Главная страница
Навигация по странице:

  • Сказки народов мира. Сказки волшебные, бытовые и сатирические, сказки о животных

  • Русская народная сказка Два мороза

  • Шведская народная сказка Неведомый рай

  • Пословицы к сказке "Неведомый рай"

  • Белорусская народная сказка Легкий хлеб Год написания

  • Читательский дневник 2 вариант. чит дневник пед.. Малые жанры фольклора это небольшие по объему фольклорные произведения Пестушка


    Скачать 7.19 Mb.
    НазваниеМалые жанры фольклора это небольшие по объему фольклорные произведения Пестушка
    АнкорЧитательский дневник 2 вариант
    Дата27.03.2023
    Размер7.19 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлачит дневник пед..docx
    ТипДокументы
    #1017292
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



    Малые жанры фольклора – это небольшие по объему фольклорные произведения



    Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

    Ручки-ручки, все хваталки

    Крепко маму обнималки,

    Мы потянем ручки вверх,

    Скоро дорастем до всех!

    Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

    Большие ноги

    Шли по дороге:

    Топ, топ, топ,

    Топ, топ, топ.

    Маленькие ножки

    Бежали по дорожке:

    Топ, топ, топ, топ,

    Топ, топ, топ, топ!

    Потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо) — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

    Ой, качи, качи, качи,

    В головах-то калачи,

    В ручках прянички,

    В ножках яблочки,

    По бокам конфеточки,

    Золотые веточки.

    Комары и мошки,

    Тоненькие ножки,

    Пляшут на дорожке.

    Ножками — топ-топ!

    Ручками — хлоп-хлоп!

    Близко ночь —

    Улетели прочь!



    Колыбельная песня (берет свое начало от слова "колыбать", которое в свою очередь имеет значение - качать, укачивать, родственное слово колебать) — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

    Люли, люли, люленьки,
    Прилетели гуленьки,
    Сели гули на кровать,
    Стали гули ворковать,
    Стали гули ворковать,
    Стали Дашеньку качать,
    Стали Дашеньку качать,
    Стала Даша засыпать.

    Вы коты, коты, коты,

    У вас жёлтые хвосты.

    Вы коты, коты, коты,

    Принесите дремоты.


    Скороговорка (образовалось от слов: скоро (быстро) говорить) — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
    Ехал грека через реку.

    Видит грека: в реке рак,

    Сунул грека руку в реку -

    Рак за руку греку — цап!
    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
    От топота копыт пыль по полю летит.
    Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, близкая к пословице и поговорке, шутка, по каким-либо причинам, получившая широкое распространение в той или иной социальной среде, ходячий смешной рассказец или комическое выражение, вставляемые в речь для того, чтобы придать ей юмористический оттенок.


    Сова, совинька, сова,

    Большая голова,

    На колу сидела,

    В стороны глядела,

    Головой вертела.
    Петя-Петя-Петушок,

    Петя - красный гребешок,

    По дорожке он пошел

    И копеечку нашел,

    Купил себе сапожки,

    А курочке - сережки!


    Закличка (небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы и т. п.) — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

    Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.



    Радуга-дуга,

    Подавай дождя!

    Нам по ложке,

    Медведю по плошке,

    А серому волку —

    По полному ведёрку!
    Солнышко, солнышко,

    Загляни в окошко!

    Там твои детки,

    Там малолетки,

    Лепёшки валяют,

    Тебя поджидают.



    Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.


    Ехала белка не тележке,

    Продавала всем орешки.

    Кому два, кому три,

    Выходи из круга ты!


    Шёл баран

    По крутым горам,

    Вырвал травку,

    Положил на лавку.

    Кто её возьмёт

    Тот и вон пойдёт.



    Дразнилка — жанр детского фольклора, прибаутка, в рифмованном виде связывающая имя или прозвище высмеиваемого и его настоящие или выдуманные недостатки (например, «Лиза-подлиза»).

    Дразнилки по форме представляют собой краткие, «в основном однострофные произведения юмористического, реже сатирического характера».

    Многие восточнославянские дразнилки произошли из песен юмористического характера, исполнявшихся во время различных обрядов. Дразнилки перешли к детям из фольклора взрослых или литературных источников.


    Рыжий, рыжий, конопатый,

    Убил дедушку лопатой.

    А я дедушку не бил,

    А я дедушку любил.

    Командир полка —

    Нос до потолка

    Уши до дверей,

    А сам, как воробей!



    Загадка – малая фольклорная форма. В ней предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно догадаться, о чем идет речь.

    Загадка развивает догадливость и сообразительность.


    Стучу – голова болит,

    А не стучу – голодный. (Дятел)
    С хозяином дружит,

    Дом сторожит,

    Живет под крылечком,

    Хвост колечком. (Собака)
    Кто на своей голове лес носит?

    (Олень)

    В нарядной одежде,

    А ходит босой. (Павлин)



    Докучная сказка – это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», это значит надоедливая просьба.

    Докучная сказка начинается как обычная сказка, но неожиданно заканчивается или не заканчивается вообще. В такой сказке много раз, а то и бесконечно, может повторяться один и тот же фрагмент текста. Докучная сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев. Количество этих звеньев зависит от рассказчика или от слушателя.



    У попа была собака,

    он её любил,

    Она съела кусок мяса,

    он её убил,

    В землю закопал,

    И надпись написал о том, что
    У попа была собака,

    он её любил,

    Она съела кусок мяса,

    он её убил,

    В землю закопал,

    И надпись написал, что

    …и т.д.


    Пословица (изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме) - малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
    Что посеешь, то и пожнешь.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Один в поле не воин.

    Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

    Любишь кататься - люби и саночки возить.
    Поговорка - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление. В отличие от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла.


    Толочь воду в ступе.

    Семь пятниц на неделе.

    У разбитого корыта.

    Собака на сене.

    Язык без костей.


    Сказки народов мира. Сказки волшебные, бытовые и сатирические, сказки о животных
    Русская народная сказка

    Бычок смоляной бочок

    Год написания: неизвестен

    Жанр: волшебная сказка

    Главные герои:

    Дед с бабкой. Простые старики.

    Танюша. Маленькая девочка, любительница бычков.

    Бычок, смоляной бочок. Спокойный, сильный.

    Медведь, волк, зайчик. Попались на смоляной бочок, но слово сдержали.

    Главная мысль: Если что пообещал, то постарайся слово сдержать. Всем приятно будет.
    Жили-были бабка, дедка и внучка. И вот как-то вечером смотрит внучка Танюша на стадо коров и говорит, что хорошо было бы, если бы и у них бычок маленький был.

    Прошли коровы, легли спать бабка и Танюша, легли спать куры и кошка, собака легла. А дедушка в лес пошел, решил бычка сделать.

    Набрал смолы полное ведро, принес домой. Сделал из соломы туловище бычку, приделал ножки из деревяшек, сделал голову, рога, и вымазал всего бычка смолой. Потом смотрит, чего-то не хватает. Оказалось хвоста. Как только приделал дед бычку хвост, тот сразу сам в сарай пошел.

    Просыпаются утром бабка и Таня, видят - по двору бычок гуляет. Обрадовались. Повела Танюша бычка на пастбище. Привела, к колышку привязала и домой отправилась.

    Пасется бычок, вдруг из леса медведь выходит. Увидал бычка толстого, захотел его съесть. Только лапы к бычку протянул, как прилипли лапы.

    А бычок развернулся и домой пошел. Медведь прилипший за ним ковыляет. Увидел дед медведя, обрадовался, думает вот теперь шубу из медведя сошью.

    А медведь испугался, просит не убивать, а обещает взамен меду принести. Отпустили его в лес.

    На следующий день пасется бычок на лугу, а из леса волк выходит. Увидал бычка, обрадовался, только пасть разинул, как прилип к бычку. А бычок развернулся и домой пошел.

    Приводит волка, дед радуется, думает шубу волчью сшить. А волк испугался, просит отпустить, а взамен обещает мешок орехов.

    Отпустили волка.

    На следующий день к бычку зайчик прилип. И его бычок домой привел. Ну дед решил из зайчика хоть варежки сделать, а зайчик отпустить его просит, капусты обещает принести, да ленту красную для Танюши.

    И вот вечером бегут из леса звери лесные. Медведь улей тащит, волк мешок орехов прет, зайчик капустку и ленточку несет. Никто не обманул.
    Мне понравилась эта сказка. Замечательный был бычок у Танюши, я бы такого тоже хотела. И главное, что звери в сказке проявили честность, их отпустили, а они вернулись и выполнили свои обещания.Сказка учит тому, что мечты иногда сбываются. Учит быть добрым и великодушным. Учит беречь животных, потому что от живых от них больше пользы. Учит держать свое слово.

    Русская народная сказка

    Два мороза

    Год написания: неизвестен

    Жанр: волшебная сказка

    Главные герои:

    Мороз Синий нос — младший брат.

    Добрый и простодушный.

    Молодой и неопытный.

    Обидчивый. Торопливый.

    Мороз Багровый нос — старший брат.

    Хитрый и ловкий.

    Заметил, что братец сделал ошибку, но не стал его переубеждать.

    Мудрый.

    Мужик — работящий и сильный.

    Не обращал внимание на мороз, поскольку трудился без остановки.
    Главная мысль: Тот кто работает, не замерзнет ни на каком морозе, кто ленится — замерзнет и в шубе.

    Встретились раз два Мороза и решили пойти поморозить кого-нибудь.

    Но в поле не было никого, и направились тогда Морозы к бору.

    Только сосны при этом пощелкивали и елочки постанывали, когда Морозы мимо пробегали.

    Добрались Морозы до бора, и увидели барина и мужичка.

    Барин одет тепло и добротно, мужичок так себе, в тулупчик рваненький.

    Молодой Мороз синий нос взялся мужичка морозить, а опытный Мороз Багровый нос принялся морозить барина.

    Договорились вечером рассказать, как день пройдет.

    Вечером Мороз Багровый нос хвастает, что отделал барина просто так забрался к нему в шубу и стал его морозить.

    Теперь барину час не меньше отогреваться.

    Младший Мороз Синий нос жалуется: думал легко будет мужичка заморозить, да не тут то было.

    Едет себе мужик, только мороз поругивает.

    А как приехал в лес и начал дрова рубить, так и вообще его пот прошиб.

    Ну мороз решил полушубок мужичий заморозить, стал тот как ледышка.

    А мужик опять ругается, схватил палку да, принялся полушубок выбивать.

    Досталось Морозу — синему носу, который в шерсти запутался.
    Сказка "Два мороза" мне понравилась не только занимательным сюжетом, но и практической пользой, уроком, который можно из этой сказки извлечь.

    Оказывается, если зимой окажешься на морозе и начнешь замерзать, следует хорошенько подвигаться, поразмяться и мороз отступит.Сказка учит нас тому, что при работе человек разогревается, его кровь движется быстрее и он меньше мерзнет.

    Шведская народная сказка

    Неведомый рай




    Год написания: неизвестен

    Жанр: бытовая сказка

    Главные герои:

    Гарольд. Мальчик. Мечтатель.

    Лебедь. Умный, добрый, патриот.
    Главная мысль: Нет ничего краше Родины.
    Однажды маленький Гарольд сидел на берегу моря и грезил о чудесных южных странах, в которых рос виноград, росли апельсины и лимоны. Ему очень хотелось побывать в этих райских землях.

    Вдруг к берегу приплыл огромный белый лебедь и предложил Гарольду показать свой рай. Мальчик с радостью согласился, сел на лебедя и обхватил руками его белую шею. Они полетели на север и Гарольд видел чудесную страну с полями, замками и лесами. Все вокруг очень нравилось Гарольду, но вскоре впереди показались горы. Между горами текли быстрые реки, а в долинах серебрились озера. Здесь лебедь снизился и они решили переночевать. На глазах Гарольда блестели слезы радости, он никогда не видел ничего столь прекрасного. Но лебедь обещал завтра показать свой рай. На завтра мальчик снова летел на лебеде, и видел рукотворные горы и ущелья, в которых добывалась руда, видел заснеженные вершины высоких гор, и видел солнце, которое не заходило вечером. Гарольд решил, что попал в рай и спросил лебедя, как называется эта страна. А лебедь ответил, что это Швеция, его родина, и родина мальчика. А потому Гарольд должен полюбить ее больше, чем далекий юг.

    И счастливый Гарольд бегал вокруг, рвал цветы и целовал их. Он полюбил свою родину.

    Пословицы к сказке "Неведомый рай"

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Свои поля ласковее, леса милее.

    Чужая земля - рай, но не лучше Родины.

    В своей стороне и зима милее.

    Мне понравилась эта сказка, в которой объясняется, что как бы не были привлекательны и по-своему красивы чужие страны, лучше родной земли нет ничего. Мальчик увидел всю красоту своей родины и понял, что любит эту землю, и ему больше не хотелось в другие страны.Сказка учит любить родину, учит патриотизму. Учит видеть окружающую человека красоту и не мечтать об иной красоте. Учит радоваться жизни, радоваться родной земле.

    Белорусская народная сказка

    Легкий хлеб

    Год написания: неизвестен

    Жанр: бытовая сказка

    Главные герои:

    Мужик-косарь. Работящий, обстоятельный, смелый, трудолюбивый.

    Волк. Ленивый, глупый, самонадеянный.

    Главная мысль: Легкого хлеба не бывает, а если хочешь хорошо пообедать, надо хорошо потрудиться.

    Косил мужик траву на лугу возле леса. Полдня косил, устал, сел отдохнуть. Развязал узелок, достал кусок хлеба, стал закусывать.

    Вдруг из леса волк вышел. Увидел, что человек что-то ест, и давай выспрашивать, что он такое вкусное кушает. А косарь отвечает, что это хлеб, и дает волку попробовать. Волк поел хлеба, понравилось.

    Пожелал тогда волк научится хлеб добывать, и стал он допытываться, как хлеб получить. Стал мужик учить волка хлеб добывать. Надо сперва поле вспахать, потом землю взборонить и рожь посеять. А волк торопится, все переспрашивает, когда хлеб будет. Призывает его мужик-косарь не спешить, и дальше рассказывает. Рожь должна взойти, зиму под снегом перезимовать, вырасти, зацвести, колоситься начать. Вздохнул волк - долго ждать, зато потом можно вволю хлеба наесться.

    Но косарь все продолжает. Рожь сжать надо, в снопы связать, снопы в копны поставить, а когда их солнышко просушит, на ток отвезти.

    Потом нужно зерно обмолотить, на мельницу отвезти и муку намолоть. Потом муку замесить и тесто получить. А тесто в печь поставить. Подумал волк и решил, что это слишком тяжелая работа, и стал спрашивать, как полегче себе еду найти. Посоветовал ему мужик на луг сходить, где конь пасется. Пошел волк на луг, увидел коня и решил его съесть. А конь попросил с него подковы снять, чтобы зубы волк не поломал. Наклонился волк подковы снимать, а конь его копытами лягнул, так что волк к реке улетел. А там гуси. Решил волк гусей съесть, а те попросили его перед смертью песню спеть. Запел волк, замахали гуси крыльями и улетели.

    Решил волк съесть первого, кого встретит, и как раз навстречу старый дед идет. Хотел волк его съесть, а дед ему табачку предложил. Расчихался волк, а как прочихался, видит, что деда и след простыл.

    Совсем расстроился волк, пошел дальше. Видит стадо овец, схватил барана. А баран ему и предлагает, чтобы себя не утруждать, встать внизу горки и пасть раскрыть. А он с разбегу волку прямо в пасть запрыгнет.

    Послушал волк барана, встал под горкой. А баран разбежался, да как стукнет волка рогами. У волка искры из глаз посыпались, стоит он, не может понять, съел барана или нет. А мужик-косарь его сомнения услышал и сказал, что барана волк не съел, зато легкого хлеба отведал.
    Мне понравилась эта сказка, в которой говорится о том, что нельзя что-то получить, не приложив для этого никаких усилий. Ничто не дается даром, все нужно заработать, даже свой кусок хлеба. Сказка учит трудолюбию, настойчивости и упорству. Учит не искать легких путей. Учит ценить и уважать чужой труд.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта