Главная страница

Читательский дневник 2 вариант. чит дневник пед.. Малые жанры фольклора это небольшие по объему фольклорные произведения Пестушка


Скачать 7.19 Mb.
НазваниеМалые жанры фольклора это небольшие по объему фольклорные произведения Пестушка
АнкорЧитательский дневник 2 вариант
Дата27.03.2023
Размер7.19 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлачит дневник пед..docx
ТипДокументы
#1017292
страница6 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Тема:

смена времен года.
В этом стихотворении Тютчев обратился к теме прихода весны. Он описал, как злится зима, вынужденная уступить свое место молодой весне. Как пытается задержаться, бросаясь в весну снегом, но бег времени неумолим. И снег тает, делая весну еще красивей.
Автор одушевляет времена года, делая их противостояние более эмоциональным, живым. Видно, что его симпатии всецело на стороне молодой весны, которую он называет прекрасным дитем, а вот уходящую зиму называет злой ведьмой. И это естественно, ведь даже тот, кто очень любит зиму, встречает весну с радостью. За три долгих месяца зима успевает надоесть и хочется чего-то нового, живого и прекрасного.
Мне очень нравится это стихотворение, в котором поэт описывает зиму и весну не как времена года, а как живых существ. Он приписывает им различные эмоции, у зимы это злость и ревность, у весны беззаботная радость. И это описание точно передает мое собственное восприятие прихода весны.Стихотворение учит образному мышлению. Учит любить природу, понимать неизбежность смены времен года. Учит смирению.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Вечер

Год написания: 1855 

Жанр: пейзажная лирика

Главная мысль: Очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной.

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом, Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.
Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.

Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.

Сравнение – “облака как дым”.

Тема:

Стих посвящен природе, а точнее – ее таинственному очарованию в то время, когда ясность дня переходит в глубину ночи. Это действительно самое волнующее время суток и самое загадочное, что поэт искусно передает с помощью безличных предложений. Он пытается передать неуловимую красоту, придавая поэзии музыкальность.

Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.

Алексей Николаевич Плещеев (1825 — 1893)

Дети и птичка

Год написания: 1858

Жанр: пейзажная лирика

Главные герои:

Дети. Добрые, любознательные, любят природу.

Птичка. Умная, отзывчивая, боится стужи и любит тепло.
Главная мысль: Каждую осень птицы должны улетать на юг, но каждую весну они обязательно возвращаются.

Дети говорят, что им жаль песенок птички и просят ее не улетать. Но птичка отвечает, что прочь ее гонят холода и дожди.

Она указывает на крышу беседки, где ее ждут подруги, и говорит, что завтра они улетят на юг, пока дети еще будут спать.

Птичка рассказывает о теплом юге, где нет стужи, где листья не срывает ветер, и где всегда светит солнце. А дети спрашивают птичку, когда она вернется.

Птичка обещает вернуться с новыми песнями, когда сойдет снег с полей и побегут ручьи.

Тогда природа начнет оживать, а дети к тому времени научатся читать.

Эпитеты:

песенок звонких, милые крошки, вешним солнцем.
Метафоры:

понесемся на юг, с запасом песен.
Олицетворения:

гонят холода и дожди, ветер не срывает, солнышко не прячется, снег сойдет, зажурчит ручей, природа оживать.

Мне понравилось это красивое и немного грустное стихотворение о детях и улетающей птичке. Дети кажутся расстроенными, они не хотят чтобы их любимица улетала. Но птичка говорит, что улетает не по своей воле, и обязательно вернется весной. И дети понимают, что зима не время для певчих птиц, и соглашаются подождать.Стихотворение учит любить природу, наслаждаться птичьими песнями. Учит принимать вещи такими, как они есть, не пытаться изменить то, что изменить нельзя. Учит узнавать новое о сезонных изменениях в природе.

Александр Александрович Блок (1880-1921)

Летний вечер

Год написания: 1898

Жанр: пейзажная лирика

Главная мысль: Иногда надо забыть о хлопотах и просто наслаждаться красотой природы.
Лучи заката лежат на скошенной ржи, а трава на межи объята дремотой.

Нет ветра, не кричат птицы. над полем красная луна. И песня жницы затихает вдали.

Забудь о печалях и умчись на коне в даль навстречу ночи.

В стихотворении поэт создает картину тихого летнего вечера, где-то вдали от шума городов. Он прекрасно описывает поля, красоту луны, описывает звуки, которые мы слышим или могли бы слышать летним вечером. И в заключительной части стихотворения автор призывает умчаться на коне в даль. Это одновременно призыв к свободе и призыв к единению с природой. Мы понимаем, что и сам автор очень любит природу, в которой находит успокоение и в которой отрешается от повседневной жизни.
Эпитеты:

сжатой ржи, дремотой розовой, некошеной межи, красный диск, вечерней тишины, луговые дали.
Метафоры:

лучи заката, дремотой объята, диск луны, умчись навстречу.
Олицетворения:

лучи лежат, дремотой объята, замирает песня.

Пословицы к стихотворению "Летний вечер"
Не видав летнего вечера и валится нечего.

Хорош отдых, когда работа сделана.

После дела и погулять хорошо.

Без ветра и трава не шелохнется.

Луна светла, да не тепла.
Мне очень нравится это стихотворение и особенно призыв, который заключен в последнем четверостишии. Этот призыв очень созвучен моему внутреннему состоянию. Я тоже мечтаю куда-нибудь умчаться, забыть о учебе и заботах, быть самой собой, остаться наедине с природой. Мне нравится и то, как красиво описывает поэт вечер.Стихотворение учит любить природу, любить свой родной край. Учит наслаждаться красотой природы, тишиной и песнями. Учит отвлекаться от дел, ради отдыха на природе.

Сергей Александрович Есенин (1895- 1925)

Черемуха

Год написания: 1915

Жанр: пейзажная лирика

Главные герои:

Черемуха. Красивое весеннее дерево.

Ручей. Веселый, поющий.

Главная мысль: Вся природа радуется приходу весны.

Весной расцвела душистая черемуха. Ее ветки завились кудрями, а по коре текла медвяная роса. А под стоящим в серебре деревом бежит ручей. Черемуха стоит развесившись, а ее зелень горит на солнце. Ручей обдает волной все ветки дерева и поет черемухе песни.

Стихотворение посвящено не просто цветущему дереву, черемухе, но весне. Поэт использует красивейшие эпитеты и с их помощью создает удивительную картину пробуждения природы.

Стихотворение написано от третьего лица и позволяет читателю своими глазами увидеть и оценить описанную в нем картину.

Эпитеты:

душистая черемуха, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, маленький серебряный ручей, зелень золотистая, волной гремучею.

Метафоры:

роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит.

Сравнения:

ветки что кудри.

Олицетворения:

бежит ручей, вкрадчиво поет.

Это очень красивое стихотворение о ранней весне. Словно наяву видишь цветущую черемуху и поющий ручей. Стихотворение дарит ощущение радости и даже немного счастья.

Стихотворение учит любить красоту природы и любоваться ею. Учит мыслить образно, пробуждает воображение, фантазию.

Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг) (1880-1932)

Что ты тискаешь утенка?
Год написания: неизвестен

Жанр: лирика

Главная мысль: Беззащитных обижать нельзя, так как на их месте может оказаться каждый.
Тема: Любовь к природе, бережное отношение к тем, кто слабее. Автор показывает, что природа беззащитна перед человеком, поэтому нельзя обижать птиц, животных, также он учит любви и милосердию.

В центре стихотворения три образа: лирический герой, утёнок и ребёнок. Лирический герой – взрослый, который обращается к ребёнку. Сначала он строго задает вопрос: «Что ты тискаешь утёнка?». Потом начинает терпеливо объяснять, почему так делать нельзя. Сначала герой обращает внимание на размеры утёнка и ребёнка, для чего автор использует антитезу: «он малыш, а ты – большой». Используя это художественное средство, автор сразу акцентирует внимание главной мысли произведения. Он также замечает, что птица пытается изо всех сил вырваться.

Во втором четверостишии поэт проводит параллель, заставляя мальчика представить, что им играется толстый бегемот. Так в шуточной форме лирический герой дает ребёнку понять, как себя чувствует беззащитный утёнок в его руках. Герой представляет, что ребёнок стал бы брыкаться и звать на помощь отца.

В последнем четверостишии лирический герой просит «мучителя» отнести утенка к маме на пруд, потому что «лапы мальчика не шутки». Птицу очень легко придушить, чуть притиснув.

Привлекает внимание интонация произведения. Чтобы оживить обращение, добавить строгости, Саша Чёрный использовал вопросительные предложения. Безвыходное положение ребёнка, попавшего в лапы бегемота, подчеркивается посредством восклицательной конструкции. В некоторых строках использована аллитерация, например, в первом катрене нанизаны слова с согласным «ш». Она придает резкости словам лирического героя.

В простой и ясной форме изложения поэт учит детей понимать, что животные и птицы требуют к себе внимательного отношения, с утенком нельзя играть, как с игрушкой, нужно отпустить его в родную стихию на волю в пруд, где его дом и привычная среда обитания.
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Фейные сказки

Год написания: 1905

Жанр: стихотворные сказки

Главные герои: Фея

Сборник пронизан ощущением волшебства и красоты. В нем нет места тревогам и печалям. Стихи льются, как звуки флейты, подают нежными лепестками, звенят колокольчиками.

В фейном мире, как и в раннем детстве, царят радость, доброта, нежность, покой и гармония. Автор сказочных историй уверен, что встреча с Феей – чудо, о котором не забыть никогда. Фея, хозяйка цветочного царства, преображает мир, она не разрешает грустить.

В стихотворных сказках К. Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек» , живёт нежная фея, «занятая делом» , она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.

В сказке Фейной, тиховейной,

Лёгкий Майский ветерок

Колыхнул цветок лилейный,

Нашептал мне пенье строк.
И от Феи лунно-нежной

Бросил в песни мне цветы.

И умчался в мир безбрежный,

В новой жажде красоты.
А ещё через минутку

Возвратился с гроздью роз:

«Я ушёл, но это в шутку,

Я тебе цветов принёс».


«Фейные сказки» К. Д. Бальмонта – своего рода символический образ идеального мира.Книга соединяет и фантазию, и юмор, завораживает живыми и трепетными образами. Не случайно название «Фейные сказки». Феи живут в легендах и сказках, они способны мгновенно являться и исчезать. Лёгкие, изящные, они любят повеселиться, танцуют и поют, и с не меньшей охотой трудятся – мастерят вещи, обладающие чудесными свойствами.

В этом собрании стихов он стремился открыть ей красоту родной природы, многообразие таинственного мира, особенности русской души. Хотел научить её представлять, ощущать, слышать окружающий мир.
Иван Алексеевич Бунин (1870—1953)

Листопад

Год написания: 1900

Жанр: стихотворная элегия

Главные герои: Осень. Одинокая владелица красочного терема. Грустит о наступающей зиме.

Главная мысль: Все проходит, все умирает, и даже осенняя красота не вечна. Зима близко.
Как расписной терем стоит, сверкая осенними красками лес. Березы блестят, ели темнеют, а среди кленов синеют участки неба. Лес пахнет дубом и сосной, он высох за лето, и в него вступает Осень. Блестят воздушные паутинки, а на одной из них замирает последний мотылек. В лесу очень светло, и так тихо, что можно расслышать шуршание листа. Вот заквохчет дрозд, перелетая среди листвы, вот в небе мелькнет стая скворцов. И снова все затихает. Это последние мгновения счастья. Осень знает, что эта тишина предвещает ненастье. Лес молчал до заката. Потом в нем угрюмо стемнело, взошла луна и на росу легли тени. Даже Осени становится жутко в ночной тишине. Эта тишина другая - она растет. Поднимается месяц и тени в лесу становятся короче. А месяц смотрит с высоты на лес. Это жуткий час мертвого сна. Лес залит белым светом, он словно пророчит собственную смерть. Только сова иногда срывается из дупла и, оглашая лес хохотом, перелетает на другую ветку, где сидит, ворочая головой. Лес наполнен мглой и утром уже не будет солнца. Начнется дождь, а Осень замкнется в своем лесном тереме. Она будет помнить, что пережила в эту ночь. Дождь будет бушевать, ночи станут ненастными, лес потемнеет и полиняет. А там начнутся зазимки и умертвят все вокруг. В полях грустно трубят рога, слышен гам охотничьих собак, льет холодный дождь. Над лесом пролетают гусиные стаи, а дни все идут. И вот уже наступает последний день осени. Осень смотрит на холодный лес и обращается к югу, куда уже улетели птицы. Она скоро тоже отправится на юг, оставив свой раскрытый терем.

Прости и прощай, лес! Скоро порошей засеребрится этот край, и странными станут бор и терем. Зато соболя и горностаи будут радоваться и резвиться на сугробах. В голую тайгу ворвутся ветры с океана и окончательно разрушат терем. В небе будут сверкать ледяные чертоги, заблещут Стожары, и начнутся полярные сияния.
Эпитеты: Терем расписной, лиловый, золотой, багряный, Лазури голубой, Листве сквозной, Пестрый терем, Сеть из серебра, Солнечной поляной.

Метафоры: Пестрою стеной, Желтою резьбой, Тихою вдовой, Паутины ткани, Мертвое молчание.

Сравнения: Точно терем расписной; Просветы, что оконца; Блестят, как сеть; Точно белый лепесток.

Олицетворения: Осень тихою вдовой, Лес завороженный тишиной.

Мне очень нравится это стихотворение, в котором поэт делает главным героем Осень. Он одушевляет это время года, заставляет ее чувствовать и испытывать эмоции. Он делает Осень хозяйкой лесного терема. Это очень красивое и вместе с тем грустное стихотворение, в котором много говорится об увядании природы, о наступающей зиме. Но вместе с тем, это стихотворение говорит и о том, что зима тоже не вечна, и за периодом увядания обязательно наступит период нового расцвета.

Николай Михайлович Рубцов (1936—1971)

Родная деревня
Год написания: 1970

Жанр: пейзажная лирика

Главные герои:

Поэт, лирический герой. Романтик, человек влюбленный в малую Родину, патриот.

Мальчишка. Сорванец, беззаботный, легкомысленный.
Главная мысль: Нет ничего краше своей Родины.

Несмотря на то, что всякий прохожий проклинает бездорожье родных поэту побережий, он любит деревню, в которой кончил начальную школу.

Бывает, что мальчишки, глядя в след проезжим, тоже порываются уехать из деревни, и храбрятся перед девчонками, мечтая о столице.

Но когда этот мальчик вырастет, посмотрит на столицу и на заграницу, то он оценит свою родную деревню, где кончил начальную школу.

В стихотворении поэт рассказывает о своей родной деревне, которая может казаться проезжим скучной и неухоженной, но все равно остается Родиной, горячо любимой и незаменимой. На примере легкомысленного мальчишки, который торопится покинуть деревню, мечтая о столице и крупных городах, поэт показывает, что рано или поздно любой человек вспоминает о своей Родине. И только Родина вызывает в человеке самые искренние чувства, самую искреннюю привязанность.

Автор предрекает мальчишке скорое прозрение и понимание того, что нет в мире места дороже и роднее своего дома.

Эпитеты:

пыльный мальчишка, удивленных девчонок
Метафоры:

проклинает проезжий, за гостем по следу, по провинции шляться, посмотрит на жизнь.
Гипербола:

храбрится, едва из пеленок.

Это очень трогательная и назидательная элегия, в которой поэт признается в любви к своей родной деревне. Он осуждает тех, кто торопится покинуть отчий дом в погоне за чужим счастьем, и предупреждает о том, что придет время, когда эти торопыги пожалеют о поспешности своих шагов.Стихотворение учит любить свой дом, свою Родину. Учит быть патриотом своего отечества. Учит не хвалится раньше времени. Учит не брать дурной пример с других, а думать своей головой.

Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930)

Кем быть?

Год написания: 1928

Жанр: гражданская лирика

Главные герои:

Лирический герой
Главная мысль: Кем быть, когда детство закончится?


В центре произведения лирический герой ‒ юноша, который начал задумываться над вопросом: «Кем быть?». Уже в первой строчке узнаём, что лирическому герою скоро будет семнадцать лет. Он стоит на пороге взрослой жизни. Лирический герой начинает «перебирать» разные профессии, рассказывая про их особенности. Профессии разнообразные: столяр, плотник, инженер, врач, лётчик, матрос и другие. Юноша не выделяет какую-либо из них. Он не считает, что быть, например, врачом лучше, чем простым работником. О каждой профессии лирический герой рассказывает что-то хорошее. Например, быть рабочим ‒ значит работать в коллективе, который налажен, как целостный механизм. Здесь всё стучит, гремит. Юноша знает: чтобы стать мастером своего дела, нужно учиться. Вот почему на протяжении всего произведения повторяется фраза: «пусть меня научат».

По смыслу стихотворение В. Маяковского легко разделить на части. Начинается оно лаконичным вступлением, в котором лирический герой говорит о своем возрасте и о необходимости выбирать профессию. В. Маяковский понимает, что этот вопрос волнует всех молодых людей. Далее автор описывает около десятка профессий. Заканчивается стихотворение выводом: все работы хороши, выбирай на вкус». Практически каждая часть, начинается сравнением профессий по типу: «На заводе хорошо, а в трамвае — лучше…». Композиция напоминает игру, участники которой примеряют на себя разные образы. Когда менять образы, подсказывают рефрены.


Во время прочтения этой книги ребёнок сможет ознакомиться с некоторыми названиями профессий и особенностями того или иного вида деятельности. Шофёр, лётчик, инженер, доктор, что же выбрать? Сложный вопрос.

Я считаю, что о будущей профессии надо задумываться ещё с детства, спрашивать у ребёнка, что ему нравится, наблюдать за ним, что лучше у ребёнка получается, чтобы определить какая именно работа будет приносить ему радость, моральное и материальное удовлетворение в будущем. И, конечно же, подобные произведения будут помогать вам в этом нелёгком деле определения профессии.

Так что произведение, несомненно, очень полезное и познавательное для детей разных возрастов. Советую к прочтению.

Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930)

Что такое хорошо и что такое плохо?




Год написания: 1925

Жанр: поэзия для детей

Главные герои:

Отец

Сын

Главная мысль: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта