Главная страница
Навигация по странице:

  • Сопровождение текстов, воспоминаний иллюстраци­ ями

  • Разработка медиа аудиогида

  • Подготовка различных заданий для проведения урока

  • Поиск автографов в книгах

  • ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК «ЗАЩИТА ПРОЕКТНЫХ ИДЕЙ» В ГБОУ Г. МОСКВЫ ШКОЛА № 1357 Решетников О.В. АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  • ПОЛНЫЙ ПАКЕТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТНЫХ ИДЕЙ: «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ» Документ

  • Документ в формате Word Описание документа Особенности печати и количество

  • Матрица проектной работы, которую получает коман­ да и ее тьютор

  • СРС. Служение книга. Методическое пособиеобучениеслужениеммосква, 2020


    Скачать 3.13 Mb.
    НазваниеМетодическое пособиеобучениеслужениеммосква, 2020
    Дата01.03.2023
    Размер3.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСлужение книга.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #962991
    страница9 из 19
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19
    факты
    Слова,
    наиболее упо
    ­
    требляемые
    01.02.1940 07.02.1940 22.02.1940

    112
    113
    Прило жение № 1
    Глава III.
    Вне дрение ме то дики об учение с лу жением в образоват ельный проце сс
    Создание подобных таблиц с критериями, на которых фик­
    сируют внимание ребята в исторических источниках, может быть продиктовано темой, которую проходят на уроке, а ино­
    гда может использоваться и в рамках других предметов. По­
    лученная и зафиксированная при таком анализе информация может лечь в основу проектно­исследовательской работы, создания мультимедиа материалов (например по истории школы, семьи, района или города).
    Сопровождение текстов, воспоминаний иллюстраци­
    ями
    Учащимся предлагается сопроводить имеющийся текст
    (источника, воспоминаний и т.п.) иллюстративным рядом. Изо­
    бражения (фотографии, живописные произведения и т.п.) ребята могут найти в интернете. На основе подобранных изображений можно смонтировать видео с использованием простых про­
    грамм монтажа, многие из которых бесплатны и доступны для скачивания и установки на смартфонах и планшетах.
    Изобразительный ряд можно подбирать и под фрагменты записанных воспоминаний. Например, учащийся может дома по опроснику (разработанному заранее) записать на дикто­
    фон рассказ своей бабушки или одного из родителей и этот аудиофрагмент сопроводить иллюстрациями.
    В результате появляется уникальный творческий продукт, где внутренний сценарий определен содержанием текста, а иллюстрации могут быть подобраны подростком, исходя из сформулированных им задач. Иногда при использовании та­
    кой формы может получиться качественный ролик, созданный с юмором, если текст позитивный, и это должно не вызывать возмущение, а наоборот, находить поддержку; так как ребенок выстраивает работу с разного рода материалами и связи, ко­
    торые он организует, опираются на то, что не должно подвер­
    гаться критике. Напротив, они могут быть использованы как элемент психолого­педагогической диагностики.
    Тексты, имеющие в своей основе более деликатную, тонкую и трагическую информацию, могут также быть использованы ребятами для создания более серьезного творческого продук­
    та. В подобной работе необходимо обозначить возможность постоянной консультации у педагогов, а может, и сторонних специалистов (музейных сотрудников, друзей школы, род­
    ственников).
    Документальная анимация
    В последние годы развитие мобильной техники (смарт­
    фоны, планшеты), а также создание огромного количества программ и приложений обозначило и появление новых форм в работе с детьми. Многие из специфических программ сегод­
    ня могут быть использованы педагогом для решения самых не­
    ожиданных задач.
    Если раньше для того, чтобы снять мультфильм (анима­
    ционный фильм), необходима была серьезная подготовка, специальное рабочее место, а также качественная камера, то сегодня все это может заменить смартфон со специальным приложением.
    Создание анимационного фильма в технике stop­motion или ролика может оживить любой исторический источник.
    Причем как в прямом смысле этого слова (текст, буквы или изображение могут двигаться в кадре), так и в переносном
    (подростки могут снять сцену из письма, дневника или «ожи­
    вить» рецепт, найденный в поваренной книге прабабушки).
    Материалами для съемки ролика может служить практически все: от канцелярских принадлежностей до самих артефактов и документов; от старых вырезок газет до фотографий из се­
    мейных архивов.
    Качество ролика, создаваемого индивидуально, в целом имеет значение, но оно не главное. Основное в этом про­
    цессе — идеи, коллективная работа и распределение ролей, транслируемые роликом смыслы, образы, предварительная проработка и анализ исторического источника.
    Пример. Учащиеся школы могут создать анимационный фильм на основе истории класса, ученики которого ушли на фронт в 1941­м году. Основой для создания фильма может стать школьная выпускная фотография.
    Прикладные техники
    Педагог, используя различные техники, инструменты и формы, может существенно обогатить работу с учащимися.
    Выход за рамки предмета, использование знаний из смежных или совсем других дисциплин может дать результат, опираю­
    щийся на мотивацию и интерес подростков.
    Особый интерес у подростков вызывает процесс, когда можно самостоятельно что­то делать, пробовать, создавать.
    Такой процесс требует тщательной подготовки еще и потому, что дети подросткового возраста, особенно мальчики, требу­
    ют быстрого результата, а не всегда процесс работы с истори­
    ческим документом может его оперативно предъявить.
    Использование в современных условиях различных при­
    кладных техник в работе с историческими источниками могут помочь в реализации этого запроса.

    114
    115
    Прило жение № 1
    Глава III.
    Вне дрение ме то дики об учение с лу жением в образоват ельный проце сс
    Учащимся можно предложить освоить какую­то приклад­
    ную технику и создать творческий продукт на основе истори­
    ческих источников. Например, в технике скрапбукинг сделать книгу об истории района или же истории дивизии, которой посвящен школьный музей.
    Разработка медиа аудиогида
    Еще одним видом творческого продукта, полученного в ходе совместной работы подростков, может стать аудиогид.
    А предложение создать такой аудиогид может войти в одну из востребованных волонтерских возможностей. Современные приложения позволяют не только сделать качественный ауди­
    огид, но и опубликовать его для использования неограничен­
    ным кругом лиц.
    Творческий путь по созданию аудиогида может сложиться у каждого свой. Но представим, что группа школьников разра­
    батывает аудиогид по истории района, в котором находится их школа. Или объектами их исследования становятся мемори­
    альные места в школьном пространстве, такие как мемориаль­
    ная доска со списком погибших во время войн выпускников школы, галерея подарков почетных гостей школы или же ка­
    бинет, где много лет работал самый уважаемый педагог города.
    Историческими источниками для создания неформального аудиогида могут стать архивные материалы из школьного му­
    зея, воспоминания выпускников школы, опросы старожилов города.
    Все эти материалы могут также приобретать разные формы аудиопредставления подобной информации. Например, рас­
    сказ о мемориальном кабинете заслуженного учителя может быть представлен написанным по воспоминаниям диалогом двух учеников 1970­х годов. А мемориальная доска с имена­
    ми погибших может «ожить» благодаря чтению фрагментов их писем с фронта или же извещений о их гибели и цитат из наградных листов (такие документы доступны в специализи­
    рованных открытых базах данных).
    Создание подобных аудиогидов может стать не только эле­
    ментом занятий, но и полноценным деятельностным проектом по истории школы.
    Подготовка различных заданий для проведения урока
    Для реализации вышеперечисленных форм требуются много времени, подготовка и достаточная свобода педагога
    (как внутренняя, так и внешняя). В стремлении использовать интересные и живые формы работы педагог может начинать с малого, допустим, предложить ребятам придумать разные за­
    дания для урока. Например, школьники старших классов могут составить задания для тех, кто младше. Это волонтерское, по сути, предложение может дать интересный результат.
    Приводим несколько форм, которые могут «подстегнуть» учащихся к разработке новых.
    Википоиск
    При изучении определенной темы педагог может дать та­
    кое задание. С помощью Википедии по гиперссылкам в тек­
    стах перейти от одной статьи (например, Ленин (Ульянов)
    Владимир Ильич) к другой (например, Солнечное затмение).
    Необходимо затратить как можно меньше переходов по ги­
    перссылкам и зафиксировать этот уникальный путь.
    Эту форму можно использовать с элементами соревно­
    вательности, давая одинаковые вводные разным группам, ограничивая время выполнения. Эта форма может быть как ре­
    гулярной разминкой, так и элементом снятия напряжения на уроке.
    Поиск автографов в книгах
    Особыми заданиями можно считать те, которые педагог дает подросткам для их самостоятельного или же совместного с родителями выполнения. Так задание по поиску автографов на форзацах книг домашней библиотеки может дать интерес­
    ный результат.
    Домашнюю библиотеку можно использовать и для задания, которое заключается в том, что подросток должен сфотогра­
    фировать расстановку книг и объяснить, почему книги распо­
    ложены таким образом. Из подобных заданий может выйти полноценный процесс изучения семейной родословной или же того, как пополнялась семейная библиотека в разные годы и разными людьми.
    Самый старый документ, предмет. Пользуется популярно­
    стью у педагогов задание для ребят о поиске самого старого документа, хранящегося в семье. И может задание может по­
    казаться простым, но оно преследует очень важную цель — обеспечить диалог внутри семьи о тех документах, семейных артефактах, которые способны рассказать историю и побу­
    дить на изучение родословной подростка.
    Многие волонтерские возможности, рождающиеся в ра­
    боте педагога, в развитии класса, выступают показателями на­
    сыщенности жизни образовательной организации. Их можно было бы и не называть волонтерскими, ведь суть не в назва­
    нии, а в принципах добровольного участия в жизни школы, в помощи другим. Обращение учащихся к взаимодействию

    116
    117
    Прило жение № 2
    Глава III.
    Вне дрение ме то дики об учение с лу жением в образоват ельный проце сс с прошлым — хорошая возможность научиться многому и по­
    полнить багаж своих знаний. Зачастую именно свою деятель­
    ность и инициативу выпускники вспоминают многие годы спустя как наиболее ценное, что они взяли из школьных лет.
    Транслируя принципы добровольчества, волонтерства, со­
    циального служения, школа должна осознавать ответствен­
    ность перед обществом, перед детьми, которых не проведешь ложными лозунгами и призывами. Подростки гораздо прони­
    цательней. Они требуют настоящего в жизни, где виртуального и искусственного очень много. И у учителя есть все возможно­
    сти для насыщения этим настоящим, для настоящей совмест­
    ной деятельности.
    ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
    МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК «ЗАЩИТА
    ПРОЕКТНЫХ ИДЕЙ» В ГБОУ Г. МОСКВЫ
    ШКОЛА № 1357
    Решетников О.В.
    АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
    Основная задача— выявить общественно полезные и профессиональные интересы обучающихся, поддержать их в самостоятельном конструировании соответствующей прак­
    тической деятельности и различных форм общественного служения.
    1. Что сделать заранее

    Разделить класс на группы — исключительно добровольно, с учетом личных симпатий и близости интересов.

    Провести классный час «Идеи, которые изменят мир, и что лично я готов делать бескорыстно» (примерный сценарий и рекомендации можем подготовить, может каждый прове­
    сти по своему усмотрению).

    Подготовить тьюторов­волонтеров для работы с группами
    (по числу сформированных групп), тьюторов может быть с запасом 20%.

    Тьюторы — это старшеклассники, которые смогут сопрово­
    ждать проектную работу группы (желательно разноплано­
    вые, активные).

    Для тьюторов всей школы мы проведем занятие­учебу.
    2. Как будет проходить

    Защита будет проводиться в форме метапредметного урока.

    Сформированные группы получают пакет с заданием.

    В течение двух уроков работают с доступом в интернет, с возможностью готовить презентацию и визуальным оформлением на листе ватмана.

    Консультативную помощь группе оказывает выбранный и подготовленный тьютор.

    На третий урок все группы собираются в актовом зале для презентации проектов.

    Оценка проекта производится по методике 360°: оцени­
    вают по параметрам другие группы, в конце презентации сами себя, присутствующие гости (цветными карточками).

    Защита идеи — это только начало работы, затем с учетом замечаний составляется паспорт проекта, и после новогод­
    них каникул начинается реализация.
    ПОЛНЫЙ ПАКЕТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
    МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ
    ПРОЕКТНЫХ ИДЕЙ: «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
    В ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ»
    Документ
    в формате Word
    Описание
    документа
    Особенности
    печати
    и количество
    1
    График защиты социальных про­
    ектов в 8 классе
    График защиты по школьным зданиям
    Просьба прислать информацию на электронную почту
    2
    Полный пакет материалов урока в форме проект­
    ных идей
    Содержит анноти­
    рованный перечень необходимых мате­
    риалов для урока

    118
    119
    Прило жение № 2
    Глава III.
    Вне дрение ме то дики об учение с лу жением в образоват ельный проце сс
    Документ
    в формате Word
    Описание
    документа
    Особенности
    печати
    и количество
    3
    Защита соцпро­
    екта, 8 классс, метапредметный урок
    Материал, с кото­
    рым будет работать проектная команда
    Двусторонняя пе­
    чать, количество — по 1 экземпляру на команду
    4
    Школьные про­
    ектные клубы и направления их деятельности в образовательном пространстве нашей школы
    Перечень направ­
    лений проектной работы обучающих­
    ся в нашей школе и перечень нацио­
    нальных проектов
    РФ необходим для соотнесения со своей проектной работой
    Двусторонняя пе­
    чать, количество — по 2–3 экземпляра на команду
    5
    Защита проект­
    ных идей в 8 классе, алгоритм
    Содержит алгоритм подготовки, органи­
    зации и проведения мероприятия
    Необходим классным руково­
    дителям, органи­
    заторам в здании, тьюторам
    6
    Рекомендации для классного часа, соцпроект
    Рекомендации для классных руководи­
    телей 8­х классов для проведения подготовительной работы
    Могут быть разо­
    сланы в электрон­
    ном виде
    7 Лист для тьютора
    Листы наблюдения за командной рабо­
    той для тьюторов
    По количеству тьюторов­старше­
    классников
    Документ
    в формате Word
    Описание
    документа
    Особенности
    печати
    и количество
    8 Защита идей, лист жюри
    Оценочный лист жюри
    По количеству членов жюри
    9 Рекомендации для тьюторов
    Содержат рекомен­
    дации для работы тьюторов
    Будут переда­
    ны тьюторам на предварительной встрече
    10
    Список участников проектных команд и тьюторов
    По 2 экземпляра в жюри
    11
    Защита проект­
    ных идей, шаблон
    Необходима на ра­
    бочих компьютерах проектных команд.
    Документ в форма­
    те РР (презентация)
    По окончании работы пересыла­
    ется на электрон­
    ную почту
    Матрица проектной работы, которую получает коман­
    да и ее тьютор
    Цель проекта — конструирование школьного жизненного пространства на основе личных интересов и общей пользы.
    Три принципиальных условия генерирования идей, кото­
    рые следует мысленно держать перед глазами:
    1. Проект должен быть реализован на территории нашего школьного комплекса (в любом его структурном подразде­
    лении).
    2. Проект должен быть разработан таким образом, чтобы раз­
    работчики могли его самостоятельно реализовать (с необ­
    ходимой поддержкой со стороны школы).
    3. Проект должен быть обеспечен ресурсами самих участни­
    ков инициативной проектной группы (с реальной ресурс­
    ной поддержкой со стороны школы).

    120
    121
    Прило жение № 2
    Глава III.
    Вне дрение ме то дики об учение с лу жением в образоват ельный проце сс
    Эскиз эмблемы
    (вернитесь к этому заданию, когда едойдете до пункта № 7)
    1. Акутальные цели национального и международного разви­
    тия (назовите по 2– 3 цели)
    СТРАНЫ (РОССИИ)
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ
    ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ (ПОМИМО УЧЕБЫ)
    2. Общая идея
    КАКОЙ ОБЩИЙ ИНТЕРЕС НАС ОБЪЕДИНЯЕТ? В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ МЫ ХОТИМ
    ДВИГАТЬСЯ? КАК НАЧАТЬ РЕШАТЬ ЭТУ ЗАДАЧУ В ШКОЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ?
    Что мы хотим изменить, улучшить? Какие проблемы (задачи, цели развития) в выбранном нами направлении существуют на различных уровнях. Общий, глобальный, мировой (приведите при­
    меры и факты, собственные оценочные суждения и прогнозы)
    ЧТО МЫ ХОТИМ ИЗМЕНИТЬ?
    В МАСШТАБАХ СТРАНЫ И ГОРОДА
    НА УРОВНЕ ШКОЛЫ
    Выберите из списка проектных направлений то, которое ближе всего к идее вашей группы (укажите номер), или впиши­
    те свое направление по ля для зпо лнения
    3. Миссия
    КРАТКО ОПИШИТЕ ВАШ ПРОЕКТ В СООТВЕТСТВИИ С ВЫБРАННЫМ
    НАПРАВЛЕНИЕМ.
    А) ЕСЛИ МЫ РЕАЛИЗУЕМ ПРОЕКТ, ТО ЧТО ИЗМЕНИТСЯ
    В ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ?
    Б) КАКАЯ ПРОБЛЕМА, ЗАДАЧА БУДЕТ РЕШЕНА?
    В) КОМУ ПРИНЕСЕТ ПОЛЬЗУ ПРОЕКТ?
    Г) ЧТО БУДЕТ ПРОДУКТОМ, РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЕКТА?
    4. Изменения, которые можно оценить или измерить
    ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА
    ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС
    5. Действия, которые приведут к результату
    ИЗ КАКИХ КОНКРЕТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ДЕЛ, АКЦИЙ,
    ДЕЙСТВИЙ БУДЕТ СКЛАДЫВАТЬСЯ ПРОЕКТ?
    6. Потребности для реализации
    ЗНАНИЯ И НАВЫКИ (ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ)
    РЕСУРСЫ (МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)
    ПОМОЩЬ (СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ)

    122
    Глава III.
    Вне дрение ме то дики об учение с лу жением в образоват ельный проце сс
    123
    7. Командные роли
    ФАМИЛИЯ, ИМЯ
    РОЛЬ В КОМАНДЕ
    ПОЧЕМУ
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    8. Бренд (на обратной стороне и на большом листе)
    ЭМБЛЕМА, ДЕВИЗ, ЦВЕТА, СИМВОЛЫ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ И Т.Д., КОТО-
    РЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ КАК УЗНАВАЕМЫЙ ОБРАЗ ПРОЕКТА И ОТРА-
    ЖАТЬ ЕГО СУТЬ И ХАРАКТЕР.
    Эскиз эмблемы на первой странице.
    9. План презентации проектной идеи
    1. ПРОБЛЕМА, ЗАДАЧА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ
    2. ВЫБРАННОЕ ПРОЕКТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ (ОПИСАНИЕ)
    ПРОЕКТА
    3. ЧТО БУДЕТ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЕКТА
    И КАКУЮ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПОЛЬЗУ ЭТО ПРИНЕСЕТ
    4. ПОЧЕМУ ЭТО ИНТЕРЕСНО И ВОЗМОЖНО ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ
    5. КАКИЕ КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИВЕДУТ К РЕЗУЛЬТАТУ
    6. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ПАРТНЕРЫ
    7. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНДЫ
    10. Оцените удовлетворенность вашей командной работой
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19


    написать администратору сайта