Главная страница
Навигация по странице:

  • Метод № 3: Самомоделирование

  • ИГРА РАЗУМА Моделирование

  • [3.4] Сотрудничаем

  • Харгрейв Д.Mind hacking. Как перенастроить мозг за 21 день. Mind hacking. Какперенастроить мозг за 21 день


    Скачать 1.65 Mb.
    НазваниеMind hacking. Какперенастроить мозг за 21 день
    АнкорХаргрейв Д.Mind hacking. Как перенастроить мозг за 21 день
    Дата07.06.2022
    Размер1.65 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаХаргрейв Д.Mind hacking. Как перенастроить мозг за 21 день.pdf
    ТипДокументы
    #574228
    страница11 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Метод № 2: Система блоков
    «Я твердо убежден… что позитивный настрой дает вам больше
    надежды, а вера в то, что вы можете сделать нечто великое, означает,
    что вы непременно сделаете нечто великое».
    Расселл Уилсон, квотербек команды Seattle Seahawks
    116
    Jack Nicklaus, Golf My Way (New York: Simon & Schuster, 1974), 79.

    Д. Харгрейв. «Mind hacking. Как перенастроить мозг за 21 день»
    102
    Создатели команды Seattle Seahawks задумали нечто странное: создать мягкую и добрую футбольную команду.
    Эта история началась с главного тренера, Пита Кэрролла, позитивного энергичного лидера. Он проложил свой путь в мире университетского футбола, сумев довести команду
    New England Patriots до первого дивизиона в 1997 году. Впрочем, когда команда в следующие два года не смогла выйти даже в плей-офф, Кэрролла бесцеремонно уволили, что можно счи- тать колоссальным фиаско
    117
    . Подавленный, Кэрролл покинул мир университетского футбола почти на десять лет, но в 2010 году его пригласили в команду Сиэттла.
    Он вновь вернулся в большую лигу и на этот раз решил действовать иначе. У него созрел необычный план, и ментальная тренировка играла в нем столь же важную роль, как и трени- ровка физическая. Кэрролл встретился со спортивным психологом Майклом Жерве, который специализировался на «среде высоких ставок», где доли секунды отделяли победу от угрожа- ющей жизни травмы
    118
    .После первого совместного ужина Кэрролл наклонился к Жерве и ска- зал: «Как думаете, нам удастся вместе создать шедевр?» И они это сделали.
    Они создали уникальную программу mind hacking для своей команды. Программа осно- вывалась на тех же навыках, которые вы изучаете в этой книге: ежедневные упражнения на концентрацию, постоянное повторение позитивных циклов и регулярное ментальное модели- рование. Именно моделирование играло главную роль в успехе.
    «Давайте представим, что вы чувствуете, когда находитесь на пике формы», – сказал
    Жерве спортсменам. Сначала они в мельчайших деталях представляли ситуации, когда были на пике формы. На сеансах моделирования они разрабатывали стратегии возвращения в наи- лучшую форму – даже в самых стрессовых ситуациях. «Мы не говорим о победе или о входе в зону: все это побочные эффекты, – объяснял Жерве. – Мы спрашиваем: Что необходимо для
    перехода в идеальное состояние разума?
    И мы разрабатываем стратегии для этого»
    119
    На бесчисленных сеансах ментального моделирования игроки готовились к тем крити- ческим моментам, которые отделяют победу от поражения – к моментам страха. Жерве ука- зывал, что профессиональные футболисты постоянно находятся в состоянии сильного стресса.
    Не только физического, связанного с постоянными драками и угрозой травмы, но и менталь-
    ного
    , связанного со страхом плохой игры или проигрыша и гибели всей своей карьеры. Пресса тебя уничтожит, фанаты разорвут на части, ты потеряешь колоссальные деньги.
    Ментальное моделирование помогло игрокам подготовиться к моменту нерешительности и страха. Теперь они спокойно и без усилий принимали решения, не поддаваясь мучительному стрессу. Если вы когда-либо испытывали состояние паники или замирали перед публичным выступлением, если у вас случались конфликты с разъяренными коллегами или иные моменты стресса высоких ставок, вы понимаете практическую ценность подобного ментального моде- лирования. Это важно не только для профессиональных спортсменов, но и для профессио- нальных хакеров разума.
    Жерве сравнивает ментальное моделирование с разработкой ментальных «орудий». Я
    предпочел бы другое название – ментальные «функции». В программировании функция – это блок программы, который выполняет конкретное действие: введите в нее данные, например
    «1 сентября 2098 года», и она назовет вам день недели – например, «понедельник». Программа состоит из массы таких функций, подобных маленьким машинам, куда вводят данные (напри- мер, число 25) и получают результат (например, квадратный корень из 25).
    117
    Alyssa Roenigk, “Lotus Pose on Two,” ESPN The Magazine, Aug. 21, 2013, http://espn.go.com/nfl/story/_/id/9581925/seattle- seahawks-use-unusual-techniques-practice-espn-magazine.
    118
    Michael Gervais, PhD, http://michaelgervais.com.
    119
    Sir John Hargrave, “Wisdom 2.0 2014: How the Seattle Seahawks Won the Super Bowl with Mindfulness,” Wisdom 2.0, Feb.
    2013, http://wisdom2conference.tumblr.com/post/76899593413/wisdom-2-0-2014-how-the-seattle-seahawks-won-the-super.

    Д. Харгрейв. «Mind hacking. Как перенастроить мозг за 21 день»
    103
    Ментальное моделирование – это способ разработки таких ментальных функций, чтобы в трудных ситуациях мы знали, как с ними справляться. «Нам нужно сформировать плат- форму, – говорит Жерве, – которая позволит страху быть ее частью. Страх станет комфортным,
    даже забавным, и это позволит нам подчинить его себе. Только так можно добиться успеха в тех сферах, где мы не слишком-то сильны. Страх является центральным элементом всего,
    что мы делаем
    ».
    В такие моменты, продолжает Жерве, «отсутствует давление. Есть только момент. И уме- ние жить моментом несет огромную награду и восторг. Люди настолько погружаются в этот момент, что нам не нужно их даже побуждать. В них возникает естественный интерес. Мы спрашиваем: «Каково это – быть в наилучшей форме?» И они переходят в это состояние».
    Нападающий команды Сиэттла Расселл Окенг вторит психологу: «Нужно успокоить разум и перейти в такое состояние, когда все внешнее теряет значение. Очень многое подска- зывает, что ты чего-то сделать не можешь. Но ты замечаешь эти мысли, подчиняешь их себе и меняешь их».
    Вы можете ускорить процесс ментального моделирования, сознательно думая о том, как
    будете преодолевать трудности
    . Не просто «позитивно мыслить», но и «прорабатывать нега- тив». Возвращаясь к аналогии с компьютерными функциями, нужно задать данные (вы не выполните план продаж, ваши дети начнут пить, ваше выступление превратится в катастрофу)
    и найти результат. Другими словами, нужно определить эффективный образ действий в нега-
    тивной ситуации.
    В 2001 году было проведено одно исследование. Студентам предложили поставить перед собой большую цель – окончить медицинский институт или стать актером. Одну группу сту- дентов просили сосредоточиться на позитивных преимуществах цели (уважение или саморе- ализация), а другую – на негативных трудностях, с которыми придется столкнуться (сложные экзамены или унизительные прослушивания). Третья группа думала и о том, и о другом
    120
    Выяснилось, что лучшим оказался третий подход: студенты, которые представляли и позитивный результат, и преодоление потенциальных трудностей, добились большего. Дру- гие исследования показали, что такой двойной подход – «Каково это – быть на пике формы?»
    и «Как ты будешь реагировать в сложной ситуации?» – оказался эффективным не только для спортсменов. Он был полезен самым разным профессионалам – медсестрам, офисным работ- никам и руководителям разных звеньев
    121
    Надо сказать, что метод «моделирования трудностей» может быть эффективен и для лечения депрессии: вместо зацикливания на негативе (Моя семья меня не любит), паци- ент может направлять ментальную энергию на позитивные циклы высшего уровня (Моя цель
    почувствовать любовь и счастье
    ) и развивать альтернативные способы перехода в эти циклы
    122
    . Этот метод можно назвать «системой блоков»: в своем плане вы моделируете труд- ности и ищете способы их преодоления.
    Лучшее в истории футбольной команды из Сиэттла – ее завершение. В 2014 году Кэрролл и Жерве привели команду к первой победе в Суперкубке. Команда победила футболистов из
    Денвера со счетом 43: 8 – одним из самых разгромных в истории Суперкубка. Кэрроллу в тот момент было шестьдесят два года. Он был одним из самых возрастных тренеров, одержавших победу в чемпионате. Но было бы преждевременно говорить о завершении истории, поскольку основной позитивный цикл команды: «Получить несколько Суперкубков».
    120
    Gabriele Oettingen, Caterina Bulgarella, Marlone Henderson, and Peter M. Gollwitzer, “The Self-Regulation of Goal Pursuit,” in
    R. A. Wright, J. Greenberg, and S. S. Brehm (eds.), Motivation and Emotion in Social Contexts: Jack Brehm’s Influence on Contemporary
    Psychological Thought
    (Mahwah, NJ: Erlbaum, 2004): 225–244.
    121
    Richard Wiseman, 59 Seconds, 96.
    122
    T. Pyszczynski, K. Holt, and J. Greenberg, “Depression, Self-Focused Attention, and Expectancies for Positive and Negative Future
    Life Events for Self and Others,” Journal of Personality and Social Psychology
    52, No. 5 (May 1987): 994—1001.

    Д. Харгрейв. «Mind hacking. Как перенастроить мозг за 21 день»
    104
    Метод № 3: Самомоделирование
    Мы подошли к последнему методу эффективного ментального моделирования: Пред-
    ставьте себя со стороны, думайте о себе в третьем лице.
    Когда я готовлюсь к выступлению, то стараюсь видеть его не собственными глазами, а глазами слушателя. Я моделирую выступления с точки зрения аудитории, пытаюсь предста- вить, каким видят меня другие. Я слушаю и ощущаю собственную речь и стараюсь создать то впечатление, какое хочу произвести на аудиторию. Другими словами, я перестаю восприни- мать себя в первом лице, а стараюсь увидеть себя таким, каким меня видят другие. Я словно оказываюсь в кино и смотрю фильм, в котором играю главную роль.
    Лайза Либби из университета Огайо провела исследование избирателей. Члены ее команды обзвонили сотню зарегистрированных избирателей за день до президентских выбо- ров 2004 года. Каждого просили мысленно представить, как он едет на избирательный участок,
    стоит в очереди, заполняет бюллетень и опускает его в урну. Половину группы исследователи просили представить процесс голосования в первом лице, а другую – с точки зрения сторон- него наблюдателя.
    После выборов исследователи вновь связались с избирателями. Оказалось, что из первой группы на выборы пришли более 70 %, а из третьей – целых 90 %!
    123
    Похоже, моделирование с точки зрения стороннего наблюдателя оказывает более сильное воздействие на самовоспри- ятие человека и заставляет его воплощать смоделированную ситуацию в реальном мире.
    А возможно, «мысленный фильм» переводит человека на более высокий уровень мыш- ления. Как бы то ни было, это еще один совет, который, надеюсь, будет вам полезен.
    ИГРА РАЗУМА
    Моделирование
    Завершив ежедневную игру на концентрацию и записав циклы позитивного мышления, посвятите 60 секунд ментальному моделированию одного из этих циклов с использованием только что изученных приемов:
    • Поиграем: смоделируйте шаги, которые приведут вас к вашей цели.
    • Система блоков: смоделируйте конкретные трудности и способы их преодоления.
    • Самомоделирование: попробуйте увидеть себя со стороны, словно сторонний наблюдатель.
    Запишите результаты моделирования на листе контроля в конце книги.
    Пока что мы с вами сосредоточивались исключительно на собственном разуме. Однако все изученные нами средства и приемы – это лишь подготовка к двум заключительным разде- лам, где мы научимся активно влиять на «реальный» мир. С помощью какого же загадочного процесса приемы mind hacking могут изменить реальность?
    Я уже слышу, как наши разумы гудят, словно суперкомпьютеры. Настало время соеди- нить их с разумами других людей. Если вам кажется, что один компьютер силен, то представьте себе, на что он окажется способен, когда подключится к большой сети.
    123
    L. Libby, E. Shaeffer, R. Eibach, and J. Slemmer, “Picture Yourself at the Polls: Visual Perspective in Mental Imagery Affects
    Self-Perception and Behavior,” Psychological Science 18, No. 3 (March 18, 2007): 199–203.

    Д. Харгрейв. «Mind hacking. Как перенастроить мозг за 21 день»
    105
    [3.4]
    Сотрудничаем
    Первая версия Википедии была неудачной.
    Предприниматель Джимми Уэлс добился весьма скромного успеха в компании онлайн- контента Bomis. Уэлс всегда интересовался знаниями – в детстве он прочитал всю Британскую энциклопедию и Всемирную книжную энциклопедию. Он решил направить средства компании на весьма амбициозный проект: всеобъемлющую интернет-энциклопедию – Нупедию.
    В качестве главного редактора своей энциклопедии он выбрал своего друга Ларри Зан- гера. Уэлс и Зангер познакомились на дискуссионном форуме, где обсуждали философию Айн
    Рэнд (Уэлс был ее поклонником, Зангер – противником). Эти мужчины являли собой «стран- ную пару», подобную паре Стив Джобс – Стив Возняк. Уэлс был подтянутым предпринимате- лем, хорошо разбирался в финансах и какое-то время работал в торговой фирме. Зангер же был рыхлым, лысеющим ученым, доктором философии, любителем игры на скрипке.
    Уэлс от фактической работы устранился. Все бесчисленные повседневные решения при- нимал Зангер. Он же и придумал, как будет организована Нупедия. Специальностью Зангера была эпистемология, изучение знания. Он пришел из академической среды, для которой свой- ственна строгая система оценок и стремление к высочайшим стандартам качества. Работая над онлайн-энциклопедией, он столкнулся с серьезной проблемой: как обеспечить онлайн-сотруд-
    ничество
    , одновременно поддерживая высочайшее качество.
    Он решил, что энциклопедию будут писать добровольцы. Но, в отличие от Википедии,
    где создавать или редактировать статьи может каждый, Зангер принимал только тех добро- вольцев, которые были учеными и специалистами в определенных областях, что значительно сокращало количество участников. Более того, в его энциклопедии каждая статья до принятия проходила семиэтапный процесс рецензирования. Каждую статью изучали профессиональные редакторы (желательно с ученой степенью), и только после этого она могла быть опубликована.
    Такой сложный процесс рецензирования обеспечивал абсолютную достоверность инфор- мации: энциклопедии предстояло соревноваться с такими мэтрами в этой области, как Британ- ская энциклопедия, славящаяся несравненным качеством и вниманием к деталям. Но процесс принятия был настолько длительным и мучительным, что за три года существования было опубликовано всего двадцать пять статей.
    Через год Зангер и Уэлс окончательно измучились, не добившись никакого прогресса.
    Когда они узнали о вики-онлайн документах, которые может создавать или редактировать любой человек, то решили запустить вики-версию своей энциклопедии. Они считали, что этот проект поможет им создавать «черновик» энциклопедии. Сообществу профессиональных ученых, участвовавших в работе, идея сотрудничества с массами не понравилась. Что это за энциклопедия, статьи которой может редактировать любой человек с улицы? Даже без ученой
    степени?
    Тогда Зангер создал отдельный домен, Wikipedia.com (.org появился позже), и отправил всем экспертам своей энциклопедии ставший знаменитым запрос: «Насмешите меня. Зайдите на сайт и оставьте там небольшую статью. Это займет у вас пять-десять минут»
    124
    Хотя многие авторы Нупедии отказались участвовать в таком эксперименте, другие при- няли предложение Зангера. Проект начался в январе 2001 года, и через несколько дней статей в Википедии стало больше, чем в Нупедии. К концу января на сайте было размещено шесть- сот статей, к марту их количество удвоилось, к маю удвоилось еще раз. К концу первого года
    124
    Marshall Poe, “The Hive,” Atlantic Monthly, Sept. 2006, http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2006/09/the- hive/305118.

    Д. Харгрейв. «Mind hacking. Как перенастроить мозг за 21 день»
    106
    пользователи написали более двадцати тысяч энциклопедических статей. Благодаря столь
    «радикальному сотрудничеству» Википедия стремительно развивалась, а Нупедия со време- нем закрылась, имея на своем счету те самые двадцать пять тщательно отредактированных статей.
    Я считаю Зангера истинным, хотя и невоспетым героем истории Википедии. Уэлса запомнят как основателя Википедии, но всю тяжелую работу проделал Зангер. Именно он решил множество политических проблем управления онлайн-сообществом. (Если вы никогда этим не занимались, скажу, что этот процесс подобен деторождению: это невозможно предста- вить, не испытав на себе.) Размышляя об успехе Википедии, Зангер говорил:
    «Радикальное сотрудничество, при котором (в принципе) каждый может редактировать любую часть работы любого другого человека, является одним из величайших достижений открытого программного обеспечения.
    В Википедии, благодаря радикальному сотрудничеству, стало возможным работать одновременно на всех фронтах. Исчезло бутылочное горлышко, когда над каждой статьей работает только один автор, стремясь довести ее до абсолютного совершенства»
    125
    Другими словами, такое радикальное сотрудничество не только позволило создать большее количество статей, но еще и позволило большему количеству людей работать над ними в течение длительного времени. Статьи редактировались в процессе, хотя раньше могли быть опубликованы лишь в идеальном состоянии. Трудно представить, насколько безумно нело-
    гичным
    это казалось. Разве можно печатать черновые варианты в таком важном издании, как энциклопедия?! Но Зангер говорит, что это «раннее сотрудничество» стало важнейшим фак- тором успеха Википедии:
    «Мы поощряли размещение незавершенных черновиков – если, конечно,
    они были точны хотя бы в самом основном. Идея заключалась в том,
    что до совершенства их доведут другие пользователи. Это классический принцип открытого программного обеспечения. Так появилась Википедия,
    так она развивалась. Вот почему многие оригинальные статьи Википедии были совершенным мусором… и вот почему непосвященных так удивляет то, что многие статьи этой энциклопедии оказались очень хорошими»
    126
    Ирония сотрудничества заключена в том, что, хотя «ботаники» создали самые удиви- тельные проекты глобального сотрудничества (Wikipedia, Linux, Web), в реальной жизни мы слишком плохо умеем взаимодействовать друг с другом. Многие из нас спокойно сотрудни- чают с другими людьми, пока те остаются за экраном и доступны лишь в текстовом формате.
    А некоторые не способны даже на это!
    Компьютер – устройство мощное, но соединение с другими компьютерами делает его еще более мощным. То же можно сказать и о наших разумах. Когда мы соединяем их с разу- мами других людей, они становятся намного мощнее. Технически это можно назвать
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта