Главная страница
Навигация по странице:

  • Авторская точка зрения

  • Чужая или обобщённо-неопределённая точка зрения

  • ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • 4. Взаимодействие текстов

  • 4.2. способы Взаимодействия текстов ограниченного употребления

  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 333. Эпиграф

  • «Текст в тексте»

  • Русский язык и культура речи. Методическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения Нижний Новгород 2011 Составитель В. В. Филатова удк 808. 2 (075. 8)


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения Нижний Новгород 2011 Составитель В. В. Филатова удк 808. 2 (075. 8)
    АнкорРусский язык и культура речи
    Дата27.11.2019
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1718336397.doc
    ТипМетодическое пособие
    #97310
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8


    3.4. Наиболее употребительные яыковые средства, служащие выражением знания-мнения

    1

    2

    Субъектная

    принадлежность

    точки

    зрения

    Семантика


    Языковые средства выражения


    Уверенности,

    убеждённости

    Абсолютно убеждён

    убеждён

    а то как же

    без сомнения

    без всякого сомнения вне всякого сомнения

    очевидно

    так или иначе

    без преувеличения

    вполне вероятно

    действительно

    естественно

    несомненно

    непременно

    безусловно

    бесспорно

    конечно

    неоспоримо

    подлинно

    поистине

    разумеется

    уверен

    Авторская

    точка

    зрения

    само собой разумеется

    нет оснований сомневаться


    Сомнения,

    неуверенности

    Будто бы

    вероятно

    видимо

    возможно

    едва ли не

    кажется

    казалось бы

    скорее всего сомнительно

    сомневаюсь

    как бы

    пожалуй

    якобы

    в каком-то смысле

    должно быть

    надо полагать

    надо думать

    не вполне уверен

    не исключено

    некоторым образом

    сомневаюсь, что

    скорее всего

    неуверен

    как мне (нам) кажется можно предположить может быть

    по-видимому

    по всей вероятности

    по всей видимости

    трудно сказать

    так ли (уж)

    по-моему

    насколько мне известно

    вызывает сомнение тот факт, что

    создаётся тако


    Несогласия

    Выглядит неубедительным (утверждение)

    весьма сомнительно

    кажется невероятным

    мне так не кажется

    нельзя мириться (согласиться) с тем, что не представляется целесообразным,

    не вполне (не совсем) понятно, как

    скажешь (скажете) тоже

    вряд ли

    едва ли

    как бы не так

    ой ли

    не скажи

    не скажите

    ничуть не бывало

    Окончание табл. 3.4

    1

    2





    Чужая или обобщённо-неопределённая

    точка зрения

    всякому понятно (известно, ясно) многие (некоторые) считают, что

    народная мудрость гласит

    нельзя не заметить, что

    окружающие расценивают это как складывается впечатление, что

    согласно общественному мнению

    понятно

    всем известно

    известно

    как говорится

    как говорят

    как (нам) известно

    нельзя не

    з
    Чужая или обобщённо-неопределённая

    точка зрения

    метить


    является общепризнанным

    с точки зрения большинства

    с научной точки зрения

    стоит согласиться с тем, что…

    существует (есть) мнение

    по мнению учёных (специалистов)

    по прогнозам специалистов

    представляет научный интерес

    общеизвестно

    считается, что

    специалисты считают статистика гласит

    не стоит забывать и о…

    учёные утверждают

    наукой установлено

    обращает на себя внимание тот факт, что…

    никого (уже) не удивляет тот факт, что…

    общество негативно (терпимо) относится к

    как сообщает (свидетельс

    вует) статистика



    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    • Среди названных в таблице 3.4 языковых средств выражения знания-мнения укажите нейтральные и стилистически окрашенные.

    • Докажите, что сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным и вводные слова (выражения) употребляются для выражения точки зрения во всех функциональных стилях.

    • Назовите функциональные стили, накладывающие ограничения в выражении точки зрения. Прокомментируйте это явление?


    4. Взаимодействие текстов

    4.1. универсальные способы Взаимодействия текстов*

    Способ

    Общая характеристика

    Примеры


    Цитирование

    Использование дословной выдержки из какого-либо текста с указанием его авторства

    «Удаль. В этом слове, – пишет Ф. Искандер, – ясно слышится – даль. Удаль – это такая отвага, которая требует для своего проявления пространства, дали»


    Косвенная речь

    Не предполагающее точного воспроизведения чужой речи её передача в форме изъяснительной придаточной части сложноподчинённого предложения

    Авторы книги «Философия ребёнка», утверждают, что дети, проявляющие эгоцентризм в коммуникативной деятельности, проявляют его и в своих играх


    Референция

    Передача общего содержания другого текста с указанием на его авторство с помощью вводных слов (выражений) или других лексико-грамматических средств

    Много примеров поспешных обобщений, встречающихся в истории науки, приводит в своих работах русский учёный В.И. Вернадский


    *Примечание: Универсальные способы используются во всех без исключения функциональных стилях.

    4.2. способы Взаимодействия текстов ограниченного употребления


    Способ

    Общая

    характеристика

    Сфера

    употребления

    Примеры

    1

    2

    3

    4


    Ссылка

    Библиографические сведения о цитируемом, анализируемом или упоминаемом чужом тексте; помеща-ются как в самом тексте, так и в его конце (или в конце рубрики). Различают ссылки внутритекстовые, затекстовые, подстрочные (сноски)


    Научный

    стиль
    Официально-деловой

    стиль




    О силе цитаты в публичном выступлении пишет Д. Карнеги (Карнеги 1990, 144)
    ф.Энгельс называл знание классических и иностранных языков двумя рычагами, позволяющими «…стать выше ограниченной национальной точки зрения»1 -----------------------------------------------------------

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 333.


    Эпиграф


    Чужой текст или его фраг-мент, расположенный после заглавия и "программирую-щий" восприятие текста адресатом


    Художественный

    стиль
    Публицистический стиль


    Есть лишь одна проблема одна-единст-венная в мире вернуть людям духовное содержание, духовные заботы…

    А. де Сент-Экзюпери
    (Эпигаф к роману А. и Б. Стругацких «Хищные вещи века»)


    «Текст

    в тексте»


    Приём, заключающийся в использовании в тексте целиком другого текста, реально существующего или вымышленного

    Художественный

    стиль
    Публицистический стиль


    Письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»



    Аллюзия


    Намёк на известное историческое или легендарное событие, изображенное в другом тексте


    Художественный

    стиль
    Публицистический стиль


    Диоген получил квартиру.

    После тесной и душной бочки он стал барином и жуиром, перестал скучать в одиночку. Всем доволен, всем обеспечен, он усваивал новый опыт. Иногда у него под вечер собирались отцы синопа. Те, что прежде его корили, те, что прежде смотрели косо…

    И всё чаще в своей квартире тосковал Диоген-философ.

    И тогда, заперев квартиру, неумытый, в одной сорочке, шёл он к соседнему трактиру.

    Диогена тянуло к бочке…

    (Ф. Кривин. Диоген Синопский)
    Для адекватного понимания и интерпретации данного текста необходимы фоновые знания о сущности учения древнегреческого философа Диогена, проповедующего аскетизм и близость к природе. Диоген странствовал по Греции, а своим жилищем избрал глиняную бочку



    Окончание табл. 4.2

    1

    2

    3

    4


    Пародия


    Имитация с целью осмеяния, вышучивания чьей-либо индивидуальной манеры, какого-либо стиля, жанра, речевых стереотипов


    Художественный

    стиль
    Публицистический стиль


    Старуха. Домик. Хлев и серый козлик.

    И ничего. И к козлику любовь,

    Что каждый мускул муксусом пронижет,

    Мускатным шумом, пенным, как прибой.

    И небо грузным куполом соборным

    Над бором, взбросившим, как бровку, вверх

    Фестоны тёмные бессонных сосен,

    И ничего. Старуха. Козлик. Лес…

    Рвалась на волю волн озонных жажда

    Сплошным «ме-ме»: туда, туда бы, в бор!

    Играя в прятки перед тем, как прянуть,

    В бору мечась, волчком вертелся волк!

    И призмой слёз уже в глазах козлиных

    Расколот мир на эллипс и на ромб…

    Козлёнка нет. Старуха, хлев и домик.

    Рога и рожки. Больше ничего.
    (Пародия Э. Паперной по мотивам песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик» на стиль раннего Б. Пастернака)


    реминисценция


    Включение в речь хорошо узнаваемого фрагмента чужого текста или отдельного образа, мотива без упоминания названия этого текста и его автора


    Художественный

    стиль
    Публицистический стиль


    Фрагмент публицистического текста:
    Главный провал советского строя состоит в том, что он воспитал избалованного человека массы , который подрыл у дуба корни, не подумав, что жёлуди растут на этом дубе
    вызывает в сознании читателя аналогию с текстом басни И. А. Крылова «Свинья под дубом»

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта