СРС. Служение книга. Методическое пособиеобучениеслужениеммосква, 2020
Скачать 3.13 Mb.
|
14 15 Глава I. С лу жение Чт о так ое с лу жение и какая у нег о ис тория жизненно важных навыков и умений. Усилия гуманитарной поддержки направляются на ликвидацию безграмотности, информирование и профилактику в сфере негативных зави симостей, развитие компетентностей в электронных и меж личностных коммуникациях, пропаганду культуры. Молодые люди стремятся на добровольной основе рас пространять социально значимые навыки и умения для тех, кто в этом нуждается. Они участвуют в программах ликвида ции элементарной и компьютерной безграмотности, в рас пространении основ знаний и навыков, необходимых для безопасного образа жизни, навыков эффективной коммуни кации. Правозащитная деятельность направлена на за щиту прав человека. Эта деятельность может осуществляться гражданами и общественными структурами. В сфере социального служе ния правозащитная деятельность не преследует политических целей, она направлена на защиту закона (права), прежде всего прав человека. По поводу таких нарушений правозащитни ки используют механизмы защиты прав человека — нацио нальные (внутригосударственные), судебные и внесудебные, международные — с целью восстановления справедливости: право на жизнь, свобода от пыток и жестокого обращения, право на справедливый суд, свобода слова, свобода собраний, свобода ассоциаций, право на свободные выборы и контроль над честностью выборов и т.п. Когда правозащитники и гражданские активисты проводят гражданские, общественные «действия в защиту обществен ных интересов» (акции, кампании, митинги), многие их шаги внешне очень похожи на политические акции. Более того, в процессе их акций и кампаний критика действий власти мо жет быть крайне жесткой. Педагогически грамотно организованное служение спо собствует созданию молодыми людьми собственного мира, самобытной жизни, удовлетворяющей стремление юности к приключениям, героическому, дружбе. Служение — это ценность и глобальный процесс. Смысл служения — в любви к ближнему, в стремлении по мочь другому, сотворить добро. Главное предназначение слу жения — делать мир добрее, изменяясь самому, а не только оказывать помощь в изменении мира другим. Служение широко развито во всем мире и рассматривает ся как глобальный процесс объединения людей, стремящих ся внести посильный вклад в процветание и прогресс своей страны и мирового сообщества: «Независимо от того, как квалифицировать служение: взаи мопомощь, поддержка менее благополучных слоев населения, уход и забота или участие в деятельности организаций, компа ний, — оно есть выражение стремления и возможностей народа добровольно взять на себя обязанность оказывать помощь дру гим и трудиться на благо общества в духе взаимности. Оно ока зывает существенное благотворное воздействие на отдельных лиц и коллективные сообщества и помогает создавать и сохра нять более многогранную социальную архитектуру, укреплять чувство взаимного доверия и сплоченности. Заботясь о людях и делясь с ними, мы становимся более человечными и в то же время укрепляем нравственный климат в наших коллективных сообществах и социальную ткань нашего общества» 1 Служение — это действие. Единицей измерения эффективности служения может быть самооценка инициированных детьми и молодежью социаль ных действий (инициатив), которые испытуемые оценивают двумя способами: как «событие» или «несобытие» их жизни (Е.И. Головаха и А.А. Кроник 2 ). Можно выделить три уровня «социальных действий», ока завших воздействие на следующее: ● мировоззрение: «Если бы я не увидел этого, не встре тился с этими людьми, вся моя будущая жизнь пошла бы по другому пути»; ● интеллект: «Я и до этого слышал и читал об этом, но после реализации данного действия вся имеющаяся в моей памя ти информация словно объединилась, и я понял, что теперь я знаю про это все»; ● самооценку: «Я реализовал данную социальную инициа тиву, и все увидели, какой я талантливый и целеустремлен ный человек, и я это тоже почувствовал». 1 Материалы Международной ассоциации добровольческих усилий / Пер. Центра добровольцев «Московский дом милосердия», 2002. 2 Милосердие: Учебное пособие / Под ред. М.П. Мчедлова. — М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. — 254 с. 16 17 Глава I. С лу жение Чт о так ое с лу жение и какая у нег о ис тория Условно критерии эффективности служения можно раз делить на две группы: внутренние и внешние. Внутренние связаны с личностным ростом каждого чело века, позитивной системой его отношений к миру, близким людям, которая строится на основе его положительной само оценки, активности во всех делах, самодисциплины, досто инства и стремления совершенствоваться, верности долгу и истине, мужества и упорства, настойчивых усилий по реше нию стоящих задач и выполнения их как можно лучше, лояль ности по отношению к друзьям, семье и тем, за кого человек несет ответственность, ясного и честного размышления. Важ ный внутренний критерий результативности — развитое чув ство собственного достоинства человека, его стремление к свободе и способность сочувствовать людям. Внешние критерии эффективности связаны с окруже нием, которое благодаря служению становится примером и идеалом сотрудничества, бодрости, оптимизма. К важным внешним критериям относятся долголетняя дружба, проч ность дружеских связей, осознание детьми и молодежью сво ей прошлой социально значимой деятельности как события в жизни, успешное и радостное начало биографии. Служение — это технология образования, обучения и вос питания. Служение имеет четыре основных этапа: Образный : определение смысла, значимости и значения задуманного для каждого участника и мира в целом. Теоретический : формулирование целевой установки, оп ределение предмета воздействия, выделение структурных элементов, причинноследственных связей и отношений. Методический : выбор источников, путей и способов получения планируемого результата, а также определение приемов и средств обработки и анализа информации, с выра боткой конкретных рекомендаций для преобразовательной деятельности. Процедурный : решение задач, связанных с организаци ей практической деятельности по проверке выработанных рекомендаций, выявлением и устранением недостатков по использованию предложенных рекомендаций и установле нием алгоритма действий. Имея образсмысл, цель, определенный алгоритм (логи ческую последовательность действий), норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, служение представляет собой одну из самых продуктивных технологий образования, социальнопедагогической работы и воспитания. Методология служения предполагает следующее: 1) активную роль каждого участника в формировании, реали зации и оценивании проявленной социальной инициативы в сотрудничестве с другими; 2) связь реальной жизни с открытой и гибкой системой обу чения; 3) изменение позиции педагога, выступающего в роли настав ника и критика; 4) создание образовательной среды, обеспечивающей доступ к информационным технологиям. Результаты служения — это не только социально значимый (общеполезный) продукт. Совместный продукт служения мо жет иметь эстетическую (литературное произведение, рису нок, прогулка по лесу, экскурсия, дизайн помещения и т.п.), научную (монография, пособие, диссертация и т.п.), социаль ную или оздоровительную ценность. При организации служения прежде всего здоровье детей и молодежи отражает качественную характеристику достигну тых результатов. Большая загруженность поручениями и обяза тельствами в ущерб здоровью — недопустимые вещи в служении. ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ СЛУЖЕНИЯ Целевые установки организации служения определяются личностными потребностями, общественным и государствен ным заказом. А. Личностные потребности в служении: ● чувство долга, сострадание к ближнему; ● стремление к постоянному личностному росту, самосо вершенствованию; профессиональному развитию, трудо устройству; ● приобретение новых знаний, умений, развивающих само контроль, творческий потенциал; ● привлекательность условий труда. Б. Общественный заказ: ● строительство справедливого сообщества, уважающего достоинство каждого гражданина; 18 19 Глава I. С лу жение Чт о так ое с лу жение и какая у нег о ис тория ● приобретение молодыми людьми новых знаний, навыков, раз вивающих их инициативность, творческий потенциал, умение отстаивать свои права и свободы, управлять рисками; ● пропаганда ценностей семьи, сообщества, межнациональ ной и глобальной солидарности; ● воспитание личности, заботящейся о преемственности многопоколенных традиций общества; ● развитие молодежных групп, осмысляющих, формулиру ющих, защищающих и обсуждающих права и обязанности (клубы, религиозные конгрегации, профсоюзы, обществен ные движения, органы самоуправления). Социальное служение способствует формированию нравственных понятий семейственности, честности, спра ведливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, умеренности, добра, нравственного опыта, гуманистических ценностных ориентаций. Социальное служение предполагает тесную связь с социу мом через пропаганду позитивных и конструктивных форм помощи детям, юношеству и жителям, нуждающимся в помощи. Благодаря этой связи люди понимают, что служение полезно для общины и для детей, они высоко ценят работу волонтеров и выражают готовность оказать поддержку. В. Государственный заказ: ● всемерная поддержка нравственного, духовного и физиче ски развитого молодого гражданина, обладающего полно ценным здоровьем и ведущего здоровый образ жизни; ● исправное выполнение молодыми людьми своих обязан ностей (уплата налогов, несение воинской службы, воздер жание от совершения преступлений и др.); ● вовлечение молодых людей в процесс выявления и реше ния насущных социальных проблем, по разным причинам не решаемых властью; ● воспитание нравственного и физически развитого мо лодого человека, обладающего полноценным здоровьем и ведущего здоровый образ жизни; патриота — челове ка, заботящегося об экономическом процветании страны, ее целостности и авторитете в мире; молодого тружени ка — созидателя, прилежного исполнителя предписанных инструкций, заботящегося о процветании своей семьи и государства; ● подготовка нового хозяйственника, имеющего полноцен ное профессиональное образование, соответствующее пот ребностям материального и духовного производства; ● обеспечение стимулов, помогающих осознать молодежи грядущие последствия их действий и внушить им ответ ственность за принимаемые решения. МОТИВЫ И СТИМУЛЫ УЧАСТИЯ В СЛУЖЕНИИ Понятие «мотивация» в психологии и педагогике рассма тривается как сознательный выбор человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов. Внешними факторами мотивации к служению выступают стимулы, внутренними — мотивы. Стимулы носят деятельност ный характер, активизируя молодого человека к творческой социально значимой деятельности в конкретный промежуток времени. Мотивы формируют ценностный характер служения, ведя к поиску его смысла как общественногосударственной и личностно значимой деятельности. Мотивы — свойства и ценностные ориентации личности, которыми она руководствуется, совершая тот или иной посту пок или действия. Стимулы — то, что ориентирует личность на достижение лучших результатов в своей деятельности и справедливую оценку таких результатов (премии, моральное поощрение, ма териальное вознаграждение и т.п.). Главная цель вознагражде ния — удовлетворение участника служения оценкой его роли, адекватность оценки ожиданиям, восприятие его как сигнал к дальнейшей более эффективной деятельности. В этом случае можно говорить о двух аспектах поведения участника служения: деятельностном (характеризующем спо собы его деятельности) и мотивационном (характеризующем отношение к той или иной стороне действительности). Деятельностный аспект служения включает следующие признаки: ● наличие специфических стратегий деятельности, обеспе чивающих ее качественную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности служения, с каждым из которых связана своя специфическая страте гия его осуществления: — быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; 20 21 Глава I. С лу жение Чт о так ое с лу жение и какая у нег о ис тория — использование и изобретение новых способов дея тельности в условиях поиска решения в заданной си туации; — выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому ви дению ситуации и объясняющее появление неожидан ных идей и решений. ● сформированность качественно своеобразного индивиду ального стиля деятельности, связанного с самодостаточ ной системой саморегуляции; ● особый тип организации знаний: высокая структурирован ность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; категориальный характер. Все это обеспечивает легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпре тации; ● своеобразный тип самообразования и самовоспитания: создание вариативной, обогащенной и индивидуализиро ванной среды. Мотивационный аспект служения включает следующие признаки: ● переживание чувства удовольствия от собственной актив ности; ● повышенная познавательная потребность, проявляющаяся в постоянной готовности по собственной инициативе по вышать свою квалификацию, выходить за рамки требова ний к деятельности; ● ярко выраженный интерес к оказанию помощи и поддерж ки близким людям; высокая требовательность к резуль татам труда, склонность ставить труднодостижимые цели и настойчивость в их достижении, стремление к совер шенству; ● предпочтение противоречивой информации, неприятие стандартных, типичных заданий; ● устойчивость к отрицательным впечатлениям и эмоци ям, сохранение самоконтроля, чувство ответственности, долга. Мотивы — это внутренний, осознаваемый побудитель к действию. В основе любой осмысленной деятельности ле жат мотивы, которые выстроены в относительно устойчивую систему, иерархию. А.Н. Леонтьев рассматривает деятель ность как процесс, побуждаемый и направляемый мотивом — тем, в чем опредмечена та или иная потребность 1 На формирование структуры мотивов влияют ценностные ориентации человека. Исходя из этого, А.Н. Леонтьев выделил два взаимосвязанных класса мотивов: мотивыцели (терми нальные, смыслообразующие, ценностные мотивы) и мотивы средства (инструментальные, выражающие предпочтения тому или иному образу действий, идущие от переживаемых потребностей). Мотивыцели подчинены ценностным ориентациям чело века. Мотивысредства проявляются через интерес — избира тельное сосредоточение внимания на том или ином предмете. Интерес или затухает, или перерастает в склонность — осоз нанное стремление к деятельности, удовлетворяющей опре деленную потребность. Наибольший интерес представляет выявление ведущего мотива участия в служении. Люди с различной мотивацией требуют особенного подхода к стимулированию их служения. Для личностного развития важна гармоничная структура мотивов познания, занятости, достижений, самореализации, а также производных от них мотивов интеграции, пользы и ли дерства. По мнению Л.И. Божович, какие бы воздействия ни оказывала среда на человека, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей, они не выступят дей ствительными факторами его развития 2 В зависимости от того, какой мотив побуждает молодого человека к служению, его общественно значимая деятель ность для него самого, для близкого окружения и общества в целом может приобрести различный смысл. Условно структуру мотивов к социальному служению мож но представить в следующей классификации: общественные мотивы, познавательные мотивы, прагматические мотивы, мо тивы подражания. Общественные мотивы: высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма и др. 1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с. 2 Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологиче ские труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Инт практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — С.78. 22 23 Глава I. С лу жение Чт о так ое с лу жение и какая у нег о ис тория Познавательные мотивы: стремление к познанию, овла дению новыми формами социально полезной деятельности. В этой группе мотивов важна работа над культурой речи, раз витие вкуса, наблюдательности, творческого воображения, стремление ознакомиться с опытом служения выдающихся людей и организаций. Прагматические мотивы: социальное служение рассмат ривается как возможность делать чтото лучше, что может пригодиться в будущем. Иногда участники пытаются зани маться социальным служением, преследуя сугубо прагматиче ские цели, рассуждают, что эта работа своего рода «словесная гимнастика», которая научит общаться с нужными людьми. Увлечение внешними признаками — стремление к славе, че столюбивое желание быть популярным, узнаваемым. Мотив подражания — подражание известным людям, дру зьям, учителям, коллегам, желание по их примеру чтото сотворить. Иногда этот мотив носит отпечаток зависти (в по ложительном и отрицательном значении). К служению побуждают несколько тесно переплетающихся мотивов, один из которых выступает в роли главного, определя ющего, ведущего. С течением времени мотивы могут меняться. Это связано с общими, характерными для каждого участника психологическими особенностями, оп ре деляющими динами ческий характер мотивов. Динамика мотивов служения проявляется в следующем: ● причины возникновения мотивов служения как внутрен ней потребности и как результата влияния среды; ● замена одних мотивов другими как результат перемены во взглядах, моральноэтических принципах личности; ● формирование мотивов в нужном направлении в процессе реальной деятельности. В основе предлагаемой ниже классификации мотивов — потребность молодого человека в участии, достижении ре зультатов или администрировании. Данная классификация позволяет подобрать эффективные средства стимулирования служения. Человек, чья основная мотивация — участие, стремится быть популярным: ● нуждается в межличностном взаимодействии, общении, положительной оценке; ● работает, чтобы иметь друзей; ● вовлечен в групповую деятельность; ● стремится сделать людей счастливыми, иметь личные, дру жеские отношения с начальством; ● лучше всего взаимодействует с людьми, которых хорошо знает. Человек, чья основная мотивация — достижение результа та, целеустремлен, подчиняет цели свое окружение: ● чтобы работать творчески, нуждается в конкретных задани ях, индивидуальных, особенных критериях для измерения успеха своей деятельности, в обратной связи, ощутимом поощрении; ● качественно работает, доводя начатое до конца; ● стремится к ответственности; ● рассматривает проблемы как вызов, с удовольствием их решает. Человек, чья основная мотивация — администрирование, стремится занять в коллективе лидирующее место, способен применить диктаторский стиль лидерства, руководства: ● нуждается в высоком уровне влияния на других людей; ● может действовать в интересах людей или организации, эффективно работать как один, так и в команде; ● убедительный, любит обучать других; ● стремится занять кресло начальника; ● самообучаем и самонаправляем. Для людей с различной мотивацией подбираются спе ци фические способы стимулирования: Человек, чья основная мотивация — участие: ● признание заслуг, сделанное в присутствии друзей или се мьи; ● выражение неожиданных письменных благодарностей; ● упоминание в местной прессе; ● оказание знаков внимания от начальника, например, пер сональные поздравления с праздниками, приглашение на банкет или другое мероприятие, просто личные разговоры с руководителем; ● предоставление возможности для общения, знакомства с новыми людьми. |