Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 2 5 Психологический смысл упражнения.

  • Пример.

  • 1 2 6

  • Коллаж — художественная композиция, которая может включать, наряду с рисунка­ ми, вырезки из цветных газет и журналов, фотографии, поделки из бумаги, а также

  • Психологический смысл упражнения.

  • 1 3 4

  • Пример изображения для копирования

  • Москва Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеМосква Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск
    Дата22.10.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkreativnosti.pdf
    ТипКнига
    #253467
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

    Пример.
    Упражнение «(Не)Творческий человек»
    Описание упражнения.
    Участники берут по листу бумаги и получают следующую инст' рукцию: «Положите, пожалуйста, ваш лист горизонтально и разде лите его вертикальной чертой пополам. А теперь на левой половин листа нарисуйте творческого человека, а на правой — нетворческог так, как вы их себе представляете. Художественные качества рисун

    значения не имеют, главное — выразить с его помощью, чем, с ваше точки зрения, различаются творческие и нетворческие люди». На ри сование дается 6-8 мин, потом рисунки раскладываются один п другим (таким образом, чтобы получился ряд изображений творч ского человека, а параллельно — ряд изображений нетворческог и участники поочередно комментируют, какие именно качества эг персонажей отражены на их рисунках. Ведущий фиксирует называ" мые качества и потом, резюмируя, еще раз проговаривает те из ни которые упоминались чаще всего.

    8. Порисуем... 1 2 5
    Психологический смысл упражнения.
    Осознание участниками существующих в их сознании стереоти­
    пов о том, какие люди являются творческими, а какие нет, и в чем это проявляется внешне.
    Обсуждение.
    Что нового узнал каждый из участников по ходу выполнения это­
    го упражнения? Как, по их мнению, можно другими словами, без ис­
    пользования частицы «не», выразить смысл фразы «нетворческий человек»?
    Пример.
    Упражнение «Спрячь рисунки»
    Описание упражнения.
    Участникам предлагается выполнить на листе бумаги 4-5 неболь­
    ших (размером 2-3 см) рисунков на произвольную тему (6-8 мин).
    Когда эта часть работы завершена, предлагается создать на этом же листе один большой рисунок, который включил бы в себя ранее вы­
    полненные маленькие таким образом, чтобы они «спрятались» в боль­
    шом, воспринимались бы как его части — так, чтобы при беглом взгляде невозможно было бы распознать их (8-10 мин). Запрещает­
    ся заштриховывать маленькие рисунки или рисовать поверх них, они должны именно встроиться в большой рисунок таким образом, что­
    бы полностью слиться с ним.
    Когда рисование завершено, участники демонстрируют свои ри­
    сунки и называют те предметы, которые были изображены изначаль-

    1 2 6 Часть II. Программа тренинга креативности но. Другие участники ищут эти маленькие рисунки в составе боль­
    шого.
    Психологический смысл упражнения.
    На примере этого задания демонстрируется прием встраивания имеющихся компонентов (не только изображений, но, шире, знаний, идей и т. п.) в новый контекст, что имеет непосредственное отноше- J ние к творческому процессу.
    Обсуждение.
    В каких жизненных ситуациях возникает необходимость подоб-, ным же образом встроить что-то уже имеющееся в то, что создается заново? А в каких — не просто встроить, а еще и запрятать старое] в новом?
    Пример.
    <2>
    й
    IT

    1 одеэ
    33
    ет


    8. Порисуем... 127
    Найдите на этом изображении спрятанные рисунки
    Упражнение «Кочу — могу — надо»
    Описание упражнения.
    Участники строят коллажи
    1
    , на которых представлены собствен­
    ные желания, возможности и потребности. Это отражает структуру личности по Э. Берну: «Ребенок (желания) — Взрослый (возможно­
    сти) — Родитель (долженствование)». Обычно ведущий сначала ри­
    сует эту схему личности и кратко комментирует ее, а потом пред­
    лагает участникам выполнить коллажи, придерживаясь либо тра­
    диционной схемы (три круга один под другим: в нижнем желания, и среднем возможности, в верхнем обязательства»), либо в свобод­
    ной форме.
    Более простой вариант, уместный при работе с младшими под­
    ростками, — остановиться на работе с одной из этих составляющих, например выполнить коллаж на Tei!fy «Моя мечта». Задание выпол­
    няется на листах формата A3, время 30-40 мин. Потом проводится презентация работ в виде экскурсии, на которой авторы поочередно выступают в роли экскурсоводов, представляя свои коллажи.
    Коллаж — художественная композиция, которая может включать, наряду с рисунка­
    ми, вырезки из цветных газет и журналов, фотографии, поделки из бумаги, а также
    небольшие предметы, специально принесенные участниками или случайно заваляв­
    шиеся у них в сумках и карманах.

    128 Часть II. Программа тренинга, креативности
    Психологический смысл упражнения.
    Упражнение способствует более полному осознанию своих жела­
    ний и возможностей, постановке личностных и профессиональных целей, повышению самооценки.
    Обсуждение.
    Какие выводы каждый участник сделал лично для себя при вы­
    полнении этого упражнения, что нового узнал о себе, своих желани­
    ях и возможностях?
    Цитата в тему: как говорит известный российский психолог и психотерапевт М. Е. Литвак, «счастье человека состоит в том, что­
    бы для него "хочу, могу и надо" имели одно и то же содержание».
    Насколько вы согласны с такой позицией? Приведите аргументы за и против нее.
    Описание упражнения.
    Участникам, объединенным в команды по 4-5 человек, предлаг ют придумать и изобразить логотип какого-либо общественного дв жения, например, направленного:
    •Ф- на защиту окружающей среды;
    •ф- на развитие демократического общества в России;
    -Ф- на повышение материального благосостояния граждан России
    Пример.
    Хочу-могу-надо
    Упражнение «Логотип»

    8. Порисуем... 1 2 9
    Время работы 15-20 мин. Участникам предлагается следовать эта­
    пам творческого процесса: первые 5-7 мин потратить на выдвиже­
    ние идей и их фиксацию (в виде словесных описаний или эскизов) без критической оценки, потом уделить время оценке выдвинутых идей и выбору наиболее интересной из них, а потом — детализации выбранной идеи и ее воплощению в виде полноразмерного изобра­
    жения (на листе формата A3). После этого каждая из команд приво­
    дит презентацию своего логотипа.
    Психологический смысл упражнения.
    Демонстрация специфики работы на различных этапах творче­
    ского процесса, отработка навыков командного взаимодействия на каждом из этих этапов.
    Обсуждение.
    Удалось ли в ходе работы выдержать такую последовательность этапов творческого процесса? Если да, то как это способствовало ее эффективности? Какие условия важнее всего для продуктивного творчества на каждом из этапов? Если же нет, то что препятствова­
    ло? Любое ли командное творчество целесообразно подчинять пра­
    вилам, или иногда полезнее пустить этот процесс «на самотек»?
    Пример.
    Упражнение «Открытки»
    Описание упражнения.
    Участникам, объединенным в команды по 4-5 человек, предлага­
    ется придумать и нарисовать поздравительные открытки по разным поводам, например, таким: рождение пятого ребенка;
    <• приобретение щенка;

    1 3 0 Часть II. Программа тренинга креативности
    •> выход книги поздравляемого;
    -Ф- смена квартиры на более просторную;
    -Ф- приобретение хорошего велосипеда;
    •ф- запись в фитнес-клуб;
    <• поездка с любимой девушкой/парнем в Бразилию. ^
    Каждая команда выбирает по три повода из предложенных веду- \ щим или предлагает свои собственные. Время работы 12-15 мин.
    Потом проводится выставка-презентация созданных открыток: каж- * дая из подгрупп демонстрирует свои произведения и получает слово i
    для краткого рассказа про них. >•
    Психологический смысл упражнения.
    Тренировка навыков командной творческой работы (генерации I
    идей и их воплощения), а также публичной презентации ее резуль­
    татов.
    Обсуждение.
    Какие варианты открыток представляются наиболее творчески­
    ми, с чем это связано? Что за умения развиваются в этом упражне-1 нии; в каких еще ситуациях, помимо придумывания необычных ва­
    риантов поздравлений, они нужны?
    Пример.

    132 Часть II. Программа тренинга креативности
    Упражнение «Глаза, рты, руки»
    Описание упражнения.
    Для выполнения упражнения потребуется конструктор типа «Ле­
    то» или какие-либо подходящие по размеру предметы, из которы можно выстроить небольшие сооружения (кубики, спичечные короб ки и т. п.). За неимением таких предметов можно воспользоватьс и подручными средствами. Например, предложить использовать качестве деталей «конструктора» фломастеры и карандаши или с здавать сооружения из бумаги.
    . Участники делятся на тройки. Каждой тройке понадобится н большое сооружение из деталей «конструктора», включающее 10
    ,15 деталей (домик, машинка и т. п.), и еще один комплект таких ж деталей для того, чтобы его скопировать. Сооружения для копирова ния могут создаваться участниками из других троек или ведущи той тройке, которой предстоит его копировать, оно не показываете
    9.Творчество и взаимопонимание
    Занятие направлено на активизацию творческого потенциала при общении, нахождении взаимопонимания с окружающими. С одной стороны, если к процессу общения подходить креативно, возможно­
    стей установить контакт с разными собеседниками больше, чем если общаться шаблонно, всегда и со всеми одинаково. Но, с другой, креа­
    тивного, оригинально мыслящего и живущего человека понять за­
    частую нелегко, особенно тем, кто сам не склонен к творчеству. Эту дилемму и предлагается исследовать...

    9. Творчество и взаимопонимание 1 3 3
    В каждой из троек между участниками распределяются следующие роли.
    • «Глаза» — могут видеть как копируемый, так и создаваемый пред­
    мет, но не могут говорить и не могут сами совершать какие-либо действия с «конструктором». Их возможности ограничиваются пе­
    редачей информации о том предмете, который копируется, с по­
    мощью мимики, жестов и т. п.
    • «Рты» — могут говорить и видеть то, что строится, но не видят, что копируется.
    • «Руки» — слышат и создают копию сооружения, но ничего не ви­
    дят (их глаза закрыты или завязаны). Они не могут ощупывать оригинальное сооружение, а должны руководствоваться тем, что слышат ото «рта».
    Задача каждой из троек — работая в таком распределении ро­
    лей, создать копию того сооружения, которое было им предложено
    (10
    мин).
    Психологический смысл упражнения.
    Упражнение развивает умения действовать в ситуациях неполно­
    ты доступной информации, а также средств для ее передачи, рекон­
    струировать позицию партнеров по общению на основе этих непол­
    ных данных. Кроме того, происходит развитие навыков вербального н невербального общения.

    1 3 4 Часть II. Программа тренинга креативности
    Обсуждение.
    Первая стадия обсуждения проходит внутри троек: участники сравнивают оригинальное сооружение и его копию, делятся возник­
    шими в ходе упражнения эмоциями и чувствами, анализируют, что способствовало адекватной передаче информации в таких условиях, а что ей препятствовало (5 мин). На второй стадии участники объ­
    единяются в три группы (те, кто были «глазами», «ртами» и «рука­
    ми») и обсуждают, какие затруднения возникли в их позиции и ка­
    ким жизненным проблемам можно уподобить ситуацию, в которой они оказались в этой игре (5 мин). На третьей стадии представитель от каждой из этих подгрупп рассказывает аудитории, к каким выво­
    дам пришла их подгруппа (2-3 мин на подгруппу).
    Упражнение «Властелины кольца»
    Описание упражнения. >
    Для выполнения этого упражнения понадобится кольцо диамет­
    ром 7-15 см (можно взять, например, моток неширокого скотча), к которому привязаны на равном расстоянии друг от друга три нит-^ ки длиной 1,5-2 м каждая (см. рисунок ниже). Три участника стано вятся по кругу на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга, и каж* дый из них берет в руки по одной цитке. Их задача: действуя синч хронно, опустить кольцо точно на мишень — например, лежащую на полу монетку. Упражнение выполняется в нескольких вариантах.
    1. Участники стоят с открытыми глазами и могут переговариватьс между собой (самый простой, «разминочный» вариант). t
    2. Глаза участников открыты, но переговариваться они не могут.
    3. Участники закрывают глаза. За спиной каждого из них встает ещ по одному человеку, которые смотрят на происходящее и подск" зывают каждый своему подопечному, как двигать нитку, чтоб кольцо опустилось в нужном месте. '
    4: Так же, как вариант 3, но переговариваться нельзя. Вместо это' участники, глаза которых открыты, кладут руку на плечо тех, кТ держит нитку с закрытыми глазами, и управляют ими с помощь движений своей руки.
    Психологический смысл упражнения.
    Обучение координации совместных действий, поиску способ коллективного решения необычной проблемы, а также обмену и"' формацией при ограниченности средств для этого.

    9. Творчество и взаимопонимание 1 5 5
    Обсуждение.
    Сначала участники обмениваются впечатлениями по поводу уп­
    ражнения, потом их просят поделиться своими мнениями о том, ка­
    кие психологические качества важнее всего для успешного выполне­
    ния этого упражнения и каким реальным жизненным ситуациям его можно уподобить.
    Упражнение «Поднос»
    Описание упражнения.
    Для выполнения этого упражнения понадобится поднос, к каждо­
    му из углов которого привязана веревка длиной 2 м (в случае отсут­
    ствия подноса его можно изготовить из плотного картона). Каждый из четырех участников берет конец своей веревки; они расходятся так, чтобы поднос поднялся примерно на уровень пояса, и практику­
    ются переносить его таким образом. После небольшой пробной пере­
    носки пустого подноса на него ставится пластиковый стакан, в кото­
    рый наливают немножко воды. Задача участников — нести поднос за веревки таким образом, чтобы не разлить воду. Можно усложнить траекторию движения (например, дать задание обнести «змейкой»

    1 3 6 Часть II. Программа тренинга креативности несколько стульев) и провести между подгруппами соревнование на скорость преодоления заданного маршрута.
    Психологический смысл упражнения.
    Упражнение обучает участников координировать совместные дей­
    ствия при командном решении творческой задачи.
    Обсуждение.
    Какие эмоции возникали в процессе работы, с чем они связаны?
    Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?
    Упражнение «Построимся»
    Описание упражнения.
    Участникам предлагается хаотично перемещаться по помещению, а потом по команде ведущего встать в колонну поочередно по каждо­
    му из следующих признаков:
    1) росту;
    2) дню и месяцу рождения;
    3) удаленности места жительства от места прохождения тренинга.
    Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно об­
    щаться только с помощью мимики или жестов. В вариантах 2 и 3 участники по окончании построения поочередно озвучивают свои дни рождения или места проживания, при этом происходит провер­
    ка правильности выполнения упражнения.
    Психологический смысл упражнения.
    Демонстрация возможности адекватного обмена довольно слож­
    ной информацией даже без использования слов, развитие экспрес­
    сии и навыков невербального общения.
    Обсуждение.
    Обмен впечатлениями, возникшими по ходу работы. Если у кого- то из участников возникли затруднения, то они могут сказать, с чем эти затруднения связаны и как их можно преодолеть.
    Упражнение «Формализм в искусстве»
    Описание упражнения.
    Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу.
    Один человек из каждой пары получает карточку с несложным изо* бражением (см. рисунок ниже) и рассказывает партнеру о том, что н" ней нарисовано. При этом можно использовать только названия reo
    J

    9. Творчество и взаимопонимание 137
    метрических фигур и слова — указания на расположение («выше»,
    «ниже» и т. п.). Задача партнера (которому оригинальное изображе­
    ние не показывается) — руководствуясь этим словесным описанием, нарисовать то, что, как он представляет, изображено на оригинальной карточке (4-6 мин).
    Пример изображения для копирования
    Когда рисование завершено, партнеры показывают друг другу изображения и сравнивают их. Потом упражнение проводится еще один раз, но партнеры получают новые карточки с изображениями и меняются ролями: тот, кто рисовал, теперь рассказывает. Если в первой попытке участники справились с заданием хорошо, то во иторой имеет смысл ввести дополнительное ограничение: партнеру, который рисует, запрещается задавать уточняющие вопросы. Если же выполнение задания вызвало затруднения, такое ограничение не иводится.
    Психологический смысл упражнения.
    В упражнении моделируется ситуация, когда искусственно сужа­
    ется канал передачи информации с помощью слов, поэтому тому партнеру, который рассказывает, приходится подбирать нетривиаль-

    1 3 8 Часть II. Программа тренинга креативности ные ассоциации, а тому, кто рисует, — действовать в ситуации с высо­
    кой степенью неопределенности, пытаясь при этом реконструировать позицию партнера. Помимо развития креативности, упражнение яв­
    ляется хорошим способом совершенствования навыков взаимопони­
    мания.
    Обсуждение.
    Сначала обсуждение выполняется в парах: участники, сравнивая оригинальные изображения и получившиеся копии, конкретизиру­
    ют, какую часть информации удалось передать адекватно и что этому способствовало, а где возникли ошибки и что послужило их причи­
    ной. Вторая часть обсуждения происходит в общей группе: каждого участника просят поделиться теми выводами, которые он сделал для себя в процессе выполнения этого упражнения.
    Упражнение «Угадай знаменитость»
    Описание упражнения.
    Водящий загадывает какого-либо человека (актера, певца, спорт­
    смена, политического деятеля и т. п.), который заведомо известен всем или подавляющему большинству участников. Не обязательно должен загадываться ныне живущий персонаж, это может быть и историческая личность. Задача участников — отгадать его. Для это­
    го можно задавать водящему такие вопросы о загаданном человеке, которые подразумевают ответ только «Да» или «Нет» (допускаются также варианты ответов «Не знаю» или, если вопрос неясен или не­
    применим к загаданному персонажу, «Сложно ответить»). Участии-
    1 ки по кругу задают водящему такие вопросы, а когда у кого-то из них возникает версия о том, кто загадан, он может озвучить ее. Если от­
    вет верен — он сам становится водящим и загадывает следующую: знаменитость, если неверен — выбывает из игры до конца раунда.
    Игра обычно включает 3-4 раунда, но может при желании участии-? ков продолжаться и дольше.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта