Главная страница

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГОПЕДИЯ (ЛОГОПЕДИЯ: ДИСЛАЛИЯ, ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ)» «РАЗ. Курсовая работа. Курсовая работа по дисциплине логопедия (логопедия дислалия, дизартрия, ринолалия и фонематическое недоразвитие речи)


Скачать 319.28 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине логопедия (логопедия дислалия, дизартрия, ринолалия и фонематическое недоразвитие речи)
АнкорКУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГОПЕДИЯ (ЛОГОПЕДИЯ: ДИСЛАЛИЯ, ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ)» «РАЗ
Дата14.03.2022
Размер319.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа.docx
ТипКурсовая
#396113
страница2 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ



1.1 Современное понимание связной монологической речи и ее формирование в онтогенезе


О.И. Соловьев, А.П. Усова, К.Д. Ушинский и другие изучали вопросы развития связной речи в разных ее аспектах [22, 28, 27].

По мнению Ф.А. Сохина, связная речь - это не только последовательность связанных между собой мыслей, которые должны быть построены в логические предложения, но достижения самого ребенка в овладении родным языком, то есть освоение грамматического строя, звуковой стороны и словарного запаса [14].

От того как дошкольники выстраивают свои высказывания можно понять уровень их речевого развития. Связная речь - это мир мыслей. Поэтому связная речь - это связность мыслей. В связной речи идет отображение логики мышления ребенка, а также способности ребенка осмыслить воспринимаемое и выразить это в точной, отчетливой, логически правильной речи.

Такие умения как последовательность, связность, верность и образность в изложении своих мыслей (или литературного произведения) оказывают огромное воздействие на эстетическое развитие ребенка: так как при пересказах, при творении своих повествований ребенок употребляет образные слова и выражения, взятые из художественных произведений [14].

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, одолевать неразговорчивость и стеснительность, формирует уверенность в своих силах.

Связная речь обязана подвергаться анализу в целостности содержания и формы. Если происходит преуменьшение смысловой стороны речи, то внешняя, формальная сторона (грамматически верное применение слов, согласование их в применении и тому подобное) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это обнаруживается в неумении подобрать слова, необходимые по значению, в неверном использовании слов, неумении объяснить значение некоторых слов.

В онтогенезе развитие связной речи изучали такие ученые как С.Л. Рубинштейн, Н.А Стародубова, С.Н. Цейтлин [15, 24, 32].

В работах С.Л. Рубинштейна о связной речи было замечено, что она основывается на умении раскрыть мысль в связном речевом построении. Анализируя происхождение связной речи, он замечает, что самопроизвольно, то есть в процессе «живого общения, она сама по себе у ребенка сформироваться не может, постепенно ребенок переходит от «господства» ситуативной диалогической речи к контекстной. Если обратить внимание на речь маленького ребенка, то можно отметить, что чтобы понять ее, нужно учитывать ситуацию, в которой он находится и к чему именно он относит свою речь. Ситуативная речь - это когда смысловое содержание речи делается ясным только лишь совместно с ситуацией, в которой она произносится [15].

По мнению С.Н. Цейтлин, словарь, а также грамматические формы речи - это едва лишь средства, только отвлеченно обозначенные стороны или моменты речи. Важнейшим в развитии ребенка является его умение пользоваться речью, как средством общения. Если формы общения модифицируются, то изменяются и формы речи. Если ребенок вступает в прямой контакт с близкими, то некоторые вопросы и ответы, высказывания или просьбы выливаются в разговорную диалогическую форму. Лишь только затем возникает нужда представить, отразив его в речевом плане, более или менее широком смысловом целом (рассказ, описание, объяснение), назначенное для постороннего слушателя и ему понятное. Тогда развивается связная речь, умение обозначить свою мысль в связном речевом построении [32].

Характеристика повествовательных рассказов: дети испытывают трудности в определении темы - они составляют рассказ, но если спросить на какую он тему, то обычно начинают все рассказывать заново. Их рассказы не имеют последовательности, из них исчезают целые смысловые части. Описание героев и природы отсутствует, идет только само описание события. Применяют элементарные предложения.

Характеристика рассуждений: в этом возрасте рассуждения ребенка носят характер принуждения, то есть возникают они тогда, когда взрослый требует от ребенка подтверждения. Данные подтверждения в основном короткие, могут содержать 1-3 аргумента, быть не истинными, сказочными, нелогичными, но весьма категоричны.

Н.Н. Созонова считает, что монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была осмыслена слушателями, в ней обязаны употребляться полные распространенные предложения, наиболее правильный словарь [20].

Умение повествовать играет высокую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является также средством постижения, средством испытания своих знаний, представлений, оценок.

По мнению О.С. Гомзяк развитие речи ребенка объединено с формированием его логического мышления. Кроме того, началом для становления монологической речи является беглое владение словарем и грамматическим строем языка [3].

В психологии пишется о том, что появление монологической речи у детей возможно лишь к 5 годам. Видоизменение жизни ребенка, создание новых отношений с окружающими взрослыми, появление новейших видов деятельности, все это ведет к тому, что происходит дифференциация форм и функции речи. Об этом пишет Д.Б. Эльконин. По его мнению, появляются свежие задачи общения, содержащиеся в том, что ребенок хочет передать свои переживания, впечатления, замыслы, идеи взрослому. Возникает новая форма речи - сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном [33].

Дети пяти-шести лет обязаны освоить главные типы монологической речи: рассказ и пересказ (в их простой форме). Между ними есть не только общее, характерное для монологической речи, но и важнейшее различие.

Дети присоединяются к настоящему в художественной речи, стараются запомнить образные, эмоциональные слова и словосочетания, обучаются владеть живым родным языком. Значительная художественность произведения, предлагаемого для пересказа, единство формы, композиции и языка обучают детей отчетливо и последовательно создавать рассказ, не увлекаясь подробностями и не пропуская важнейшего, то есть формируют их речевые умения.

По содержанию рассказы условно можно разбить на фактические и творческие (выдуманные детьми). Если дошкольник составляет фактический рассказ, то он основывается на память и свое восприятие, а выдумывая, он использует свое творческое воображение.

При составлении творческих рассказов (рассказов по воображению), созданных на выдуманном материале, дети также применяют свой предшествующий опыт, но некоторые познания ребенок обязан соединить теперь новой ситуацией, допустить какое-либо событие, считает Л.Г. Парамонова [12].

Стоить отметить, что дети семи лет уже прослушав сказку, могут выдумывать свои простые сказки, где действующие лица наделяются волшебными качествами (звери говорят, люди превращаются в невидимок и так далее).

Развитие независимой практической деятельности детей дошкольного возраста порождает развитие умственной практической функции речи: продумывание плана предстоящей деятельности, объяснение способов действий, рассуждения, констатация [12].

Таким образом, функции речевой деятельности ребенка формируются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок осваивает важнейшие формы устной речи, характерные взрослым.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта