Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.2 Возникновение государства: основные пути и формы политогенеза

  • Сравнительная характеристика военной демократии и вождества Военная демократия Вождество

  • 3.3 Возникновение права: основные пути и формы правогенеза

  • 3.4 Основные теории происхождения государства и права

  • МОДУЛЬ 2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ

  • Курс лекций по тгп. Курс лекций по теории государства и права. Курс лекций по теории государства и права авторы В. М. Шафиров, И. Д. Мишина, А. А. Рудаков, В. Ю. Панченко


    Скачать 1.66 Mb.
    НазваниеКурс лекций по теории государства и права авторы В. М. Шафиров, И. Д. Мишина, А. А. Рудаков, В. Ю. Панченко
    АнкорКурс лекций по тгп
    Дата18.11.2021
    Размер1.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКурс лекций по теории государства и права.pdf
    ТипКурс лекций
    #275775
    страница3 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    ТЕМА 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    3.1 Общественная власть и социальные нормы при первобытно-
    общинном строе: основные признаки, этапы развития
    Большинство авторов считают, что государство и право появляются не вместе с возникновением человеческого общества, а на определенной ступе- ни исторического развития. Наука утверждает, что существовал длительный период, когда не существовало ни государства, ни права (по данным совре- менной науки человеческое общество возникло примерно сорок тысяч лет назад, в то время как первые государства появляются только в IV-III тысяче- летиях до н. э.). Догосударственное общество называют первобытным, а су- ществовавший в нем срой – первобытнообщинным (родообщинным, родоп- леменным). Он тянулся, по разным оценкам, более тридцати тысячелетий и прошел в своем развитии несколько периодов. Вопрос о периодизации пер- вобытного общества не имеет в отечественной науке однозначного решения.
    1. Долгое время принято было выделять два периода - матриархат и патриархат.
    Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль при- надлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобыт- нообщинный строй в чистом виде.
    Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнско- му и родство в котором велось уже по отцовской линии. С этим периодом связывался процесс разложения первобытнообщинного строя и возникнове- ния государства. Данная периодизация первобытного общества встречается во многих учебниках по теории государства и права и сейчас, но подвергает- ся критике.

    31 2. Базируясь на экономической стороне:
    - период присваивающей экономики
    - период производящей экономики, с ней связывается разложение пер- вобытнообщинного строя и возникновения государства
    3. Иные периодизации первобытного общества различают три периода
    - ранний, средний и поздний:
    - ранний – это период становления первобытнообщинного строя (соот- ветствует форма организации общества – локальная группа охотников, собирателей, рыболовов);
    - средний – период зрелости (собственно родовая община, племя)
    - поздний – период распада первобытного общества (соседская община, вождество).
    Базируясь на формах организации первобытного общества, различают пе- риоды:
    - первобытного человеческого стада
    - родовой общины
    - соседской общины
    Для общественного устройства зрелого первобытного общества харак- терны две основные формы объединения людей - род и племя.
    Род (родовая община) является исторически первой устойчивой формой объ- единения людей. Это семейно-производственный союз, основанный на кров-
    ном илипредполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреб-
    лении, общейсобственности и социальном равенстве.
    Племя - более крупное и более позднее общественное образование, ко- торое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя – это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религи- озные и бытовые обряды. Объединение родовых общин в племена вызыва- лось различными факторами, в том числе совместная охота на крупных жи- вотных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д.
    Фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или перво- начальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой меж- ду родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов
    (например, у греков). Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя.
    Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних вра- гов.
    Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными, но одно- типными объединениями людей, основанными на кровном или предполагае- мом родстве.

    32
    Власть и управление в период зрелого первобытного общества. Власть присуща любому обществу. Она возникает вместе с ним и является его не- пременным атрибутом. Власть придает обществу организованность, управ- ляемость и порядок. Общественная власть - это публичная власть, хотя не- редко под публичной властью подразумевают только государственную власть, что не совсем правильно. Публичной власти первобытного общества, которую в отличие от государственной власти часто именуют потестарной
    (от лат. potestas – сила, власть, мощь), присущи следующие черты.
    1. Осуществлялась самим обществом либо выбранными им лицами, кото- рые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть ото- званы и заменены.
    2. Не имела специального аппарата управления, все члены общества уча- ствовали в производстве материальных благ.
    3. Она не была оторвана от общества и не стояла над ним.
    4. Опиралась на общественное мнение и авторитет выборных лиц.
    5. Принуждение исходило от всего общества - рода, племени и т.д., ка- ких-либо специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п., не было.
    Власть в родовой общине.1. Высший орган власти – общее собрание
    (родовое собрание) всех взрослых членов рода. Его решения обязательны для всех. Общее собрание решало наиболее важные вопросы жизни перво- бытного общества: вопросы войны и мира, осуществление наказания, выбо- ры и перевыборы старейшины, вождя, жреца.
    Старейшина руководил повседневной деятельностью: организацией коллективных работ, разрешением конфликтов, распределением продуктов труда и т.д.
    Военный вождь избирался на период военных действий.
    Жрецотвечал за связь родовой общины (племени, союза племен) с ду- ховным миром: духами, богами, покровительствовавшими данной группе людей.
    В целом организация власти в первобытном обществе характеризуется как первобытная демократия:
    - самоуправление (совпадение субъекта и объекта власти) – общее собра- ние рода принимало решения и весь род, все его члены исполняли эти реше- ния;
    - власть распространялась только по кровно-родственному признаку, т.е. только на членов данного рода;
    - представители власти, т.е. выборные лица (старейшина, вождь, жрец), наравне с другими общинниками участвовали в повседневном труде;
    - осуществляли функции управления на общественных началах и не полу- чали за это дополнительного вознаграждения;

    33
    - принуждение, если в нем возникала необходимость, носило обществен- ный характер, т.е. решение принималось на общем собрании и осуществля- лось всеми взрослыми членами рода.
    Организация власти в племени:
    - Основным органом власти и управления: совет старейшин (вождей), иногда наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, воена- чальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет ста- рейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа.
    - Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов из- бирался вождь племени, положение которого не отличалось от положения старейшины или вождя рода, он считался первым среди равных.
    Организация власти и управления во фратриях и союзах племен. На- родные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные предводители и другие органы первобытной демократии.
    Выводы. Первобытное общество основано на родственных связях, кол- лективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила общественный характер и строи- лась на началах самоуправления. Отсутствует специальный аппарат управле- ния и принуждения, все вопросы решались самим обществом.
    3.2 Возникновение государства: основные пути и формы
    политогенеза
    Генезис государства и генезис права произошли в глубокой древности, процессы генезиса крайне сложны и недостаточно изучены, а представления об этих процессах дискуссионны. Тем не менее, ученые постоянно обраща- ются к изучению возникновения и государства и права, поскольку генезис во многом определяет их сущность.
    Ученые едины в том, что образование государства и права есть объек- тивно необходимые процессы развития человеческого общества, стремяще- гося к своей более совершенной организации. Глобальные неблагоприятные изменения климата на земле повлияли на переход человечества от присваи- вающей экономики к производящей, т.е. неолитическую революцию. Пере- ход от присваивающей экономии к производящей, появление избыточного продукта, возникновение отношений собственности – эти и другие обстоя- тельства потребовали нового более высокого уровня упорядочения отноше- ний между людьми. Усложнение общественной жизни привело к тому, что традиционные структуры первобытного самоуправления (общее собрание,

    34 старейшины, вожди, жрецы) и нормативное регулирование (мифы, обряды, ритуалы, обычаи) уже не могли решать задачи обеспечения функционирова- ния и развития, т.е. осуществлять адекватное новым условиям управление обществом. Поэтому возникает новая организация социального управления и новый нормативный порядок регулирования общественных отношений. Из общества выделилась специальная группа людей, занимающаяся вопросами эффективного управления, обычное регулирование замещается правовым.
    Таким образом, государство и право возникают объективно, в силу внутрен- них потребностей общества.
    Под генезисом (возникновением) государства понимают следующие процессы:
    - возникновение государства как новой в истории формы организации человеческого общества;
    - возникновение государства в результате политико-правовых револю- ций, когда происходит смена общественного (конституционного) строя и смена формы государства формы правления, формы государственного уст- ройства и формы государственно-политического режима), а также смена на- звания государства (Россия в 1917 г.);
    - возникновение нового государства в результате цессии (возникнове- ние США в 1787 г. в результате объединения 13 бывших колоний Великобри- тании);
    - возникновение нового государства в результате мирной сецессии
    (распад Чехословакии на Чехию и Словакию) или военной сецессии (распад
    Югославии, начиная с 1991 г.);
    - возникновение нового государства в колониальной стране, освобо- дившейся от власти государства-метрополии.
    Первый из названных вариантов первичный и основной, подлежащий рассмотрению ниже; остальные – вторичные и производные, поскольку со- вершаются на фоне уже существующей государственной организации.
    В юридической литературе различают факторы и причины право- и политогенеза. Фактор – момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении; факторы влияют на государство и право опосредованно, через другие явления. Причины непосредственно вызывают к жизни государ- ство и право. Многофакторный подход рассматривает генезис государства как результат влияния многих факторов и причин.
    1. Природные факторы (географические, климатические, экологиче- ские, космические и другие): а) глобальные изменения климата, похолодание, оледенение, наводне- ния, наступление пустыни и т.д., повлекшие движения материков, исчезнове- ние одних частей суши и появление других вынуждало людей изменить об- раз жизни, перейти от собирательства, рыболовства, охоты к производящей экономике;

    35 б) географический фактор (расположение на определенной террито- рии) и тесно с ним связанные природно-климатические факторы. Известно, что исторически первые государства возникли в регионах с благоприятными для земледелия и проживания людей условиями, в долинах рек – Нила, Инда,
    Ганга, Тигра, Евфрата, Янцзы.. Эти факторы влияют на формирование опре- деленного образа жизни, рода занятий, использования определенных орудий труда и способ производства материальных благ в крупных сообществах лю- дей. Климатические условия (субтропический климат) влияли на возмож- ность занятия земледелием, на необходимость сооружения крупных иррига- ционных сооружений, создание агрокалендарей (письменные источники, ре- гулирующие производственную деятельность общины, строго обязательные для исполнения). Здесь возникли ранние государства с доклассовой структу- рой общества в форме деспотических монархий. У народов, живших в Цен- тральной и Восточной Европе, в Центральной Азии с умеренным климатом
    (германцы, славяне, монголы), при разложении первобытнообщинного строя образовались феодальные государства; в) экологические, астрономические, космические сейсмические и т.д
    факторы влияли на формирование государства и права через мифы, рели- гию, ритуалы, обычаи;
    2. Демографический фактор. Увеличение численности и плотности на- селения в результате перехода к оседлому образу жизни, увеличения рож- даемости и выживаемости людей, миграции в местности с благоприятным климатом, либо с близко расположенными торговыми путями, это влечет необходимость интенсифицировать сельское хозяйство. Следствие - совер- шенствование системы управления, дифференциация социального положе- ния людей, увеличение социокультурной сложности и генезис государства.
    3. Экономический фактор. Совершенствование орудий труда, специа- лизация труда ведут к росту производительности труда и увеличению объе- ма произведенного продукта. Семья обособливается от родовой общины и становится самостоятельной производственной и экономической единицей.
    Появляется частная собственность и экономическое неравенство, а значит, богатые и бедные, эксплуатируемые и эксплуататоры, появляются антагони- стические классы. Антагонистические классы (антагонистический – с греч.- непримиримый) это большие группы людей, отличающиеся друг от друга по отношению к основным средствам производства (земля, скот, орудия тру- да, здания, сооружения) и находящиеся в непримиримом противоречии, это значит, что поскольку их интересы объективно не совпадали, они неизбежно вступали в непримиримые социальные конфликты. Эти конфликты могли уничтожить общество, поэтому необходима сила, подавляющая, умериваю- щая, примиряющая эти конфликты. Для охраны собственности, защиты ин- тересов экономически господствующих классов, поддержания условий для эксплуатации экономически зависимых классов, возникает новая организа-

    36 ция власти – государство. Экономические факторы возникновения государ- ства теоретики марксизма считают самыми главными, а все остальные фак- торы признают несущественными.
    4. Военный фактор (внутренний аспект). Угроза военных нападений со стороны других племен, необходимость организовать защиту и отражение таких нападений, вынуждала определенные народы создавать органы власти и управления, приспособленные для эффективного функционирования в во- енных условиях. Фактор внешней военной угрозы способствовал объедине- нию племен в союзы, в единый народ и внутренней трансформации перво- бытной организации власти в государство. Первобытная демократия транс- формируется в военную демократию, затем военную иерархию и в государ- ство.
    4а.Военный фактор (внешний аспект). Война становилась для некото- рых народов основным занятием, способом производства материальных благ и воспроизводства социальной жизни. Произошло возрастание роли военных вождей и воинов. Обогащение за счет захваченной добычи влекло их возвы- шение над обществом. Власть начала передаваться по наследству, сакрализи- роваться (освящаться религией). Захват новых территорий и народов вел к необходимости налаживать управление ими, устанавливать отношения вла- сти и подчинения.
    5. Религиозный фактор. Религия в форме язычества или единобожия оказывала мощное влияние на образование государств. На Древнем Востоке, по существу, религия была елавным системообразующим фактором в обще- стве. Сакральность (божественность, святость) власти правителя способство- вала беспрекословному подчинению больших масс людей. Единобожие и монорелигия являлись фактором объединения и сплочения разрозненных на- родов в единую социально-политическую общность - народ.
    6. Юридико-правовой фактор. Необходимость поддержания правопо- рядка, применение организующих и принудительных мер для обеспечения норм возникающего права.
    7. Психологические факторы. Свободолюбивость горских народов ус- ложнила и отсрочила возникновение государств, психологический строй цы- ган во многом объясняет отсутствие у них государственности. Известно, что для жителей небольших сообществ характерен высокий уровень политиче- ской активности, отстаивание собственных интересов и блокирование анти- демократических тенденций (победа афинского демоса над аристократией, римского плебса над патрициями). Для жителей равнинных аграрных об- ществ характерно более пассивное и покорное политическое поведение.
    8. Социокультурные факторы. Среди множества таких факторов наука особенно выделяет наличие письменности и строительство городов и круп- номасштабных ирригационных или культовых сооружений.

    37
    Современные исследователи, говоря о возникновении государства, вы- деляют своеобразный предгосударственный период – протогосударство, ко- торый рассматривается в качестве переходного от родоплеменной организа- ции к государству. Ф. Энгельс говорил о таком предгосударственном перио- де, как военная демократия. Некоторые из современных российских иссле- дователей разделяют эту точку зрения и считают, что государству непосред- ственно предшествовал период военной демократии, для которого характер- ны военная организация племен, систематическое ведение грабительских войн, усиление в результате этих войн власти военного вождя и подчиненных ему военачальников, зарождение наследственной королевской власти и на- следственной знати. Другие же полагают, что государству непосредственно предшествовала не военная демократия, а так называемое вождество (чиф- дом), которое пришло на смену военной демократии и отличается от нее. Да- лее приведена таблица, в которой соотнесены признаки военной демократии и вождества.
    Таблица 1.
    Сравнительная характеристика военной демократии и вождества
    Военная демократия
    Вождество
    Народ не отстраняется от непосред- ственного управления.
    Вождь, опираясь на зачаточные орга- ны власти, организует экономиче- скую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общест- ва. Народ отстраняется от непосред- ственного управления.
    Горизонтальная политическая струк- тура: три не подчиненных друг другу органа управления – предводитель, совет старейшин, народное собрание.
    Отчетливо просматривается иерархия поселений, централизация. Ярче вы- ражается стратификация общества
    Внутренняя структура власти слабо развита.
    Сильнее развита внутренняя структу- ра власти и становится отчетливо ви- димым расслоение аристократии на управленческую, военную и жрече- скую.
    Возможно несогласие с решениями и действиями вождя
    Тенденция к сакрализации персоны верховного правителя.

    38
    Таким образом, между первобытнообщинным строем и государством лежит переходный период, для которого характерно сочетание элементов ро- доплеменной организации и государства. Сохраняются народные собрания и советы старейшин, сохраняется выборность должностных лиц. Одновремен- но, на первый план выдвигается фигура верховного военного вождя, окру- женного постоянной военной дружиной. Систематические грабительские войны приводят к их быстрому обогащению. Постепенно власть концентри- руется в руках военного вождя и его окружения. Закладываются основы бу- дущей наследственной королевской власти и наследственной знати. Проис- ходит обособление власти различных управленческих структур, превращение их в замкнутую привилегированную группу. Публичная власть постепенно отрывается от своих корней в обществе и превращается в силу, стоящую над ним, а потом и направленную против населения. Общество перестает быть социально однородным. В этот же время происходит объединение родствен- ных племен в союзы, слияние их территорий в одну общую территорию. За- кладываются основы территориальной организации общества. Выдвижение на первый план отдельных семей, появление классов и различных социаль- ных групп приводит к разрушению родовых связей и постепенной замене ро- доплеменной организации общества на территориальную.
    Подчиняясь общим закономерностям, у различных народов, в разные периоды истории пути политогенеза существенно различаются. В учебной и научной литературе называют следующие пути:
    - восточный (азиатский)
    - западный (европейский)
    2
    - интегративный (синтезный)
    Восточный путь(Древние Египет, Китай, Индия, Месопотамия и т.п. в
    IY-Ш тыс. до н.э., затем Африка, Америка, Океания, Восточная Европа). Его считают типичным, поскольку это наиболее распространенный путь полито- генеза. Его характеризует постепенный переход первобытно-общинного строя в государственную организацию общества. Аппарат государства воз- никает из структур управления родоплеменными объединениями. Государст- во формируется на основе азиатского способа производства, который связан с необходимостью крупномасштабных ирригационных работ (ирригация – искусственное орошение; ирригационные работы – строительство ирригаци- онных сооружений, организация их эксплуатации, поддержание в рабочем состоянии и т.д.), а также со строительством и обслуживанием грандиозных культовых сооружений. Такие работы связаны с управлением большими
    2
    В учебной юридической литературе нет единства мнений в оценке типичности и уникальности различных путей политогенеза. Так, Л.А. Морозова аргументирует типичность восточного и уникальность западного пути. В.И. Червонюк указывает на типичность обоих путей. См.: Морозова Л.А. Теория государства и права.
    М. Юрист. 2002. С. 30. Ср.: Червонюк В.И. Теория государства и права. М. ИНФРА-М. 2006. С. 79.

    39 массами людей. Поэтому сохраняется общинная собственность на землю, воду, рабов. Системообразующее значение в обществе имеет отношение власть – собственность. Это феномен, дающий возможность распределения, перераспределения и использования человеком собственности в силу его по- ложения в иерархии власти. Нет гарантий частной собственности, которая имеет подчиненное значение в обществе. Все собственники находятся в зави- симости со стороны власти, особенно местной. Велика роль собственности храмов. Однако ведущая роль принадлежит государственной форме собст- венности, государства же имеют право верховной редистрибуции
    (т.е.перераспределения собственности коллектива по своему усмотрению).
    Государства возникают здесь до возникновения классов в обществе, (поэтому именуются доклассовыми) наоборот, возникшие государства способствуют более быстрому их формированию. «Место классовых антагонизмов занима- ло противостояние организованного в мелкие общины сельского населения сильному централизованному аппарату власти, который руководил этими общинами и существовал за их счет».
    3
    Поэтому считается, что государства на Востоке являлись частью экономического базиса. В обществе не сущест- вовало представления о свободе, ему характерна невычлененность индивида из коллектива. Государство целиком поглощает общество и довлеет над ним.
    В обществе нет граждан, есть бесправные подданные, включая и не причаст- ных к власти богатых собственников. Рабство здесь не было широко распро- странено, как в античном мире. Но здесь «…мы имеем дело с рабством ду- ховным, социально-психологическим: в обществе в целом, сверху донизу, все старшие по отношению к младшим безусловно господствуют, а младшие по отношению к старшим – ведут себя приниженно, часто просто раболепству- ют».
    4
    Регулярны произвол, поборы, конфискации со стороны власти. Са- кральность, деспотизм, многочисленная бюрократия – вот черты государств, возникших в русле восточного пути. Типичная форма государств – деспоти- ческая монархия. Восточный путь – типичный для политогенеза.
    Город-государство – типичная форма образования государств на Древ- нем Востоке (Месопотамия, Месоамерика, Горное Перу). Поселок, в котором жили свободные общинники-земледельцы, перерастал в управленческий, хо- зяйственный и религиозный центр для прилегающих территорий. Первичный аппарат складывался из социальных структур управления земледельческой общины, но по своим функциям по отношению к общине и прилегающим се- лениям он становился уже аппаратом управления города-государства. В нем три центра управления: городская община (хозяйственный центр), дворец
    (административный центр), храм (религиозный центр). Многочисленные об- щесоциальные функции города-государства обусловили появление разветв- ленного бюрократического аппарата. Постепенно исчезает практика выбор-
    3
    Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие. М. Книжный Дом Университет. 2004. С. 40.
    4
    Там же. С.45.

    40 ности управленческих структур, возникает новое политико-территориальное образование – раннее государство.
    Западный путь (европейский) путь. Его зачастую оценивают как уни- кальный, присущий только античным обществам, основанный на рабстве и не воспроизведенный еще где-либо в истории. Первые государства на терри- тории Европы возникли в Древней Греции (Афины, Спарта), Карфагене,
    Древнем Риме в IY в. до н.э. в бассейне Средиземного моря. Образование го- сударства происходило здесь иначе, чем на Востоке. Разрушение родопле- менной организации и переход к государству осуществлялись в результате возникновения имущественного неравенства, появления частной собственно- сти и раскола общества на классы. Экономическое господство богатых об- щинников позволило отстранить от власти родовую знать и стать правящим классом. Таким образом, западный путь характеризуется формированием го- сударства в обществе с частной собственностью, товарными отношениями, с политическим равноправием граждан и наличием представлений о свободе, которая ценилась превыше всего. Системообразующее значение в обществе имело отношение частная собственность – власть, т.е. обладание частной собственностью влечет права, льготы, привилегии и возможность занимать властные позиции в управлении. Частная собственность и рынок находились под патронатом власти. Большинство общества составляли свободные пол- ноправные граждане, на демократических началах участвовавшие в управле- нии, меньшинство – неполноправные чужаки и полностью бесправные рабы, находившиеся в собственности граждан. Вычлененность индивида из кол- лектива, формирование института частного права, ограничение власти пра- вителя законом (правом), ограничение вмешательства государства в эконо- мическую жизнь общества, отличают западный путь развития от восточного.
    5
    Форма возникших античных полисов (городов-государств) – как правило, аристократическая республика с различными государственно-политическими режимами.
    Формы политогенеза в западном пути следующие:
    Афинское государство - классическая (чистая) форма, по словам Ф.
    Энгельса. Государство возникает за счет внутренних причин, а именно рас- слоения общества на антагонистические классы.
    Римское государство – возникновение государства обусловлено борь- бой между патрициями (коренное население) и плебеями (пришлое населе- ние). Плебеи боролись за право участия в управлении. Эта борьба ускорила
    5
    Здесь изложен материал в общепринятом ключе, как он преподносится в большинстве учебных источников по теории государства и права. Однако современная политическая антропология утверждает, что античные государства – полисы представляют собой лишь этап в развитии государственности, которому предшество- вал этап ранней ахейской государственности по восточному (азиатскому) типу. А это означает, что аппарат ранних государств на Востоке и на Западе формировался из представителей родовой знати. Приход к поли- тической власти богатых собственников есть следующий этап в развитии государственности, характерный для периода эллинской цивилизации.

    41 разложение общества на классы. Государство в Спартеявилось результатом военного завоевания спартанской общиной соседних территорий, население которых было превращено в рабовилотов. Численность рабов во много раз превышало численность спартиатов, являвшихся полноправными граждана- ми, поэтому для управлениями покоренными народами возник специальный аппарат – государство. При этом сохранялась общественная собственность на землю, которая передавалась в пользование свободным гражданам без права распоряжения ею (т.е. землю нельзя было завещать, подарить или продать).
    Интегративный (синтезный) путьформирования государстваприсущ народам, которые переходили от родоплеменных отношений к раннефео- дальному государству. Это вторичные государства (см. ниже), возникшие на основе уже существовавших и по их примеру, унаследовав важнейшие эле- менты их культуры, религии, науки, права. Этот путь характеризуется также сильным влиянием многих факторов и причин – религиозного, военного, взаимоотношениями метрополии и колоний и т.д. Соответствует периоду консолидирования народов в племенные союзы, как реакции на постоянную военную угрозу со стороны соседей. Союз племен есть военное объединение под властью вождя и его дружины. Характерно, что эти народы не знали ра- бовладельческого уклада в экономике или политической жизни, первона- чально сохраняется свобода земледельцев и права собственности на землю, что соответствует прафеодальной (или предфеодальной) формации. Позже появляется закрепление крупной частной собственности на землю и закреп- ление крестьянства – феодальная формация. Государства возникают в форме монархии.
    Мировые религии (христианство, ислам) и их насильственное распро- странение за пределы территории, где они возникли, повлекло возникнове- ние многих государств. Европейские державы в XY-XX вв. в борьбе за коло- нии насильственно утверждали собственные образцы государственно- правовых организаций общества (британская Индия, Индокитай, Латинская
    Америка).
    Древнефранское государство возникло в результате завоевания вар- варскими племенами древних франков уже разрушающейся Римской импе- рии. Для удержания власти над завоеванными цивилизованными народами, имевшими государственность в течении длительного времени, на территории почти всей Западной Европы сформировалось государство в форме раннефе- одальной монархии. При этом используется опыт и институты Древнего Ри- ма. В IX в. оно распадается на три королевства, западнофранкское (Франция), восточнофранкское (Германия), серединное (Италия).
    Древнерусское государствовозникло в результате постоянной военной угрозы восточным славянам и финно-угорским племенам со стороны хазар, норманнов, варягов. При формировании государства восточные славяне ис- пытывали влияние сначала со стороны варягов, заложивших методы жесто-

    42 кого обращения власти с населением, а затем со стороны Византийского го- сударства (восточный тип культуры и государственности) и заимствовали там христианство в форме православия, государственные институты и прин- ципы их функционирования.
    В зависимости от пути возникновения различают также первичные и
    вторичные государства. Первичные возникают в результате собственного спонтанного независимого развития общества в благоприятных для прожи- вания и экономического производства природно-климатических зонах (Еги- пет, Китай, Индия, Месопотамия, Перу, Мезоамерика).
    Вторичные государства возникают по соседству с первичными под влиянием уже сформировавшихся центров цивилизации и государственности
    (Древнефранкское государство, Российское государство). Влияние первич- ных государств могло быть как прямым, в виде заимствования институтов или принципов их функционирования, так и опосредованным, путем давле- ния на варварские общества, что катализировало у них процессы политогене- за. Встречалось и обратное: воинственные варвары подчиняли цивилизацию и накладывали на их политические институты свои менее развитые. Это слу- чалось при завоевании земледельческих народов кочвниками-скотоводами.
    В науке различают также иные пути (модели) образования государств, среди них точечная и территориальная модели.
    Точечная модель: города государства (Древний Египет, Древние Шу- меры). Характеризуется сравнительно небольшой территорией, высокой плотностью населения, сосредоточием всех сфер жизни в городе-столице, вокруг которой сосредоточиваются сельские территории. Ведущая роль в управлении принадлежит бывшей родовой знати, важная роль – жрецам, по- скольку религия является системообразующей сферой в этих обществах, а храмы и жрецы хранят социальные и политические знания и опыт. Приба- вочный продукт создается на государственных и храмовых землях или взи- мается в виде ренты-налога.
    Территориальная модель: крупные политические общности, обладаю- щие большой территорией, внутри которой имеются экономически самостоя- тельные отдельные территории. Харктерны невысокая плотность населения, наличие центральной политии с городом-столицей (великое княжество) и других зависимых политий (удельных княжеств, племенных княжеств). При- бавочный продукт взимается из входящих в состав зависимых политий. Со временем территориальные политии перерастали в ранние империи (напри- мер, государство Каролингов, Киевская Русь). В территориальных государст- вах органы власти заняты не столько хозяйственной, экономической и реди- стрибутивной деятельностью, как в точечных государствах, а военно- политической и взиманием дани с последующей редистрибуцией.
    Французский ученый Б. Шантебу предложил 3 варианта политогенеза:

    43
    Военный – захват политической власти осуществляется военными ли- дерами при поддержке военной организации: военная демократия преобразо- вавывалась в военную иерархию, среди военных складывается правящая эли- та, опирающаяся на вооруженные силы, дружины, живущие за счет войны .
    Этот путь характерен для возникновения государств у франков, монголов, в
    Северной Америке, Южной Африке.
    Аристократический путь (с греч. аристократия – власть лучших, знат- ных – вожди сосредоточивали в своих руках руководство обществом, пре- вращались в правящую элиту и ограничивали доступ к управлению и управ- ляющим ресурсам иным группам населения. Они руководили всеми сферами жизни общества, включая военную. Этот путь характерен для Древнего Рима,
    Полинезии, Гавайских островов.
    Плутократический путь (с греч.плутократия – власть богатства) – во главе общества вставали отдельные богатые индивиды, а формировался во- круг них большой круг сторонников и зависимых людей. Постепенно они преобразовали свой авторитет в политическую власть. Этот путь характерен для государств в Юго-Восточной Азии, Меланизийских островов.
    При любом подходе к генезису государства можно утверждать о влия- нии на этот процесс целой системы факторов, которая могла меняться вместе с изменением доминирующего фактора. В ХХI в. процесс правогенеза у раз- ных народов не завершен (палестинцы, курды и др.), поэтому теоретическое познание этой области остается актуальным.
    Государство отличают от догосударственных организаций следующие при- знаки:
    - Наличие аппарата политической публичной власти, не совпадающей с населением страны. Он представлен органами управления и органами при- нуждения, иначе говоря, чиновниками, армией, судами, тюрьмами и т.д.
    - Система налогов, займов, податей, формирующих государственную каз- ну (бюджет), необходимую для: а) содержания аппарата управления и при- нуждения, не производящих материальных ценностей и занимающихся управленческой деятельностью; б) осуществления общесоциальных функ- ций (строительство дорог, охрана правопорядка, организация производства и т.д.).
    - Деление населения по территории и организация органов власти приме- нительно к этому делению.
    Государство и общество в их соотношении.Общество, понимается в широком смысле (совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей) или узком смысле (определенная форма социальных отношений, тип социальной системы). Государство понимается в широком смысле как форма организации человеческого общества, как союз людей на определенной территории под началом верховной власти. В узком смысле – это суверенная организация политической власти на определенной террито-

    44 рии. Если государство понимать в широком смысле, то оно совпадает с об- ществом по объему. Понимаемое в узком смысле, государство уже общества, т.к. последнее включает иные социальные и политические организации – политические партии, общественно-политические движения, местное само- управление и органы общественной самодеятельности, трудовые коллекти- вы, церковь, профсоюзы и т.д.
    1. С точки зрения хронологии государство возникло позже общества, на определенной ступени его развития. Первобытное общество не имеет госу- дарственной формы организации.
    2. Государство занимает особое, центральное положение в обществе, оп- ределяет социально-политический режим, содержание общественной жизни.
    3. Государство есть служебная по отношению к обществу организация, его социальное назначение в первую очередь – реализация общезначимых социальных интересов; во вторую очередь государство должно умеривать, урегулировать конфликты между различными социальными группами, клас- сами в обществе, находить разумный баланс их интересов (здесь возможны методы согласования и сотрудничества и методы принуждения, насилия).
    Государство также призвано обеспечивать условия для развития человече- ской личности. В любом случае государство призвано служить обществу в целом, социальным группам и личности, обеспечивать условия для социаль- ного воспроизводства, обновления и развития общества; но не наоборот – личность и общество для государства. В случае, если государство превраща- ется в хозяина общества, оно играет разрушительную роль и общество тор- мозится в развитии и даже может совсем исчезнуть с исторической арены.
    4. Однажды возникнув, общество уже не может отказаться от государст- венной организации, представляется, что государство будет существовать столько, сколько и человеческое общество. Однако взаимодействие общества и государства весьма сложно и отличается в разные периоды истории. Обще- ство же стремится выработать различные модели, оптимизирующие взаимо- отношения с государством.
    5. С момента возникновения государство противопоставляет себя обще- ству, становится над ним и охватывает его целиком. В результате Реформа- ции и буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке обще- ство освобождается от опеки государства и противопоставляет себя ему. Так возникает западное гражданское общество. Государству тогда была отведена роль «ночного сторожа», охранника собственности. Однако слабое государ- ство не может обеспечить условия для эффективного развития общества. По- следовавшее усиление государства влечет появление полицейских госу- дарств, подавление гражданского общества. Концепция правового государст- ва в значительной мере решает проблему соотношения общества и государ- ства. Если общество гражданское, то государство – правовое. Модель соци-

    45 ального государства является следующим шагом на пути сотрудничества общества и государства.
    3.3 Возникновение права: основные пути и формы правогенеза
    Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии.
    Асинхронисты считают:
    1. Право и государство являются различными социальными института- ми, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хо- тя и связанные между собой при функционировании. Они рассматривают право как признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспе-
    ченные чьим-либо авторитетом (не обязательно государством, это может быть другой социальный институт – локальная группа охотников и собирате- лей, клановая община, вождество). Право, считают они, возникают вместе с
    возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве и т.д.
    2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начина- ют складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулиро- вания. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение го- сударства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организо- ванной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функциони- рование права, могло быть только государство.
    Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государ- ства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода мо- жет служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматри- вает право как возведенную в закон волю экономически и политически гос-
    подствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право
    отождествляется с законом и является инструментом в руках государства
    для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует про- цессы политогенеза.
    Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права.
    Естественное право - это социально оправданная возможность, свобо- да определенного поведения людей. Люди, вступая в общественные отноше-

    46 ния, имеют возможности, обусловленные природой человека, они склады- ваются естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они получают общественное признание и закрепляются в определенных правилах поведения (прежде всего в обычаях).
    Позитивное право – это право в юридическом смысле. Это установлен- ные или санкционированные государством правила поведения людей, содер- жащие предписания поведения. Исторически первым возникает естествен- ное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения пер- вобытного общества.
    Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных от- ношений, в стабильности и правопорядке в условиях социально неоднород- ных обществ, явилась основной предпосылкой возникновения права. Воз- никновение права исторически длительный процесс, занявший многие века.
    Вначале возникали фрагменты права, идеи, принципы, правовые отношения, нормы и постепенно они складывались в цельную правовую систему. Фак- торы, породившие право, во многом сходны с факторами, породившими го- сударство. Но просматривается большая преемственность между мононор- мами первобытного общества и нормами права, чем органами власти перво- бытного общества и государством. Исторически проверенные меры справед- ливости, правды, содержащиеся в обычаях, получали санкционирование го- сударства.
    Цель правового регулирования – приведение поступков людей во вза- имное соответствие на основе правовых норм, т.е. правил поведения общего характера, которые исходят от субъекта, имеющего авторитет и управленче- ские ресурсы. Как только возникает государство, оно сразу становится субъ- ектом правотворчества, однако, при неразвитом праве государство в большей степени санкционирует нормы, исходящие от других субъектов. Если право развитое, то оно исходит от самого государства.
    Отличие права от обычаев.
    1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных ис- точниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, за- преты.
    2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависи- мости от социального положения (свободный, раб, господин и т.д.).
    3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновни- ков, органами принуждения – полицией, армией, тюрьмами.
    4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, спо- ры на основе права.
    5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д.

    47
    Пути происхождения права отличаются в зависимости от особенностей перехода к производящей экономике, организации хозяйственной деятельно- сти, форм общественного разделения труда, роли религии в жизни общества.
    Восточный путь правогенеза: право органично вытекает из норм рели- гии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные.
    Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы. В установлении гармонии и порядка в обществе право здесь играло второстепенную, дополнительную роль по отношению к религии, морали, обычаям и традициям.
    Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность от- дельно взятой личности. Влияние религии здесь тоже есть, но отдавайте «ке- сарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17). Право определяло меру свободы, которая была обусловлена природой человека (естественное право). Право развивалось от обычая к правовому обычаю, который был обеспечен воз- можностью государственного принуждения. От правовых обычаев к судеб- ным прецедентам, договорам, законам. Особого совершенства достигло рим- ское право в регулировании имущественных отношений.
    Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме административно- го или судебного прецедента; б) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов - законов, эдиктов, указов, приказов, постановлений и т.д.
    Право возникает в следующих формах:
    1. Санкционирование и запись обычаев первобытного общества, т.о.возникновение правовых обычаев.
    2. Деятельность специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входило разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости. Их решения становились образцами для выне- сения решений по аналогичным делам, так сформировался судебный (адми-
    нистративный) прецедент.
    3. Деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов, т.е. собственно правотворчество.
    4. Превращение религиозных норм в правовые, путем санкционирова- ния их государством (мусульманское право), форма закрепления – правовой
    обычай либо нормативно-правовой акт.
    5. Деятельность ученых, которые пытались познать природу и сущ- ность права, создавая определенные конструкции и нормы (западное «право университетов»), но которые становились правом через деятельность судеб- но-административных органов (судебный прецедент) либо через санкциони-

    48 рование или принятие государством (правовой обычай, нормативно-правовой акт).
    Выводы. Право возникает на определенном этапе развития общества.
    Пути и формы правогенеза отличаются на Западе и Востоке. Основные фор- мы, в которых возникает право: правовой обычай, судебный (администра- тивный) прецедент, нормативно-правовой акт.
    3.4 Основные теории происхождения государства и права
    Сложность процессов политогенеза и правогенза определяет неодно- значность их теоретического постижения мыслителями на протяжении исто- рии науки и в современности. Существует множество теорий происхождения государства и права. Остановимся на наиболее важных из них.
    Теологическая теория (Фома Аквинский, XIII в., А. Кентерберийский,
    Ж. Маритен, Й. Войтыла, ХХ в.) Является одной из самых ранних. Зароди- лась в глубокой древности, наибольшее развитие получила в период средне- вековья. распространение имеет в наше время. .Не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Последние возникают одно- временно и являются творениями божественного разума. Все, что существует на Земле, создано по воле Бога. Государство и право вечны, как и сам Бог.
    Государь рассматривается как наместник Бога на Земле, как "божий помаза- ник". Люди должны беспрекословно подчиняться государю, ибо его воля яв- ляется воплощением божественной воли. Отсюда выступление против госу- даря и государства - великий грех, поскольку это выступление против Бога.
    Патриархальная теория (Платон и Аристотель III-II вв. до н.э., Фил- мер XVII.в., Михайловский XIX в.). Государство возникает в результате раз- растания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Гла- ва семьи, патриарх, становится главой государства, монархом, власть которо- го является естественным продолжением власти патриарха, отца над своими детьми, подданными.
    Договорная теория (истоки в Древней Греции V-IV вв. до н. э., Гро- ций, Гоббс, Локк, XVII-XVIII вв., а также Спиноза, Руссо, Радищев и др.) Ее именуют также теорией естественного права. Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевались либо свобода и ра- венство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие, "золотой век" (Руссо). Каждый человек обла- дал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от

    49
    Бога или от Природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные пра- ва. Поэтому, чтобы создать в обществе нормальную жизнь и обеспечить ес- тественные права, люди заключили между собой договор, своеобразное со- глашение о создании государства, передав ему как органу, представляющему их общие интересы, часть своих прав.
    Теория насилия (теория внутреннего насилия – Е. Дюринг, XIX в.; тео- рия внешнего насилия - Л. Гумплович и К.Каутский XIX в.). Теория внут- реннего насилия - государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Госу- дарство создается как сила, выражающая общественные интересы и обла- дающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства. Внешнее насилие - государство воз- никло из завоевания одного племени или народа другим племенем или наро- дом. Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью соз- дается и право.
    Марксистская (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, XIX в., В.
    Ленин,.ХХ в.)
    Государство и право возникают как результат раскола общества на ан- тагонистические классы (классы с непримиримыми противоречиями) и клас- совой борьбы. Право- и политогенез есть естественноисторический процесс, основанный на развитии экономики, появлении частной собственности, рас- коле общества на антагонистические классы (класс собственников, эксплуа- таторов и класс несобственников, эксплуатируемых). Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и подавляется при необходимости. Право же выступает как средство навязывания воли эксплуататоров эксплуатируемым и всему обществу в целом.
    В учебниках и учебных пособиях следует изучить и другие теории пра- вогенеза и политогенеза: органическую, психологическую, ирригационную, теорию специализации, диффузионную, инцестную, спортивную и другие.

    50
    МОДУЛЬ 2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта