Главная страница
Навигация по странице:

  • Психологический смысл упражнения.

  • 1 5 3 Не забудьте подстелить газету, чтобы не испачкать пол в случае неудачи эксперимента! Психологический смысл упражнения.

  • Обсуждение.

  • 1 5 5 Цитата дня

  • 1 5 8

  • 1 5 9 Психологический смысл упражнения.

  • 1 6 0

  • 161 сто такая

  • Жить на свете много лет — это-дело третье, Головешкой тлеть всю жизнь — дикая тоска. Но бывает день один больше, чем столетье. Хорошо бы этот день в жизни отыскать!

  • Москва Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеМосква Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск
    Дата22.10.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkreativnosti.pdf
    ТипКнига
    #253467
    страница11 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Обсуждение.
    Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, а также соображениями по поводу того, в каких.жизненных ситуаци­
    ях участники оказываются «связанными одной нитью».
    Упражнение «Покорители воздуха»
    Описание упражнения.
    Участникам предлагается, объединившись в подгруппы по 3-4 че­
    ловека, разработать модель, которая будет как можно медленнее опус­
    каться на пол под действием силы тяжести, когда ее отпустят с высоты.
    Для этого каждой подгруппе выдаются по 2 листа бумаги, 4 скреп* ки, скотч, ножницы. Время на разработку и изготовление модели -?
    10 мин. Потом проводится соревнование: каждая из моделей пооче редно отпускается с заданной высоты (обычно в пределах 2-3 м)| и фиксируется время ее нахождения в воздухе. Правилами запрешд ется подкидывать модель вверх или «запускать» в сторону, крепит™ ее к чему-либо, поддерживать на лету с помощью восходящего воЗ; душного потока или прибегать к каким-либо еще подобным уловкаь изделие должно держаться в воздухе исключительно за счет особен ностей своей конструкции. Побеждает та команда, чья модель плани рует дольше всего.
    Психологический смысл упражнения.
    Помимо тренировки генерировать идеи и воплощать их, работ в команде, упражнение в большинстве случаев позволяет продемон

    10. Командное творчество 151
    стрировать важность использования аналогий при решении необыч­
    ных проблем. Кроме того, оно показывает, что творческий процесс при использовании предварительных знаний (в данном случае — из физики) результативнее, чем придумывание идей с «чистого листа».
    Обсуждение.
    Выстраивается вокруг двух вопросов:
    1) Какие особенности моделей обеспечили возможность их длитель­
    ного планирования в воздухе?
    2) Как удалось за время работы над моделью определить, в чем долж­
    ны состоять эти особенности? Была ли это опора на предвари­
    тельные знания участников (например, из курса физики), анало­
    гия с какими-то изделиями (парашютом, планером, игрушечной
    «летающей тарелкой» и т. п.), изобретение чего-либо принципи­
    ально нового?
    Упражнение «Авиаторы»
    Описание упражнения.
    Участникам, объединенным в команды по 3-4 человека, предла­
    гается в течение 15 мин:
    I) обменяться известными им идеями о том, какие бывают конст- v рукции бумажных самолетиков, а также выдвинуть несколько соб­
    ственных, оригинальных идей их конструкций;

    1 5 2 Часть II. Программа тренинга креативности
    2) из предложенных идей выбрать три, которые позволят соорудить i самолетики, обладающие наибольшей способностью к полету по точно заданной траектории. Идеи должны быть простыми в во­
    площении, исполнимыми в течение отведенного времени и не тре­
    бовать других материалов, помимо предоставленных участникам
    (бумага, ножницы, скотч, скрепки);
    3) изготовить три самолетика в соответствии с выбранными идеями, их конструкций.
    После этого проводятся соревнования между подгруппами:
    1) на точность попадания самолетиками в мишень (расстояние до? мишени приблизительно 5 м, размер 0,5 х 0,5 м);
    2) на точность посадки. В качестве «аэродрома» используется парта или расстеленная на полу газета, расстояние до нее от точки за­
    пуска самолетиков около 5 м.
    Психологический смысл упражнения.
    Демонстрация этапов творческой работы в команде (обмен извест \ ной информацией, генерирование новых идей, их критическая оцен­
    ка и выбор наиболее приемлемых, реализация).
    Эмоциональная «разрядка».
    Обсуждение.
    В чем участникам видятся основные сложности работы на каждо из этапов? Какие идеи оказались более удачными — известные зара нее или выдвинутые вновь? Чем в итоге здесь оказалась предопред" лена победа? Самими идеями, тем, насколько качественно они вогаю щены, удачно ли они представлены на соревновании или чем-то еще
    Упражнение «Шалтай-Болтай»
    Описание упражнения.
    Участникам, объединенным в подгруппы по 3-4 человека, выда. ется по одному сырому яйцу и предлагается соорудить приспособл ние, которое позволит уронить яйцо на пол с высоты 2 м, не разби
    Для этого в их распоряжении имеются следующие материалы:
    •Ф- бумага формата А4 — 10 листов;
    <• скрепки — 1 пачка;
    •Ф- скотч — 1 моток.
    На работу отводится 12-15 мин. Потом проводится экспериме; тальное испытание созданных приспособлений — их роняют на п с высоты 2 м и смотрят, разбилось яйцо или нет.

    10. Командное творчество 1 5 3
    Не забудьте подстелить газету, чтобы не испачкать пол в случае неудачи эксперимента!
    Психологический смысл упражнения.
    Отработка навыков командного взаимодействия при решении не­
    стандартных задач.
    Обсуждение.
    Участников просят:.
    1) выделить ключевые «инженерные решения», заложенные в осно­
    ву каждой конструкции, отметить их достоинства и недостатки;
    2) проанализировать, как распределились роли внутри команд при выполнении работы (кто был генератором идей, кто главным испол­
    нителем, кто организатором, кто занимал какие-то другие роли);
    3) поделиться примерами ситуаций из собственного жизненного опы­
    та, о которых напомнило это упражнение.
    Пример.
    Одна команда придумала держать бумажные листы, по которым яйцо мягко скатывается на землю. Как вы думаете, противоречит та­
    кое решение правилам или нет?

    1 5 4 Часть II. Программа тренинга креативности
    Упражнение «Живое препятствие»
    Описание упражнения.
    Участников просят образовать «живое препятствие» — встав в плотную группу, принять такие позы, чтобы затруднить проход че­
    рез нее. Но при этом препятствие должно быть принципиально пре­
    одолимым, а не представлять собой сплошную непроницаемую «жи­
    вую стену», которую можно преодолеть только таранным ударом.
    Доброволец с завязанными глазами преодолевает это «живое пре­
    пятствие». Ему не следует применять физическую силу (расталки-, вать, растаскивать других участников и т. п.), а нужно найти возмож­
    ности протиснуться между ними без таких действий. Перед прохож­
    дением каждого следующего добровольца форма «живого препятст­
    вия» меняется.
    Психологический смысл упражнения.
    Сплочение, формирование взаимного доверия, возможность тре­
    нироваться продуктивно действовать в неожиданной ситуации, в усло­
    виях недостатка информации.
    Обсуждение.
    Сначала участники обмениваются возникшими при выполнени
    - упражнения эмоциями, потом делятся своими наблюдениями о том какие варианты действий использовали участники для преодолени
    «живых препятствий» и что оказалось более результативным.
    Пример.

    10. Командное творчество 1 5 5
    Цитата дня
    1СреаТпивный человек всегда более tnepmm, к окружающим: on ю-
    гпав прщпагпь., чПхо прихЪмнньиьала нею способ поведения, можеГп
    быгпь, не самый лучулий, но приня/Яый им именно в силу привычки;
    4fno
    каждый человек живеУп & своем мире и вцдШп зПгапгмир по-
    своему-, самаспиШп&ших, а не так, как шудиктуюМ fne, кМоего
    окружаеМ.
    Ulypxynv С. Ж

    1 5 6 Часть II. Программа тренинга креативности
    11. Творчество в бытовых ситуациях
    Задача занятия — изучить того, где и как креативность может проявляться в реальных жизненных ситуациях. При обсуждении и осмысливании упражнений следует делать акцент на том, как все то, что происходило на предыдущих занятиях и происходит на этом, связано с жизнью, где и для чего можно использовать собственную креативность.
    Описание упражнения.
    Участникам предлагается небольшой текст (15-20 слов) и дается задание сделать 2-3 варианта шпаргалок, с которых в дальнейше. можно было бы списать его незаметно для наблюдателей. Можно из" готовить шпаргалки из бумаги, можно воспользоваться и другим! способами: написать слова на какой-нибудь части тела, собственно авторучке и т. п., воспользовавшись известными по собственному эк заменационному опыту или вновь придуманными уловками таког" рода. На подготовку дается 10-12 мин. Потом группа делится попо лам, одна подгруппа выступает в роли «учеников», а другая — «эк заменаторов». «Ученики» садятся за парты и получают по чисто]
    Упражнение «Шпаргалки»

    11. Творчество в бытовых ситуациях 157
    листу бумаги. Их задача — незаметно списать на эту бумагу текст со своих шпаргалок (10 мин). «Экзаменаторы» наблюдают, и если заме­
    чают у кого-то шпаргалку, то конфискуют ее, но из игры этот участ­
    ник не удаляется, у него остается еще один шанс. Если он попадается во второй раз, то выбывает из игры. Чтобы игра была не слишком простой для «экзаменаторов» и трудной для «учеников» (в силу со­
    отношения наблюдателей и «списывальщиков» 1:1, решить свою за­
    дачу последним очень сложно), вводится дополнительное ограниче­
    ние: «экзаменаторы» наблюдают за «учениками» издалека, не имея права подходить к ним ближе чем на 3 м.
    Потом «ученики» и «экзаменаторы» меняются ролями, и игра по­
    вторяется. Когда второй раунд завершен, проводится выставка соз­
    данных шпаргалок. Отдельно демонстрируются те, которые были за­
    мечены, и те, которыми удалось воспользоваться незаметно.
    Психологический смысл упражнения.
    Упражнение направлено не на то, чтобы научить школьников или студентов обманывать экзаменаторов, а на то, чтобы убедительно про­
    демонстрировать, как много креативных решений возникает при ре­
    шении актуальной для многих молодых людей задачи: создать себе
    «протезы памяти» к экзамену или контрольной работе. Как свиде­
    тельствуют результаты опросов, хотя бы иногда к таким действиям прибегают более 90% обучающихся. Упражнение дает почву Для об­
    суждения, как изготовление шпаргалок создает почву для креатив­
    ной переработки учебного материала и чем оно может реально по­
    мочь не в списывании, а в усвоении и систематизации знаний. В кон­
    це концов, в материале нужно неплохо разобраться, чтобы уместить конспект целой лекции на клочке размером со спичечный коробок.
    Обсуждение.
    Какие переживания возникали у участников в ролях «экзамена­
    торов» и «учеников»? Какие основные разновидности шпаргалок можно выделить, что более эффективно, почему? Что побуждает уче­
    ников делать шпаргалки? Какую реальную пользу может принести изготовление шпаргалок в процессе подготовки к экзамену? А на са­
    мом экзамене, если ими не воспользоваться? А если воспользоваться?
    Комментарий: опытные преподаватели на экзаменах обычно не испытывают нужды внимательно следить, не пользуется ли кто шпар­
    галкой, потому что по ответам и так прекрасно чувствуется, знает ли человек то, что говорит, или просто списал это. А для того чтобы вы­
    нести списывалыцика на чистую воду, достаточно задать ему пару дополнительных вопросов.

    1 5 8 Часть II. Программа тренинга креативности
    Упражнение «Управляемый сон»
    Описание упражнения.
    «Многие люди в детстве мечтали, а иногда продолжают мечтать, и когда становятся взрослыми, чтобы можно было управлять собст­
    венными снами. Не просто дать сновидению развиваться по каким- то неведомым нам законам, а самим определять его сюжет, а потом активно действовать, управлять его дальнейшим ходом. Давайте по­
    практикуемся в этой! Вспомните какой-либо сон, который оставил у вас не очень приятный эмоциональный отклик... Какая сцена этого сна была для вас самой значимой?» После этого суть работы сводится к тому, что участников сначала просят нарисовать соответствующую сцену, какое-то время мысленно «пожить» в ней, а потом изменить рисунок таким образом, чтобы оставленный этой сценой неприят­
    ный эмоциональный отклик исчез или был сведен к минимуму. За-< ключительный штрих — дорисовывание в эту композицию рисунка, самого себя, но теперь уже не испытывающего негативных эмоций.
    На тренингах, имеющих личностную направленность, каждый этап сопровождается подробным обсуждением — участники, объединив­
    шись в подгруппы, рассказывают сны и демонстрируют их рисунки» потом представляют измененные композиции и вновь рассказывают, что поменялось в их восприятии ситуации. Однако если тренинг но* сит преимущественно учебный характер, подробные рассказы могут оказаться не вполне уместными, поскольку они в большинстве слуй чаев носят весьма личный характер. В таком случае более целесооб разно работать индивидуально, а в группе ограничиться кратким;; комментариями о том, какие выводы сделаны из этого упражнение

    11. Творчество в бытовых ситуациях 1 5 9
    Психологический смысл упражнения.
    Демонстрация одной из арт-терапевтических техник работы с ма­
    териалами, «всплывшими» в сновидениях и сопровождающимися не­
    гативными эмоциями. Понятно, что в рамках психологического тре­
    нинга вряд ли удастся осуществить глубокое психотерапевтическое вмешательство, да это, скорее всего, будет и не вполне уместно. В дан­
    ном контексте важнее то, что будет показана возможность направлен­
    ной на развитие креативности работы со сновидениями, их исполь­
    зования в качестве ресурса не только для активизации творческого потенциала, но и для поиска решений реальных жизненных проблем.
    4
    Обсуждение.
    «Итак, мы попробовали на себе один из способов творчески осмыс­
    лить и переработать материал, который "подкинул" нам сон. Какие выводы вы сделали лично для себя из этого упражнения? Как еще можно использовать сновидения, чтобы творчески решать встающие перед нами проблемы? Приведите примеры из своего жизненного опыта, когда сновидения помогали решить какую-либо проблему, по­
    казывали ее в новых ракурсах, подсказывали неочевидные способы действий».
    Упражнение «Применение умении»
    Описание упражнения.
    Каждый из участников вспоминает и называет какое-нибудь прак­
    тическое умение, которым он владеет (например, вышивать крести­
    ком, кататься на сноуборде, выращивать огурцы на даче, играть в бо­
    улинг, делать интернет-сайты и т. п.), после чего остальные участники предлагают возможные варианты применения этих умений. Упраж­
    нение выполняется в общем кругу.
    Психологический смысл упражнения.
    Упражнение обучает генерироват»идеи о ракурсах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повы­
    шению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке но­
    вых умений и совершенствованию имеющихся.
    Обсуждение.
    Участники обмениваются своими впечатлениями о работе и сооб­
    ражениями о том, какие ракурсы применения умений заинтересова­
    ли и вызвали желание претворить их в жизнь, а также о том, какими новыми умениями им захотелось овладеть в ходе выполнения уп­
    ражнения.

    1 6 0 Часть II. Программа тренинга креативности
    Упражнение «Восточный базар»
    Описание упражнения.
    Каждого из участников просят найти какой-нибудь «никчемный предмет», имеющий минимальную ценность или не имеющий ее во­
    все. Если позволяет окружающая обстановка, то целесообразно пред­
    ложить участникам покинуть аудиторию на 10-15 мин, отыскать та­
    кой предмет за ее пределами и принести с собой (наиболее интерес­
    но делать это, если тренинг проводится за городом). Если же искать подобные предметы поблизости негде или обстановка не позволяет покидать аудиторию, то можно предложить участникам провести ре­
    визию содержания своих сумок и карманов — можно быть уверен­
    ным, что какие-нибудь «никчемные предметы» отыщутся там почти у каждого.
    Когда предметы найдены, каждому из участников предлагает придумать как можно больше аргументов, по которым окружающ имеет смысл купить его предмет (5 мин). Потом инсценируется «в точный базар» — участники выкладывают свои предметы и озвуч вают причины, по которым имеет смысл их приобрести. В принци^ на этом упражнение можно завершить и перейти к обсуждению. О. нако иногда аргументы звучат так убедительно, что у кого-то дей вительно возникает желание купить некий предмет. Если имеет

    11. Творчество в бытовых ситуациях 161
    сто такая ситуация, то игру стоит продолжить, дав участникам воз­
    можность поторговаться и, если будет достигнуто соглашение о цене, совершить сделки.
    Психологический смысл упражнения.
    Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позво­
    ляет тренироваться в аргументации своей позиции.
    Обсуждение.
    В какиехмысловые группы можно объединить приводимые аргу­
    менты и какие из них, с точки зрения участников, оказались более действенными? Что было важнее — содержание аргументов или фор­
    ма их представления; с чем это связано? Возникал ли у кого-то дис­
    комфорт в ходе работы, и если да, то чем он вызван? Каким еще жиз­
    ненным Ситуациям, помимо реальной торговли, можно уподобить этот «восточный базар»?
    Упражнение «Значимые события»
    Описание упражнения.
    Участников просят подумать о том, какие 10 событий в их жизни наиболее значимы. Эти события могут уже остаться в прошлом, могут происходить в настоящем, а могут планироваться в будущем. Упраж­
    нение выполняется индивидуально, на составление списка отводит­
    ся 6-8 мин. После этого участников просят отметить, какие события касаются прошлого, какие настоящего, а какие будущего.
    Потом ведущий рассказывает, что наше восприятие времени мо­
    жет существенно отличаться от его объективного, физического тече­
    ния. С определенной долей условности можно утверждать, что пси­
    хологическая длительность нашей жизни определяется не столько числом прожитых дней/месяцев/лет, сколько насыщенностью этих периодов значимыми для нас жизненными событиями. Как поется и популярной песне:
    Жить на свете много лет — это-дело третье,
    Головешкой тлеть всю жизнь — дикая тоска.
    Но бывает день один больше, чем столетье.
    Хорошо бы этот день в жизни отыскать!
    Если исходить из того, что наиболее значимые события распреде­
    лены на нашем жизненном пути приблизительно равномерно,
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта