Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.3.3. Роль интуиции в самоактуализации личности

  • Монография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk


    Скачать 1.73 Mb.
    НазваниеМонография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk
    Дата27.04.2022
    Размер1.73 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла162879628.pdf
    ТипМонография
    #500990
    страница26 из 31
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
    11.3.2. Творческое мышление и его активизация
    Творческое мышление – одна из важных черт самоактуализации личности. В «Философской энциклопедии» дается такое определение сущности творчества: «Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее». В последние годы ученые не только изучают закономерности творческих процессов, но и пыта- ются найти эффективные способы их активизации. В связи с этим представляет интерес специфика творческого мышления, его отличие от наиболее распространенного логического.
    Процесс мышления, как известно, складывается из ряда операций, проводимых с понятиями и суждениями. Мысля, человек определяет, обобщает, осуществляет ограничение и деление понятий, преобразует суждения, делает выводы и т. д. Совокупность этих устойчивых мыс- лительных форм и операций, лежащих в их основе законов и правил, составляет предмет формальной логики. В настоящее время стало по- нятно, что формально-логический аспект изучения мышления вклю- чает лишь некоторые важные и четко определенные вопросы.
    История возникновения новых идей в науке и искусстве показы- вает, что они далеко не всегда являются результатом чисто логических мыслительных операций. Этот иной, своеобразный вид мышления

    317
    называют «нешаблонным» в отличие от «шаблонного» (логического) мышления. Нешаблонное мышление является более творческим спо- собом использования разума. Оба типа не исключают, а дополняют друг друга. Если в первом случае логика управляет разумом, то во втором она его обслуживает. Творческое мышление является особой разновидностью мышления и для своего проявления нуждается в та- ланте. Таким образом, творчество – это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
    По многим признакам творческое мышление совершенно не по- хоже на логическое или аналитическое мышление, а больше напомина- ет детское мышление, потому что в его сознании не сформировались еще ограничения, которые потом свяжут его творческие способности.
    Г. Алдер приводит сравнение творческого и логического мышления:
    1. Логическое (вертикальное) мышление избирательно; творче- ское (горизонтальное) мышление имеет более общий характер. Первое допускает существование только одного пути и отрицает все осталь- ные направления. Второе рассматривает и сравнивает все возможные пути, обращает особое внимание на новые направления и всегда оставляет возможность для выбора. Известно, что лучше большой вы- бор, чем никакого.
    2. Вертикальное мышление признает только отдельные последо- вательные шаги; горизонтальное допускает логические прыжки (логика при этом может быть оттеснена на задний план).
    3. При вертикальном мышлении каждый шаг должен быть пра- вильным; при горизонтальном – важен лишь итоговый результат.
    Точно также при сооружении моста его части не должны поддержи- вать друг друга до окончания строительства. Большинство принципов и техник НЛП ориентированы именно на результат деятельности.
    4. Вертикальное мышление «отрабатывает» те направления, кото- рые не гарантируют быстрого успеха; в горизонтальном мышлении не отбрасывается ничего. Каждый путь потенциально ведет к успеху, да- же если его «плюсы» остаются в тени до настоящего момента. Здесь

    318
    уместно утверждение: «Не существует неудач, есть только обратная связь».
    5. Вертикальное мышление склонно слишком быстро наклеивать ярлыки и давать категорические оценки; горизонтальное мышление стремится избегать шаблонов и жестких схем.
    6. Вертикальное мышление придерживается давно проложенного, наиболее легкого пути; горизонтальное – пути, который на первый взгляд кажется наименее обещающим [10, с. 128–129].
    Творчество играет огромную роль в жизни человека. А. Джилфорд, американский исследователь интеллектуальных и творческих способ- ностей, назвал «первичные способности», присущие личности творче- ского характера. По его мнению творческая личность:

    способна охватывать проблемы;

    в короткое время выдвигает большое количество идей;

    добивается новых оригинальных результатов;

    изменяет свои привычки;

    объединяет идеи и информацию в одно целое, способна к син- тезу;

    обладает аналитическими способностями и может разбить проблему на части;

    извлекает идеи и информацию из обычных контекстов и сис- тематизирует в новом порядке;

    может давать новые определения понятиям;

    отфильтровывает долгоживущие идеи;

    адекватно оценивает ситуации.
    При желании можно самим продолжить этот список, опираясь на собственный опыт применения творческих способностей в различных ситуациях. Первостепенное значение для творческих достижений иг- рают: способность рождать идеи при решении проблем, гибкость в подходе к выполнению заданий и оригинальность предложенных решений. Источник творческих сил находится в самом человеке. Так как творческие способности – естественная часть человеческого бытия, то их проявление не связано с какими-либо трудностями. Они раскрываются без особого труда в тех жизненных областях, в которых у человека меньше всего блокад, перекосов и стрессовых последствий.

    319
    По словам творческих людей, они воспринимают свою работу как иг- ру, легкую и доставляющую удовольствие.
    Развитие всегда идет от малого к большему, от частного к общему, от хаоса к порядку. В жизни все стремятся в более высокой степени интеграции или целостности. Если искать истоки творческих сил, то необходимо проследить процессы развития до идей мыслей, до самого их начала, когда они рождаются в состоянии покоя. Человеческое раз- витие базируется на смене покоя и активности. Творческие способно- сти возникают при раскрепощении, саморасслаблении и самораскры- тии человека.
    Возникновение великих идей, которые изменяют наши взгляды на окружающий нас мир, происходит различными способами. Иногда они совершенно неожиданно приходят в голову уже готовыми, не требующими доработки. Чаще всего окончательную форму эти идеи приобретают в результате кропотливой работы над исходным «чувст- вом идеи». Каким бы образом не рождались идеи, очевидно одно: мозг
    (сознательно или неосознанно) должен их обработать или, иными сло- вами, выносить. Наблюдая за работой одаренных людей, известный психолог Х. Гарднер сформулировал список методов, которые помо- гают им мыслить творчески. Хотя никто не может утверждать, что ге- нии сознательно используют данные приемы, но они вполне могут применяться для нахождения творческого решения проблемы. Неко- торые из них, по сути, противоречат друг другу, но это объясняется тем, что проблемы также отличаются друг от друга и могут быть про- тиворечивыми.
    Приемы, способствующие нахождению творческого решения проблемы по Х. Гарднеру:
    1. Обобщение. Любая проблема входит в состав более крупной проблемы. Делая обобщение, вы тем самым можете рассмотреть более значительную проблему.
    2. Детализация. При использовании данного приема надо не ук- рупнять проблемы, а, наоборот, детализировать их, уделяя мелочам самое пристальное внимание.
    3. Поиск аналогий. Следует отыскать проблему, похожую на ту, которую вы сейчас решаете. Не помешает также найти проблему,

    320
    которая полностью противоположна рассматриваемой. Аналогии, несмотря на всю их убедительность, не должны противоречить логике.
    4. Нахождение составляющих проблемы. Постарайтесь опреде- лить, из каких более мелких проблем состоит рассматриваемая вами проблема. Более мелкую проблему решить легче, а это может натолк- нуть вас и на решение большой исходной задачи.
    5. Выдвижение возможного решения и возврат. Применение этого метода подразумевает, что вы что-то знаете про область возможных решений и учитываете, что логика не обязывает отказываться от гиб- кости мышления. Именно гибкость мышления позволяет не зацикли- ваться на одном варианте решения, а рассматривать множество таких вариантов.
    6. Формулировка условий рамок, в которые должно укладываться решение проблемы. Его применение также требует наличия опреде- ленных знаний о том, каким должно быть решение. Но для того, чтобы сформулировать условия-рамки, ограничивающие решение, не обяза- тельно знать сами варианты решения [182, с. 250–252].
    Творческое мышление не является принадлежностью каких-либо определенных способностей. Скорее оно является результатом гибко- го применения нескольких функций интеллекта. При использовании творческого подхода многие функциональные отделы головного мозга активизируются и передают друг другу информацию. Русский журна- лист Е. Шерешевский, запоминавший сложнейшую формулу, которая не имела никакого смысла, добивался этого посредством напряжения не только памяти, но и языковых способностей интеллекта. Именно этот прием позволял ему переделать формулу в рассказ и запомнить его. Удивительные способности его памяти также опирались и на расширенное восприятие, например, ассоциации какого-нибудь цвета со звуком или тактильным ощущением. Такая гибкость при использо- вании различных функций интеллекта является обязательным условием творческого мышления.
    Творческие способности интеллекта можно развивать путем тре- нировки любых функций интеллекта. Так, путем развития пространст- венной ориентации можно достичь нового восприятия окружающего мира, каким обладают выдающиеся художники. Либо вы, как компо-

    321
    зитор, можете по-новому ощущать звуки. Если вы спортсмен, то мо- жете развить свою координацию движений. Развитие языковых спо- собностей использует творческое мышление, когда вы придумываете метафоры или каламбуры. Развитое творческое мышление, по мнению
    М. Д. Чейфиц:
    - обеспечивает быстроту мысли и гибкость мышления;
    - помогает быть более спокойным и настойчивым при решении проблем;
    - повышает уверенность в правильности своих идей;
    - сокращает промежуток времени, необходимый для решения про- блемы;
    - повышает удовольствие, которые мы получаем от решения про- блем;
    - помогает отвлечься от стереотипов в мышлении [182, с. 259].
    Наличие развитого творческого мышления подразумевает выпол- нение всех этих условий. Творческое мышление должно менять наше отношение к различным превратностям судьбы. Жизнь не стоит на месте, поэтому не надо пассивно наблюдать за происходящими изме- нениями. Высвобождая творческое мышление и воображение, мы ста- новимся более активными и получаем возможность стать той силой, которая вызывает перемены. Развивая в себе творческое начало, мы можем сами сформировать свое будущее или эффективно повлиять на него. При этом следует помнить, что творческим решением является то, которое является для нас новым, но при этом оно не обязательно должно быть первым. Этим и объясняется легкость тренировки и раз- вития творческого мышления. Не нужно заучивать и запоминать что- либо, а надо только обеспечить движение мысли вокруг различных идей. В результате придет чувство, что мы отходим от стандартных подходов и освобождаем свою мысль для поисков нового.
    В изучении творчества появился ряд психологических методов, имеющих целью активизировать поиск идей, интенсифицировать про- цесс их генерирования и тем самым повысить удельный вес ориги- нальных идей в общем потоке мыслей. Решая творческую задачу, че- ловек, как правило, пребывает в плену привычных вариантов. Психо- логическая инерция может быть обусловлена самыми различными

    322
    факторами: боязнью вторгнуться в чужую область, опасением выдви- нуть идею, которая покажется смешной, незнанием элементарных приемов генерирования идей. Методы активации поиска творческих идей, которые приводятся далее, помогают преодолевать стартовые барьеры.
    В 40-х годах получил наибольшую известность метод «мозгового штурма», предложенный А. Осборном. Психологическая инерция, по его мнению, порождается порядком, царящим в сознании. Новым идеям необходимо помочь прорваться из подсознания в сознание. Поэтому процесс генерации идей должен быть построен так, чтобы «расковать» подсознание. В группе «генераторов идей» не должно быть начальст- ва, обстановка работы должна быть непринужденной. Как известно, одни люди больше склонны к генерированию идей, другие – к их кри- тическому анализу. При обычных обсуждениях «фантазеры» и «кри- тики» оказываются вместе и мешают друг другу. А. Осборн предло- жил разделить этапы генерирования и анализа идей. За 20–30 минут группа «генераторов идей» выдвигает несколько десятков идей. В этот период действует строгое правило: запрещена критика. Следует вы- сказывать любые идеи, в том числе и заведомо нереальные (они игра- ют роль своеобразного катализатора, стимулируя появление новых идей). При этом участники «штурма» подхватывают и развивают предлагаемые идеи.
    Если «штурм» хорошо организован, удается быстро уйти от идей, навязываемых психологической инерцией. Никто не боится предло- жить смелую идею, возникает доброжелательная творческая атмосфе- ра, и это открывает путь возможным догадкам. В обсуждении обычно участвуют люди разных профессий, идеи из разных областей знаний сталкиваются, и иногда это неожиданно дает интересные варианты решений. Идеи возникают как бы непроизвольно, неосознанно, не- управляемо. При этом на магнитофоне ведется непрерывная запись высказываний. Полученные идеи передаются затем группе «крити- ков», которые должны выявить рациональное зерно в каждой идее.
    «Мозговой штурм» положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При «синектиче- ском штурме» допустимы элементы критики, а главное, предусмотре-

    323
    но обязательное выполнение четырех специальных приемов, основан- ных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную), личный или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения), символический (дай- те в двух словах образное определение сути задачи), фантастический
    (представьте, как бы эту задачу решили сказочные персонажи).
    Еще один способ активации поиска – метод фокальных объектов.
    Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объ- ектов переносят на рассматриваемый, находящийся в фокусе внима- ния. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.
    Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта – оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты – элементы. Имея их за- пись по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли при- шли бы в голову.
    Способствует интенсификации поиска и метод контрольных во- просов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов. Предлагаются различные варианты таких спи- сков. Типичными вопросами при этом могут быть: «А если сделать наоборот?» или «А если взять другой материал?» и т. п.
    Указанные методы активации творческих возможностей преду- сматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов
    (воображения). Психологи давно установили, что имеются строго оп- ределенные уровни бодрствования человека (уровни ясности созна- ния), при которых интенсивность образно-ассоциативных творческих возможностей достигает своего максимума. Такие состояния могут возникать непроизвольно при недостаточном притоке внешних раз- дражителей (сенсорная депривация). У человека без определенных психологических установок и творческих устремлений зрительные и слуховые образы в этих случаях принимают характер беспорядочных галлюцинаций. Однако при наличии сильной доминанты, проявляю-

    324
    щейся в четкой психологической установке на решение какой-либо творческой задачи, течение образно-ассоциативных процессов пере- стает быть беспорядочным и приобретает продуктивный, целенаправ- ленный характер.
    Изучая различные виды творчества, ученые установили, что в про- дуктивное мышление включаются неосознаваемые процессы, о которых испытуемый не знает и, естественно, рассказать не может. Учеными предпринимались попытки исследовать бессознательную составляю- щую творческого мышления с помощью классических состояний гип- ноза. Однако из-за того, что в этих состояниях у человека речедвига- тельная и интеллектуальная продуктивность резко снижается, такой подход оказался несостоятельным. Отечественному гипнологу
    В. Л. Райкову в определенной степени удалось обойти эту трудность, внушая испытуемым в гипнозе образ другой активной личности.
    В этом состоянии они более продуктивно решали шахматные этюды, занимались художественным и иными видами творчества.
    Исследователи А. А. Востриков и В. В. Иванов также получали в экспериментах подобное состояние и назвали его особым суггестив- ным состоянием психики (ОССП). Эксперименты показали опреде- ленную перспективность данного метода в исследовании творческих процессов. Он лежит в основе многих техник НЛП, связанных с моде- лированием совершенства и успешных стратегий поведения.
    11.3.3. Роль интуиции в самоактуализации личности
    Психолог К. Юнг рассматривает интуицию как функцию челове- ческого разума, которая «исследует неведомое и воспринимает воз- можности и более глубокие связи, которые непосредственно нельзя увидеть». Важнейшими составными элементами интуиции являются:
    - ясность восприятия;
    - достаточный объем соответствующей информации;
    - обученное мышление;
    - неподавленные бодрствующие чувства [195].
    Ясность восприятия – это способность воспринимать, не искажая, сигналы человека или процесса, которая зависит от того, находятся ли эмоциональные потребности в согласии либо в противоречии с реаль-

    325
    ностью. Если чувства ее затеняют, это мешает проявиться интуиции.
    Обучение позволяет проявиться ясности восприятия во многих аспектах.
    К таким методам обучения относятся, например, овладение языком телодвижений, занятия риторикой или разучивание одной из техник медитации.
    Интуиция воспринимает мир без опоры на органы чувств – в этом состоит ее ключевое отличие. Интуиция – это есть процесс сбора ин- формации, которая не опирается на наши органы чувств, память, опыт, переживания или любые другие психические процессы, хотя она и использует их при ее интерпретации. Л. Дей, известный во всем мире специалист в области интуиции, определяет ее следующим обра- зом: «Интуиция – это нелинейный, неэмпирический процесс сбора и интерпретации информации, поступающей в ответ на вопросы». Это определение является трудным для восприятия, поэтому рассмотрим его поэтапно, шаг за шагом [61, с. 95–98].
    Во-первых, интуиция – это нелинейный процесс. Дедукция – один из видов рассуждения в формальной логике – исходит из посылок и информации, на основе которых делаются заключения и выводы.
    Интуицию, напротив, нельзя представить себе в виде «логических» шагов. Она не использует рассуждений, да и не нуждается в них.
    Интуиция просто знает и притом немедленно. Там, где разум совер- шает последовательные шаги, интуиция действует подобно вспышке.
    Она моментально представляет картину реальности, выдавая ее по частичкам и кусочкам, обычно в виде символов. Эти символы следует интерпретировать и связать в единую картину.
    Во-вторых, интуиция собирает информацию, пользуясь неэмпи- рическими средствами. Эмпирические средства базируются на опыте или эксперименте. Интуиции, однако, не нужны данные, чтобы полу- чить ответ. С помощью интуиции вы можете ответить на вопросы о том, о чем «ничего не знаете». Хотя граница между этими данными не всегда ясна, интуитивная информация не является эмпирической, по- скольку мы не получаем ее через свои органы чувств. Когда мы вос- принимаем интуитивный образ будущего события, наш разум может использовать его также легко, как и любой материальный образ.

    326
    В-третьих, интуиция интерпретирует информацию. Интуиция не просто собирает информацию, она интерпретирует ее. Информация, которую мы получаем посредством интуиции, как правило, является символической, а не буквальной. Многие из нас считают символы или притчи примитивной, неясной или непрямой формой коммуникации.
    Действительно, символы – очень сложная форма коммуникации. Они передают большое количество деталей более экономно, чем букваль- ное изложение. Писатели используют аллегории и символы, чтобы пе- редать читателю информацию на разных уровнях.
    В-четвертых, интуиция отвечает на вопросы. Интуиция должна
    «приводиться в движение» вопросом. Вопрос фокусирует интуицию и сообщает, на что нужно обращать внимание в окружающем нас мире.
    Она отвечает на вопросы, даже если они сознательно не заданы.
    Интуиция функционирует, чтобы довести до сознания такую инфор- мацию, которая лежит за пределами того, что наш рациональный разум воспринимает от пяти органов чувств. Это сведения о людях, которых мы не знаем, местах, где мы не были, о будущем.
    Все сказанное выше позволяет специалистам в этой области сде- лать вывод, что интуиция – это свойство высшего разума, она стоит выше интеллекта, это око мудрости. Это третья и последняя форма ра- зума, которая не противоречит мышлению, а превосходит его и при- носит знание и мудрость в сознание. Мышление помогает нам пройти в дверь интуиции. Оно может дать нам информацию о том, что впе- чатления о воспринимаемом чувствами мире являются нереальными при сравнении с беспрерывными впечатлениями самореализации.
    Каждый из нас обладает высшей частью разума – интуицией. Но толь- ко небольшая часть людей имеет развитую интуицию, хотя многие осознают наличие в себе высшего разума. Большинство людей мыслит дедуктивно лишь о делах чисто физической или материальной приро- ды. Бесконечный разум не действует через их посредство, а его силой можно воспользоваться лишь с помощью творческой мысли.
    Интуиция играет большую роль в творческом процессе. Она представляет собой своеобразное внутреннее зрение, вдохновение, неопровержимую уверенность, Во время интуитивного открытия на- ступает внезапное озарение. Каждый человек обладает интуитивным

    327
    потенциалом, который, как правило, не используется, так как отсутст- вует координация между определенными частями мозга и раздраже- ниями, которым подвергаются более «старые» отделы мозга. К ним относится и часть, ответственная за интуитивные способности. Неко- торые ученые связывают интуитивные способности даже с обонянием, которое в историческом плане развивалось раньше, чем глаза и уши.
    Крупные кампании и университеты постоянно исследуют пути совершенствования интуитивных навыков. Так, Международный институт менеджмента в Лозанне (Швейцария) изучал работу круп- нейших менеджеров из США, Европы, Японии и Бразилии. Согласно полученным данным, преуспевающие менеджеры принимают наибо- лее важные деловые решения, используя интуицию. При этом все они описывали интуицию, как своего рода яркий свет, льющийся неиз- вестно откуда. Специалист по тренингу интуиции М. Микалко считает:
    «Чтобы выдвигать оригинальные идеи, необходимо не просто видеть то, что видят остальные, но уметь организовать ту или иную инфор- мацию по-новому. Это называется активным мышлением. Вот ариф- метическое выражение, записанное римскими цифрами, которые выложены десятью спичками.
    Оно неправильно. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спич- кам, не добавляя и не убирая их?» [107, c. 14].
    Чтобы решить эту задачу надо отказаться от привычного взгляда на вещи и посмотреть на нее по-новому. Переверните книгу вверх но- гами – тогда все будет правильно. Для того чтобы выйти за пределы привычных границ, надо начать мыслить активно, по-новому органи- зовать информацию. Именно формирование и использование новых схем дает толчок для выработки новаторских идей.
    Игры для ума, предлагаемые М. Микалко, представляют собой конкретные техники развития качеств активного мыслителя. Они со- четают в себе концепции линейного и интуитивного мышления, кото- рые в равной степени необходимы для оптимального творческого процесса. Основное различие между ними заключается в том, что пер- вые структурируют известную информацию, а вторые – создают но-

    328
    вую, используя прозрение, воображение и интуицию. Линейные игры для ума нацелены на функцию левого полушария, интуитивные – на функцию правого. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, фрагмент за фрагментом. Правое полушарие вос- принимает ее в целом, на уровне интуиции.
    М. Микалко предлагает техники, в которых задействована интуи- ция и которые демонстрируют, как использовать преимущества пра- вого полушария мезга, осуществляющего творческое мышление, и собственное подсознание. Интуитивные игры для ума позволяют вам проникнуть в подсознание и извлечь оттуда готовые идеи, надо только в это верить. Теория, лежащая в основе интуитивных техник, базиру- ется на том, что вы знаете о существовании ответа на вашу задачу.
    Надо только узнать, где ее искать. Суть дела заключается в том, чтобы научиться применять на практике игры для ума. Полезно играть в эти игры в режиме, который для вас лично приятнее, с тем, чтобы стиму- лировать воображение.
    Большая часть людей недооценивает интуицию, хотя часто и убеждается, что она реально существует и может играть важную роль.
    Психологи, специализирующиеся по проблемам восприятия, заявляют, что интуиция способна охватить всю ситуацию в комплексе. Это означает, что мышление, разум и чувство перерабатывают впечатления как сознательно, так и неосознанно. Интуиция питается информацией мимики, жестов, запахов, манер и т. п. Для того чтобы научиться лучше использовать интуицию, необходимо облегчить путь информацион- ному потоку. В этом хорошо помогает, в частности, медитация.
    Для начала она открывает «каналы», например, нервные пути, связывающие интуицию с разумом, так как расслабляет и успокаивает мозг. Ведь информационный поток между интуицией и разумом все- гда нарушают «помехи», связанные с физическим и психическим бес- покойством. Медитация ослабляет эти импульсы, и они не сознают больше помех. Кроме того, медитация направляет умственную и пси- хическую активность в большей степени вовнутрь. Если изучить свое внутреннее «Я», то порог между сознательным и бессознательным можно преодолеть. Подсознание все больше и больше станет участво-

    329
    вать в формировании активных решений. При этом возникает уверен- ность в принятии правильных решений.
    Доверие к собственной интуиции вырабатывается постепенно.
    Большинство людей слишком отдалены от интуитивных источников.
    Возвращение при помощи медитации к исходному началу всех мыс- лей и представлений постепенно знакомит нас с малоосознанными разделами его внутреннего мира. Прямое использование связанных с этим возможностей происходит автоматически. Потребность человека в совершенствовании постепенно побеждает, и хотя оно сначала почти незаметно, потом все явственнее вносит в нашу жизнь новые ключе- вые моменты, способствует самореализации человека и достижению им успеха в жизни.
    У подсознания есть еще одна выдающаяся характеристика – оно воспринимает все внушения и действует на их основании, независимо от того, конструктивные они или деструктивные, пришли ли они извне или созданы собственным сознанием. Поэтому необходимо тща- тельно отыскивать факты и не стоит прислушиваться к непроверен- ным сведениям. Следует сосредоточить свои усилия на определенной главной цели с такой интенсивностью, что сознание через самовнуше- ние свяжется с подсознанием и там зафиксирует картину вплоть до ее физической реализации.
    Бесконечный разум не принесет объект главной цели, он только направит человека к ней. Он придет на помощь не с самого начала, а только тогда, когда мы лучше овладеем методом самовнушения, когда появятся вера и понимание, необходимые для быстрой реализации намеченных планов. Так фермер должен сначала вспахать землю и подготовить зерно, а лишь потом ждать, пока природа не проделает свою часть работы, и она ее делает в должное время и без посторонней помощи. Аналогично и использование самовнушения, подсознания, творческой мысли и бесконечного разума. Они дают возможность че- ловеку использовать в полной мере потенциал, заложенный природой.
    В последнее время все больше ученых-педагогов видят ограни- ченность традиционных методов воспитания, не затрагивающих соз- нание отдельной личности, и требуют поиска других путей. Амери- канский педагог Хит говорит по этому поводу следующее: «Мое знание

    330
    человека подсказывает, что источник всех творческо-эстетических способностей находится в малоосознанном внутреннем мире и что с ним можно наладить связь при помощи медитации. Пока мы не нау- чимся прислушиваться к внутреннему голосу и руководствоваться им, мы не можем считать себя по-настоящему образованным. Если чело- век умеет пользоваться своими внутренними силами и развивать их, он сможет быть активнее и независимее, научится контролировать свое развитие. Уверен, что в ближайшие годы в школах и университе- тах все больше будут преподавать медитацию. Результаты многочис- ленных психологических исследований показывают, что медитация дает человеку прямую возможность раскрыть свои интеллектуально- творческие способности» [49].
    С тех пор в различных странах был накоплен обширный опыт в области школьного и университетского образования, где трансценден- тальная медитация стала неотъемлемой частью учебного процесса.
    Школьники или студенты практикуют ее один или два раза в день во время занятий. Такая практика применялась в учебных заведениях
    Англии, Дании, Голландии, Швеции, Норвегии, США и Канады.
    Результаты показывают, что введение медитации в школах различного типа обучения с учащимися всех социальных слоев себя полностью оправдало. Как показывают результаты многочисленных исследова- ний, медитация стимулирует концентрацию, способности к воспри- ятию, память, способности к обучению и решению проблем, усиливает ясность и упорядоченность мышления, творческие и интеллектуальные способности, личностное развитие, а также способствует самореали- зации человека и достижению им успеха в жизни.
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    написать администратору сайта