Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Организационно-педагогические условия развития творческого

  • Пособие курсовая работа в вузе 2018. Курсовая работа в вузе технология разработки и оформление Учебное пособие Иркутск 2017 2


    Скачать 3.91 Mb.
    НазваниеКурсовая работа в вузе технология разработки и оформление Учебное пособие Иркутск 2017 2
    Дата14.06.2022
    Размер3.91 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПособие курсовая работа в вузе 2018.pdf
    ТипКурсовая
    #591102
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
    РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
    ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
    1.1. Цель, задачи, методы констатирующего эксперимента
    Исследовательская работа проводилась на базе МБДОУ детский сад
    № 8
    города Иркутска. В исследовании приняли участие 40 детей седьмого года жизни, 10 педагогических работников данного ДОУ и 40 родителей воспитанников. Период проведения исследования датируется с 01.10.2017 г. по
    30.05.2018 г.
    Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам обосновать значимость развития творческого воображения детей седьмого года жизни.
    Поскольку эффективность цели проверяется и подтверждается в результате практической деятельности, нами определена цель констатирующего этапа исследования – выявление организационно-педагогических условий работы по развитию творческого воображения детей седьмого года жизни в образовательном процессе ДОУ.
    Достижению цели способствовало решение следующих задач:
    1. Подобрать и апробировать диагностический инструментарий, направленный на выявление особенностей развития творческого воображения детей седьмого года жизни.
    2. Осуществить экспертизу оценки качества организационно- педагогических условий развития творческого воображения детей седьмого года жизни в ДОУ.
    3. Охарактеризовать уровни развития творческого воображения детей седьмого года жизни с учётом анализа организационно-педагогических условий.
    Представим ниже комплексную характеристику проведенной нами диагностической процедуры (таблица 2.1).
    Таблица 2.1
    Критериальный аппарат оценки качества организационно-педагогических условий развития творческого воображения детей седьмого года жизни в ДОУ
    Показатель
    Критерии оценки
    Метод
    Методика
    1. Исследование организационно-педагогических условий реализации творческого воображения в рисовании.
    1.1. Готовность педагогов к развитию творческого воображения детей
    Когнитивный компонент
    (наличие знаний, владение технологиями)
    Опрос педагогов Опросник для педагогов
    Деятельностный компонент
    Анализ календарно- тематических планов педагогов
    Календарно- тематическое планирование

    111
    Продолжение табл. 2.1
    Рефлексивный компонент
    (сформированность рефлексивной позиции)
    Опрос педагогов Опросник
    1.2.Оценка представлений родителей о развитии творческого воображения дошкольников
    Полноценное
    Анкетирование
    Анкета для родителей
    Частичное
    Недостаточное
    1.3.Характеристика развивающей предметно- пространственной среды
    Насыщенность
    Экспертиза
    РППС группы
    Экспертный лист
    РППС группы:
    «Центр искусства».
    Таблица для анализа и оценки
    РППС группы.
    Трансформируемость
    Полифункциональность
    Вариативность
    Доступность
    Безопасность
    2. Изучение взаимосвязи компонентов творческого развития с показателями новообразований в рисовании в старшем дошкольном возрасте.
    2.1.Диагностика развития творческого воображения
    Способность справиться с проблемной ситуацией при помощи необычных идей.
    Игровая ситуация
    Методика
    «Солнце в комнате»
    (В.В.
    Синельников,
    В.Т.Кудрявцев).
    Проявление индивидуальности в создании образов.
    Работа с графическими изображениями
    Методика
    «Дорисовывание фигур»
    (О.М. Дьяченко)
    Достаточное представление: ребенок перечисляет большое количество нестандартных материалов для занятий изобразительной деятельностью, знает различные нетрадиционные техники, которые можно использовать для получения рисунка, способен решить проблемные ситуации, возникшие в ходе рисования.
    Ориентировка ребенка в нетрадиционных техниках рисования
    Метод беседы
    Частичное представление: ребенок способен назвать несколько нестандартных материалов для рисования, знает некоторые техники нетрадиционного рисования, затрудняется в разрешении проблемных

    112
    Продолжение табл. 2.1 ситуаций, возникших в ходе рисования.
    Недостаточное представление: ребенок не знает, чем можно рисовать, кроме обычных материалов
    (карандаши, кисточки), пользуется только классическими техниками рисования, не способен решить возникшие проблемные ситуации в ходе рисования.
    Как видно из таблицы 2.1., для объективной оценки педагогических условий в ДОУ в развитии творческого воображения детей посредством нетрадиционных техник рисования на констатирующем этапе нами были использованы такие методы, как опрос педагогов, анализ календарно- тематических планов, анкетирование родителей, экспертиза развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
    Опросник для педагогов (Приложение 1).
    Цель: определить уровень сформированности когнитивного и рефлексивного компонентов готовности к развитию творческого воображения.
    Критерии анализа: наличие теоретических знаний в данной области, владение технологиями развития творческого воображения, сформированность рефлексивной позиции.
    Обработка результатов: количественно-качественный анализ.
    Анализ календарно-тематических планов педагогов.
    Цель: определить уровень сформированности деятельностного компонента готовности к развитию творческого воображения.
    Критерии анализа: содержание видов деятельности по развитию творческого воображения, постановка задач развития творческого воображения, частоты планируемых мероприятий, наличие работы с родителями в данном направлении, использование нетрадиционных техник рисования.
    Анкета для родителей (Приложение 2).
    Цель: определить уровень сформированности представлений родителей о значимости развития творческого воображения у дошкольников.
    Критерии анализа: заинтересованность в развитии творческого воображения у детей, наличие теоретических знаний в данной области.
    Экспертиза РППС.
    Цель: проанализировать условия, созданные в группе для максимального развития творческого воображения детей седьмого года жизни в центре искусства.
    Критерии анализа: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

    113
    Процедура проведения: оценка развивающей предметно- пространственной среды на основе примерного перечня материалов и оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений (Приложение 3), а также по выделенным критериям в соответствии с п. 3.3.4. ФГОС ДО (Приложение 4).
    На основе анализа теоретической литературы нами был выделен критериальный аппарат изучения особенностей развития творческого воображения детей седьмого года жизни (таблица 2.2).
    Таблица 2.2
    Критериальный аппарат изучения особенностей развития творческого воображения детей седьмого года жизни
    Название методики
    Критерий
    Показатель
    Методика «Солнце в комнате»
    (В.В. Синельников,
    В.Т. Кудрявцев)
    Гибкость
    Ребенок способен справиться с проблемной ситуацией при помощи необычных идей.
    Методика
    «Дорисовывание фигур» (О.М.
    Дьяченко)
    Оригинальность
    Ребенок проявляет индивидуальность в создании образов, получает нестандартные, причудливые образы.
    Низкий уровень - КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.
    Средний уровень - КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.
    Высокий уровень - КО выше среднего по группе на 2 и более балла.
    Беседа (А.В.
    Карклина, Н.А.
    Шинкарёва)
    Ориентировка ребенка в нетрадиционных техниках рисования
    Достаточное представление: ребенок перечисляет большое количество нестандартных материалов для занятий изобразительной деятельностью, знает различные нетрадиционные техники, которые можно использовать для получения рисунка, способен решить проблемные ситуации, возникшие в ходе рисования.
    Частичное представление: ребенок способен назвать несколько нестандартных материалов для рисования, знает некоторые техники нетрадиционного рисования, затрудняется в разрешении проблемных ситуаций, возникших в ходе рисования.
    Недостаточное представление: ребенок не знает, чем можно рисовать, кроме обычных материалов (карандаши, кисточки), пользуется только обычных материалов
    (карандаши, кисточки),

    114
    Продолжение табл. 2.2 пользуется только классическими техниками рисования, не способен решить возникшие проблемные ситуации в ходе рисования.
    Представим уровневую характеристику развития творческого воображения детей седьмого года жизни (таблица 2.3).
    Таблица 2.3
    Уровневая характеристика развития творческого воображения детей седьмого года жизни
    Показатели
    Критерии
    Уровни
    Высокий
    Средний
    Низкий
    Гибкость
    Ребенок предлагает многообразные идеи для решения задачи.
    75-100%
    45-74%
    0-44%
    Оригинальность Ребенок способен создавать необычные, новые образы.
    75-100%
    45-74%
    0-44%
    Ориентировка ребенка в нетрадиционных техниках рисования
    Достаточное представление: ребенок перечисляет большое количество нестандартных материалов для занятий изобразительной деятельностью, знает различные нетрадиционные техники, которые можно использовать для получения рисунка, способен решить проблемные ситуации, возникновение в ходе рисования.
    Частичное представление: ребенок способен назвать несколько нестандартных материалов для рисования, знает некоторые техники нетрадиционного рисования, затрудняется в разрешении проблемных ситуаций, возникших в ходе рисования.
    Недостаточное представление: ребенок не знает, чем можно рисовать, кроме обычных материалов
    (карандаши, кисточки), пользуется только классическими техниками рисования, не способен решить возникшие проблемные ситуации в ходе рисования.
    75-100%
    45-74%
    0-44%

    115 1. Методика «Солнце в комнате» (В.В. Синельников, В.Т. Кудрявцев) – адаптирована Н.А. Шинкарёвой, А.В. Карклиной.
    Цель: определение уровня развития способности справляться с проблемной ситуацией с помощью необычных идей.
    Материалы: картинка с изображением комнаты, в которой находится че- ловек и солнце (Приложение 5); цветные карандаши.
    Процедура проведения:
    Педагог, показывая ребенку картинку, говорит: «Я даю тебе эту картинку.
    Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари- совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что- то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной».
    Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ- яснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.
    Обработка результатов:
    В ходе обследовании педагог оценивает попытки ребенка исправить рисунок.
    Низкий уровень - ребенок не дает ответ, не принимает задание («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно»), либо формально устраняет несоответствия (стирает, закрашивает солнышко).
    Средний уровень - ребенок содержательно устраняет несоответствия: рисует в другом месте – «Солнышко на улице», переделывает рисунок –
    «Сделать из солнышка лампу»).
    Высокий уровень - ребенок дает конструктивный ответ (отделяет несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.).
    1.
    Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).
    Цель: определение уровня проявления индивидуальности в создании образов.
    Материалы: цветные карандаши, карточки с фигурами неопределенной формы (Приложение 6).
    Процедура проведения: Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая- нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
    Ребенку дают цветные карандаши и листы с фигурами. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?»
    Ответ ребенка фиксируется.
    Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
    Обработка результатов:
    Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности
    (КО): количество

    116 неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент.
    Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
    Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
    Количественная обработка:
    Низкий уровень - КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.
    Средний уровень - КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.
    Высокий уровень - КО выше среднего по группе на 2 и более балла.
    Качественная обработка:
    Низкий уровень - дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения
    («такой узор»). Иногда, эти дети могут нарисовать для нескольких фигур предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
    Средний уровень - дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
    Высокий уровень - дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
    2. Беседа с ребенком (А.В. Карклина, Н.А. Шинкарёва).
    Цель: выявить представление детей о нетрадиционных техниках рисования.
    Материалы: бланк записи (Приложение 7), ручка.
    Вопросы ребенку:
    1.Нравится ли тебе рисовать? Чем?
    2.Что тебе нравится рисовать больше всего?
    3.Чем можно рисовать, кроме кисточки?
    4.Как можно нарисовать разноцветный дождик?
    5.Как разукрасить лису, если у тебя не оказалось оранжевой краски?
    Обработка данных:
    Достаточное представление – ребенок перечисляет большое количество нестандартных материалов для занятий изобразительной деятельностью, знает различные нетрадиционные техники, которые можно использовать для получения рисунка, способен решить проблемные ситуации, возникшие в ходе рисования.
    Частичное представление – ребенок способен назвать несколько нестандартных материалов для рисования, знает некоторые техники

    117 нетрадиционного рисования, затрудняется в разрешении проблемных ситуаций, возникших в ходе рисования.
    Недостаточное представление – ребенок не знает, чем можно рисовать, кроме обычных материалов (карандаши, кисточки), пользуется только классическими техниками рисования, не способен решить возникшие проблемные ситуации в ходе рисования.
    2.2. Организационно-педагогические условия развития творческого
    воображения детей седьмого года жизни
    В соответствии с темой нашей работы и исследованиями ученых, таких как Т.С. Комарова, М.В. Охлопкова и др., под педагогическими условиями мы понимаем комфортную среду, педагогические методы, приёмы, организационные формы обучения и воспитания, способствующие повышению уровня развития творческого воображения детей.
    Использование нетрадиционных техник рисования – одно из педагогических условий нашей исследовательской работы.
    Нетрадиционные техники рисования – это техники рисования, направленные на создание нового, оригинального образа при помощи различных материалов (свеча, трубочки, листья деревьев, ткань, губки, зубные щётки и т.д.).
    Позиции Е.В. Доценко, Н.В. Пьянковой и др. о развитии творческого воображения у дошкольников позволили нам сформулировать понятие готовности педагога к развитию творческого воображения у детей. Под готовностью педагога к развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста мы понимаем сформированность всех компонентов готовности: когнитивного, деятельностного и рефлексивного.
    Для определения готовности педагогов к развитию творческого воображения у дошкольников нами были использованы следующие методы: опрос и анализ календарных планов педагогов. В эксперименте приняли участие педагоги общеразвивающих групп МБДОУ г. Иркутска детского сада
    №8 в количестве 10 человек, педагогический стаж которых варьируется от 2 до
    40 лет.
    Критерии и уровни готовности педагогов к развитию творческого воображения дошкольников представлены в таблице 2.4
    Таблица 2.4
    Уровневая характеристика готовности педагога к развитию творческого воображения детей седьмого года жизни
    Показатель
    Критерий
    Уровень
    Критический
    Базовый
    Повышенный
    Готовность педагогов к развитию творческого воображения детей
    Когнитивный компонент
    - наличие теоретических знаний в области развития
    Педагог не может ответить, что такое творческое воображение, не знает о средствах и технологиях
    Педагог имеет представления о развитии творческого воображения дошкольников,
    Педагог знает, что такое творческое воображение, что является средством

    118
    Продолжение табл. 2.4 творческого воображения дошкольников развития творческого воображения в дошкольном возрасте. может перечислить некоторые средства и технологии развития творческого воображения. развития творческого воображения, какие технологии необходимо использовать в работе с детьми по развитию творческого воображения.
    Свободно ориентируется в области развития творческого воображения дошкольников.
    Активно применяет знания о развитии творческого воображения детей в своей работе.
    Деятельностный компонент
    - владение технологиями развития творческого воображения
    В деятельности педагога отсутствует работа по развитию творческого воображения детей.
    В работе педагога по развитию творческого воображения детей отсутствует система.
    Педагог ведёт системную работу по развитию творческого воображения дошкольников. Это отражается в режимных моментах, образовательной деятельности.
    Рефлексивный компонент
    - сформированность рефлексивной позиции
    Педагог не использует рефлексию в своей профессиональной деятельности.
    Педагог периодически проводит рефлексивный анализ.
    Педагог систематически проводит рефлексивный анализ и оценку своей профессиональной деятельности для определения новых направлений в работе по развитию творческого воображения детей.

    119
    Представим полученные в процессе опроса педагогов и анализа календарных планов данные сформированности готовности педагогов к развитию творческого воображения детей по каждому компоненту: когнитивному, деятельностному и рефлексивному.
    На рисунке 2.1 показан уровень сформированности когнитивного компонента готовности педагогов к развитию творческого воображения детей.
    Как видно из рисунка, у 30% педагогов сформированность когнитивного компонента готовности к развитию творческого воображения у детей находится на критическом уровне.
    30%
    40%
    30%
    0%
    10%
    20%
    30%
    40%
    50%
    60%
    70%
    80%
    90%
    100%
    Критический уровень
    Базовый уровень
    Повышенный уровень
    Рис. 2.1 Уровень сформированности когнитивного компонента готовности педагогов к развитию творческого воображения детей
    Педагоги, отнесённые к критическому уровню, не имеют теоретических знаний в области развития творческого воображения детей: они не могут дать определение понятию «творческое воображение», не знают о средствах и технологиях развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
    Например, Светлана М. (педагогический стаж 3 года) поставила прочерки в вопросах о средствах и технологиях развития творческого воображения детей, а
    Яна Ш. (педагогический стаж 2 года) не смогла ответить, что такое творческое воображение, с какого возраста его необходимо развивать.
    К базовому уровню сформированности когнитивного компонента готовности к развитию творческого воображения у детей было отнесено 40% педагогов. Эти педагоги имеют представления о развитии творческого воображения дошкольников: дают определение творческому воображению, указывают возраст, с которого необходимо развивать творческое воображение, могут перечислить некоторые средства и технологии развития творческого воображения, которые используют в своей работе. Например, Юлия Я.
    (педагогический стаж 26 лет) считает, что творческое воображение – это
    «придуманный сюжет рисунка или поделки ребёнка», творческое воображение необходимо развивать с младшего возраста, средствами развития творческого воображения, по её мнению, являются игра и беседы.
    Повышенный уровень сформированности когнитивного компонента готовности к развитию творческого воображения был выявлен у 30% педагогов.

    120
    Педагоги, отнесённые к этому уровню, знают, что такое творческое воображение, с какого возраста его необходимо развивать, что является средством развития творческого воображения, какие технологии необходимо использовать в работе с детьми по развитию творческого воображения.
    Педагоги не только обладают обширными знаниями в области развития творческого воображения детей, но и активно применяют данные знания в своей работе. Например, Анжелика С. (педагогический стаж 7 лет) считает, что творческое воображение – это «самостоятельное создание образа, вещи, чего-то нового». По мнению педагога, развивать творческое воображение «можно с 2-3 лет». Средствами развитию творческого воображения она считает чтение, игру, жизненный опыт. Знает и использует в своей работе технологии: нетрадиционные техники рисования и театрализацию.
    На рисунке 2.2 представлен уровень сформированности деятельностного компонента готовности педагогов к развитию творческого воображения детей.
    40%
    60%
    0%
    10%
    20%
    30%
    40%
    50%
    60%
    70%
    80%
    90%
    100%
    Критический уровень
    Базовый уровень
    Рис. 2.2 Уровень сформированности деятельностного компонента готовности педагогов к развитию творческого воображения детей
    Из рисунка 2.2 видно, что на критическом уровне сформированности деятельностного компонента находятся 40% педагогов. В календарных планах этих педагогов не отражается работа по развитию творческого воображения детей.
    На базовом уровне сформированности деятельностного компонента готовности педагогов к развитию творческого воображения детей находится наибольшее количество педагогов – 60%. В календарных планах педагогов встречается работа с детьми по развитию творческого воображения. Например, у Ирины Х. (педагогический стаж 25 лет) в планах присутствуют такие игры, как «Несуществующее животное», «На что похожи наши ладошки». Но в работе педагога по развитию творческого воображения у детей нет системы.
    Игры, направленные на развитие творческого воображения, проводятся один или два раза в неделю. В планировании Ирины Т. (педагогический стаж 5 лет) прописаны игры: «Волшебные превращения», «Волшебные картинки»,
    «Чудесный лес», занятия с использованием нетрадиционных техник: «Зимняя сказка» (рисование солью), «Галстук для папы» (набрызг). Игры по развитию

    121 воображения проводятся педагогом один день в неделю (во вторник), а занятия с использованием нетрадиционных техник проводятся редко, чаще всего, дети рисуют классическими техниками. Из чего можно сделать вывод, что работа с детьми по развитию творческого воображения носит эпизодический характер.
    Многие педагоги ответили на вопросы об наиболее эффективных нетрадиционных техниках рисования в своей возрастной группе, что является средством развития творческого воображения, из чего следует, что педагоги обладают теоретическими знаниями в области развития творческого воображения детей, но на практике их не применяют.
    На рисунке 2.3 представлен уровень сформированности рефлексивного компонента готовности педагогов к развитию творческого воображения детей.
    40%
    30%
    30%
    0%
    10%
    20%
    30%
    40%
    50%
    60%
    70%
    80%
    90%
    100%
    Критический уровень
    Базовый уровень Повышенный уровень
    Рис. 2.3 Уровень сформированности рефлексивного компонента готовности педагогов к развитию творческого воображения детей
    Из рисунка 2.3 видно, что у 40% педагогов уровень сформированности рефлексивного компонента готовности к развитию творческого воображения детей находится на критическом уровне. Педагоги, отнесённые к данному уровню, не используют рефлексию в своей профессиональной деятельности.
    Например, Ксения Т. (педагогический стаж 2 года) сообщила, что не проводит анализ и оценку своей деятельности для определения новых направлений в работе по развитию творческого воображения детей.
    На базовом и повышенном уровнях сформированности рефлексивного компонента готовности педагогов к развитию творческого воображения детей располагается одинаковое количество опрошенных (30% - базовый уровень,
    30% - повышенный уровень). Педагоги, находящиеся на базовом уровне, периодически проводят анализ своей работы. Педагоги повышенного уровня сформированности рефлексивного компонента систематически проводят рефлексивный анализ. Профессиональная деятельность таких педагогов строится на основе самоанализа и оценки собственной деятельности. Например,
    Галина К. (педагогический стаж 40 лет) проводит рефлексию на занятиях совместно с детьми, после чего делает собственные выводы (что получилось, над чем следует работать).

    122
    Обобщив результаты, полученные по трём компонентам, представим уровень сформированности готовности педагогов к развитию творческого воображения детей на рисунке 2.4.
    37%
    43%
    20%
    0%
    10%
    20%
    30%
    40%
    50%
    60%
    70%
    80%
    90%
    100%
    Критический уровень
    Базовый уровень Повышенный уровень
    Рис. 2.4 Уровень сформированности готовности педагогов к развитию творческого воображения детей
    Из рисунка 2.4 видно, что у большинства педагогов (43%) выявлен базовый уровень сформированности готовности к развитию творческого воображения детей, у 37% педагогов - критический уровень и у 20% - повышенный уровень сформированности готовности педагогов к развитию творческого воображения детей.
    На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
    20% педагогов ДОУ, находящихся на повышенном уровне сформированности готовности к развитию творческого воображения детей, характеризуются:
    - знанием теории в области развития творческого воображения дошкольников;
    - умением планировать образовательную работу с детьми с учётом их уровня развития творческого воображения;
    - владением технологиями развития творческого воображения;
    - способностью анализировать собственную педагогическую деятельность.
    Педагоги данного уровня организуют работу по развитию творческого воображения детей в режимных моментах и непосредственно-образовательной деятельности. Систематически проводят рефлексию и оценку своей профессиональной деятельности для определения новых направлений в работе по развитию творческого воображения детей.
    Педагоги (43%), находящиеся на базовом уровне сформированности готовности к развитию творческого воображения детей характеризуются:
    - недостаточным уровнем теоретических знаний в области развития творческого воображения дошкольников;
    - умением использовать в образовательной работе некоторых средств развития творческого воображения детей;

    123
    - недостаточным уровнем владения технологиями развития творческого воображения;
    - отсутствием систематического рефлексивного анализа своей деятельности.
    Педагоги (37%), находящиеся на критическом уровне сформированности готовности к развитию творческого воображения детей, характеризуются:
    - отсутствием теоретических знаний в области развития творческого воображения дошкольников;
    - неумением учитывать уровень развития творческого воображения при планировании образовательной работы с детьми;
    - низким уровнем владения технологиями развития творческого воображения;
    - отсутствием рефлексии своей профессиональной деятельности.
    Таким образом, результаты исследования показали, что готовность педагогов к развитию творческого воображения детей сформирована на разном уровне. Преобладание показателей среднего и низкого уровня свидетельствует о необходимости организации работы по формированию готовности педагогов к развитию творческого воображения детей.
    Одним из условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является организация развивающей предметно- пространственной среды. Опираясь на примерный перечень материалов и оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, мы провели анализ предметной развивающей среды подготовительной к школе группы.
    Как известно, художественная деятельность, в том числе, рисование открывает широкие возможности для развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Исходя из этого, для проведения экспертизы нами был выбран «Центр искусства». Нами было установлено соответствие между оборудованием для рисования, рекомендованным в данной возрастной группе и оборудованием, которое имеется в наличии, а также его количеством.
    Результаты экспертизы представлены в Приложении 8. Мы установили, что в развивающей предметно-пространственной среде группы созданы условия для занятий рисованием. В группе материалы для занятий изобразительной деятельностью хранятся в специальных шкафах, также оборудован отдельный стол для рисования, на нём имеются необходимые материалы, которые находятся в свободном пользовании детей. Помимо оборудования, представленного в примерном перечне, в группе имеются губки, зубные щётки, коктейльные трубочки, предназначенные для рисования нетрадиционными техниками.
    Представим количественно-качественный анализ материалов, находящихся в РППС группы. Путём процентного соотношения между рекомендованным количеством материала для рисования (идеальным) и количеством, представленным в РППС группы (фактическим) мы смогли наглядно представить несоответствие ресурсов РППС подготовительной к школе группы с нормативными показателями.

    124 100%
    100%
    100%
    100%
    100%
    71%
    94%
    33%
    79%
    68%
    0%
    10%
    20%
    30%
    40%
    50%
    60%
    70%
    80%
    90%
    100%
    Кисточки
    Краски
    Мелки
    Фломастеры
    Палитры
    Идеальное количество
    Фактическое количество
    Рис. 2.5 Соотношение между рекомендованным количеством материала для рисования (идеальным) и количеством, представленным в РППС группы
    (фактическим)
    На рисунке 2.5 указано идеальное количество материала, представленное в Примерном перечне материалов и оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, а также фактическое количество материала в группе.
    Кисточки являются важнейшим инструментом для рисования. От качества кисточки зависит, удобно ли будет с ней работать ребёнку. Для рисования гуашью и акварелью в ДОУ используют беличью кисточку. В РППС группы беличьи кисточки представлены в объёме 71% от рекомендованного
    (100%). В группе не хватает беличьих кисточек №7 и №8, поскольку они должны быть на каждого ребёнка. В центре искусства кисточек под №7 – 12, а кисточек под №8 – 15, вместо 34. Кроме того, для развития творческого воображения детей необходимо использовать кисточки различной формы: круглые, плоские, веерные и др.
    Это позволит дошкольникам экспериментировать с мазками, проявлять свою фантазию.
    В детских садах используются краски на водной основе – акварель и гуашь. Рисунки гуашью получаются более яркими и чёткими, поскольку краска не растекается по бумаге. Акварельные рисунки получаются более размытые, нежных тонов. С помощью красок можно рисовать различными нетрадиционными техниками, например, гуашь хорошо подойдёт для граттажа, пальцеграфии, монотипии и др., акварель - для рисования по сырой бумаге, кляксографии, набрызга, рисования воском и акварелью и др. В РППС группы краски представлены в объёме 94% от рекомендованного (100%).
    В группе нет пастельных и масляных мелков, имеются только восковые мелки на каждого ребёнка, поэтому в РППС группы мелки представлены в объёме 33% от рекомендованного (100%). С восковыми мелками существуют не менее интересные нетрадиционные техники рисования. Например, рисование восковой стружкой или фроттаж. Данные техники не занимают много времени и при этом увлекают дошкольников.

    125
    В РППС группы не хватает фломастеров. Исходя из ответов на вопросы в беседе, можно сказать, что многим детям старшего дошкольного возраста нравится рисовать фломастерами. Чаще всего, дети обводят ими трафареты, потому что так рисунки получаются ярче. В группе фломастеры представлены в объёме 79% от рекомендованного (100%).
    Палитры позволяют детям работать с цветом, смешивать и сочетать различные цвета, что развивает художественный вкус дошкольников. В проблемных ситуациях, когда необходимо получить цвет, которого нет в наличии, палитра даст возможность ребёнку поэкспериментировать с красками и получить нужный цвет. В РППС группы палитры представлены в объёме 68% от рекомендованного (100%). В центре искусства находится всего 23 палитры, вместо 34.
    Таким образом, в группе прослеживается недостаточное количество материалов для рисования в сравнении с рекомендуемым количеством.
    Педагогам необходимо восполнить среду необходимыми материалами для изобразительной деятельности.
    Также нами была проанализирована художественно-эстетическая развивающая предметно-пространственная среда на соответствие принципам
    ФГОС ДО. Результаты анализа представлены в Приложении 9.
    Организация РППС группы должна соответствовать шести принципам: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
    Насыщенность художественно-эстетической
    РППС в группе обеспечивается тем, что образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, среда даёт возможность детям проявить себя, своё творчество. В группе имеются материалы, которые дошкольники могут использовать в своей творческой деятельности. Но среду необходимо каждый раз пополнять новыми интересными материалами, чтобы дети могли экспериментировать с ними. В РППС группы недостаточное количество бросового, природного материала, которым дети могли бы рисовать.
    Трансформируемость художественно-эстетической РППС в группе просматривается, через организацию детьми своего рабочего пространства.
    Дошкольники могут рисовать за столами, на полу, на улице. В данной группе дети не могут перемещать, расставлять столы по своему усмотрению, не предусмотрены и мягкие модули.
    В группе имеются полифункциональные предметы, такие как зубные щётки, губки. РППС группы необходимо наполнить и другими полифункциональными материалами, например, шишками, различными крышками, ватными палочками, монетками, листьями деревьев, трубочками и др.
    Для соблюдения принципа вариативности художественно-эстетической
    РППС в группе, педагогу каждую неделю (в зависимости от темы) необходимо вносить в центр искусства новые материалы, которые будут стимулировать творческую активность детей.

    126
    В данной группе реализуется принцип доступности. Дети в любое время могут достать те материалы, которые необходимы им для рисования. Все необходимое оборудование для рисования находится на уровне глаз детей.
    Кроме того, материалы находятся в исправном состоянии: карандаши наточены, фломастеры пишут, трафареты целые и т.д.
    Все материалы в группе безопасны и могут использоваться детьми в художественно-творческой деятельности.
    Исходя из анализа РППС группы, можно сделать вывод о том, что принципы организации художественно-эстетической РППС реализуются не в полной мере. В особенности, педагогам ДОУ необходимо обратить внимание на вариативность среды, обогащение РППС группы разнообразными материалами для рисования. Это будет способствовать развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
    С целью выявления представлений родителей воспитанников о развитии творческого воображения дошкольников нами было проведено анкетирование.
    В эксперименте приняли участие родители экспериментальной и контрольной групп в количестве 40 человек.
    Оценка сформированности представлений родителей воспитанников о развитии творческого воображения дошкольников отражена в таблице 2.5
    Таблица 2.5
    Оценка сформированности представлений родителей воспитанников о развитии творческого воображения детей седьмого года жизни
    Компоненты Вопросы анкеты
    Критерии
    Недостаточные представления
    Частичные представления
    Достаточные представления
    Когнитивны й компонент
    – наличие знаний в развитии творческого воображения дошкольник а
    1.Считаете ли
    Вы, что у детей дошкольного возраста необходимо развивать творческое воображение?
    2.Что такое творческое воображение по
    Вашему мнению?
    3.С какого возраста необходимо развивать творческое воображение?
    0 баллов
    – родители не видят необходимости в развитии творческого воображения детей, не могут ответить на вопрос о том, что такое творческое воображение, не знают, с какого возраста необходимо развивать творческое воображение.
    1 балл – родители считают, что творческое воображение необходимо развивать у дошкольников, могут дать примерное определение творческому воображению, затрудняются ответить, с какого возраста необходимо развивать творческое воображение.
    2 балла
    – родители считают, что у дошкольников необходимо развивать творческое воображение, дают точное определение творческому воображению, знают, с какого возраста необходимо развивать творческое воображение.
    Деятельност ный компонент –
    4.Как
    Вы думаете, с помощью чего
    0 баллов
    – родители не знают, с помощь
    1 балл – родители перечисляют некоторые
    2 балла
    – родители занимаются

    127
    Продолжение табл. 2.5 ориентировк а в средствах развития творческого воображения можно развивать творческое воображение у ребёнка?
    6.Какие условия созданы в Вашей семье для развития творческого воображения ребёнка?
    Перечислите. чего можно развивать творческое воображение детей, не могут ответить, какие условия созданы в семье для развития творческого воображения ребёнка. средства развития творческого воображения дошкольников, затрудняются ответить, какие условия созданы в семье для развития творческого воображения ребёнка. развитием творческого воображения ребёнка, знают средства и методы развития творческого воображения дошкольников, перечисляют условия, созданные в семье для развития творческого воображения ребёнка.
    Мотивацион ный компонент – значимость методическо го сопровожде ния в развитии творческого воображения дошкольник ов
    5.Как
    Вы считаете, достаточно ли работы воспитателей в детском саду, чтобы обеспечить ребёнку высокий уровень развития творческого воображения?
    7.Хотели бы Вы узнать больше о способах и средствах развития творческого воображения ребёнка?
    0 баллов
    – родители считают, что работы воспитателя в детском саду достаточно, чтобы обеспечить ребёнку высокий уровень развития творческого воображения, не хотят узнавать больше о способах и средствах развития творческого воображения ребёнка.
    1 балл – родители затрудняются ответить на вопрос достаточно ли работы воспитателей в детском саду, чтобы обеспечить ребёнку высокий уровень развития творческого воображения.
    Возможно, хотели бы узнать больше о способах и средствах развития творческого воображения ребёнка.
    2 балла
    – родители считают, что для обеспечения ребёнку высокого уровня развития творческого воображения не достаточно одной работы воспитателей.
    Хотели бы узнать больше о способах и средствах развития творческого воображения ребёнка.
    Из данных, полученных в ходе анкетирования родителей, можно сделать вывод, что в экспериментальной и контрольной группах нет родителей, которые набрали от 4 до 6 баллов. Также, отсутствуют родители, которые набрали ноль баллов. Следовательно, никто из родителей не обладает недостаточными и достаточными представлениями о развитии творческого воображения дошкольников.
    Частичными представлениями обладают
    20 человек
    (100%) экспериментальной и 20 человек (100%) контрольной группы. Эти родители набрали от 1 до 3 баллов.

    128
    Представим результаты сформированности представлений родителей воспитанников о развитии творческого воображения дошкольников по трём компонентам: когнитивному, деятельностному и мотивационному.
    Сформированность когнитивного компонента была оценена в 1 балл у родителей, которые считают, что творческое воображение необходимо развивать у детей, могут дать примерное определение творческому воображению, затрудняются ответить, с какого возраста необходимо развивать творческое воображение. Например, в экспериментальной группе бабушка
    Богдана К., папа Милы К., мама Лизы Т., в контрольной группе мама Артёма Г., папа Саши П., мама Сони У. считают, что у детей дошкольного возраста необходимо развивать творческое воображение. На вопрос о том, что такое творческое воображение мама Артёма С. из экспериментальной группы отвечает: «Это видение необычного в простом», мама Толи Я. из контрольной группы даёт ответ: «Это способность ребёнка придумывать собственные идеи для творчества, игр, ИЗО и т.д.». На вопрос о том, с какого возраста необходимо развивать творческое воображение все родители затруднялись ответить.
    Ответы взрослых получились различные.
    Например, в экспериментальной группе папа Насти И. ответил, что с шести лет, папа Миши
    Л., что творческое воображение необходимо развивать с рождения, мама
    Марины С. в анкете написала, что развивать творческое воображение нужно с трёх лет. В контрольной группе мама Сони Л. ответила, что творческое воображение необходимо развивать с рождения, мама Лёвы Д. написала: «С раннего возраста», мама Артёма Д. ответила: «С года».
    Сформированность деятельностного компонента была оценена в 1 балл у родителей, которые могут перечислить некоторые средства развития творческого воображения дошкольников, которые затрудняются ответить, какие условия созданы в семье для развития творческого воображения ребёнка.
    Например, в экспериментальной группе папа Игоря Б. считает, что творческое воображение можно развивать с помощью игр и занятий. В их семье созданы такие условия для развития творческого воображения, как игры и телевидение.
    В контрольной группе мама Артёма Д. считает, что творческое воображения у ребёнка можно развивать с помощью книг и впечатлений. На вопрос, какие условия созданы в их семье для развития творческого воображения ребёнка, она не смогла дать ответ.
    Сформированность мотивационного компонента была оценена в 1 балл у родителей, которые затрудняются ответить на вопрос достаточно ли работы воспитателей в детском саду, чтобы обеспечить ребёнку высокий уровень развития творческого воображения. Эти родители, возможно, хотели бы узнать больше о способах и средствах развития творческого воображения ребёнка.
    Например, в экспериментальной группе папа Саши Б. и в контрольной группе мама Майи Л. и не знают, достаточно ли работы воспитателей в детском саду, чтобы обеспечить ребёнку высокий уровень развития творческого воображения. Папа Саши Б. и мама Майи Л. на вопрос хотели бы они узнать больше о способах и средствах развития творческого воображения ребёнка, ответили: «возможно».

    129
    Исходя из данных, полученных при проведении анкетирования родителей, можно сделать вывод, что большинство взрослых не знают, что такое творческое воображение, с какого возраста его необходимо развивать у ребенка, с помощью чего можно развивать творческое воображение и какие условия в семье следует создавать для развития творческого воображения.
    Также все опрошенные считают, что у детей дошкольного возраста необходимо развивать творческое воображение, и многие родители хотели бы узнать больше о способах и средствах развития творческого воображения ребенка.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта