СРС. Служение книга. Методическое пособиеобучениеслужениеммосква, 2020
Скачать 3.13 Mb.
|
34 35 Глава I. С лу жение Как ой опыт с лу жения инт ере сен в наше время движение в целом, была создана Ассоциация волонтерских центров (АВЦ) 1 Ассоциация стала флагманом российского волонтерства. Эксперты АВЦ участвовали в разработке федерального за конодательства о волонтерстве, концепции развития добро вольчества в России и плана по реализации этой концепции. В 2016 году по инициативе Ассоциации был создан Фе деральный экспертный совет по развитию добровольчества, позже преобразованный в Координационный совет при Об щественной палате РФ. Миссия АВЦ — создавать инфраструктуру развития добро вольчества. На это направлены федеральные программы Ассоциации, охватывающие различные виды волонтерства, в которых участвуют неравнодушные люди всех возрастов. В этом по могает конкурс «Доброволец России», ежегодно собираю щий, поддерживающий и тиражирующий лучшие проекты со всей страны. Для этого АВЦ создала и развивает экосистему волонтерских ITсервисов на базе единой информационной системы «Добровольцы России» 1 КАКОЙ ОПЫТ СЛУЖЕНИЯ ИНТЕРЕСЕН В НАШЕ ВРЕМЯ Опыт служения многообразен, уникален для каждой страны, прошедшей особенный путь становления и разви тия системы заботы о ближнем. Даже дополнение к слову «служение» прилагательного, характеризующего направ ленность служения на пользу общества, в каждой стране специфично. Например, в Гане это «национальное служение», в Пор тугалии — «общественное служение», причем двух видов: на циональное и интернациональное, в США — «национальное общественное служение», в Китае — «добровольческое служе ние», в Швеции — «социальное служение» и т.д. Перевод на русский язык этих прилагательных (national — национальное, народное; community — общинное, обще ственное; social — общественное, социальное, патронатное; public — общественное, народное, публичное, открытое; volunteer —добровольческое), позволяет увидеть их некото рое сходство. Везде идет речь о социальной, общественной направленности служения. Какое из этих прилагательных использовать в русском языке, подсказывает словарь С.И. Ожегова: «Социальный — относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе и государстве; производящий изменение в производствен ных отношениях общества» 1 . «Общественный — протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе; относящийся к работе по добровольному обслуживанию… нужд коллектива; принадлежащий к обществу (не частный, не государственный); любящий общество» 2 В русском языке сложились устойчивые словосочетания, в которых разделяются понятия «социальный» и «обществен ный». Общественно полезная деятельность, общественные объединения, общественный сектор и др. Но: социальные службы, учреждения социальной сферы, социальные услуги — эти понятия подчеркивают их специфическую, более широкую (государственнообщественную), чем просто общественная направленность. В некоторых странах к социальному служению относят альтернативную военную службу. Так, в Нигерии каждый студент на последнем курсе должен пройти обязательное социальное служение в селах и отда ленных районах страны: один месяц всех обучают служению и военному делу, после чего на 11 месяцев отправляют на вре менное поселение. Похожая ситуация и в благополучной КостаРике, где по Конституции нет армии, а высшее образование общедоступно и бесплатно. Там каждый студент обязан посвятить социаль ному служению 300 часов. Во Франции, несмотря на наличие контрактной армии, все старшеклассники регистрируются в военкоматах и проходят обязательные основы военной подготовки и национальной безопасности. Правительство предоставляет возможность каждому желающему «записаться» в структуру социального служения на срок до 1 года. 1 Единая информационная система «Добровольцы России». https://добровольцыроссии.рф 1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1988. — С. 743. 2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1988. — С. 427. 36 37 Глава I. С лу жение Как ой опыт с лу жения инт ере сен в наше время В Израиле, где военная служба обязательна как для юно шей, так и для девушек, последних, работающих в основном в медицинских, образовательных и социальнозащитных уч реждениях, относят к волонтерам социального служения. В некоторых странах нежелание молодежи служить в ар мии активно используется государством для развития добро вольчества. В Португалии Добровольческий национальный комитет имеет право давать молодым людям 7месячную отсрочку от армии для обучения социальному служению, после чего им присваивается звание «доброволец», позволяющее вместо армейской службы реализовывать свой авторский проект социального служения. А португальское понятие «интерна циональное общественное служение», по сути, есть служба солдатомнаемником в африканских странах. В Германии альтернативная военная служба также отно сится к служению, но называется «гражданским служением», в противовес «добровольческому служению», инициаторами которого выступают церковь и некоммерческие организа ции. В Конституции Российской Федерации альтернатива воен ной службе названа гражданской службой. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» (2002 год) предпо лагает прохождение молодым человеком гражданской службы в войсках, что означает «государственный» («военногосудар ственный») характер альтернативной граж дан ской службы России, в отличие от большинства европейских стран, где ее все же можно отнести к общественной деятельности. Одно из ярких примеров поступательного развития слу жения России — проведение ежегодной Всероссийской акции «Весенняя неделя добра». Ежегодно в ней участвуют несколь ко миллионов молодых людей со всех уголков России. Предназначение «Весенней недели добра» — сделать бо лее видимой общественно значимую деятельность молодежи, юношеских организаций, показать, что молодежь может и яв ляется активным участником общественной жизни страны. Кроме того, задача «Весенней недели добра» — вовлечение большего количества поддерживающих молодежное служе ние государственных, частных, некоммерческих организаций и СМИ. Неделя добра — это парад общественных инициатив, по скольку позволяет молодежи самостоятельно выбирать объ екты служения, планировать, осуществлять задуманное. За более чем 20летнюю историю проведения этого меж дународного праздника добровольчества были придуманы ты сячи идей изменения мира к лучшему. Например, в Республике Алтай и Приморском крае были проведены День открытых сердец, Классный день календаря, когда в каждом классе вместо традиционных классных часов прошли Часы добра — общественно значимые дела, придуман ные детьми. Воронежские добровольцы предложили акцию «Белый цветок» по сбору средств для детейсирот. Каждый жертво ватель получил на память белый бумажный цветок, лично сде ланный ребенкомсиротой. В Иркутске группа добровольцевагитаторов местного от деления Красного Креста провела в вузах и ссузах минисеми нары по проблемам донорства и предложила всем желающим сдать кровь. Станция по переливанию крови организовала временные пункты на период проведения Недели добра на базе студенческих поликлиник, расположенных недалеко от места учебы. В результате собраны сотни литров крови. В Новосибирске добровольческая сдача донорской крови получила красивое название «От сердца к сердцу». В Кемерово волонтеры придумали акции «Чистое окно» (школьники моют окна одиноким пенсионерам социального центра «Забота») и «Дружба поколений через коврики» (во лонтеры помогают детямсиротам изготовить креативные ков рики для дома престарелых, а пожилым — для детского дома). Представители Союза молодежи Кузбасса вышли в школы с уроком по теме «Давайте жить дружно!», чтобы ребята полу чили навыки бесконфликтного, безопасного поведения, раз решения конфликтов. А совместно с Городским студенческим советом была организована акция «Помой памятник», во время которой городские памятники привели в порядок после зимы. В Красноярском крае Агентство общественных инициатив, главный организатор Недели добра, особое внимание удели ло трудным подросткам. Они активно участвовали в благо устройстве дворов и организовали сбор крупы у населения, которую отвезли в заповедник флоры и фауны «Роев Ручей» для обитающих там животных. За это волонтеры получили возможность в течение дня общаться со своими любимцами. Самые «говорящие» акции — в Республике Мордовия: образо вательная программа для старшеклассников и студентов «Жизнь как познание добра» и «Вечер благородных дел», посвященный участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда. 38 39 Глава I. С лу жение Как ой опыт с лу жения инт ере сен в наше время Творили добро своей успеваемостью школьники и студен ты Саранска: акции «Неделя пятерок» и «Неделя без троек» стали большим подарком родителям, педагогам, но главное — самим себе. В городе Балаково Саратовской области добровольче ская акция «Вот мой дом родной» пусть на короткий срок, но позволила объединиться и узнать друг о друге много нового городским и сельским ребятам. В Томске добровольцы дружными рядами прошли по цен тральным улицам города. Это было рекламой последовавших затем акций: «Теплый вторник» — парад благотворительных ак ций для нуждающихся; «Перекресток семи дорог», где каждая из семи дорог — семья, учреждение образования (школа, учи лище, вуз), интернат для детейсирот, церковь, военкомат, ко лония для несовершеннолетних, реабилитационный центр для наркоманов — пересеклись единой идеей служения обществу. Отличительная особенность Недели добра — отсутствие «обязаловки» и «соревновательности». Служение объединяет энтузиастов, людей милосердных, благородных и отважных. Сотни акций продемонстрировали потенциал молодых людей в социальном служении. Весенняя неделя добра — это ежегодное мероприятие, про водимое в рамках объявленного Генеральной Ассамблей ООН Международного дня молодежного служения. В его програм ме негосударственным объединениям (НГО) и инициативным группам предлагается целый спектр акций, мероприятий, до брых дел, отражающих основные цели: признание, содействие, создание сети и развитие добровольческого служения 1 СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Превращение социальной практики в социальный институт свидетельствует о ее качественно новом уровне развития, пред полагающем широкое вовлечение населения, всемерную под держку со стороны государства и общества, оказание значительно влияния на социальную жизнь и поведения людей. В XXI веке од ним из наиболее влиятельных социальных феноменов развития цивилизации стало выделение социального служения в отдель ный самостоятельный влиятельный социальный институт 2 Социальный институт (лат. institutum — установление, уч реждение) — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из не обходимости удовлетворения социальных потребностей об щества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются возмож ностями влиять на поведение людей посредством установ ленных правил, определяющих такое поведение. Многие современные социальные институты выделились из инсти тута религии — культура, светская наука, образование. Соци альная практика становится социальным институтом по мере возрастания своего влияния на общественную жизнь и вовле чения значимой части населения. Социальное служение, выде лившись из института религии, становится самостоятельным социальным институтом, укорененным, прежде всего, в жизни гражданского общества. В период XIX — начало XX века осо бое значение приобретает благотворительность, но ее нельзя отнести к широкой социальной практике. Несмотря на то, что в благотворительности участвуют широкие группы населения, их вклад не решающий. Благотворительность как социальная практика все же в большей степени относится к лицам, обла дающим значительными материальными возможностями. Но с середины XX века ситуация меняется и добровольчество постепенно становится массовым явлением, достигнув нового качественного уровня к началу XXI века. Меняется и характер благотворительности: она также становится массовой соци альной практикой. Так, в США к началу XXI века в доброволь чество было вовлечено 28% населения, а благотворительные взносы граждан со средними доходами составляли около 75% от всех благотворительных пожертвований. К началу XXI века социальное служение становится соци альным институтом, о чем свидетельствует ряд признаков: ● Широкое вовлечение населения в практики социального служения — в систематическое участие в добровольче ской и благотворительной деятельности в демократиче ских странах вовлечено 20–45% населения. ● Наличие социальной инфраструктуры — фондов, обще ственных организаций и движений, ресурсных центров, социальных и национальных проектов. ● Выраженная идеология: продвижение ценностей социаль ного служения — одна из приоритетных задач Организации Объединенных Наций. Ее поддерживают правительства 1 Перевод Центра добровольцев «Московский дом милосердия». 2 Решетников О.В. Концепция развития общественной политики в современ ной России: монография. — М.: Издательство РГСУ, 2012. 40 41 Глава I. С лу жение Как ой опыт с лу жения инт ере сен в наше время большинства демократических стран, она имеет четко вы раженную религиозную и этическую значимость. ● Позитивные социальные санкции демократических го сударств направлены на поддержку активного участия населения в социальном служении, повышение престижа и привлекательности этой деятельности, формируют об щественное признание и способствуют карьерному росту в социально ответственных сферах профессиональной де ятельности. ● Законодательное оформление. В большинстве демократи ческих стран сложилась целая правовая система, регулиру ющая добровольческую и благотворительную деятельность. Поставленные Организацией Объединенных Наций и при нятые 172 странами глобальные цели тысячелетия носят пре жде всего социальный характер. По оценкам специалистов, при нормальном развитии экономики развитых стран эти про блемы не могут быть стабилизированы не только к 2020 году, но и до конца столетия. Человечество ищет дополнительный ресурс решения социальных проблем — и таким ресурсом ста новится социальное служение. В свою очередь, социальное служение выступает как важ нейший социализирующий фактор. Если еще в середине XX века добровольчество рассматривалось как одна из форм общественной активности, то к началу XXI века его влияние на государственную жизнь невероятно велико. От добро вольческого участия во многом зависит решение социальных проблем, прежде всего — на местном уровне, но также на наци ональном и международном уровнях. Государство и общество предъявляют гражданам повышенные требования в сфере со циального служения, связывают с социальным служением на дежды на выход из сложнейших социальных проблем. Примером позитивных санкций (поощряющих, в отличие от негативных, порицающих) служит множество общественных наград и форм поощрения добровольцев. Например, в США су ществует специальная Президентская награда для доброволь цев, считающаяся государственной наградой. Во всех странах Евросоюза вводится социальная характеристика выпускника как приложение к документу об образовании (по случаю окон чания школы, института, колледжа и т.п.), отражающая включен ность учащегося в дело социального служения, где учитывается количество часов, отработанных добровольно в течение года, а также участие в гражданских и социальных проектах. Практи ка этих характеристик не вводит социальных санкций для тех, кто не участвует в социальном служении, но вместе с тем без такой характеристики становится сложно получить престиж ную и социально значимую работу во многих брендовых наци ональных компаниях, поступить в лучшие вузы. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИ ТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ Развитие социального служения в современном об ществе обусловлено целым рядом факторов, отражающих многомерный характер и сложную социальную природу служения. Прежде всего, следует выделить ряд факторов, ока зывающих наибольшее влияние 1 1. Расширение функций и дальнейшее развитие граж данского общества Гражданское общество в последнее время стремительно развивается, приобретая все новые функции и вовлекая все больше граждан. Эти функции не могут быть выполнены вне ин ститутов гражданского общества. Если меценатство или круп ная благотворительность решают специальные вопросы, то вопросы реализации функций гражданского общества требуют массового вовлечения граждан, прежде всего — в добровольче скую деятельность. Еще в XIX веке Алекс де Токвиль утверждал, что «здоровье демократического общества может быть изме рено качеством функций, выполненных частными лицами». Современное зрелое гражданское общество берет на себя все больше функций, традиционно принадлежавших государству, но, по сути, для реализации этих функций помимо поддержки государства, общество обладает единственным ресурсом — со циальным служением. Дальнейшее развитие гражданского об щества, укрепление его институтов и расширение его функций в России будет также требовать значительного расширения и качественного развития института социального служения. 2. Социализация государства Большинство экономически развитых государств последо вательно усиливают собственную социальную политику, цель которой не только борьба с бедностью, но в целом усиление субъектности каждого гражданина, каждой личности. Таким 1 Решетников О.В. Концепция социального служения в современном обще стве. — М.: Издательство РГСУ, 2008. 42 43 Глава I. С лу жение Как ой опыт с лу жения инт ере сен в наше время образом, процесс социализации имеет взаимно направленный характер социальной ответственности государства и социаль ной активности гражданина. Опыт некоторых западных стран по построению модели социально ответственного общества в африканских странах показал всю однобокость государ ственного патернализма в социальных вопросах. В беднейших африканских странах, где в качестве гуманитарных миссий ра ботали только граждане западных стран, где не создавались добровольные ассоциации местного населения для решения социальных вопросов, помощь оказывалась малоэффектив ной. Там, где в решение социальных вопросов вовлекались местные граждане, эффект превосходил ожидания. Реализа ция активной социальной политики в государстве, развитие социального государства формирует нормативность участия граждан в социальном служении. 3. Внерелигиозный кризис смысла жизни Если фактор социализации связан, в первую очередь, с экономикой страны, развитием гражданского общества и его социальной жизнью, то третья важнейшая составляющая раз вития человеческих обществ — это идеология. Социальное служение неспособно ни в коей мере заменить религиозное осознание действительности, но оно, основанное на под линной любви к ближнему, способно придать человеческой жизни смысл, поднимающий личность над детерминантами экономических и социальных основ бытия. Эта сторона социального служения оказывается привле кательной для миллионов людей, находящихся в онтологи ческом поиске ценностей, стремящихся сохранить полноту и цельность человеческой жизни. 4. Преодоление крайней индивидуализации через опо средованную социальным служением интеракцию Современное общество становится крайне индивиду ализированным. Люди все меньше общаются. Разрушаются прежние принципы и схемы межличностного общения. В то же время потребность в социальном общении и взаимодей ствии не ослабевает. Социальное служение становится од ной из форм общения и взаимодействия. Не только процесс социального служения, но и его конечный результат обра щен к личности другого человека, а следовательно, есть пусть и опосредованная, но форма социального взаимодействия. 5. Абстрагирование производства, информационной куль туры от потребностей конкретного человека, его лич ностной сущности Информационная культура принесла в общество даль нейшее отчуждение человека от результатов его тру да. Современный программист или логистик не всегда понимают конечный смысл и назначение своей деятельно сти, не ассоциируют их с потребностями и интересами дру гой личности. Социальное служение позволяет получить «удовольствие», личностное удовлетворение от служения другому человеку, испытать радость от результата своей де ятельности, имеющей очевидный значимый характер для других людей. По этой причине в западных странах сей час становятся популярными профессии, направленные на помощь людям, включающие ценности гуманистического служения. Фактор дальнейшей дегуманизации информацион ным обществом межличностных отношений еще не в полной мере оценен социологами, но, на наш взгляд, во многом будет определять постинформатизационную культуру общества. Факторы, определяющие развитие социального служе ния, не исчерпываются приведенным списком. Можно назвать и другие экономические, социальные и нравственные причи ны, обуславливающие возрастающий интерес общества к про блемам социального служения. Очевидно, что социальное служение становится значимым фактором взаимодействия личности и общества, реализации социальной политики и в целом социальноэкономического развития государства. Сох раняя за собой силу нравственно го влияния на осуществление человеком своей личностной миссии, своего сущностного предназначения, социальное слу жение приобретает новые смыслы, преодолевающие дегумани зацию общественной жизни и пробуждающие новые ресурсы цивилизационного развития. Многообразие проблем, решаемых в ходе социального служения, позволяет выделить ряд оснований для классифи кации видов и типов служения, но все они, в конечном счете, сводятся к следующим: решение потребности человека; вза имодействие с социально ориентированными организациями, службами, учреждениями, ведомствами. Внутри этих двух форм, в свою очередь, идет классифика ция различных видов. 45 Д оброво ль че ск ое с лу жение как направление с оциальног о с лу жения 44 Глава I. С лу жение Так, в первом случае можно говорить, с одной стороны, о ха рактере потребности человека через имеющуюся пробле му (потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность, бедность и т.п.); с другой — об особенностях человека, так как вовлекаются в программы социального служения конкретные люди, группы, в том числе и общество как большая социальная группа. Во втором случае речь идет, с одной стороны, о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассо циациями (например, о сферах образования, здравоохра нения, быта и т.д.); с другой — о статусе этих организаций (государственные, частные, общественные, благотворитель ные и т. п.). Если за основу классификации форм служения взять ко личество людей, задействованных в программах и проектах, то можно выделить индивидуальные (личностная поддержка в решении психологических, межличностных, социально экономических проблем путем взаимодействия) и группо вые (формы и способы, при которых небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно со бирается и включается в деятельность для достижения общих целей). По объекту предпринимаемых усилий служение может быть направлено на следующее: а) индивид; б) интересы груп пы людей, оказавшихся в сходной ситуации; в) интересы всей общины (всего общества). По масштабности служение бывает: глобальное (общеми ровое, например, сбор подписей, обращений, рекомендаций в ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.); общероссий ское; межрегиональное; региональное; муниципальное; ло кальное (учрежденческое, внутри общественной организации и т.п.). По способам привлечения людей к программам и проек там: косвенное (воздействующее на внешнюю среду челове ка) и непосредственное (побуждающее человека к активным действиям по выработке решения). По характеру нарушений нормальной жизнедеятельно сти вовлекаемых в программы людей социальное служение может быть направлено на решение таких проблем, как ин валидность, неспособность к самообслуживанию, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, конфликты и жестокие отношения в семье, одиночество и т.п. По характеру информационного воздействия на населе ние служение можно рассматривать как информацию, совет, справку, юридическую поддержку, обработку и интерпрета цию результатов тестирования или социологического иссле дования, доступ к информационным источникам и т.д. Служение можно классифицировать по специфике его объек тов: здравоохранение, образование, наука, семья, средства мас совой информации, трудовая ассоциация, тран спорт, церковь и др. ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РОЛЬ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Началом современной истории развития добровольчества можно считать начало 21 века — 2001 год Организация Объ единенных Наций объявила Всемирным годом добровольцев. Одной из зримых причин такого значимого обращения к до бровольческой деятельности стал анализ возможностей объ единенных усилий правительств различных стран по решению поставленных ООН Целей развития тысячелетия (ЦРТ): ● Ликвидация нищеты и голода ● Обеспечение всеобщего начального образования ● Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин ● Сокращение детской смертности ● Улучшение охраны материнства ● Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями ● Обеспечение экологической устойчивости ● Формирование глобального партнерства в целях развития. Для всех участников ООН стало очевидно, что усилиями только правительств стран эти цели не будут достигнуты ни в ближайшей, ни в более отдаленной перспективе. Значи мым ресурсом, способным создать условия для решающего прогресса в сфере решения задач тысячелетия должно стать развитие социального служения граждан — их вклад в добро вольчество и благотворительность. Эта идея была отражена в резолюции 52/17 Генеральной Ассамблеи ООН, провоз гласившей 2001 год Международным годом добровольчества «…в знак признания ценного вклада добровольчества в жизнь 46 47 Глава I. С лу жение Д оброво ль че ск ое с лу жение как направление с оциальног о с лу жения общества, будучи убежденной в том, что добровольческая дея тельность необходима, как никогда ранее» 1 Проведение Года добровольцев дало мощный импульс к признанию важности добровольческой деятельности в боль шинстве стран мира, создало предпосылки к развитию ин фраструктуры добровольческой деятельности, признанию и поощрению вклада добровольцев, прежде всего на нацио нальном уровне. В то же время Генеральный Секретарь ООН, подводя итоги Всемирного года добровольцев, подчеркнул, что «в настоящее время проблема заключается в том, чтобы закрепить достигнутые успехи и развить порожденный Годом импульс в целях продвижения вперед в деле реализации до бровольческой повестки дня» 2 Развитие добровольческого движения попрежнему остает ся одним из центральных вопросов в социальной повестке дня как на международном уровне, так и во многих странахучаст ницах ООН на национальном уровне. Свидетельство неослабе вающего интереса к добровольчеству — принятие в июле 2008 года на Генеральной Ассамблее ООН решения о проведении 10й годовщины Международного года добровольцев в 2011 году 3 . В этом документе отмечается, что роль добровольчества в решении центральных социальных проблем человечества попрежнему одна из центральных, но в то же время на наци ональном уровне многие страны еще не создали условия для полноценного развития добровольческого движения. Подготовка к 10летию Года добровольца должна быть со средоточена на мероприятиях по признанию, содействию, на лаживанию взаимодействия и поощрения добровольческой деятельности. Среди основных мер по развитию добровольче ского движения во всем мире в Докладе называются следующие: ● дальнейший переход от модели «предоставляющий по мощь — получающий помощь» — к взаимодействию с боль шей степенью взаимности; ● признание значения местной культуры и традиций в доб ровольческом движении; ● вовлечение в добровольчество молодежи (особенно в раз витых странах, где доля молодежи возрастает); ● вовлечение в добровольчество старшего населения (осо бенно в развитых странах, где доля людей в возрасте стар ше 60 лет резко возрастает); ● привлечение и подготовка профессионалов для управле ния добровольческой деятельностью (во многих развитых странах система подготовки профессиональных менедже ров добровольчества уже создана); ● более широкое проведение научных исследований в сфе ре добровольчества (в развитых странах с 2000 по 2008 год количество тем научных исследований, посвященных во просам добровольчества, увеличилось в 4 раза); ● развитие корпоративного добровольчества; ● более широкое признание того вклада, который добро вольцы вносят в процесс развития; ● повышение роли СМИ в пропаганде добровольчества; ● привлечение добровольцев к борьбе с последствиями стихийных бедствий, конфликтов и голода; ● включать в национальную отчетность о социальноэконо мическом развитии показатели развития добровольчества, его вклад в национальное развитие (32 страны взяли на себя обязательства подготавливать такие отчеты, а 10 стран это уже сделали, в том числе Австралия, Бельгия, Канада, Новая Зеландия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Чешская Республика и Япония); ● содействие добровольческой деятельности направлено на то, чтобы обеспечить для максимального числа людей из самых разных слоев населения возможность заниматься добровольческой деятельностью; ● вовлекать в волонтерскую деятельность чиновников, кото рые в такой деятельности лучше понимают нужды и чаяния людей, на благо которых должна быть направлена государ ственная политика; ● правительствам следует предусматривать возможность внесения поправок в существующее законодательство о движении добровольцев в соответствии с меняющимися условиями и на основе общественных консультаций; ● налаживать взаимодействие добровольцев не только в не посредственном диалоге, но и посредством современных коммуникационных технологий; ● необходимо всемерно поощрять участие доброволь цев, в особенности молодых (например, целый ряд стран 1 Резолюция 52/17 Генеральной Ассамблеи ООН, 2000. 2 Международный год добровольцев: итоги и будущие перспективы (Доклад Генерального секретаря ООН), 2001. 3 Последующая деятельность в связи с Международным годом добровольцев (Доклад Генерального секретаря ООН), А/63/184, 2008. 48 49 Глава I. С лу жение Д оброво ль че ск ое с лу жение как направление с оциальног о с лу жения создали систему поощрения молодых добровольцев через образовательные учреждения). В среднем не менее 3% населения странучастников ООН включены в добровольческую деятельность. Во многих разви тых странах в добровольчество вовлечена значительная часть населения, например, в США около 27%, Великобритании около 38%, Австралии 34%, Канаде около 45%. Добровольцы участвуют в решении широкого спектра социальноэкономических проблем, практически во всех сферах жизнедеятельности местных сообществ и в социаль ных проектах на национальном уровне. РОЛЬ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗА НИЮ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ Во многих странах (США, Евросоюз, Япония) волонтеры стали системной частью профессиональной деятельности по оказанию социальных услуг населению. Менеджеры по ор ганизации социального служения (волонтерства) выступают в качестве посредников между добровольцами и профессио нальными специалистами, работающими с населением. К тако вым относятся помощники врачей, психологов и психиатров, социальных работников, юристов и т.д. К примеру, ассистент психолога или врача может собрать первичную информацию о клиенте, провести с клиентом предварительную беседу, по сетить его через некоторое время после окончания работы в профилактических целях. Организация социального служе ния и социальной работы в западных странах в целом может быть представлена на нескольких уровнях: 1й уровень Специалисты Полная занятость 2й уровень Помощники специалистов Частичная или полная занятость 3й уровень Ассистенты на платной основе Частичная или почасовая занятость 4й уровень Добровольцы на безвозмездной основе Частичная или почасовая занятость Задача менеджера социального служения (волонтерства) — привлечение общественных ресурсов, позволяющих сделать социальную работу и социальную политику на местном уров не более эффективными. Организатор социального служения работает с добровольцами, спонсорами и общественными организациями для оказания помощи действующим специа листам. Одна из значимых форм поддержки этого направления об щественного развития — подготовка за государственный счет и по государственным программам профессиональной подго товки специалистов по организации социального служения (волонтерства) для некоммерческих, общественных и религи озных организаций. Так, в США в 2000 году с полной трудовой занятостью было привлечено 5 000 специалистов по органи зации добровольческого служения, к 2005 году таких специ алистов насчитывалось уже 25 000, к 2009 году — 75 000, а к 2020 году поставлена задача подготовить 200 000 подобных специалистов. Таким образом, у социальных учреждений и организаций расширяются возможности оказания списка услуг, количества людей, которые могут быть обслужены, добавляются предла гаемые услуги. Например, определенный тип услуги могут по лучить за счет государства только люди с высокой степенью инвалидности, но в ней нуждаются и люди с более легкими нарушениями. За счет добровольцев подобная услуга может быть оказана и им. Особенно востребованы данные услуги в сфере образования, культуры, туризма, медицины. Например, в Германии на 80% за счет добровольцев оказываются услуги в сфере социализации и воспитания детей и подростков 1 В этой связи у муниципальных учреждений значительно расширяются возможности социального обслуживания насе ления: вопервых, за счет добровольцев (при этом финансируется само рабочее место добровольца с учетом ресурсных затрат, но без зарплаты); вовторых, за счет социально ориентированных НКО (при этом финансируются услуги через операторов гражданского общества). 1 Решетников О.В. Технологии социального служения в практике подготовки муниципальных служащих // Местное право. — 2017. — № 2. — С. 17. 50 51 Глава I. С лу жение Д оброво ль че ск ое с лу жение как направление с оциальног о с лу жения 51 Кроме того, именно к финансированию деятельности до бровольцев и НКО могут быть привлечены частные благотво рительные фонды. Однако технология создания добровольческих рабочих мест требует специальных законодательных решений, согла сований ведомственными учреждениями и разработки, вне дрения соответствующих технологий 1 РОЛЬ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ В РЕШЕНИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Особая роль принадлежит волонтерам в решении целей и задач национального развития в рамках модели государства всеобщего участия. Этот интерес к добровольческой деятельности в начале XXI века связан с кризисом государства «всеобщего благосо стояния» (welfare state) и началом новой эпохи — «общества деятельного всеобщего участия» (participation society). Суть этой новой концепции состоит в том, что достичь заявлен ного высокого уровня качества жизни невозможно, опираясь только на социальные обязательства государства, — необхо димы социальные обязательства граждан (social engagement), их активное и деятельное участие в жизни местных сооб ществ 2 Социальное служение в целом для развития демократии есть одна из фундаментальных основ, имеющих как социаль ное, так и экономическое значение. Институты гражданского общества в значительной степени опираются на труд и уча стие добровольцев. Например, в Канаде совокупные усилия добровольцев и благотворителей обеспечивают 4% ВВП страны, а на уровне местных сообществ обеспечивается 20% местных потребностей в социальных услугах. Причем благо даря добровольцам эффект от благотворительных взносов усиливается с 9% до 20% . Этот опыт имеет важнейшее значение для Российской Федерации в деле реализации наших национальных целей и приоритетов, выраженных в майских указах президента РФ и реализуемых в соответствии с ними национальных проек тов. Роль и потенциал добровольческой деятельности в этой связи имеет огромное значение. Важнейшая перспектива дальнейшего развития института социального служения в целом и добровольческого служе ния как его центральной составляющей состоит в том, что бы создавать добровольческие места занятости, опираясь на те механизмы и технологии, которые заложены в реализации национальных проектов развития России, ориентируясь на смысловые цели и задачи современной государственной са моидентичности. 1 Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. — М., 2005. 2 Бабичев И.В., Решетников О.В. Инновационные социальные технологии как базисный механизм цивилизационного, национального и местного развития // Местное право. — 2016. —№ 3. — С. 73 — 78. |