Главная страница
Навигация по странице:

  • Самореализация личностного потенциала

  • Общественное признание, чувство социальной значи­ мости

  • Самовыражение и самоопределение

  • Профессиональное ориентирование

  • Приобретение полезных социальных и практических навыков

  • Возможность общения, дружеского взаимодействия с еди номышленниками

  • Приобретение опыта ответственного лидерства и со­ ци ального взаимодействия

  • Способность выразить гражданскую позицию

  • Выполнение общественного и религиозного долга

  • Организация свободного времени

  • Период I. Х век — до революции 1917 года

  • Период II. Советский (1917–1991 годы)

  • Период III. Постсоветский

  • СРС. Служение книга. Методическое пособиеобучениеслужениеммосква, 2020


    Скачать 3.13 Mb.
    НазваниеМетодическое пособиеобучениеслужениеммосква, 2020
    Дата01.03.2023
    Размер3.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСлужение книга.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #962991
    страница3 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    24
    25
    Глава I.
    С
    лу жение
    Чт о так ое с лу жение и какая у нег о ис тория
    Человек, чья основная мотивация — достижение результа­
    тов:

    предоставление возможности для совершенствования или продвижения;

    включение в деятельность с четко очерченными времен­
    ными рамками, границами ответственности, целями;

    вручение документов от начальника и вышестоящих орга­
    низаций, признающих его достижения;

    наличие заданий, предлагающих возможности выполнить или перевыполнить установленные нормы.
    Человек, чья основная мотивация — администрирование:

    вовлечение в процесс принятия решений, подачу идей о пу­
    тях достижения целей, планах и ожидаемых результатах;

    наличие солидного названия должности;

    поручение задания, которое позволило бы организовывать, обучать других, взаимодействовать с властными структура­
    ми, внедрять новое, высказать собственные идеи по повы­
    шению статуса и уровня известности учреждения;

    предоставление возможности быть узнаваемой персоной в официальных кругах, проводить свободное время с людь­
    ми, облеченными властью, в неофициальной обстановке;

    размещение в СМИ статьи (ролика) с рассказом о вкладе данного человека в успех проекта, учреждения, организации.
    Мотивы участника служения имеют широкий диапазон: от религиозных до корыстных. Это полярные границы.
    Мотивы детей (8–18 лет): стремление стать взрослыми; возможность развить уверенность в себе; открытость и готов­
    ность старших обсуждать возникающие проблемы; возмож­
    ность осваивать и использовать современные технические средства и технологии (компьютерное оборудование, мо­
    бильная связь, факсимильные сообщения, копировальные аппараты, автотранспорт и др.); обучение элементам наблюда­
    тельности, общения, лидерству и азам управления; ре¬ализа­
    ция собственных инициатив и самостоятельного дела в кругу единомышленников, друзей и партнеров и др.
    Мотивы молодых людей (18–30 лет): эмоциональное бла­
    гополучие, проявление индивидуальности, реализация по­
    требности помочь нуждающимся из чувства сострадания и милосердия; возможность общественного признания, мо­
    рального и материального вознаграждения за свой труд; орга­
    низация деятельности, адекватной семейным, национальным, региональным и культурным российским традициям; повы­
    шение информационно­коммуникативного уровня; форми­
    рование мировоззренческого багажа знаний о социальных проблемах; понимание юридических и практических рамок деятельности специалистов социальной сферы; ознакомле­
    ние с механизмом проведения конкретных социологических исследований; обмен профессиональным опытом в процессе нерегламентированного общения и взаимодействия и др.
    Ассоциация юных лидеров, на основании проведенного исследования, выделяет следующие мотивы участников слу­
    жения:

    чувство благодарности;

    собственная значимость;

    видение достигнутых результатов;

    возможность самосовершенствоваться;

    общественное и личное признание;

    ощущение себя частью команды;

    реализация своих потребностей;

    возможность найти друзей.
    По наблюдениям сотрудников АЮЛ, молодежь теряет ин­
    терес к служению, когда:

    возникает противоречие между их ожиданиями и предла­
    гаемой деятельностью;

    выполняемая работа не влечет реальных изменений;

    деятельность однообразна и неинтересна;

    нет поддержки, одобрения со стороны других;

    нет возможности для личного роста; удовлетворения учебно­профессиональных потребностей; получения но­
    вых знаний, навыков, полезных для жизни; проявления инициативы или творческих способностей;

    возникают напряженные отношения с другими доброволь­
    цами или персоналом принимающей организации
    1
    Участие молодежи в служении преследует не только об­
    щественные цели, но и удовлетворение потребностей, свой­
    1
    Аналитический сборник «Молодежь в действии». — М.: Эдиториал УРСС,
    2001. — С. 69.

    26
    27
    Глава I.
    С
    лу жение
    Чт о так ое с лу жение и какая у нег о ис тория ственных возрасту молодых людей. Можно выделить ведущие социально значимые мотивы участия. Под ведущими понима­
    ются те мотивы, которые отвечают следующим требованиям:

    имеют социально значимый, позитивный характер;

    широко распространены;

    способствуют развитию общественно значимой деятель­
    ности, реализации ее целей и задач;

    отвечают общечеловеческим ценностям;

    охраняют индивидуальные различия участников.
    Самореализация личностного потенциала
    Реализация собственного личностного потенциала, про­
    явление своих способностей и возможностей, осуществле­
    ние человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятель­
    ности.
    Важная роль в поддержании данной мотивации принадле­
    жит осознанию человеком собственного внутреннего потен­
    циала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.
    Общественное признание, чувство социальной значи­
    мости
    Для человека важно получить положительное подкрепле­
    ние в своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить личную причаст­
    ность к общеполезному делу.
    Основа данной мотивации — потребность человека в вы­
    сокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.
    Самовыражение и самоопределение
    Возможность проявить себя, заявить о собственной жиз­
    ненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений позволяет человеку выразить свое внутреннее Я, утвердиться в жизненных ценностях. Испытать себя в деле, най­
    ти свою дорогу в жизни, лучше понять собственные интересы и потребности — все это может дать социальное служение.
    Потребность человека в сознании собственной ин­
    дивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своей инди­
    видуальности — основа мотивации самовыражения и самоо­
    пределения.
    Профессиональное ориентирование
    Служение позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной дея­
    тельности, получить реальное представление о предполагае­
    мой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Служение помогает приобрести полезные навы­
    ки, необходимые в дальнейшем для профессиональной дея­
    тельности.
    Приобретение полезных социальных и практических
    навыков
    Служение позволяет приобрести полезные навыки, напря­
    мую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером и различными видами техни­
    ки, строительных навыков, опыта межличностного взаимодей­
    ствия.
    Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира в использовании всех возможностей, пре­
    доставляемых человеку обществом, — это одна из насущных потребностей современного человека.
    Служение должно способствовать развитию таких соци­
    альных навыков, как:

    развитие коммуникативных способностей;

    опыт ответственного взаимодействия;

    лидерские навыки;

    исполнительская дисциплина;

    защита и отстаивание прав и интересов;

    делегирование полномочий;

    инициативность.
    Возможность общения, дружеского взаимодействия
    с еди номышленниками
    Служение позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии.
    Одна из глубинных человеческих потребностей — стрем­
    ление к общению и взаимодействию, потребность быть при­
    нятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социаль­
    ная направленность позволяют людям найти единомышлен­
    ников, установить с ними дружеские отношения.

    28
    29
    Глава I.
    С
    лу жение
    Чт о так ое с лу жение и какая у нег о ис тория
    Добровольческая деятельность должна предоставлять лю­
    дям возможность совместного взаимодействия, что подразу­
    мевает:

    планирование и анализ деятельности;

    реализацию инициатив и проектов;

    обмен опытом;

    совместный отдых и оздоровление;

    поддержку со стороны других участников деятельности.
    Необходимо обращать внимание на установление друже­
    ской, доброжелательной атмосферы, способствовать созда­
    нию условий для их эмоционального общения.
    Приобретение опыта ответственного лидерства и со­
    ци ального взаимодействия
    Служение дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни для ответственного лидер­
    ства и исполнительской деятельности.
    Потребность в приобретении опыта ответственного взаи­
    модействия — это осознанная социальная потребность.
    Способность выразить гражданскую позицию
    Возможность выразить свою гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но актив­
    ной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей, — важнейшее условие социализации и личностного развития молодого человека.
    Выполнение общественного и религиозного долга
    Социальное служение — это естественная потребность человека, его предназначение. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельству­
    ет о высоком личностном развитии.
    Потребность в исполнении общественного и религиозно­
    го долга свидетельствует о высокой мотивации личностного развития, высоком уровне самосознания.
    Организация свободного времени
    Немаловажный мотив участия в социальном служении — возможность организации собственного свободного времени с пользой для дела и души. Многие традиции общественной работы прошлого сочетали полезную работу и веселый праздник. Так, капустниками в дореволюционной России на­
    зывались дни, когда молодежь, собравшись вместе, помогала в заготовке на зиму капусты бедным, немощным односельча­
    нам. Работа всегда завершалась веселым праздником, отголо­
    ском которого стала традиция театральных капустников.
    Организация свободного времени не может быть ведущим мотивом для участия в социальном служении. Но при наличии других мотивов может стать эффективным стимулом для участия.
    Главный мотив участия молодежи и педагогов — возмож­
    ность самоактуализации, самореализации, личностного роста, повышения квалификации, осознание социальной значимости своей деятельности, интересное общение в коллективе.
    ИСТОРИЯ СЛУЖЕНИЯ
    Служение можно рассмотреть не только в контексте исто­
    рического развития, возникновения и смены формаций, циви­
    лизаций, эпох, событий, государственных ус тройств, систем жизнеобеспечения.
    Служение — это еще и история:

    становления, развития, сотрудничества конфессий: конфу­
    цианства, индуизма, магометанства, христианства;

    взаимодействия молодежи и старшего поколения, полити­
    ческих сил, классовой борьбы, протестных выступлений;

    развития способов и возможностей удовлетворять нема­
    териальные потребности населения;

    коммуникативного развития общественных отношений;

    лидерства, роли личности.
    Предпосылкой служения выступает благотворитель­
    ность — проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.
    В древние времена благотворительность ограничивалась
    «подаянием милостыни нищему», любому, кто «протянет руку». Позднее это могли быть материальная помощь частного лица или группы лиц нуждающимся, вклады в строительство или содержание богоугодных заведений, стипендии и посо­
    бия, участие в благотворительных акциях и т.д.
    Благотворительность — проявление внимания к людям, неспособным обеспечить себя хотя бы минимальными ус­
    ловиями существования, оказание им посильной помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности, мате­
    риальной и духовной поддержки.

    30
    31
    Глава I.
    С
    лу жение
    Чт о так ое с лу жение и какая у нег о ис тория
    Это явление имеет и в России свою историю и традиции, оз­
    накомление с которыми представляет не только познаватель­
    ный интерес, но и практическую значимость для тех, кто занят в социальной сфере, организует волонтерскую деятельность.
    Начало благотворительности в России, как и в других странах, относят к языческим временам, когда отдельные лица и различные их группы вынуждены были кормить и оде­
    вать нуждающихся. Эта помощь носила примитивные формы, не была организованной и регулярной.
    С появлением государства поначалу мало что изменилось: в основе благотворительности по­прежнему лежали чувства — сострадание, родственный или соседский долг и т.п.
    Как отмечает С.М. Соловьев
    1
    , все западные путешествен­
    ники превозносят гостеприимство славян, их ласковость, об­
    хождение с пленными, которые у славян не рабствовали весь век, как у других народов, а по истечении определенного сро­
    ка были вольны или возвратиться к своим, или остаться жить между славян в качестве друзей.
    Состраданием и заботой о судьбе соотечественников, по­
    павших в плен и томившихся на чужбине, было продиктова­
    но заключение Киевской Русью с греками ряда специальных договоров, которые устанавливали взаимные обязательства о выкупе русичей и греков, в какой бы стране они ни находи­
    лись, и отправление их на родину.
    Формирование духовности славян, развитие культуры проходило также под влиянием деятельности просветите­
    лей Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке кириллический алфавит. Он стал одной из важнейших предпосылок станов­
    ления самобытной славянской цивилизации, той особой ду­
    ховности русичей, отличающейся предрасположенностью к добру, справедливости, сострадательности.
    Учение православного христианства о спасении души, о че­
    ловеколюбии («Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
    (Мф. 22:39)) было созвучно славянской духовности. Проявляя гибкость и пользуясь поддержкой княжеской власти, право­
    славная христианская церковь сравнительно быстро распро­
    странила свое влияние в Киевской Руси.
    Христианство на Руси сыграло положительную роль в раз­
    витии благотворительности. Лучше других о сущности древ­
    нерусского благотворения сказал историк В.О. Ключевский:
    «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего — накормить голод­
    ного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице.
    Благотворительность считалась нужной не столько для благо­
    творимых, сколько для благотворящих — для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершен­
    ствования и как средство для обеспечения хорошего будуще­
    го в загробной жизни»
    1
    Вводя православное христианство на Руси, князь Влади­
    мир глубоко воспринимал его положения, обращенные к душе человека, призывающие людей заботиться о ближнем, быть милосердными, такие как «Блаженны дающие милостыню, и помилованы они будут», «Просящему у тебя дай, и от того, кто хочет взять у тебя в долг, — не отворачивайся», «Продавай­
    те ваши имения и давайте милостыню», «Радуйтесь с радую­
    щимися и плачьте с плачущими» и др.
    Попытка схематичного представления истории служе­
    ния в России была осуществлена в приложении к «Вестнику
    НКО» Томского областного отделения Российского детского фонда — газете «Волонтер»:
    Период I. Х век — до революции 1917 года
    От частной/гражданской инициативы и благотворительно­
    сти церкви до появления государственных (бюджетных) уч­
    реждений, координирующих добровольческую деятельность:

    Жертвования князей и «деловых людей» на социальные нужды и индивидуальную помощь.

    Организация богаделен, больниц, школ и скудельниц при храмах, монастырях и кладбищах.

    «Хождение в народ» прогрессивной образованной моло­
    дежи с целью облегчения жизни простых людей, внесения культуры и образования в народную жизнь и пробуждения политического сознания в народных массах.

    Акции «самопомощи» (типа постройки домов погорельцам).

    Служение сестрами милосердия интеллигентных женщин из состоятельных семей в период военных кампаний.

    Получастное /полугосударственное содержание приютов для калек.
    1
    Соловьев С.М. История России до 1850 года: Учебник русской истории. —
    М.: ImWerden, 2001. — 249 с.
    1
    Ключевский В.О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. — М:
    Альфа­книга, 2017. — 1197 с.

    32
    33
    Глава I.
    С
    лу жение
    Чт о так ое с лу жение и какая у нег о ис тория

    Благотворительные организации и фонды.

    Комитет для разбора и призрения нищих.

    Приказы общественного призрения.

    Земские учреждения.

    Участковые попечительства.
    Период II. Советский (1917–1991 годы)
    Добровольно­принудительные акции или «управляемое» добровольчество и государственный патернализм во всех сферах социального обеспечения:

    Студенческие, ученические поездки на «сбор урожая» и другие сельхозработы.

    Народные дружины охраны общественного порядка.

    Общественные организации и органы общественного са­
    моуправления различного спектра, назначения и масштаба.

    Уплата членских взносов «куда попросят».

    Добровольцы на освоении целины и «стройках века».

    Территориальные отделы социального обеспечения.

    Партийное руководство все ми общественными ини ци­
    ативами в свете коммунистической идеологии.

    Независимые гражданские инициативы (часто андеграунд­
    ные): семейные, детские кружки и секции; «тимуровские» команды; кассы взаимопомощи; дружины по охране природы.
    Период III. Постсоветский
    а) Добровольческие инновации в рамках третьего сектора:

    Региональные центры развития добровольчества (Бла го­
    твори тельная региональная организация «Невский ангел»,
    «Нет наркотикам и алкоголизму», Московский дом мило­
    сердия и др.).

    Профессиональные неправительственные ассоциации
    (Союз социальных педагогов и социальных работников
    Рос сии, Ассоциация школ социальной работы и др.).

    Добровольческие службы (Служба добровольного труда мо­
    лодежи, Волонтерская служба Прикамья, Приморья и др.).

    Общественные организации добровольческой направлен­
    ности (ДИМСИ, Детский орден милосердия, Ассоциация юных лидеров и др.).

    Добровольческие, общественные программы НКО и ре­
    сурсных центров.

    Специализированные фонды поддержки общественного служения («Новые перспективы», «Созидание», «Мило­
    сердие», «Сибирская инициатива» и др.).

    Специализированные СМИ (Агентство социальной ин­
    формации, журналы «Вестник благотворительности», «Во­
    лонтер», «Благотворительность», «Социальная работа» и др.).

    Клубы добровольцев НКО.

    Школы обучения волонтеров (Школа милосердия при «Нев­
    ском ангеле», Университет социальных инициатив при
    ДИМСИ и др.).

    Виртуальное обучение добровольцев, создание сайтов.

    Общественные добровольческие акции (Весенняя неделя добра в регионах России, «Белые цветы» в Нижнем Нов­
    городе, Пермский карнавал, Дни заботы, Дни пожилых лю­
    дей, Фестиваль молодежных инициатив в День молодежи и др.).
    б) Координация усилий НКО:

    Ассоциация волонтерских центров.

    Российский добровольческий центр.

    Координационные комитеты всероссийских акций (Весен­
    няя неделя добра, Международный год волонтера, День служения молодежи и др.).
    в) Государственная поддержка общественного служения:

    Федеральный реестр молодежных и детских обществен­
    ных объединений, пользующихся государственной под­
    держкой.

    Конкурс вариативных программ и проектов общественных объединений Минобразования России.

    Конкурс проектов НКО в федеральных округах Админи­
    страции Президента РФ, администрациях субъектов РФ.

    Система государственных наград и поощрений лидеров НКО.
    2014 год — переломный в развитии служения, когда го­
    сударство берет на себя функции поддержки и контроля за развитием волонтерства, деятельностью благотворительных учреждений и некоммерческих организаций, частичного фи­
    нансирования работы некоторых из них, а главное — создает единую стройную систему законов, нормативной базы, стиму­
    лов для оказания помощи нуждающимся и тем, кто им помогает, через систему льгот, поощрений.
    Именно в 2014 году, по инициативе Президента России
    В.В. Путина, с целью сохранить наследие волонтерской прог­
    раммы Олимпийских игр в Сочи и развивать добровольческое
    1
    Ассоциация волонтерских центров (АВЦ). https://авц.рф

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта