Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Какова классификация тактики игры в волейболе 5. В чем состоит обучение технике игры в волейбол 6. В чем состоит обучение тактике игры в волейбол

  • 7. Какова физическая подготовка волейболистов 8. Что собой представляет интеграция приемов техники в игровую и соревновательную деятельность

  • 2. Как шло развитие баскетбола в мире

  • 1. Каковы характеристики игры в баскетбол 2. Каково распределение игроков по функциям

  • физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт. Лекция Классификация видов спорта. Спортивные игры и единоборства Классификация видов спорта


    Скачать 0.87 Mb.
    НазваниеЛекция Классификация видов спорта. Спортивные игры и единоборства Классификация видов спорта
    Анкорфизическая культура и спорт
    Дата03.02.2020
    Размер0.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФизическая культура и спорт.docx
    ТипЛекция
    #106947
    страница13 из 36
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   36

    2. Каковы результаты в крупнейших международных соревнованиях отечественных волейболистов?


    3. Какова классификация техники игры в волейболе?


    4. Какова классификация тактики игры в волейболе?


    5. В чем состоит обучение технике игры в волейбол?


    6. В чем состоит обучение тактике игры в волейбол?


    7. Какова физическая подготовка волейболистов?


    8. Что собой представляет интеграция приемов техники в игровую и соревновательную деятельность?

    9. Что собой представляет интеграция тактических действий в игровую


    и соревновательную деятельность?

    10. Каково материально-техническое обеспечение соревнований и тре


    нировки?

    Литература

    Волейбол / Под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. - М., 2000.

    Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.

    Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988. Железняк

    Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол. - М., 1991.

    Железняк Ю.Д., Кунянский В. А. Волейбол: У истоков мастерства. - М., 1998.

    Костюков В. В., ЧесноковЮ.Б., ТимохинА.В. Пляжный волейбол.-М., 1997.

    Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2001.

    158

    Глава 7. БАСКЕТБОЛ

    7.1. Из истории игры

    7.1.1. Возникновение баскетбола

    Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в

    штате Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит в декабре 1891 г. изобрел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть,

    но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько динамичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды

    Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Америке, а в современном мире в нее играют миллионы людей.

    Отдавая дань заслугам Джеймса Нейсмита, спрингфилдский колледж в 1911 г. присудил ему почетную степень мастера физического

    воспитания. В 1939 г. университет Мак Гилл присудил Нейсмиту

    степень доктора медицины, а в 1968 г. в спрингфилдском колледже

    был открыт музей Джеймса Нейсмита - «Зал баскетбольной славы». Так было выражено уважение к человеку, который подарил

    миру прекрасную игру.

    Джеймс Нейсмит (1861-1939) родился в Канаде. Конечно, созда- вая новую игру, он в какой-то мере использовал исторические сведе- ния об играх с мячом, которые в далекие времена культивировались

    на Американском континенте. Например, более двух с половиной

    тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на тер- ритории теперешней Мексики, играли в так называемый пок-тапок.

    Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное коль- цо, укрепленное в вертикальном положении на стене.

    В шестнадцатом столетии у ацтеков была известна игра, называвшаяся олламалитули: играющие стремились забросить каучуковый мяч в каменное кольцо.

    Начав работать в спрингфилдском колледже, Джеймс Нейсмит

    встретился там с доктором Лютером Гуликом, который настойчиво

    искал новые формы и методы физического воспитания. Получив от

    доктора Гулика задание оживить уроки, Джеймс Нейсмит придумал

    игру для закрытого помещения. Условия спортивного зала

    определяли необходимость играть круглым мячом и только руками.

    Для этого был выбран футбольный мяч, который можно было легко

    ловить, передавать, бросать уже после сравнительно короткой

    практики. Чтобы исключить грубость при броске в цель и развивать

    точность у учащихся, Нейсмит расположил мишень над игроками,

    вне пределов их досягаемости: к перилам балкона он прикрепил две

    корзины для сбора персиков, в которые и нужно было забрасывать

    мяч. Балкон гимнастического зала находился на высоте Ъ м 5 см от

    пола - эта высота и соответ160

    ствует современному расстоянию от поверхности баскетбольной

    площадки до верхнего края кольца корзины.

    В новой игре вначале участвовали одновременно мужчины и

    женщины.

    Так как в гимнастической группе было восемнадцать человек, то

    Нейсмит распределил их на две команды по девять человек. Поз- , же

    число игроков было сокращено до семи, а затем до пяти, поскольку

    большее количество участников создавало на площадке излишнюю

    суету. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила

    название «баскетбол» (Ьазке! - корзина, Ьа11 - мяч).

    В декабре 1891 г. Нейсмит сформулировал первые правила но- вой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892 г. он опубли- ковал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать

    пунктов, большинство из которых в той или иной форме действуют

    и по сей день.

    Довольно скоро после проведения первых матчей эти правила

    были несколько изменены. Одной из причин изменения, в частно- сти, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять

    корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том,

    что находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей ко- манде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды

    противника. ^

    7.1.2. Развитие баскетбола

    Дальнейшее развитие игры повлекло за собой изменение правил,

    инвентаря, оборудования и костюма баскетболиста (рис. 53). к В

    1893 г. впервые появились железные кольца с сеткой. В 1894 г.

    окружность мяча был увеличена до 30-32 дюймов (76,2-81,3 см).

    161



    В 1895 г. были введены штрафные броски, выполнявшиеся с расстояния в 15 футов*.

    Ведение мяча во всех его вариантах было узаконено в 1896 г.

    Вскоре после своего появления баскетбол в США стал очень по- пулярен. Несколько позднее в эту игру начали играть и в других

    странах.

    Первый этап развития баскетбола (1891-1918)- становление его

    как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики,

    баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми

    присущими ей особенностями.

    В 1894 г. в США были изданы первые официальные правила

    игры, по которым начали проводить соревнования.

    Одновременно с распространением игры шло и формирование

    ее техники и тактики. Появились технические приемы - ловля, пе- редачи, ведение и броски мяча в корзину. Однако в технике отсут- ствовала динамика - все передачи и броски выполнялись с места,

    двумя руками. В тактике произошло определение игровых функций

    участников команды и их деление на нападающих и защитников.

    Именно в эти годы баскетбол начал распространяться в странах

    Европы и Южной Америки.

    Второй этап развития игры (1919-1931) характеризуется созда- нием национальных федераций баскетбола, что оказало положи- тельное влияние на ее дальнейшее развитие. В октябре 1927 г. в Же- неве была создана школа физического образования, руководителем

    которой был назначен преподаватель спрингфилдского колледжа

    доктор Элмер Берри. Открытие этой школы имело целью развитие

    баскетбола в Европе и на других континентах. Баскетбол стал

    широко культивироваться в Чехословакии, Литве, Эстонии, Лат- вии, Италии, Франции. Южноамериканская баскетбольная конфе- дерация проводила в эти годы свои континентальные чемпионаты;

    подобные соревнования проходили и в странах Восточной Азии.

    Стали проводиться и международные встречи. В 1919 г. состо- ялся первый международный баскетбольный турнир между армей- скими командами США, Италии и Франции.

    Третий этап развития баскетбола (1932-1947) характеризуется

    всемерным развитием мирового баскетбола.

    Знаменательным событием в истории игры явилось создание 18

    июня 1932 г. Международной федерации баскетбола - ФИБА.

    Представители федераций восьми стран - Аргентины, Греции, Ита- лии, Латвии, Португалии, Румынии, Швейцарии и Чехословакии - приняли участие в первой международной конференции, единоглас- но проголосовали за образование Международной федерации бас- кетбола и принятие унифицированных правил.

    Игра завоевывала все большую популярность во всем мире, и в

    1935 г. Международный олимпийский комитет внес решение

    * Фут - 30,5 см.

    о признании баскетбола олимпийским видом спорта. А в 1936 г.

    баскетбол был впервые включен в программу Олимпийских игр. В

    баскетбольном турнире XI Олимпийских игр в Берлине участво- вали команды 21 страны. Первым олимпийским чемпионом стала

    сборная команда США. Создатель игры Джеймс Нейсмит присут- ствовал на олимпийском турнире в качестве почетного гостя.

    В 1947 г. на международную арену вышли советские баскетбо- листы и баскетболисты других социалистических стран, которые с

    каждым годом оказывали все большее влияние на развитие бас- кетбола как в Европе, так и во всем мире.

    Четвертый этап (1948-1965) характеризуется не только бурным

    распространением игры во всем мире, но и значительным скачком

    в росте спортивного мастерства, широким представительством со- циалистических стран во всех международных соревнованиях, в том

    числе и в олимпийских играх.

    В 1948 г. членами Международной федерации баскетбола явля- лись уже 50 стран. Однако развитие мирового баскетбола шло не

    только по пути распространения его географии. Одновременно раз- вивались и обогащались техника и тактика игры. Появились раз- личные способы передач и ведения мяча, стали широко применять- ся разнообразные финты.

    Своеобразную революцию произвело появление бросков одной

    рукой, более сложных по технике выполнения и трудных для отра- жения защитой соперника. Если раньше команды за игру набирали

    20-30 очков, то с появлением бросков мяча одной рукой итог встреч

    вырос до 50-60 очков. В тактике баскетбола наметился переход от

    игры индивидуальной, построенной в основном на импровизации

    отдельных игроков, к игре коллективной. Появилась и определилась

    как самостоятельная система нападения через центрового игрока,

    которую взяли на вооружение все национальные команды. В миро- вом баскетболе произошла своеобразная нивелировка техники игры,

    выразившаяся в формировании наиболее рациональных приемов,

    которые стали применяться командами различных стран.

    В 1948 г. американский тренер Т.Арчер впервые представил

    мини-баскетбол. Игра предназначалась для детей 8-12 лет и про- водилась по упрощенным правилам: меньший размер мяча (68-73

    см в окружности, вес 450-500 г), высота корзины 2 м 60 см, рас- стояние от щита до линии штрафного броска - 4 м и т.п. Вскоре

    мини-баскетбол получил широкое распространение во многих стра- нах, культивирующих большой баскетбол. При ФИБА был создан

    специальный комитет, занимающийся мини-баскетболом.

    В 1950 г. в Аргентине состоялся первый чемпионат мира среди

    мужчин, на котором победила команда хозяев чемпионата. Спустя

    три года в Чили впервые было проведено и первенство мира для

    женских команд. Звание чемпионок завоевали спортсменки США.

    В дальнейшем чемпионаты мира среди мужчин и женщин стали

    проводиться регулярно, раз в четыре года.

    162 163

    В начале 50-х гг. в игре преобладало нападение. Это обусловли- валось двумя причинами: преимущественным развитием техники и

    тактики нападения по сравнению с техникой и тактикой защиты и

    появлением в командах высокорослых игроков. (Динамика сред- него роста игроков мужских команд СССР и США на Олимпий- ских играх показана на рисунке 54.)

    Постепенно баскетбол начал терять присущую ему остроту, рез- ко снизился темп игры. Команда, добившаяся в ходе игры преиму- щества в счете, прекращала нападение, держала мяч в своих руках

    неограниченное время, стремилась оттянуть от щита игроков со- перника, чтобы самим свободно пройти к щиту или передать мяч

    дежурившему там высокорослому игроку.

    Потребовалось внести в правила игры целый ряд дополнений и

    изменений, направленных на активизацию нападающих действий,

    поддержание игры в защите и частичную ликвидацию преимуще- ства игроков высокого роста.

    В 1965 г. Международная федерация баскетбола объединяла уже

    122 национальные федерации различных стран, в настоящее время

    свыше 150 стран всех континентов.

    Следующий этап развития мирового баскетбола, начавшийся в

    1966 г., характеризуется преодолением кризиса и дальнейшим рас- цветом игры. Большую роль в его развитии сыграли представителе

    социалистических стран, и в частности советские спортсмены, ко- торые прочно вошли в число лидеров мирового баскетбола. Сборная мужская команда СССР дважды становилась олимпийским чем- пионом (1972, 1988), трижды (1976, 1980, 1992) наша женская ко- манда завоевывала золотые олимпийские медали.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Назовите основные этапы истории баскетбола.


    2. Как шло развитие баскетбола в мире?

    3. Проанализируйте развитие игры в связи с изменением правил.

    4. Охарактеризуйте современное состояние баскетбола в России и мире.

    7.2. Современные представления об игре

    7.2.1. Правила игры

    В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из

    пяти игроков. Цель игры - забросить максимальное количество

    мячей в корзину соперника и помешать другой команде овладеть

    мячом и забросить его в корзину. Игра проводится на площадке 28

    м в длину и 15 м в ширину (измерение от внутреннего края ог- раничивающих линий). Национальные федерации имеют право ут- вердить существующие игровые площадки с минимальными раз- мерами 26 х 14 м. Высота потолка должна быть не менее 7 м (рис.

    55). Продолжительность игры 40 мин, 2x20 мин с перерывом в 10

    мин. Возможна продолжительность игры в 4 периода 4x12 мин, т.е.

    48 мин.

    Мяч должен иметь форму сферы и быть оранжевого цвета уста- новленного оттенка. Длина окружности мяча должна быть не ме- нее 74,9 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г

    и не более 650 г.

    7.2.2. Характеристика игры в баскетбол

    Конечный результат игры в баскетбол весьма специфичен:

    • большой количественный показатель конечного результата (в с- реднем 80-85 очков за игру);

    • частота смены промежуточных результатов (в среднем через

    каждые 30 с меняется счет);

    • отсутствие ничейного результата, т. е. невозможность компро- миссного решения борьбы.

    Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех

    членов команд, подчинение своих действий общей задаче.

    Действия каждого игрока команды имеют конкретную направлен- ность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

    центровой игрок должен быть высокого роста, атлетического те- лосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;

    164 165

    крайний нападающий - это прежде всего высокий рост, быстрота

    и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства,

    снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и

    атаковать смело и решительно;

    защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и вы- носливым, рассудительным и внимательным.

    Распределение игроков по функциям - один из основных прин- ципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не толь- ко игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофи- зиологические особенности.

    Результативность игровых действий тесно связана с показате- лями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сен- сомоторным показателем является «чувство времени», которое

    можно рассматривать как компонент специальных способностей

    баскетболистов. В основе развития «чувства времени» лежит дея- тельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени

    связано с пространственным восприятием. Баскетболистам раз- личных амплуа необходимо владеть специализированным воспри- ятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хо- рошо ориентироваться в интервалах 5-10 с, что связано с органи- зацией игры, центровые - в интервале 3 с, отведенных правилами

    166

    на игру в штрафной площадке; игроки передней линии - в течение

    1 с - наиболее устойчивом интервале броска.

    Команды стремятся достичь преимущества над соперником,

    маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть про- тивника. Игра протекает при взаимодействии игроков всей коман- ды и сопротивлении игроков противника, прилагающих все уси- лия, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим

    на первый план выступают требования к оперативному мышлению

    игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют су- щественное преимущество в быстроте принятия решения по срав- нению с представителями многих других видов спорта. Быстрота

    мышления особенно важна при необходимости учета вероятности

    изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоцио- нально напряженных условиях. Для оценки психофизиологических

    функций, определяющих успешность игровой деятельности

    баскетболистов, используют методы исследования быстроты и точ- ности двигательных действий, а также объем, распределение и пе- реключение внимания и т.д.

    Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодо- леть сопротивление противника, а это возможно лишь в том слу- чае, если игроки владеют определенными приемами техники и так- тики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направле- ние и скорость движения. Показатели основных параметров игро- вой деятельности баскетболистов представлены в таблице 3.

    Деятельность баскетболиста в игре - не просто сумма отдельных

    приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объе- диненных общей целью в единую динамическую систему. Правиль- ное взаимодействие игроков команды - основа коллективной дея- тельности, которая должна быть направлена на достижение общих

    интересов команды и опираться на инициативу и творческую ак- тивность каждого игрока.

    Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно

    защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или

    167

    не дать ему возможности свободно произвести бросок, необходимо

    своевременно и правильно реагировать на все его действия,

    учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и

    местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на

    устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне

    развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта

    игроков.

    Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую

    работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает рас- стояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество

    рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на вы- сокой скорости сочетается с передачами и бросками мяча в корзи- ну. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре

    40 мин без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4

    мин, а остальное время играет без мяча.

    За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это

    выражается прежде всего в повышении маневренности, подвижно- сти игроков, в их стремлении активно бороться за мяч или место на

    каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность

    в течение игры требует огромных затрат сил.

    Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятель- ности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной

    показатель аэробных возможностей - величина максимального по- требления кислорода (МПК) у баскетболистов с ростом квалифи- кации растет и у мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60

    мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют 80-90%

    максимального энергетического потенциала.

    Важный показатель функционального состояния организма - сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС)

    является важнейшим кардиологическим критерием, отражающим

    степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у бас- кетболистов во время игры достигает 180-210 уд./мин. Показатели

    энергообеспечения представлены в таблице 4.

    Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздей- ствия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его

    организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие

    используемых упражнений и их систематизацию по характеру фи- зиологических изменений в организме. Исследования показали, что

    специальные упражнения баскетболистов существенно разли- чаются по ответной реакции организма. Например, при выполне- нии штрафных бросков ЧСС составляет в среднем 128 уд./мин,

    уровень потребления кислорода - 30% от максимальной величины;

    при выполнении специальных упражнений средней интенсивности

    ЧСС находится в пределах 140-150 уд./мин, уровень потребления

    '.кислорода - в пределах 50% при выполнении игровых упражнений

    ЧСС достигает 172-187 уд./мин, величина кислородного долга 5-7

    л/мин.

    168

    Группировка типовых упражнений по уровню тренировочной

    нагрузки строится на основе взаимосвязи частоты сердечных со- кращений с характером энергообеспечения и преимущественной на- правленностью на решение определенных педагогических задач.

    За игру спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энерготраты у спортсме- нов разного пола и квалификации различны.

    Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть боль- шого напряжения нервной системы игроков и необходимости мо- рально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сто- рон, характеризующих деятельность баскетболистов, помогает

    планировать учебно-тренировочный и соревновательный процес- сы, создавать нормативные основы или модельные характеристики,

    на достижение которых должен быть направлен учебно-тре- нировочный процесс.

    Контрольные вопросы и задания


    1. Каковы характеристики игры в баскетбол?


    2. Каково распределение игроков по функциям?

    3. Приведите основные параметры игровой деятельности баскетболистов.

    4. Дайте пример показателей энергообеспечения тренировочной и соревно- вательной деятельности.

    169

    7.3. Средства и способы ведения игры 7.3.2. Классификация техники игры

    7.3.1. Техника игры

    Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе

    развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разно- видностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные

    игровые задачи.

    Под термином «прием техники» подразумевается система дви- жений, сходных по структуре и направленных на решение при- мерно одной и той же игровой задачи. Разнообразие условий, в ко- торых применяется тот или иной прием, стимулирует формиро- вание и совершенствование способов его выполнения. На разных

    этапах развития баскетбола изменялись и совершенствовались ко- личество приемов, способы их выполнения, критерии оценки. На

    перестройку арсенала оказывали влияние изменения правил игры,

    обогащение ее тактики, повышение уровня других видов подго- товленности игроков.

    Таким образом, техника спортсмена на каждом этапе развития - это наиболее эффективное, апробированное практикой средство,

    которое дает возможность игроку в рамках правил успешно

    действовать в сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы

    добиться наилучших результатов в мгновенно складывающихся

    игровых положениях, баскетболист должен владеть всем богат- ством разнообразия технических приемов и способов, уметь выб- рать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и

    точно их выполнить. Критерии высшего технического мастерства: • свободное владение оптимальным объемом приемов и способов

    для полноценного выполнения заданных игровых функций в сочета- нии с двумя-тремя коронными приемами нападения и защиты; • точность и эффективность выполнения указанных приемов;

    • стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих

    факторов - значительном утомлении, психологическом напряже- нии, трудных внешних условиях и т.д.; • умение управлять фазами технического приема в зависимости

    от конкретных вариантов противодействия соперника; • надежность выполнения приемов, которая определяется высо- кой точностью на протяжении многодневного турнира, от матча к

    матчу без существенных отрицательных отклонений. Техника иг- роков экстракласса отличается высоким уровнем стабильности

    выполнения.

    И тем не менее далеко не все возможности технической игры

    использованы в спортивной практике сегодняшнего дня. Неисчер- паемые функциональные и координационные возможности орга- низма тренированного спортсмена создают хорошую перспективу

    для выполнения новых изменений в технике нападения и защиты.

    Классификация техники игры - это распределение всех ее при- емов и способов по разделам и группам на основе определенных

    признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся на- значение приема в спортивной борьбе (для атаки или обороны кор- зины), содержание действия (с мячом или без мяча), а также осо- бенности его кинематической и динамической структуры.

    Технику баскетбола подразделяют на два больших раздела: тех- нику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют

    две группы: в технике нападения - технику передвижения и технику

    владения мячом, а в технике защиты технику передвижений и тех- нику отбора мяча и противодействия.

    Внутри каждой из групп имеются приемы и способы их выпол- нения. Почти каждый способ выполнения приема имеет несколько

    разновидностей, которые раскрывают отдельные детали структуры

    движений.

    Принципиальная схема классификации техники может быть

    представлена следующим образом:

    прием - бросок мяча в корзину;

    способ выполнения - одной рукой сверху;

    разновидность - с отклонением туловища;

    условия выполнения - в прыжке после остановки, со средней дис- танции.

    По каждой схеме построена классификация техники баскетбола.

    Анализ каждого способа выполнения технических приемов ба- зируется на системно-структурном подходе (рис. 56).

    7.3.3. Техника нападения

    Основа техники баскетбола - передвижение. Передвижения бас- кетболиста по площадке являются частью целостной системы дей- ствий, направленной на решение атакующих задач и формируемой

    в ходе реализации конкретных игровых положений.

    Для передвижений по площадке игрок использует ходьбу, бег,

    прыжки, остановки, повороты. С помощью этих приемов он может

    правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперни- ка и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь

    наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положе- ний для выполнения приемов. Кроме того, от правильной работы

    ног при передвижении и соблюдения равновесия зависит эффектив- ность технических приемов с мячом: передач в движении и прыжке,

    ведения и обводки, бросков в прыжке и т. д.

    Ходьба в игре применяется реже других приемов передвижения.

    Она используется главным образом для смены позиции в коротких

    паузах или при снижении интенсивности игровых действий, а

    также для смены темпа в сочетании с бегом. В отличие от обыч170 171

    ной ходьбы баскетболист передвигается на ногах, слегка согнутых

    в коленях, что обеспечивает ему возможность для внезапных

    ускорений.

    Бег является главным средством передвижения в игре. Он замет

    - но отличается от бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах

    площадки выполнять ускорения из различных стартовых положе

    - ний, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро из- менять направление и скорость бега.

    Резкое, неожиданное для соперника увеличение скорости бега,

    или стартовое ускорение, называется в спортивных играх рывком.

    Рывок

    - лучшее средство освобождения от опеки соперника и выхо

    - да на свободное место. Для осуществления рывка первые 4-5 шагов

    делают короткими и очень резкими (ударными), ногу ставят с

    носка. Скорость бега нарастает благодаря удлинению шага. В этот момент игрок должен быть готов к получению мяча.

    Изменение направления бега игрок осуществляет мощным тол

    - чком выставляемой вперед ногой в сторону, противоположную на- правлению движения; туловище наклоняет в сторону вновь избран- ного направления (рис. 57).

    Прыжки используют как самостоятельные приемы. Они являются

    и элементами других приемов техники. Чаще всего игроки пользу

    - ются прыжками вверх и вверх в длину или сериями прыжков. При- меняют два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и

    толчком одной ногой.

    Прыжок толчком двумя ногами выполняют чаще с места из ос

    - новной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад

    и приподнимает голову. Отталкивание осуществляется мощным раз

    - гибанием ног, энергичным движением туловища и рук вперед-вверх.

    Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяют обычно при

    выполнении бросков в кольцо и при борьбе за отскок.

    Прыжок толчком одной ногой выполняют с разбега. Отталки

    - вание производят таким образом, чтобы максимально использовать

    инерционные силы разбега. Последний шаг разбега перед от

    - талкиванием делают несколько шире предыдущих. Толчковую

    ногу, слегка согнутую в коленном суставе, посылают вперед и уп

    - руго ставят для толчка перекатом с пятки на носок; баскетболист

    как бы немного приседает. Другой ногой делают активный мах

    172

    173

    вперед-вверх, а в момент прохожде- ния общего центра массы тела над

    опорой ее сгибают в тазобедренном

    и коленном суставах. После взлета,

    когда тело баскетболиста достигает

    наивысшей точки, маховую ногу

    разгибают и присоединяют к толч- ковой. Приземление в любом спосо- бе должно быть мягким, без потери

    равновесия, что достигается амор- тизирующим сгибанием слегка рас- ставленных ног. Такое приземление

    позволяет баскетболисту немедленно приступить к выполнению

    игровых действий.

    В соответствии с ситуацией игрок использует резкие, внезапные

    остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от

    опеки соперника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий. Остановка осуществляется двумя способами:

    прыжком и двумя шагами (рис. 58).

    Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия мяча от выбивания, для финтов с последующей атакой кольца. Есть два способа поворотов - вперед и назад.

    Поворот вперед выполняют переступанием в ту сторону, куда

    баскетболист обращен лицом, а поворот назад - в сторону, куда он

    обращен спиной.

    7.3.4. Техника владения мячом

    Техника владения мячом включает следующие приемы техники:

    ловлю, передачи, ведение и броски мяча в кольцо.

    Ловля мяча. Ловля - прием, с помощью которого игрок может

    уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атаку- ющие действия. Ловля мяча является и исходным положением для

    последующих передач, ведения или бросков. Поэтому структура

    движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение пос- ледующих приемов. Еще не поймав мяч, игрок должен смотреть

    туда, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря пе- риферическому зрению, так как центральное зрение должно быть

    направлено на мяч. Баскетболисту следует взять за правило не ожи- дать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему навстречу.

    Выбор определенного способа ловли мяча и его разновидности за- висят от положения игрока по отношению к летящему мячу, дина- мики передвижения игрока, высоты и скорости полета мяча.

    При ловле мяча в движении с намерением тут же выполнить пе- редачу или бросок в корзину применяют так называемую двухшаж- ную технику. Если игрок хочет сразу после ловли на бегу сделать

    174

    передачу или бросок (предполо- жим, правой рукой), то он дол- жен поймать мяч, слегка напры- гивая на него, в тот момент, ког- да уже выполнен толчок левой

    ногой, а правая вынесена вперед.

    Затем следует толчок правой но- гой (первый шаг), толчок левой

    ногой (второй шаг) и передача

    или бросок мяча рукой в прыж- ке. Если же игрок сразу же пос- ле ловли в движении собирается

    „- ..„ ------------- ..

    „„.„„..„и. ч,^^.1Кч-л„

    выполнить остановку двумя шагами так, чтобы осевой осталась ле- вая нога, он должен стараться поймать мяч в тот момент, когда уже

    выполнен толчок правой ногой, а левая вынесена вперед. Затем сле- дует первый тормозящий шаг левой ногой, второй стопорящий шаг

    правой и остановка, дающая возможность выполнять повороты на

    левой, осевой ноге.

    Ловля мяча двумя руками. Наиболее простым и в то же время на- дежным способом считается ловля мяча двумя руками.

    Подготовительная фаза: если мяч приближается к игроку на уров- не труди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, на- пряженными пальцами и кистями, образуя как бы воронку, разме- ром несколько большую, чем обхват мяча (рис. 59).

    Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно об- хватить его пальцами (не ладонями). Сближая кисти, руки согнуть

    в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является

    амортизационным движением, гасящим силу удара летящего мяча.

    Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают

    слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтя- ми, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если

    мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже,

    чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.

    Для того чтобы поймать мяч, летящий высоко над головой, нуж- но выпрыгнуть и руки с разведенными кистями резко вынести вверх

    (расстояние между большими пальцами не должно превышать не- скольких сантиметров, остальные пальцы свободно разведены). В

    момент, когда мяч коснется пальцев, кисти сближают, поворачи- вают внутрь и крепко обхватывают ими мяч, а руки, сгибая в лок- тевых суставах, опускают и притягивают мяч к туловищу. При лов- ле низко летящего мяча руки опускают, кисти и пальцы образуют

    как бы раскрытую чашу (расстояние между мизинцами обеих рук

    не должно превышать несколько сантиметров) (рис. 60).

    При борьбе за мяч, опускающийся на площадку, не следует

    ждать, пока он отскочит на удобную для ловли высоту. Нужно

    Двигаться навстречу, ловить его в начальный момент отскока.

    Игрок делает выпад к мячу, быстро наклоняет туловище вперед,

    175

    руки опускает вперед вниз, кисти подводит к мячу с внешних сто- рон, но не сверху. Захватив мяч, он сразу же выпрямляется и под- тягивает его к себе.

    Ловля мяча одной рукой. Когда обстановка не позволяет дотянуть- ся до летящего мяча и поймать его двумя руками, следует ловить

    его одной рукой (рис. 61).

    Подготовительная фаза: игрок вытягивает руку таким образом,

    чтобы пересечь траекторию полета мяча (кисть и пальцы не на- пряжены).

    Основная фаза: как только мяч коснется пальцев, руку нужно

    отвести назад-вниз, как бы продолжая этим движением полет мяча

    (амортизационное движение). Этому движению помогает неболь- шой поворот туловища в сторону ловящей руки.

    Завершающая фаза: мяч нужно поддержать одной рукой, затем

    крепко обхватить двумя руками так, чтобы быть готовым немед- ленно действовать дальше.

    Высоко летящий мяч ловят одной рукой в прыжке с небольшим

    прогибанием туловища, быстрым снижением мяча, поддержкой

    другой рукой и подтягиванием к туловищу. Поймав мяч, игрок не- медленно принимает положение равновесия, раздвинутыми локтя- ми предохраняя от попыток соперника выбить мяч из рук.

    Передача мяча. Передача - прием, с помощью которого игрок

    направляет мяч партнеру для продолжения атаки (рис. 62).

    Умение правильно и точно передать мяч - основа четкого, целе- направленного взаимодействия баскетболистов в игре. Существует

    много различных способов передач мяча. Применяют их в зави- симости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое

    нужно послать мяч, расположения или направления движения

    партнера, характера и способов противодействия соперников.

    Периферическое зрение, быстрота движения рук, точный расчет

    и тактическое мышление - вот те качества, которые характеризуют

    баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мяч.

    Быстрота и точность выполнения всех способов передач в зна- чительной мере зависят от энергичной работы кистей и пальцев в

    основной фазе приема. При передаче мяча нужно в основном с

    отскоком действовать кистями и пальцами, тогда сопернику труд- но определить направление передачи. Партнера, принимающего

    мяч, надо видеть, но не смотреть прямо на него. При передаче важ- но сохранять положение равновесия, ибо направление предполага- емой передачи может быть перекрыто соперником, а игрок волей- неволей сделает «пробежку» или мяч перехватят.

    Передача мяча двумя руками от груди - основной способ, позво- ляющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или

    среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке,

    без плотной опеки соперника (рис. 63).

    Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами сво- бодно охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опу- щены. Кругообразным движением рук мяч подтягивают к груди.

    Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук

    почти до отказа, дополняя его движением кистей, придающим мячу

    обратное вращение.

    176 ' Железняк 177

    Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опускают, игрок выпрямляется, а затем занимает положение на слегка согнутых ногах (такая завершающая фаза типична и для остальных

    способов передачи).

    Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч

    можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, иногда

    придают ему поступательное вращение. Ноги при такой передаче

    нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз.

    Передачи мяча двумя руками сверху чаще всего используют на

    средние расстояния при плотной опеке соперника. Положение мяча

    над головой дает возможность точно перебросить его сопернику

    через руки защитника.

    Подготовительная фаза: игрок поднимает мяч слегка согнутыми

    руками над головой и заносит его за голову.

    178

    Основная фаза: игрок, резким

    движением руками разгибая их в

    локтевых суставах и делая

    захлестывающее движение

    кистями, направляет мяч парт- неру (рис. 64).

    Передача мяча двумя руками

    снизу применяется с расстояния 4 - 6 м, когда мяч пойман на уровне

    ниже коленей или поднят с пло- щадки и нет времени переменить

    позицию (рис. 65).

    Подготовительная фаза: мяч

    в опущенных и слегка согнутых

    руках, пальцы свободно расстав- лены на мяче. Мяч отводят к бед- ру стоящей сзади ноги и немно- го поднимают.

    Основная фаза: маховым движением руками вперед и одно- временно выпрямлением их мяч посылают в нужном направлении.

    Когда руки достигают уровня пояса, кисти активным движением

    выталкивают мяч и придают ему обратное вращение. Высота

    полета мяча определяется раскрывающим движением кистей.

    Передачу чаще всего выполняют с шагом вперед.

    Передача мяча одной рукой от плеча - наиболее распространен- ный способ передачи мяча на близкое расстояние. Здесь минималь- ное время замаха и хороший контроль за мячом. Дополнительное

    движение кисти в момент вылета мяча позволяет игроку изменять

    направление и траекторию полета мяча в большом диапазоне (рис.

    66).

    Подготовительная фаза: руки с мячом отводят к правому плечу

    (при передачах правой рукой мяч лежит на кисти правой руки и под- держивается левой рукой) так, чтобы локти не поднимались, одно- временно игрок поворачивается в сторону замаха. Основная фаза: мяч, на правой руке, которую сразу выпрям- ляют и одновременно выполняют движение кистью и поворот ту- ловищем.

    Завершающая фаза:

    после вылета мяча

    правая рука на корот- кое мгновение как бы

    сопровождает его, а

    потом опускается

    вниз; игрок возвраща- ется в положение рав- новесия на слегка со- гнутых ногах.

    179

    Передача одной рукой от головы или сверху позволяет направить

    мяч через все поле контратакующему партнеру на расстояние 20-

    25 м (рис. 67).

    Подготовительная фаза: правую руку с мячом (при поддержке

    левой рукой) поднимают и слегка отводят за голову. Одновременно

    поворачивают туловище. Таким образом достигается амплитуда

    замаха.

    Основная фаза: мяч на правой руке, которую сразу же с большой силой и быстро выпрямляют и одновременно выполняют захлестывающее движение кистью и мощный поворот туловищем.

    Передача одной рукой «крюком» применяется, когда необходимо

    послать мяч на средние и особенно дальние расстояния через поднятые руки плотно опекающего соперника.

    Подготовительная фаза: игрок поворачивается боком к направ- лению передачи, руки с мячом отводит назад в сторону, мяч лежит на ладони и удерживается пальцами. Другой рукой, выстав- ленной несколько вперед, игрок как бы отделяется от опекающего

    соперника (рис. 68).

    Передача одной рукой снизу выполняется на близкое и среднее

    расстояние в тех ситуациях, когда соперник усиленно старается пе- рехватить передачу поверху. Мяч направляют партнеру под рукой

    соперника (рис. 69).

    Подготовительная фаза: прямую или слегка согнутую руку с мя- чом махом отводят назад, мяч лежит на ладони, удерживаемый паль- цами и центробежной силой.

    Основная фаза: руку с мячом вдоль бедра выносят вперед-вверх.

    Для вылета мяча кисть раскрывается, и пальцы выталкивают его.

    Высота траектории полета зависит от своевременности раскрыва- ющего движения кисти и пальцев. Часто эту передачу выполняют с

    шагом вперед левой ногой.

    Передача одной рукой сбоку сходна с передачей одной рукой сни- зу. Она позволяет направить мяч партнеру на близкое расстояние,

    минуя соперника с правой или левой стороны (рис. 70).

    Подготовительная фаза: замах осуществляется отведением руки

    с мячом в сторону назад и соответствующим поворотом туловища.

    180 181

    Основная фаза: рукой с мячом делают маховое движение вперед

    в плоскости, параллельной площадке. Направление полета мяча

    также зависит от движения раскрывающей кисти.

    Скрытая передача мяча за спиной (рис. 71). Помимо описанных

    способов передачи мяча в трудных условиях активного противодей- ствия соперника баскетболисты используют так называемые скрытые

    передачи, которые позволяют замаскировать истинное ее на- правление. Скрытыми эти передачи называют потому, что основные

    движения, связанные с выпуском мяча в нужном направлении, час- тично скрыты от глаз опекающего соперника и являются для него до

    некоторой степени неожиданными. Все это затрудняет сопернику

    перехват мяча. Чаще всего применяют три разновидности скрытых

    передач: передачи под рукой, передачи за спиной и передачи из-за

    плеча. Скрытые передачи отличает сравнительно короткий замах и

    мощное завершающее движение кисти и пальцев. При выполнении

    передачи под рукой рука с мячом движется скрестно под свободной

    рукой в сторону партнера, получающего мяч. Основные движения

    при передаче за спиной - это мах слегка согнутой рукой назад - за

    спину с последующим захлестывающим (с поворотом туловища)

    движением кистью. При передаче, выполняемой из-за плеча, игрок

    резким сгибанием предплечья и кисти над одноименным или про- тивоположным плечом посылает мяч выходящему партнеру.

    Ведение мяча. Ведение мяча - прием (классификация ведения мяча

    представлена на рисунке 72), дающий возможность игроку двигаться

    с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом

    направлении.

    Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, выйти

    с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку. С помощью ведения можно поставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперника,

    опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.

    Во всех остальных случаях злоупотреблять ведением не следует,

    чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры.

    Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками

    мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед,

    несколько в сторону от ступней.

    182

    Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный сус- тавы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение рав- новесия и быстро изменять направления движения. Туловище слег- ка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не до- пускать соперника к мячу (но не отталкивать его!).

    Для ведения характерна синхронность чередования шагов и дви- жений руки, контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь таким

    образом, должен в то же время следить за расположением партне- ров, соперников и ориентироваться на щит. Целесообразно перио183

    дически переключать зрительный контроль с мяча на поле и обратно (рис. 73, 74).

    Баскетболист при ведении обязан одинаково хорошо владеть

    правой и левой рукой.

    Обводка с изменением скорости. К неожиданным изменениям

    скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от

    защитника. Скорость ведения зависит прежде всего от высоты

    отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к

    площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных

    пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низком

    и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще

    выполняться на месте.

    Обводка с изменением направления. Ее используют главным образом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в

    нужном направлении. Используют также обводку с изменением

    высоты отскока и с поворотами и переводами мяча.

    Широко используется также

    способ обводки соперника с пе- реводом мяча с одной руки на

    другую, скрытно, за спиной или

    под ногой (рис. 75).

    Броски в корзину. Подготов- ка к выполнению броска со- ставляет основное содержание

    игры команды в нападении, а

    попадание в кольцо - ее главная

    цель. Для успешного участия в

    состязании каждый баскетоолист должен не только умело применять передачи, ловлю и веде- ние мяча, но и точно атаковать кольцо, выполняя броски из раз- личных исходных положений, с любых дистанций при противо- действии соперников. Меняющаяся обстановка игры и стремление

    использовать каждый удобный момент для атаки определяют

    необходимость владения разнообразным арсеналом способов вы- полнения броска с учетом индивидуальных особенностей игрока.

    Классификация бросков в корзину представлена на рисунке 76.

    Точность броска в корзину определяется в первую очередь рацио- нальной техникой, стабильностью движений и управляемостью ими,

    184 185

    правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой

    и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также

    оптимальной траекторией полета и вращением мяча (рис. 77). - Готовясь к броску, игрок должен оценить ситуацию на площадке

    (не находится ли партнер в более выгодном положении, обеспечива- ют ли партнеры борьбу за отскок и т.д.), возможную интенсивность

    и способ противодействия опекающего его защитника, реальные

    пути выхода для борьбы за от- скок и другие моменты. Наметив

    программу действий и приняв ре- шение, игрок должен психологи- чески настроиться на бросок та- ким образом, чтобы никакие по- мехи уже не повлияли на уверен- ность и устойчивость движений.

    В заключительный момент брос- ка нужно расслабиться. Практика

    показала определенное пре- имущество бросков с отражени- ем мяча от щита.

    В бросках лучше придавать

    мячу вращение вокруг горизон- тальной оси в сторону, противо- положную направлению полета

    мяча (обратное вращение). В брос- ке из-под щита из трудных поло- жений применяется вращение

    мяча вокруг вертикальной оси. Это позво- ляет более свободно выбирать точку от- ражения от щита, не ограничиваясь его

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   36


    написать администратору сайта