СРС. Служение книга. Методическое пособиеобучениеслужениеммосква, 2020
Скачать 3.13 Mb.
|
162 163 Прило жение № 6 Глава III. Вне дрение ме то дики об учение с лу жением в образоват ельный проце сс 8) Молодые люди часто обладают уникальным видением того, как улучшить окружающий их мир, но у них нет финансовых средств для того, чтобы сделать это видение реальностью. В Северном Манчестере, штат Индиана, в рамках партнер ства между университетом и местным сообществом была создана программа по вовлечению студентов колледжей и старшеклассников в благотворительные проекты, что бы дать им возможность воплощать свои мечты на бла го общества. Инициатива YES («Молодежь, вовлеченная в служение») предлагает старшеклассникам представить предложение, направленное на улучшение общества, в ко тором они живут. Оно состоит из письменного заявления с подробным объяснением финансовых потребностей. Про екты отбирает комитет университетских и общинных пар тнеров, а победители конкурса получают гранты до $1000. Предпочтение отдается проектам, которые a) дают молоде жи возможность планировать и осуществлять проекты по предоставлению услуг в целях удовлетворения потребно стей общины; b) признают и поощряют молодежь в качестве добровольцев; c) воспитывают молодежь в духе филантро пии; d) содействуют развитию партнерских связей между молодежью и взрослыми. Для России это отдельная и крайне важная тема — раз витие личной благотворительности. У нас сформировалась культура развития гражданского общества посредством грантовой поддержки СО НКО. Но необходимо развивать систему малых персональных прогрессивных грантов (во многих странах начиная с 12 лет), которые существенно влияют на формирование гражданской культуры. 9) Педагогический колледж в рамках проекта обучение служе нием взаимодействует с другими университетами, привле кая их к педагогическому служению. Так, например, 40 — 50 студентов преддипломной подготовки из сельскохозяй ственного и технического университета Северной Кароли ны обучили 70–80 детей из близлежащей городской школы в рамках программы S.M.A.R.T. «Репетиторство и обогаще ние» («Сервис, Наставничество, Достижения, Ответствен ность, Командная работа»). Эти студенты работали в парах с группами от четырех до шести детей, которые дважды в неделю приезжали в университет на двухчасовые занятия. Этим ребятам грозила опасность неуспешной сдачи тестов по государственным стандартам. Образовательное наставничество было сильной сто роной советского педагогического образования. Многие советские фильмы были посвящены работе студентов в ка честве вожатых классов, их помощи отстающим и трудным подросткам. Эта традиция достойна того, чтобы ее возро ждать. 10) Преподаватели включаются в проекты обучение служени ем по разным причинам: стремление к обучению в учебном заведении, намерение вовлечь студентов в общественную жизнь, план по личностному или профессиональному ро сту. Всё это благородные причины для проведения обу чения в классе. В основе педагогики обучения служением лежат убеждения, что центральная миссия гражданского образования заключается в воспитании активных, вов леченных граждан, и эта миссия с большей вероятностью может быть выполнена путем предоставления молодым людям возможности непосредственно ощущать политику как часть своего образования. Опять же, хотя некоторые могут утверждать, что преподавание политики не должно быть в повестке дня занятий по дисциплинам, не связан ным с политологией, но опыт обучения служением показы вают не только то, почему мы должны обучать школьников и студентов гражданскому сознанию, общественной вов леченности и активности на занятиях, но и то, как это может происходить на других дисциплинах. Обучение слу жением, когда оно хорошо реализовано, оживляет страни цы учебника и слова лекции. Обучение служением возвращает нас к аристотелевскому пониманию политики как «дела всех и каждого в интересах общего блага». Политика — это прежде всего не управление и администрирование, и борьба за власть. Политика — это возможность проектировать и конструировать окружающую действительность собственными силами, опираясь на ре сурсы дружеских отношений и местных сообществ. 11) Курсы обучения служением могут стать общественным движением. Например, курс по экологической защите (борьба с пластиковыми пакетами, умная сортировка и ути лизация мусора, очистка территорий от мусора и т.д.) из просто академического курса благодаря подходу обучение служением превратился в общественное движение сту дентов и школьников. 164 165 Прило жение № 6 Глава III. Вне дрение ме то дики об учение с лу жением в образоват ельный проце сс Студенты могут помочь инициативным и активным школьникам создавать собственные социально полезные общественные объединения, реализовывать социальные проекты, проектные идеи, поскольку учителя и родители не всегда обладают возможностями и желанием поддер жать их в этих начинаниях. 12) Философия может показаться академической дисципли ной, наименее легкой в изучении. Однако практическое служение обществу прекрасно дополняет абстрактную мысль, типичную для философского исследования. Фило софия формирует наше восприятие мира, наше взаимо действие друг с другом и наше понимание общества. Курс «Прикладная философия и служение обществу» требует от студентов установления связи между идеями, представлен ными в их заданиях для чтения, и их фактической работой по служению. Этот курс — одна из граней университетской инициативы, разработанной, чтобы повышать осведомлен ность студентов о местном сообществе и способствовать гражданской активности. Некоторые примеры. Учащийся, интересующийся этикой окружающей среды, может работать волонтером в близлежащем государственном парке или заповеднике, оказывая такие услуги, как обслуживание троп или переме щение инвазивных видов. В сочетании с этой работой сту дент читает избранные философские труды по вопросам окружающей среды и охраны природы. Студент, желающий работать с бедными, может предоставить услуги в приюте или общественном центре, а также прочитать о социальной справедливости или общественно полезной помощи. Уча щийся, заинтересованный в развитии ребенка, может быть наставником в государственной школе или общественном центре отдыха и читать труды о философии образования. Требуется как минимум 30 часов работы, а также пись менные задания (дневник и статьи) и презентация. Чтобы чтение было общим, всех учащихся просят читать «Лучше вместе: Восстановление американского общества» Робер та Патнэма и Льюиса Фельдштейна (2003). Занятия прово дятся в целом один раз в неделю в течение одного часа, чтобы высвободить время для служебной деятельности. Кстати, замечательные книги Роберта Патнэма «Оди ночество игрока в боулинг» и «Лучше вместе», ставшие отправной точкой для мощного развития общественного служения в США в начале 21 века, так и не переведены в России, и это надо сделать! Книга “Better Together” стала основой целого движения групп общественного служения в местных сообществах и семинаров, на которых по всей стране обсуждаются идеи обустройства общинной жизни. 13) Мы внедрили обучение служением в курс математики, что бы помочь будущим учителям узнать о детях и их общинах, а также стать более граждански настроенными и получить ценные знания и навыки, необходимые для преподавания математики. Наша организацияпартнер указала на то, что дети, участвующие во внеклассных программах, нуждают ся в большем количестве возможностей для обучения ма тематике и в более качественной поддержке со стороны волонтеров, способных заниматься математикой. Студенты создавали математические упражнения или игры для де тей, которые обычно длятся по 20 минут. В течение семе стра студенты, проходящие преддипломную подготовку, представляют миниуроки и размышления по математике, часть из них связана с интересами детей, не посещающих школу, или с актуальными социальными проблемами. То есть, по сути, нет такого академического курса, та кой учебной дисциплины, которые нельзя было бы связать с реализацией принципа обучение служением. 14) Голод, бездомность, злоупотребление алкоголем и под ростковая беременность — всё это проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся, занимающиеся социальной рабо той. На курсах бакалавриата по оказанию социальных ус луг студенты выбирают социальную проблему или вопрос и осуществляют мероприятия по предоставлению обра зования и/или поддержки людям или общественным ор ганизациям, занимающихся решением подобных проблем. Студенты вносят свой вклад в жизнь своих сообществ, приобретают навыки управления проектами, улучшают навыки работы в целевых группах и размышляют над этим опытом. Внутри проектов обучение служением могут взаимо действовать, дополняя друг друга, студенты самых разных специальностей и необязательно в смежных областях. 15) Профессорскопреподавательскому составу нетрудно по нять потенциальные преимущества подхода обучение 167 Прило жение № 7 166 Глава III. Вне дрение ме то дики об учение с лу жением в образоват ельный проце сс служением и его основные принципы размышления и вза имности. Тем не менее они часто оказываются в затруд нительном положении, что вполне объяснимо. Как найти партнеров по сообществу и работать с ними? Как на самом деле выглядит сочетание опыта оказания услуг с академи ческим содержанием? Сколько услуг достаточно? Как оце нивать общественные услуги? В наших университетах возникнут аналогичные вопросы, и к ним следует соответствующим образом подготовиться. 16) В рамках реализации проектов обучение служением была разработана программа развития лидерских качеств “Leading Others outreach”. Программа интегрирует теорию и прак тическое применение в развитии лидеров для выполне ния ролей в динамичной организационной среде 21 века, студенты бакалавриата и магистратуры изучают навыки, связанные с умением руководить, тактикой влияния, комму никацией, содействием, креативностью, принятием решений, планированием, руководством изменениями и усилиями по сотрудничеству. В целом имеет смысл развивать самостоятельные ака демические курсы по формированию социальной компе тентности и использовать их практический потенциал для общественного служения. 17) Подход обучение служением можно использовать для эф фективной адаптации вновь поступивших студентов. Первые несколько недель после прибытия студентов на террито рию колледжа — критическое время для того, чтобы вов лечь их в новые подходы к обучению. Осознавая важность правильного начала, большинство американских универси тетов предлагают нечто вроде «первого года». В Универси тете штата Юта программа ”FirstYear experience” называется «Связи» и имеет форму двухзачетного курса, проводимого в течение трех с половиной дней до начала осеннего се местра, плюс четыре еженедельных одночасовых занятия в первый месяц семестра. Реализуя SL, необходимо помнить о целях курса при проектировании обучения, сочетающего чтение и обсуждение в классе с вовлечением сообщества и рефлексией. Цель курса сформулирована следующим об разом: «”Связи” — это академический предмет, предназна ченный для облегчения перехода студентов в Университет штата Юта и подготовки их к работе в колледже. Предмет охватывает академические ожидания, стратегии обуче ния и навыки управления временем, а также обеспечивает атмосферу для знакомства с друзьями, преподавателями и персоналом. Тренинги на командообразование, которые универси теты проводят для первокурсников, будут более эффек тивны, если использовать возможности волонтерского служения. Изучив тезисы, наш профессорскопреподавательский со став педагогических вузов обнаружит, что многое из того, о чем идет речь, у нас уже делается, а также у нас есть собственные инновации и подходы, которые были бы интересны и для других стран. Поэтому речь идет о том, чтобы, используя уже наработанный опыт, лучшие практики из прошлого и новые педагогические технологии, проектировать и конструировать систему творческого общественного служения студентов. Си стему, которая позволит приобрести наилучший для образо вательного процесса результат — вдохновляющую мотивацию и осознанный смысл деятельности. ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 1 Решетников О.В. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Содержание подготовки муниципальных служащих к испол нению своих функциональных обязанностей разумно опреде ляется необходимыми профессиональными компетенциями, 1 По материалам статьи: Решетников О.В. Технологии социального служения в практике подготовки муниципальных служащих // Местное право. Науч нопрактический журнал местного самоуправления и муниципального пра ва. — 2017. — № 2. — С. 17–27. 168 169 Прило жение № 7 Глава III. Вне дрение ме то дики об учение с лу жением в образоват ельный проце сс соответствием квалификационным требованиям, управленче ским опытом, уровнем правового знания и сознания. Пере числение всех этих переменных сопровождается у обывателя, коему и предстоит служить, различными оттенками скуки и вы зывает апатию, если только нет личного пристрастного интере са. Однако имидж как государственного, так и муниципального служащего, то, как он воспринимается гражданами, далек от параграфов профессионального стандарта и складывается из реалий повседневного чиновничьего бытия. И в этом случае многие граждане не скупятся на яркие краски эмоционально го рисунка, коим изображается типичный чиновник. С опорой на статистику это выглядит следующим образом: «четверть опрошенных россиян связывают со словом “чиновник” такие слова, как «взяточник, вор, жулик, казнокрад»», складывают портрет чиновника из следующих пазлов: «образованный» (57%) «профессионал» (42%), «обладающий способностью хо рошо говорить» (56%), но «по натуре беспринципный» (45%), нечестный человек» (53%), который «преследует собственные интересы» (60%) и «оторван от народа» (57%) 1 — и награждают чиновника соответствующим уровнем доверия 2 Следует так же оговориться, что для «рядового» гражданина, не изучивше го во всех тонкостях ФЗ «О муниципальной службе» 3 , депутат любого уровня, государственный и муниципальный служащий выглядят «на одно лицо» и в тонкостях их пенсионного обе спечения он не разбирается. Возможно предположить, что об раз УгрюмБурчеева 4 и его сродственников по чину неизбывен для России, но ведь известно много отдельно взятых честных, ревностных современных государственных служащих. Более того, при близком знакомстве, в тесном взаимодействии ока 1 Данилина М.В., Подлиннова А., Силаев А. Портрет государственного слу жащего: социальные и психологические аспекты // Гуманитарные научные исследования. — 2015. — № 1. [Электронный ресурс]. http://human.snauka. ru/2015/01/8195 (дата обращения: 19.11.2016) 2 Также интересен тот факт, что большинство опрошенных россиян не верит в честность сведений о доходах, представленных слугами народа. Так, по ре зультатам онлайнопроса, проведенного с 15 по 17 апреля 2013 года на сайте информационного агентства «Регнум», выяснилось, что абсолютное боль шинство россиян — посетителей интернетресурса (89%) — сомневаются в достоверности опубликованных в декларациях сведений. Там же. 3 Федеральный закон от 02.03.2007 г. N 25ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». 4 СалтыковЩедрин М.Е. История одного города. зывается, что честных, болеющих душой за дело чиновников большинство. Но в массовом сознании честный чиновник воспринимается, скорее, как исключение, даже если за ним статистическое большинство. Конечно, можно, как во времена СССР, создать яркие куль турные образы беззаветных руководителей, рядовых и коман диров строительства светлого будущего 1 , но эти образы могут так и остаться в массовой культуре, не соединившись с реаль ностью. А в реальности современные молодые люди готовы стать чиновниками потому, что это гарантирует материальный достаток и правовую защищенность. Для новой модели нацио нального развития в основу, которой в западной цивилизации полагается принцип «всеобщего участия» 2 , необходим совер шенно иной подход к подготовке муниципальных служащих. Подход, который бы ориентировал будущих государственных чиновников на служение, активное участие в общественной жизни, высокий уровень личностной ответственности. От современного чиновника требуется прежде всего «компе тентность совести». По сути, об этом подходе говорит и наш национальный лидер: «Общество отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы всё это ни исходило, и всё боль ше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение» 3 . Му ниципальный служащий не просто функциональная штатная единица — это личность, общественный лидер, который должен увлечь за собой инициативных граждан, без участия которых ни одна из задач ни местного, ни национального масштаба в полной мере не могут осу ществиться. Отвечая на вопрос о том, где взять силы для местного самоуправления, найдется ли столько беско рыстных людей, чтобы отдавать силы и время спасению своей местности? А.И. Солженицын в работе «Россия в обвале» говорил: «Ну, а если не найдется — мы и не 1 Например, художественные фильмы «Коммунист», «Председатель», «Секре тарь райкома», образы советских руководителей в тогдашних сериалах и т.д. 2 Бабичев И.В., Решетников О.В. Инновационные социальные технологии как базисный механизм цивилизационного, национального и местного развития // Местное право. — 2016. — № 3. — С. 73–78. 3 Послание Президента Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года. 170 171 Прило жение № 7 Глава III. Вне дрение ме то дики об учение с лу жением в образоват ельный проце сс стоим ничего как народ, тогда, в ослаблении, оставим все заботы» 1 Подходить к формированию образа мыслей и действий муниципального служащего следует еще в период его профес сиональной подготовки, тем самым закладывая нравственный фундамент его чиновничьей будущности. На этом этапе следу ет решить четыре основных проблемы: ● «служит без служения» — муниципальный служащий не име ет опыта общественного служения; ● «сидит в высокой башне» — далек от людей и непонятен людям; ● «учит тому, чего сам не умеет» — не имеет практических компетенций социального конструирования и проектиро вания, продвижения собственных инициатив; ● «капитан без корабля» — лидер группы без группы. Названные шаблоны переносятся в практику дальнейшей профессиональной деятельности и формируют негативный ду ализм — расхождение номинального статуса и внутренне осоз наваемого содержания деятельности. Это приводит к тому, что служащий не получает удовлетворения от своей деятельности, не видит ее смысла, чувствует себя не на своем месте, не реа лизуется как личность, что подсознательно требует компенса ции в форме земных благ. Еще с древних времен известно, что modus vivendi и modus operandi формируются в реальной повседневной практике, в решении конкретнопрактических задач, в условиях опреде ленным образом организованной деятельности. В целом это общий тренд развития системы современного образования — стремление приблизить его к социальной реальности 2 Технологии социального служения отвечают двум задачам практической ориентированности образования: вопервых, формируют необходимые нравственные, цен ностные ориентиры, готовя обучающихся к общественному служению, к осуществлению своей личностной миссии; 1 Солженицын А.И. Россия в обвале. 2 Решетников О.В. Школа и социум: взаимодействие в новой социальной ре альности. — Школьные технологии. — 2014. — № 5. — С. 171–178. вовторых, создают полигон приобретения практических навыков в реальной, направленной на конкретный результат социальной деятельности. Применение технологий социального служения в практике подготовки муниципальных служащих должно быть направле но на всестороннее, полноценное личностное и професси ональное развитие будущего муниципального служащего, на формирование уникального опыта гражданского участия и со циальной ответственности. Период профессиональной подготовки закладывает осно вы будущей муниципальной службы не только через приобре тение специальных компетенций и знаний, но и, что особенно важно, посредством формирования образа служения, усвое ния профессиональной идентичности и приобретения уни кального личностного опыта гражданского участия. Учитывая задачу ответственного вхождения в социальную реальность будущего чиновника, в западных высших школах публичной политики 1 до 50% учебной нагрузки отводится на внеаудиторную подготовку, на реализацию социальных про ектов. В этой связи технологии социального служения ста новятся неотъемлемой частью образовательного процесса. А с 2014 года, когда принцип обучение служением был вклю чен в ряд базовых в Гарвардском университете, подход к об учению через организованное общественное служение стал одним из ключевых инновационных международных трендов в образовании. Технологии социального служения, способные формиро вать позитивный образ муниципального служащего Задача технологий социального служения — обеспечить равные условия для всех граждан, изъявляющих желание вне сти свой посильный гражданский вклад в развитие местных со обществ, решение социальных задач национального масштаба. Технологии социального служения создают алгоритм ре ализации и создают единую систему социального служения посредством развития инфраструктуры социального служе ния, ее ресурсного обеспечения, а также привлечения, подго товки и поощрения его участников. 1 Школы публичной политики готовят профессионалов для государственного и муниципального управления. |