Лекции по теории композиции. 19211922 Методическая записка к курсу Теория композиции
Скачать 33.41 Mb.
|
Основные даты жизни и творчества В.А.Фаворского *1886 14 марта (2 марта ст. ст.) родился в Москве. Отец — юрист, Андрей Евграфович Фаворский, мать — художница, Ольга Владимировна Фаворская (урожденная Шервуд) 1895—1905 Учится в Московской 5-й классической гимназии 1895—1898 Первые опыты в искусстве (рисунок, акварель, живопись) под руководством матери 1898—1905 Учится в частной школе К.Ф.Юона в Москве у художника И.О.Дудина, одновременно посещает вечерние занятия по скульптуре в Строгановском училище. 1905 Поступает на экономический факультет Мюнхенского университета 1906—1907 Оставив экономический факультет, поступает в частную художественную академию профессора Шимона Холлоши и на искусствоведческое отделение философского факультета Мюнхенского университета. Путешествия по Австрии, Швейцарии и Италии. Первые опыты в гравюре: «Пригласительный билет», «Роза». 1907 Возвращается в Москву и поступает на историко-филологический факультет Московского университета 1908 Впервые обращается к педагогической деятельности — преподает рисунок детям в клубах Москвы. Лето проводит в Течё (Венгрия) со школой Ш.Холлоши. Путешествие по Австрии, Швейцарии, Италии. 1909 Исполняет первую значительную работу в гравюре на дереве — станковый лист «Св. Лука». Впервые обращается к работе над шрифтом и иллюстрациями: исполняет текст и сюжетные композиции в гравюре на дереве для стихотворения «Эрот» А.Шенье. 1910 Оформляет первую книгу: «Над. Бромлей. Пафосъ. Композиции, Пейзажи, Лица» (Москва, Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1911). Впервые экспонирует свои произведения на XVII выставке «Московского товарищества художников» (МТХ). Около Исполняет монументальную работу — фриз «Аполлон» (панно) 1910—1913 в кабинете дома художника В.С.Шервуда в Москве. Фриз выполнен под руководством и при участии Кароя Киша, ученика Ш.Холлоши. В студии К.Киша в Москве Фаворский занимался с 1910 года. * При составлении данного раздела использованы материалы из архива семьи В.А.Фаворского (М.), архива ЦГАЛИ СССР, а также из аналогичных разделов каталога выставки «Владимир Андреевич Фаворский» (М., 1964. Составитель Е.С.Левитин) и «Книги о Владимире Фаворском» (М., 1967. Составитель Ю.Молок). 1912 30 ноября (17 ноября ст. ст.) женится на художнице Марии Владимировне Дервиз. 1913 Оканчивает искусствоведческое отделение историко-филологического факультета Московского университета. Отделение было создано по инициативе профессора Н.И.Романова и студентов Б.Р.Виппера, Д.С.Недовича, В.А.Фаворского, которые явились первыми специалистами-искусствоведами, выпущенными Московским университетом. Тема дипломной работы Фаворского «Джотто и его предшественники». Переводит (совместно с Н.Б.Розенфельдом) книгу и статьи не-.мецкого скульптора и теоретика искусства Адольфа Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей» (М., «Мусагет», 1914). Пишет (совместно с Н.Б.Розенфельдом) вступительную статью к этой книге («От переводчиков») и создает гравюру для обложки, изображающую статую А.Гильдебранда «Похищение Европы». Около Пишет первую теоретическую статью «Об изобразительности в живописи» 1913—1915 (впервые публикуется в настоящем издании), 1915 23 мая (10 мая ст.ст.) рождается сын Никита, впоследствии художник (в 1941 году ушел добровольцем и погиб в том же году на фронте Великой Отечественной войны). С 1915 — член «Московского товарищества художников» (МТХ). 1915—1918 28 июля (15 июля ст. ст.) — мобилизован в армию. Февраль 1916 — октябрь 1918 — участвует в боях на румынском фронте первой мировой войны. Июль 1916 — представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени. Сентябрь 1916 — произведен в прапорщики. Декабрь 1918 — возвращается в Москву. 1918 Исполняет буквицы к «Суждениям господина Жерома Куаньяра» А.Франса — работу, принесшую известность имени Фаворского. Создает гравюру «К.Н.Истомин». 1918, 10 декабря — «Мастер-ассистент» по живописи и рисунку во Вторых Свободных 1919, июнь художественных мастерских (Свомас) в Москве. 1918—1919 Впервые обращается к работе для театра, делает кукол-марионеток (дерево) для трех спектаклей («Давид и Голиаф» М.В.Король-кова, «Сказка о золотой рыбке» А.С.Пушкина и «Лутонюшка» по сказке А.Н.Афанасьева) Театра марионеток, петрушек и теней, организованного Н.Я.Симонович-Ефимовой, М.В.Корольковым и В.А.Фаворским. 1919—1920 11 июня — мобилизован в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). Июнь 1919 — февраль 1920 — участвует в боях на Царицынском фронте. 1920 16 декабря зачислен в Московские Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас, с 1927 — Вхутеин) в качестве «профессора по деревянной гравюре». С этого времени до закрытия Вхутеина (1930) заведует кафедрой ксилографии графического факультета. 1921 20 апреля — уволен из армии в бессрочный отпуск по возрасту. Исполняет гравюры к роману П.Муратова «Эгерия» (не изданы). 1921—1922 Пишет свой основной труд в области общей теории искусства — «Лекции по теории композиции» — курс, читавшийся во Вхутемасе — Вхутеине. (Впервые публикуется в настоящем издании). 1922 В журнале «Театр и Студия» (№ 1—2) появляется первая монографическая статья о художнике: «Фаворский-гравер» Д.Аркина (под псевдонимом А.Ветров). 1922—1928 Состоит в художественном обществе «4 искусства». 1923 В двух журналах печатаются первые обстоятельные статьи о творчестве Фаворского: А.Эфрос. В.Фаворский и современная ксилография («Русское искусство», № 1), М.Фабрикант. В.А.Фаворский («Печать и революция», кн. III). Первая опубликованная работа в области теории композиции книги — доклад «Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом», прочитанный 10 октября на заседании «Комиссии по Изучению Искусства Книги» при Государственном издательстве (Гиз), («Гравюра и книга», 1925, № 1—2). Исполняет обложку журнала «Маковец». 1923, 27 марта — Ректор Вхутемаса. декабрь 1926 1923—1927 Является членом Художественно-методической комиссии Отдела художественного образования (Охобр) Главного управления профессиональным образованием (Главпрофобр) при Наркомпросе. 1924 5 сентября — рождается сын Иван, впоследствии художник (погиб в 1945 году на фронте Великой Отечественной войны). Оформляет Книгу Руфь (издание М. и С.Сабашниковых, 1925). Впервые выставляется за рубежом (XIV Международная художественная выставка в Венеции). 1924—1927 Является членом художественной секции Государственного ученого совета (ГУС). 1925 Является членом методической комиссии детского отдела Гиза. Grand Prix за гравюры на Международной выставке декоративных искусств в Париже. 1926 Публикует статью «Кое-что о формальной стороне детской книги» («Советской школе — новый учебник». Сб. 5, М.). Первая персональная выставка (Казань, Картинная галерея Татарской АССР). Представлено более 120 гравюр 1910—1926 годов. 1926—1927 Исполняет серию рисунков «В Сергиевом Посаде». 1927 Участвует в двух выставках, открывшихся в Москве: Всесоюзная полиграфическая выставка (на территории ВСХВ), «Гравюра СССР за 10 лет» (Гос. музей изящных искусств). 1928 10 июня — рождается дочь Мария, ныне художница. Участвует в выставке «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции», Гос. Третьяковская галерея. Исполняет серию гравюр «Годы революции». 1928—1929 Член художественно-методической комиссии при Главном управлении по делам искусств (Главискусство). 1929 Пишет первую искусствоведческую работу о монументальном искусстве— доклад «Организация стены росписью», прочитанный 27 февраля на заседании «группы по изучению живописи» Секции пространственных искусств Государственной Академии художественных наук. (Впервые публикуется в настоящем издании). Делает гравюру «Ф.М.Достоевский» («Литературная энциклопедия», М., 1930, т. 3). 1930, 1 мая Профессор Полиграфического института в Москве. 1934, 31 августа 1931 Оформляет повесть С.Спасского «Новогодняя ночь» (Издательство писателей в Ленинграде, 1932) 1932 Пишет статью «О композиции» («Искусство», 1933, № 1—2) — первая опубликованная работа В.А.Фаворского по теории композиции. Делает доклад «Образ в пространственном и словесном искусстве» («Декоративное искусство СССР», 1971, №9). Оформляет книгу Б.Пильняка «Рассказы» (издательство «Федерация»). Избран в правление вновь организованного Союза советских художников. Участвует в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» (Ленинград, 1932; Москва, 1933). 1932—1933 Начало систематической работы в области монументального искусства — росписи и сграффито в Центральном музее охраны материнства и младенчества в Москве на ул. Кропоткина (не сохранились). 1933 Оформляет книгу: «Данте. Vita Nova» (издательство «Academia», 1934). Персональная выставка в Москве (Клуб имени Авиахима). Представлено 170 гравюр 1910—1933 годов. Начало работы в театре — оформляет «Двенадцатую ночь» В.Шекспира в Московском Художественном театре — 2-ом. (Премьера 26 декабря). 1933—1934 Профессор, заведующий кафедрой рисунка в Архитектурном институте в Москве. 1934 Читает курс «Теория композиции» во Всероссийской Академии художеств. Путешествие по Кавказу. Создает серию рисунков. Работает над росписью по фаянсу на Фаянсовом заводе им. М.И.Калинина. Пишет статью «Об иллюстрации, о стиле и о мировоззрении» («Литературный критик», 1935, № 1). 25—28 декабря — участвует в Первом творческом совещании по вопросам синтеза пространственных искусств, организованном Союзом архитекторов. Делает два доклада: 25 декабря — «Архитектура и живопись» («Архитектура СССР», 1935, №2) и 28 декабря — «Первый опыт» (в сб. «Вопросы синтеза искусств». М., 1936). 1934, 1 сентября— Профессор по книге и гравюре в Институте изобразительного искусства в 1938 Москве. 1934—1935 Расписывает Дом моделей треста Мосбелье в Москве, на Сретенке (росписи не сохранились) 1935—1947 Консультант в Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 1937 Избран делегатом Первого Всесоюзного съезда архитекторов (16— 27 июня). Выступление Фаворского «Синтез должен быть органическим» опубликовано в «Архитектурной газете» (22 июня) На Всемирной выставке в Париже удостоен Grand Prix за работы по оформлению советского павильона. 1937—1938 Расписывает Петровский зал Гос. Исторического музея в Москве. Оформляет павильоны на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. 1938 Первые двойные карандашные портреты — «А.Гусятинский и Ф.Полещук», «Т.Козулина и Т.Эйгес». 1939 Путешествие по Калмыкии в связи с работой над оформлением калмыцкого эпоса «Джангар» (М., Гослитиздат, 1940). 1940 Оформляет книгу: В.Шекспир. Гамлет, принц Датский (М., Гослитиздат, 1941). 1941—1943 Живет с семьей в Самарканде. Создает серию рисунков «Самарканд». 1941, 6 февраля — Профессор на кафедре керамики Московского института прикладного 1948, 27 сентября и декоративного искусства 1942—1944 Исполняет серию линогравюр «Самарканд». 1943 Персональная выставка в Самарканде. 1944 Выставка в Москве в Доме архитектора (совместно с Л.Бруни). 1944—1945 Оформляет спектакль «Великий государь» В.А.Соловьева в Гос. театре им. Е.Вахтангова. (Премьера 17 июня 1945 года). 1945 Исполняет иллюстрации к «Басням» И.Крылова (М., Гослитиздат, 1947). 1945—1946 Новый цикл двойных карандашных портретов 1946 Выступает во Фрунзе на Творческой конференции художников, посвященной 1100-летию киргизского эпоса «Манас». Читает лекции о рисунке, о композиции для киргизских художников. Путешествует по Киргизии. Создает серию рисунков. Персональная выставка в Москве. 1948 Исполняет «Алфавит». 1950 Оформляет книгу «Слово о полку Игореве» (М., Детгиз, 1952). 1954 По заданию Отдела новых шрифтов Научно-исследовательского института полиграфического машиностроения (Москва) пишет труд «Опыт работы в области книжного шрифта за период 1928— 1953 гг.» (Альманах «Искусство книги», вып. второй, М., 1961). 8 июня — начинает вести своеобразный «дневник художника», первую тетрадь называет «Записки и поздние ответы. I». 1954—1955 Иллюстрирует трагедию А.С.Пушкина «Борис Годунов» (М.,Детгиз, 1956) 1956 Осень — выставка в Москве в Доме художника (совместно с А.Н.Кардашевым, И.Г.Фрих-Харом и Н.М.Чернышевым). Представлено более 400 гравюр для книг 1913—1956 годов, более 100 рисунков, живопись, монументальные работы, эскизы к театральным постановкам. Выставка была экспонирована также в Ленинграде и Риге. 12 сентября — присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. 1957 Избран делегатом Первого Всесоюзного съезда советских художников (1—8 марта). Выступление Фаворского на съезде опубликовано в газете «Советская культура» (6 марта). Избран членом правления Союза художников СССР. Делает последнюю работу в области монументального искусства — мозаичное панно «1905 год». На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году за эту мозаику Фаворскому присуждена Золотая. медаль. Оформляет каталог «Искусство в СССР» для Всемирной выставки в Брюсселе. 1959 24 января — присвоено звание народного художника РСФСР. 1 апреля — смерть жены, Марии Владимировны Фаворской. Присуждена Золотая медаль на Международной выставке искусства книги социалистических стран в Лейпциге. Издание в ГДР альбома: Wladimir Faworski. Ullustrationen zu Werken der Weltliteratur (Dresden. Verlag der Kunst). Вступительная статья М.Алпатова. Издание альбома: В.А.Фаворский. Избранные произведения. Предисловие Т.Гурьевой. (М., «Советский художник»). 1959—1961 Оформляет книгу: А.С.Пушкин. Маленькие трагедии (М., Гослитиздат, 1961). 1960 Персональная выставка в Дрездене. Избран делегатом Первого съезда художников РСФСР. Избран членом правления Союза художников РСФСР. 1961 Пишет вступительную статью «Об искусстве детей» для книги-альбома «Рисунки наших детей» (М., 1962). Исполняет последний двойной карандашный портрет — «Г.Захаров и И.Голицын». Присуждена Золотая медаль на Международной художественной выставке в Сан-Пауло (Бразилия). Персональная выставка в Лейпциге. 1962 22 апреля — присуждена Ленинская премия «за иллюстрации к классическим произведениям русской литературы» — «Слово о полку Игореве», «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Делает свои последние работы: серию рисунков натурщиц, «Автопортрет» (тушь, перо); расписывает две глиняные тарелки: «Тарелка с женской головкой», «Тарелка с девушкой и виноградом». 3 декабря — избран в действительные члены Академии художеств СССР. 1962—1963 Персональные выставки в Ленинграде, Таллине, Львове, Киеве, Лондоне, Берлине. 1962—1964 Пишет, публикует и подготавливает к печати ряд теоретических статей: «О выразительности художественной формы» («Декоративное искусство СССР», 1963, № 8); «Магический реализм» (там же, 1963, № 10); «Время в искусстве» (там же, 1965, № 2); «О художественной правде» (там же, 1963, № 7); «Содержание формы» (там же, 1965, № 1); «Вопросы, возникающие в связи с композицией» (там же, 1965, № 7). 1963 12 апреля — присвоено звание народного художника СССР. На II Всесоюзном съезде советских художников избран членом правления Союза художников СССР. 1963—1964Пишет книгу «Рассказы художника-гравера» (М., Детгиз, 1965). 1964 Последняя теоретическая работа — статья «Искусство тоже познает» (не закончена). Впервые публикуется в настоящем издании. Студия «Моснаучфильм» выпустила документальный фильм «Фаворский» (автор сценария Н.В.Кемарский, режиссер Ф.А.Тяп-кин, консультант Е.С.Левитин). Избран в члены-корреспонденты Немецкой Академии искусств (ГДР). 18 ноября — открылась персональная выставка в Гос. музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве. Представлены работы 1906—1962 годов. Среди них более 700 гравюр, более 150 рисунков, а также живопись, скульптура, эскизы монументальных и театральных работ. Составитель каталога и автор вступительной статьи — Е.С.Левитин. 29 декабря — смерть Владимира Андреевича Фаворского. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория композиции Из дипломной работы «Джотто и его предшественники» Об изобразительности в живописи О египетской архитектуре Лекции по теории композиции Методическая записка к курсу «Теория композиции» Методическая записка к курсу «Теория композиции» № 2 Об изобразительных поверхностях Схема взаимоотношений конструктивного и композиционного Приложение: «О цвете и цветовых формах» О композиции О построении, теме и цели курса «Теория композиции» Эпизоды из истории искусств Магический реализм О художественной правде. Время в искусстве Содержание формы. Об орнаменте. О стиле Вопросы, возникающие в связи с композицией Искусство тоже познает О пространстве в живописи Из дипломной работы «Джотто и его предшественники» огда говорят о Джотто, то очень часто приходится слышать о его технических недостатках в изображении пространства, которые мы должны ему извинить, чтобы затем, отделив эту не удовлетворяющую нас оболочку, наслаждаться без помехи душой его живописи. [...] Нo когда обращаются к эпохе, предшествующей Джотто, то суд над ней становится еще строже: ей отказывают во всякой жизненности и художественности до того, что всякое более или менее яркое проявление, близкое по времени к Джотто, относят к его авторству; как, например, Циммерман*, который почти все вещи Каваллини приписывает ему. Как мне кажется, мы здесь видим оценку (иногда скрытую, иногда явную), с точки зрения нашего искусства. То отношение к пространству, которое характерно для нашего времени, возвышается в норму, и в силу этого эпохи, не соответствующие этой норме, признаются плохо знавшими пространство либо совсем и не желавшими его изображать (как, например, русская иконопись). За Джотто, однако, считают большой шаг вперед в этом направлении; но тем более эпоху ему предшествующую лишают уже всякой изобразительности. Мне кажется, что это ошибка. Обобщение пространства, свойственное нам, не единственно, и даже, при ближайшем рассмотрении, эта норма является очень подвижной. Кроме того, искусство какой-либо эпохи должно от нас требовать полного уважения к себе в целом, как и в частностях. И, говоря о Джотто, мы должны сказать, что его душа не могла бы быть выражена иначе и что в его выражении несомненна цельность обобщения и обобщения пространственного, высокохудожественного, равного всякому другому. Но мог ли бы Джотто создать то, что он создал, имея за спиной искусство не изобразительное, не знавшее пространства? Как мне кажется — нет. * Zimmermann M. G. Giotto und die Kunst Italiens im Mittelalter. Band 1. Leipzig, 1899 (Прим. В. А. Фаворского). По-моему, нужно сказать, что эта эпоха, лишенная, правда, сильных индивидуальностей, полна была сильными и тонкими переживаниями пространства и композиции. Чтобы быть в дальнейшем ясным, я позволю себе остановиться на одном примере как бы чуждого нам обобщения — а именно русской иконописи, которая многими признается даже не изобразительным искусством, а как бы орнаментальным, и на этом примере показать, что это искусство несомненно имеет дело с пространством. Отправная моя точка будет, так сказать, наше мировоззрение, но, взяв его за основу, я не даю ему санкции нормы, а беру его только как нам более понятное. |