Читательский дневник 2 вариант. чит дневник пед.. Малые жанры фольклора это небольшие по объему фольклорные произведения Пестушка
Скачать 7.19 Mb.
|
Тема: разговор отца и сына о том, что хорошо, а что плохо. Автор утверждает, что во многом характер, привычки зависят от воспитания, поэтому родители должны с ранних лет учить детей отличать хорошее от плохого. О том, что многие привычки родом из детства, красноречиво говорят строки: «вырастет из сына свин, если сын ‒ свинёнок». В центре стихотворения отец и сын. Также нельзя оставить без внимания образ лирического героя, который является автором книжки, в которой воспроизведена беседа отца и сына. Сначала автор знакомит нас героями стихотворения. Ему не важна их внешность, он акцентирует внимание лишь на вопросе «крошки-сына». Практически весь текст - монолог мудрого отца. Он на конкретных примерах показывает своему чаду, как нужно поступать. Начинает он со сравнения хорошей погоды и бури и только после этого постепенно «подбирается к более серьезным проблемам». Например, мужчина говорит мальчику, что нужно следить за чистотой, потому что грязь «на рожице» ‒ это очень плохо для кожи; про того, кто измазан в грязь и рад «говорят: он плохой, неряха». Отец говорит, что нельзя обижать тех, кто слабее, их, наоборот, нужно защищать. Нельзя быть трусом: «храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодиться». Мужчина настаивает на том, что нужно бережно относиться к вещам, будь то игрушка, книжка или что-то другое. Речи отца оказываются убедительными, и радостный мальчик решает, что будет поступать только хорошо. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» стоит прочитать не только детям, но и взрослым, ведь в нем автор поднял всегда актуальные морально-этические проблемы. Основная идея стихотворения воспитательная: надо совершать только хорошие поступки. Задача чтения — показать детям положительное и отрицательное в жизни и вызвать у них желание «делать хорошо» и «не делать плохо». Произведение также открывает для нас другого Маяковского ‒ человека со светлой душой, человека, который любит детей. Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) Конь-огонь Год написания: 1927 Жанр: поэтический рассказ Главная мысль: Воспитать из ребенка полезного члена общества, человека труда. Поэт наглядно показывает, что в изготовлении детской игрушки принимают участие не только мастера игрушек, но и рабочие писчебумажной фабрики, которые представили «три листа отличнейшей картонки», и столяр, и щетинщик, и художник. Для того чтобы рассказ заинтересовал ребенка, Маяковский делает его непосредственным участником всех этих событий, заставляя вместе с рабочими беспокоиться о том, чтобы конь получился на диво. Этот прием позволил ему решить и другую, не менее важную задачу — показать ребенку труд взрослых, их мастерство, увлеченность работой. Тот факт, что превращение «мертвых» материалов в коня, красивого, яркого, происходит на глазах у ребенка, делает рассказ Маяковского особенно впечатляющим. Малыш навсегда запомнит, какой труд вкладывается в изготовление его любимых игрушек, и будет бережнее относиться к ним. Поэт разговаривает с детьми не на «детском языке». Лексика разговорная, живая. Впрочем, уменьшительные суффиксы смягчают производственные моменты: колесиков-волосиков, глазки, хвостик. Использует известный дидактический прием: знакомство с (в данном случае) профессиями через прогулку. Щетинщик и кузнец, изготавливающие игрушку — для современного читателя анахронизм. Перепады ритма, неожиданные рифмы служат достижению лаконичности и наглядности: гости-гвоздик, масти-мастер, много вам купить четвероногого. С теплотой описан готовый конь: лошадь вышла дивной, конь горячей, чем огонь. Есть столь любимые детьми мелкие детали: глазки голубые, в желтых яблоках бок, для копыт использован именно «лучший гвоздик». Сделана игрушка была за один день: поэт учит не затягивать процесс, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Эпитеты: удал и быстр. Множество повторов для лучшего усвоения материала: хочешь, что за, хоть, столяра рука, столяр остругал, оплетен, оплетенному. Краткая, телеграфная прямая речь, риторические вопросы и восклицания усиливает динамику. В. Маяковский ставил себе задачу воспитать из ребенка полезного члена общества, человека труда. Поэтому стихотворение напоминает цепочку технологических процессов, более того, завершается оно тоже призывом к общественно-полезному делу: помогай Буденному! (Семен Буденный — военачальник). Как настоящий хозяйственник, поэт ведет за собой ораву ребятишек: от станка к станку, от мастера одной рабочей специальности — к другой. Ударный, энергичный ритм пронизывает все произведение. Краткое «конь-огонь» уже звучит как призыв к действию. Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) Что ни страница — то слон, то львица Год написания: 1926 Жанр: стихотворная подпись Главная мысль: Воспитать у детей любовь к животным. "Что ни страница, - то слон, то львица" - это стихотворение-экскурсия по зоологическому саду, предназначенное для самых маленьких слушателей. Оно знакомит малышей с необычными для наших широт экзотическими животными: огромными слонами, длинношеими жирафами, полосатыми, как матрац, зебрами, зубастыми крокодилами, горбатыми верблюдами, смешными обезьянами, нежными ламами, длинноногими кенгуру, хищными львами и красавцами-пеликанами. Лаконичные строфы-зарисовки полны выдумки, наполнены понятными ребёнку остроумными образами и надолго остаются в памяти. Подписи эти — своеобразное путешествие по зоопарку: «Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама»; «Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца» и т. д. Подписи предельно лаконичны: две, три, четыре строки, но поэтические зарисовки зверей остаются в памяти детей навсегда. Восприятию материала способствует и мягкий юмор поэта: «Он (лев) теперь не царь зверей, просто председатель», обезьяна — «человеческий портрет, даром что хвостатая» и т. д. В этом стихотворении Маяковский, давая интересный познавательный материал, умело решает задачу воспитания у детей любви к животным, к «зверикам», как шутливо называет он их. Стих написан понятным для детей языком, хорошо воспринимается, красочно описывает каждого животного, подбирая узнаваемые веселые характеристики образа. Произведение Маяковского носит познавательный характер. Рекомендуется к прочтению. Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) Сказка о глупом мышонке Год написания: 1923 Жанр: сказка о животных в стихах Главные герои: Мышонок. Капризный, вечно недовольный, избалованный. Мама-мышь. Заботливая, хлопотливая, глупая. Кошка. Умная, хитрая, коварная. Главная мысль: Не иди на поводу ребенка, если он совершает явную глупость. Мама-мышь пыталась усыпить мышонка, обещая ему хлебную корку. Но мышонок просил ее замолчать и требовал няни. Позвала мышь в няни утку. Та стала крякать и обещать мышонку червячка. Мышонок сказал, что голос утки нехорош, что она поет слишком громко. Позвала тогда мышь жабу. Стала та квакать и комара обещать. Но мышонок снова недоволен - слишком скучно поет жаба. Позвала мышь лошадь. Стала лошадь ржать и обещать мышонку мешок овса. Но мышонок прервал лошадь, сказав, что та поет слишком страшно. Позвала мышь свинку, и стала та хрюкать. Опять не по душе няня мышонку. Обвиняет ее в грубости. Позвала мышь курицу. Стала та кудахтать, а мышонок обозлился, сказал, что так и вовсе не уснешь. Позвала мышь щуку, а то только рот разевает, а звука нет. И снова недоволен мышонок - слишком тихая песня. Позвала мышь кошку. Стала та мяукать, и понравилось пение кошки мышонку. Убежала мама-мышь по делам, а когда вернулась, не было ни кошки, ни глупого мышонка. Пословицы к сказке "Сказка о глупом мышонке" Не по виду суди, а по делам гляди. Не подумавши ничего не начинай. Кто слушает старшего, о камень не запнется. Не всяк умен, кто с головою. Какова матка, таковы и детки. Мне понравилась эта сказка, хотя я осуждаю поведение как мышонка, так и его мамы. Первый капризничал и не слушался, вторая ему во всем потакала. Причем, если мышонка называют глупым, то его мать еще глупее - додумалась кошку привести к мышонку. Или он ей так надоел?Сказка учит воспитывать детей, не баловать их, и не потакать в капризах. Учит послушанию и уважению к родителям. Учит думать головой, прежде чем что-то делать. Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) Двенадцать месяцев Год написания: 1943 Жанр: пьеса-сказка Главные герои: Падчерица - молодая девушка. Королева - ровесница падчерицы. Мачеха и дочка. Двенадцать месяцев. Главная мысль: Всему свое время и каждому свой черед. Последний день года. В зимнем лесу Падчерица собирает хворост и встречает Солдата. Солдат ищет елку для Королевы, и Падчерица показывает ему самую красивую елочку. Королевский дворец. Профессор учит Королеву, но Королева учиться не хочет. Она подписывает приказ о казни человека и Профессор ей делает замечание. Королева говорит, что может казнить Профессора и тот во всем с ней соглашается. Королева издает указ принести во дворец корзину подснежников, обещая взамен корзину золота и шубу. Старуха и ее дочь собираются найти подснежники и готовят корзину. Они заставляют Падчерицу вновь идти в лес за подснежниками. Падчерица в лесу выходит на огонек и встречает Двенадцать месяцев, которые выслушав историю девочки, решают ей помочь. На несколько минут наступает апрель, и цветут подснежники. Апрель дарит Падчерице золотое волшебное колечко. Старуха с дочерью радуются корзине подснежников, и Дочка забирает себе золотое колечко. Они идут во дворец. Королева объявляет, что декабрь не закончится, пока не принесут подснежники, и принимает послов и корзины с цветами. Но подснежников в них нет. Приходят Старуха и дочка. Старуха рассказывает, как они собирали подснежники и Королева велит принести шубы, чтобы всем отправится в лес за земляникой. Старуха признается, что это Падчерица собирала подснежники. Королева посылает солдат за Падчерицей и велит всем собираться в лес. Королева и придворные мерзнут в лесу. Они удивляются тому, что солдатам жарко. Старуха приводит Падчерицу. Падчерица говорит, что ей нужно ее колечко. Королева бросает колечко в прорубь. Падчерица обращается к Апрелю. Наступает весна, а Падчерица исчезает. Наступает лето, появляются ягоды, потом приходит осень и снова зима. Послы и придворные убегают. Появляется старик Январь и начинает исполнять желания. Профессор просит чтобы все снова шло своим чередом, Солдат хочет согреться, Старуха и Дочка просят шубы. Они получают шубы на собачьем меху и превращаются в собак. Падчерица сидит у костра с Двенадцатью месяцами. Апрель возвращает ей колечко. Месяцы дарят Падчерице сундук с подарками. К костру добираются Королева, Профессор, Солдат и собаки. Падчерица узнает в собаках Мачеху и дочку. Как в любой сказке, добро побеждает зло. Падчерица за свои страдания получила справедливую награду. А мачеха с дочкой за свои поступки пожали горькие плоды. Эта сказка показывает, как важно, чтобы все происходило в свой срок. Иначе получится большая путаница, которая не доведет до добра. Сказка учит доброте, милосердию. Она учит тому, что невежество и капризы могут привести к неприятным последствиям. Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) Кошкин дом Год написания: 1922 (1948) Жанр: пьеса-сказка, шуточная сказка о животных Главные герои: Кошка, владелица богатого дома, которая не хотела признавать бедных родственников. Сперва важная, гордая и заносчивая, потом униженная и смирившаяся. Кот Василий, дворник и по совместительству сторож. Верный слуга, также неприязненно отнесшийся к котятам. Котята, бедные родственники, просили помощи, но в итоге сами помогли Кошке. Козел и Коза, гости Кошки. Петух и Курица, гости Кошки. Свинья, гостья Кошки. Грачи, пожарные. Бобры, разрушили горящий дом. Главная мысль: Никогда не отказывай в помощи тем, кто в ней нуждается, и тогда в трудную минуту тебе будет у кого попросить помощи самому. В новом богатом доме жила породистая ангорская Кошка. Она ходила в дорогих платьях и спала на роскошной постели, а в дворниках у нее служил Василий. Однажды пришли к Кошке Котята и стали просить покормить их и обогреть, но Кошка заругалась на них и велела Василию прогнать сирот. В это время начинают собираться гости. Кошка всех привечает и угощает. Гости хвалят дом и удивляются убранству. Потом они поют песни. Под окном опять просят милостыню Котята, но Кошка велит закрыть окна. Гости пытаются все вместе рассказать историю, а потом начинают собираться. Все приглашают Кошку в гости с ответным визитом. Кошка выходит на улицу проводить гостей, а когда возвращается, обнаруживает, что начался пожар. Пожарные Грачи спешат на пожар, но огонь нечем тушить. Бобры начинают разбирать дом. Кошкин дом рушится. Кошка и Василий бездомные идут в поисках ночлега. Они приходят к Петуху, но Курица не пускает Кошку. Кошка идет к Козлам, но и те не хотят их приютить. Кошка обращается к Свинье, но та говорит, что им самим места мало. Наконец Кошка и Василий стучат в ветхую избушку, в которой живут Котята. Котята напоминают Кошке о том, что она отказалась им помогать, но прощают ее и впускают в дом. Кошка, Василий и Котята начинают жить вместе. А вскоре построили новый дом. Сказка "Кошкин дом" мне очень понравилась. В ней показано как исправилась Кошка, которая сперва очень гордилась доставшимся ей богатством, пыталась казаться важной особой и даже прогнала несчастных сироток. Но когда у нее самой случилось беда, то только бедные Котята ей и помогли. Кошка поняла свои ошибки и стала примерной домоседкой,. А вместе кошки смогли и дом новый построить. Это увлекательная сказка и прекрасные стихи. Сказка эта учит отзывчивости и сочувствию. Учит тому, что надо держаться своей родни, а не каких-то случайных попутчиков. Учит тому, что тот кто знает каково это просить подаяния и голодать, никогда не откажет такому же бедняге. Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) Кот и лодыри Год написания: 1933 Жанр: сказка в стихах Главные герои: Кот. Скоро год. Умный, красивый, полный сил. Несчастный, потому что не умеет читать. Лодыри. Скоро 12 лет. Легкомысленные, ленивые, безалаберные. Думают лишь о развлечениях, не хотят учиться. Главная мысль: Без грамоты никуда. Лодыри направились на уроки, но пришли на каток. Вместе со школьными ранцами, лодыри несли коньки. Вдруг лодыри увидели грустного кота и спросили кота о причине грусти. Кот сказал, что ему уже год, что он умен и красив, но не умеет писать и читать, ведь нет школы для котят. А без грамоты сейчас беда - ни поесть, ни попить, ни номер дома прочитать. Лодыри посмеялись и говорят, что им скоро двенадцать лет, и что каждый день их учат грамоте, но так ничему не научили. Вместо уроков они целыми днями катаются на коньках, и вместо того, чтобы писать мелом на доске, пишут коньками на льду. Покачал головой кот и сказал, что много он видел лодырей, но таких видит в первый раз. Пословицы к сказке "Кот и лодыри" Учись смолоду - пригодится на старость. Учиться - всегда пригодится. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Не учась, в люди не выйдешь. Мне очень понравился кот, мечтавший стать ученым и меня потрясло сообщение о том, что для котят нет школ. Это как-то неправильно. А вот лодыри мне не понравились. Конечно, покататься на коньках здорово, но это надо делать в свободное от учебы время. Ведь главная задача ребенка - учеба, и именно ей он должен отдавать приоритет. Сказка учит не лениться, а учиться, брать пример с кота. Учит пользе знаний, пользе образования. Учит не прогуливать уроки, учит быть ответственными и примерными. Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) Хороший день Год написания: 1941 Жанр: сюжетная пьеса Главные герои: Рассказчик. Папа. Мама. Главная мысль: Детство – прекрасная пора, наполненная бурей эмоций и незабываемыми моментами. В центре внимания необыкновенный день обычного советского ребенка. Необыкновенный – потому что у родителей выходной, и теперь папа, которого малыш мало видит по будням, будет весь в его распоряжении. Мальчик и его отец многое успеют сделать и повидать. Героям предстоит настолько активный день, что они даже устанут от своих приключений. Самуил Яковлевич точно передает манеру речи и настроение ребенка, от лица которого ведется повествование. В стихотворении почти не встречаются длинные «умные» слова. Текст наполнен действием, за которое отвечают многочисленные глаголы, ведь детям несвойственно разговаривать мудреным канцеляритом. В нем много местоимений, восклицаний. Стихотворение оживляется диалогами между персонажами. Реалистичности придают анафоры: А потом Мы прокатились… А потом В метро спустились… Встречаются в тексте рефрены («голубое, голубое, голубое в этот день…») и перечисления, построенные именно так, как обычно организуют фразу дети, когда описывают свои впечатления («…ежа, антилопу и цесарку, крокодила и моржа»). Подробно описывая различные события, автор развивает мысль о месте ребенка во взрослом мире. Конечно, маленькие читатели не будут анализировать стихотворение именно таким образом, однако посредством таких стихов в их сознании будет формироваться определенный порядок. На примере героя ребенок может учиться организовывать свой день, составляя планы: Не поехать ли Сегодня В ботанический Музей? Автор не зря освещает такие будничные действия, как подъем с кровати и умывание, ведь правильные привычки очень важны для детей. Рисуя образ любознательного ребенка, поэт создает хороший пример для подражания. А наблюдая за героем, который активно осваивает различные достижения прогресса – автомобиль, метро и прочее (не стоит забывать, что «Хороший день» написан в первой половине XX века), юный читатель начнет понимать, что мир открыт и для него. Стихотворение учит наслаждаться детскими годами, радоваться времяпровождению с родителями и замечать прекрасное в мелочах.Оно вызывает улыбку и чувство радости за то, что нам даны легкие и непринужденные детские годы. Я советую прочитать это произведение каждому ребенку, дабы уметь наслаждаться лучшим периодом своей жизни. |