Реферат БЖД. Теоретическая часть. Л. В. Селезнева Е. Ю. Скороходова практическая стилистика русского языка
Скачать 2.11 Mb.
|
ТЕмА 10. Однородные члены предложения 10.1. СОЮЗЫ И ПРЕдЛОГИ ПРИ ОдНОРОдНЫх ЧЛЕНАх ПРЕдЛОЖЕНИЯ Однородными называются синтаксически одинаковые члены предложения, связанные друг с другом сочинительной связью. Они выполняют одинаковую синтаксическую функцию в пред- ложении; связаны с одним и тем же общим членом предложения. Для связи однородных членов предложения используются сле- дующие сочинительные союзы: 1) соединительные И, ДА, НИ... НИ: Сам он ни богат, ни знатен, ни умен;2) противительные А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО: У него небольшая, но очень хорошая коллекция картин;3) разделительные ИЛИ, ЛИБО, ТО... ТО, НЕ ТО... НЕ ТО: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду;4) двойные со- поставительные: КАК... ТАК, НЕ ТОЛЬКО... НО И, ЕСЛИ НЕ... ТО: Они не только по обличию, но и по звуку различали самолеты; Его квартира хотя и просторна, но темна и неуютна. Имеющийся при однородных членах предложения (косвен- ных дополнениях и обстоятельствах) предлог может повторять- ся перед каждым из них или стоять только перед первым: Ночь медленно течет без звезд, без звуков, без движенья; Дочка верну- лась с листом бумаги, чернильницей и пером. Союзы при однородных членах предложения. При отсутствии союзов конструкция образует незамкнутый ряд и не имеет ха- рактера исчерпывающего перечисления, то же самое при по- вторении союза перед каждым однородным членом: Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом; Колокольные звоны, и зеленые клены, и летучие мыши, и Шекспир, и Овидий — для того, кто их слышит, для того, кто их видит, оттого все на свете и грустит о поэте. При постановке союза И перед последним однородным членом образуется замкнутый ряд со значением исчерпывающего пере- числения: И царицей Авдотьей заклятый, Достоевский и беснова- тый, Город в свой уходил туман. Попарное соединение однородных членов союзом И воз- можно в следующих случаях: объединяются близкие по смыслу слова: рабочие и служащие, студенты и пенсионеры; объединяют- ся слова-антонимы: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой; объединяются попар- но далекие друг от друга по смыслу понятия — это дает эффект неожиданности, оживляющий речь; широко используется в пу- блицистике: Он одинаково проникновенно рассказывает о похоро- нах кинозвезды и о выставке дверных ручек, о юбилее почтенного банкира и о погоде в штате Юта, о перестрелке на соседней улице и о собственном завтраке. Предлоги при однородных членах предложения. Возможны варианты, когда ставится один предлог либо предлог повторя- 180 181 ется перед каждым однородным членом. Предлог повторяется, если его отсутствие может вызвать неправильное толкование: Материалы для статьи и для курсовой работы. — Материалы для статьи и курсовой работы. Нельзя опускать разные предлоги, повторяются предлоги и в случае распространения однородных членов: на работе и в школе; Он жил в нищете и в роскоши, в до- рогих гостиницах и на квартирах, у близких друзей и среди полузна- комых бродяг. 10.2. ОшИбКИ В СОЧЕТАНИЯх ОдНОРОдНЫх ЧЛЕНОВ ПРЕдЛОЖЕНИЯ Нельзя использовать в качестве однородных членов предложе- ния вещественно неоднородные, несопоставимые понятия: Он любил котлеты и жену; Нянька всегда носила чистый сарафан и младенца. Подобные конструкции используются в художе- ственной литературе для создания комического эффекта, для каламбуров и пр. Например, Дж. Даррелл: На деревянных ска- мьях ехало великое множество отпрысков рода человеческого в сопровождении ребятишек, бутылей с вином, тещ, козлов, кур, свиней, корзин с фруктами и прочими необходимыми в путеше- ствии вещами. l Нельзя не учитывать лексической сочетаемости с глав- ным словом: Так и не возникали у него ощущения слитно- сти, растворяемости с миром, с землей. l Нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия: Тополиный снег летит, Душный и тяже- лый, На асфальт и на гранит, На дома и школы. l В перечисление не должны входить скрещивающиеся по- нятия: для студентов и девушек, для стариков и пенсионе- ров. l Надо избегать конструкций, когда смещаются ряды одно- родных членов: Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны. l При попарном сочетании однородных членов нельзя де- лать это произвольно; должен использоваться либо прин- цип смежности, либо принцип контраста: Мы обсуждали эту новость на улице и под дождем, вчера и за чаем, в кухне и на совещании. l Не сочетаются в качестве однородных членов имя су- ществительное и инфинитив: Он хотел покоя и обе- дать. l Нельзя нарушать порядок слов при использовании двой- ных сопоставительных союзов: Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение; Не следовало бы отрицать самый факт, а лишь указать на недочеты. l Нельзя использовать в качестве однородных деепричаст- ные и причастные обороты и придаточные предложения: Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем но- мере журнала и которая рассказывает о неизвестных стра- ницах войны. ПРАКТИКУм 1. Какие члены предложения в приведенном отрывке из поэмы м. цветаевой «Чародей» (1914) являются однородными и как это влияет на стилистическую окраску текста? Он вылетает к нам, как птица. И сам влетает в нашу сеть! И сразу хочется кружиться, Кричать и петь! Прыжками через три ступени Взбегаем лесенкой крутой В наш мезонин — всегда весенний И золотой. Где невозможный беспорядок, Где словно разразился гром Над этим ворохом тетрадок Еще с пером. 182 183 Над этим полчищем шарманок, Картонных кукол и зверей, Полуобгрызанных баранок, Календарей. Неописуемых коробок С вещами не на всякий вкус, Пустых флакончиков без пробок, Стеклянных бус, Чьи ослепительные грозди – Clinquantes, eclatantes grappes 11 Звеня, опутывают гвозди Для наших шляп. Садимся — смотрим — знаем — любим, И чуем, не спуская глаз, Что за него себя погубим А он — за нас. 2. Выделите случаи неправильного использования однородных ска- зуемых. 1. На него часто покрикивают и проклинают проезжающие. 2. Он не стыдится, а, наоборот, гордится своими красными на- труженными руками. 3. Исследования должны давать или спо- собствовать обоснованию научных знаний. 4. В огромной мере это повлияло и отразилось на русской литературе. 5. Эти вопросы должны быть ясно сформулированы, а ответы на них — легкими. 6. Это всеми известные и горячо любимые писатели. 7. Такую психологию называют ненаучной, которая сосуществует, а не просто предшествует научной психологии. 8. Такие люди либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться в бездействии, как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна. 9. Печорин был молод, худеньким и одетый в новенький мундирчик. 10. Татьяна стала знатной дамой, но, к сожалению, занятой и другому вер- 11 Звенящие, лопающиеся гроздья (фр.). ная. 11. Базаров исповедовал нигилизм, не оставляя в сердце места таким чувствам, как любовь, поэзия, живопись. 12. Она всегда была в хорошем настроении, беззаботной и с безгранич- ной красотой души. 3. Какой принцип нарушен в данных примерах? 1. Печорин — обладатель стальной воли и золотых медалей. 2. Мы сталкиваемся с той же проблемой и в прошлом, и в по- словице. 3. Это понимают все, заканчивая простыми солдата- ми и людьми. 4. Миллионы жизней молодых и старых, мужчин и женщин, мальчиков и детей сгорели в огне войны. 5. Все его времяпровождение заключается в балах, прогулках, ресторанах. 6. Автор показывает нам, что за время войны погибло очень мно- го людей, а также и мирные жители. 7. После революции прави- тельство боролось с безграмотностью, с бездомными. 8. Война порождает голод, вдов, сирот. 9. Чацкий глубоко обманывается в Софье, надеждах, убеждениях. 10. За остальными инвалидами ухаживают либо родственники, либо центры, в одном из кото- рых работаю я. 11. Слышишь живо голос, видишь то безудерж- ное веселье, то задумчивые глаза и невольно зачитываешься. 12. Мелькают кроссовки и шпильки, талисманы-камешки и золотые цепочки, футболки и деловые костюмы, по-вечернему пунцовые губы и полное отсутствие косметики. 13. Помимо больного желудка писатель «славился» своим плохим характе- ром и перепадами настроения, циррозом печени. 4. Определите причину ошибки и предложите несколько вариантов исправления. 1. В первую очередь это здоровье, любить и быть любимым (то есть личная жизнь человека), а также дорогая сердцу работа. 2. Идеальный образ чиновника в их понимании — это человек, который не столько должен печься о службе, сколько безмолв- ный исполнитель чужих приказов. 3. Вот это интересно послу- шать: ухаживания кавалеров, работа на заводе, о гуляньях с гар- монью, о войне. 4. К этой группе относятся как к элите, которая оторвана от реальности и не понимающей практических про- блем. 5. Четко видны блоки вопросов инструментария и какие 184 185 характеристики они выявляют. 6. Тот фундамент, который был заложен в детстве и ставший большой стеной, помогает челове- ку в течение жизни. 7. Я думаю, что для писателя не только из- давать свои произведения, но и их читаемость — высшая награда благодарной публики. 8. А ведь есть человек, у которого есть меч- та и обладающий бессмертной душой. 9. Белинский писал, что Пушкину свойственны пылкость, впечатлительность, живость, увлекаться и увлекать людей. 10. Только после соответствующей публикации в газете раскрытием кражи в королевском дворце занялся не только Скотланд-Ярд, но к щекотливому делу под- ключилась британская разведка. 11. Для того, чтобы хорошо ра- ботать, нужно не только знать свое дело, но и желание работать. 12. Тюлень был гладким, скользким, эластичный. 5. Определите тип ошибки и исправьте ее. 1. Это может быть как самый маленький сегмент словесного, так и несловесного действия. 2. Платон Каратаев учит непро- тивлении злу и миру в душе. 3. Это течение было направлено в сторону отмены крепостного права, отмены сословий, равен- ства. 4. И сейчас чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных полей, зверей и птиц становится все меньше. 5. Брюсов призы- вал к красоте и искусству. 6. Главная философская мысль рома- на раскрывается не в системе логических доказательств, а как столкновение человека с реальностью. 7. В «Тихом Доне» много гуманных и жестоких сцен. 8. В литературе мы встречаем мно- го примеров содержательных и бессмысленных жизней людей. 9. Надеемся, что наладится и экономика в стране и поднимется жизненный уровень. ТЕмА 11. Стилистика вводных слов и обращений 11.1. ОСОбЕННОСТИ ИСПОЛьЗОВАНИЯ ВВОдНЫх СЛОВ И ВСТАВНЫх КОНСТРУКцИй Вводные слова грамматически не связаны с членами предложе- ния и вносят в предложение дополнительные модальные, эмо- циональные и экспрессивные значения. Выделяют несколько групп вводных слов по их значению: а) выражающие чувство говорящего — радость, сожаление, удивление, горе и пр.: к моему стыду, к сожалению, по счастью, нам на радость; б) выражающие степень достоверности сообщения — уверен- ность, предположение, возможность и пр.: конечно, несомненно, в сущности, надо полагать, очевидно, скорее всего; в) выражающие особенности связи и способов оформле- ния мыслей: итак, следовательно, напротив, иными словами, во- первых, например, мягко выражаясь; г) указывающие на источник сообщения: говорят, сообща- ют, на мой взгляд, мол, дескать, по непроверенным слухам; д) представляющие собой обращение к собеседнику: пред- ставьте себе, скажите на милость, видите ли, поверьте, пойми- те; е) выражающие экспрессивность высказывания: кроме шу- ток, честно говоря, смешно сказать, не в укор будь сказано, не к ночи будь помянут. В качестве вводных слов употребляются специально предна- значенные для этой цели слова: впрочем, дескать, пожалуйста, итак, следовательно. Но большая часть вводных слов по своему происхождению — знаменательные слова и их сочетания: без со- мнения, в сущности, самое главное, кроме того, вернее, кстати, полагаю, говорят, так сказать, короче говоря. В той же функции, что и вводные слова, могут употребляться целые вводные предложения, значение которых соответствует тому или иному разряду вводных слов. Вводные предложения могут присоединяться к основному предложению с помощью союзов или без них: Как говорят моряки, ветер крепчал; Эти бу- маги, если я не ошибаюсь, были получены еще во вторник. Вставными называются конструкции (слова, словосочета- ния, предложения), содержащие различные дополнительные указания, попутные замечания, уточнения, оговорки, поправки. В отличие от вводных слов и конструкций не выражают модаль- ных значений, не могут стоять в начале предложения. Вставные конструкции могут оформляться как члены предложения или 186 187 части сложного предложения, могут быть включены с помощью союзов или союзных слов либо без них. По значению различа- ются: а) дополняющие и поясняющие содержание основного пред- ложения: Мы вышли из дому в пятом часу — дело было поздней осе- нью, уже смеркалось — и по слякоти побрели на станции; б) представляющие собой авторские замечания: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой; в) поясняющие отдельные слова в предложении: Пока наш герой, как писали в романах в неторопливую добрую старину, идет до освещенных окон, мы успеем рассказать, что такое деревенская вечеринка; г) вопросительные или восклицательные конструкции, вы- ражающие эмоции автора или его отношение к высказанным словам, к цитатам: Петя изо всех сил пытался показать (тщет- ные старания!), что происходящее не имеет к нему никакого от- ношения. 11.2. ОСОбЕННОСТИ ИСПОЛьЗОВАНИЯ ОбРАщЕНИй Обращение — стилистический прием, используемый во всех функциональных и художественных стилях. В первую очередь сфера употребления обращения связана с диалогической речью, в которой собеседники обращаются друг к другу. Диалогиче- ская речь является атрибутом как повседневного общения, так и литературно-художественной речи. И в том, и в другом случае обращение выступает в своей основной функции — называния собеседника: — Здравствуйте, Федор Петрович! — Вы, Маша, плохо написали контрольную. Обращение играет важную роль в процессе коммуникации, поскольку устанавливает контакт между собеседниками: психологи утверждают, что любому че- ловеку приятно слышать свое имя. Называя человека по имени, собеседник смягчает самые негативные по смыслу высказыва- ния. Обращение используется также в деловой речи, где они игра- ют информативную роль, указывая, кому адресован документ, а также организуют текст, выступая своего рода зачином. Эта же функция свойственна обращениям, используемым в переписке и в ораторско-публицистической речи, где выработаны устой- чивые сочетания для определенных ситуаций: Уважаемый госпо- дин; Гражданин; Дорогой друг! и пр. В монологической речи обращение приобретает отвлечен- ный характер, т.е. используется в качестве риторического при- ема для композиционно-стилистического построения речи. В данном случае обращение указывает на лицо или группу лиц, для которых предназначена конкретная речь. В деловой, офи- циальной речи и в переписке обращение является необходимым начальным компонентом: Уважаемые коллеги! Дорогие гости! В своей речи я хотел бы... Любимая бабушка! Поздравляю тебя с Но- вым Годом! В поэтической речи обращение нередко связано с олицетво- рением, т.е. с перенесением свойств человека на неодушевлен- ный предмет: Ты скажи, скажи мне, вишня, Отчего любовь не вы- шла..; Осень, осень, ну давай и листьев спросим... или на животное: Расскажите, птицы, что вас манит ввысь... Другой разновидностью является обращение комплимен- тарное, или эвфемистическое, используемое в рекламе и в не- которых видах интервью для того, чтобы расположить к себе собеседника и вызвать интерес у зрителя: Изысканные леди! Мы ждем Вас в нашем салоне! Для состоятельных господ! Круиз по Сре- диземному морю! Из беседы Бориса Ноткина с Александром Шохиным (март 1994 г., передача «Приглашает Борис Ноткин»: Б.Н.: Вы — серд- це, Вы — мозг. Вы — единственный человек, который может пре- кратить хаос, когда все тянут одеяло на себя, словно лебедь, рак и щука. Обращение грамматически не связано с предложением, в составе которого оно находится, и может занимать место в на- чале, в конце и в середине предложения. В роли обращений обычно используются собственные имена людей, названия лиц по родству, по общественному положению, по профессии. Обращения могут быть распространенными и нераспростра- ненными. 188 189 ПРАКТИКУм 1. Выделите вводные слова и вставные конструкции и объясните их функцию. 1. Укажем, наконец, на случаи превышенной познаватель- ной ценности фразеологизмов. 2. Нельзя, однако, не заметить, что не все словесные свойства компонентов равномерно по- глощаются общим значением фразеологизма. 3. Преодоление наукобоязни — этой, к сожалению, распространенной болез- ни — важнейший шаг на пути к той школе, создать которую требует от нас время. 4. Филология (и, в частности, литерату- роведение) в наши дни развивается стремительно. 5. Совер- шенно очевидна ошибочность представлений о том, что зна- чение гуманитарных знаний в общем балансе культуры будет падать. Скорее всего, следует ожидать прямо противополож- ного. 6. А.С. Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. И более того, Пушкин — первый писатель, участвующий не только в русском, но и в мировом литератур- ном процессе. 7. Чувство неадекватности переводов подсказало даже Достоевскому не вполне справедливое утверждение, что Пушкин во многом непереводим. Ответ на заданный вопрос мы найдем, пожалуй, у Достоевского же. 8. Таким образом, ме- ханизмы внутренних противоречий, с одной стороны, не раз- рушали единства повествования, а с другой — резко понижали степень избыточности рассказа. 9. По отъезде в Москву (он был еще в военном Александровском училище) брат прислал мне книжечку, которая сохранилась у меня и теперь. 10. Можно сказать, что весь наш первый выпуск (за немногими исключе- ниями — тех, кто был поглощен политикой, но не сразу себя выказал) был увлечен наукой. 11. А сами «Малютины палаты» были заложены боярином Берсенем Беклемишевым (отчего и набережная названа Берсеневской). 12. Древняя кора Ганиме- да — темные участки со множеством кратеров, — разбита ле- дяными поясами на отдельные области. 13. Спутники Сатурна состоят преимущественно из льдов (аммиачных, водных и ме- тановых) с примесью обычных каменных пород. 14. На Марсе в прошлом почти наверняка происходили землетрясения (или марсотрясения). 2. Объясните функцию вводных слов и вставных конструкций. Для многих жителей Туманного Альбиона охота на лис — не просто увеселение или национальный вид спорта (хотя и то, и другое правомерно), это — достаточно весомая часть всего их об- раза жизни, немыслимая без соблюдения разнообразных тради- ций. И дело не в том, что англичане не любят лисиц (на их месте мог оказаться любой другой зверь). В былые времена во время открытия сезона охоты на лис (начало ноября) приостанавли- вались многие государственные дела, пустел парламент. Несмо- тря на то, что охота на лис является привилегированной забавой для избранных, специальные клубы, содержащие стаю гончих (как правило, от 25 до 70 собак), с которыми работают мастера- выжлятники, организуются отнюдь не богатыми охотниками- гончатниками. 3. Определите характер обращения. 1. Откуда, умная, бредешь ты, голова? 2. Ты, Зин, на грубость нарываешься. 3. Вы, идущие мимо меня к не моим и сомнитель- ным чарам. 4. Я знаю: в этой битве пасть не мне, прелестный трус! Нет, милый юноша, за власть я в мире не борюсь. 5. Ревно- стью взор разъят, молит и ропщет: «Отче, возьми в закат, в ночь твою, отче!» 6. Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец. 7. Где вы подпиты- ваетесь, растительная душа? 8. Скрипи, мое перо, мой коготок, мой посох. 9. Мой друг, меня сомненья не тревожат. 10. Люблю тебя, Петра творенье. 11. Ты прошел в гробовой тиши, свете ти- хий — святыя славы — вседержитель моей души. 12. Почему, ты думаешь, во вторник утром я ощутила такую тревогу, такое пред- чувствие опасности, что вопреки своим привычкам я включила телевизор? |