Москва Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск
Скачать 1.36 Mb.
|
ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИ д л я с т а р ш е к л а с с н и к о в М о с к в а • С а н к т - П е т е р б у р г • Н и ж н и й Н о в г о р о д • В о р о н е ж Р о с т о в - н а - Д о н у • Е к а т е р и н б у р г • С а м а р а • Н о в о с и б и р с к К и е в • Х а р ь к о в • М и н с к 2008 ББК 88.49- УДК 159.98 f80j Издание подготовлено при финансовой поддержке Правительства Санкт-Петербурга (грант PD06-3.16-105). Г р е ц о в А. Г. Г80 Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с: ил. ISBN 978-5-91180-221-9 Мы все сталкиваемся на работе, в учебе и в быту с неординарными ситуация ми и часто вынуждены принимать решения в условиях недостатка информации. Как активизировать творческие способности и находить оригинальные решения профессиональных и жизненных проблем? Как научиться быстро и эффективно справляться с поставленными задачами? Книга содержит упражнения для развития креативности, которые можно вы полнять как в группе, так и индивидуально. Она будет полезна всем желающим раскрыть свой творческий потенциал, а также педагогам и психологам-практикам. ББК 88.45 УДК 159.98 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 978-5-91180-221-9 © О О О «Питер Пресс», 2008 Содержание Предисловие 8 Ч А С Т Ь I. К Р Е А Т И В Н О С Т Ь И ЕЕ Р А З В И Т И Е 11 1. Сущность креативности 13 2. Интеллектуальные предпосылки креативности 17 3. Креативность и качества личности 28 4. Принципы тренинга креативности 34 Ч А С Т Ь II. П Р О Г Р А М М А Т Р Е Н И Н Г А К Р Е А Т И В Н О С Т И 3 9 1. Знакомство и сплочение . 4 3 Упражнение «Запутки» . 44 Упражнение «Карусель» 45 Упражнение «Назови число» 47 Упражнение «Скрепки» 47 Упражнение «Перекинь мячик» 48 Упражнение «Любопытный» 49 Упражнение «Стоп-кадр» 50 2. Творческое мышление (часть 1) 52 Упражнение «Оригинальное использование» 52 Упражнение «Фотозагадки» 54 Упражнение «Невероятная ситуация» 56 Упражнение «Что? Откуда? Как?» 58 Упражнение «Усовершенствование игрушки» 58 Упражнение «Логические задачки» 59 Упражнение «Способы действия» 61 Упражнение «Ватрушка» 62 Упражнение «Кругом вода» 64 3. Творческое мышление (часть 2) . 66 Упражнение «Ассоциации» 66 Упражнение «Мячик» 67 4 Содержание Упражнение «Причины и следствия» 68 Упражнение «Мерчандайзер» 70 Упражнение «Пары слов» 72 Упражнение «Мнемотехника» 72 Упражнение «Классификации» 74 Упражнение «Необычный звук» . 7 5 Упражнение «Кроссенс» 76 4. Необычное.в обычном 78 Упражнение «Земля круглая» 78 Упражнение «Иностранец» 79 Упражнение «Странные отгадки» 80 Упражнение «Необычные ситуации» 82 Упражнение «Трактовки» 83 Упражнение «Необычные названия» 85 Упражнение «Ошибки» 86 5. Преодоление барьеров 89 Упражнение «Только со мной» 89 Упражнение «Горячий снег» 90 Упражнение «Сделать полезнее» 91 Упражнение «Арка» 92 Упражнение «Вешалка» 93 Упражнение «Что имеет...» 94 Упражнение «На колени» 94 6. Воображение и выразительность 96 Упражнение «Мое отражение» 96 Упражнение «Что делает буква» 97 Упражнение «Угадывание цветов» 99 Упражнение «Гулливер» . . . 99 Упражнение «Четыре буквы» 100 Упражнение «Противоположности» 101 Упражнение «Назови рисунки» 102 Упражнение «Промежуточное звено» 104 7. Артистизм 106 Упражнение «Покажи движениями» 106 Упражнение «Живые цифры» 107 Упражнение «Живой шрифт» 108 Упражнение «Зеркало» 109 Содержание 5 Упражнение «Покажи профессию» 110 Упражнение «Только для актеров» 111 Упражнение «Драматический этюд» 112 Упражнение «Живой стул» 113 8. Порисуем 115 Упражнение «Завершение рисунков» 115 Упражнение «Клякса» 118 Упражнение «Письмена-рисунки» 119 Упражнение «Рисунки из фигур» 120 Упражнение «Инопланетянин» 122 Упражнение «Ладошка» 123 Упражнение «(Не)Творческий человек» 124 Упражнение «Спрячь рисунки» 125 Упражнение «Хочу — могу — надо» 127 Упражнение «Логотип» 128 Упражнение «Открытки» 129 9. Творчество и взаимопонимание 132 Упражнение «Глаза, рты, руки» 132 Упражнение «Властелины кольца» 134 Упражнение «Поднос» 135 Упражнение «Построимся» 136 Упражнение «Формализм в искусстве» 136 Упражнение «Угадай знаменитость» 138 Упражнение «Пиктограмма» 139 Упражнение «Мозаика» 140 Упражнение «Ассоциации» 141 10. Командное творчество 143 Упражнение «Шарики» . . . 143 Упражнение «Мост» . 144 Упражнение «На льдине» 145 Упражнение «Мина-раетяжка» . 147 Упражнение «Ковер-самолет» . . . 148 Упражнение «Преодоление пространства» 148 Упражнение «Волшебный ключ» 149 Упражнение «Покорители воздуха» 150 Упражнение «Авиаторы» 151 Упражнение «Шалтай-Болтай» 152 Упражнение «Живое препятствие» 154 И. ТЪорчмтяо и бытовых ситуациях 156 Упражнение «Шпаргалки» 156 Упражнение «Управляемый сон» 158 Упражнение «Применение умений» 159 Упражнение «Восточный базар» 160 Упражнение «Значимые события» 161 Упражнение «Ресторан "Грибоедов"» 162 Упражнение «Кто умеет» 164 12. Креативное решение проблем . 166 Упражнение «Шаг к цели» 166 Упражнение «Муха» 167 Упражнение «Карта препятствий» 168 Упражнение «Электронный перевод» 169 Упражнение «Два предмета» 170 Упражнение «Злой гений», 171 Упражнение «Случайный предмет» 172 Упражнение «Смятый лист» 174 13. Творчество как стиль жизни 176 Упражнение «Необычные действия» 176 Упражнение «Двойник» 178 Упражнение «Волшебный бинокль» 178 Упражнение «Вживание в предмет» 179 Упражнение «Шведский стол» 181 Упражнение «Рыбка» . 182 Упражнение «Четыре возраста» 184 Упражнение «Творческая жизнь» 185 Упражнение «Жизненный путь» 186 14. Подводим итоги 188 Упражнение «Почемучки» 188 Упражнение «Рисунки с продолжением» 189 Упражнение «Пятистрочия» 190 Упражнение «Бумажный подарок» 191 Упражнение «Репортаж» . 192 Упражнение «Рифмовки» 193 Упражнение «Подарки группе» 193 Заключение 195 Решения и пояснения 196 Содержание 7 Решения к упражнению «Логические задачки» 196 Решение кроссенса ' 197 Решение задачи про цыгана (упражнение «Ошибки») 197 Пояснение к упражнению «Арка» 198 Вариант решения к упражнению «Промежуточное звено» 198 Пояснение к упражнению «Почемучки» . 199 Рекомендуемая литература 200 Предисловие Все лучшее, что делается нами Весенней созидательной порой, Творится не тяжелыми трудами, А легкою искрящейся игрой. И. Губерман Современный мир меняется стремительно. И на учебе, и на рабо те, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху. В книге опи сывается методика проведения психологического тренинга креатив ности, призванного помочь научиться справляться с такими ситуа циями, опираясь на свои творческие способности. Чтобы внести ясность в дальнейшее изложение материала, отме тим ключевые идеи, на которых базируется книга. • Главных проявлений креативности два: 1) возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет за- Предисловие 9 ранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату; 2) возможность создавать что-либо, обладающее новизной и ори гинальностью. • Поле для проявления креативности — это не только виды дея тельности, традиционно относимые к творческим (рисование, иг ра на сцене и т. п.), но любые жизненные ситуации, в которых присутствуют новизна и неопределенность. • Креативность — это не единичная способность, а комплекс осо бенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизнен ная позиция человека. Она не сводится ни к какому-то единич ному психологическому качеству, ни к специальным творческим способностям (художественным, музыкальным и т. п.). • Креативность неспецифична, она не является жестко связанной с конкретными видами деятельности, а может активизироваться в самых разных ситуациях. Ее тренировка в каком-то одном ви де деятельности ведет к тому, что она начинает ярче проявляться и в других видах. • Креативность в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством, «печатью гения». Конечно, степень ее выраженности может существенно различаться, однако у большинства людей она вполне достаточна для того, чтобы творчески подходить к решению жизненных про блем. Если этого не происходит, то проблема обычно не в отсутст вии творческих способностей, а в их недостаточной «настройке», неумении ими пользоваться. • Креативность управляема и развиваема — ее можно активизиро вать и тренировать, в том числе и посредством специально смоде лированных игровых ситуаций. Предлагаемая программа как раз и является способом такой тренировки. В первой части книги речь идет о том, как в психологии понима ется сущность креативности, описываются ее личностные и интел лектуальные предпосылки, проявления и закономерности развития. Вторая часть содержит описание программы психологического тре нинга, направленного на развитие креативности, «настройку» и ак тивизацию наших творческих способностей. Упражнения этого тре нинга описаны с позиции ведущего, в роли которого может выступать не только психолог, но и другой специалист: учитель, преподаватель вуза, социальный работник, а также студент психолого-педагогиче- 10 Предисловие ских специальностей. В описанном варианте тренинг рассчитан на старшеклассников и студентов младших курсов, однако программа весьма гибкая и не имеет жестких привязок к возрасту, поэтому опыт ному специалисту не составит труда адаптировать ее для работы с аудиторией подростков или, наоборот, взрослых. Если вы не планируете быть ведущим тренинга, а читаете эту кни гу, желая развить собственную креативность, книга тоже принесет вам пользу. Большинство предлагаемых упражнений можно выпол нять и индивидуально, активизируя и совершенствуя собственный творческий потенциал. Осмыслить жизненный опыт, полученный при выполнении этих упражнений, помогут комментарии, раскрывающие их психологический смысл, а также вопросы для обсуждения и раз мышления, приведенные в каждом из них. Хочется пожелать читателям творчески отнестись к предлагаемой программе, а также поблагодарить всех участников моих тренингов и Татьяну Бедареву — замечательного художника и психолога, без рисунков и профессиональных советов которой эта книга вряд ли появилась бы на свет. Часть I Креативность и ее развитие 1. Сущность креативности Первая ступень всякого творчества есть самозабвение. М. Пришвин Понимание сущности творчества и лежащих в его основе способ ностей — вопрос, по которому существует множество разноречивых психологических, педагогических и философских теорий, мнений и концепций. Не претендуя на полноту изложения этого вопроса, об судим некоторые психологические аспекты, которые наиболее важ ны для понимания сущности предлагаемой программы развития креа тивности (англ. create — творить, создавать). Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результа тов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане творчество не обязательно связано с такими видами деятель ности, традиционно относимыми к творческим, как рисование, сочи нение музыки или стихов, игра на сцене и т. п. Оно имеет место во всех тех случаях, когда приходится действовать в ситуациях неопре деленности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и спо- 14 Часть I. Креативность и ее развитие собов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность как система творческих способностей может рас сматриваться в психологии в нескольких ракурсах: как характери стика интеллектуальной сферы [4], как самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понима нии [2], [43] либо как система личностных качеств (Олах, 1968; цит. по: [26]). Кроме того, некоторые исследователи стоят на позиции, что творческих способностей как таковых не существует, а поведен ческие проявления, рассматриваемые как творческая активность (по ведение, которое не предопределяется внешней стимуляцией, а явля ется для личности самоценностью), диктуется другими факторами: ценностями, мотивацией [39]. Несмотря на различия во взглядах авторов на то, что именно яв ляется главной психологической составляющей креативности, во всех подходах этот феномен связывается с созданием чего-то нового для личности или для общества. Это потенциальная склонность к разно стороннему мышлению, чувствованию и действию, позволяющая вы страивать продуктивное поведение в ситуациях новизны и неопреде ленности. Существуют различные определения креативности, в которых ак цент может делаться: • на продукты, создаваемые благодаря ей: креативность как спо собность порождать нечто новое, необычное, оригинальное; • на процессы: креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировос приятие и т. д.; • на личностные качества: креативность как открытость к новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, ори гинальность, самобытность личности; • на внешние условия: креативность как способность продуктивно дей ствовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно веду щие к успеху. Так или иначе, креативность рассматривается как некая противо положность обыденности, стандартности, конформности (податли вости внешнему влиянию). Способности с психологической точки зрения — это предпосыл ки к успешному освоению какой-либо деятельности, дающие возмож- 1. Сущность креативности 15 иость освоить ее с максимальным «выходом» в пересчете на трудоза траты, т. е. своеобразный аналог понятия «коэффициент полезного действия» применительно к освоению человеком деятельности. Под творческими способностями мы будем понимать характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направлен ную на получение результатов, обладающих новизной. Существует ряд интеллектуальных характеристик, служащих пред посылками того, что человек, оказавшись в подходящих для этого условиях, легко освоит деятельность, позволяющую ему создавать нечто новое. Но это еще не означает, что он будет систематически ис пользовать эти возможности в ситуациях профессиональных и быто вых затруднений. И, шире, что он сделает творчество своим «стилем жизни». Для этого необходимы, как минимум, еще две составля ющие: • сочетание личностных качеств, при котором человеку комфортно в ситуациях изменений, неопределенности; • собственный выбор человека, в соответствии с которым он нахо дит ситуации изменений, неопределенности приемлемыми для се бя, не стремится сделать свою жизнь полностью предсказуемой. Кроме того, проявления креативности тесно связаны с эмоцио нальными факторами, особенностями межличностного взаимодейст вия и мотивационной атмосферы, побуждающей к проявлению твор ческих способностей. Таким образом, креативность включает в себя: 1) интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позво ляющей создавать нечто новое, ранее неизвестное (творческие спо собности в узком смысле этого понятия), а также предваритель ный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать; 2) личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемо го, проявлять спонтанность^, 3) «метатворчество» — жизненную позицию человека, подразумева ющую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и дей ствиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изме няться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития. В целом креативность можно определить как комплекс интеллек туальных и личностных характеристик, позволяющих человеку про- 16 Часть I. Креативность и ее развитие дуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, не полноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем. Цптатадня Итак, Kpeafnu&Hacfnn, npeg£fnaetn как ансам&аь характеристик, имеющихся, у, кшщош чела&емескаш сущесШ&а, характеристик, спаса^нщхрадМи&а/пься w дающих $щможнасть, их $мщемящ,дуг маШьHeja&ucuMO,, ш&ка, сйаоЛражением. %акс&ы,Ьы,ни,йылираз личия-, кшпорые можно, устано&ипш, крсшпибнаапь, с&ойстйенна Ьсем индгл&идам... 'Ооснан, О. 2. Интеллектуальные предпосылки креативности 17 2. Интеллектуальные предпосылки креативности Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдох новило его на развитие общей теории тяготе ния, оно ударило по объекту, наполненному информацией. Солсо Р. Когнитивная психология Согласно концепции Дж. Гилфорда и Э. Торренса, креативность рассматривается как самобытная разновидность мышления — так на зываемое дивергентное («расходящееся, идущее в разных направле ниях») мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), направленному на поиск единственно правильного решения на осно ве анализа множества предварительных условий [21]. Дивергентное мышление ориентируется не на известное или подходящее решение проблемы, а проявляется тогда, когда проблема еще не раскрыта и неизвестен путь ее решения. 18 Часть I. Креативность и ее развитие Дж. Гилфорд выделял, в частности, такие компоненты креатив ности: • способность к обнаружению и постановке проблем; • беглость — способность к генерированию большого числа идей; • гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи, от носящиеся к различным смысловым категориям; • оригинальность — способность выдвигать нестандартные, редкие идеи; • способность усовершенствовать объекты или идеи, добавляя де тали; • способность к решению проблем на основе анализа и синтеза ин формации. Креативность, по мнению Е. Торренса, связана с обостренным вос приятием недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. п. [49]. К этой концепции близка и точка зрения Э. Де Боно [24], говоривше го при рассмотрении проблем творчества о латеральном («боковом») мышлении, направленном на поиск путей решения проблемы на «пе риферии познания», путем максимального расширения виденья про блемного поля и отыскания неочевидных вариантов действий. Приведем обобщенную сравнительную характеристику разновид ностей мышления, соответствующего традиционному, «академическо му» интеллекту, либо ориентированного на творческий поиск. Завершающая стадия — критическая оценка предложенных вариантов, выбор наиболее приемлемых Стадия сбора информации — максимальное расширение видения проблемного поля, генерирование идей о других возможных способах решения проблемы (без критической оценки этих идей) Начальная стадия — число видимых способов решения проблемы относительно невелико. Задача — собрать дополнительную информацию, позволяющую расширить представления об этих способах Дивергентное (творческое) мышление 2. Интеллектуальные предпосылки креативности 19 Завершающая стадия — выбор верного варианта решения проблемы, отсечение всех остальных Стадия сбора информации — варианты анализируются, критически оцениваются, ошибочные отсекаются, число альтернатив сокращается Начальная стадия — предполагаеся различные варианты способов решения проблемы Конвергентное (традиционное) мышление Т р а д и ц и о н н о е мышление Т в о р ч е с к о е мышление Ориентировано на правиль ность, корректность порож даемых идей Ориентировано на «плодовитость» — по рождение большого числа идей, даже если не все из них корректны и осуществимы Целенаправленно, движется в заданном направлении Возможно «движение ради движения» без четкой цели Аналитично, внимание уде ляется комплексу деталей Синтетично, ориентировано на интуитив ное «схватывание» проблемной ситуации в ее целостности Последовательно, требует правильности каждого шага. При ошибке на одной из ста дий общий результат тоже оказывается ошибочным Осуществляется сразу в нескольких на правлениях, не всегда последовательно. Ошибки в конкретных шагах не обяза тельно ведут к ошибочности общего результата Поиск решений ведется в наиболее вероятных на правлениях, сначала прове ряются очевидные гипотезы Поиск решений ведется в неочевидных, представляющихся маловероятными направлениях, «на периферии» нашего познания Активно используется отри цание — идеи, признанные ошибочными, исключаются из дальнейшего поиска Исдользование отрицания избегается, ведется поиск путей интеграции любых альтернатив, даже представляющихся взаимоисключающими При верности исходных дан ных и корректности алгорит ма решения проблемы гаран тирован конечный результат Результативность носит вероятностный характер /* О О X /\ \ \ о о о о 20 Часть I. Креативность и ее развитие Окончание табл. Т р а д и ц и о н н о е мышление Т в о р ч е с к о е мышление Продуктивно в ситуациях определенности, при наличии полных исходных данных и способов решения проб лемы, когда точно известно, какой результат требуется получить Продуктивно в ситуациях неопределенно сти, при неполных исходных данных, ко гда способы решения проблемы и требуе мые результаты известны в недостаточной степени Наиболее существенное преимущество традиционного интеллек туального поиска по сравнению с творческим состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях: • проблема или задача в принципе имеет единственно правильное решение или четко ограниченный круг верных решений; • известен алгоритм решения данной задачи; • имеются полные и верные исходные данные для ее решения. Очевидно, что далеко не все реальные жизненные и профессио нальные задачи и проблемы, с которыми сталкивается человек, соот ветствуют этим допущениям. Значительная часть ситуаций отвечает им не полностью или не отвечает вообще, особенно если приходится действовать в быстро изменяющихся условиях. Часто это касается суждения о полноте и верности исходных данных. При столкнове нии с какими бы то ни было жизненными проблемами мы почти все гда вынуждены действовать в ситуациях, когда известные нам све дения заведомо неполные, да и в достоверности той информации, которая нам доступна, нельзя быть уверенным полностью. А коль скоро это так, традиционный интеллект отнюдь не гарантирует, что проблема будет решена адекватно, даже если мы точно знаем, как именно ее решать. Между тем большинство учебных задач, которые человек трени руется решать в школе, а потом и в вузе, выстроены таким образом, что вполне соответствуют указанным допущениям и решаются в со ответствии с конвергентной стратегией интеллектуального поиска. Может быть, именно в этом состоит одно из объяснений того факта,, что многие отличники, прекрасно справляющиеся с учебными зада чами, оказываются беспомощными при попытках решить реальные проблемы, подстерегающие их как на работе, так и в других жизнен- 2. Интеллектуальные предпосылки креативности 21 ных ситуациях. Ведь при этом задействуются разные стратегии ин теллектуального поиска. При традиционном мышлении требуются верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где-то совершена ошибка, то и конечный результат окажется неверен. В качестве примера мож но привести решение математических и физических задач: очевидно, что если на каком-то из этапов их решения мы допускаем ошибку и не замечаем этого, то при совершении последующих действий эта ошибка никуда не исчезнет, а, скорее всего, будет лишь накапливать ся, усиливаться. Конечный результат, естественно, тоже окажется не верным. В творческом же мышлении ошибочность какого-то конкретного шага не обязательно ведет к некорректности общего результата. Так происходит потому, что это мышление протекает сразу по несколь ким направлениям, представляет собой своего рода «сетевой поиск» решения проблемы, поэтому даже если некоторые направления по иска оказываются ошибочными, тупиковыми, это еще не означает неудачу в поиске решения. Более того, есть основания утверждать, что желание быть все время правым, боязнь ошибок — это серьезные барьеры, препятствующие творческому поиску. «Предпочтительней иметь множество идей, пусть какие-то из них будут ложными, чем постоянно ощущать себя правым при дефиците ярких мыслей» [19]. При творческом мышлении для нас важно не столько то, насколько верны те или иные элементы информации, сколько то, насколько окажется полезным то или иное их сочетание, позволит ли оно уви деть проблему в новом, необычном ракурсе, разглядеть возможные способы ее решения. Идеи оцениваются не столько с позиции верно сти/неверности, сколько с позиции функциональности, применимо сти в конкретных условиях. Особенностью мышления, протекающего в соответствии с твор ческой стратегией, является «расширение объема незнания» на на чальных этапах работы' над проблемой. При традиционном мыш лении чем дальше человек продвигается в работе над задачей или проблемой, тем более определенной она для него становится. При творческом же мышлении человек, начиная работать над проблемой, видит только больше вариантов ее решения — получается, что сте пень неопределенности для него возрастает. Приведем пример: подросток, впервые всерьез задумавшийся о своей будущей профессиональной карьере, знает в среднем 2 0 - 30 профессий. Подойти к решению этой жизненной задачи с пози- 22 Часть!. Креативность и ее развитие ции традиционного мышления означало бы начать критически оце нивать эти известные профессии, отвергать те из них, которые чем- то не подходят, и в конце концов остановиться на наиболее подходя щем варианте. Многие молодые люди так и поступают. Этот путь простой, но не очень результативный — ведь профессий на самом деле тысячи, а выбор реально осуществляется из меньшего числа, боль^ шинства возможных вариантов карьеры подросток просто не видит. Подойти к проблеме выбора профессии творчески — значит снача ла познакомиться с максимальным числом профессий, потом опре делиться с критериями, по которым будет осуществляться выбор, и только после этого перейти к критической оценке вариантов. Этот путь эффективнее, но вместе с тем и гораздо сложнее, ведь выбор в конечном счете приходится делать не из нескольких десятков, а из сотен и тысяч вариантов. Аналогичная ситуация возникает при по пытках творчески решить и другие жизненные задачи. Естественно, нет оснований утверждать, что люди всегда прибега ют к одной и той же стратегии мышления, хотя предпочтение какой- то из них может быть выражено довольно ярко. Это связано не только с опытом обучения, но и с более глубокими, психофизиологически ми различиями (в частности, к творческому мышлению более склон ны «правополушарные» люди, у которых выше активность этого по лушария головного мозга). Один и тот же человек может мыслить в каких-то ситуациях традиционно, а в других — творчески. Именно та кой вариант, когда человек способен гибко менять стратегию реше ния в зависимости от особенностей стоящей перед ним задачи, явля ется наиболее адаптивным. Есть люди, которые одинаково хорошо владеют и тем и другим способами мышления. «Особенности мышле ния человека в данный момент определяются требованиями задачи, поэтому можно наблюдать, как один и тот же человек переключается с конвергентного способа на дивергентный» [4]. Задача предлагаемого тренинга — не научить человека творчески мыслить всегда и везде, а научить видеть ситуации, где необходимо такое мышление, и поль зоваться им по мере необходимости. Как меняются показатели развития творческого мышления по ме ре взросления ребенка? Линейного роста этих показателей не наблю дается. Скорее наоборот, прослеживается тенденция к их снижению. Приведем некоторые данные исследования вербальной (т. е. связан ной со словесным материалом) креативности почти тысячи (969) российских школьников из разных регионов, выполненного с помо щью методики Е. Торренса [49] (табл. 1). 2. Интеллектуальные предпосылки креативности 23 Таблица 1. П о к а з а т е л и в е р б а л ь н о й к р е а т и в н о с т и Возраст, л е т Б е г л о с т ь , % Оригинальность, % Гибкость, % 6-8 100 100 . 100 9-10 102 112 97 11-12 93 87 83 13-14 86 80 84 15-17 71 103 78 Пояснение. Для удобства восприятия информации средние значения показате лей креативности в возрасте 6-8 лет условно приняты нами за 100%, остальные значения рассчитаны исходя их этого. Далее приводятся данные, полученные тем же автором при иссле довании показателей образной креативности российских школьни ков (606 испытуемых) (табл. 2). Т а б л и ц а 2 . П о к а з а т е л и о б р а з н о й креативности Возраст, л е т Б е г л о с т ь , % Оригинальность, % Разработанность, % 6-7 100 100 100 8-9 97 79 51 10 108 112 102 11-12 102 109 83 13-15 105 87 84 Пояснение. Для удобства восприятия информации средние значения показате лей креативности в возрасте 6-7 лет условно приняты нами за 100%, остальные значения рассчитаны исходя их этого. В целом приходится констатировать, что, по результатам указан ных исследований, креативность российских школьников по мере взросления скорее уменьшается, нежели возрастает. Имеются и другие исследования, подтверждающие данный вывод (в частности, это результаты измерений креативности около двухсот школьников. Исследование выполнено нами в 2004-2006 гг. на базе средней шко лы № 309 Санкт-Петербурга). Сделаем акцент на слове «россий ских»: оказывается, показатели креативности американских школь- 24 Часть I. Креативность и ее развитие ников разного возраста, полученные с помощью той же методики, в целом возрастают, особенно в области вербальной креативности (подробнее см. [49]). Это дает веские основания предполагать, что динамика этих показателей — скорее следствие тех особенностей, в ко торых происходит взросление (в частности, система образования), нежели проявление каких-то универсальных закономерностей раз вития психики. «Почти- все рождаются с потенциальной способностью к творче ству. Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализован ной — во многом это дело случая. Преимущественно это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые наце лены на развитие способностей к критическому мышлению в ущерб способностям мыслить творчески. Печальное следствие такого поло жения — практически полная невостребованность и неиспользован- ность нашего творческого потенциала» [28]. Предлагаемый тренинг направлен на то, чтобы хотя бы частично преодолеть эти ограни чения. Творческий процесс включает ряд этапов, на которых оказывают ся востребованы различные интеллектуальные характеристики. Од ним из первых, еще в 1926 г., F. Уоллес выделил четыре этапа творче ского процесса, которые с тех пор стали считаться классическими и в том или ином виде просматриваются во всех более современных клас сификациях. Вот эти четыре этапа. 1. Подготовка. Осознание проблемы, начальные попытки найти ее решение. Здесь более востребовано логическое мышление, позво ляющее обнаружить пробелы в имеющихся знаниях. 2. Инкубация. Временное откладывание проблемы, когда человек за нимается другими делами и не делает непосредственных попыток решить проблему, но на бессознательном уровне продолжает ис кать ее решение. 3. Озарение. Решение проблемы возникает внезапно, как бы ниотку да, и чаще всего в те моменты, когда человек даже не думает над данной проблемой. На этой стадии, как и на предыдущей, вообра жение важнее творческого мышления. 4. Проверка возникшего решения. Она, как и подготовка, осуществ ляется преимущественно с опорой на традиционное, логическое мышление. Приведем в качестве примеров еще две, во многом сходные клас сификации этапов творческого процесса. 2. Интеллектуальные предпосылки креативности 25 Этапы творческого процесса [20]: • постановка проблемы. Этот этап предполагает предварительные знания в той области, в которой ставится проблема, общую «ори ентировку» в ней. Таким образом, этот этап предполагает обраще ние к уже известной информации, поиск пробелов в знаниях; • анализ данных; • мобилизация информации: формулирование на ее основе нового видения проблемы. Этот этап может,завершаться интуитивным озарением, так называемым инсайтом; • оценка. Е. Торренс выделял в творческом процессе такие этапы: • восприятие проблемы; 4- поиск решения; • возникновение и формулировка гипотез; •f проверка гипотез и при необходимости их модификация; • получение результата. Креативное решение проблемы обычно происходит через фено мен инсайта — внезапного интуитивного озарения, понимания сути ситуации в новом ракурсе. Пожалуй, наиболее известный историче ский пример такого рода — ситуация, когда Архимед, нежась в ванне, внезапно понял, что вытесненное им из нее количество воды равно его собственному весу, что побудило его издать знаменитый возглас «Эврика!». В современной психологии выделяют несколько механиз мов, в соответствии с которыми может происходить инсайт (Stern berg & Davidson, 1982; [4]): 4- селективное кодирование: понимание того, что именно из множе ства имеющейся информации имеет ключевое значение; 4- селективное комбинирование: понимание того, как нужно соеди нить фрагменты информации, чтобы получить новое, неожидан ное решение проблемы; , м 4- селективное сравнение: постижение взаимосвязей текущей проб лемы с чем-то. уже известным, решение по аналогии. «Селективное кодирование осуществил Александр Флеминг. Он заметил, что бактерии вблизи заплесневевшего препарата прекраща ли свою жизнедеятельность, и благодаря этому открыл пенициллин. Селективное комбинирование совершил Чарльз Дарвин. Отдельные факты о естественном отборе были ему известны задолго до того, как 26 Часть I. Креативность и ее развитие он создал свою теорию .происхождения видов. Селективное сравне ние помогло Кекуле. Ему приснилась змея, кусающая себя за хвост, и когда он проснулся, то понял, что змея символизировала молеку лярную структуру бензола» [4]. Отметим еще два аспекта, которые являются важными для по нимания сущности креативности как разновидности мыслительно го процесса и адекватного использования психологических техноло гий ее развития. В творческом процессе стадии генерации идей и их критиче ской оценки разделены во времени. На первой и второй стадиях ди вергентного мышления основная задача — путем сбора недостающей информации и генерирования идей максимально расширить поле ви дения проблемной ситуации и возможных путей выхода из нее. Тра диционное же мышление выполняет прямо противоположную зада чу — оценивание-имеющихся в поле зрения вариантов и исключение тех из них, которые являются противоречивыми, нереализуемыми или не соответствующими еще каким-либо принятым критериям оце нивания. В этом плане критика, ведущая к сужению и конкретиза ции видения проблемного поля, прямо противоположна сути началь ной стадии творческого процесса. Именно поэтому практически во всех технологиях развития креативности на стадиях предваритель ного сбора информации и, особенно, генерации идей исключаются не только критические, но и вообще любые оценочные суждения. В значительной мере в основе творчества лежит процесс реком бинации — представления в новых, необычных сочетаниях уже из вестных элементов знания, образов и т. д. Даже в самых новатор ских продуктах творческого труда действительно оригинальных эле ментов, которым нельзя найти аналогии в известном или сделанном ранее, обычно совсем немного. Оригинальность продуктов творче ского труда проявляется не в том, что не имеют аналогов их состав ные части, а в том, что эти части находятся в новых сочетаниях, пред ставлены в необычном контексте. Поэтому не следует недооценивать важность предварительно набранных знаний, умений, жизненного и профессионального опыта как необходимой (но не достаточной) предпосылки для творчества. Во-первых, эти знания, умения и эле менты опыта выступают базой для рекомбинации. Во-вторых, дове денные до автоматизма базовые умения позволяют освободить со знание для решения задач собственно творческого плана. Кроме то го, в ряде случаев без необходимых умений и навыков творческие идеи просто не могут быть реализованы (трудно представить талант- 2. Интеллектуальные предпосылки креативности 27 ливую картину, созданную художником, не умеющим смешивать на палитре краски для получения нужных ему оттенков). Однако пред варительные знания должны касаться именно отдельных элементов создаваемого продукта деятельности, но не того, в каких сочетаниях окажутся эти элементы и как именно должен выглядеть готовый про дукт. Потом задействуется воображение — познавательный процесс, позволяющий создавать новые образы, которых не было в прошлом жизненном опыте, на основе так называемой констелляций — вы страивания новых отношений элементов между собой. Специалисты по психологии творчества отмечают, что в его осно ве лежит синтез логического мышления и воображения [36]. Эти про цессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса. Цптатадня Самое сущесгп^еннае опиичие йааораже>а<м> ath оапальных форм психической geafnedunocfnu чеш&ека закмачаеУп&г & следующем*: соображение не по&паряеМ & fnex sice сочетаниях, w & fnex лее фор мах aftyeAbHMetm.e4afmeHii&, которые накоплены прежде, acfnpo- Шп какие-fna па£ые ряды щ прежде накопленных' йпечапиений. Иначегйвора, привнесение ноёою &• само (печение наших йпечапие- нийw изменение эпшхйпечаПиений,Гпак, чШа upe^yuafftafne uojnu- каеТЯнекогЯорый но£ый, ранее не cyuuxffiia&afiuuiil o£paj, cocfnaS- jMefh, как ujiecffuw-, самум основу fnou geafnejbHocfh'w, коМорую- мы, шщыйаем йоаоражением. ЪышгЛскиЛА. С. 28 Часть I. Креативность и ее развитие 3. Креативность и качества личности Если я и видел немного дальше, чем другие, то только потому, что стоял на плечах гигантов. И. Ньютон Качество личности, в значительной степени способствующее ре зультативному творчеству, — это открытость новому опыту. Данное качество входит в так называемую большую пятерку (big five) черт личности, обоснованность выделения которых многократно подтверж далась в исследованиях, выполненных в различных социокультур ных условиях. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека, и при возникновении противоречий между реальностью и системой пред ставлений о ней менять систему представлений, а не искажать вос- 3. Креативность и качества личности 29 приятие реальности. Кроме того, открытые к новому опыту люди ха рактеризуются любопытством, даже некоторой игривостью. При изучении биографий людей, достигших значительных успе хов в художественном или научном творчестве, очень часто обра щает на себя внимание то, что окружающие характеризуют их как «больших детей». Это одно из внешних проявлений высокой степе ни открытости к новому опыту. Такое состояние слабо совместимо со скепсисом, излишней прагматичностью и серьезностью. Именно по этому психолого-педагогические технологии развития креативности обычно носят игровой характер, подразумевают действие понарош ку, «как будто». Помимо отказа от привычных мыслительных образов, гибкости, умения искать необычные ассоциации, творчество требует толерант ности по отношению к неопределенности [28]. Креативные люди комфортно чувствуют себя в ситуациях, когда отсутствует исчерпы вающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Те же, у кого креатив ность выражена слабо, переживают в таких ситуациях сильный дис комфорт и тревогу, стремятся избегать их. Часто отмечается внешнее сходство творческих людей с «боль шими детьми», их игривость, впечатление того, что они так никогда и не становятся взрослыми, «не склонны воспринимать происхо дящее слишком серьезно и сохраняют свою естественную спонтан ность» [28]. Отметим еще некоторые личностные черты, присущие творческим людям (Олах, 1968; цит. по: [26]): • независимость — личностные стандарты для них выше стандар тов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью; • «открытость ума» — готовность поверить своим и чужим фанта зиям, восприимчивость к новому и необычному; • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым си туациям, конструктивная активность в этих ситуациях; -» развитое эстетические чувство, стремление к красоте. Еще одно личностное качество, важное для того, чтобы творче ский потенциал человека оказался реализованным, — ассертивность (лат. assertorius — утвердительный) [27]. Это качество характеризует готовность человека Делать все по-своему, даже если это идет вразрез с мнением и примером окружающих, уверенность в себе, неподатли вость манипуляциям, склонность к свободному самовыражению. 30 Часть I. Креативность и ее развитие При обследовании одаренных детей были обнаружены такие ха рактеристики (Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991. С. 265-266): • способность рисковать; • дивергентное мышление; • гибкость в мышлении и в действиях; • быстрота мышления; • способность выдвигать оригинальные идеи; • богатое воображение; • умение воспринимать неоднозначные вещи; • эстетические ценности; • развитая интуиция. На основе обобщения большого количества признаков, характе ризующих творческую личность, было выделено 12 их групп [1]. 1. Осознанность — восприятие самого себя как человека творческо го, способного создавать что-то новое. 2. Оригинальность — гибкость в идеях и мыслях, находчивость, го товность оспаривать предположения, действовать исходя из прин ципа «А что если?». 3. Независимость — уверенность в себе, управление своим поведе нием на основе внутренних ценностей и критериев, умение про тивостоять внешним требованиям. , 4. Склонность к риску — готовность пробовать что-то новое, даже ес ли это может привести к неблагоприятным последствиям, устой чивость к неудачам, оптимистичность. 5. Энергичность — поглощенность действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем». 6. Артистичность — выразительность, эстетические интересы. 7. Заинтересованность — широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов. 8. Чувство юмора — игривость. 9. Тяга к сложности — интерес к непонятному и таинственному, тер пимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовмес тимого. 10. Непредубежденность — восприимчивость к новому, к другим точ кам зрения, либеральность. 11. Потребность в одиночестве — самосозерцательность, рефлексив ность (склонность к самоосознанию), способность работать одно- 3. Креативность и качества личности 31 му, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскры ваются перед окружающими. 12. Интуитивность — проницательность, возможность видеть неяв ные связи и отношения, наблюдательность. Следует отметить, что не всякая креативность, даже в сочетании с личностными качествами, способствующими ее проявлению, при водит к тому, что человек создает творческие продукты деятельно сти, обладающие потребительскими качествами. Возможен вариант, когда креативность остается некой «вещью в себе», проявляющей ся только в области мечтаний, никак не связанных с реальностью. В связи с этим психологи говорят о «наивной» и «культурной» креа тивности [61]. В первом случае — это некая «сырая» способность создавать что-нибудь новое, имеющаяся у большинства детей, но ча ще всего ослабевающая по мере взросления. Во втором случае — это способность к продуктивному творчеству, основанная как на опыте, так и на интеллектуальных способностях. Большинство людей более комфортно чувствуют себя в знако мых и поддающихся контролю ситуациях, когда точно понятно, как следует действовать, чтобы получить тот или иной результат. Когда такие люди оказываются в новой, необычной ситуации, они испыты вают дискомфорт и тревогу. У них возникает потребность покинуть эту ситуацию или структурировать ее, превратить в понятную и пред сказуемую. Фактически такое структурирование в большинстве слу чаев сводится не к тому, что видоизменяется ситуация (что во мно гих случаях в принципе невозможно), а к тому, что меняется ее вос приятие. На нее «накладывается», зачастую без достаточных на то логических оснований, какой-то прошлый жизненный опыт, имею щийся у человека стереотип и т. п. В результате ситуация начинает восприниматься как более структурированная и предсказуемая, чем она есть на самом деле. С Одной стороны, человек на основе стерео типа или аналогии с какой-то иной ситуацией предполагает, к каким последствиям она приведет (и такие предположения далеко не все гда оказываются обоснованными»). С другой стороны, такое воспри ятие создает у него своеобразную «зашоренность», препятствует воз можности увидеть собственные возможности повлиять на эту ситуа цию, варианты ее исходов и т. п. Это соответствует шаблонному, нетворческому мировосприятию. Ситуации новизны и неопределенности для его носителя диском фортны, а поведение в них в большинстве случаев строится не вполне адекватно. 32 Часть I. Креативность и ее развитие К. Роджерс [52] сформулировал два главных психологических условия, способствующих созидательному творчеству. 1. Психологическая безопасность, достигаемая за счет: •> признания безусловной ценности индивида; •Ф- отсутствия внешнего оценивания результатов его труда. 2. • Психологическая свобода, достигаемая через полное самовыраже ние мыслей, чувств и состояний. Для нетворческого человека наиболее приемлемой оказывается ситуация гомеостаза, уравновешенности внутреннего состояния и условий внешней среды. Находясь в таком «равновесии», человек по собственной инициативе стремится его не нарушать. А когда жиз ненные обстоятельства начинают изменяться, активность человека направлена на то, чтобы восстановить это «равновесие» не столько путем активного изменения ситуации, скблько приспособления к ней. Такие люди руководствуются принципом «решаем проблемы по ме ре их поступления». Творческие же люди характеризуются тем, что не стремятся нахо диться в состоянии гармонии со внешней средой, а, наоборот, склон ны к активному нарушению равновесия между собой и тем, что их окружает. Они склонны активно преобразовывать среду, а не пассив но приспосабливаться к ней. Можно утверждать, что творчество в этом плане является противоположностью адаптации: оно представ ляет собой не столько приспособление к внешним условиям, сколько их активное изменение. В целом следует отметить, что психологические предпосылки, ле жащие в основе творчества, имеют сложный системный характер и включают в себя как характеристики мышления, так и набор лично стных качеств, создающих условия для их поведенческого проявле ния. В связи с этим редукция творческих способностей к какой-либо одной интеллектуальной или личностной характеристике представ ляется не вполне адекватной. В заключение отметим некоторые предпосылки расширения твор ческого потенциала человека (Hayes, 1978; цит. по [48, с. 480]). • Развитие базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которого можно творить что- то новое, а также совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности. • Создание атмосферы, располагающей к творчеству. Ключевая характеристика этой атмосферы — отсутствие критики на стадии 3. Креативность и качества личности 33 порождения идей, что позволяет преодолеть внутренние ограни чения, препятствующие тому, чтобы увидеть проблему в новом ракурсе. 4- Поиск аналогий. Шансы на творческое решение задачи возраста ют, если удается разглядеть аналогии между ней и какими-то дру гими проблемными ситуациями, даже если они на первый взгляд и не сходны между собой. Цитата дня Высокакреапгн£ныеgefnu деионспгрирукиЯ следующие характе ристики: споаганостЪ йтоминаШъ, событии щ раннегодетаШл, глубокое понимание сабапвепнош «Я», чуёст&о юмора-, fnpe&aao нас/пь w «неравномерное» pa§iufnue. «1£ера6намернаапь-» pa |