Читательский дневник 2 вариант. чит дневник пед.. Малые жанры фольклора это небольшие по объему фольклорные произведения Пестушка
Скачать 7.19 Mb.
|
Жанр: рассказ о животных Главные герои: Ваня Малявин. Мальчик, добрая душа, сострадательный и отзывчивый. Дед Ларион Малявин. Старый охотник, любит и ценит природу. Считает, что долги надо отдавать. Карл Иванович. Детский врач на пенсии. Добрый человек и очень большой мастер. Автор. Рассказчик, любитель охоты, натуралист. Главная мысль: Всегда нужно отвечать добром на добро и всеми силами помогать тем, кто помог тебе. Однажды к ветеринару пришел мальчик по имени Ваня Малявин, в руках у которого был заяц. Животное выглядело очень несчастным: у него слезились глаза, и были сильно обожжены лапы. Но ветеринар сказал, что не умеет лечить зайцев, и предложил зажарить его на закуску деду. Ваня заплакал, а жалостливая бабка Анисья предложила мальчику отнести зайца в город, к Карлу Ивановичу. Утром Ваня с дедом и пострадавшим зайцем отправились пешком в город. В аптеке они узнали заветный адрес, но аптекарь предупредил, что их затея напрасна – Карл Иванович был лучшим специалистом по детским болезням, но он уже давно не принимал пациентов. Дед с Ваней отыскали нужный дом, и оторвали доктора от игры на рояле. Узнав, по какому делу они пришли, Карл Иванович очень рассердился. Но дед стал умолять вылечить зайца, который, по сути, был тем же ребенком. Кроме того, этот заяц в свое время спас деду жизнь. Выслушав его сбивчивый рассказ, доктор согласился взяться за лечение. История же была такова. Однажды дед отправился на охоту, и заметил зайчонка с рваным ухом. Он выстрелил, но промахнулся и побрел дальше. Неожиданно в лесу начался сильный пожар, который распространялся с невиданной скоростью. Дед увидел знакомого зайчишку и побежал вслед за ним, зная, что животные лучше человека знают, где спрятаться от огня. Так заяц вывел деда к озеру, на берегу которого они оба упали без сил. У зайца были сильно опалены лапки и живот. Дед не смог остаться равнодушным к своему спасителю. Он забрал зайца с собой и вылечил, и с тех пор они жили вместе: дед, Ваня и заяц. Нужно быть благодарным тем, кто выручил тебя, даже если спасителем оказался маленький зайчишка. Дед оказался именно таким человеком. Он спас зайца, не поленился сходить ради него в город и найти хорошего врача. Его поступок стал отличным примером для маленького Вани. Рассказ учит любить природу, беречь ее и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию, и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается. Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) Барсучий нос Год написания: 1936 Жанр: рассказы о животных Главные герои: Рыбак. Рассказчик. Просто любитель отдыха на природе, наблюдатель. Мальчик. Наблюдательный, внимательный, интересуется всем на свете. Барсук. Неосторожный, любопытный. Главная мысль: Никогда нельзя забывать об осторожности, как бы любопытно не было. Двое взрослых отправились на рыбалку в лес. Мужчины разбили палатки, порыбачили на озере, которое густо покрыла сверху пелена опавших листьев, а затем вернулись к лагерю и стали готовить ужин. В качестве ужина была картошка, жаренная с салом на сковороде. Вместе со взрослыми был мальчишка, лет девяти. Ему часто слышались и виделись такие вещи, в которые взрослые не могли поверить. Но сказать ему, что это неправда не решались. Поэтому и слушали его сказочные истории. Мальчишка первым услыхал, что к их привалу кто-то подбирается. Когда зверек полностью вышел из тёмной и густой травы, оказалось, что это барсук. Животное так быстро кинулось к сковороде с картошкой, что сильно обжег себе нос. Барсук помчался прочь от злополучной сковороды, а от его писка и крика проснулись все животные лесной чащи. Утром мальчик разбудил одного из взрослых и рассказал, что видел как барсук лечит свой нос. Он повел взрослого к тому месту, и они увидели, как барсук засовывает свой нос в холодное отверстие пенька. Однако, обожженный нос не переставал болеть и зверь горько плакал. Взрослые никак не могли ему помочь. Через год рассказчик снова встречает барсука со шрамом на носу, но барсук гордо отворачивает голову и скрывается в густом кустарнике брусники. Больше этого зверька рассказчик не видел. Рассказ "Барсучий нос" - интересное и поучительное произведение. С первых секунд чтения писатель погружает нас в невероятное описание осеннего леса и озера, окунает в красоту природы. Я бы и сам хотел оказаться на том озере и порыбачить в нем. Рассказ "Барсучий нос" описывает нам историю, как глупый барсук в поисках еды кидается на раскаленную сковородку и обжигает нос. Бедное животное не знало, да и откуда ему знать, что предмет был горячий. Этим автор нам хотел показать, насколько лесные звери слабые и простоватые, в сравнении с людьми. На месте главного героя, я бы всячески попытался остановить барсука и не дать ему совершить такую ошибку. Однако, из этого рассказа я понял, насколько мы можем быть равнодушными к чужой беде. Ведь главный герой мог тоже подойти к зверю и помочь остудить ему нос, но он просто смотрел на муки животного. Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) Корзина с еловыми шишками Год написания: 1958 Жанр: рассказ Главные герои: Эдвард Григ – известный норвежский композитор, человек, который любил и тонко чувствовал красоту природы. Дагни Педерсен – дочь лесника, красивая, романтичная девушка. Магда – тетушка Дагни, театральная портниха, добрая, заботливая женщина. Нильс – супруг Магды, парикмахер, романтичный, впечатлительный человек. Главная мысль: Всегда нужно помнить, каким прекрасным и удивительным подарком является жизнь. Известный композитор Эдвард Григ, гуляя по осеннему лесу, встретил маленькую девочку. Она несла большую корзину, полную еловых шишек. Малышка была дочерью лесника, и ее звали Дагни Педерсен. Она так понравилась композитору, что он захотел сделать ей что-то приятное, но у него не нашлось подходящего подарка для ребенка. Тогда Эдвард Григ пообещал Дагни, что сделает ей куда более ценный подарок, который она сможет получить через десять лет. Девочка находилась под большим впечатлением и запомнила эту встречу на всю жизнь. Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет, отец отправил ее к тете Магде в Христианию. Магда работала театральной портнихой, а ее муж Нильс был парикмахером. Они жили под крышей театра, и Дагни могла каждый вечер ходить на представления. После каждого спектакля впечатлительная девушка долго не могла уснуть, и иногда даже плакала. Тетушка Магда успокаивала ее, говоря, что не следует верить всему, что происходит на сцене. Нильс же считал иначе. Однажды Дагни вместе с Магдой и Нильсом отправилась в парк на музыкальный концерт. Девушка надела красивое черное платье, которое тетушка принесла ей из костюмерной, и была в нем чудо как хороша. Дагни впервые услышала симфоническую музыку, которая произвела на нее большое впечатление. Неожиданно она услышала собственное имя – ведущий концерта сообщил, что будет исполнена музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Дагни Педерсен. Прозвучавшая музыка была настолько прекрасна, что от волнения на глазах Дагни появились слезы. После окончания концерта она с сожалением думала о том, что Григ умер, и ей никогда не удастся поблагодарить его за такой чудесный подарок. Но его музыка не оставляла места для печали – Дагни неожиданно рассмеялась, почувствовав всю невыразимую красоту этого мира. Удивительно, как знаменитый композитор вспомнил свое обещание, данное маленькой девочке, и посвятил ей одно из лучших своих произведений. Это говорит о том, что у него было большое доброе сердце.Рассказ учит видеть красоту окружающего мира, любить музыку, природу, ценить жизнь во всех ее проявлениях. Учит верить в то, что в жизни всегда есть место чудесам. Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) Скрипучие половицы Год написания: 1948 Жанр: рассказ Главные герои: Автор Главная мысль: Богатство заключено не только в материальных вещах, но и духовных, природных, которые нужно беречь, ведь они составляют важную часть духовного богатства народа. Дом рассохся от старости. А может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром. Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков. Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом. Растрепанные, высохшие, они даже не были похожи на цветы, а напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам. Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами. Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония. «Прекрасная оркестровка! » — думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева. С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. Дом скучал без звуков. Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. То тут, то там — то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей — кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стекол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше. Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего еще толком не сделано. Все написанное — только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе у объездчика Тихона! В избу вбежала Феня — дочь Тихона, девочка лет пятнадцати. С ее волос стекали капли дождя. Две капли повисли на кончиках маленьких ушей. Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги. Чайковский любовался девочкой. Но Феня стряхнула капли, все кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель. А Фет распевал в своих стихах: «Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и темный бред души, и трав неясный запах… » Нет, очевидно, это ему не дано. Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги — в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, — этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты. Он не променяет эти туманные зори, ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. Он без остатка отдал свое сердце России — ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам. Это произведение о людях, еще умеющих замечать природу, наслаждаться даже самым незначительным ее «произведением», умеющих беречь ее и даже возрождать. Бывают произведения, которые читаешь, чтобы проследить за лихо закрученным сюжетом, или распутать детективную историю или пустить скупую слезу над женским романчиком. Этот рассказ читаешь ради наслаждения. Удовольствия от прекрасного поэтичного русского языка, от образных описаний знакомых всем нам ситуаций и эмоций, от того ощущения теплоты, которое разливается в сердце, "наблюдая" за персонажами, их мыслями и поступками. Виталий Валентинович Бианки (1894—1959) Как муравьишка домой спешил Год написания: 1935 Жанр: сказка о животных Главные герои: Муравьишка. Обычный муравей, которого ветер унес далеко от муравейника. Сильно боялся остаться на ночь один, поэтому старался вернуться в муравейник. Насекомые, которые помогали муравью достичь муравейника по порядку: Гусеница-землемер, Паук-сенокосец, Жужелица, Жучок-блошачок, Кузнечик, Водомер, Майский хрущ Насекомое, которое отказалась помогать муравьишке: Гусеница-листовертка Главная мысль: Помогая другому, ты помогаешь и самому себе, отказывая в помощи - делаешь хуже себе. Залез муравьишка однажды на березу, сидит на листе, на муравейник любуется. А дело к вечеру, пора уже домой собираться, ведь как сядет солнце, закроют муравьи входы-выходы и не попасть будет в муравейник. Но тут ветер дунул, сорвал листок с муравьишкой и унес его. Через поле, через реку, за деревню, прямо в луг. Упал муравьишка, ударился, ноги отшиб. Охает: "Как же теперь мне в муравейник успеть!". Тут гусеница-землемер ползет. Попросил ее муравьишка подвезти. Согласился землемер, да как начал шагать. Муравей только подлетает вверх-вниз, вверх-вниз. Соскочил муравей с землемера, отдышался, видит на лугу трава скошенная, а по ней паук-сенокосец ходит. Попросил муравей его подвезти, сенокосец согласился. Ноги паука перед муравьем мелькают, голова кружится. Слез муравей. Видит жужелица бежит, ее помочь попросил. Согласилась жужелица, быстро довезла муравьишку до картофельного поля. Тут предложил муравью помощь жучок-блошачок, сам маленький, но очень прыткий. Залез на него муравей, да как блошачок поскачет. Мигом до забора муравья доставил. Слез муравей, видит кузнечика, попросил того через забор перенести. Согласился кузнечик, подпрыгнул, крылья развернул, да через забор муравьишку перенес. А дальше река. По воде водомерка бежит, тоже согласилась муравья подвезти. Перевез водомер муравья через реку, уже и лес впереди стоит, да только солнце почти село. Не попасть муравью в муравейник, не успеть. Но тут жук ползет - хрущ майский, тяжелый и неуклюжий. Все равно попросил его муравей донести до муравейника. Согласился хрущ, полез муравей на спину, да жук его на голову погнал. Спина-то у него раскололась, и два крыла открылись. Взлетел жук выше леса, да как помчит. Вот уже и береза знакомая. Сел жук на сучок, а солнце уже на половину скрылось. Муравей его просит вниз спуститься, а жук не хочет к муравейнику лететь - сильно муравьи кусаются. Тут муравьишка листовертку увидел, просит ее спустить его к муравейнику. А гусеница не хочет, отказывается. Не удержался муравей прыгнул на нее, укусил, гусеница с перепугу вниз свалилась, а муравей за нее держится. Спустились они на нити, что листовертка выпускает, в самый муравейник, в последний вход попали. Тут и солнце зашло. Кратчайшее содержание сказки "Как муравьишка домой спешил" Муравей сидел на самом верху березы, когда порыв ветра сорвал листок, и унес его через реку в луг Насекомые стали помогать муравью вернуться домой и довезли его до забора деревни Через забор и деревню, к реке, муравья доставляет кузнечик Через реку его перевозит водомерка Майский жук быстро переносит муравья на родную березу. Муравей кусает листовертку и в последний момент оказывается в муравейнике. Пословицы к сказке "Как муравьишка домой спешил" Мир не без добрых людей. Кто сам ко всем лицом, к тому и люди не спиной. Делая зло, на добро не надейся. Это очень занимательная и познавательная сказка, в которой описаны самые разные насекомые. Мне понравилось, что почти все они старались помочь муравью вернуться в муравейник, просто так, от доброго сердца. И только противная листовертка не захотела помогать муравью, и за это ее справедливо съели. Эта сказка учит помогать тому, кто попал в беду. Учит взаимовыручке, учит работать вместе над решением сложных задач. Учит быть добрым, отзывчивым, не равнодушным. Виталий Валентинович Бианки (1894—1959) Хвосты Год написания: 1928 Жанр: сказка о животных Главные герои: Муха. Приставучая, надоедливая. Человек. Царь природы. Властелин хвостов. Корова. Хвостиком махнула. |