Главная страница

Николина Филологический анализ текста. Международная академия наук педагогического образования высшее образование


Скачать 2.42 Mb.
НазваниеМеждународная академия наук педагогического образования высшее образование
АнкорНиколина Филологический анализ текста.pdf
Дата04.02.2017
Размер2.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаНиколина Филологический анализ текста.pdf
ТипДокументы
#2128
страница19 из 32
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   32
[144] все пласты высказывания. образуют сложившуюся конструкцию, основанную на симметриях, нарастаниях, противопоставлениях, параллелизмах и т.п., которые в совокупности складываются в настоящую пространственную структуру. Подобная пространственная структура имеет место ив прозаических текстах, см, например, повторы разных типов и систему оппозиций в романе А.М. Ремизова Пруд. Повторы в нем — элементы пространственной организации глав, частей и текста в целом. Так, в главе Сто усов — сто носов трижды повторяется фраза Стены белые-белые, от лампы блестят, будто тертым стеклом усыпаны, а лейтмотивом всего романа служит повтор предложения Каменная лягушка выделено А.М. Ремизовым. — Н.Н.) шевелила безобразными перепончатыми лапами, которое обычно входит в сложную синтаксическую конструкцию с варьирующимся лексическим составом. Исследование текста как определенной пространственной организации предполагает, таким образом, рассмотрение его объема, конфигурации, системы повторов и противопоставлений, анализ таких топологических свойств пространства,
1
Структурализм за и против. — МС преображенных в тексте, как симметричность и связность. Важен и учет графической формы текста (см, например, палиндромы, фигурные стихи, использование скобок, абзацев, пробелов, особый характер распределения слов в стихе, строке, предложении, и пр. Часто указывают, — замечает И.Клюканов, — что стихотворные тексты печатаются иначе, чем остальные тексты. Однако в известной мере все тексты печатаются иначе, чем остальные при этом графический облик текста "сигнализирует" о его жанровой принадлежности, о его закрепленности затем или иным видом речевой деятельности и принуждает к определенному образу восприятия. Так — пространственная архитектоника" текста приобретает своего рода нормативный статус. Эта норма может нарушаться необычным структурным размещением графических знаков, что вызывает стилистический эффект»
1
В узком же смысле пространство применительно к художественному тексту — это пространственная организация его событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения и система пространственных образов текста. По определению Кестнера, пространство в этом случае функционирует в тексте как оперативная вторичная иллюзия, то, посредством чего пространственные свойства реализуются в темпоральном искусстве. [145] Различаются, таким образом, широкое и узкое понимание пространства. Это связано с разграничением внешней точки зрения на текст как на определенную пространственную организацию которая воспринимается читателем, и внутренней точки зрения рассматривающей пространственные характеристики самого текста как относительно замкнутого внутреннего мира, обладающего самодостаточностью. Эти точки зрения не исключают, а дополняют друг друга. При анализе художественного текста важно учитывать оба этих аспекта пространства первый — это пространственная архитектоника текста, второй — художественное пространство. В дальнейшем основным объектом рассмотрения служит именно художественное пространство произведения. Писатель отражает в создаваемом им произведении реальны пространственно- временные связи, выстраивая параллельно реальному ряду свой, перцептуальный, творит и новое — концептуальное — пространство, которое становится формой осуществления авторской идеи. Художнику, писал ММ. Бахтин, свойственно умение видеть время, читать время в пространственном целом мира и. воспринимать наполнение пространства не как неподвижный фона как становящееся целое, как событие»
3
Художественное пространство — одна из форм эстетической действительности, творимой автором. Это диалектическое единство противоречий основанное на объективной связи пространственных характеристик (реальных или возможных, оно субъективно, оно бесконечно ив тоже время конечно В тексте, отображаясь, преобразуются и носят особый характер общие свойства реального пространства протяженность, непрерывность – прерывность, трехмерность
— и частные свойства его форма, местоположение, расстояние, границы между различными системами. В конкретном произведении на первый план может выступать и специально обыгрываться одно из свойств пространства, см, например, геометризацию городского пространства романе А. Белого Петербург и использование в нем образов, связанных с обозначением дискретных геометрических объектов (куб квадрат, параллелепипед, линия и др Там дома сливались кубами в планомерный, многоэтажный ряд Вдохновение овладевало душою сенатора, когда линию Невског разрезал

1
Клюканов И.Э. Опыт характеристики параграфемных элементов текста // Лексические единицы и организация структуры литературного текста. — Калинин, 1983. – С. 124-125.
2
KestnerJ. The Spatiality of the Novel. – Detroit, 1978. – P. 21. [145]
3
Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. — МС лакированный куб там виднелась домовая нумерация Пространственные характеристики воссоздаваемых в текст событий преломляются сквозь призму восприятия автора (повеет вователя, персонажа, см, например Ощущение города никогда не отвечало месту, где в нем протекала моя жизнь. Душевный напор всегда отбрасывал его в глубину описанной [146] перспективы. Там, отдуваясь, топтались облака, и, расталкивая их толпу, висел поперек неба сплывшийся дым несметных печей. Там линиями, точно вдоль набережных, окунались подъездами в снег разрушавшиеся дома. Б. Пастернак. Охранная грамота) В художественном тексте соответственно различаются пространство повествователя (рассказчика) и пространство персонажей. Их взаимодействие делает художественное пространство всего произведения многомерным, объемными лишенным однородности, в тоже время доминирующим в плане создания целостности текста и его внутреннего единства остается пространство повествователя, подвижность точки зрения которого позволяет объединить разные ракурсы описания и изображения. Средствами выражения пространственных отношений в тексте и указания на различные пространственные характеристики служат языковые средства синтаксические конструкции со значением местонахождения, бытийные предложения, предложно-падежные формы с локальным значением, глаголы движения, глаголы со значением обнаружения признака в пространстве, наречия места, топонимы и др, см, например Переправа через Иртыш. Пароход остановил паром. На другой стороне степь юрты, похожие на керосиновые цистерны, дом, скот. Стой стороны едут киргизы. (М.Пришвин); Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу, песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку. Отлогий подъем в гору среди редких кривых фонарей. показался бесконечным.
(И.А. Бунин). Воспроизведение (изображение) пространства и указание на него включаются в произведение как кусочки мозаики. Ассоциируясь, они образуют общую панораму пространства, изображение которого может перерасти в образ пространства. Образ художественного пространства может носить разный характер в зависимости оттого, какая модель мира (времени и пространства) существует у писателя или поэта понимается ли пространство, например, «по-ньютоновски» или мифопоэтически). В архаичной модели мира пространство не противопоставлено времени, время сгущается и становится формой пространства, которое втягивается в движение времени. «Мифопоэтическое пространство всегда заполнено и всегда вещно, кроме пространства, существует еще непространство, воплощением которого является Хаос Мифопоэтические представления о пространстве, столь существенные для писателей, воплотились в ряде [147] мифологем, которые последовательно используются в литературе в ряде устойчивых образов. Это прежде всего образ пути дороги, который может предполагать движение как по горизонтали, таки по вертикали (см. произведения фольклора) и характеризуется выделением ряда столь же значимых пространственны: точек, топографических объектов — порог, дверь, лестница, мост и др. Эти образы, связанные с членением как времени, таи Чернухина И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста. — Воронеж, 1984. — С. 44.
2
Топоров В.К Пространство и текст // Текст семантика и структура. — МС См, например, интерпретацию образа двери в древности Дверь означала тот "горизонт, ту "межу, которые смотрели в противоположные стороны света и мрака и образно выражали точку "предела
(Фрейденберг ОМ. Миф и литература древности. — МС. Семантику предела имеет и образ порога. Лестница в мифопоэтической традиции — образ, воплощающий связь верха и низа, в литературе он отражает внутреннее развитие человека, его движение к истине или отступления от нее, связывает внешнее и внутреннее пространства. Мост — образная параллель связующего средства, способа соединения различных миров, начал, пространств. [148]
пространства, метафорически представляют жизнь человека, ее определенные кризисные моменты, его искания на грани своего и чужого миров, воплощают движение, указывают на его предел и символизируют возможность выбора они широко используются в поэзии ив прозе, см, например Не радость Весть стучится гробовая. / О Подожди сей праг переступить. Покаты здесь — ничто не умирало, / Переступи — и милое пропало (В.А. Жуковский Я притворилась смертною зимой / И вечные навек закрыла двери, / По все-таки узнают голос мой, / И все-таки ем опять поверят А. Ахматова). Пространство, моделируемое в тексте, может быть открытыми закрытым замкнутым, см, например, противопоставление этих двух типов пространства в Записках из Мертвого дома Ф.М. Достоевского Острог наш стоял на краю крепости, у самого крепостного вала. Случалось, посмотришь сквозь щели забора на свет божий не увидишь ли хоть что-нибудь? — и только и увидишь, что краешек неба да высокий земляной вал, поросший бурьяном, а взад и вперед по валу, день и ночь, расхаживают часовые. Водной из сторон ограды вделаны крепкие ворота, всегда запертые, всегда день ночь охраняемые часовыми их отпирали по требованию, для выпуска на работу. За этими воротами был светлый, вольный мир Устойчивым образом, связанным с замкнутым, ограниченны пространством, служит в прозе и поэзии образ стены, см, например, рассказ Л. Андреева Стена или повторяющиеся образа каменной стены (каменной норы) в автобиографической повеет
А.М. Ремизова В плену, противопоставленные обратимому в тексте и многомерному образу птицы как символу воли. Пространство может быть представлено в тексте как расширяющееся или сужающееся по отношению к персонажу или определенному описываемому объекту. Так, в рассказе Ф.М. Достоевского Сон смешного человека переход от яви ко сну героя, а затем снова к яви основан на приеме изменения пространственных характеристик замкнутое пространство маленькой комнатки героя сменяется еще более узким пространством могилы, а затем рассказчик оказывается вином, все расширяющемся пространстве, в финале же рассказа пространство вновь сужается, ср.: Мы неслись в темноте и неведомых пространствах. Я давно уже перестал видеть знакомые глазу созвездия. Было уже утро. Я очнулся в тех же креслах, свечка моя догорела вся, у каштана спали, и кругом была редкая в нашей квартире тишина Расширение пространства может мотивироваться постепенным расширением опыта героя, познанием им внешнего мира, см, например, роман И.А.Бунина Жизнь
Арсеньева»: А затем. мы узнали скотный двор, конюшню, каретный сарай, гумно, Провал, Выселки. Мир все расширялся перед нами. Сад весел, зелен, но уже известен нам. И вот скотный двор, конюшня, каретный сарай, рига на гумне, Провал По степени обобщенности пространственных характеристик различаются конкретное пространство и пространство абстрактное несвязанное с конкретными локальными показателями, ср.: Пахло углем, жженой нефтью и тем запахом тревожного и таинственного пространства, какой всегда бывает на вокзалах А.
Платонов). — Несмотря на бесконечное пространство, в мире было уютно в этот ранний час А. Платонов). Реально видимое персонажем или рассказчиком пространство дополняется пространством воображаемым. Пространство, данное в восприятии персонажа, может характеризоваться деформацией, связанной с обратимостью его элементов и особой точкой зрения на него Тени от дерев и кустов, как кометы, острыми кликами падали на отлогую равнину. Он опустил голову вниз и видел, что трава. казалось, росла глубоко и далеко и что сверх ее находилась прозрачная, как горный ключ, вода, и трава казалась дном какого-то светлого, прозрачного до самой глубины моря. (Н.В. Гоголь.
Вий). Значима для образной системы произведения и степень заполненности
пространства. Так, в повести А.М. Горького Детство при помощи повторяющихся лексических средств (прежде всего слова тесный и производных от него) подчеркивается теснота окружающего героя пространства. Признак тесноты распространяется как на внешний мир, таки на внутренний мир персонажа и взаимодействует со сквозным повтором текста — повтором слов тоска, скука Скучно, скучно как-то особенно, почти невыносимо грудь наливается жидким, теплым свинцом, он давит изнутри, распирает грудь, ребра мне кажется, что я вздуваюсь, как пузырь, и мне тесно в маленькой комнатке, под грибообразным потолком. [149] Образ тесноты пространства соотносится в повести со сквозным образом тесного, душного круга жутких впечатлений, в котором жил — да и посей день живет
— простой русский человек. Элементы преобразованного художественного пространства могут связываться в произведении с темой исторической памяти, тем самым историческое время взаимодействует с определенными пространственными образами, которые обычно носят интертекстуальный характер, см, например, роман И.А. Бунина Жизнь
Арсеньева»: И вскоре я опять пустился в странствия. Был на тех самых берегах Донца, где когда-то кинулся из плена князь горностаем в тростник, белым гоголем на воду. А от Киева ехал я на Курск, на Путивль. Седлай, брате, свои борзые комони, а мои ти готовы, оседлани у Курьска напереди...» Художественное пространство неразрывно связано с художественным временем. Взаимосвязь времени и пространства в художественном тексте выражается в следующих основных аспектах
1) две одновременные ситуации изображаются в произведении как пространственно раздвинутые, соположенные (см, например, «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого, Белую гвардию М. Булгакова);
2) пространственная точка зрения наблюдателя (персонажа или I повествователя) является одновременно и его временной точкой зрения, при этом оптическая точка зрения может быть как статичной, таки подвижной (динамичной Вот и совсем выбрались на волю, переехали мост, поднялись к шлагбауму — и глянула в глаза каменная, пустынная дорога, смутно белеющая и убегающая и бесконечную даль.
(И.А. Бунин. Суходол
3) временному смещению соответствует обычно пространственное смещение (так, переход к настоящему повествователя в Жизни Арсеньева» И.А. Бунина сопровождается резким смещением пространственной позиции Целая жизнь прошла с тех пор. Россия, Орел, весна. И вот, Франция, Юг, средиземные зимние дни. Мы. уже давно в чужой стране
4) убыстрение времени сопровождается сжатием пространства (см, например, романы Ф.М. Достоевского
5) напротив, замедление времени может сопровождаться расширением пространства, отсюда, например, детальные описания пространственных координат, места действия, интерьера и пр
6) течение времени передается посредством изменения пространственных характеристик Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Так, в повести А.М. Горького Детство, в тексте которой почти отсутствуют конкретные темпоральные показатели (даты, точный отсчет времени, приметы исторического времени, движение времени отражается в пространственном перемещении героя, вехами его служат переезд из Астрахани в Нижний, а затем переезды из одного дома в другой, ср.: К весне дядья разделились. а дед купил себе большой интересный домна Полевой Дед неожиданно продал дом кабатчику, купив другой, по Канатной улице
7) одни и те же речевые средства могут выражать и временные, и
1
Бахтин ММ. Вопросы литературы и эстетики. — МС пространственные характеристики, см, например обещались писать, никогда не писали, все оборвалось навсегда, началась Россия, ссылки, вода к утру замерзала в ведре, дети росли здоровые, пароход по Енисею бежал ярким июньским днем, и потом был Питер, квартира на Лиговке, толпы людей во дворе Таврического, потом фронт был три года, вагоны, митинги, пайки хлеба, Москва, Альпийская Коза, потом
Гнездниковский, голод, театры, работа в книжной экспедиции. (Ю.Трифонов. Был летний полдень. Для воплощения мотива движения времени регулярно используются метафоры и сравнения, содержащие пространственные образы, см, например Вырастала уходящая вниз длинная лестница из дней, о которых никак нельзя сказать Прожиты. Они проходили вблизи, чуть задевая за плечи, и по ночам. отчетливо видно было зигзагом шли все одинаковые, плоские ступени
(С.Н. Сергеев-Ценский. Бабаев). Осознание взаимосвязи пространства-времени позволило выделить категорию
хронотопа, отражающую их единство. Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, — писал ММ.
Бахтин, — мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе "времяпространство")»
1
. Сточки зрения ММ. Бахтина, хронотоп — формально- содержательная категория, которая имеет существенное жанровое значение.
Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе. Хронотоп имеет определенную структуру на его основе вычленяются сюжетообразующие мотивы — встреча, разлука и т.п. Обращение к категории хронотопа позволяет построить определенную типологию пространственно-временных характеристик, присущих тематическим жанрам различаются, например, идиллический хронотоп, который характеризуется единством места, ритмической цикличностью времени, прикрепленностью жизни к месту — родному дому и т.п., и авантюрный хронотоп, для которого характерен широкий пространственный фон и время случая. На базе хронотопа выделяются и локальности (в терминологии ММ. Бахтина) — устойчивые образы, основанные на пересечении временных и пространственных рядов замок, гостиная, салон, провинциальный городок и пр. [151] Художественное пространство, как и художественное время исторически изменчиво, что отражается в смене хронотопов и связано с изменением концепции пространства-времени. В качестве примера остановимся на особенностях художественного пространства в Средневековье, Возрождении ив Новое время. Пространство средневекового мира представляет собой замкнутую систему со священными центрами и мирской периферией. Космос неоплатонического христианства градуирован и иерархизирован. Переживание пространства окрашено религиозно-моральными тонами. Восприятие пространства в Средневековье обычно не предполагает индивидуальной точки зрения на предмет или серию предметов. Как отмечает Д.С. Лихачев, события в летописи, в житиях святых, в исторических повестях — это главным образом перемещения в пространстве походы и переезды, охватывающие огромные географические пространства. Жизнь — это проявление себя в пространстве. Это путешествие на корабле среди моря житейского»
4
Пространственные характеристики последовательно символичны (верх — низ, запад — восток, круги др. Символический подход дает то упоение мысли, ту дорационалистическую расплывчатость границ идентификации, то содержание рассудочного мышления, которые возводят понимание жизни до его высочайшего
1
Бахтин ММ. Вопросы литературы и эстетики. — МС Там же. – С. 235.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   32


написать администратору сайта