Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.2 Сущность и определение правового государства

  • 11.3 Пути формирования правового государства в современной России

  • Курс лекций по тгп. Курс лекций по теории государства и права. Курс лекций по теории государства и права авторы В. М. Шафиров, И. Д. Мишина, А. А. Рудаков, В. Ю. Панченко


    Скачать 1.66 Mb.
    НазваниеКурс лекций по теории государства и права авторы В. М. Шафиров, И. Д. Мишина, А. А. Рудаков, В. Ю. Панченко
    АнкорКурс лекций по тгп
    Дата18.11.2021
    Размер1.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКурс лекций по теории государства и права.pdf
    ТипКурс лекций
    #275775
    страница9 из 21
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21
    ТЕМА 11. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
    11.1 Становление и развитие идеи правового государства
    В литературе нет единства мнений по поводу момента возникновения идеи правового государства.
    Так В.С. Нерсесянц усматривал корни идеи правового государства в античности. По его мнению, они проявлялись в следующих постулатах:
    - необходимость правового опосредования и оформления политических отношений;
    - признание необходимости соответствия действий власти требованиям вселенской (естественной) справедливости;
    - идея соединения «силы с правом» в государственных делах;
    - трактовка государства как согласованного правового общения людей и «общего правопорядка»;
    - связывание наилучшей формы государства с господством в обществе
    «среднего» элемента.
    Л.А. Морозова выделяет такие этапы развития концепции правового государства:
    - античный;
    - естественно-правовой (эпохи Просвещения);
    - немецкий (первая половина XIX века);
    - современный (XX век).
    А.Н. Соколов отмечает, что классическая немецкая идея правового го- сударства как программа, ограничивающая государство рамками конститу- ции и правовых законов, возникла в эпоху «права разума» (конец XVIII века
    – первая половина XIX века), затем в течение второй половины XIX века и первой половины XX развивалась в русле догматизации и формализма и, на- конец, начиная с конституции ФРГ 1949 года обретает новое гуманистиче- ское демократическое звучание.

    114
    Большинство исследователей признает, что концептуально конструк- ция правового государства получила оформление («rechtsstaat») получило в немецкой юриспруденции первой половины XIX века.
    Идейным отцом концепции правового государства считается Имману- ил Кант, который указывал, что «величайшая проблема для человеческого рода ... достижение всеобщего гражданского общества» и рассматривал «го- сударство в идее» как объединение множества людей, подчиненных право- вым законам».
    Неясно до конца, кто первый из немецких ученых использовал это по- нятие, но считается, что это было сделано Т.К. Велькером в 1813 году, а в
    1832 году Роберт фон Моль ввел данный термин в научный оборот. С того времени данный термин прочно вошел в арсенал юристов и политиков кон- тинентальной Европы.
    В англоязычных правопорядках он практически не используется, в ка- кой-то мере его заменяет термин «господство права» («rule of law»).
    Появившись в Германии, доктрина правового государства (в противо- поставлении полицейскому государству) завоевала популярность в других европейских государствах и стала общим достоянием европейской юриспру- денции XIX века. Развитие теории происходило за счет «развертывания ее общечеловеческого потенциала» (В.Н. Княгинин): государственная власть должна ограничиваться не любым законом, но только демократическим, га- рантирующим неотъемлемые права личности.
    В России развитие идеи правового государства было связано с буржу- азными реформами второй половины XIX века – начала XX и становлением капиталистических отношений. Идея правого государства поддерживалась ориентированными на Западный путь развития философами и правоведами
    (В.М. Гессен, П.А. Покровский, Н.И. Палиенко, С.А. Котляровский, Б.А.
    Кистяковский и др.).
    Отдельные элементы внедрения концепции правового государства в жизнь были связаны с судебной реформой Александра II, преобразованиями в организации государства, связанными с Революцией 1905-1907 гг. Шанс начать полноправную реализацию проекта правового государства в России был упу- щен после Февральской революции, что во многом было связано с его несоот- ветствием конкретно-историческим интересам подавляющей части российского общества (крестьянства и рабочих) и явным прозападным и прокапиталистиче- ским содержанием.
    В СССР концепции правового государства не находилось места в системе официальной правовой идеологии до тех пор, пока легитимность существую- щего государственно-правового и общественного устройства не ставилась под сомнение.
    Когда же в конце 1970-х – начале 1980-х гг. возникли первые симптомы идеологического кризиса, стали предприниматься попытки в качестве опоры

    115 пошатнувшихся основ советского строя использовать идею социалистического правового государства как государства «строгой социалистической законно- сти».
    Вместе с тем, увеличение интереса к исследованию правового государст- ва объективно способствовало критике (порой конструктивной, но иногда про- сто огульной) существующего общественно-государственного устройства, по- скольку доктрина правового государства была ориентирована на рынок, капи- тализм, индивидуализм, примат прав и интересов индивидуума перед правами и интересами общества и государства, что противоречило модели советского жизнеустройства.
    После же реставрации капиталистических отношений в постсоветской
    России конструкция правового государства была закономерно воспринята в ка- честве одной из основ легитимации правопорядка, возникшего в результате Ре- волюции 1990-х. В Конституции 1993 года Россия прямо провозглашена право- вым государством.
    11.2 Сущность и определение правового государства
    Прежде всего, отметим наличие в юриспруденции различных подхо- дов к ценности конструкции правового государства. Позиции по поводу от- ношения к концепции правого государства условно можно сгруппировать следующим образом:
    1) отрицание ценности идеи правого государства, причем основания такой позиции могут быть разделены, как минимум, на две группы: а) термин «правовое государство» есть плеоназм, он не несет самостоя- тельной смысловой нагрузки, так как в любом государстве существует право
    (Г. Кельзен); б) концепция правового государства есть буржуазный обман, создан- ный для манипулирования интересами трудящихся и сохранения сущест- вующего статус-кво в капиталистическом обществе (марксистко-ленинская теория государства и права).
    2) признание самостоятельной значимости идеи правого государства, сторонники которой также в свою очередь (достаточно условно) могут быть разделены на две группы: а) сторонники узкого «легалистского» (умеренного) подхода, для кото- рых правовое государство – это такое государство, в котором и для власт- вующих, и для подвластных правовые законы являются обязательными и должны строго и неукоснительно соблюдаться (большинство немецких авто- ров первой половины XIX века);

    116 б) приверженцы широкого (радикального) подхода, утверждающие, что правовое государство – это государство господства в обществе права как во- площения справедливости и свободы, признающее и гарантирующее права и свободы личности (прежде всего – от самого государства), построенное на демократических принципах, в котором в поной мере реализована теория разделения властей, создана эффективная система сдержек и противовесов
    (С.С. Алексеев, Л.С. Явич, В.С. Нерсесянц и др.).
    Так «узкое» понимание правового государства ставит минимальные требования к его содержанию и позволяет «перевести проблему данного го- сударства из области теоретических рассуждений в область практической деятельности по подготовке и принятию законов, обеспечению их эффектив- ной реализации». Но в этом случае «правовым» может объявить себя любое государство, даже такое, которое использует закон для античеловеческих целей, как это было сделано в нацистской Германии и фашистской Италии.
    «Широкий» взгляд на правовое государство, безусловно, создает теоре- тическую основу, позволяющую оградить данную концепцию от такого ис- кажения, но, с другой стороны, он вследствие мощной идеологической «на- качки» предоставляет возможность для манипулирования сознанием граж- дан, поскольку может происходить незаметная подмена конкретно- исторической модели правового государства идеалом правового государства как государства совершенного воплощения свободы и справедливости.
    В учебной литературе можно встретить следующие определения пра- вового государства:
    - правовое государство – это государство, деятельность которого осу- ществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и ох- раняет характерные для либеральной идеологии права и свободы граждан
    (А.Ф. Черданцев);
    - правовое государство - организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражда- нина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (А.В. Маль- ко)
    - правовое государство есть форма осуществления народовластия, по- литическая организация граждан, функционирующая на основе права, инст- румент защиты и обеспечения отечественным либерализмом прав, свобод и обязанностей каждой личности (С.А. Комаров);
    - правовое государство – это государство, которое характеризуется ре- жимом конституционного правления, развитой правовой системой и верхо- венством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, которые гаран- тируют правовую защищенность и безопасность личности, активное и бес-

    117 препятственное использование принадлежащих ей прав и свобод (В.И. Чер- вонюк);
    - правовое государство одна из высших социальных ценностей, при- званных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности в либеральном понимании (В.В. Лазарев).
    Из этих и других определений вытекает, что главная идея, принцип правового государства – обеспечение и защита прав и свобод человека и гра- жданина.
    Понятие «правовое государство» отражает политико-правовые свойст- ва государств индивидуалистического типа, которые в других науках имену- ются открытыми обществами, буржуазно-демократическими государствами, промышленным типом общества.
    Основными чертами правового государства являются, на наш взгляд, следующие.
    1) Верховенство правового закона, которое проявляется, как минимум, в следующем:
    - закон, принятый референдумом или парламентом, должен находиться во главе иерархии источников права;
    - закон может быть применен прямо и непосредственно;
    - в правоприменении соблюдается принцип: lex superior derogot legi interior, что означает необходимость для судьи и иного правоприменителя в случае противоречия нижестоящих и вышестоящих источников права руко- водствоваться вышестоящими (подчеркнем, что для полной реализации дан- ного принципа должен учитывать примат источников международного права над внутринациональным законодательством);
    - не каждый закон может претендовать на статус правового: напри- мер, в соответствии с либеральной правовой теорией правовым может быть только закон, не умаляющий права и свободы человека и гражданина.
    2) Взаимная ответственность личности и государства. Гражданин вы- ступает перед государством субъектом подавляющего большинства возмож- ных видов ответственности, включая и уголовную; государство же должно отвечать перед гражданином, во-первых, в рамках конституционного судо- производства (путем лишения юридической силы акта, признанного некон- ституционным); во-вторых, в рамках административного процесса - за неза- конные нормативные акты, решения, действия и бездействия своих органов и должностных лиц (отмена незаконных действий (бездействия), признание недействительными решений, признание недействующими и недействитель- ными НПА); в-третьих, в гражданско-правовом порядке, возмещая причи- нённый личности вред.
    3) Развитые гарантии прав человека и гражданина. Личности должна быть обеспечена возможность состязания с государством на всем фронте за- щиты ее прав и свобод. Данный признак особенно популярен в немецких ис-

    118 точниках, в которых в набор процессуальных гарантий включают: институт конституционной жалобы; сформированность, четкость, демократизм адми- нистративного процесса; запрет обратной силы законов, ухудшающих поло- жение привлекаемого к ответственности лица; всеохватывающая судебная защита гражданина от незаконных судебных актов; право на обязательное выслушивание в суде каждого.
    4) Различие в типах правового регулирования деятельности личности и государства. Для человека преобладает принцип: «не запрещенное законом, дозволено», для государственных органов и должностных лиц, напротив:
    «запрещено все, что не разрешено».
    5) принципа разделения власти и наличия системы «сдержек» и «про- тивовесов» в устройстве государства, что создает определенные препятствия для сосредоточения всей полноты государственной власти в одних руках.
    6) наличие развитого гражданского общества, основанного на западных индивидуалистических ценностях с высоким уровнем социальной мобильно- сти, толерантностью и доверием как социальных добродетелей, готовностью к «борьбе за право» (Р. Иеринг).
    В.Н Княгинин предлагает разделить признаки правового государства на следующие группы.
    1) «Содержательные признаки» - характеризующие статус человека в государстве, роль последнего в установлении и защите прав его граждан. К числу таких признаков относятся прежде всего:
    - объем закрепляемых в источниках права прав, свобод и законных ин- тересов граждан. Общее количество этих прав и свобод постоянно расширя- ется при сохранении некоторой константы: право на жизнь, гражданство, личную свободу, собственность, свободу совести, слова, ассоциаций, пере- движений и т.д.;
    - равенство граждан перед законом и судом, их равноправие. Юридиче- ское равенство, пришедшее на смену сословным привилегиям, является, по- жалуй, одним из самых замечательных завоеваний нового времени. Слова
    «Свобода, Равенство и Братство», начертанные на знамени Великой фран- цузской революции, были положены в основу нового мировоззрения общест- ва, которое сменило религиозное мировоззрение средневековья и стало иметь в качестве своей парадигмы, ведущей идеи идею юридического равенства всех людей;
    - возможность использования гражданином своих субъективных прав, если это не нарушает аналогичные права других людей;
    - взаимная ответственность гражданина и государства, корреспонден- ция их прав и обязанностей. Например, п. 2 ст. 15 Конституции РФ преду- смотрел помимо прочего обязанность граждан России соблюдать Конститу- цию и законы, их нарушители должны нести юридическую ответственность.
    В то же время ст. 18 Конституции устанавливает обязанность государства

    119 обеспечить защиту прав и свобод гражданина и человека, поддержку право- мерного поведения.
    2) «Формально-юридические признаки», они характеризуют совокуп- ность юридических средств, механизмов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан в государстве.
    К этим признакам относятся:
    - закрепление прав и свобод граждан в источниках права, прежде всего в Конституции и иных законах. При этом речь идет не просто об упоминании в тех или иных юридических текстах соответствующих прав и свобод, а о создании системы общих и специальных норм, устанавливающих порядок и пределы реализации данных прав и свобод. Например, конституционные нормы, закрепляющие систему прав и свобод человека и гражданина, детали- зируются текущим законодательством, положения которого в свою очередь конкретизируются подзаконными нормативными и индивидуальными право- выми актами;
    - обеспечение государственной защиты прав граждан, пусть даже и не закрепленных законодательно, но вытекающих из существующего правового порядка. В п. 1 ст. 17 Конституции РФ говорится, что государственной защи- те подлежат те права и свободы человека и гражданина, не только прямо предусмотренные данной Конституцией, но и вытекающие из общепризнан- ных норм и принципов международного права;
    - дозволительный порядок правового регулирования общественных от- ношений, при котором гражданину разрешено все, что не запрещено, а госу- дарству, его органам запрещено все, что прямо не разрешено;
    - законность как принцип реализации правовых актов, при котором подзаконные акты должны соответствовать законам, а те в свою очередь должны соответствовать основному закону - Конституции страны (ст.15
    Конституции РФ).
    3). «Организационные признаки», характеризующие строение правово- го государства, его внутреннюю организацию, механизмы взаимодействия государства и гражданина. К числу подобного рода признаков правового го- сударства прежде всего принадлежат:
    - разделение властей, по меньшей мере, на законодательную, исполни- тельную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Это позволяет добиться неза- висимости каждой из ветвей государственной власти и предотвращает ее узурпацию каким-либо органом или лицом. Разделение властей дополняется системой «сдержек и противовесов», позволяющей властям взаимно контро- лировать друг друга (конституционный судебный контроль, позволяющий в судебном порядке оспорить нормативно-правовые акты, если они противо- речат законам и Конституции; ответственное перед парламентом в парла- ментских республиках и монархиях правительство, деятельность которого зависит от парламентского «вотума доверия»; контрассигнатура или «скрепа-

    120 утверждение» принятых парламентом законов со стороны президента или монарха; и пр.);
    - конституционная ответственность высших должностных лиц государ- ства за выполнение своих обязанностей (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливается конституционная ответственность Президента России за не- надлежащее исполнение своих обязанностей), административная юстиция, дающая возможность гражданам оспорить в судебном порядке действия го- сударственных должностных лиц и органов (п. 2 ст. 46 Конституции РФ);
    - парламентаризм, выражающийся в наличии в государстве представи- тельного законодательного органа. Статья. 94 Конституции РФ гласит: «Фе- деральное Собрание - парламент Российской Федерации - является предста- вительным и законодательным органом Российской Федерации»;
    - демократизм, выражающийся в формировании высших органов госу- дарственной власти и управления посредством выборов гражданами, а также в действии институтов непосредственной демократии таких как, например, референдум (ст. 3, 32 Конституции РФ);
    - особая роль суда как высшей инстанции в государстве, разрешающей правовые споры (п. 1 ст. 118 Конституции РФ: «Правосудие в Российской
    Федерации осуществляется только судом»);
    - наличие у граждан юридико-технических и организационных средств защиты их прав (местное самоуправление, позволяющее гражданам решать свои местные дела на основе самоорганизации; наличие системы государст- венных органов, специализирующихся исключительно на защите прав граж- дан, например, уполномоченный по правам человека, органы защиты прав потребителей и пр.; право граждан на законодательную инициативу и т.д.).
    4). «Социально-политические признаки», т.е. признаки, раскрывающие социальную роль правового государства в обществе, соотношение этого го- сударства с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой и пр.). К таким признакам правового государства в том числе при- надлежат:
    - многопартийность, с одной стороны, обеспечивающая выражение многообразных политических интересов граждан, а с другой стороны, позво- ляющая последним на соревновательной основе воздействовать на деятель- ность государственного аппарата (п. 3 ст. 13 Конституции РФ);
    - экономическая свобода, выражающаяся в свободе труда, признании различных форм собственности (частной, государственной и муниципаль- ной), свободе предпринимательства (ст. 8, 9, 34, 35-37 Конституции РФ).
    Экономическая самостоятельность граждан образует основание их политиче- ской свободы в государстве;
    - демократическая политическая система, включающая в себя помимо уже упоминавшейся многопартийности также независимые средства массо- вой информации, которые дают гражданам возможность адекватно оценивать

    121 деятельность государства в целом, его отдельных органов и должностных лиц, а также публично выражать свое отношение к ним;
    - идеологический плюрализм, не допускающий принудительного навя- зывания обществу какой-либо одной идеологии, не подлежащей никакой критике (п. 1, 2 ст. 13 Конституции РФ);
    - прозрачность границ между социальными слоями, группами, возмож- ность включения в элиту для всех граждан в силу их личных качеств и уси- лий;
    - индивидуалистический тип культуры, ориентированный на личность, признание ее развития высшей ценностью для общества.
    11.3 Пути формирования правового государства
    в современной России
    В Конституции Российской Федерации указано, что Россия – правовое государство. Однако политико-правовая реальность позволяет сделать вывод, что это лишь декларируемая цель, до приближения к которой нужно сделать очень многое. Так Л.А. Морозова прямо указывает, что «в Российской Феде- рации пока что не удалось реализовать в полной мере ни один из основных принципов правового государства»
    8
    Но вначале следует признать ряд успешных преобразований в жизни современного российского общества на пути построения правового государ- ства:
    - немало сделано в области юридико-политической теории (прежде всего – построение концепций права «в человеческом измерении»);
    - связанность государства правом официально признана на уровне важнейших политико-правовых документов (Конституции 1993 года, Евро- пейской конвенции 1950 года «О защите прав человека и основных свобод»);
    - отменены некоторые одиозные правовые институты (прописки, ли- шения гражданства, высылки из страны);
    - развиваются формы защиты прав граждан, в законодательстве зафик- сированы правовые средства спора гражданина с государством (новые Граж- данский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы Россий- ской Федерации);
    - доктрина правового государства активно используется Конституци- онным судом Российской Федерации при толковании Конституции и при проверке на соответствие Конституции иных нормативных актов;
    8
    Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2003. С. 544

    122
    - в экономической сфере провозглашено равенство форм собственно- сти, свобода предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, на- логовое законодательство постепенно приобретает черты разумного;
    - в сфере организации формирования власти как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и федеральном уровне законодательные органы формируются на основе свободных выборов.
    Проблемы и перспективы. Однако построение правового государства в
    России столкнулось с рядом принципиальных положений, препятствующих построению правового государства:
    - противоречие между индивидуалистической, прозападной направлен- ностью в идее правового государства и господствующими в сознании боль- шинства населения коллективистскими, соборными ценностями. Причем в качестве модели правового государства в России была выбрана либеральная модель в ее самом раннем варианте, в наибольшей мере пропитанная протес- тантской этикой и духом капитализма. «В результате государство и закон были отстранены от регуляции экономических и социальных отношений и выполняли роль лишь «ночного сторожа». Основной формой функциониро- вания государства явились идеи индивидуализма и индивидуальной свободы.
    Все это привело к отчуждению свободы от равенства, что послужило оправ- данием подавления слабых более сильными конкурентами. Оказалось, что свободная игра рыночных сил, не ограниченных равенством, не может обес- печить социальную гармонию и справедливость… о том, что идеи либера- лизма в XVIII в. бездумно перенесены в наше время, говорят такие, ставшие фундаментальными, положения российской государственности, как: «рынок решит все», «либерализация цен – главный путь к капиталистическому раю», а главное – то, что государство самоустранилось от своих исконных функ- ций: регуляции экономических процессов и социальной защиты человека.
    Эти обстоятельства, как и во время кризиса правосознания прошлого века, вызвали (и не могли не вызвать) сомнения в самой идее построения правово- го государства и его институтов»(А.К Черненко).
    - противоречие между декларируемыми ценностями правового госу- дарства и реальной политико-правовой практикой. Тот же расстрел из танков в 1993 году Белого Дома никак нельзя оправдать с точки зрения теории пра- вового государства. И таких примеров масса: рост уровня коррумпированно- сти судей и чиновников, увеличение недоступности правовой защиты для обычного населения, стремительный рост преступности, наркомании, порно- графии заставляют задуматься здравомыслящего человека, знакомящегося с официальной правовой идеологией России, о том, а зачем ему необходимо правовое государство, если оно не может создавать и поддерживать порядка в обществе?
    - использование идеи правового государства в программе манипуляции сознанием населения, что дискредитирует данную идею;

    123
    - «принцип разделения властей проведен таким образом, что зако- нодательная власть не способна организовать действенный парламентский кон- троль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов»
    9
    ;
    - колоссальный разрыв в доходах наиболее бедных и наиболее богатых жителей России, создающий обоснованную социальную озлобленность и сею- щий зерна правового нигилизма (как может среднестатистический пенсионер рассчитывать на объективность суда при рассмотрении его спора со среднеста- тистическим олигархом?);
    - не преодолены в массовом сознании (а главное – в сознании законодате- лей и правоприменителей) правовой нигилизм и правовой идеализм, неразвито правовое образование граждан;
    - отсутствует эффективный механизм исполнения судебных решений.
    Перечень проблем на пути построения правового государства может быть продолжен и далее, пути их решение – пути становления правового го- сударства в России.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21


    написать администратору сайта