Использование современных форм и методов воспитания 2021. Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное профессиональноеобразовательное
Скачать 1.68 Mb.
|
Список используемых источников: 1. Барышникова, Е. И. Базовые национальные ценности - основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания / Е.И. Барышникова. – Текст: электронный // Народное образование. – 2013. - № 8. - С. 23-28 URL: http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/ (дата обращения 13.03.2021) 2. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / А. Я Данилюк [и др.] // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 39-46. 3. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский; сост. О В. Сухомлинская. - Москва: Педагогика, 1990. -- 288 с. - (Библиотека учителя). Демьяненко Люся Павловна, преподаватель дисциплин профессионального учебного цикла ГПОУ «Енакиевский техникум экономики и менеджмента» ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» г. Енакиево НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ На первый взгляд задача формирования нравственной личности, повышения общей культуры молодежи кажется не такой уж сложной, если учесть тот фактор, что мы постоянно что-то слышим по радио и телевидению, читаем в газетах и глянцевых журналах и, наконец сами видим, что и каким образом происходит вокруг нас. Но дело в том, что молодежь и ее место в обществе – вопрос сложный и не однозначный, как и сама молодежь. И разобраться в нем нужно обязательно, причем всем, а главное нам – работникам сферы образования, ведь именно от нас, в большей части зависит, что будет происходить на уроках в общеобразовательных школах, на лекциях в учебных заведениях СПО, высших учебных заведениях и после них, во время досуга, и других учебно - воспитательных мероприятиях. И как ни браварно это звучит, но именно в наших руках семя будущей нации. И от того какими руками, с какими знаниями и в какую почву оно будет положено зависит наше будущее. Оглядываясь на путь, пройденный Донецкой Народной Республикой, за годы ее становления мы видим, что перемены, произошедшие в сознании общества, до сих пор дают о себе знать. То, что произошло и до сих пор происходит в Украине не что иное, как некий повтор событий, схожих с нашими, в мировой истории человечества. И это не случайно. Во все времена, все революции делались руками молодежи, а плоды, как показывает история, пожинают совсем другие люди. Так почему же мы, зная о том, что история необратимо повторяется, не учимся у самих себя, а наша история не учит нас. На этом фоне возникают тревожные мысли на счет недавних событий в жизни Украины. Молодежь, двигаемая навязанными и не понятными идеями со стороны мнимого правительства, делает очередную 135 революцию в стране. Так что же это за такая неиссякаемая и в то же время легко управляемая сила – молодежь? Чтобы разобраться в этом, нам необходимо более глубоко вникать в область психологии, а именно в раздел развития и формирования молодого человека как личности. Несомненно, формированию личности молодых людей должно уделяться особое внимание. В силу чрезмерной доступности и постепенной смене моральных ценностей современного мира, юношеская, восприимчивая психология должна основываться не на зарубежных фильмах, лишенных нашей идеологии и нравственности, не на глупых, бессмысленных передачах, не на бесконечных компьютерных играх, а под влиянием художественной литературы, нашего хорошего кино и особенно путем встреч молодых людей с современниками - идеалами, героями нашего времени, позитивно влияющими на их развитие и становление как личности. Идеал, к которому нужно стремиться, выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, преподаватель получает возможность существенно влиять на обучающуюся молодежь. При этом важно знать, на какой идеал для построения своей жизни, формирования своего мировоззрения ориентируются молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение очень велико. Мы, как педагоги и воспитатели, должны понимать, что наша молодежь - это не просто наше будущее, как принято красиво говорить, но и блестящий показатель того, каким именно ее хотят видеть определенные заинтересованные в этом люди, воспитать их такими, какие нужны. Иначе, зачем и по какой причине спортивные комплексы становятся частными аквапарками, число выкуренных сигарет за последний год выросло вдвое, а количество рождающихся детей, наоборот, в несколько раз сократилось. И конечно глупо рассматривать эти и многие другие наши проблемы по отдельности, ведь дама, как известно без огня не бывает. Происходящие в настоящее время политические события, разбудили общество от долгого сна. Мы видим, сколько всплыло нерешенных проблем, которые придется решать сообща всем педагогическим коллективам и, конечно же, в первую очередь, классным руководителям образовательных учреждений СПО. Поэтому проблемы молодежи, а их во все времена было предостаточно, - это, ничто иное, как бомба замедленного действия. И никто не может сказать, что ждет нас впереди. Можем только предполагать. Но конечно не стоит рисовать только мрачные картины студенческой молодости. Молодежное общество – явление возрастное. Но это именно то время, в котором всем и всегда было свойственно стремление самоутвердиться, сформировать себя как личность. Именно в этом возрасте проявляются значимые тяготения к тому или иному роду деятельности, которое будучи правильно и вовремя замечено и поддержано, может перерасти в будущую профессию или даже в весь смысл жизни молодого человека. Это только кажется, что этот процесс долгий и времени анализа и планов на дальнейшее развитие и формирование у молодежи нравственных личностных качеств тоже еще много. На самом же деле все иначе. В настоящее время проблема воспитания молодежи, как никогда для нас актуальна. Много внимания уделяется откровенным обсуждениям негативных явлений в ее среде. Проблема человека, в частности проблема воспитания молодежи - одна из глобальных проблем не только современного общества, но и всей человеческой цивилизации. Платон, Т.Мор, Т. Кампанелла, Н.Г. Чернышевский и многие другие мыслители сознавали, что именно от человека, его мировоззренческих и нравственных качеств зависит будущее общества. Недаром и в настоящее время так много внимания уделяется проблемам воспитания молодежи. Формированию у юношей и девушек высоких нравственных качеств, повышению их общей культуры. Ведь окружающий нас мир одинаков на всех стадиях развития человека. И задачи, и проблемы, и решения – все они обязательно повторяются на протяжении жизни. И чем раньше молодой человек поймет и найдет правильное, адекватное сложившейся ситуации решение, тем лучше. 136 Так как с возрастом серьезность и ответственность каждого совершенного поступка возрастает, чуть ли не в геометрической прогрессии. Места для ошибок просто не останется. Поэтому пусть учатся пока молодые. И понятно почему - каждый молодой человек и общество в целом будет заботиться о своем будущем, экономическом, политическом, культурном и нравственном развитии. Необходимость самоактуализации, повышения общей культуры у творческой молодой личности проявляется достаточно остро. Нельзя сказать, что вся молодежь смотрит на решение этого вопроса одинаково, но проблема формирования нравственной личности, повышения общей культуры в той или иной степени касается каждого молодого человека. Одной из основных потребностей личности является стремление найти свой путь, свое место в жизни, найти себя среди других. Потребность в подтверждении этих качеств проявляется в ряде психологических и социально-психологических особенностей. Потребность молодого человека быть «непохожим» на других, создание собственного стиля, подчеркивающего личностные психологические убеждения, художественно - проектное творчество, как непосредственное и естественное проявление индивидуальности в учебном процессе. Участие студентов в выставках, конференциях, олимпиадах. Формирование собственной социально-политической позиции, как результата самоопределения и позиционирования себя в жизни общества. Поэтому именно сегодня, когда во всем чувствуется устремленность вперед, когда решаются насущные вопросы чего-то нового, мы обращаемся к нашему прошлому. Как известно, процесс общественных преобразований всегда требует нового, свежего взгляда на происходящие перемены. Крайне необходимо разобраться, осознать, какие ценности, принципы, опыт в прошлом считать действительно актуальным и необходимым. Это, безусловно, потребует огромной аналитической работы, откровенного критического анализа пройденного пути. Речь идет о самом главном для нас - об отношении молодежи к своему будущему. Сегодняшнее поколение молодежи отличается от предыдущих: формами поведения, ценностными, моральными принципами, оценками, социальными установками, потребительскими ориентациями, художественными вкусами и многим другим. Однако есть у нас и общее, причем оно главное: это стремление сделать наше общество лучше и ярче. Перспектива же дальнейших исследований, проводимых коллективом преподавателей нашего образовательного учреждения, видится в рассмотрении наиболее актуальных проблем доступности и эффективности образования, трудоустройства и конкурентоспособности наших выпускников, в постоянной, кропотливой работе над совершенствованиемметодов и приемов формирования нравственной, творческой личности, повышения общей культуры, самоактуализации обучающейся молодежи. Список используемых источников: 1. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание / Р.Бернс. – Москва: Эксмо, 2000. - 280 с. 2. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – Москва: МИР, 1994. – 320 с. 3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт - Петербург: Питер-Ком, 1998. – 713 с. 4. Шорохов, Е.В.Философские проблемы психологии / Е.В.Шорохов. – Москва: Юрайт, 1989. – 330 с. 5. Якобсон, П.М. Психология чувств / П.М. Якобсон. – 2 – е изд. – Москва: Эксмо, 1971. – 441 с. 6. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. – Москва: Эксмо, 1971. – 48 с. 137 Заштанченко Ольга Валериевна, преподаватель спецдисциплин ГПОУ «Ясиноватский строительный техникум транспортного строительства» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ «Наши дети, наша молодежь - не только наша вера и будущее, но и решающая сила сегодняшнего и завтрашнего дня» Аннотация: В статье рассмотрены современные проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодѐжи, определены педагогические условия духовно- нравственного воспитания обучающихся в современных условиях. Ключевые слова: духовные ценности, общество, образование, воспитание, духовно- нравственное развитие, личность. Проблема духовно-нравственного воспитания уходит своими корнями в глубь времен, но по-прежнему продолжает волновать умы философов, психологов, педагогов. Духовность как категория относится к высшему уровню освоения мира человеком как показатель определенной иерархии целей, ценностей, смыслов Проблема духовности рассматривается в психологии как способ существования, когнитивноценностное содержание смысла жизни (А. Маслоу, В.П. Зинченко и др). Задачи духовно-нравственного образования, воспитания, просвещения, формирование 1. Помочь юношеству определиться в жизни. 2. Выбрать путь в соответствии со своими интересами и способностями 3. Сохранить достоинства личности. Сегодня мы говорим об актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания, т.к. она обусловлена особенностями жизни современного человека. Он живѐт и развивается среди множества положительно и отрицательно воздействующих на него разнообразных источников (средствамассовой информации, коммуникации, неординарные события в различныхчастях света, природные катаклизмы и т.п.), которые постоянно влияют на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу, нравственность. Почему проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи становятся все острее? Значительное социальное расслоение общества, снижение доходов населения объясняет то ощущение нестабильности и бесперспективности жизни, которое есть у молодых. Это ведет к разрушению нравственно-этических норм, в том числе, к криминализации подрастающего поколения. Я думаю, что проблема в том, что в наше время отсутствует систематическое воспитательное воздействие в обществе на молодежь. А ведь во всем работает только система. И здесь большую роль играет объединение усилий общества, институтов семьи и церкви. Система помогает сформировать такие важные для общества признаки нравственности как вера и добродетель, мировоззрение научного характера, ответственное поведение, патриотизм и принятие общечеловеческих ценностей. Вместо этого многие отдаляются от духовных идеалов и не считают учебу чем- то необходимым в их жизни. Такое безответственное поведение порождает скуку, от которой молодежь старается уйти с помощью спиртного или наркотиков. Проблема зависимостей у подростков все чаще прослеживается не только в неблагополучных семьях, но и в достаточно состоятельных. Формирование системы ценностей молодых происходит в условиях несовпадения их ожиданий от жизни и имеющейся действительности. Этим тоже объясняются проблемы нравственного воспитания молодежи в современном обществе. 138 Понять и разобраться при этом, где истина, а где – ложь, становится всѐтруднее. Духовностьинравственностьдолжнывыступатьздесьосновойхарактеристики личности. Совокупность ценностных установок, характеризующих массовое сознание (в том числе и молодежное) в настоящее время вомногом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи игосударства. Поэтому мы можем говорить о духовно- нравственном кризисе, являющимся отражением кризисных явлений в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Мы знаем, что будущее всего человечества – за молодежью, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы. Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Критиковать молодежь можно, как и всѐ вокруг. Однако отсутствие в их жизни ценностей, которые были присущи старшему поколению – это не только их вина. Присутствие все возможных гаджетов уводит молодежь ввиртуальный мир игр и увлечений, приводя к потере ориентации на труд идругие ценности. Теряется смысл жизни, стираются границы добра и зла, правдыи лжи, белогои черного. Следуетотметить, что сегодняшнюю молодѐжь, отличает эмоциональная, волевая, а зачастую – духовная незрелость. Так, несмотря на то, что наш народ веками воспитывался в духе высокой нравственности, ГЕНАМИ нам переданы в наследство чувства чести, стыда, сдержанности, милосердия, темнеменее, всѐ более широкий размах приобретает ориентация молодѐжи на атрибуты западной культуры за счѐт снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для менталитетанашего народа. Иногда проявляется отчуждение молодѐжи от труда, увеличивается еѐ ориентация на деньги, карьеру, удовольствие. Но, надо отдать должное: подавляющие большинство молодых людей проявляет в основном позитивное отношение к общей действительности. Стоит отметить, что становление молодежи проходит в сложных условиях, для которых характерна несовсем чѐткая система передачи ценностей, обеспечивающих устойчивость личности и общества. Проблемыреализациидуховно-нравственноговоспитаниявсовременныхусловиях На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно- нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главнымиявляются: 1. Отсутствие методологии православной культуры, ее искусственное только довероучительных аспектов. 2. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственноговоспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православнойкультуры) для разных уровней системы образования. 3. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе. 4. Разрушение традиционного уклада жизни: основанного на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений, правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка жизни. 5. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие – необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ. 6. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. 7. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви. Что на самом деле происходит? Традиционные основы воспитания и образования подменяются?" более современными?– западными: 139 - христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма, хотя однодополняется другим, ане заменяет; - педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой, зачастую обусловленную регламентными требованиями, эгоистической личности; - целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; - любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; - интерес к отечественной культуре – исключительным интересом кино странным языкам и иностранным традициям. Не традиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий "духовность", "нравственность", "добродетель"; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образованиявыступают: уровень знаний принципов и категорий нравственной культуры (добро, любовь, добродетельность, и др.), убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизне деятельности каждого человека. Достигаетсяэточерезразвитуюгуманитарнуюсферу: - библиотеки, кафедрысоциально-гуманитарногоцикла, учебныекабинеты, выставкии т.д.; -создание студенческих творческих объединений, волонтерских организаций и движений; - привлечение студентов к участию в различных фестивалях и смотрах-конкурсах; - подключение студентов, педагогов и сотрудников к эстетическому - оформлению учебных корпусов, кабинетов, аудиторий, общежитий, территории, к созданию эстетического внешнего облика вуза; - совершенствование здоровья с использованием комплекса здоровьесберегающих технологий. Развитие эстетической культуры предполагает формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение к прекрасному миру. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни – формирует здоровый образ жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую устойчивость необходимую для эффективной профессиональной деятельности, здоровогообразажизни. Развитие интеллектуальной культуры предполагает развитие активной мыслительной деятельности, обогащениеих сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей, любознательности. Все эти действия имеют свое огромное значение, но самым важным во всей этой сложной структуре в воспитании Личности является еѐ основа – семья. Семья – этокорень, на котором потом уже при помощи всех остальных структур вырастает свободная, гуманная, духовная, творческая ипрактичная личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны. Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно- исторической традиции. Ведь система ценностей традиции складывалась на протяжении веков. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, особенностей региона, гдепроживалинашипредки. Следует заметить, что образование само по себе ещѐ не гарантирует высокого уровня 140 духовно-нравственной воспитанности, ибо последняя есть не что иное, как качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к себе подобному. В этом плане в качестве критериевнравственного воспитания в системе образования можно выделить: уровень знаний и убеждѐнности в необходимости выполнения моральных норм, сформированность моральных качеств индивида, умения и навыки соответствующего поведенияв различных жизненных ситуациях. Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество студентов. Этот принцип реализуется в форме студенческого самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности. Если студентчувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простымисполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретаютличностный смысл, становятся убеждениями. Пути формирования системы духовно-нравственного воспитания молодежи; 1. Комплексирование усилий по формированию нормативно-правовой базы для обеспечения системыд уховно-нравственного воспитания молодежи; 2. Разработка механизмов финансово-экономическог ообеспечения реализации намеченных мероприятий; 3. Организационно-методическое обеспечение – разработка концепции действий, координационное регулирование осуществляемых мероприятий сорганизацией базовых (имеющих опыт работы) и экспериментальных площадок. 4. Информационно-просветительское обеспечение деятельности–с привлечением православных педагогов, врачей, священнослужителей, авторитетных общественных деятелей, ученых, представителей культуры иискусства. 5. Научное обеспечение деятельности – разработка концепции духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, подготовка и реализация грантовых научных проектов, диссертационных исследований. 6. Использование духовно-нравственных принципов в практике семейного воспитания просвещениеродителей, работа школ, вузов, медицинских организаций с семьями в аспекте помощив духовно-нравственном воспитании молодежи, организацию совместной деятельности семей и государственных и общественных организаций. 7. Включение духовно-нравственной составляющей в систему общественного дошкольного, общегосреднего, среднеспециального, высшего и дополнительног опрофессионального образования. Подводя итог, следует обратить внимание на необходимость одновременного включения духовно-нравственной составляющей в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций. Духовно- нравственное воспитание должно сопровождать ребенка с малых лет до становления взрослой личности. Безсистемная работа в данном направлении не приведет к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. |