Главная страница

развитие речи. 10. разв уст речи с нар слух. Методическое пособие для учителейдефектологов и родителей Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко Институт


Скачать 385.21 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для учителейдефектологов и родителей Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко Институт
Анкорразвитие речи
Дата22.10.2022
Размер385.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла10. разв уст речи с нар слух.docx
ТипМетодическое пособие
#749000
страница24 из 70
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   70

РИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РЕЧИ



В 2-3 года детей учат отделять один слог от ряда слогов, а на специальных занятиях - определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах 3-х. По мере того, как дети овладевают этими умениями, педагог приступает к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний.

В 3-4 года детей учат воспроизводить вначале двусложные ритмы (типа ТАта итаТА), а затем и трехсложные (типа Татата, таТАта, татаТА). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение ударного слога сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим, например:


    • сидя ударять ладошками по коленям, произнося безударный слог па, и кулачками по полу - ударный - ПА (при воспроизведении двусложных ритмов паПА или ПАпа);




    • сидя или стоя хлопать в ладоши на безударный слог - та и по ногам - на ударный - ТА (при воспроизведении трехсложных ритмов ТАтата, таТАта, татаТА);




    • сидя ударять мячом о пол, произнося безударный слог - та, вытягивать руки с мячом вперед - на ударный слог - ТА (воспроизводя дву - трехсложные ритмы);




    • стоя, сжатые кулачки у груди, на безударный слог руки резко опустить вниз - па, на ударный - отвести в стороны-вниз - ПА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов).


В тех случаях, когда тот или иной ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, педагог выполняет упражнение вместе с ним, его руками.
Постепенно движения при произнесении ударного и безударных слогов начинают отличаться только по амплитуде и длительности, например, при отхлопывании ритмов, их отстукивании (рукой или ногой), дирижировании и т.п.
В 5-6 лет детей учат воспроизведению повторяющихся ритмов типа
ТАтаТАтаТАтаили папаПАпапаПАпапаПА.При этом они могут ходить по кругу, шагать на месте, хлопать в ладоши и т.п.
По мере того, как дети овладевают этим умением, упражнения усложняются: предлагается сочетать произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения, например:


    • отхлопывать ритм ПАпаПАпаПАпа в разном темпе: медленно, в нормальном темпе и быстро;




    • шагать на месте, произнося ритм ТАтатаТАтата тихим голосом и слегка поднимая ноги, голосом нормальной громкости при среднем поднимании ног, громким с высоким поднятием колен.


Предлагаются также упражнения в воспроизведении ритма слов, фраз, простых стихов, например:
татаТОтатаТО-молоко,молоко,
тататаТЕТтататаТЕТ - велосипед, велосипедтаТУтататаТО-наулицетепло.

Дети отхлопывают эти ритмы, отстукивают, воспроизводят дирижированием. В них, как правило, сохраняется ударный гласный.
Детей учат не только воспроизводить ритм слов, но и подбирать их по ритму, предложенному педагогом. Например, узнавать, ритм какого из трех-пяти слов отхлопал взрослый: пальто, весна,тапочки, собака,виноград.

1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   70


написать администратору сайта