Пособие курсовая работа в вузе 2018. Курсовая работа в вузе технология разработки и оформление Учебное пособие Иркутск 2017 2
Скачать 3.91 Mb.
|
2.3. Характеристика особенностей развития творческого воображения детей седьмого года жизни Исследование развития творческого воображения у детей седьмого года жизни проводилось на базе МБДОУ г. Иркутска детского сада №8. В диагностике приняло участие 40 детей 6-7 лет. Были сформированы две группы детей – экспериментальная (20 детей) и контрольная (20 детей). Первая диагностическая методика: «Солнце в комнате» - В.В. Синельникова и В.Т. Кудрявцева, была направлена на выявление способности ребенка справиться с проблемной ситуацией при помощи необычных идей. Результаты представлены на рисунке 2.6 40% 30% 30% 35% 30% 35% 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Экспериментальная группа Контрольная группа Рис. 2.6 Уровень развития способности справляться с проблемной ситуацией с помощью необычных идей у детей седьмого года жизни Из рисунка 2.6, мы видим, что умение находить выход из проблемных ситуаций как составляющее творческого воображения развито у детей седьмого года жизни недостаточно. К низкому уровню развития способности справляться с проблемной ситуацией, было отнесено 40% детей экспериментальной группы и 35% детей контрольной группы. Дошкольники, отнесённые к данному уровню, не могли придумать, как исправить картинку, либо формально устранили «ошибку художника». Например, в экспериментальной группе Лиза Т., Богдан К., Костя М. и контрольной группе Майя Л., Влад К., Артём Г. зачеркнули солнце на 130 картинке. В экспериментальной группе Матвей Н., Айдар С. ответили, что не знают, как исправить картинку. В контрольной группе Соня Л., Вика П. сказали, что картинку исправлять не надо. К среднему уровню развития способности справляться с проблемной ситуацией мы отнесли 30% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы. Эти дети смогли устранить несоответствие на картинке: нарисовали солнце в другом месте. Например, в экспериментальной группе Тася С., Даша Т., Игорь Б., Саша Р., в контрольной группе Толя Я., Максим Г., Матвей Ш., Саша П. нарисовали солнце за окном. Высокий уровень развития способности справляться с проблемной ситуацией был выявлен у 30% детей экспериментальной группы и 35% детей контрольной группы. В группу с высоким уровнем вошли те дошкольники, которые смогли исправить картинку таким образом, чтобы несоответствующий элемент сохранился в контексте заданной ситуации. Например, в экспериментальной группе Лера Г., Марина С. и в контрольной группе Диана Т., Даша Ю. нарисовали обои, а Артём С., Настя И. из экспериментальной группы и Соня У., Даша З. из контрольной группы превратили солнце в картину на стене. Егор К. из экспериментальной группы нарисовал из солнца подсолнух в горшке. Вторая диагностическая методика: «Дорисовывание фигур» - О.М. Дьяченко, направлена на выявление уровня проявления индивидуальности в создании образов. Рассмотрим полученные результаты на рисунке 2.7 50% 35% 15% 30% 50% 20% 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Экспериментальная группа Контрольная группа Рис. 2.7 Уровень развития проявления индивидуальности в создании образов у детей седьмого года жизни Как видно из рисунка 2.7, к низкому уровню развития проявления индивидуальности в создании образов отнесены 50% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы. Эти дошкольники входят в группу детей низкого уровня, поскольку полученные образы оказались примитивными, шаблонными, чаще всего, выполненными в одном цвете. Например, в экспериментальной группе Саша Б. при выполнении задания использовал 131 зелёный цвет, так он из фигур под номерами 2, 3 и 6 получил «марсианина», из фигур 9 и 10 «сапоги», фигура 1 (квадрат) стала прямоугольником, а фигура 7 (овал и сверху круг) превратилась в «зебру», Матвей Н. не смог объяснить все полученные изображения, не дал им названия, из дорисованных фигур у него получились образы, в которых не прослеживается фантазия, например, тарелка, человек, котёнок, ботинки. В контрольной группе Алёша Б. нарисовал дом, человека, дерево, цифры 2 и 8. Детализация образов прослеживалась слабо. Рисунки оказались простыми. Коэффициент оригинальности рисунков этих детей низкий, многие рисунки повторяются другими детьми группы. Дошкольники, отнесённые к низкому уровню, могут нарисовать один рисунок, который не повторяется другими детьми. Средний уровень развития проявления индивидуальности в создании образов выявлен у 35% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы. Образы, которые получились у этих дошкольников, являлись завершенными, зачастую слабо детализированными, дети использовали разные цвета при создании рисунков. Многие фигуры напоминали обычные предметы, но также присутствовали оригинальные образы. Например, в экспериментальной группе фигуры Маши Л. превратились в фонтан, лампочку, цветок, осу, шарик и др., фигуры Артёма С. стали тапочками, собакой, конфетой, кораблём, девочкой и др., а у Насти И. из фигур получились лягушка, снеговик, дом, ветка и др. В контрольной группе Влад К. дорисовал фигуры и получил катер, часы, сосульку, машину и др. Лёва Г. разглядел в фигурах пугало, корабль, зайца, летающие ботинки, мешок с золотом и др. Дошкольники данного уровня смогли нарисовать 2-3 образа, которые не встречаются у других детей группы. К высокому уровню развития проявления индивидуальности в создании образов мы отнесли 15% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы. Образы этих дошкольников являлись центральным элементом рисунка, детали образов были тщательно проработаны. Дети использовали различные цвета при дорисовывании фигур. Например, в экспериментальной группе Мила К. нарисовала сыр, фрукты в тарелке, вешалку, змею, лебедя и др., Лера Г. корзинку, желейку, картошку фри и др., Егор К. робота, весло и лодку, ракету, боксёрскую перчатку и др. В контрольной группе Соня Г. изобразила светофор, кружку, конфету, коньяк и др., Матвей Ш. дорисовал не все фигуры, но законченные фигуры превратились в магнитный конструктор, робота, бадминтон, автомат конфет и др. Дошкольники этого уровня нарисовали 4-5 образов, которых не оказалось у других детей в группе. Третий диагностический метод: беседа с ребёнком (А.В. Карклина, Н.А. Шинкарёва), направлена на выявление уровня представлений детей о нетрадиционных техниках рисования. Результаты данной методики отражены на рисунке 2.8 132 5% 50% 45% 15% 25% 60% 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Достаточное представление Частичное представление Недостаточное представление Экспериментальная группа Контрольная группа Рис. 2.8 Уровень развития представлений о нетрадиционных техниках рисования у детей седьмого года жизни Достаточным уровнем развития представлений о нетрадиционных техниках рисования обладают 5% детей экспериментальной группы и 15% детей контрольной группы. Дошкольники с достаточными представлениями способны перечислить большое количество необычных материалов для рисования, знают нетрадиционные техники, могут разрешить проблемную ситуацию, возникшую при рисовании. Например, в экспериментальной группе Саша Б. считает, что, кроме кисточки, можно рисовать пальцами, губкой, зубной щёткой. Разноцветный дождик он бы нарисовал с помощью зубной щётки или кисточки. Если в наличии не оказалось оранжевой краски, он смешает жёлтый цвет с красным и получит необходимый цвет краски. В контрольной группе Даша З. ответила, что кроме кисточки можно рисовать печатками, фломастерами, губкой, мелками, пальцами. Разноцветный дождик можно получить, если накапать капельки разными красками на лист или поставить отпечатки пальцами. Если не оказалось нужной краски, то она смешает на палитре два цвета, чтобы получить желаемый. Частичное представление было выявлено у 50% детей экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы. Оно характеризуется тем, что дошкольники могут назвать 1-2 необычных материала для рисования, знают некоторые техники нетрадиционного рисования, часто затрудняются в разрешении возникшей проблемной ситуации. Например, в экспериментальной группе Мила К. ответила, что кроме кисточки можно рисовать губкой, пальцами, мелками, фломастерами. Разноцветный дождик, по её мнению, можно нарисовать разноцветными мелками. На вопрос: «Как разукрасить лису, если у тебя не оказалось оранжевой краски?» Мила К. отвечает, что нужно смешать «два каких-то цвета». Она не помнит, каких цветов краски необходимо смешать, чтобы получить оранжевый цвет. К недостаточному уровню развития представлений о нетрадиционных техниках рисования мы отнесли 45% детей экспериментальной группы и 60% 133 детей контрольной группы. Дошкольники с недостаточными представлениями не могут ответить, чем можно рисовать, кроме обычных материалов, например, кисточек, фломастеров, карандашей. Эти дети пользуются только классическими техниками рисования, они не способны решить возникшие в ходе рисования проблемные ситуации. Например, в экспериментальной группе Костя М. считает, что кроме кисточки можно рисовать фломастерами и карандашами. Разноцветный дождик можно нарисовать «карандашами разными». Если не оказалось оранжевой краски, он покрасит животное в красный цвет. В контрольной группе Соня Л. ответила, что кроме кисточки можно рисовать карандашами и фломастерами. Чтобы нарисовать разноцветный дождик нужно «взять много фломастеров в одну руку и наставить капельки». Если у неё не окажется оранжевой краски, Соня Л. покрасит лису в жёлтый цвет. Обобщив результаты диагностических методик, мы условно распределили детей седьмого года жизни по уровням развития творческого воображения. Полученные результаты представлены на рисунке 2.9 17% 38% 45% 23% 35% 42% 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Экспериментальная группа Контрольная группа Рис. 2.9 Уровни развития творческого воображения у детей седьмого года жизни Из рисунка 2.9 видно, что наименьшее количество детей находятся на высоком уровне развития творческого воображения (17% детей экспериментальной группы и 23% детей контрольной группы). Дошкольники, отнесённые нами к данному уровню, способны самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций, проявляют индивидуальность в создании образов, рисуют оригинальные, необычные предметы, знают, какими нестандартными материалами можно рисовать, в рисовании используют нетрадиционные техники. К среднему уровню развития творческого воображения мы отнесли 38% детей экспериментальной группы и 35% детей контрольной группы. Дошкольники этого уровня испытывают трудности в разрешении проблемных 134 ситуаций, их рисунки не отличаются особой оригинальностью. Зачастую дети рисуют простые образы, но в их работах могут встречаться и необычные предметы. Эти дошкольники знают некоторые нестандартные материалы для рисования, иногда, рисуют с помощью нетрадиционных техник. Большинство детей седьмого года жизни были отнесены к низкому уровню развития творческого воображения (45% детей экспериментальной группы и 42% детей контрольной группы). Дошкольники, находящиеся на данном уровне, не способны отыскать выход из проблемных ситуаций. Образы, создаваемые детьми, являются примитивными, шаблонными, слабо детализированными, рисунки детей не несут в себе проявления фантазии. Эти дети рисуют только обычными материалами, используя классические техники рисования. Для выявления различий между контрольной и экспериментальной группой детей по уровню развития творческого воображения мы использовали t-критерий Стьюдента. Автоматический расчёт t-критерия Стьюдента (Приложение 9) показал следующие результаты: t эмп. = 0,8 (находится в зоне незначимости), t крит. = 2,02, при р ≤ 0,05; t крит. = 2,71, при р ≤ 0,01. Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что экспериментальная и контрольная группа практически идентичны, у обеих групп преобладает низкий уровень развития творческого воображения. Таким образом, опираясь на результаты исследования, мы сделали вывод, что с детьми седьмого года жизни необходимо проводить работу, направленную на развитие творческого воображения, поскольку в этом возрасте дошкольники должны обладать высоким уровнем развития творческого воображения, чтобы в дальнейшем благополучно пойти в школу. Воображение эффективнее всего развивается в художественно-творческой деятельности, а именно в рисовании, поэтому в дальнейшей работе с детьми будут использоваться нетрадиционные техники рисования. Выводы по второй главе На основании полученных результатов мы можем сделать следующие выводы: У большинства педагогов выявлен базовый уровень сформированности готовности к развитию творческого воображения детей (43%), у 37% педагогов - критический уровень и у 20% - повышенный уровень сформированности готовности педагогов к развитию творческого воображения детей. В подготовительной к школе группе прослеживается недостаточное количество материалов для рисования в сравнении с рекомендуемым количеством, принципы организации художественно-эстетической РППС реализуются не в полной мере, что препятствует развитию творческого воображения детей. Большинство родителей воспитанников не знают, что такое творческое воображение, с какого возраста его необходимо развивать у ребенка, с 135 помощью чего можно развивать творческое воображение и какие условия в семье следует создавать для развития творческого воображения. У исследуемых детей седьмого года жизни преобладает низкий уровень развития творческого воображения (45% детей экспериментальной группы и 42% детей контрольной группы). Дошкольники данного уровня не способны проявлять самостоятельность, находить выход из проблемных ситуаций, создаваемые ими образы являются примитивными, шаблонными, слабо детализированными. 136 ПРИЛОЖЕНИЕ 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Развитие творческого воображения детей седьмого года жизни актуально в наше время, поскольку в современном обществе всё чаще поднимается вопрос о воспитании разносторонней, свободной, неординарной личности - той, которая будет обладать развитым воображением, мыслить нестандартно, подходить творчески к решению насущных проблем. Начальным этапом становления и формирования личности является дошкольное образование. В целевых ориентирах Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Для достижения поставленной цели (разработать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческого воображения детей седьмого года жизни) нами был проведён анализ литературы по исследуемой проблеме, который позволил сделать вывод о том, что у ребенка необходимо развивать творческое воображение, поскольку данный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности дошкольника. Кроме того, нетрадиционные техники рисования являются наиболее эффективным средством развития творческого воображения детей седьмого года жизни, поскольку с их помощью ребенок отражает свои впечатления об окружающем мире, воплощает образы, возникшие в процессе изобразительной деятельности, используя разнообразные материалы. Результаты констатирующего этапа исследования показали, что уровень теоретических знаний и практических навыков педагогов ДОУ не позволяет им заниматься развитием творческого воображения дошкольников. Большинство родителей воспитанников не имеют представлений о развитии творческого воображения у детей. Недостаточное количество нетрадиционных материалов для рисования в РППС препятствует развитию творческого воображения детей. У исследуемых детей седьмого года жизни преобладает низкий уровень развития творческого воображения. Дошкольники данного уровня не способны проявлять самостоятельность, находить выход из проблемных ситуаций, создаваемые ими образы являются примитивными, шаблонными, слабо детализированными. Данные результаты стали основанием для проведения специальной работы по созданию педагогических условий для развития творческого воображения детей седьмого года жизни, которая осуществлялось в ходе обогащения РППС, проведения системы занятий по изобразительной деятельности с детьми, а также организации мероприятий с педагогами и родителями, направленных на повышение теоретических и практических знаний о развитии творческого воображения дошкольников. 137 Для решения задач формирующего этапа исследования нами была разработана и внедрена система работы, которую мы осуществляли в трёх направлениях: работа с детьми, взаимодействие с педагогами и взаимодействие с родителями воспитанников. В рамках формирующего этапа нами была выстроена последовательная (поэтапная) система работы по развитию творческого воображения. Наша работа с детьми включала в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе мы обогатили РППС экспериментальной группы. На основном этапе нами была проведена серия занятий по изобразительной деятельности (рисованию с использованием нетрадиционных техник), направленных на развитие творческого воображения детей седьмого года жизни. Заключительный этап включал в себя проблемные ситуации для реализации полученных знаний детей в практической деятельности. Для повышения у педагогов уровня готовности по всем компонентам (когнитивному, деятельностному и рефлексивному) к развитию творческого воображения детей дошкольного возраста мы подобрали литературу по развитию творческого воображения дошкольников, а также разработали и провели два мероприятия: лекцию «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников», мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Также в процессе своей работы мы дали рекомендации по обогащению РППС групп ДОУ. Для повышения у родителей воспитанников представлений по всем компонентам (когнитивному, деятельностному и мотивационному) о развитии творческого воображения детей мы организовали опосредованные консультации, как для родителей экспериментальной группы, так и для родителей контрольной группы, провели мастер-класс «Развитие творческого воображения детей через нетрадиционное рисование» для родителей экспериментальной группы. Результаты контрольного этапа показали, что уровень развития творческого воображения детей седьмого года жизни экспериментальной группы значительно повысился. Дошкольники стали самостоятельно справиться с проблемными ситуациями, проявлять оригинальность и индивидуальность в создании образов, рисунки детей стали красочными, детализированными, эмоционально насыщенными. Таким образом, мы можем сделать вывод, что поставленная нами цель исследования была достигнута, а гипотеза о том, что развитие творческого воображения детей седьмого года жизни возможно при соблюдении следующих условий (специально разработанных развивающих занятий, включающих проблемные ситуации для активизации творческого воображения детей седьмого года жизни в рисовании с использованием нетрадиционных техник; организации развивающей предметно-пространственной среды (центр искусства); практической деятельности с родителями по формированию у них представлений о системе развития творческого воображения детей; методик поддержки педагогов в вопросах формирования готовности к развитию 138 творческого воображения дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования) доказана. 139 ПРИЛОЖЕНИЕ 13 ОБРАЗЦЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПЕЧАТИ ГОСТ 7.1-2003 Книга одного автора Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 2001. - 480 с. Книга двух авторов Москвина, Р. Р. Человек как объект философии и литературы [Текст] / Р. Р. Москвина, Г. В. Мокроносов. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 1987. – 199 с. Книга трех авторов Ворожейкин, И. Е. Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. - М. : ИФРА, 2002. - 240 c. : табл. Книга четырех и более авторов Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] / О. Р. Старовойтова [и др.] ; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб. : Профессия, 2001. – 352 с. Радио – радиолюбителям [Текст] : практическое пособие / В. Г. Борисов, А. В. Гроховский, Б. Г. Степанов, В. В. Фролов. - М. : Радио, 1988. - 432 с. Книга под редакцией Педагогика [Текст] : педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2000. - 510 с. Материалы конференции, совещания, семинара Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России» [Текст] : cб. материалов. - М., 1999. - 96 с. Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе России», 26–27 апр. 2001 г. [Текст] : [посвящ. 50-летию НГАВТ : материалы] / ред. А. Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск : НГАВТ, 2001. – 157 с. Многотомное издание Грейвз, Р. Собрание сочинений [Текст] : в 5 т. / Р. Грейвз. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 5 т. Отдельный том многотомного издания Грейвз, Р. Собрание сочинений [Текст]. В 5 т. Т. 1. Я, Клавдий / Р. Грейвз .- М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 394 с. или Грейвз, Р. Собрание сочинений [Текст] : в 5 т. / Р. Грейвз. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. Т. 1 : Я, Клавдий. - 1998. - 394 с. 140 или Грейвз, Р. Я, Клавдий [Текст] / Р. Грейвз. – М. : ТЕРРА- Книжный клуб, - 1998. – 394 с. – (Собрание сочинений : в 5 т. / Р. Грейвз ; т. 1). Статья из периодического издания (журнала, газеты) Березина, В. А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса [Текст] / В. А. Березина, А. В. Баранников // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - C. 2-5. или Березина, В. А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса [Текст] / В. А. Березина, А. В. Баранников // Воспитание школьников. 2002. № 7. C. 2-5. Статьи из газеты Михайлов, С. А Езда по-европейски [Текст] : система платных дорог в России находится в начал. стадии развития / Сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня. или Серебрякова, М. И. Дионисий не отпускает [Текст] : [о фресках Ферапонтова монастыря, Вологод. обл.] : беседа с директором музея Мариной Серебряковой / записал Юрий Медведев // Век. – 2002. – 14–20 июня (№ 18). – С. 9. Статья из сборника Биченок, Л. П. Военно-гуманитарные тексты, их структурно-содержательные компоненты [Текст] / Л. П. Биченок // Русистика на современном этапе. – М., 1999. – С. 174-179. Отдельное произведение из собрания сочинений Локк, Д. О злоупотреблении словами [Текст] // Соч.: в 3 т. – М., 1985. – Т. 1. – С. 548–567. |