, наблюдалось постепенное смягчение давления власти, адекватное ему возвышение демократических институтов как основы гражданского общества. Реформы, осуществленные в России, носят порывистый, переменчи- вый, незавершенный характер. Актуальным остается мнение М.М. Сперан- ского, что «история России со времен Петра Первого представляет беспре- рывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непо- стоянство, или, лучше сказать, недостаток твердых начал, был причиною, что далее образ нашего правления не имеет никакого определенного виду, и мно- гие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разруша- лись, как возникали». Вместо эволюционной организации публичного управления - через са- моорганизацию снизу, предполагающую индивидуализацию, кооперацию, демократизацию, рационализацию, российский вариант основан на деинди- видуализации, концентрации, централизации, милитаризации. В основе взаимодействия «человек – общество» избран вариант - общество для чело- века, а человек для общества. Несомненен вывод о том, что традиционной для России является все- охватывающая государственная власть, de facto отождествляемая у нас с им- перией. «Империя», созданная народом России, не терпит по отношению к себе квалификаций уничижительных. Она есть высококачественный продукт ис- торического развития, представляющий властно консолидированный, дер- жавно-продвинутый социум, располагающий: а) развитой военно- бюрократической машиной; б) выраженной тенденцией к тем или другим формам ценностного идентитета (мощные единительные духоцентричные идейные комплексы). Избегать эрозии империи как института позволяет либо поддержание дисциплинарного тонуса общественных связей сверху, либо стимулирование самодеятельного, инициативного поведения населения снизу. В России в ос- новном и преимущественно опробован первый способ, связанный с примене- нием жестких технологий достижения станового единства. Универсальный гарант от смуты, провалов державности, отрабатывающийся непосредствен- но в завоеваниях, складывается в виде абсолютизма, военно-монархического, бюрократического централизма. 113 Вышеперечисленное приводит к парадоксальному выводу, что пер- спективы гражданского общества России необходимо связывать с укрепле- нием ее государственности. Именно государство обеспечит целостность Рос- сии. Речь идет о том, чтобы российскую государственность сделать цивили- зованно эффективной. Русской идеей в современной транскрипции является не решенная в отечественной истории гармонизация, взаимодействие человека (народа) и власти (государства) в рамках нации. |