Курс лекций по тгп. Курс лекций по теории государства и права. Курс лекций по теории государства и права авторы В. М. Шафиров, И. Д. Мишина, А. А. Рудаков, В. Ю. Панченко
Скачать 1.66 Mb.
|
ТЕМА 8. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА 8.1 Теоретические основы и значение типологий государства Типология государств (можно рассматривать как разновидность классификации) – это методологический познавательный прием, связанный с мысленным расчленением идеального целого (понятия государства) на части (типы). В данном случае типология рассматривается как процесс по- знания государств. Одновременно типология государств – это результат процесса по- знания, представленный системой типов государств. Считается, что классификация оперирует эмпирическими (реальными) объектами, а типология оперирует идеальными объектами, т.е. абстрактными признаками. Значение типологии состоит в глубоком познании сущностно- содержательных признаков и закономерностей развития государств. Включение государства в ту или иную группу (типологический разряд или тип) означает распространение на него свойств соответствующего типа, таким образом информация идет не от специального опытного изучения, а от типологии. Она в сжатом, концентрированном виде содержит большие объе- мы информации, позволяет предсказать существование нового элемента, дать характеристику его важнейших свойств, показать направление развития во времени и дать характеристику предстоящего этапа. Использование типоло- гии позволяет все существовавшие и существующие государства дифферен- цировать на определенные группы (типы) и на основе этого познать сущ- ность, социальную направленность, степень прогрессивности конкретных го- сударств, определить стоящие у власти социальные группы, элиты, круг со- циальных интересов, защищаемых властью, установить тип социальной ор- ганизации общества, уровень духовно-культурного развития и т.д. Тип государства – это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств данной группы. Это важнейшая категория госу- дарствоведения. Она характеризует обобщенные черты этой группы, т.е. ти- пологические признаки. Типологические признаки – это черты и свойства сущностно-содержательного характера, на основе которых происходит деле- ние государств на типы. Эти признаки могут объяснить максимальное число других признаков (содержательных, структурных, формальных и др.). Следу- 90 ет помнить, что любая классификация и типология как ее разновидность, яв- ляется относительной, она упрощает, огрубляет, сглаживает особенности. Наиболее широко известны типологии государств на основе формаци- онного и цивилизационного подходов. Известны также десятки иных подхо- дов, которые позволяют конкретизировать знания о государствах. Так, М.Н. Марченко указывает на личностный подход, базирующийся на степени экономической, социальной, политической и духовной свободы человека (См.: Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко. М. Проспект. 1999. С.104). Другие авторы приводят много- численные типологии, называя их нетрадиционными (несмотря на то, что не- которые из них известны со времен античности). Различают типологии структурные (синхронические) и генетические (диахронические). Первые изучают государства в условно неподвижном, фиксированном виде, вне фактора времени, на некоторый данный момент и позволяют установить структуру, строение, элементы, связи между элемен- тами. Генетические типологии позволяют исследовать государство в разви- тии, сопоставить его высшие и низшие ступени развития, они связаны с фак- тором времени и поэтому их можно назвать периодизациям. 8.2 Основные исторические типы государства Одной из первых синхронических типологий является типология госу- дарств Аристотеля, который разделил все государства на основе признаков: 1) по количеству властвующих – правление одного, немногих и большинства; 2) по осуществляемым государственным целям – преследующие общее благо – правильные государства, остальные – неправильные. Совместив первый и второй признаки, возникает типология, в которой все государства делятся на правильные неправильные. Правильные: монархия, аристократия и полития; неправильные: тирания, олигархия, демократия (в данном случае власть чер- ни). Продолжить ряд синхронических типологий можно, взяв за типологи- ческий признак отношение государства к религии. По этому признаку все го- сударства делятся на атеистические, светские, клерикальные и теократиче- ские. В атеистических государствах религиозные организации запрещены и преследуются государством при его тотальном контроле и репрессиях в этой сфере жизни общества (социалистическая Албания, СССР) Светские госу- дарства не вправе контролировать сферу религиозной жизни граждан, рели- гия отделена от государства и образование от церкви, государство не вмеши- вается в дела церкви, но и церковь не выполняет никаких функций государ- ства, кроме удовлетворения религиозных потребностей населения (Германия, 91 Франция, Россия). В клерикальных государствах какая-либо религия имеет статус государственной, сотрудничество государства и церкви выражается в передаче церкви некоторых функций государства – регистрация рождений, браков, смерти; представительство в государственных органах, контроль сферы образования, воспитания, религиозная цензура средств массовой ин- формации; церковь получает налоговые льготы, субсидии от государства, а священники получают заработную плату (Великобритания, Норвегия, Шве- ция, Дания и другие). Теократические государства: государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии, глава государства и церкви представлены в одном лице, религиозные нормы являются основным источником права (Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и другие). По уровню развития права в обществе С.С. Алексеев разделяет все го- сударства на развитые и неразвитые. В неразвитых государствах право оста- ется придатком государственной власти, целиком зависит от его усмотрения. К таким государствам относятся рабовладельческие, феодальные, буржуаз- ные. В развитых государствах право выступает в качестве самостоятельного феномена, способного противостоять произволу государственной власти. К таким относятся государства демократические, правовые, социальные. К генетическим можно отнести типологию американского ученого Белла, который положил в основу деления производство и виды используе- мых знаний: прединдустриальные общество (и государство), индустриальное, где у власти стоят предприниматели, бизнесмены и менеджеры, постиндуст- риальное, где у власти стоят экономисты, социологи, математики, информа- тики. К генетическим типологиям относится и типология У. Ростоу, предло- жившего пять стадий экономического, социального и политического роста общества (см.: Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В., Матузова Н.И. М. Юрист. 1997. С.59). К генетическим типологиям относится формационный подход к типо- логии государств. Данный подход рассматривает историю развития общества как линейный, непрерывный, однонаправленный процесс последовательной смены общественно-экономических формаций от менее прогрессивной к бо- лее прогрессивной. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе произ- водства материальных благ. Общественно экономических формаций пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первая фаза коммунистической формации – социализм). ОЭФ состоит из экономического базиса и надстройки, важнейшими частями которой являются государство и право. Все надстроечные явления детерми- нируются типом экономического базиса (способом производства материаль- ных благ). Пяти известным ОЭФ соответствуют четыре исторических типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социали- 92 стическое государство и право. Они выражают классовую сущность и соци- альную направленность государственной власти, показывают, какой класс является экономически и политически господствующим, в чьих интересах осуществляется государственная власть. Смена исторических типов государ- ства происходит в результате социальных революций. Марксистское учение об ОЭФ было дополнено в ХХ веке представлением об «азиатском способе производства» и базирующемся на нем государстве восточного типа (восточ- ных деспотиях), типологические особенности которого заключаются в до- классовой структуре общества, сохранении общинной собственности на зем- лю и личной свободы крестьян. (Справедливости ради заметим, что первона- чально проблему азиатского способа производства, не вписывающегося в общую систему общественно-экономических формаций и классовой струк- туры общества, поставил сам К. Маркс). С точки зрения цивилизационного подхода история развития общества выглядит, в противовес формационному подходу, как прерывистый, дис- кретный процесс развития не связанных друг с другом цивилизаций. Цивили- зация, согласно А. Тойнби, есть замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью духовных, религиозных, культурных, исто- рических, языковых, хозяйственно-экономических и иных признаков. История всего общества представлена в виде развития многих цивилизаций, которые, подобно живому организму, рождаются, расцветают, увядают и умирают. Поэтому различаются мертвые, ушедшие в историю и живые цивилизации. Государства в цивилизациях детерминируются в первую очередь религией, системой ценностей, традициями, характером взаимоотношений с приро- дой, особенностями психологической самоидентификации, т.е. культурно- духовным комплексом. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Со- ответственно им, первичные государства являлись частью не только над- стройки, но и экономического базиса, обеспечивали функционирование хо- зяйственно-экономической и социальной сфер общества, выступали админи- стративно-командной системой по отношению к ним. К таким государствам относят древние Египет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, а также эллинские Спарту, Афины, Древний Рим. Вторичные государства возникают на основе и по примеру первичных. Они являются частью политической надстройки, не регулируют культурно- религиозный комплекс. Они не столь могущественны, долго сохраняют ар- хаичные черты, например, родоплеменную структуру общества. Сочетание царской власти с родоплеменными структурами характеризует варварские государства Западной и Восточной Европы, кочевые империи, домонголь- скую Русь. Государства Нового и Новейшего времени Западной, Восточной Европы, Северной и Южной Америки и другие современные государства от- носятся к этому же типу. 93 Наряду с типами государства различают виды государств: полицейское госу- дарство, мусульманское государство, сильное и слабое государство, имита- ционное государство (См.: Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебник. М. ИНФРА-М. 2006. Сс. 101-116). Выводы. В науке обосновываются разные критерии для типологий го- сударства: уровень развития государственных институтов, уровень развития права, степень свободы личности, источник государственной власти, отно- шение к религии, тип политического режима и другие. Все типологии имеют свои достоинства и недостатки. Применение различных типологий позволяет познать сущность государства глубоко и всесторонне. 8.3 Основные закономерности развития государства. Государственный прогресс Исследование государственно-правовой организации общества с целью установления наиболее общих закономерностей происхождения, развития, функционирования государства и права есть цель науки теории государства и права. Закономерности происхождения государства и права освещены в лек- ции № 3. Теперь остановимся на закономерностях развития государств. Как уже упоминалось, закономерность, это внутренняя, объективная, необхо- димая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность госу- дарственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства. Развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем (в данном случае государства), приводящая к возникновению качественно нового состояния (государства). Развитие имеет направленность, необратимость, спиралевидность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязи прогресса и регресса, противоречи- вость, цикличность, развертывание во времени. Закономерность в социальной действительности проявляется как тен- денция. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, тенденция - это направ- ление развития, склонность, стремление. Тенденция характеризует развитие государства в данный момент, но, представляется, она может быть проявле- нием либо закономерности, либо случайности. Поэтому она может действо- вать зигзагообразно, постепенность сменяется скачком, застоем, поворотом назад. На развитие государства оказывают влияние самые разные природно- экологические, социально-экономические, религиозные, национальные, меж- дународные, личностные факторы. Все ученые, согласно тому, как они отвечают на вопрос о существова- нии закономерностей в развитии государства, делятся на две группы. Первая 94 группа утверждает, что в основе развития общества лежат субъективные факторы, т.е. развитие общества зависит преимущественно от сознания и воли людей. Следовательно, закономерностей развития государства не суще- ствует. Вторая группа считает, что в основе развития общества лежат объек- тивные факторы, не зависящие о сознания и воли людей. Значит, законо- мерности развития государства существуют и подлежат установлению. Од- нако и эта группа исследователей придерживается различных взглядов на то, какие именно факторы определяют закономерности развития государства. 1. Природно-биологический натурализм. Течение теоретической мыс- ли, предполагающей, что природные факторы определяют развитие государ- ства: а)первичные факторы: внешние (климат, ландшафт, флора и фауна) и внутренние (физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и спо- собности людей). б)вторичные факторы, являются результатом влияния человеком на ок- ружающую среду (строительство городов, дорог, хозяйственного освоения территорий и т.д.). Значение вторичных факторов увеличивается по мере раз- вития человеческой цивилизации и усложнения государственной организа- ции общества. 2. Экономический детерминизм.Развитие государства определяется, в конечном счете, развитием экономики: а) история развития государства опирается на объективное (не зависящее от сознания и воли людей) развитие экономических отношений; б) государство (и право) являются частями надстройки над экономиче- ским базисом; в) цель государства (и права) в обеспечении условий для развития про- изводительных сил общества, эффективного развития экономики; г) при определенном, достаточно высоком уровне развития экономики государство отмирает. 3. Этический и правовой позитивизм.Развитие государства определя- ется позитивносуществующими правовыми нормами и этическими стандар- тами поведения: а) исторически государство получает нормы морали и права как дан- ность и обязано обеспечить их реализацию, снабдить санкциями; б) развитие государства рассматривается как результат устранения про- белов и противоречий в правовом регулировании; в) цель развития государства - наиболее полное воплощение всех мо- ральных и правовых норм. 4.Идеологический позитивизм.Считает, что развитие государства ле- жит в области духа и определяетсяразвитием идеологии: а) идеология является источником развития государства; 95 б) процесс развития государства состоит в замене старой идеологии на новую; в) цель государства в установлении идеологического единства в общест- ве. Cделав краткий обзор течений теоретической мысли, по-разному оце- нивающей факторы, влияющие на развитие государства, рассмотрим как, в каком виде, в какой форме проявляются закономерности. Стадиальность и цикличность развития. Ее заметили еще в античное время: подобно живому телу государству присущи рождение, рост, расцвет, упадок. В период ранней государственности, неразвитости общества и невы- деленности личности, индивидуальности, население и его права воплощает монарх. В зрелом обществе население осознает свою самостоятельность и преобладающей формой правления становится республика, где широко ут- верждаются права граждан. В стареющем обществе, государственная власть принадлежит опять монарху, но уже императору, опирающемуся на мощный, разветвленный государственный аппарат, активно вмешивающийся в дела общества. Затем государственный организм гибнет. Стадиальность просматривается и в отдельно взятом государстве. Так, в западноевропейских государствах раннефеодальное государство франков существовало в форе монархии. С развитием феодальных отношений в пери- од феодальной раздробленности возникает синьориальная монархия с при- надлежностью решающих полномочий государственной власти крупных феодалам и выборностью монарха. Следующая ступень – сословно- представительная монархия. Во Франции в этот момент крепнут связи меж- ду частями страны и появляется орган сословного представительства, Гене- ральные Штаты. Затем устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы подавлены, их замки разрушены, Генеральные штаты перестают со- зываться. Первоначально абсолютная монархия имеет прогрессивное значе- ние, но позже становится причиной крушения социальной системы. Фран- цузская революция сломала старую систему, установив республиканскую форму правления. Волнообразность развития.Усиление роли государства в обществе че- редуется с либерализацией, когда степень управляемости ослабляется. Воз- можны и резкие взлеты и падения в развитии государства – от демократии к тоталитаризму. Вариантность развития.О вариантности, т.е.разнообразии форм и содержания государственности позволяет судить сравнительный метод, вы- деление общего и различного. Например, вариантность четко видна при сравнении государственности Запада и Востока, либо конкретных госу- дарств: России, Франции, Великобритании. Преемственность в развитии. Наблюдается преемственность как внутри отдельных государств, так и, в связи с глобализацией, между различ- 96 ными цивилизациями и государствами. Так, английский историк А. Тойнби различал первичные и вторичные государства, когда вторичные создавали государственность на основе и по примеру первичных, воспринимая при этом государственные институты, их структуру, правовое регулирование. В современных государствах фиксируют следующие тенденции в раз- витии государств: а) унификация, демократизация и социализация на базе общечеловече- ских ценностей; б) интеграция государств и создание межгосударственных объединений (Евросоюз, Союз Белоруси и России и т.д.); в) уменьшение роли государственного принуждения и уве6личение удельного веса «мягких» форм государственной деятельности (льготы, по- ощрения, обеспечение доступности важных социальных благ и т.д.); г) установление идеи социального государства; д) обилие переходных государственных форм; е) установление технократического государства (информационные тех- нологии влекут установление «сетевого государства», переход государствен- ной власти к технократии); ж) усиление регулирующей роли государства при высокой степени са- морегулирования общества. Выводы. Теория государства и права не может с точностью предсказать будущее конкретного государства или государственности в целом. Однако она выявляет глубинную необратимость, тенденции, варианты и пути аль- тернативного развития. Логика объективного развития государства детерминируется причи- нами и факторами, выражается в закономерностях. Однако это не значит, что человек и его совесть не взвешиваются на весах истории. Парадокс исто- рического развития в том, что закономерное и непредсказуемое (случайное) тесно связаны и нравственность и гуманизм взамен культа силы способны оказывать решающее и конструктивное воздействие на прогресс государства. Государственный прогресс.Прогресс государства (с лат. – движение вперед), направление развития, которому свойственен переход от низшего к высшему, от менее совершенных и развитых форм организации государства к более развитым. Считается, что прогресс государства возможен та, где но- вая государственная система способна осуществлять задачи и функции, не- доступные прежнему государству. Прогресс государства в необратимости изменений от низших к высшим качествам. Важно помнить, что прогресс в одном отношении может быть сопряжен с регрессом в другом. Развитие не всегда совпадает с прогрессом. Возможно и регрессивное, деградирующее развитие. Прогресс государства связан с прогрессом общества. Сама идея соци- ального прогресса, считается, введена в науку в XYIII в. Критерии развития 97 прогресса усматриваются в развитии человеческого разума, нравственности, науки и другом. Однако, российские философы, Вл. Соловьев, В. Эрн утвер- ждают, что идея прогресса древности неизвестна, поскольку движение госу- дарств и обществ связано с цикличностью. Прогресс же базируется на скры- том признании абсолютного смысла, смысла жизни, передвинутого в абсо- лют. Следовательно, идея прогресса общества и государства возникает в I в. н.э. вместе с христианским учением. Современные исследователи демонстрируют следующие подходы к прогрессу государства. 1. Вся мировая история и прогресс движутся циклически, поэтому все заранее известно, предопределено и прогресс государства условен и относи- телен. 2. Исторический процесс прямолинеен, непрерывно и хронологически развивается по восходящей линии: а) по прямой; б) по спирали. Марксизм утверждает, что прогресс государства движется линейно, однонаправлено по пути к отмиранию, исчезновению государства, однако, через его укрепление на определенном этапе развития. Современные исследователи (С.С. Алексеев, В.С. Нерсесянц, В.А. Чет- вернин) видят прогресс в том, что не только государство, но и все общество становится правовым; в возникновении независимого правосудия; в предель- ной защите прав и свобод человека; в свободных выборах, парламентаризме, федерализме, в том, что государство блокирует теневые стороны рынка и в его социальной ориентации и т.д. В целом прогресс в том, что государство становится демократическим, правовым, социальным. Западные авторы усматривают государственный прогресс в том, что: - Растет рациональность управления, возрастают программные начала в жиз- ни государства; - Возрастает специализация управления и структурная сложность государст- венного аппарата; - Увеличиваются удельный вес нормативных, законодательных начал и форм государственной деятельности; - Уменьшается карательная роль государства; - Государство приближается к идеалам справедливости. 3. Группа новой философии, сторонники социального пессимизма (Глюсман, Бенуа, Седийо, Лардро) утверждают, что мир и планета обречены на разложение. Следовательно, государственного прогресса не существует. Выводы. Решение вопросов государственного прогресса тесно связано с мировоззрением ученых, а выбором критериев прогресса. Прогресс госу- дарства водном смысле может быть связан с регрессом в другом. |