Николина Филологический анализ текста. Международная академия наук педагогического образования высшее образование
Скачать 2.42 Mb.
|
[128] единство мирового духа с Душой мира — отторжение Души мира от всеединства — поражение Хаоса. В тоже время принципы освоения художественного времени индивидуальны, это черта идиостиля художника (так, художественное время в романах Л.Н. Толстого, например, существенно отличается от модели времени в произведениях Ф.М. Достоевского. Учет особенностей воплощения времени в художественном тексте, рассмотрение концепции времени в нем и, шире, в творчестве писателя — необходимая составная часть анализа произведения недооценка этого аспекта, абсолютизация одного из частных проявлений художественного времени, выявление его свойств без учета как объективного реального времени, таки субъективного времени могут привести к ошибочным интерпретациям художественного текста, сделать анализ неполным, схематичным. Анализ художественного времени включает следующие основные моменты 1) определение особенностей художественного времени в рассматриваемом произведении — одномерность или многомерность — обратимость или необратимость — линейность или нарушение временной последовательности 2) выделение в темпоральной структуре текста временных планов (плоскостей, представленных в произведении, и рассмотрение их взаимодействия 3) определение соотношения авторского времени (времени повествователя) и 1 Sartre J. P. Situations. — P., 1947. — P. 71. 2 Потебня А.А. Эстетика и поэтика. — МС В отличие от Достоевского, Толстой любил длительность, протяженность времени (Бахтин ММ. Вопросы литературы и эстетики. — МС субъективного времени персонажей 4) выявление сигналов, выделяющих эти формы времени 5) рассмотрение всей системы временных показателей в тексте, выявление не только их прямых, но и переносных значений 6) определение соотношения времени исторического и бытового, биографического и исторического 7) установление связи художественного времени и пространства. Обратимся к рассмотрению отдельных аспектов художественного времени текста на материале конкретных произведений (Былое и думы АИ. Герцена и рассказ И. А. Бунина Холодная осень. Былое и думы АИ. Герцена: особенности временной организации В художественном тексте возникает подвижная, часто изменчивая и многомерная временная перспектива, последовательность событий в нем может не соответствовать реальной их хронологии. [129] Автор произведения в соответствии со своими эстетическими намерениями то расширяет, то сгущает время, то замедляет его то ускоряет. В художественном произведении соотносятся разные аспект художественного времени сюжетное время (временная протяженность изображенных действий и их отражение в композиции произведения) и время фабульное (их реальная последовательность, авторское время и субъективное время персонажей. В нем представлены разные проявления формы) времени (время бытовое историческое, время личное и время социальное. В центре внимания писателя или поэта может быть и сам образ времени, связанный с мотивом движения, развития, становления, с противопоставлением преходящего и вечного. Особый интерес представляет анализ временной организации произведений, в которых последовательно соотносятся разны временные планы, дается широкая панорама эпохи, воплощаете определенная философия истории. К таким произведениям относится мемуарно-автобиографическая эпопея Былое и думы (1852 — 1868). Это не только вершина творчества АИ. Герцена, но и произведение новой формы (по определению Л.Н. Толстого) В нем объединяются элементы разных жанров автобиографии исповеди, записок, исторической хроники, совмещаются разные формы изложения и композиционно-смысловые типы речи, надгробный памятники исповедь, былое и думы, биография умозрение, события и мысли, слышанное и виденное, воспоминания и. еще воспоминания (АИ. Герцен). Лучшая. из книг посвященных обзору собственной жизни (Ю.К. Олеша), Былое и думы — история становления русского революционера и одновременно история общественной мысли х годов XIX в. Едва ли существует еще мемуарное произведение, столь проникнуто сознательным историзмом» 1 Это произведение, для которого характерна сложная и динамическая временная организация, предполагающая взаимодействие различных временных планов. Принципы ее определены самим автором, который отмечал, что его произведение — исповедь около которой, по поводу которой собрались там-сям схваченные воспоминания избы лог о, там-сям остановленные мысли иду м (выделено АИ. Герценом. — Н. Н. В этой авторской характеристике, открывающей произведение, содержится указание н основные принципы темпоральной организации текста это установка на субъективную сегментацию своего прошлого, свободно соположение разных временных планов, постоянное переключение временных регистров думы автора сочетаются с ретроспективным, но лишенным строгой хронологической последовательности рассказом о событиях прошедшего, включают характеристики лиц, событий и фактов разных исторических эпох. Повествование о 1 Гинзбург Л. О литературном герое. Л, 1979. — С. 91. [130] прошлом дополняется сценическим воспроизведением отдельных ситуаций рассказ о былом прерывается фрагментами текста, в которых отражается непосредственная позиция повествователя в момент речи или воссоздаваемый отрезок времени. В таком построении произведения отчетливо сказался методологический принцип "Былого и дум непрестанное взаимодействие общего и частного, переходы от прямых авторских размышлений к их предметной иллюстрации и обратно» 1 Художественное время в Былом обратимо автор воскрешает события прошлого, многомерно действие развертывается в разных временных плоскостях) и нелинейно рассказ о событиях прошлого нарушается самоперебивами, рассуждениями, комментариями, оценками. Точка отсчета, определяющая в тексте смену временных планов, подвижна и постоянно перемещается. Сюжетное время произведения — время прежде всего биографическое, былое, воссоздаваемое непоследовательно отражает основные этапы становления личности автора. В основе биографического времени лежит сквозной образ пути (дороги, в символической форме воплощающий жизненный путь повествователя, ищущего истинное познание и проходящего ряд испытаний. Этот традиционный пространственный образ реализуется в системе развернутых метафор и сравнений, регулярно повторяющихся в тексте и формирующих сквозной мотив движения, преодоления себя, прохождения через ряд ступеней Путь, нами избранный, был нелегок, мы его не покидали ни разу раненые, сломанные, мы шли, и нас никто не обгонял. Я дошел. не до цели, а до того места, где дорога идет под гору июнь совершеннолетия, с своей страдной работой, с своим щебнем на дороге, берет человека врасплох Точно потерянные витязи в сказках, мы ждали на перепутье. Пойдешь направо — потеряешь коня, носам цел будешь пойдешь налево — конь будет цел, носам погибнешь пойдешь вперед — все тебя оставят пойдешь назад — этого уж нельзя, туда для нас дорога травой заросла Эти развивающиеся в тексте тропеические ряды выступают как конструктивный компонент биографического времени произведения и составляют его образную основу. Воспроизводя события прошедшего, оценивая их Прошедшее — не корректурный лист. Не все можно поправить. Оно остается, [131] как отлитое в металле, подробное, неизменное, темное, как бронза. Люди вообще забывают только то, чего не стоит помнить или чего они не понимают) и преломляя через свой последующий опыт, АИ. Герцен максимально использует экспрессивные возможности видовременных форм глагола. Изображаемые в прошлом ситуации и факты оцениваются а тором по-разному: некоторые из них описываются предельно кратко, другие же (наиболее важные для автора в эмоционально эстетическом или идеологическом отношении, напротив, выделяются крупным планом, время при этом останавливается ил замедляется. Для достижения этого эстетического эффекта используются формы прошедшего времени несовершенного вида ил формы настоящего времени. Если формы прошедшего совершенного выражают цепь последовательно сменяющихся действий, т формы несовершенного вида передают не динамику события, динамику самого действия, представляя его как развертывающийся процесс. Выполняя в художественном тексте не только воспроизводящую, но и «изобразительно живописующую», описательную функцию, формы прошедшего несовершенного 1 Гинзбург Л. Былое и думы Герцена. — Л, 1957. — С. 200—201. 2 Эти ступени четко выделяются и обозначаются автором детство, первая молодость, вторая молодость, молодая юность, новый отдел жизни. проникнутый любовью и др. При этом переосмысливаются значения ряда лексических единиц, например слов юность и молодость, которые соотносятся как индивидуально-авторские контекстуальные антонимы. [131] 3 См Виноградов В.В. Русский язык. — МС останавливают время. В тексте Былого и дум именно они используются как средство выделения крупным планом ситуаций или событий, особенно значимых для автора клятва на Воробьевых гора смерть отца, свидание с Натали, отъезд из России, встреча в Турине, смерть жены. Выбор форм прошедшего несовершенного как знак определенного авторского отношения к изображаемому выполняет в этом случае и эмоционально-экспрессивную функцию. Ср., например Кормилица в сарафане и душегрейке все ещё смотрела нам вслед и плакала Зонненберг, эта забавная фигура из детских лет, махал фуляром — кругом бесконечная степь снегу Эта функция форм прошедшего несовершенного типична для художественной речи она связана с особым значением несовершенного вида, предполагающим обязательное наличие момента наблюдения, ретроспективной точки отсчета. АИ. Герцен использует также экспрессивные возможности формы прошедшего несовершенного со значением многократного или узуально повторяющегося действия они служат для типивации, обобщения эмпирических деталей и ситуаций. Так, для характеристики быта в доме отца Герцен использует прием описания одного дня — описания, основанного на последовательном употреблении форм несовершенного вида. Для Былого и дум характерна, таким образом, постоянная смена перспективы изображения единичные факты и ситуации, выделенные крупным планом, сочетаются с воспроизведением длительных процессов, периодически повторяющихся явлений. Интересен в этом плане портрет Чаадаев [132] построенный на переходе от конкретных личных наблюдений автора к типической характеристике Я любил смотреть на него середь этой мишурной знати, ветреных сенаторов, седых повес и почетного ничтожества. Как бы ни была густа толпа, глаз находил его тотчас лета не исказили стройного стана его, он одевался очень тщательно, бледное, нежное лицо его было совершенно неподвижно, когда он молчал, как будто из воску или из мрамора, чело, как череп голый. Десять лет стоял он, сложа руки, где-нибудь у колонны, у дерева на бульваре, в залах и театрах, в клубе и — воплощенный veto, живой протестацией смотрел на вихрь лиц, бессмысленно вертевшихся около него. Формы настоящего времени на фоне форм прошедшего также могут выполнять функцию замедления времени, функцию выделения событий и явлений прошлого крупным планом, однако они, в отличие от форм прошедшего несовершенного в «изобразительно живописующей» функции воссоздают прежде всего непосредственное время авторского переживания, связанного с моментом лирической концентрации, или реже) передают преимущественно ситуации типичные, неоднократно повторявшиеся в прошлом и теперь реконструируемые памятью как воображаемые Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчел, шмелей. и запах. этот травяно-лесной запах. которого я так жадно искали в Италии, ив Англии, и весной, и жарким летом и почти никогда не находил. Иногда будто пахнёт им, после скошенного сена, при широкко, перед грозой. и вспомнится небольшое местечко перед домом. на траве трехлетний мальчик, валяющийся в клевере и одуванчиках, между кузнечиками, всякими жуками и божьими коровками, и мысами, и молодость, и друзья Солнце село, еще очень тепло, домой идти не хочется, мы сидим на траве. Кетчер разбирает грибы и бранится со мной без причины. Что это, будто колокольчик к нам, что ли Сегодня суббота — может быть. Тройка катит селом, стучит помосту. Формы настоящего времени в Былом связаны прежде всего с субъективным психологическим временем автора, его эмоциональной сферой, их использование усложняет образ времени. Воссоздание событий и фактов прошлого, вновь непосредственно переживаемых автором, связано и с употреблением номинативных предложений, ив ряде случаев с употреблением форм прошедшего совершенного в перфектном значении. Цепь форм настоящего исторического и номинативов не только максимально приближает события прошедшего, но и передает субъективное ощущение времени, воссоздает его ритм Сильно билось сердце, когда я снова увидел знакомые, родные улицы, места, домы, которых я не видел около четырех лет. Кузнецкий мост, Тверской бульвар. вот и дом Огарева, ему нахлобучили какой-то огромный герб, он чужой уж. вот Поварская — дух занимается в мезонине, в угловом окне, горит свечка, это ее комната, она пишет ко мне, она думает обо мне, свеча так весело горит, так мне горит 1 Таким образом, биографическое сюжетное время произведения неравномерно и прерывисто, оно характеризуется глубокой, но подвижной перспективой воссоздание реальных биографических фактов сочетается с передачей различных аспектов субъективного осознания и измерения времени автором. Время художественное и грамматическое, как уже отмечалось, тесно связаны, однако грамматика выступает — как кусок смальты в общей мозаичной картине словесного произведения. Художественное время создается всеми элементами текста. Лирическая экспрессия, внимание к мигу сочетаются в прозе АИ. Герцена с постоянной типизацией, с социально-аналитическим подходом к изображаемому. Считая, что у нас необходимее, чем где-нибудь, снимать маски и портреты, так как мы ужасно распадаемся столько что прошедшим, автор сочетает думы в настоящем и рассказ о былом с портретами современников, восстанавливая при этом недостающие звенья в изображении эпохи всеобщее безличности пустое отвлечение но личность только и имеет полную действительность по той мере, по которой она в обществе. Портреты современников в Былом и думах условно можно разделить на статичные и динамичные. Так, в главе III первого тома представлен портрет Николая I, он статичен и подчеркнуто оценочен, речевые средства, участвующие в его создании, содержат общий семантический признак холод остриженная и взлызистая медуза с усами красота его обдавала холодом. Но главное — глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза Иначе строится портретная характеристика Огарева в главе IV того же тома. Описание его внешности сопровождается введением элементов проспекции, связанных с будущим героя. Если живописный портрет — это всегда как бы остановленное во времени мгновение, то словесный портрет характеризует человека в "действиях и поступках, относящихся к разным "моментам" его биографии. Создавая портрет Н. Огарева в отрочестве, АИ. Герцен, одновременно называет черты героя в зрелости Рано виднелось в нем то помазание, которое достается немногим на беду ли, на счастье ли. но наверное на то, чтоб не быть в толпе. безотчетная грусть и чрезвычайная кротость просвечивали из серых больших глаз, намекая на будущий рост великого духа таким они вырос. [134] Сочетание в портретах разных временных точек зрения при описании и характеристике героев углубляет подвижную временную перспективу произведения. Множественность представленных в структуре текста временных точек зрения увеличивается за счет включения фрагментов дневника, писем других героев, отрывков из литературных произведений, в частности из стихотворений Н.Огарева. Эти элементы текста соотносятся с авторским повествованием или авторскими описаниями и часто противопоставляются им как подлинное, объективное — субъективному, преображенному временем. См, например Правда того времени так, как она тогда понималась, без искусственной перспективы, которую дает даль, без охлаждения временем, без исправленного освещения лучами, проходящими через ряды других событий, сохранилась в записной книге того времени Биографическое время автора дополняется в произведении элементами 1 Показательна здесь форма мне со значением адресата действия. Ее ненормативное употребление усиливает субъективность и эмоциональность описания выделяет деталь крупным планом. 2 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — Л, 1971. — С. 240. 3 Барахов В. С. Литературный портрет Истоки, поэтика, жанр. — Л, 1985. — С. 31. [134] биографического времени других героев, при этом АИ. Герцен прибегает к развернутым сравнениями метафорам, воссоздающим течение времени Пышно и шумно шли годы ее заграничного житья, но шли и срывали цветок за цветком. Точно дерево середь зимы, она сохранила линейный очерк своих ветвей, листья облетели, костливо зябли голые сучья, но тем яснее виделся величавый рост, смелые размеры. Неоднократно используется в Былом образ часов, воплощающий неумолимую власть времени Большие английские столовые часы своим мерным, громким спондеем — тик-так — тик-так — тик-так... казалось, отмеривали ей последние четверть часа жизни А спондей английских часов продолжал отмеривать дни, часы, минуты. и наконец домерил до роковой секунды Образ быстротечного времени в Былом и думах, как видим, связан с ориентацией на традиционный, часто общеязыковой тип сравнений и метафор, которые, повторяясь в тексте, подвергаются преобразованиями воздействуют на окружающие элементы контекста, в результате устойчивость тропеических характеристик сочетается с постоянным их обновлением. Таким образом, биографическое время в Былом и думах складывается из сюжетного времени, основанного на последовательности событий авторского прошлого, и элементов биографического времени других героев, при этом постоянно подчеркивается субъективное восприятие времени повествователем, его оценочное отношение к воссоздаваемым фактам. Автор — как монтажер в кинематографии он то ускоряет время произведения, то останавливает его, далеко не всегда соотносит события своей жизни с хронологией, подчеркивает, с одной стороны, текучесть [135] времени, с другой стороны — длительность отдельных воскрешаемых памятью эпизодов. Биографическое время, несмотря на сложную перспективу, ему присущую, интерпретируется в произведении А. Герцена как время частное, предполагающее субъективность измерения, закрытое, имеющее начало и конец Все личное быстро осыпается. Пусть же "Былое и думы "заключат счет с личной жизнию и будут ее оглавлением. Оно включается в широкий поток времени, связанного с исторической эпохой, отраженной в произведении. Таким образом, закрытому биографическому времени противопоставляется открытое историческое время. Это противопоставление отражено в особенностях композиции Былого и дум в шестой- седьмой частях нет уже лирического героя вообще личная, частная судьба автора остается за пределами изображаемого, доминирующим элементом авторской речи становятся думы, выступающие в монологической или диалогизированной форме. Одной из ведущих грамматических форм, организующих эти контексты, служит настоящее время. Если для сюжетного биографического времени Былого и дум характерно использование настоящего актуального (актуальное авторское. результат передвижки "наблюдательного пункта" в один из моментов прошлого, сюжетного действия) или настоящего исторического, то для дум и авторских отступлений, составляющих основной пласт исторического времени, характерно настоящее в расширенном или постоянном значениях, выступающее во взаимодействии с формами прошедшего времени, а также настоящее непосредственной авторской речи Народность, как знамя, как боевой крик, только тогда окружается революционной ореолой, когда народ борется за независимость, когда свергает иноземное иго. Война 1812 года сильно развила чувство народного сознания и любви к родине, но патриотизм 1812 года не имел старообрядчески-славянского характера. Мы его видим в Карамзине и Пушкине 1 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — Л, 1971. — С. 238. |