Главная страница
Навигация по странице:

  • НАПРАВЛЕНИЕ 5 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

  • ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

  • Список использованных источников

  • Гокова Елена Валентиновна преподаватель русского языка и литературы ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

  • ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ Аннотация

  • Использование современных форм и методов воспитания 2021. Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное профессиональноеобразовательное


    Скачать 1.68 Mb.
    НазваниеМинистерство образования и науки донецкой народной республики государственное профессиональноеобразовательное
    Дата13.06.2021
    Размер1.68 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИспользование современных форм и методов воспитания 2021.pdf
    ТипСборник
    #217076
    страница18 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
    Список используемых источников:
    1.
    Килина, И. А. Формы и методы профориентации обучающихся: методич. пособ. / И. А.Килина, Е. В. Понамарева – Кемерово: Семь, 2013. – 94 с.

    121 2.
    Паскарь, В. С. Современные формы профориентационной работы в ВУЗах /
    В.С. Паскарь – Текст: электронный // Концепт. – 2017. – № 8. - С. 64–68. – URL: http://e- koncept.ru/2017/574011.htm
    (дата обращения 17.03.2021)
    3.
    Юрасова Ю.В. Применение игровых технологий в профориентационной деятельности: методические рекомендации / Ю.В. Юрасова. – Смоленск: СОИРО, 2019. –
    52 с.

    122
    НАПРАВЛЕНИЕ 5
    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
    ФОРМИРОВАНИЯ
    НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ,
    ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ
    КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

    123
    Авдиенко Виктория Владимировна,
    преподаватель дисциплин делопроизводства
    ГПОУ « Харцызский технологический техникум» ГОУ ВПО «ДонНТУ»
    ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ
    ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
    СТУДЕНТА
    Воспитывает всѐ: люди, вещи, явления,
    но прежде всего и дольше всего – люди.
    Из них на первом месте – родители и педагоги.
    А.С. Макаренко
    Аннотация. Статья посвящена изучению профессионально значимых качеств
    педагога и их роли в воспитании и формировании личности обучающегося. Особое внимание
    уделено личностным качествам педагога.
    Ключевые слова: роль педагога; профессионально значимые качества; личность
    обучающегося; личностные качества.
    В настоящее время в педагогической науке разработаны и получили известность различные теории формирования значимых качеств личности педагога как профессионала.
    Разные авторы, в том числе и Э.Ф. Зеер, И.П. Подласый, В.П. Симонов, И.Ф.
    Харламов выделяют до 100 качеств, играющих ключевую роль в осуществлении педагогической деятельности.
    Особая важность придается человеческим качествам педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебном и воспитательном процессе [3].
    Исследователи подчеркивают, что специфика профессиональной педагогической деятельности состоит в том, что она осуществляется в условиях постоянного и непрерывного общения с другими людьми и включена в систему общественных отношений.
    Поддерживая мнение А.К. Марковой можно сказать, что личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, личностное определяет начало, ход и завершение профессионального.
    Для профессионала характерно то, что он максимально использует личные качества, содействующие успеху, и компенсирует (возмещает) или отчасти подавляет те, которые противодействуют [3].
    Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно- мотивационной сферы определяет характер формирования конкретных черт и качеств личности, в том числе и личности педагога. К таким чертам личности, которые формируются как профессионально значимые качества, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; доброта и строгость, инициативность и дисциплинированность, желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать, воля; готовность действовать, смелость и т.д. [3].
    Необходимые профессионально важные качества педагога исследователи характеризуют следующим образом:
    1. Профессиональная направленность, которая проявляется в потребности работать с людьми, в мотивах, интересах, склонность приносить людям реальную, видимую и
    «осязаемую» пользу в каждый данный момент.

    124 2. Общительность как сильное, устойчивое стремление человека к общению с другими людьми, проявляющееся в разнообразных условиях и выражается в легкости вступления в общение, в разговорчивости и т.п.
    3. Эмоциональная устойчивость – весьма ценное качество для преподавателей, которое предъявляет высокие требования к характеру человека и, прежде всего, к его эмоционально-волевой сфере.
    4. Волевые качества характера, проявляющиеся в умении управлять собою и другими людьми. Это наука и искусство владения психическими процессами, свойствами и состояниями.
    5. Некоторые характеристики речи[3].
    Анализ результатов некоторых исследований показал, что педагоги проявили высокую согласованность, выделив в качестве важнейшей для реализации воспитательной функции высокую нравственность, для информационной – высокий интеллект, для исследовательской – стремление к творчеству, для коммуникативной – общительность, а для обучающей – профессиональную компетентность.
    Каждая личность – это неповторимый ансамбль свойств и качеств, который своеобразно преломляется в профессиональной деятельности, изменяется и в результате превращается в профессиональную личность [3].
    Хочется подчеркнуть, что наибольшую профессиональную значимость для педагога имеют качества, связанные с пониманием внутреннего мира детей и гуманным отношением к ним: доброжелательность, такт, заботливость, отзывчивость, чуткость, а также способность к активному воздействию на другого человека: способность увлечь, приучить, передать свои знания, мастерство.
    Наличие эмпатии у преподавателя облегчает понимание чувств и эмоций других участников учебно-воспитательного процесса, даже при отсутствии согласия с ними.
    Благодаря этому возможно контролировать психологическую атмосферу группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, определяя и учитывая изменения их эмоционального состояния в процессе взаимодействия. Данное личностное качество позволяет педагогу быть гибким и при необходимости принимать адекватное сложившейся ситуации решение.
    Показателями способности к эмпатии выступают такие личностные качества, как уступчивость, эмоциональность, высокий интеллект, мягкость, доброжелательность, общительность, готовность прощать других. Отсутствие перечисленных качеств у педагога может создать проблемы в реализации профессиональных целей и задач [2].
    Анализ работ С.Н. Батраковой, В.С. Грехнева, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.Г.
    Курбановой и др. показал, что профессионально значимые качества личности педагога – это комплекс социально востребованных качеств и способностей личности, позволяющих эффективно реализовывать современные образовательные цели.
    Сегодня, в условиях постиндустриального информационного общества, ребенок находится в ситуации, когда все технические новшества становятся реальным бытием подрастающего поколения: различные гаджеты, интерактивные игрушки, компьютерные игры и т.д. Кроме того, огромный поток информации, обрушивающийся на неокрепшую психику подростка, не всегда позволяет адекватно ее воспринимать [1].
    Отсюда для педагога выплывает дополнительная проблема: иметь дело не только с разными по уровню общего технического развития обучающимися, их характерами и возможностями реализации себя как индивидуума, но и разными взглядами на существующую действительность и свое место в это реальной действительности.
    Создание в образовательном учреждении атмосферы глубокого взаимопонимания как внутри среди студентов с одной стороны, так и между обучающимися и педагогом – с другой, воспитание доброжелательности, уважения, сотрудничества, определяют успешность процесса обучения и воспитания.
    Современные требования к уровню образования диктуют необходимость владения еще одним качеством – способностью свободно использовать в своей работе современные

    125 технические средства и возможности информационных технологий. Педагог просто обязан быть в курсе тенденций технического прогресса в сфере информационных технологий, чтобы иметь возможность направлять в созидательное русло этот источник полезной и, к сожалению, не всегда «здоровой» информации. То есть надо всегда учиться самому, чтобы стать хорошим преподавателем. Учиться, работая над собой, учиться, передавая свои знания другим [1].
    Хочется отметить, что с увеличением стажа работы педагога совершенствуются профессиональные умения, однако обнаруживается тенденция к снижению актуальности академических, коммуникативных и организаторских качеств, но в то же время - к увеличению значимости тех качеств, которые позволяют совершенствовать педагогическую деятельность; наблюдается тенденция к творчеству [6].
    В условиях необходимости строгого выполнения требований государственного образовательного стандарта, подготовки студентов к регламентированным процедурам оценивания знаний некоторые педагоги со временем утрачивают представления о преподавательском труде как творческом процессе. Это подтверждается результатами исследования Р.М. Шамионова.
    Каждый уважающий себя педагог обязан быть современным: не только обучать своему предмету студентов, но и воспитывать, а также развивать его умения и навыки.
    Список использованных источников:
    1. Вариникова, И.А. Личностные качества педагога, оказывающие влияние на формирование личности ученика, в современных условиях / И.А. Вариникова // International
    Journal of Humanitiesand Natural Sciences. - 2017– № 8. – С. 29-31.
    2. Володина, С.А. Эмпатия как необходимое условие эффективности профессиональной деятельности педагога / С. А. Володина // Проблемы современного образования. - 2018. – № 1. – С. 56-60.
    3. Дмитриева, Е.Ю. Определение сущности понятия «профессионально значимые качества будущего педагога» / Е.Ю. Дмитриева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2006. – № 16.(71). – С. 7-14.
    4. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Литур, 2000. – 212 с.
    5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – Москва: Знание,
    1996. – 312 с.
    6. Черникова, Е.Г. Профессионально значимые качества глазами молодых учителей
    (по материалам социологического исследования) / Е.Г. Черникова, С.В. Рослякова // Вестник
    ЧГПУ. - 2016. – № 5. – С. 107-112.
    Гокова Елена Валентиновна
    преподаватель русского языка и литературы
    ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»
    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
    ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ
    ГОСТИНОЙ
    Аннотация: в данной работе предложено проведение внеклассных мероприятий по
    литературе в форме литературно-музыкальных гостиных, которые помогают
    раскрывать творческие способности обучающихся, будить в них потребность
    саморазвития и самопознания, приближать их к новому витку мышления и, самое главное,
    убеждать каждого своего воспитанника в том, что он — кладезь возможностей и

    126
    талантов. Также в статье определены цели, задачи методики проведения литературно-
    музыкальных гостиных.
    Ключевые слова: литература, литературная гостиная,духовность, культура.
    В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; происходит переоценка ценностей, наблюдается переход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни. Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, которая позволяет молодым людям осознавать себя носителем национальной культуры, выразителем национального менталитета.
    Для внеклассных занятий характерны свои, особые формы работы, которые требуют активной, творческой деятельности студентов, большего развития их склонностей и способностей в области литературы. Огромную роль в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путѐм использования синтеза искусств. Сюда можно отнести литературно-музыкальные гостиные. Именно поэтому неслучайно я, как преподаватель литературы, остановила свой взгляд на проведении внеклассных мероприятий в форме литературно-музыкальных гостиных.[3]
    Цель методики проведения литературно-музыкальных гостиных:
    – познание жизни людейчерез искусство, обогащение художественного восприятия мира.
    Задачи:
    – укрепление знанийпо литературе;
    – развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов, повышение их культуры;
    – установление ассоциативно – образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства;
    – развитие собственно-творческой деятельности студентов;
    – формирование культуры чувств, выработка личностного отношения к произведениям искусства.
    Проводя литературно-музыкальные гостиные, мы преследовали следующие цели:
    Образовательные цели:

    овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэтов, писателей;

    обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного сюжета;

    формирование конкретных и прочных знаний о поэте, писателе и его произведениях;

    установление взаимосвязей личности и творчества поэта, писателя
    Развивающие цели:

    пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация читательских чувств;

    выработка внимательного отношения к литературному тексту;

    раскрытие творческих способностей обучающихся.
    Воспитательные цели:

    развитие духовного мира обучающихся;

    создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике поэтов, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами, писателями и их произведениями;

    помочь обучающимся понять, что такое душа и почувствовать душу поэтических творений.
    Не секрет, что в век Интернета и компьютеров, книга уже не столь привлекает молодое поколение, как было несколько десятилетий назад. Тем не менее, ребята, исходя из своих психологических особенностей, охотно соглашаются пообщаться в неформальной, располагающей обстановке для бесед – анализов поэтических текстов. Я попыталась

    127 оживить эту форму работы, осовременить еѐ, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. Поскольку при изучении литературы на первом курсе техникума возникают определѐнные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, поэтомуя разрешила данное противоречие путѐм вовлечения студентов в современный творческий процесс.[3]
    В форме литературно - музыкальной гостиной можно провести мероприятие по любой теме учебной дисциплины ОДб.02 Литература, позволить прикоснуться к жизни и творчеству известных писателей, поэтов, поближе познакомиться с любимыми литературными героями. Для того чтобы встреча прошла интересно, требуется немалая подготовительная работа: изучение творчества писателя или поэта, подбор наиболее интересного материала, составление сценария, распределение ролей. Особое место в подготовительной работе занимает подготовка презентации, которая на слайдах демонстрирует не только информацию по тематике, но и содержит тщательно подобранные мелодии, что сопровождают определенные этапы сценария, а также видеоматериалы.
    Проигрываются любимые мелодии писателей: у Чехова А.П. – «Баркарола» П.
    Чайковского, у Булгакова М.А. – песня, что пела ему мать, «Не пой, красавица, при мне» С.Рахманинова. Следует отметить,что именно от подготовительного этапа работы зависит исход всего мероприятия, весь результат проделанной работы.
    В ходе литературно-музыкальной гостиной студент должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определѐнного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Для литературной гостиной составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
    За последние несколько лет мною вместе со студентамибыли подготовлены и проведены следующие внеклассные мероприятия в форме литературно-музыкальных гостиных:
    - 2018 г. – литературная гостиная «В.С. Высоцкий: поэт, певец, актер»;
    - 2019 г. – литературная гостиная «Писатели Донбасса вчера и сегодня»;
    - 2020 г.- литературная гостиная «В человеке должно быть всѐ прекрасно…» (к 160- летию со дня рождения А.П. Чехова);
    - 2021 г.- литературная гостиная «По страницам произведений М. Булгакова» (к 130- летию со дня рождения писателя).
    Цели внеклассного мероприятия, например, «По страницам произведений Михаила
    Булгакова»:
    1. Расширить знания студентов о творчестве
    2. Развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению произведений М. Булгакова, актѐрских качеств у студентов.
    3. Формировать умение творчески применять знания, развивать мышление, речь и навык выразительного чтения.
    4. Воспитывать любовь к литературному слову и музыке.
    Задачи:
    1. Развитие творческих способностей и дарований студентов.
    2. Становление духовного мира человека в подрастающем поколении
    3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной речью.
    Актуальность данного мероприятия заключалась в популяризации творчестваМихаила
    Булгакова, а также изучениеистории в контексте событий, описанных писателем в своих произведениях.

    128
    Новизна литературно-музыкальнойгостиной по творчеству М. Булгакова состояла в творческом подходе, систематизации материала и источников о жизни и творчестве известного писателя.
    Инновационность даннойлитературно-музыкальнойгостиной состояла в привлечении студентов к актерской и музыкальной деятельности.
    Мы не ставили своей целью охватить все творчество Булгакова или полностью раскрыть его биографию. Нам хотелось создать калейдоскоп из написанных им произведений и фактов личной жизни. Так родилась идея провести вечер в форме заседания
    Литературного объединения (ЛИТО), членом которого Булгаков был в 20-е годы.
    Выбранная форма оказалась удобной, так как на заседании ЛИТО можно поговорить и об авторе, и о его произведениях, выслушать мнение современников, и даже услышать изречения Шарикова, персонажа повести «Собачье сердце».
    Сценарий гостиной рассчитан на небольшой зал и камерную обстановку. Действие происходит в 20-30-е годы XX века. Так как большая часть вечера построена на диалогах, действие должно развиваться динамично, создавая у зрителей ощущение непрерывности происходящего. Для большей убедительности члены ЛИТО должны находиться в зрительном зале рядом со зрителем, делая их равноправными участниками.
    В вечере были использованы тексты следующих произведений: «Записки на манжетах», «Морфий», «Мастер и Маргарита»; художественные фильмы по произведениям
    Булгакова: «Собачье сердце», «Бег», буктрейлер «Белая гвардия».
    Проведение мероприятий в форме литературной гостиной позволяет достичь высокого эстетического, эмоционально-воздействующего уровня, добиться такой атмосферы, в которой ощущалось бы незримое присутствие поэта или писателя, рассказывающего об этапах своего бытия и вехах литературного творчества.
    Мероприятия, где имеет место не только знание темы, но и творчество, где присутствуют не только унылая дисциплина и вежливая тишина, но и логичный шум и взрыв радости, смеха, удивления, сюрпризности и игры, театрализации, конкурсности, здорового соперничества можно назвать встречами, на которых происходит учение с увлечением. [1]
    Следует отметить: чтобы студенту "вжиться" в литературный материал, прочувствовать его, необходима непрерывно действующая форма речевой практики. Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики можно выделить следующие: жестикуляция, мимика, владение голосом, расстановка пауз.
    Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только даѐт возможность повысить языковую и речевую компетенцию студентов, но и выступает как человекоформирующий фактор.
    Литературная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединѐнных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на студентов, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.
    Литературная гостиная – это и приобщение к миру великих литераторов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества. Таким образом, литературная гостиная - любимое общее дело, нужное всем, способствующее гуманизации и гуманитаризации образования. Именно гуманитарное образование, в первую очередь, формирует личность обучающихся, готовность жить в новом мире, учит современным формам общения. [4]

    129
    Процесс формирования ценностных ориентаций подростков может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, намой взгляд, развитие интереса к книге, познанию еѐ идейно-художественного смысла. Включение обучающихся в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.[2]
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта