Использование современных форм и методов воспитания 2021. Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное профессиональноеобразовательное
Скачать 1.68 Mb.
|
Список использованных источников: 1. Бодров, А.Н. Инновации в профессиональном образовании / А.Н. Бодров // Профессиональное образование. - 2009. - № 8. – С. 9-10. 2. Вершинин, С.И. Инновационная среда в колледжах как фактор развития профессионального образования / С.И. Вершинин // Профессиональное образование. - 2007. - №11. – С. 6-8 3. Загребельная, И.Н. Литературные гостиные в колледжах. / И.Н. Загребельная. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 318 с. 4. Шабрина, С.Б. Литературная гостиная: сценарии внеклассных мероприятий / С.Б. Шабрина // Учитель. - 2009. – № 2. – С. 219. Дементьева Елена Александровна, преподаватель социальных дисциплин ГПОУ «Харцызский технологический техникум» ГОУ ВПО «ДонНТУ» ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ Нравственное воспитание – это основа, на которой формируется полноценная и принимаемая обществом личность. Большинство современных студентов смутно владеют знанием понятий морали, толерантности, патриотизма. У них нет гражданской позиции. И это – серьезная проблема. Поэтому актуальность данной работы очень высока. Одним из инструментов решения проблемы является воспитание всех моральных и этических качеств, то есть нравственности, через историю. Нравственное воспитание в учебной деятельности способствует формированию позитивной мотивации студентов и развивает ответственность, сотрудничество, самооценку. Нравственная позиция студента, его моральный облик формируется всеми условиями его жизни. Но, именно исторические факты, получившие нравственную оценку общества, осмысленные им, привлекают внимание личности к вопросам морали, прививают интерес к высшим жизненным ценностям, способствуют повышению нравственной культуры и тем самым помогают развивать моральное самосознание личности. Поэтому, акцентируя внимание студентов на проблемах морали на занятиях истории, преподаватель помогает им сформировать устойчивые морально-ценностные установки, продуманные убеждения, сознательность и разумное отношение к нравственным проблемам. Таким образом, объектом исследования данной работы является процесс воспитания нравственной личности на занятиях истории. Цель работы – изучить особенности нравственного воспитания студентов, роль в нравственном воспитании занятий истории, рассмотреть методы и формы нравственного воспитания на занятиях истории. Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умение учится у своих предков, черпая нравственный опыт 130 народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в студенте. В современных условиях студенты столкнулись с потоком исторической информации, в которой часто теряется самое главное ценностное содержание изучаемого факта. Если раньше «белые пятна» истории вызывали огромный исследовательский интерес, то в начале нового тысячелетия люди больше нуждаются не в увеличении исторических знаний, а в их углублении, в постижении смысла тех явлений, которые изучаются большинством исследований. Возрастание объема исторических знаний происходит каждодневно, но оно не делает человечество духовнее, нравственно чище и добрее. Напротив, всевозрастающий интерес к истории больше сводится к поиску исторических подробностей, а не к поиску глубинных причин изучаемых явлений, извлечению уроков из истории. Таким образом, дело вовсе не в методике преподавания истории, а в целях исторического образования. Нравственное состояние общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Я считаю, что преподаватель-историк должен: развивать в студенте собственное самосознание; научить понимать студента историческую изменчивость человека; показать студентам, что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью и уникальной в своем роде. Таким образом, преподаватель должен донести до студента главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации, так как такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать. История помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других персон – отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует уважение и к другим людям, как к своим современникам, так и предкам. История показывает, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело не в незнании истории, а в неумении еѐ слышать. Поэтому, нужно научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Студент должен попытаться понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод – подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил. Преподаватель не должен исключать, что оценка того или иного исторического факта у студента может измениться, если изменятся его ценности. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а еѐ оценка. Существуют группы методов воспитания, которые необходимо использовать на занятиях истории: методы убеждения; методы организации деятельности студентов; возрастно-оценочные. Методы убеждения. Убеждение это процесс логического обоснования какого-либо суждения, умозаключения. Убеждение предполагает наличие информации у преподавателя и сознательное отношение к ней студентов, воспринимающих информацию исторического характера. Следовательно, необходима явная или скрытая дискуссия, цель которой достичь понимания и переживания. Основное назначение методов убеждения – убеждать студентов в истинности, в жизненной необходимости овладения взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающее мира, прошлого. Группы методов убеждения: информационные, когда студентам предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасного и безобразного; поисковые, когда студенты включаются в поиск ответов на поставленные проблемы; дискуссионные, когда студентам предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозных проблем; взаимного просвещения, когда понятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы (доклады, устные журналы, дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты и т.д.). 131 Другая группа методов – методы организации деятельности студентов, которые призваны воздействовать на поведенческую сферу формирующегося отношения. Их цель научить студентов определенным навыкам, умениям, формам поведения от простейших действий до сознательных актов. В их основе лежит практический опыт людей, которые приобретали его деятельно. Среди методов организации деятельности студентов можно выделить: педагогическое требование – превращение механизма воспитания в самовоспитание; приучение – организация выполнения студентами определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения (следование определенным правилам культуры поведения – обычаи, традиции, правила этикета); создание воспитывающих ситуаций, в которых студент становится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения; пример из истории в форме социальных правил, предписаний, оценок, традиций, обычаев. Еще один вид методов – возрастно-оценочные, сущность которых сводится к одобрению и осуждению, поощрению и наказанию. Их назначение регулировать через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности студентов (стимулирование положительных и торможение отрицательных). Основными формами нравственного воспитания являются: занятия – лекция, беседа, диспут, кинофильмы, читательские конференции, рассказы и др. Лекции призваны способствовать формированию нравственных чувств и понятий студентов, в доступной и занимательной форме раскрыть основные понятия этики, нравственности, толерантности и т.д. Беседа – форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее студентов, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение – эта форма оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании студентов. Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяют формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности. Кинофильмы, книги с последующим обсуждением, в процессе которого студенты горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт. Условия, обеспечивающие действенность средств воспитания: соответствие возрасту, эмоциональная насыщенность, адекватность уровню развития интересов и др. Чтобы повысить нравственную значимость занятия необходимо действовать в следующих направлениях: через самого преподавателя; через саму историю; через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей занятия. Если по каким-то причинам сделать этого нельзя, то любое из выбранных направлений может стать источником нравственного воспитания. В широком смысле преподаватель должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие по истории стало уроком нравственности, а в узком смысле, задача преподавателя сводится к попытке пробудить в студентах желание нравственного самосовершенствования. Сложность данной задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно, в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но эффективность нравственного воспитания столь велика, что это необходимо делать на всем протяжении учебно-воспитательного процесса, так как никто не знает, когда и при каких обстоятельствах студент проявит свои нравственные задатки. Ведущую роль в этом направлении занимает личность преподавателя. Прежде всего необходимо любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Занятие должно мыслится, как встреча студентов и преподавателя. Если студенты любят своего преподавателя, то главное, что происходит на занятии это сама встреча с ним, содержание которой может стать источником нравственного воспитания. 132 Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Студенты очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки одеваться – все это в тонкостях подмечается ребятами. Преподаватель должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Студенты должны видеть в своем преподавателе живого человека. Важно, чтобы его слова не расходились с его делами или тем, что он преподает. Основные задачи преподавателя истории: любить историю, которую ты преподаешь, и любить тех, кому ты еѐ преподаешь; воспитывать историей – это значит решать судьбу не только одного человека, но и государства в целом; показать студентам, что укрепление Отечества шло рука об руку с его защитой; быть наблюдателем прошлого, а не прокурором, научить студентов понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, которые они изучают; помочь понять студентам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим. Важнейшей особенностью возраста студентов является становление самосознания подростков. В мышлении преобладает рефлективный характер. Происходит расширение жизненного пространства ребенка. Впервые наступает осознание будущего, появляются жизненные перспективы. Возникают профессиональные намерения. В этом возрасте студент мало, что воспринимает на веру, проявляет потребность в доказательствах. Поэтому занятия истории необходимо проводить в проблемном ключе, полагаясь на самостоятельную деятельность студентов. Для этого возраста характерны две особенности: жажда впечатлений и склонность к общению. Студенты проявляют заинтересованность к новому, неизведанному, пытаясь перенести на себя впечатления других людей в иных или подобных обстоятельствах. Функция преподавателя – грамотно построить деятельность студентов на занятиях и стимулировать их заинтересованность в изучении предмета. Склонность к общению и выражению своих чувств благоприятствует организации и проведению этического диалога на занятии. Таким образом, если преподаватель отдает студентам себя без остатка, стремится к живому контакту, воспринимает студентов как личности – в этом случае занятия получают новые силы и возможности. Еще одна возможность воспитывать нравственные качества в студентах связана с содержанием изучаемого материала. Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов, пониманию необходимости соглашаться или отвергать нормы и требования, изучаемые в курсе истории. На занятиях должна прослеживаться ось: смысл жизни государства – смысл жизни изучаемых личностей – смысл твоей жизни. Педагогические технологии, используемые на занятиях истории по нравственному воспитанию: технология рассмотрения исторических событий глазами разных людей; технология переноса в изучаемую эпоху или событие; технология «Имя в истории»; технология выхода на вечную тему. Исторические события глазами разных людей. Исторические события оцениваются разными людьми. Взгляд очевидца иногда резко отличается от точки зрения исследователя. Одно поколение людей рассматривает те или иные исторические факты с одной позиции, а другое находит в них другое содержание. Разные факты неодинаково воздействуют на людей. Поэтому данную технологию можно использовать в различных направлениях. Преимущество такой технологии заключается в том, что очевидец, приглашенный на занятие или внеклассное мероприятие, открыто демонстрирует свою нравственную оценку изучаемого события, а у студентов есть возможность вступить с ним в диалог, сравнивать свои собственные наблюдения по изучаемому материалу или вопросу. Такие беседы необходимо проводить либо до изучения новой темы, чтобы пробудить интерес к объективному анализу события, либо после изучения темы, как логическое завершение 133 работы над учебным материалом. Любое событие в истории можно рассматривать через нравственную призму. Любое событие поучительно, нужно только пробудить в студентах желание узнать о нем как можно больше и глубже, чтобы оно не прошло мимо их внимания. Технология переноса в изучаемую эпоху или событие. Назначение данной технологии связано с максимальным воспроизведением реалий изучаемого события, явления, человека и т.д. Студенты как бы переносятся из современности в те события, о которых идет речь на занятии. Так историю Второй мировой войны можно рассказать языком разных политиков, людей, жертв и т.д. Занятие можно построить на воспроизведении трагедии Освенцима, Бухенвальда и показать мучения людей, прошедших эти лагеря путем детального рассказа о частной жизни людей, прошедших эти места. Преподаватель может задать вопрос, действующий на чувства детей, например, – что, чувствовали люди, оказавшиеся запертые в Хатыньском сарае и заживо сожженные фашистами, о чем они говорили в последнюю минуту жизни и чтобы вы сказали, если бы оказались в такой ситуации. Цель занятия – вжиться в образы ушедшей эпохи, приблизить еѐ к своей жизни и попытаться почувствовать глубину трагедии людей, живущих в тяжелые времена. Технология «Имя в истории». Сущность этой технологии такова: обнаружить духовную связь своего имени с теми людьми, которые его носили в прошлые годы или в настоящее время. Известно, что имя обладает мощным духовным потенциалом и способно влиять на жизнь и поступки многих людей. Так с именем Сталина люди шли в бой и погибали. Имя Ленина соединяло людей в комсомольских и коммунистических организациях. Имена вновь родившимся детям давали в дореволюционную эпоху по православным святцам, а человек, именем которого называли ребенка, считался небесным покровителем. Носитель этого имени должен был знать житие своего святого покровителя и подражать ему в поведении. Технология выхода на вечную тему. Данная технология строится на поиске вечной темы, затрагиваемой историей и еѐ реальными лицами. Еѐ суть в том, чтобы обсудить со студентами вопрос: как жить, чтобы оставить о себе добрую память? Центральный вопрос можно дополнить: что делает человека бессмертным в истории; как войти в историю и как остаться в ней, какого качества должен быть труд человека; почему зло громче добра, хотя и не сильнее; стоит ли руководствоваться общепринятыми ценностями. Студенты ищут ответы на эти вопросы, связывая их с поиском смысла жизни. Сравнивать также можно лидеров разных эпох, например, Петра 1 и Горбачева; Ивана IV и Сталина и т.д. В качестве критерия берутся цели, методы, итоги жизни и характер смерти этих людей. Таким образом, технология выхода на вечную тему предполагает выход на предметы обсуждения философских, психологических тем, связанных с историей и с системой ценностей человека. Если студент ещѐ не определился с ответами, надо дать ему время на размышление, которое может продлиться на неопределенный срок. Важно обратить внимание на динамику развития решения этой нравственной проблемы и следить за тем, пришел студент к решению или оно находится в стадии формирования. Главное, чтобы это возможное решение зрело у него изнутри, а не навязывалось извне. Важнейшим средством нравственного воспитания на занятиях истории является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, их сравнение и отношения к ним, т.е. образцов нравственного поведения, к которым стремится человек. Специфическая особенность процесса нравственного воспитания заключается в том, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Я считаю, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. 134 Обучение в техникуме – это продолжающийся процесс формирования нравственной личности. Занятия истории имеют все возможности, позволяющие развивать у студентов нравственные качества личности в процессе изучения данной дисциплины. Поэтому преподаватель на занятиях истории, решая задачи воспитания, должен опереться на разумное и нравственное в человеке, передавая исторический опыт помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Важное значение для нравственного воспитания студентов имеет не только содержание, но и организация занятий истории. Для этого необходимо деятельность студентов строить как коллективную. |