Главная страница
Навигация по странице:

  • История этики и морали

  • Нормативная этика

  • Прикладная этика

  • Диджализация образовательного процесса. ВКР. Полякова. ПЕЧАТЬ. Методические рекомендации по теме исследования 48 заключение 51


    Скачать 266.4 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по теме исследования 48 заключение 51
    АнкорДиджализация образовательного процесса
    Дата21.12.2022
    Размер266.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР. Полякова. ПЕЧАТЬ.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #856860
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ЭТИКЕТНОЙ КУЛЬТУРЕ

    1.1. Характеристика понятия «этикетная культура» дошкольников


    Для того чтобы охарактеризовать понятие «этикетная культура» рассмотрим этикет как феномен общей культуры.

    Само понятие «культура» имеет большое множество значений, культурологические исследования показывают, что определений понятия «культура» насчитывается уже более пятисот [20].

    Считается, что Эдуард Бернетт Тайлор был первым, кто попытался сформулировать понятие культуры, он считает культуру общим усовершенствованием человеческого рода посредством высшей организации отдельного человека и общества в целом с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека [20].

    Во второй половине XVII века в трудах немецкого ученого С. Пуфендорфа культура определяется независимым понятием, обозначающим результат деятельности человека в социуме. [8, с.9]

    М. Каган рассматривает культуру как подсистему более широкой системы – бытия, ученый выделает четыре формы бытия: общественное бытие, природное бытие, человеческое бытие и деятельность человека. Культура, как форма бытия включает в себя:

    1) «сверхприродные» качества человека, формирующиеся в ходе социальной жизни.

    2) многообразие предметов – духовных, материальных, художественных, составляющих «вторую природу», которая возникает в качестве человеческой деятельности.

    3) «сверхприродные» способы деятельности, которые помогают людям воплощать и извлекать содержание, заложенное в продуктах их деятельности.

    4) общение как способ реализации потребности людей в друг друге.

    Так же, различаются такие сферы культуры, как: материальная, духовная и художественная [24].

    Л.Е. Кертман выделает три основных подхода к определению культуры: антропологический, социологический, философский. В контексте исследования рассмотрим суть социологического подхода, где культура выступает организующим и образующим фактором жизни какого – либо общества, что обозначает, что в каждом обществе есть некоторые культуротворческие силы, направляющие общественную жизнь по организованному пути развития, а не беспорядочному. К этим силам относятся стойкие верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможным общее интерпретирование жизненного опыта. [22]

    Можно говорить о том, что культура – это система, но особенность данной системы в том, что она не имеет четкой внутренней организации, границы явлений культуры широки и неопределённы. Культуру, в зависимости от рода деятельности, подразделяют на:

    1) материальную – культура материального производства, быта, труда, места жительства и т.п.

    2) духовную – интеллектуальная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная, культура поведения и т.п [20].

    Подводя итоги вышесказанного, мы можем сказать, что культура – это многогранная система результатов материальной и духовной деятельности человека.

    Под термином «культура поведения» понимается сложившаяся издавна система поведения человека, которая имеет всестороннее влияние на весь процесс жизни в обществе [29].

    Согласно определению С.В. Петериной, культура поведения – это совокупность только лишь полезных и устойчивых для социума поведенческих форм в обществе, жизни и различных видах деятельности.

    Культура поведения состоит из:

    1) речевой культуры (т.е. слова, форма общения детей между собой и окружающими);

    2) культуры общения (общение между собой, с незнакомыми, друзьями);

    3) культуры внешнего вида (правила личной гигиены, умение контролировать свою мимику, жесты и т.п.);

    4) культуры быта (умение вести себя дома, соблюдение этических норм и правил в отношении к родственникам и окружающим предметам обстановки).

    А.Г. Гогоберидзе определяет культуру поведения, как широкое и многогранное понятие, которое раскрывает сущность норм и правил человеческого поведения в системе социальных отношений. [18]

    Культура поведения включает в себя полученные в процессе исторического развития разнообразные нормы поведения, традиции и правила этикета. Культура поведения оказывает серьёзное влияние на общественное развитие, в тоже время отражая его состояние.

    Говоря о культуре, нормах и правилах поведения, уместным будет упомянуть такую философскую науку, как этика.

    Этика – философская наука, отвечающая на вопрос «как правильно жить», предмет изучения этики – мораль и нравственность. [49]

    Сам термин «этика» берёт начало от древнегреческого слова «этос», что переводится, как нрав, характер, местопребывание.

    Аристотель образовал от слова «этос» прилагательное «этичсекий», им Аристотель обозначал класс качеств, которые относятся к характеру человека и описывают его совершенное состояние [17, c.12].

    Латинским аналогом термина «этика» является термин «мораль», ссылаясь на опыт Аристотеля, Цицерон образовал из термина «мораль» прилагательное «моральный» для обозначения этики. [17, c.13].

    В русском языке есть такой термин, как «нравственность», который является равнозначным греческому «этика» и латинскому «мораль». Следуя из этого, мы можем сказать, что «этика», «мораль» и «нравственность» являются взаимозаменяемыми понятиями, так как содержательно перекрещиваются между собой.

    У этики как у науки есть своя собственная система и структура. В этике выделяются ряд фундаментальных блоков, таких как:

    • История этики и морали, которая отражает процесс развития учений этики, а также происхождение и развитие морали с глубокой древности до наших дней.

    • Теория морали является учением о смысле морали, принципах, структуре, закономерностях и функций, которое объясняет развитие и механизм действия морали.

    • Нормативная этика является обоснованием норм морали и принципов, которые выступают теоретическим развитием и дополнением моральных ценностей и диктуют человеку определенные правила в общении и взаимоотношениях людей.

    • Прикладная этика – обоснование принципов, норм и правил, которые выполняют функцию научения людей правильному поведению в определенных ситуациях и сферах деятельности человека.

    Прикладная этика включает в себя [17, c. 36-37]:

    1. этику гражданственности, которая разрабатывает нормы и правила поведения человека, как гражданина;

    2. экологическую этику, которая рассматривает поведение человека в отношении к природе;

    3. ситуативную этику, в которой разрабатываются конкретные рекомендации, применяемые к различным ситуациям и сферам жизнедеятельности человека;

    4. профессиональную этику, которая обосновывает моральные принципы в отношении отдельных профессий;

    5. этикет – совокупность норм и правил поведения и общения людей, которая выступает внешним проявлением внутренней нравственной культуры человека.

    Этикет же, в свою очередь, является ярко выраженным феноменом культуры.

    Этикет имеет свою историю, как и любое социальное явление. Возникновение этикета приходится на период зарождения абсолютных монархий. Соблюдение определенных правил этикета являлось важным условием, чтобы человек мог чувствовать себя естественно и не выглядеть «не таким как все». [50, с. 11]

    И. Н. Курочкина определяет этикет, как порядок поведения, принятый в социуме, включающий в себя комплекс правил, которые регулируют внешнее выражение взаимодействия людей, которое проявляется в поведении, манерах и внешнем облике человека. [25, с.5]

    Сам же термин «этикет» обособился относительно недавно. В сущности понятия «этикет» лежит комплекс правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Само слово «этикет» происходит от французского etiguette и имеет два значения: «ярлык, «этикетка»; «церемониал», «этикет».

    В обществе этикет выполняет, такие функции, как: регулятивная, опознавательная, идентификационная, коммуникативная, этическая, эстетическая и воспитательная. По утверждению Г.В. Белокуровой, знание правил этикета необходимы всем слоям общества. В связи с этим, одной из главных задач в системе воспитания детей дошкольного возраста, которая способствует эффективной социализации, является обучение детей правилам и нормам этикета, принятым в современном обществе [11, c. 54].

    В своих работах И.Н. Курочкина указывает, существование правил этикета нужно для того, чтобы люди своим речевым и неречевым поведением показывали взаимоуважение [26, c. 39].

    И.Н. Курочкина выделает в современной структуре этикета речевую и неречевую форму. Первая форма является словесным (вербальным) выражением уважения к людям и проявляется в речи, манере обращений, умении вести беседу. Вторая форма содержит в себе действия и поступки, благодаря которым проявляется уважение к окружающему. Так или иначе, поступки, манеры характеризуют человека, как хорошо воспитанного, владеющего культурой поведения, или же наоборот недостаточно владеющего навыками культуры поведения [27, c. 7-8].

    На основе вышесказанного, мы можем сказать, что «этикетная культура» дошкольника подразумевает собой комплекс духовных ценностей, норм, правил поведения, которые регулируют взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и помогают ребёнку социализироваться в обществе.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта