Главная страница
Навигация по странице:

  • Психологический смысл упражнения.

  • беглость

  • Пример.

  • Описание упражнения.

  • Москва Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеМосква Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск
    Дата22.10.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkreativnosti.pdf
    ТипКнига
    #253467
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    1) 61
    ствие? Возникали ли в сознании какие-либо связанные с задачей ограничения, которые препятствовали бы ее решению? А что спо­
    собствовало нахождению этого решения?
    Упражнение «Способы действия»
    Описание упражнения.
    Участникам предлагается придумать как можно больше способов действия, позволяющих разрешить какую-либо нетривиальную си­
    туацию, например:
    • выпить из бутылки, не открывая ее;
    • красиво и оригинально упаковать подарок, имея только газетную бумагу и скотч;
    • перевезти пассажирку на велосипеде, не оборудованном специ­
    альными приспособлениями для этого;
    • налить бензин из бочки с узкой горловиной, не наклоняя ее и не проделывая в ней отверстие;
    • достать со стремянки до лампочки, до которой не дотянуться 20 см;
    • заделать дырку в лодке с использованием подручных средств (раз­
    мер дырки 2 x 2 см, специальных склеивающих материалов под рукой нет);
    • открыть консервную банку, не имея консервного ножа (более сложный вариант: пользуясь только теми предметами, которые имеются в аудитории).

    62 Часть II. Программа тренинга креативности
    Более динамично упражнение проходит, когда выполняется в под­
    группах по 3-4 человека, хотя возможна и индивидуальная работа.
    Что касается выбора ситуаций, которые станут предметом работы, — упражнение получается интереснее* если сначала ведущий озвучива­
    ет 5-6 различных вариантов, а потом участники сами выбирают из них 2-3, с которыми хотели бы работать.
    Психологический смысл упражнения.
    Тренировка основных качеств творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) в ситуациях поиска выхода из необычных ситуаций.
    Обсуждение.
    Сначала представители каждой из подгрупп кратко рассказывают о том, какие способы действий они предлагают, а потом обсуждают два вопроса:
    1) что, с их точки зрения, облегчало появление этих идей, а что за­
    трудняло;
    2) каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить это уп­
    ражнение.
    Упражнение «Ватрушка»
    Описание упражнения.
    «Наверное, вы видели санки-"ватрушку". Это надувная камера от колеса грузовой машины, на которую надет прочный чехол и приде­
    ланы ручки (см. фото ниже). Человек садится на эту камеру, хватает­
    ся за ручки и съезжает со снежных горок. Представьте себе, что вы залезли с такой "ватрушкой" на горку, намереваясь съехать оттуда,, но вдруг, уже будучи наверху, увидели, что горка слишком крутая и покрытая кочками. Ехать с нее страшновато, можно упасть и боль-; но ушибиться. Как вы думаете, какое решение вы примете — все-таки поехать, несмотря на боязнь, или отказаться?»
    Дальнейшие инструкции различаются:
    1) для тех, кто откажется: «Что ж, вы благоразумны. А теперь приду­
    майте, пожалуйста, как можно больше способов скатить эту "ват-1
    рушку" другу, оставшемуся внизу, так, чтобы она не опрокинулась и не улетела со склона в сторону». !
    2) для тех, кто поедет: «Молодцы, вы смелые люди! Тем не менее' горка действительно крутая и опасная, а шею свернуть никому не' хочется. Придумайте как можно больше способов съехать с горки \

    2. Творческое мышление (часть 1) 63
    на этой "ватрушке" таким образом, чтобы у вас была возможность притормаживать, контролируя скорость».
    Психологический смысл упражнения.
    Помимо моделирования ситуации для генерирования идей, уп­
    ражнение позволяет выйти на обсуждение проблемы отношения к рис­
    ку: готовы ли участники оказываться в ситуациях неопределенности, потенциально чреватых неприятными последствиями, с чем связана эта их готовность или неготовность.
    Обсуждение.
    Сначала участников просят поделиться тем, какие именно спосо­
    бы скатывания «ватрушки»/скатывания на «ватрушке» они приду­
    мали, а также соображениями насчет того, что их побудило принять решение, будут они съезжать или нет. «Чем именно вы руководство- и;ишсь, приняв такое решение? Рассуждаете ли вы сходным образом п в реальных жизненных ситуациях, потенциально связанных с рис­
    ком? И к каким последствиям этсуэбычно приводит?» Потом идеи обсуждаются с точки зрения того, как в них проявилась качества тиорческого мышления участников.
    Пример.
    Вот некоторые варианты спуска, предложенные при выполнении этого упражнения студентами II курса (кстати, почти все они реши­
    ли спускаться, отказалась лишь одна девушка).
    1
    • Сесть лицом вперед, тормозить пятками.

    64 Часть II. Программа тренинга креативности
    • Лечь животом на «ватрушку», тормозить ладонями и ступнями,
    -f Дать «ватрушке» ехать своим путем, но максимально сгруппиро­
    ваться, чтобы избежать травмы в случае опрокидывания.
    • Для усиления сцепления со снегом увеличить вес: позвать снизу друга и сесть на «ватрушку» вдвоем.
    • Сделать из куртки или шарфа «руль», привязав их к ручкам.
    • Встать на «ватрушку» на колени, ступни ног опустить сзади на снег и пользоваться ими в качестве руля и тормоза.
    • Снять куртку и засунуть ее под «ватрушку» — скольжение станет хуже, скорость уменьшится.
    • Частично сдуть камеру, тогда скольжение станет хуже и агрегат поедет медленнее.
    • Перевернуть «ватрушку»: тогда она будет скользить не так хоро­
    шо, и соответственно скорость спуска станет меньше.
    «- Поехать на «пятой точке», положив на «ватрушку» только.голову.
    Упражнение «Кругом вода»
    Описание упражнения.
    Участникам, объединенным в команды по 3-4 человека, дается инструкция: «Считается, что вода может прекрасно передавать ин­
    формацию. Например, в гомеопатии широко используются лекарст­
    венные вещества, разведенные водой чрезвычайно сильно, в сотни тысяч раз: считается, что при этом действует уже не само лекарство, а информация о его, составе и структуре, "запечатленная" в воде и пе­
    реданная с ее помощью. Не будем вдаваться в дискуссию, так ли эга на самом деле... Попробуйте предложить как можно больше способов, передачи через воду информации в виде битов/байтов, так чтобы ее> смог использовать компьютер. Ваши решения должны не противоре-' чить законам физики/химии и быть принципиально реализуемыми! с технической точки зрения». На работу выделяется 8 мин. Потом' участникам дается дополнительная инструкция: классифицировать свои идеи на основе того, какие именно свойства воды в них задейст­
    вованы (свето/тепло/электропроводность, механическая упругосг способность менять агрегатное состояние под действием температу ры/давления и т. д.). На эту часть работы отводится еще 5 мин.
    Психологический смысл упражнения.
    Упражнение учит генерировать и классифицировать идеи с опо* рой на знание свойств объектов, а также выступает хорошей иллюст

    2. Творческое мышление (часть 1) 65
    рацией понятий «беглость», «гибкость» и «оригинальность» как ка­
    честв творческого мышления.
    Обсуждение.
    Сначала каждая из подгрупп поочередно выступает с представле­
    нием своих идей и поясняет, на каких свойствах воды основана каж­
    дая из них. Потом ведущий комментирует, что количество порожден­
    ных идей характеризует беглость творческого мышления участников, разнообразие задействованных при этом свойств воды — гибкость,
    а редкость встречаемости каждого из вариантов ответов — ориги­
    нальность. Участникам предлагается поразмышлять и высказать идеи, для чего и в каких ситуациях нужно каждое из этих качеств.
    Цитата дня
    Задача мышления — прийти не столько* к- правильному, сколько
    к эффекйш&наму решению,. Эффективность
    £-
    конечном счете
    подра§умеЬ\шп- и, ею пра&ильнасть, но между эгтшид&умя- пеня-
    гптми сущеОг&уегЯ одна немаловажное отличие. ЪЫтЪ 6о йсем
    правым —
    £
    пачшЯ не пс§&влшпь се
    £
    е ни рщу outuoiimbca-. Ъшпь
    эффективным —
    £
    начшЯ акадатжя наконец пра&ым талька- на
    самом последнем этапе.
    Т>е Ъано Э.

    66 Часть II. Программа тренинга креативности
    3. Творческое мышление
    (часть 2)
    На этом занятии продолжается тренировка основных качеств творческого мышления. Акцент при обсуждении упражнений следу­
    ет сделать на том, в каких именно жизненных ситуациях и для чего нужны соответствующие качества, дать участникам возможность про­
    вести как можно больше параллелей между тренингом и обычной жизнью.
    Упражнение «Ассоциации»
    Описание упражнения.
    Участникам демонстрируют два предмета и просят выстроить ас­
    социативную цепочку между ними — подобрать такие слова, кото­
    рые были бы попарно логически связаны между собой, а все вместе связывали бы эти предметы (см. пример, приведенный после данно­
    го упражнения).
    Когда принцип построения ассоциативных цепочек участниками освоен, им приводятся два понятия и демонстрируется какой-либо ; предмет. Сначала их просят построить ассоциативные цепочки, свя­
    зывающие каждое из этих понятий с продемонстрированным пред-

    3. Творческое мышление (часть 2) 6?
    мегом, а потом еще одну, связывающую эти понятия между собой на­
    прямую. Таким образом, выстраивается своего рода «ассоциативный треугольник», в котором все связано со всем.
    Упражнение обычно выполняется в подгруппах по 3-4 человека, хотя возможна и индивидуальная работа. Время работы: 4-5 мин на каждое задание. Потом участники озвучивают получившиеся у них ассоциативные цепочки.
    Психологический смысл упражнения.
    Тренировка ассоциативного мышления, поиск неожиданных взаи­
    мосвязей предметов, явлений, понятий.
    Обсуждение.
    Какие из выдвинутых ассоциаций запомнились, показались наи­
    более яркими, необычными, интересными? Были ли сложности при выполнении упражнения; если да, то с чем они связаны? В каких жизненных ситуациях важно уметь находить ассоциации между раз­
    личными словами, предметами, явлениями? Как еще можно разви­
    вать это умение, кроме построения ассоциативных цепочек?
    Пример.
    1. Допустим, продемонстрированы калькулятор и спичечный ко­
    робок. Ассоциативная цепочка может выглядеть, например, так:
    «калькулятор — электричество — замыкание — пожар — спички», или так: «калькулятор — микроэлектроника — полупроводник — физика — химия — окисление — горение — спички».
    2. Допустим, названы имеющие непосредственное отношение к со­
    держанию тренинга понятия «творчество» и «общение», а в каче­
    стве предмета продемонстрирована банка из-под пепси. Ассоциа­
    тивные цепочки могут выглядеть, например, так: «Творчество — активность — кофеин — тонизирующий напиток — пепси»; «Об­
    щение — досуг — застолье — пепси»; «Творчество — театр — труп­
    па — коллектив — общение».
    Упражнение «Мячик»
    Описание упражнения.
    Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и пе­
    рекидывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-ли­
    бо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перекидывается другому участнику и т. д., пока не побывает

    68 Часть II. Программа тренинга креативности в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по- разному, например так:
    4- кидающий мячик называет любой предмет, а тот, кто ловит, дол­
    жен быстро назвать три возможных способа использования этого предмета;
    • бросающий мяч говорит название какого-либо места, а поймав­
    ший — три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись в это место;
    4- тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «воздух»,
    «земля». Поймавший мяч должен сказать соответственно назва­
    ние какой-либо рыбы, птицы или наземного животного;
    4- бросающий мяч называет цвет, а ловящий — три объекта этого цвета;
    4- тот, кто кидает мяч, называет любой праздник (как реальный, так и вымышленный), а тот, кто ловит, — трех человек, которых он бы пригласил на такой праздник.
    Психологический смысл упражнения.
    Тренировка беглости мышления, отработка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы (это одно из частных проявле­
    ний более общего умения быстро ориентироваться в ситуациях не­
    определенности). Упражнение служит неплохой разминкой, может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.
    Обсуждение.
    Участников просят поделиться возникавшими в процессе выпол­
    нения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести приме­
    ры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реаги- * ровать на неожиданные вопросы, не только воспроизводя имеющие­
    ся знания, но и выдвигая новые идеи.
    Упражнение «Причины и следствия»
    Описание упражнения.
    Участникам дается изображение или краткое словесное описание какой-либо ситуации, которая допускает много вариантов трактов­
    ки, могла возникнуть вследствие разнообразных причин и привести к различным последствиям (см. рисунок ниже). Участники, объеди­
    ненные в подгруппы по 3-4 человека, получают задание предполо­
    жить как можно больше:

    3. Творческое мышление (часть 2) 69
    1) причин, которые могли привести к возникновению этой ситуа­
    ции;
    2) следствий, которые могут возникнуть после нее.
    Желательно, чтобы все подгруппы работали над одной и той же ситуацией. На выдвижение идей отводится 10-12 мин. Потом проис­
    ходит представление выдвинутых идей: представители каждой из подгрупп поочередно получают слово для того, чтобы озвучить одну

    70 Часть II. Программа тренинга креативности из своих идей, потом слово передается следующей подгруппе, кото­
    рая озвучивает еще одну идею, и т. п. Повторяться нельзя. Группа, которой больше нечего сказать, выбывает из игры, и слово передает­
    ся следующей. Побеждает и награждается аплодисментами та под­
    группа, которая останется в игре последней. Сначала обсуждаются причины, потом следствия.
    Психологический смысл упражнения.
    Придумывание возможных причин и следствий ситуаций, допус­
    кающих неоднозначную трактовку, — один из наиболее эффектив­
    ных способов отработки умения генерировать идеи, совершенствова­
    ния беглости и гибкости творческого мышления.
    Обсуждение.
    Как распределились роли участников при выдвижении идей, кто занял активную позицию, а кто предпочел оставаться пассивным?
    С чем это связано и насколько характерны для участников такие же позиции в других жизненных ситуациях? Насколько проявилась гибкость мышления при выдвижении идей, относятся ли они к каче­
    ственно разным смысловым категориям или выдвинутые причины и следствия — принципиально одного плана? Каким жизненным си­
    туациям можно уподобить эту игру? Какие умения развиваются в ней и где они востребованы?
    Упражнение «Мерчандайзер»
    Описание упражнения.
    «Есть такая работа — мерчандайзер (англ. merchandise — товары), i
    Эти работники отвечают за размещение товаров в торговом про- ] странстве. Студенты так часто подрабатывают. Иногда они работают \ в крупных супермаркетах, но чаще им приходится обслуживать сра-1
    зу несколько мелких торговых точек и смотреть, как там размещены товары производителя, на которого они работают. Представьте себе, | что вы мерчандайзеры. Вам нужно за один день успеть посетить 151 торговых точек, расположенных в разных местах. Транспорта между j ними нет, придется везде ходить пешком. Попробуйте спланировать свой_маршрут таким образом, чтобы, посетив все 15 точек, в общей i
    сложности пройти как можно меньшее расстояние и, как следствие, быстрее справиться с работой. Схема расположения торговых точек} представлена на рисунке. Чтобы упростить задание, будем считать, ] что между любыми двумя из них можно пройти по кратчайшему пу- < ти, напрямую».

    3. Творческое мышление (часть 2) 71
    Упражнение выполняется в небольших подгруппах (2-3 челове­
    ка), время работы 8-10 мин. Потом каждая подгруппа рисует вы­
    бранную траекторию и с помощью линейки измеряет ее длину. Побе­
    ждают те, чей путь оказался короче.
    Психологический смысл упражнения.
    Задачи на нахождение кратчайшего пути, связывающего несколь­
    ко точек, имеют строгое математическое решение, но при 15 точках найти его за отведенное время участникам не удастся, для этого по­
    надобился бы мощный компьютер с соответствующей программой.
    Поэтому задача превращается для них в ситуацию с высокой степе­
    нью неопределенности, вынуждает действовать методом «прикидки».
    Упражнение дает возможность потренироваться находить решения в таких условиях, а также обсудить, чем обычно руководствуются люди при их поиске.
    Обсуждение.
    Удалось ли выработать какую-то осмысленную стратегию реше­
    ния этой задачи или путь прокладывался просто на глазок? Навер­
    няка вы и в жизни сталкивались с похожими ситуациями: нужно по­
    пасть за одни день сразу в несколько мест, выбрав путь движения, который позволит сделать это быстрее... Как вы решали такие про­
    блемы, чем при этом руководствовались, какой способ считаете са-

    72 Часть II. Программа тренинга креативности мым эффективным? Какие еще жизненные ситуации похожи на опи­
    санную, решаются сходным образом?
    Упражнение «Пары слов»
    Описание упражнения.
    Каждый участник придумывает два слова, не имеющих прямой логической связи между собой, и озвучивает их. Сосед, сидящий спра­
    ва, формулирует логически верное предложение, связывающее эти два слова. Допустим, названы слова «кружка» и «лопата». Связы­
    вающее их предложение может выглядеть, например, так: «Кладоис­
    катель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашел там только разбитую кружку».
    Психологический смысл упражнения.
    Интеллектуальная разминка, тренировка умения объединять внеш­
    не малосвязанные вещи, искать неожиданные аналогии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта