Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.3. Механизмы самоактуализации личности 11.3.1. Человек в поисках смысла

  • Монография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk


    Скачать 1.73 Mb.
    НазваниеМонография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk
    Дата27.04.2022
    Размер1.73 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла162879628.pdf
    ТипМонография
    #500990
    страница25 из 31
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31
    11.2. Зарубежные гуманистические теории
    о самоактуализации личности
    Представители гуманистической психологи все чаще пытаются определить основания для процесса развития или самосовершенство- вания личности. Авторы часто используют такие понятия как рост, автономность, саморазвитие, самопознание, самоактуализация, само- реализация, значение которых еще достаточно четко не определено, а, скорее всего, лишь обозначено. При этом понятия самореализации
    и самоактуализации очень часто употребляют как равнозначные по-
    нятия, под которыми понимается непрерывная реализация потенци-
    альных возможностей, способностей и талантов человека, как свер-
    шение своей миссии, или призвания, судьбы; а также полное познание
    и приятие собственной изначальной природы, неустанное стремление
    к единству, интеграции или внутренней синергии личности [103].
    Г. Олпорт, который одним из первых занялся изучением этих про- блем, рассматривал развитие личности как непрерывный и активный процесс становления, посредством которого индивид берет на себя от- ветственность за качество своей жизни. Глубокую разработку понятие самоактуализации получило в трудах А. Маслоу, который пришел к этому понятию через изучение здоровой, непрерывно развивающейся личности, эффективно выражающей человеческую сущность. Он раз- работал это понятие на основе эмпирических исследований и теорети- ческого анализа их результатов. Основной акцент при этом был сде- лан на описание человека, рационально принимающего решения и

    306
    осознанно стремящегося актуализировать свой потенциал. А. Маслоу рассматривал это стремление как интеллектуальную составляющую того, чем является человек, а не того, что он приобретает. И это стремление, является, по его мнению, вершиной пирамиды иерархии потребностей.
    А. Маслоу трактует потребность в самоактуализации как желание человека самореализоваться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен. Механизм самоактуализации человека – познание, испытание и реализация своих личностных возможностей – играет роль главного мотивационного условия самосовершенствова- ния творческого человека. Для этого, по его мнению, необходимо соз- дать благоприятные условия для свободы волеизъявления, простор для творческой деятельности, социальный комфорт.
    В результате исследования людей, у которых преобладает моти- вация развития личности, концепция «стремление к покою» становит- ся совершенно бесполезной. У таких людей удовлетворение потребно- сти усиливает, а не ослабляет мотивацию, обостряет, а не притупляет удовольствие. Человек, вместо того чтобы обрести покой, становится более активным. Раскрытие собственных способностей начинается то- гда, когда человек ощущает, какое удовлетворение приносит процесс развития личности. Кто начинал заниматься спортом после продолжи- тельной паузы, знает, как приятно вновь ощутить свои физические возможности. Таким образом, раскрытие собственных возможностей – это естественный процесс, который начинается тогда, когда нет суще- ственного физического или социального противодействия. Для этого также надо осознавать свои настоящие потребности и свою цель в жизни.
    А. Маслоу исследовал людей, которые стали незаурядными лич- ностями: деятелей искусства, предпринимателей и политиков. Люди, которых он обследовал, были спокойные, уравновешенные, полно- ценные члены общества. Конечный продукт развития позволяет зна- чительно лучше понять этот процесс. Здоровые люди уже в достаточной степени удовлетворили свои основные потребности в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении и могут руково- дствоваться стремлением к самоактуализации.

    307
    При этом он установил, что самоактуализирующихся людей ха- рактеризуют следующие свойства:
    1. Более эффективное восприятие реальности. Они видят действи- тельность такой, какая она есть, а не такой, какой бы им хотелось ее видеть.
    2. Принятие себя, других и природы. Они могут переносить сла- бости других и не боятся их силы.
    3. Непосредственность, простота, естественность. У рассматри- ваемой категории людей не отмечается склонности к лицемерию.
    Их принципы – быть, а не казаться, им характерны открытость и искренность.
    4. Центрированность на проблеме. Эти люди привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считали важной. То есть они не эгоцентрированы, а скорее ориентированы на проблемы, которые они считают своей жизненной миссией.
    5. Независимость, потребность в уединении. Они могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими. И условием этого является постоянная, интенсивная работа их внутреннего мира, сосредоточенность на решении занимающих их ум задач.
    6. Автономность и относительная независимость от культуры и окружения. Эти качества позволяют им полагаться на свой собствен- ный потенциал и на внутренние источники роста и развития.
    7. Свежесть восприятия. Они обладают способностью оценить по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз.
    8. Этим людям характерны вершинные или мистические пережи- вания. Они представляют собой экстатические состояния, какие пере- живаются в кульминационные моменты в порывах творчества, озарения, открытия или слияния с природой.
    9. Общественный интерес. Он выражается у таких людей чувст- вом сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.
    10. Глубокие межличностные отношения. Обычно, круг близких людей у них невелик, так как их дружеские отношения требуют боль- шого количества времени и немалых усилий.

    308 11. Это самые демократичные люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей. В то же время они не считают других людей равными друг другу.
    12. Разграничение средств и целей. Они придерживаются опреде- ленных нравственных норм и им присуще обостренное чувство раз- граничения целей и средств их достижения.
    13. Философское чувство юмора. Из-за подобного отношения к юмору, эти люди часто кажутся сдержанными и серьезными.
    14. Креативность. Все они без исключения обладают способно- стью к творчеству, и эту свою способность не перестают проявлять.
    15. Сопротивление окультуриванию. Эти люди, хотя и находятся в гармонии со своей культурой, тем не менее, могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то ос- новные их ценности [103].
    Отмечая все эти качества, А. Маслоу честно писал, что эти лично- сти вовсе не ангелы. В повседневной жизни у них могут быть и эмо- циональные срывы, может проявляться наивность, чувство вины, тре- воги, сомнения в себе и др. Но, тем не менее, он не устает повторять, что самоактуализирующиеся люди, несмотря на все это, – образец психического здоровья и они показывают нам воочию, что потенциал психологического роста гораздо выше, чем тот, которого достигает большинство людей.
    Много сходного с самоактуализирующейся личностью А. Маслоу можно найти у «полностью функционирующей личности», или «лич- ности завтрашнего дня», рассматриваемой К. Роджерсом. При этом
    А. Маслоу сосредотачивает внимание на зрелых личностях, успешно проявивших себя в профессиональной деятельности, и на их характе- рологических особенностях. К. Роджерса интересуют, в основном, молодые люди, успевшие осуществить свой личностный выбор, их критичность по отношению к социальной действительности, господ- ствующим в ней нормам и ценностям.
    Завершая рассмотрение черт здоровой самоактуализирующейся личности, как она понимается в гуманистической психологии, приве- дем характеристику, которую дает ей Д. Шульц на основе обобщения работ многих исследователей, включая взгляды К. Юнга, Э. Фромма и

    309
    основателя гештальттерапии Ф. Перлза. Он отмечает, что при наличии многих расхождений между этими учеными все они согласны с тем, что психологически здоровая личность, обычно, контролирует свою жизнь. Она способна к сознательному (хотя и не всегда рационально- му) управлению своим поведением и распоряжению своей судьбой.
    Самоактуализирующаяся личность знает свои сильные и слабые сто- роны, свои достоинства и недостатки и, в общем, принимает их, не притворяясь тем, кем не является. Выполняя те или иные социальные роли, она не смешивает их со своим истинным «Я». Покою и стабиль- ности она предпочитает обращение к новым целям и новому опыту.
    Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуаль- ности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жиз- ненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценно- стным ориентациям (целостность личности).
    Такая личность находится в состоянии своего непрерывного раз- вития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно откры- вая для себя новые горизонты на своем жизненном пути, испытывает
    «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях она толерантна, способна к адекватным действиям. Она устанавливает доброжелательные отно- шения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.
    В построении своих жизненных планов развитая личность исхо- дит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний.
    Она обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значи- мых целей, но не ригидная, а способная к коррекции своего поведе- ния. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях она способна взять ответствен- ность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она потенциально сохраняет реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

    310
    Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть сво- бодным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилиза- ции и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством – духовностью. Это высшее проявление сущ- ности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нрав- ственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия.
    Духовность личности – ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого неприятия всего низменного, беззаветная преданность воз- вышенным идеалам.
    А. Маслоу утверждает, что 99 % взрослых людей не полностью использует свой психический и физический потенциал [218]. Такое ограниченное использование собственных возможностей, по его мне- нию, связано с тем, что человек слишком занят удовлетворением своих основных потребностей в еде и питье, в работе и жилище. До тех пор, пока эти потребности стоят на первом месте, остальной потенциал не может быть реализован. Вместо того чтобы действительно жить, дол- гое время готовишь себя к жизни. Потребности высшего уровня, осо- бенно в начале их пробуждения в человеке слабы и легко тормозятся или изменяются в результате страха, неблагоприятных условий и не- правильного научения. И хотя доля самоактуализированных людей среди населения составляет доли процента, А. Маслоу подчеркивает отсутствие четкой, резкой грани между ними и обычными людьми.
    В каждом человеке и определенно в каждом новорожденном ребенке, указывает он, существует активная направленность на здоровье, импульс к росту, к актуализации человеческого потенциала.
    Психологи, придерживающиеся гуманистического подхода, пред- приняли шаги в направлении операционального установления самоак- туализации. При этом они уделяют большое внимание применению своих идей в разных сферах практики: в психотерапии, обучении, профессиональной консультации, менеджменте и т. д. Отдавая пред- почтение «помогающей модели», они считают, что надо помочь лич- ности в самоактуализации, а отнюдь не переделывать ее. Поэтому
    А. Маслоу определяет воспитание как «научение росту, тому, куда расти, что хорошо и что плохо, что желательно и нежелательно, что

    311
    выбирать и что не выбирать» [218, p. 178–179]. В качестве обобщен- ной гуманистической цели воспитания он указывает на самоактуали- зацию личности, на то, чтобы она стала «полностью человеческой», насколько это возможно для индивида.
    В работе «Психология бытия» А. Маслоу пишет: «В теории обра- зования личности следует уделить место самосовершенствованию и самоконтролю, созерцательности и медитации». В формировании этих взглядов важную роль сыграли психологические эксперименты с ме- дитирующими. Они показали, что у последних изменяется в положи- тельную сторону целый ряд признаков, которые А. Маслоу считает характерными для самореализовавшихся личностей. Важную роль в образовании также призвано играть художественное воспитание, осуществляемое средствами музыки, изобразительного искусства, танцев и ритма. Опыт такого воспитания способен служить моделью, с помощью которой можно было бы избавить остальную часть про- граммы от характерных пороков – свободы от ценностей или нейтра- литета по отношению к ним.
    К. Роджерс высказывает следующие соображения по поводу того, каким могло быть образование в будущем, если бы мы использовали знания, которыми обладаем уже сегодня. Должен быть создан климат доверия, в котором бы любознательность, естественное стремление к научению лелеялись и усиливались, а учащиеся находили радость в творчестве и интеллектуальных открытиях. Благодаря этому они бу- дут склонны учиться на протяжении всей своей жизни. При этом уча- щиеся, преподаватели и администраторы должны свободно участво- вать в принятии решений, касающихся всех сторон учебного процесса.
    Следует развивать чувство общности, сотрудничества, взаимного уважения и взаимопомощи. Школа должна быть местом, где учащиеся имеют возможность формировать уверенность в себе, самоуважение и во все большей степени открывать в самих себе источник ценностей, возможность достижения успеха и построения достойной жизни.
    Таким образом, психологами-гуманистами осуществлен крупный прорыв в двух направлениях: во-первых, в направлении вовлечения в сферу научного знания высоких проявлений человеческого духа, с трудом поддающихся рациональному анализу; во-вторых, в направле-

    312
    нии приобщения психологической науки к участию в решении карди- нальных проблем, стоящих перед человечеством. При этом им удалось избежать крайностей, когда слишком большие надежды в достижении высот личностного развития возлагают на переустройство общества
    (что характерно для марксистов), или на нравственное самоусовер- шенствование, что типично для религиозного мировоззрения.
    В связи с этим представляет огромный интерес поиск смысла жизни, о котором так много писал В. Франкл. Эта проблема является чрезвычайно актуальной для современной Украины. Нравственный кризис, о котором заговорили раньше, чем о кризисе экономическом, это не что иное, как ощущение огромным числом людей бессмыслен- ности своей жизни. Это связано с отсутствием какого-либо реального выбора и невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разру- шения старых ценностей и традиций, дискредитации новых ценностей и отсутствия мировоззренческой культуры, позволяющей прийти к смыслу жизни своим неповторимым путем. Скольких трагедий можно было бы избежать, если бы люди не были так ограничены в своих возможностях и могли построить свою жизнь разумно и осмысленно, принять на себя ответственность за реализацию смысла своей жизни и воплотить этот смысл в жизнь.
    11.3. Механизмы самоактуализации личности
    11.3.1. Человек в поисках смысла
    Найти смысл жизни – это значит иметь цель. Жизнь без цели – это бессмысленная жизнь. А. Маслоу исходит из того, что человеческая жизнь приобретает тем больше смысла, чем больше делается для реа- лизации так называемых крайних или главных ценностей, т. е. любви, свободы, правды, справедливости и красоты.
    Понятие о смысле рассматривается А. Н. Леонтьевым как одна из наиболее тонких личностных функций человека. Его внутренний мир представляет собой как бы сплетение, иерархию, взаимопревращение ее смыслов. Образование смысла – это придание личностного значе- ния чему-либо [88]. Смысл нельзя создать извне без участия самой личности. В этом проявляется краеугольная проблема формирования

    313
    личности, ее индивидуальности, наиболее значимыми признаками ко- торой являются, по мнению Б. Г. Ананьева, целостность, обособлен- ность, автономность, неповторимость, наличие у человека внутреннего
    «Я», творчество [12]. Эта индивидуальность выступает в типичных для данного человека взаимосвязях и взаимовлияниях его интеллекта, чувств и воли, темперамента, характера и способностей.
    Большой вклад в изучение смысла жизни внес известный психо- терапевт В. Франкл. Он исходил из содержательного наполнения жиз- ненного пути человека смыслом, который позволяет осуществить выход за пределы себя (в терминологии В. Франкла – самотрансценденцию).
    Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни он рас- сматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и разви- тия личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных В. Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.
    Отсутствие у человека чувства ценности своей жизни, усталость от нее, тщетность жизненных усилий вызывают состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, порождающим в широких масштабах специфические неврозы, распространившиеся в послево- енный период во многих странах Европы и в США, а также в совре- менной Украине и странах СНГ. Условием, необходимым для психи- ческого здоровья, является определенный уровень напряжения, возни- кающего между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить. Таким образом, основной тезис учения о стремлении к смыслу, состоит в том, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.
    Утверждая уникальность и неповторимость смысла жизни каждо- го человека В. Франкл считает, что им не может быть наслаждение, ибо это есть внутреннее состояние субъекта. По той же логике человек не может стремиться к счастью, он может искать лишь причины для счастья. Борьба за существование и стремление к продолжению рода также оправданны лишь постольку, поскольку сама жизнь уже обла-

    314
    дает каким-то независимым от этого смыслом. Характеризуя возмож- ные позитивные смыслы, он вводит представление о ценностях – смысловых универсалиях на основе обобщения типичных ситуаций, полученных в результате развития человечества. Это позволило ему обобщить возможные пути, посредством которых человек может сде- лать свою жизнь осмысленной:
    1. Творческая деятельность, которая полностью владеет человеком и выводит его из состояния подавленности. Сделать что-то, помочь другим – все это дает возможность постичь смысл жизни.
    2. Установление ценности. Если вы страдаете от бессмысленности существования, иногда достаточно лишь изменить установку, чтобы преодолеть возникший кризис.
    3. Ценность сопереживания. Красивый восход солнца, интерес- ный разговор, хороший обед или нежные отношения – эти эмоцио- нально значимые переживания воспринимаются полными смысла сами по себе [174, с. 151].
    Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд, как вклад человека в жизнь обще- ства, а не просто как его занятие. Из числа ценностей переживания
    В. Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает бо- гатым ценностным потенциалом. Любовь – это взаимоотношения на уровне духовного, переживание другого человека в его неповторимо- сти и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариан- том осмысленности жизни.
    Основной пафос связан у В. Франкла с третьей группой ценно- стей – отношениями. К ним человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии из- менить. Но в любой ситуации человек может занять осмысленную по- зицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Обращение к этим ценностям оправданно, лишь, когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны.

    315
    Правильной постановкой вопроса является, согласно В. Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле данной личности в данный момент. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации этот смысл меняется. Смыслы не изобре- таются, не создаются самим индивидом, их нужно искать и находить.
    Мы выбираем себе не смысл, а лишь призвание, в котором мы обре- тем смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть, которую В. Франкл определяет как смысловой орган, как ин- туитивную способность отыскивать единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации.
    Однако мало найти смысл жизни, его надо еще осуществить. Че- ловек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществляя смысл своей жизни, человек тем самым реализует себя; так называемая самоактуализация является лишь по- бочным продуктом осуществления смысла. Тем не менее, человек ни- когда не знает, удалось ли ему осуществить смысл своей жизни.
    В. Франкл вводит еще одно понятие, а именно понятие сверх- смысла. Речь идет о смысле Вселенной, о смысле бытия, о смысле истории. Он осуществляется независимо от жизни отдельных индиви- дов. При этом нельзя обойти вопрос о понимании В. Франклом рели- гии, которая занимает почетное место в его теории и практике. Бог для него – это тот собеседник во внутреннем диалоге, к которому обраще- ны наши наиболее сокровенные мысли. Это персонализированная совесть, а совесть – это «подсознательный Бог», таящийся в каждом человеке.
    Завершая рассмотрение учения о смысле жизни в теории
    В. Франкла, отметим, что основной его тезис – жизнь человека не мо- жет лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Основной тезис учения о свободе воли гла- сит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.
    Их влияние на человека опосредуется позицией человека по отношению к ним. Человек свободен благодаря тому, что его поведение определя- ется, прежде всего, его ценностями и смыслами. «Человек решает за

    316
    себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя – всегда формирование себя» [174, с. 114].
    Жизнь В. Франкла является подтверждением его мыслей и слов.
    Он вынес на себе все ужасы четырех концентрационных лагерей, в ко- торых был в 1942–45 гг., где и встретил конец войны. Это чудо, что он выжил. Здесь сошлись и случайность, и закономерность. Случайность, что он не попал ни в одну из команд, направлявшихся на смерть.
    Закономерность, что он прошел через все это, сохранив себя, свою личность, свое «упрямство Духа», как он называл способность чело- века не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу. В концлагерях получил проверку и подтверждение его взгляд на человека, и вряд ли удастся найти еще хоть одну философ- скую или психологическую теорию личности, которая была бы в та- кой степени лично выстрадана и оплачена такой дорогой ценой.
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31


    написать администратору сайта