СРС. Служение книга. Методическое пособиеобучениеслужениеммосква, 2020
Скачать 3.13 Mb.
|
ГЛАВА II. ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА КАК ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ СПОСОБСТВУЕТ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Обучение служением — это методика, объединяющая в об щее образовательное пространство процессы обучения в ауди тории (школы, колледжа, вуза), вовлечения на добровольной основе молодежи в решение социальных проблем общества, тесно связанных с изучаемым предметом. Данная методика связывает общественно полезную дея тельность и теоретическое образование таким образом, что эти объединенные компоненты усиливают эффективность друг друга. Ценность данной инновационной образовательной мето дики состоит в том, что она направлена на следующее: ● развитие навыков применения знаний, полученных в груп пе в практической деятельности, и преобразования их в социально значимый результат; ● расширение теоретических знаний и практических навы ков обучающихся; ● воспитание со школьной скамьи (с детских лет) привычки помогать своему сообществу посредством добровольного гражданского участия; ● формирование гражданской социальной ответственности перед обществом, личностный рост, самосовершенствова ние, ● подготовка не только к будущей работе, но и к продуктив ной, счастливой жизни здесь и сейчас; ● установление связи между учебными предметами и про блемами сообщества; ● включение молодежи в процесс принятия решений; ● выделение времени для рефлексии (размышления и оцен ки обучения и обслуживания), предполагая поощрения за полученные результаты и достижения. Слово learning (англ.) переводится поразному: «учение», «обучение», «познание». Servicelearning означает «обуче ние служением», но встречается и другой перевод: «обучение служению», «служение учение», «служение в обучении», «по знание служения» и т.п. Центр прав человека Университета Брандес определяет Servicelearning как объединение общественно значимой дея тельности и формального академического образования, связь общественной работы с изучаемыми дисциплинами при обя зательном выделении специального времени на проведение рефлексии и анализ осуществляемой деятельности. Вот еще несколько классических определений, относя щихся к понятию Servicelearning: ● это обучающий метод, который состоит в комбинировании процесса обучения с практикой общественно значимых действий и рефлексией, осуществляемых с целью улучше ния результатов образовательного процесса и доброволь ческого социального служения; ● это метод обучения, который сочетает в себе учебную программу с социальной значимой деятельностью, осу ществляемой учащимися (студентами) в тесной связи с из учаемыми предметными дисциплинами; ● это инструмент, помогающий школьникам (студентам) эф фективно овладевать академическими навыками, развивать лидерские качества и нести гражданскую социальную от ветственность перед обществом; ● это преподавательская методология, которая интегрирует обучение со значимой общественно полезной деятельно стью с последующими размышлениями (рефлексией) для обогащения опыта, результатов обучения, гражданствен ности и укрепления сообществ; ● это образовательная модель, которая объединяет акаде мическое обучение со служением сообществу, предназна ченная для повышения результатов предметного обучения и получения гражданских и социальных навыков; ● это обучающая программа, которая обогащает и улучшает образование посредством вовлечения молодежи в оказа ние помощи их школам и сообществам, поскольку включает 54 55 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика Как об учение с лу жением спос обс тву ет практик о- ориентированнос ти образования в себя мнение молодежи, согласованность с учебным планом, обращение к истинным проблемам сообщества, разработку/реализацию/оценку проектов конкретной об щественно полезной деятельности молодежи; ● это обучающевоспитывающая технология, направленная на воспитание гражданской ответственности, долга, кото рая объединяет в единое целое и усиливает академический курс обучения, программы помощи сообществу, добро вольную общественно полезную деятельность и рефлек сию учащихся. Как видно из различных определений, в понятие «обуче ние служением» включены три основных компонента, состав ляющие суть методики, без наличия которых она не может быть собственно служением и обучением. Три этих процесса: ● служение как добровольный выбор социально значимых действий, соответствующих изучаемому в аудитории пред мету; ● обучение в аудитории; ● с включением преподавателями инструментов доброволь чества в процесс проведения занятия — необходимы для того, чтобы методику можно было при знать (обозначить) как обучение служением. Существенное (значимое) отличие методики обучение слу жением от других методик и программ заключается в ощутимом и структурированном одновременном результате и в служе нии, и в обучении. Общая задача методики обучение служением — интегри ровать процесс служения и обучения в единое образователь ное пространство. Задачи: ● предоставить возможности обучающемуся активно приме нять знания, получаемые в классе, в конкретных реальных ситуациях; ● вовлечь учащегося в практическую социально значимую деятельность, направленную на улучшение жизни сооб ществ, удовлетворение потребностей сообщества, прежде всего, настоящей и будущей семьи; ● создавать условия для осмысления (рефлексии) получен ных знаний и навыков, чтобы повысить качество обучения и опыта служения. ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ В ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ Традиционно в образовании выделяют академическиори ентированную и практикоориентированную модели обучения. В отличие от академическиориентированной модели, нап равленной на углубленное изучение предмета или предметной области, на выявление научных закономерностей и подго товку исследователей в той или иной сфере, практикоори ентированные программы предполагают в первую очередь овладение практическими навыками, умениями, знаниями и компетенциями, необходимыми непосредственно для тру довой деятельности в той или иной сфере. Обновление содержания образования — это усиление его практической направленности при сохранении фундамен тальности. Практикоориентированный подход не уменьшает значимость теоретического блока, а нацеливает образова тельные программы, вопервых, на практическую полезность и ценность теории, а вовторых, на внедрение тех форм учеб ного процесса, которые позволяют эффективно формировать профессиональные компетенции: деловые и ролевые игры, мастерклассы, практикумы, проектные методики, самостоя тельные исследования, тренинги и др. Если цель академического образования — подготовка иссле дователя, самостоятельно осуществляющего процесс поиска, получения и накопления новых знаний, умений и професси ональных компетенций, то главный результат практикоори ентированного подхода в обучении — специалист, способный эффективно применять в практической деятельности имеющи еся у него компетенции и добытые знания. Важно, что в практикоориентированном учебном процес се не только применяется имеющийся опыт, но и формируется новый на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится фундаментом для развития студентов, формирова ния их профессионального мастерства. Таким образом, практикоориентированное обучение по зволяет преодолеть отчуждение науки от практики, раскры вает связи между знаниями и реальной жизнью людей. Это достигается регулярным объяснением: какое значение для повседневной жизни имеет рассмотренная закономерность. 56 57 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика Как об учение с лу жением спос обс тву ет практик о- ориентированнос ти образования Образованию всегда пытались придать практикоориенти рованную направленность, но с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) этот по казатель стал одним из приоритетных и проверяемых как по структуре, так и по содержанию. Например, для специальностей среднего профессиональ ного образования по структуре показатель практикоориен тированности должен находиться в границах 50–65%. Здесь составляющие — объемы (в часах) практических занятий, всех видов практик и курсовой работы (Рис. 1). Рис. 1. Расчет практикоориентированности для специальностей СПО Практикоориентированное обучение — это процесс вза имодействия пяти субъектов образования: 1) обучающегося, заинтересованного в развитии собственной внутренней мотивации, устойчивого познавательного инте реса, формировании системы практически востребованных знаний и умений, обеспечивающих позитивные возможно сти для счастливой семейной жизни и более быстрой адап тации в профессиональной среде; 2) его окружения (прежде всего настоящей и будущей семьи, одногруппниководноклассников), заинтересованного в дру жеском расположении, умении презентовать себя, готового к работе в команде; 3) преподавателя, заинтересованного в деятельностной по даче академических знаний и объяснении прикладного аспекта теоретического материала, в совершенствовании профориентации молодежи; 4) образовательной организации, заинтересованной в следу ющем: — приближение к потребностям практики и жизни; ПрО = ЛПЗ+(УП+ПП+ПДП)+КР УН общ. +(УП+ПП+ПДП)+КР х100% ПДП — объем преддипломной практи ки (в часах) КР — объем часов на курсовую рабо ту (проект) УНобщ. — суммарный объем общей учеб ной нагрузки (в часах) ПрО — практикоориентированность ЛПЗ — суммарный объем лабораторных практических занятий (в часах) УП — объем учебной практики (в часах) ПП — объем производственной практики (в часах) — оказание помощи студентам в индивидуальном самовыра жении, предоставление им возможностей для раскрытия склонностей, способностей, удовлетворения интересов; — формирование у студентов значимых качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качествен ное выполнение функциональных обязанностей по из бранной специальности не только в будущем, но и на школьной (вузовской) скамье; — заключение договоров с будущими работодателями, вкладывающимися в развитие инфраструктуры и техни ческое обеспечение учреждения, стимулирующих инно вационных преподавателей; 5) профильного предприятия, работодателя, заинтересован ного в способности и готовности учащегося овладевать реальным опытом выполнения прикладных исследований и научнотехнических разработок; целенаправленно реа лизовывать полученные в период обучения знания и навыки практической деятельности в реальную жизнь в соответ ствии со стандартами качества отраслевых и региональных рынков. При внедрении методики обучение служением этот пере чень субъектов образования дополняется волонтерским цен тром (некоммерческой организацией) и муниципалитетом, заинтересованным в решении актуальных задач местного сооб щества, в получении дополнительных ресурсов (человеческих, материальных, финансовых), в социально значимой деятельности учащихся, выступающих волонтерамидобровольцами, распро странителями информации, источниками новых идей и проектов. Кроме того, именно методика обучение служением позво ляет следующее: ● обучающимся самореализовываться, чувствовать себя вос требованным в обществе, устанавливать новые знакомства, расширять связи, получать лидерские навыки, преодоле вать психологические барьеры, повышать свой социальный имидж; ● окружению учащегося получать квалифицированную под держку от него здесь и сейчас; ● преподавателям: получать дополнительный материальный стимул, повышать мотивацию учащихся к обучению, умень шать нагрузку по обеспечению практик, профессионально расти, повышать свой социальный имидж; 58 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика 59 ● образовательной организации оказывать непосредствен ное влияние на близлежащее окружение, муниципалитет, регион, страну, распространять информацию о своих со циально значимых достижениях, привлекая новых абиту риентов, инвесторов, работодателей. Обучение служением дополняет практикоориентированный подход к образованию уникальными задачами: ● обретение учащимся и педагогом смысла своего существова ния, предназначения как понимания мировоззренческого до минирования духовного над материальным, того, где, как и для чего полученные компетенции применяются на практике; ● формирование собственной внутренней мотивации обу чения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса; ● получение системы жизненно важных, практически вос требованных знаний, умений и практического опыта, что позволяет легко адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески; ● совершенствование ряда психологических характеристик: ответственность, инициативность, внимание, мышление, конкурентоспособность и др.; ● самостоятельное приобретение новых знаний, формиро вание практического опыта их применения в окружающей действительности при решении жизненно важных задач. Таким образом формируется идеальная модель конкурен тоспособной личности не только будущего специалиста, но и сегодняшнего ответственного гражданина. В методике обучение служением безусловным приорите том пользуется и становится основным учебным материалом деятельность, организованная и осуществляемая с намерени ем получить намеченный результат. Обучение преобразуется в специфический вид деятель ности, составленный из множества единичных операций и за даний, организованных в единое целое и направленных на достижение общей цели. ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ● Долгосрочность проектов. ● Тиражируемость результатов. ● Степень заинтересованности работодателей. ● Количество участников, волонтеров, организаций, объемы выполненных работ и привлеченных материальных средств. ● Повторные обращения (со стороны организации; со сто роны волонтера). ● Общественный отзыв, мнение. ● Чувство глубокого морального удовлетворения. ● Изменение мотивации. ● Изменение социальной ситуации. ● Повышение качества образования. ● Формирование социального партнерства. Служение и обучение дополняют друг друга. Эффективное управление социально значимой деятельностью помогает це лям служения и целям познавательного процесса взаимно обо гащать друг друга. Ключевые компоненты здесь следующие: коллективная солидарность, существующие потребности сообщества, уче нические сообщества, подготовка, рефлексия, наличие ясных социальных связей с изучаемым предметом. Взаимообогащение служения и обучения способствует лич ностному, социальному и интеллектуальному росту ребенка, предоставляет молодым людям ощущение гражданской ответ ственности, возможность строить свою карьеру. ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ Обучение служением всегда играло важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Оно имеет многове ковую историю: первоначально забота о ближнем сводилась к передаче навыков, так как это было жизненно необходимо для сохранения рода. Родители передавали простейшие навы ки заботы, а дети перенимали их, копируя действия взрослых. Старшие делятся опытом, дают важные советы: уважай стар ших, заботься, помогай нуждающемуся, цени ближнего, будь трудолюбивым. В период, когда воспитание детей выделилось в отдельную деятельность, обучение служением стало одним из направле ний содержания образования детей. Служение государю, императору, правителю было важ ным для обучения непривилегированных классов общества, 60 61 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика Ис тория ме то дики об учение с лу жением а служение народу, государству — для дворянского населения (Дж. Локк. «Воспитание джентльмена»). Но вплоть до XX века обучение служением рассматрива лось только с рациональной позиции, с позиции овладения навыками, а не как средство духовного, умственного, физиче ского, эстетического развития. Рассмотрим подробнее основные этапы становления обу чения служением в различные исторические эпохи. В Древней Греции служение богам было неотъемлемой частью гармоничного развития личности и входило в систему образования аристократической молодежи. Спартанское вос питание носило преимущественно военный характер и было направлено на служение правителю. В афинской системе вос питания действовал закон для непривилегированных слоев населения, свободных горожан, который гласил: гражданин, которого родители не обучили ремеслу, имеет право не со держать их в старости. Это положение обязывало простых афинян воспитывать детей так, чтобы они умели заботиться и учились брать ответственность за свой род. В Средние века умение заботиться о ближнем, владеть определенным ремеслом традиционно предавались от отца к сыну, т.е. обучение служением реализовалось в семье, но также практиковалось и ремесленное наставничество: маль чика отправляли на проживание и служение в семью ремес ленника, где он постепенно постигал секреты того или иного производства. В эпоху Возрождения возникли первые идеи рассмотре ния обучения служением, трудового воспитания как средств общего развития детей. Подобные направления присутствуют в педагогических идеях Т. Мора, Ф. Рабле. Чешский педагог Я.А. Коменский впервые научно обосновал взаимосвязь ощущений, чувственного восприятия и умственно го развития ребенка, сделав обучение основам ремеслам обя зательным уже с 6 лет («Школа родного языка»): «Дети должны уметь переносить всякий честный труд, чтобы не стать нелюди мыми или мизантропами, тунеядцами, бесполезным бременем Земли». А для юношества приоритетными считал два вида му жества: благородное прямодушие и выносливость в труде. В XVIII–XIX веках в педагогике возникает новая идея — соединить обучение с производительным трудом и профори ентацией. Швейцарский педагог И. Песталоцци развивал идеи вос питания детей в труде, вовлечение их в служение обществу, в сельскохозяйственную и производственную работу. Он раз работал «Азбуку умений», подразумевающую овладение эле ментами труда, необходимыми для профессий. Педагоги Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк высказывали мнения о не обходимости введения в практику воспитания детей обучения полезным ремеслам с целью не только подготовки их к жизни, но и с целью развития. Ж.Ж. Руссо, французский просветитель, автор теории сво бодного воспитания, призывал с раннего детства приучать ребенка к труду и заботе об обществе, начиная с самообслу живания, переходя к ручному, сельскохозяйственному труду, а затем и к конкретному ремеслу. К.Д. Ушинский в работе «Труд в его психическом и вос питательном значении» раскрыл вопросы, связанные с вза имосвязью активной трудовой деятельности и психическим развитием человека, его социальным становлением. КЛАССИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ SL СТАЛИ ИДЕИ ДЖОНА ДЬЮИ И СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУКТИВИЗМА Исходными положениями для технологии выступают идеи социального конструктивизма. Он оформляется в ра ботах выдающихся мыслителей Жана Пиаже (Швейцария), Джона Дьюи (США) и Льва Выготского (СССР), создавших оригинальные концепции социализации, которые легли в ос нову современного образования во всем мире. К началу XXI века конструктивистские подходы оказывают все большее влияние на современную политическую практику и социо логию, утверждающих, что будущее надо не прогнозировать, а конструировать здесь и сейчас, помещая в центр конструк та ценности и интересы личности, мобилизуя ее волю и от ветственность 1 По мнению Дж. Дьюи, школа должна стать моделью общи ны, приблизить школьную жизнь к реальности: «Когда школа воспитает и выработает из каждого ребенка нашего общества члена подобной маленькой общины, пропитает его духом слу жения обществу и снабдит его средствами для творческой самодеятельности, тогда мы будем иметь самую твердую и са 1 Решетников О.В. Конструирование и проектирование социальной реальности: от замысла к воплощению. // // Местное право. — 2016. — № 3. — С. 79–90. 62 63 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика Ис тория ме то дики об учение с лу жением мую лучшую гарантию в том, что и широкое общество станет более достойным, более приятным и более гармоничным» 1 Предшествовал методу SL метод проектов, который впер вые применил в образовании Джон Дьюи. В России еще в 1905 году его последователем стал Станислав Шацкий. В 1928 году Дьюи приехал в Советский Союз по приглашению Н.К. Крупской, чтобы помочь Наркомпросу в освоении «способа проектов». Профессор В.В. Кумарин пишет: «Луначарский, по совету Ильича, вместо „прусской модели“ ввел американскую. Ленину очень хотелось, чтобы пролетарские детишки рос ли здоровыми, не витали в облаках „всестороннего развития личности“ (что такое „личность“ и сколько у нее сторон — кто знает, пусть поднимет руку), а как можно раньше распознава ли свое призвание и не болтались в жизненной проруби как круглые отличники» 2 . В краткой формулировке Д. Дьюи метод проектов основан на том, чтобы «строить обучение ученика через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни» 3 . Его идеи оказались крайне зна чимыми для формирования советской модели образования, в которой последовательно сочетался практическиориенти рованный и идеологический подходы и которые были обога щены деятельностным подходом т.н. «круга Л.С. Выготского». Понимание активного, субъектного участия человека в устро ении социальной реальности и стало основанием конструкти вистского подхода, суть которого в том, что человек не просто слепок, отражение социальных отношений, а субъект его об разующей интерпретации. Сегодня все чаще люди обращаются к системе советского образования, и не только в России, но и в зарубежных образо вательных системах от советской школы взято все лучшее. Труд но даже назвать те элементы советской школы классического периода, которые не использовались бы на Западе, причем это относится и к средней школе, и к высшей. В России же, напро 1 Дьюи Дж. От ребенка — к миру, от мира — к ребенку (сборник). — М., 2009. — С. 33. 2 Решетников О.В. Социальное проектирование как инновационная об разовательная технология в современном образовательном процессе: психологопедагогический потенциал // https://sch1357uv.mskobr.ru/files/ social_noe_proektirovanie.pdf 3 Дьюи Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. — М.: Госиздат, 1924. тив, стали сводить феномен «лучшей на планете школы» к силь ным учителямпредметникам и удачно написанным учебникам. Но еще У. Бронфенбреннер 1 «вывез» из СССР в Америку идею экологии воспитания, которая до сих пор остается доминиру ющей в процессе социализации и гражданского воспитания в США (и кстати, которая во многом дополняет технологии SL). Ее можно охарактеризовать тремя основными принципами: ● воспитывает и социализирует не только семья и школа, но все окружение ребенка — двор, улица, местное сообщество; ● подлинное воспитание и социализация возможны только в реальной, инициативной, социально полезной деятель ности; ● индивидуум, гражданин способен стать уникальной частью целого только в процессе коллективных общих дел. Все эти идеи глубоко укоренены в наш многовековой тради ционный уклад жизни, были осмыслены русскими филосо фами и стали подлинной образовательной инновацией для всего мирового сообщества. Так, например, в США в национальную программу поддерж ки добровольческого служения детей и молодежи «Изучаем Америку — служим Америке» включаются дети с 5 лет. Суть этого курса — подготовка молодых людей к добровольческо му служению. В системе формального образования учащиеся получают первичную информацию, формируется их мотива ционная готовность к социальному служению на благо родной страны. В системе неформального образования учащиеся раз вивают те социальные навыки служения, которые больше со ответствует их индивидуальным интересам. В общественных организациях молодые люди в реальной практике реализуют полученные навыки. Таким образом, детские и молодежные общественные организации не просто форма досуга молоде жи, а важнейший компонент национальной системы социаль ного образования и воспитания. Но, к сожалению, у себя на Родине подобные идеи забыты либо вернулись обратно, но уже в искаженном импортном варианте. Советская школа немыслима без ее гражданского 1 Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. — М.: Прогресс, 1976; оригинал: Two Worlds of Childhood: US and USSR. — Penguin, 1975. 64 65 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика Ис тория ме то дики об учение с лу жением пафоса, нравственной фундаментальности, максимального приближения к социальной реальности и устремленности в будущее. Во всяком случае, в период расцвета советской пе дагогики этот образ школы как коммуны будущего стал маяком для нескольких поколений учителей и их воспитанников 1 В России введение подобной системы гражданского об разования актуально и требует усилий для соединения акаде мического образования и практики общественного служения учащихся. К началу XX века обучение служением и трудовое обуче ние становятся обязательными для школьного образования большинства развитых стан мира и активно развиваются по трем основным направлениям: 1. Профессиональнотрудовое: создание трудовых школ, на правленных на формирование черт личности, важных для хорошего работника, на подготовку детей к будущей про фессиональной деятельности (Г. Кершенштейнер). В Рос сии А.С. Макаренко выделял трудовую деятельность как одну из самых важных в становлении личности. В его ко лониях все воспитанники и сотрудники обязательно зани мались различными видами труда: « ...трудовая подготовка и воспитание трудового качества человека — это подготов ка и воспитание не только будущего хорошего или плохо го гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния». 2. Специальнопредметное: введение особой дисциплины «Труд» с получением навыков, обязательных при изуче нии других дисциплин (Р. Зейдель, У. Сигнеус и др.). В Рос сии Н.К. Крупская возглавила разработку комплексной программы обучения «Труд», в рамках которой в первом классе рассматривались вопросы, связанные с трудом в семье, во втором — трудовая жизнь квартала, где живет ребенок, в третьем — хозяйство края, в четвертом — стра ны. Обучаясь, школьники активно участвовали в созида тельной работе, привлекались к сельскохозяйственному, производственному труду, трудовым исследовательским проектам. 1 Решетников О.В. Школа и социум: взаимодействие в новой социальной ре альности. — Школьные технологии. — 2014. — № 5. — С. 171–178. 3. Социальнотворческое: соединение разнообразной само стоятельной познавательной и художественной деятель ности, связанной с трудом, для творческого развития (А. Фарьер, Э. Демолен, Г. Штайнер и др.). В «Лекциях о вос питании детей» А.С. Макаренко пишет: «Человек должен получать удовольствие от труда, относиться к работе с лю бовью, труд должен быть основной формой проявления личности и таланта. Труд должен быть творческим, в тру довом усилии воспитывается... нравственная подготовка». Макаренко утверждал, что уже в младшем возрасте ребе нок должен иметь определенные обязанности. А трудовое учение должно начинаться в игре: отвечать «за целость игрушек, чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет». Гармонично соединив в своей колонии игру, учебу, труд и театр, А.С. Макаренко верил, что в будущем в педагогиче ских вузах будут обязательно преподавать и постановку го лоса, и позу, и владение своим организмом, и владение своим лицом. «...каждую минуту своей жизни человек немного игра ет, чтото из себя изображает, играя, чемто более высоким себя чувствует. Воображение развивается только в коллек тиве, обязательно играющем. И я, как педагог, должен с ним немножечко играть. Если я буду только приручать, требо вать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег» (А.С. Ма каренко). В советской школе В.А. Сухомлинского дети привлекались не только к общественно полезному и бытовому труду, ра ботали в саду, в мастерских, на опытнических площадках, но и активно воспроизводили результаты своей деятельности в литературных, музыкальных, театральных и художествен ных произведениях: «Детей нужно учить делиться радостя ми, трудностями, мыслями, переживаниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту… Вот в этом и состоит одна из великих тайн, а вместе с тем и одна из простейших истин в воспитании коллектива: настоящее наслаждение челове 66 67 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика Ис тория ме то дики об учение с лу жением ческим общением дети должны переживать потому, что они являются активными творцами красоты» 1 Каждая общеобразовательная школа в советском государ стве была трудовойполитехнической. Концепция уроков тру да отражала конкретные образовательные и воспитательные задачи: политехническое образование учащихся, воспитание у них трудолюбия и профориентация. «Мы хотим воспитать человека, который <…> жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными ин тересами <…>. Наряду с этим мы отнюдь не стремимся к стадности, к растворению личности, к стиранию ориги нальности. Нисколько! Нам нужно, чтобы на коллективный основе особенности человека получали полное развитие. Мы должны развернуть особенности, дарования, развивать навыки, которые человек себе выбрал и которые общество ему указало» 2 В середине XX века активно развивалась система внекласс ной работы по трудовому воспитанию: кружки, секции, клубы. В 1970х годах отношение к трудовому воспитанию меняется: трудовое обучение отходит на второй план, так как будущие выпускники сориентированы не на производство, а на про должение образования, в частности в вузах. Эта ситуация спровоцировала новую волну научных и творческих поисков в направлении реализации трудового воспитания. Наибольший прорыв в методике обучение служением со вершил педагог из СанктПетербурга И.П. Иванов, который адаптировал метод коллективного воспитания А.С. Макарен ко и системную методику длительной игры И.Н. Жукова к ус ловиям обычных школ и внешкольных учреждений. Коллективная творческая игра, предложенная И.П. Ивано вым, вписанная в педагогику как КТД (коллективное творче ское дело), организуется таким образом, чтобы: ● предложенная воспитателем идея была воспринята дет ским коллективом как собственная; ● организуемая деятельность имела практическую направ ленность и была именно делом на благо собственного кол лектива, других коллективов и людей — имела гумани стическую и альтруистическую цель; ● на добровольных началах, с интересом и желанием в его реализацию могли включаться все члены коллектива и рас крывать свои творческие возможности. Коллективнотворческое дело — это: ● дело, так как оно позволяет выражать заботу об окружаю щих людях, коллективе, друг о друге; ● коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива — детей и вос питателей, то есть это результат общей заботы; ● коллективнотворческое дело, так как предполагает не прерывный поиск лучших решений, задумывается, плани руется, реализуется, оценивается сообща. Структура коллективнотворческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия педагога и воспитанников, необ ходимые для целенаправленного развития у молодежи целост номногостороннего гражданского отношения к жизни и самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств. В конце XX века на смену дисциплине «Труд» приходит «Технология», в которой находят место новые тенденции, со гласующиеся с основными идеями модернизации российско го образования. Как самостоятельная образовательная методика Service learning (обучение служением) получает активное развитие в США 1 , а с 1999 года — в России. ФОНД «СОЗИДАНИЕ» Изучение и продвижение методики обучение служением предпринимались в рамках деятельности тех организаций, которые исследовали мировой опыт, делали первые попытки в его адаптации в России. 1 Одними из первых теоретиков, на идеях которых родилась основа Service learning, были основоположники прагматизма, в частности Уильям Джеймс. Этот популяризатор прагматизма считал, что получаемые знания — это про сто набор правил, бесполезных без действия. Открытый источник https:// en.wikipedia.org/wiki/Servicelearning 1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский. — М., 1983. 2 Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. — С. 306. 68 69 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика Ис тория ме то дики об учение с лу жением К числу первых, кто системно занимался и продолжает заниматься продвижением и развитием методики обучение служением в России, относятся Московский дом милосердия (Российский центр развития добровольчества, а в настоящее время — Национальный центр добровольчества) и Фонд «Со зидание» 1 . При этом следует отметить, что каждая организа ция, имея собственное видение, двигалась своими путями в освоении и продвижении этой методики. Фонд «Созидание» идею внедрения программы Service learning озвучил в 2001 году, а с 2002 года фонд активно адаптирует и внедряет модели Servicelearning в России: проводит экспертные встречи, исследования, семинары, под держивает региональные партнерские проекты НКО — вузы, издал сборник. Были изучены труды ведущих зарубежных экспертов в об ласти молодежного служения. Переведены на русский язык материалы Союза за внедрение Servicelearning в образова тельную реформу (CIF) «Стандарты качества программ Service learning», материалы ученых Campus Compact, материалы Фонда «Точки света», проекта «Горизонты» и многие другие. В 2003 году Фонд «Созидание» издал сборник «Service learning», в котором представлена зарубежная практика, анализ и методики объединения общественно полезной деятельности и процесса образования. В сборнике представлены российские проекты Servicelearning, которые поддерживает Фонд «Сози дание» и осуществляют НКО в сотрудничестве с вузами. В 2005 году усилиями Фонда «Созидание» и Российско го Центра развития добровольчества переведены материалы учебного руководства Youth Service America, Do Something и National Leadership Council, который представляет собой информацию о программе совмещения процесса образова ния и общественно полезной деятельности для школьников средних учебных заведений. Для внедрения и апробации данной программы Фонд «Со зидание» разработал проект «Servicelearning — Обучение действием», в рамках которого было издано три сборника 1, посвященных методике совмещения процесса образования и общественно полезной деятельности в средних и средних специальных образовательных учреждениях России. В сборниках представлены методические материалы курса «Обучение действием» 1 , которые могут использоваться при проведения факультативных занятий, элективного курса, а так же в рамках преподавания экономики, права, проектирования, ОБЖ и других предметов, изучаемых в 7–11 классах средних и средних специальных учебных заведений. Кроме того, мате риалы курса возможно использовать во время каникулярного отдыха. Один из важнейших аспектов внедрения курса «Обучение действием» — факт, что у школьников 13–16 лет идет процесс становления личности, развития духовнонравственной, поли тической и правовой культуры, экономического образа мышле ния, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации. Участие в программе «Обучение действи ем» способствует воспитанию у школьников общерос сийской идентичности, гражданской ответственности, пра вового само сознания, толе рантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Кон ституции Российской Федерации. Данный курс в 2013–2017 годах был апробирован на приме ре 11 российских пилотных регионов. Более 2 500 школьников из Москвы, Твери, Тверской области, Саранска (Республика Мордовия), Самары, Саратова, Тюмени, Нижнего Новгорода, Армавира, Владимира, Республики Татарстан, Хасавюрта (Рес публика Дагестан), Кирова стали слушателями курса. Преподаватели провели занятия по курсу «Обучение дей ствием» и внесли свои рекомендации и практические сове ты, которые представлены в сборниках. В 2013 году проект «Обучение действием» получил статус Экспериментальной площадки Федерального института развития образования (ФИРО). Проведение занятий по курсу помогли молодежи создать и реализовать свои общественно полезные проекты, лучший опыт которых представлен в сборнике. 1 http://www.fondsozidanie.ru 1 Методические материалы курса «Обучение заботой» / Сб. материалов — М.: Фонд «Созидание», 2016. — 114 с. 1 «Обучение действием: внедрение инновационных моделей просоциального и толерантного поведения детей и молодежи в местном сообществе. Сбор ник материалов. — М.: Фонд «Созидание», 2015. — 167 с. 70 71 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика Ис тория ме то дики об учение с лу жением Экспериментальный проект по апробации программы «Servicelearning — Обучение действием» в России проде монстрировал реальную необходимость и широкие возмож ности адаптации и развития такой программы. По мнению участников, основной итог проекта — это возмож ность использовать предоставленные новые методики граждан ского образования, связывающие школьный учебный процесс с участием молодежи в добровольческой деятельности. В свою очередь, Московский дом милосердия — Россий ский центр развития добровольчества с 2000 года начал изучать, продвигать и внедрять на практическом уровне инно вационную методику Servicelearning через Всемирный день молодежного служения (учрежден в 2001 году Международ ный год добровольчества). Его суть — продвижение доброволь чества и признание молодежных добровольческих инициатив как ресурса для решения социальных задач общества. АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В академической среде на системном уровне подходы и технологии социального служения впервые стали разра батываться в Российском государственном социальном уни верситете в рамках деятельность Федерального УМО по социальной работе. В структуре Университета в 2003 году был создан Академический институт социального служения, в рамках совместного договора между Министерством труда и социального развития РФ (министр А.П. Починок) и Патри архом Московским и всея Руси Алексием II. Целью института стала подготовка кадров и научномето дическое сопровождение для добровольческой деятельности и благотворительности. В рамках деятельности АИСС РГСУ был применен метод SL (обучение служением) для подготов ки студентов отделения «Социальная работа — организация социального служения», что впервые было отражено в базо вой образовательной программе по данной специальности 1 В 2011 году институт разработал и начал проводить в Рос сийском государственном социальном университете учебный курс «Социальное и гражданское служение молодежи». Курс ориентировал студентов, и не только факультета «Социаль ная работа», на социальные навыки, необходимые в добро вольческой и благотворительной деятельности для активного гражданского участия, разработки и реализации социальных проектов. Более 80% студентов признали актуальность полу ченных навыков, почти 90% студентов разработали самостоя тельные социальные волонтерские проекты в рамках учебных курсов по целому ряду специальностей, таких как «Политоло гия», «Журналистика», «Культурология», «Социальная педаго гика», «Организация работы с молодежью» и др. Усилиями АИСС РГСУ в 2011 году впервые в России был создан не только волонтерский ресурсный центр вуза в офи циальной структуре университета, который существует и развивается в настоящее время, но и дирекция поддержки волонтерской деятельности в университетской корпорации. Сотрудники института разработали проект «Доброволец России» в рамках Стратегии государственной молодежной политики в РФ 1 и многие другие научнометодические работы и технологии в сфере добровольческого служения. В настоящее время Институт общественного служения су ществует как автономная некоммерческая организация (www. ИОСЛ.рф) В 2008 году Национальный центр добровольчества и ад министрация городского округа Новокуйбышевск разрабо тали программу «Обучение служением. Российская модель», которая была внедрена в 2009–2010 годах в образовательные учреждения Самарской области. В деятельность по программе были вовлечены 33 обра зовательных учреждения Новокуйбышевска: преподаватели, специалисты по воспитательной работе и учащиеся. Основным выводом по итогам реализации программы ста ло понимание того, что для успешного внедрения Service learning в систему образования России необходимо более глубокое осмысление и анализ методики, так же, как и изучение 1 Решетников О.В. Техникоэкономическое обоснование проекта «Доброво лец России»// Гусев Б.Б., Лопухин А.М. Стратегия государственной молодеж ной политики (с комментариями). — М.: Издательство РГСУ, 2007. 1 Решетников О.В. Актуальные вопросы организации социального служения. Подготовка специалистов государственных и общественных социальных служб в сфере социального служения. — М.: «Фонд содействия развитию об разования в XXI веке», РГСУ, 2006. 72 73 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика Какие мо де ли об учения с лу жением с уще ствую т в наше время роли молодежного добровольчества в образовательных орга низациях и возможностях их совмещения в учебновоспита тельном процессе. Новые возможности и общественная потребность в изуче нии, применении и развитии методики обучение служением, с учетом российской специфики Servicelearning, появились к 2017–2018 годах с началом масштабной поддержки добро вольчества в образовательных учреждениях на государствен ном уровне и с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. КАКИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СЛУЖЕНИЕМ СУЩЕСТВУЮТ В НАШЕ ВРЕМЯ У методики обучение служением большое количество ва риаций не только в разных государствах, но и в регионах. Общенациональный государственный статус внедрению методики обучение служением (в рамках проекта «Школа и сообщество») присвоен в США, где каждое учебное заве дение может гордиться высокими результатами. Молодежь служит и учится одновременно, что повышает качество и про дуктивность обоих процессов. В Великобритании правительство ввело в учебные про граммы предмет «Гражданское образование», который при зван изменить пессимистическое отношение большинства молодых англичан к общественному служению. В Нигерии Национальный корпус молодежного служения получил от правительства право открывать свои вузы и вы давать выпускникам документы, подтверждающие получение высшего профессионального образования. В Аргентине и Португалии привлечение учащихся к со циальному служению осуществляется на государственном уровне и поддерживается федеральной властью. В Бразилии, Венесуэле, Чили, Испании действует про грамма Servicelearning, которая предполагает добровольную работу студентов и школьников в организациях местного со общества, например в общественных центрах для нуждаю щихся детей. В России в последние годы начинают все более активно использовать программы и методы, связанные с развитием до бровольчества в системе образования. К их числу относятся модели, в названиях которых включены основные компоненты методики Servicelearning: «Обучение служением», «Обуче ние заботой», «Обучение через служение», «Обучение через добровольчество» и т.д. Их актуальность и востребованность в системе образо вания подтверждается множеством материалов, публикаций в виде статей, презентаций, инфоуроков. На системном уровне получают развитие модели обучение служением, связанные с вовлечением учащихся в доброволь ческую деятельность или с применением методик доброволь чества в учебновоспитательном процессе. Согласно первой модели в образовательной организации создаются добровольческие объединения 1 , функционирова ние которых, по мнению авторов пособия, «принципиальная задача сферы образования». Данные добровольческие (волонтерские) структуры, созда ваемые в образовательных организациях, как правило, ставят своей целью «объединение учащихся для участия в различных видах социально значимой добровольческой деятельности». Вторая модель строится на подходе, предполагающем, что преподаватель внедряет методику служения (добровольче ства) в свои учебные планы, включая внеурочную деятельность, и на занятиях обучает учащихся разработке, планированию и реализации социальных проектов, направленных на помощь социально незащищенным людям и местному сообществу. Наиболее детально и профессионально подход системно продвигает Фонд «Созидание» в программе «Обучение забо той», где решается задача обучения учителямипредметника ми в рамках внеурочной деятельности учащихся школ, лицеев, вузов навыкам социального проектирования, а именно разра ботки и реализации социальных проектов, направленных на помощь и решение проблем местных сообществ. Анализ данных моделей выявил ряд проблем: вопервых, преподаватели — это не специалисты, облада ющие комплексом специальных знаний в области доброволь чества; 1 Федоров А.С., Зотова В.А., Метелев А.П. Модель школьного добровольче ского отряда: Методическое пособие. — М.: Издательство «Перо», 2018. — 101 с. Электронный ресурс: https://drive.google.com/file/d/12qVi2xLYYIzWkH gxHIPdDPiMdU_3AF6O/view 74 75 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика Какие мо де ли об учения с лу жением с уще ствую т в наше время вовторых, дополнительная нагрузка на педагогов, учиты вая их высокую текущую загруженность, может повлиять на снижение качества их занятий; втретьих, реализуемые по предлагаемым методикам под ходы в образовательных учреждениях, как правило, вовлекают в волонтерскую деятельность ограниченное количество наи более социально активных учащихся. В целях решения обозначенных проблем и дальнейшего внедрения в практику деятельности образовательных орга низаций методики обучение служением в 2017–2018 годах Национальный центр добровольчества доработал и коррек тировал программу «Обучение служением. Российская мо дель». В новом варианте программа отвечает целям и задачам ФГОС по созданию общего образовательного пространства урочной и внеурочной деятельности. Инструменты служения (добровольчества) используются в педагогической методо логии, мотивируя обучающихся к получению теоретических знаний на занятии. А во внеурочное время они на основе собственного выбора предпринимают практические действия (проектные или исследовательские), которые помогают закре пить или развить изучаемый теоретический материал. Основная цель адаптации методики обучение служением к российским условиям — содействовать формированию еди ного качественного подхода к образованию через внедрение инновационных методов преподавания и воспитания с исполь зованием инструментов добровольчества. Инновационная методика обучение служением представ ляет собой методологию преподавания, предусматривающую введение инструментов добровольчества в образовательный процесс. Его применение позволяет учащимся более глубоко усваивать теоретические знания и приобретать практические навыки в процессе добровольческого труда. Российская модель представляет собой развитие мето дики обучение служением через реализацию двух основных подходов: 1) включение инструментов добровольчества в учебновос питательный процесс для достижения целей образования; 2) создание для обучающихся условий свободного доступа к добровольческой деятельности через организацию в об разовательном учреждении волонтерского центра. В данной модели от преподавателей не требуется тратить дополнительное время и усилия на выполнение несвойствен ных им функций. Задачей педагога становится внесение качественных из менений непосредственно в процесс преподавания своего предмета, будь то обществоведение, литература, химия, исто рия, география, иностранный язык и др. Реализация данного подхода достигается путем: 1) обеспечения педагогов знаниями по методике обучение служением в совокупности с применением и развитием своих творческих способностей и накопления практиче ских навыков в процессе разработки планов, содержания, сценария и проведения занятий; 2) включения в ход проведения занятия элементов, моти вирующих обучающихся осуществлять добровольно и по собственному выбору практические действия, способству ющие закреплению изучаемого теоретического материала; 3) создания в образовательных организациях волонтерских центров как моделей единения урочновнеурочной дея тельности и дополнительного образования, в которых ра ботают подготовленные специалисты. Следует отметить, что планируемый эффект по методике обучение служением достигается только в том случае, если применяются все компоненты в их сочетании, являясь единым информационнопрограммным и методическим простран ством, полностью отвечающим и нацеленным на реализацию целей и задач ФГОС. Важный аспект этой концептуальной модели — то, что она выстраивается не на отрицании и не на противопоставле нии уже используемых методов вовлечения молодежи в во лонтерскую деятельность (посредством создания школьных добровольческих отрядов и объединений или возложения дополнительной нагрузки на преподавателей в рамках внеу рочной деятельности). Реализация данного инновационного подхода усили вает социальное взаимодействие внутри образовательной 76 Глава II. Об учение с лу жением как образоват ельная ме то дика 77 организации между обучающимися, педагогами, родителями, между организацией и местным сообществом, партнерами. Отличительная особенность предлагаемой к внедрению модели методики обучение служением заключается в том, что добровольчество в ней выступает не целью, а средством (ин струментом), направленным на достижение целей обучения, воспитания и социализации детей, подростков и молодежи. |