Методическое пособие для студентов высших учеб заведений О. В. Кожевникова, С. А. Вьюжанина. Ижевск Издательский центр Удмуртский университет
Скачать 3.01 Mb.
|
Выводы 1. Результаты проведенного исследования показали, что важной составляющей образных репрезентаций транскрипционных знаков английского языка, построенных по принципу ассоциации, являются мифологические элементы культуры. На характер ассоциаций влияет степень сходства фонетических соответствий знаков транскрипции английского языка с теми или иными звукобуквами родного языка. Знаки, передающие звуки, сходные со звуками родного языка, вызывают большое количество содержательных и описательных ассоциаций, связанных с объектами окружающей среды. Знаки, передающие звуки, частично сходные со звуками родного языка или воспринимающиеся как неродные, не порождают устойчивых ассоциаций, связанных с родной культурой, а активизируют образы ино- или метакультурного типа. В случае отсутствия сходства ассоциации носят глубокий символический характер, базируясь на мифологических элементах культуры. 2. У представителей удмуртского этноса доминируют ассоциации, относящиеся к категории «Природа», что можно объяснить в силу сложившейся языческой картины мира в мифологическом восприятии удмуртов. Ассоциации представителей русского этноса относятся, главным образом, к категориям «Человек» и «Быт», что может быть связано с особенностями русской ментальности, антропоморфной направленностью христианских религиозных символов, урбанизацией и техногенным характером современной русской культуры в целом. 3. Для респондентов, принадлежащих к удмуртской группе, важными в оценивании знаков транскрипции являются эмоционально-оценочные описания объектов, для русских более актуальными становятся мыслительно- 95 рассудочные характеристики. Критерии оценивания знаков транскрипции респондентами различной этнической принадлежности можно соотнести с особенностями этнотипических стилей вербального взаимодействия, объективированных в культуре народа: аффективного стиля вербальной коммуникации (эмоционально-оценочное отношение к субъектам коммуникации) удмуртского народа и инструментального стиля (рациональность и рассудочность в коммуникативном процессе для достижения поставленных целей) – русского. 4. Предъявление образов-медиаторов для обучения транскрипции английского языка учащимися разных этногрупп осуществляется в форме, соотносимой с пространственной организацией этнической картины мира. Для русских предпочтительнее восприятие каждого элемента по отдельности и масштабно, что предполагает предъявление образов-медиаторов отдельно с использованием крупных изображений. Мозаичность картины мира удмуртов помышляет предъявлять образы-медиаторы в структурированной форме, во взаимосвязи между собой в рамках дидактической методики. 5. По результатам экспериментальной работы была подтверждена эффективность авторской программы обучения транскрипции английского языка на этнокультурной основе. В экспериментальной группе дошкольников, обучение которых осуществлялось с применением образов-медиаторов с этномифологическими элементами, выполненных в виде сюжетных монохромных рисунков-раскрасок, предполагающих возможность расширения и содержательного наполнения за счет включения элементов различного порядка, выявлен более высокий уровень правильности артикуляции звуков в ответ на предъявление знака транскрипции, успешности воспроизведения транскрипционных знаков, а также познавательной активности не только в изучении иностранного языка, но и культуры другого народа. Список цитируемой литературы 1. Брушлинский, А. В. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии / А. В. Брушлинский, Е. А. Сергиенко // Ментальная репрезентация: динамика и структура / Ин-т психологии РАН. – М., 1998. – С. 5–22. 2. Владыкин, В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск: Удмуртия, 1994. – 384 с. 3. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с. 4. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 165 с. 5. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с. 6. Кильченко, О. И. Ментальная репрезентация психологических терминов: дис. ... канд. психол. наук / О. И. Кильченко. – Пермь, 2003. – 240 с. 7. Кожевникова, О.В. Исследование образных репрезентаций элементов знаковой системы иностранного языка при разработке обучающих программ / О.В. Кожевникова // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы 1-ой междунар. науч.- практ. конф. – М.: Смысл, 2004. – С. 242. 96 8. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. – М.: Старый сад, 1998. – 316 с. 9. Лурье, С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ и их применения к анализу исторического и этнографического материала. – СПб.: Типография им. Котлякова, 1994. – 288с. 10. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. – Смоленск : Изд-во СГУ, 1997. – 400 с. 11. Петров, А. Н. Удмуртский этнос: проблемы ментальности / А. Н. Петров. – Ижевск: Удмуртия, 2002. – 144 с. 12. Пибоди, Д. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект / Д. Пибоди, А. Г. Шмелев, М. К. Андреева, А. Е. Граменицкий // Вопросы психологии. – 1991. – № 3. – С. 101–110. 13. Ребеко, Т. А. Ментальная репрезентация как формат хранения информации / Т. А. Ребеко // Ментальная репрезентация : динамика и структура. – М.: Ин-т психологии РАН, 1998. – С. 25–54. 14. Семёнов, Ю.В. Православие и язычество в этническом самосознании восточно- финских народов. Дореформенный период (Историко-философский аспект) / Ю.В. Семенов – Ижевск – Екатеринбург: Изд-во Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук, 2008. – 216с. 15. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная – М.: Барс, 1997. – 392 с. 16. Хотинец, В. Ю. Психологические и культурные факторы этнотипического поведения / В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. – 2005.– №2. – С.33–44. 17. Хотинец, В.Ю. Со-бытие культур. Психологические универсалии в культурном многообразии / В.Ю. Хотинец. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2005. –152 с. 18. Хотинец, В.Ю. Четыре метода анализа документов в социально- психологических исследованиях: Учеб.пособие/ В. Ю. Хотинец. – Ижевск: УдГУ, 2001. – 62 с. 19. Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / В.Ю. Хотинец. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2002. – 124с. 20. Шехтер, М. С. О роли и видах образов в познавательных процессах / М. С. Шехтер, А. Я. Потапова // Психологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 57–67. 21. Шкляев, Г. К. Очерки этнической психологии удмуртов / Г. К. Шкляев. – Ижевск: Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН, 2003. – 300 с. 22. Шолпо, И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски / И. Л. Шолпо. – СПб.: Спец. лит., 1999. – 152 с. Статья 2 О.В. Кожевникова, Н.А. Зиновьева ОБРАЗ КУРЯЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ В СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РЕЦИПИЕНТОВ РАЗНОГО ПОЛА 83 В статье отражены результаты эмпирического исследования специфики восприятия образов курящих женщин, представленных в печатных и электронных СМИ, в связи с личностными особенностями реципиентов мужского и женского пола. 83 Опубликовано: Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 2. С. 33-41. 97 Проанализированы психологические особенности реципиентов-мужчин и женщин в зависимости от степени выраженности у них маскулинных / феминных черт. Ключевые слова: репрезентация, образ, образ курящей женщины, гендер, феминность, маскулинность, андрогинность. Современный этап развития человечества характеризуется глобальными переменами во всех сферах жизнедеятельности человека. И изменения эти связаны не только со сменой политического, экономического и социального строя, но и с переходом от традиционных ценностей и норм к абсолютно новым идеалам и приоритетам: меняются представления о свободе, браке, профессиональной успешности, межличностных и общественных отношениях и т.п. В этой связи вполне закономерны трансформации гендерных ролей и стереотипов, происходящие в массовом сознании. Причем самые значительные из них связаны с осознанием сущности женщины: представления о ее роли в семье и обществе в целом изменяются и наполняются новым содержанием. Если ранее роль женщины всегда была чётко определена, и она выступала, прежде всего, как хранительница домашнего очага, как жена и мать, то сегодня женщина предстаёт перед нами как самостоятельная и независимая личность. Теперь ее удел – это построение карьеры, семья же порой отдвигается на второй план, и женщина с готовностью берет на себя мужские обязанности: она сильная, может за себя постоять, заработать на жизнь. Таким образом, происходит некоторое смещение гендерных ролей. Новое видение закрепляется и благодаря средствам массовой информации, играющим основополагающую роль в процессе формирования общественного мнения, стандартов жизни и образцов поведения. Во-первых, как отмечает О.В. Куприянова, отображение женского образа в СМИ зачастую внедряет в массовое сознание отрицательные гендерные стереотипы, навязывает искажённое восприятие роли и места женщины в обществе (сексуализация современной рекламы, широкое распространение порнографических и эротических материалов и т.д.) [3, 4]. Во-вторых, современные СМИ активно используют визуальные репрезентации женщины – от отдельных изображений до крупномасштабных кампаний по продвижению определенного товара, – часто эксплуатируя образ молодой привлекательной особы с сигаретой в руке. При этом по данным Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день в России число курящих превысило сорок миллионов человек, при этом рост количества курильщиков среди женщин выше, чем среди мужчин. «Сейчас курение выставляется как средство достижения успеха. К примеру, в модном женском журнале появляется изображение красивой девушки с сигаретой в руках, за спиной у которой стоит мужчина. В итоге: курите – и успех у мужчин вам обеспечен. На первый взгляд смешно, однако именно после такой рекламной кампании, проведенной крупным производителем сигарет, число курящих женщин в России увеличилось более чем на 117% от первоначального количества», говорится в сообщении ВОЗ [1]. Кроме того, сигарета становится модным 98 аксессуаром: тонкие, ароматизированные и супер-легкие сигареты в ярких, красиво задекорированных упаковках так хорошо могут смотреться в дамских сумочках. Что же получается: государство инициирует меры по ограничению распространения курения на законодательном уровне, минздрав постоянно предупреждает, но достаточно грамотно сконструированного рекламного призыва, и на разумные доводы внимание уже не обращается? Как это ни печально, но это действительно так. Образы и символы, внедряемые в продукцию массовой культуры (кинематограф, рекламу, фотографии и другие изображения и т.п.), могут существенно влиять на поведение потребителей, хотят они того или нет [2]. Материалы и методика исследования Целью нашего исследования стало изучение специфики восприятия образов курящих женщин, представленных в СМИ, в связи с личностными особенностями реципиентов. На первом этапе нашего исследования на основании изучения печатных и электронных СМИ мы отобрали 150 изображений, где женщина была запечатлена с сигаретой, а затем еще 300 изображений репрезентирующих те же самые женские образы (деловая женщина, домохозяйка, невеста и т.п.), но уже без сигареты. На втором этапе мы привлекли к участию в исследовании сто человек (по пятьдесят мужчин и женщин в возрасте от 25 до 35 лет, имеющих высшее образование, – «реципиенты» в терминах нашего исследования). Сначала с помощью комплекса психодиагностических методик (личностный опросник Р. Кеттела; вопросник С. Бэм по изучению маскулинности – феминности; методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел) были изучены личностные особенности участников. Затем испытуемым было предложено оценить по 21 полярной шкале, представленной личностными характеристиками (например, «обаятельная – непривлекательная», «разговорчивая – молчаливая» и т.п. – методика личностного дифференциала), двенадцать объектов: «современная женщина», «женщина в прошлом», «женщина в будущем», «женщина-мать», «хорошая жена», «идеальная женщина», «привлекательная женщина», «женственная женщина», «курящая женщина», «Я сама» («Я сам»). На последнем этапе исследования испытуемым было предложено ознакомиться с тремя наборами фотографий (каждый включал 150 женских изображений: 100 некурящих и 50 курящих и выбрать в каждом наборе изображения тех женщин: (1) на которых участницы исследования хотели бы быть похожими; (2) которые являются привлекательными; (3) являются современными (для респондентов- женщин); (1) на которых бы участники женились; (2) которые являются сексуально привлекательными; (3) являются современными (для респондентов-мужчин). Количество выборов не ограничивалось. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке в программе SPSS. 99 Результаты исследования и их обсуждение В процессе анализа данных, полученных в ходе эмпирического исследования с применением психодиагностических методик, в мужской и женской выборках было выделено по три подгруппы на основании степени выраженности феминности / маскулинности / андрогинности респондентов. Подгруппа маскулинных женщин из последующего анализа была исключена по причине своей малочисленности (всего 2 человека). Охарактеризуем данные подгруппы с учетом полученных в ходе исследования данных. Установлено, что феминные женщины намеренно стремятся показать себя в лучшем свете, проявляя некоторую настороженность по отношению к ситуации обследования. Эти робкие, застенчивые женщины редко бывают самодостаточными. В силу высокого уровня самоконтроля они склонны демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, контролировать свои поведенческие реакции: не имеют склонности к аддиктивному и аутодиструктивному поведению, у них отсутствует тенденция к соматизации тревоги, не выражена склонность к реализации комплексов вины. Феминные женщины не приемлют насилия как средства решения проблем, и для них не типична агрессия как способ выхода из фрустрирующей ситуации. Они обычно убеждены в правильности того, чему их учили, и принимают все как проверенное, несмотря на противоречии; склонны к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей. Избегают профессий, связанных с личными контактами, предпочитают иметь одного или двух близких друзей, не склонны вникать во все, что происходит вокруг них. Имеют тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их, придерживаясь традиций. Андрогинные женщины характеризуются яркой выраженностью черт как маскулинного, так и феминного типов. В ходе исследования установлено, что респонденты, относящиеся к данной группе, отличаются умеренной склонностью давать социально-желательные ответы. Андрогинные женщины характеризуются как самостоятельные, независимые, настойчивые, упрямые, своенравные, агрессивные, отказываются от признания внешней власти, порой склонны к авторитарному поведению. При этом они эмоционально сдержанны, деликатны, внимательны к другим. Кроме того, они консервативны, уважают общепринятые принципы, терпимы к традициям, склонны к морализации и нравоучениям. Склонность к аддиктивному поведению отсутствует или выражена слабо. Более энергичные, деятельные и сильные, нежели чем феминные женщины, они порой имеют склонность к делинквентному поведению и не всегда принимают свою женскую роль. Маскулинные мужчины характеризуются наличием таких личностных качеств как легкость в общении, открытость, готовность к сотрудничеству, активность в устранении конфликтов. Кроме того, у респондентов этого типа можно отметить тенденцию к непостоянству целей, непринужденность в поведении. Не руководствуясь волевым контролем, часто не обращают 100 внимания на социальные требования. Они свободны от влияния группы, что может вести их к асоциальным поступкам, но в тоже время данная характеристика может делать их деятельность более эффективной. Маскулинные мужчины предпочитают ограниченный круг близких друзей, любят общение и восхищение со стороны окружающих, хотя порой им необходима не коммуникация сама по себе, а поддержка со стороны группы. Они не склонны вникать во все, что происходит вокруг них, из-за своей импульсивности, могут быть не внимательны к другим людям. Такие мужчины обычно уверены в себе и своих способностях. Андрогинные мужчины в большей степени, чем представители двух других выделенных групп в мужской выборке, склонны к социально- желательным ответам. У них отсутствует склонность к саморазрушающему поведению, агрессивные тенденции выражены слабо, но они могут быть склонны к асоциальному поведению. Порой потворствуют своим желаниям, не прилагают усилий по выполнению групповых норм и правил: при отсутствии согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами они проявляют гибкость по отношению к ним. Имеют низкий порог в отношении фрустрации, порой раздражительны, эмоционально возбудимы. Имеют склонность к непостоянству, подвержены влиянию чувств, случая и обстоятельств, им свойственны оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Феминные мужчины более сдержаны и критически настроены. Они застенчивы, предпочитают держаться в стороне. Их речь замедленна, они могут испытывать трудности с вербализацией своих мыслей, поэтому часто предпочитают просто промолчать. Обычно мужчины этого типа избегают профессий, связанных с личными контактами, они довольно зависимы от своего социального окружения, предпочитают быть ведомыми и принимать решения, основанные на обсуждении, а не занимать лидерские позиции или проявлять инициативу. При этом они могут быть недисциплинированными, испытывать затруднения с самоконтролем. Имеют развитое абстрактное мышление, достаточно высокий уровень общей культуры. Следующим этапом стал анализ специфики представлений о курящей женщине в каждой из пяти описанных выше групп по результатам применения методики личностного дифференциала. В результате факторно- аналитической обработки данных в каждой выборке было выделено по два значимых фактора «Социальная желательность» и «Гендерная идентичность», имеющих максимальную долю дисперсии (см. Таблицы 1 – 2), а затем построены семантические пространства оцениваемых объектов в отношении данных факторов (см. примеры семантических пространств на Рисунках 1 – 2). 101 Таблица 1. Результаты факторного анализа данных в женской выборке (феминные и андрогинные женщины) Феминные женщины Андрогинные женщины Факторы Факторы Гендерная идентич- ность (Ф) Социальна я желатель- ность Социальна я желатель- ность Гендерная идентич- ность (М) Объяснимая дисперсия 42,89% 41,01% 48,00% 32,90% 1. обаятельная – непривлекательная -0,936 -0,914 2. слабая – сильная 0,80 0,601 3. разговорчивая – молчаливая 0,849 -0,713 4. безответственная – добросовестная 0,813 5. упрямая – уступчивая 0,930 -0,822 6. замкнутая – открытая 0,811 0,880 7. добрая – эгоистичная -0,757 0,770 8. зависимая – независимая -0,732 0,829 9. деятельная – пассивная 0,612 -0,763 -0,645 -0,721 10. черствая – отзывчивая 0,803 -0,603 11. решительная – нерешительная 0,660 -0,728 -0,715 -0,680 12. вялая – энергичная -0,688 0,682 0,772 13. справедливая – несправедливая -0,630 -0,755 -0,640 14. расслабленная – напряженная -0,696 0,689 15. суетливая – спокойная 0,748 0,657 16. враждебная – дружелюбная 0,800 0,815 17. уверенная – неуверенная -0,867 -0,851 18. нелюдимая – общительная 0,825 0,922 19. честная – неискренняя -0,813 -0,715 20. несамостоятельная – самостоятельная -0,797 0,827 21. раздражительная – невозмутимая 0,746 0,766 102 Таблица 2. Результаты факторного анализа данных в мужской выборке (феминные, андрогинные и маскулинные мужчины) Феминные мужчины Андрогинные мужчины Маскулинные мужчины Факторы Факторы Факторы Гендер ная идентич ность (Ф) Социаль ная желател ьность Социаль ная желател ьность Гендер ная идентич ность (Ф) Социаль ная желател ьность Гендер ная идентич ность (Ф) Объяснимая дисперсия 42,70% 19,40% 46,00% 35,10% 55,00% 26,00% 1. обаятельная – непривлекательная -0,833 -0,898 2. слабая – сильная -0,663 0,632 -0,615 3. разговорчивая – молчаливая 0,744 0,914 0,727 4. безответственная – добросовестная 0,905 0,889 0,897 5. упрямая – уступчивая 0,740 0,855 6. замкнутая – открытая 0,915 7. добрая – эгоистичная -0,859 -0,865 -0,635 8. зависимая – независимая -0,695 -0,820 9. деятельная – пассивная 0,655 0,727 -0,828 10. черствая – отзывчивая 0,906 0,906 0,837 11. решительная – нерешительная -0,737 0,933 -0,615 0,708 12. вялая – энергичная 0,766 -0,808 0,873 13. справедливая – несправедливая -0,660 -0,930 -0,932 14. расслабленная – напряженная -0,721 -0,763 -0,648 15. суетливая – спокойная 0,807 0,606 0,732 16. враждебная – дружелюбная 0,829 0,933 0,814 103 17. уверенная – неуверенная -0,648 0,687 -0,782 18. нелюдимая – общительная 0,613 -0,873 0,713 19. честная – неискренняя -0,907 -0,859 -0,907 20. несамостоятельная – самостоятельная -0,688 -0,861 0,613 -0,756 21. раздражительная – невозмутимая 0,662 0,946 0,901 Установлено, что объект «Курящая женщина» в семантическом поле каждой исследуемой группы находится в отдалении от других объектов оценивания: во всех пяти случаях он расположен на отрицательном полюсе фактора «Социальная желательность». Иными словами, подавляющее большинство реципиентов оценивают курящую женщину как непривлекательную, раздражительную, слабую и враждебную. Единодушны респонденты и в оценке гендерных особенностей данного образа: курящей женщине, в целом, приписываются андрогинные качества. Для более детального изучения специфики восприятия образа курящей женщины анализировались предпочтения, продемонстрированные реципиентами в ходе последнего этапа сбора эмпирических данных (выбор изображений). Благодаря применению U-критерия Манна-Уитни было установлено, что мужчины, в целом, склонны считать курящих женщин более привлекательными и современными, нежели чем реципиенты- женщины (см. Таблицу 3). Таблица 3. Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей восприятия образов курящих женщин Показатели (Доля выборов образов курящих женщин) Средние значения U- критерий р Муж. Жен. Привлекательная женщина 18,50 8,00 779,50 0,001 Современная женщина 18,20 9,30 832,50 0,003 104 Рис. 1. Размещение объектов оценивания в семантическом пространстве факторов «Социальная желательность» – «Гендерная идентичность» (подгруппа феминных женщин) Рис. 2. Размещение объектов оценивания в семантическом пространстве факторов «Социальная желательность» – «Гендерная идентичность» (подгруппа маскулинных мужчин) 105 Для изучения значимых различий в отношении к образу курящей женщины реципиентами выделенных подгрупп также использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни. В женской выборке такие различия не выявлены. В мужской же установлено ряд закономерностей. Так, маскулинные мужчины, в целом, выбирают гораздо больше изображений женщин, которых они считают сексуально привлекательными, чем феминные мужчины (см. Таблицу 4): в среднем, они считают таковой каждую третью женщину. При этом более четверти таких изображений – это образы курящих женщин (в среднем, привлекательными считаются 85% просмотренных изображений женщин с сигаретой), что значительно выше, чем в других подгруппах, в частности, в группе андрогинных мужчин. Таблица 4. Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей восприятия образов курящих женщин Показатели Средние значения U- критер. р Маск.М. Фем.М. Количество выбранных изображений сексуально привлекательных женщин 48,10 16,25 20,00 0,047 Маск.М. Анд.М. Доля выборов образов курящих женщин: сексуально привлекательная женщина 28,00 14,90 85,00 0,013 Однако, маскулинные мужчины в гораздо меньшей степени склонны воспринимать курящую женщину в качестве своей возможной супруги и в качестве современной женщины не отрицая при этом ее сексуальной привлекательности (см. Таблицу 5): Таблица 5. Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей восприятия образов курящих женщин у маскулинных мужчин Показатели (Доля выборов образов курящих женщин) Сред. значения U- критерий р 1 2 (1) женщина, на которой я бы женился; (2) сексуально привлекательная женщина 6,60 28,00 17,00 0,004 2 3 (2) сексуально привлекательная женщина; (3) современная женщина 28,00 12,80 27,50 0,030 Сходная тенденция наблюдается и в выборке андрогинных мужчин, которые гораздо чаще воспринимают курящую женщину как современную, нежели чем видят ее на месте своей потенциальной супруги (см. Таблицу 6): 106 Таблица 6. Сравнительный анализ выраженности изучаемых показателей восприятия образов курящих женщин у андрогинных мужчин Показатели (Доля выборов образов курящих женщин) Сред. значения U- критерий р 1 3 (1) женщина, на которой я бы женился; (3) современная женщина 5,20 18,10 24,00 0,000 В заключение мы попытались определить, какие личностные особенности определяют привлекательность образа курящей женщины. Для ответа на данный вопрос мы прибегли к процедуре дисперсионного анализа, позволившего выявить два значимых эффекта в выборках андрогинных женщин и маскулинных мужчин (см. Таблицы 7 – 8 и Рисунки 3 – 4). Таблица 7. Эффект уровня выраженности показателя «Склонность к аддиктивному поведению» на показатель «Восприятие курящей женщины в качестве образца для подражания» (однофакторный дисперсионный ANOVA межгрупповой дизайн) Уровни склонности к аддиктивному поведению Восприятие курящей женщины как образца для подражания низкий 1,06 средний 1,00 высокий 2,00 |