Психологический смысл упражнения.
Обучение умению понимать информацию при недостатке исход
ных сведений для этого, целенаправленно задавать вопросы для по-| лучения недостающих сведений.
Обсуждение.
Вопросы какого рода наиболее результативны для понимания, ка
кой персонаж загадан? Можно ли выявить какие-то общие стратегии угадывания этих персонажей?
9. Творчество и взаимопонимание 139
Упражнение «Пиктограмма»
*
Описание упражнения.
Ведущий зачитывает 10-12 слов и словосочетаний, прося участ
ников сделать для каждого из них небольшой рисунок — такой, при взгляде на который они смогли бы вспомнить, что было названо.
Использовать в рисунках слова, буквы или цифры нельзя. Удобнее, если каждый рисунок будет выполняться на отдельном небольшом листочке, а не все вместе на одном большом. Потом участники, объ
единившись в подгруппы по 4--5 человек, демонстрируют друг другу свои рисунки и обсуждают, что их побудило изобразить эти понятия именно таким образом. Далее каждый из участников придумывает еще несколько понятий, которые могли бы быть выражены с помо
щью этих же рисунков. В завершение организуется выставка: выкла
дываются все рисунки, с помощью которых обозначено каждое из понятий, и озвучиваются все предложенные участниками варианты, что еще могло бы быть обозначено с помощью этих же рисунков.
Перечни слов и Словосочетаний для выполнения упражнения:
Список А
Список Б
Багаж
Имущество
Наслаждение
Безобразие
Обида
Зависть
Аромат
Вкус
Расставание
Свидание
Интересная работа
Скучное путешествие
Мечта
Романтика
Любовь
Интерес
Прошлое
Будущее
Мироздание
Материя
Психологический смысл упражнения.
Упражнение позволяет продемонстрировать, насколько разнооб
разные ассоциации могут вызвать у разных людей одни и те же поня
тия и насколько по-разному могут быть интерпретированы даже те изображения, смысл которых представляется их автору очевидным.
1 4 0 Часть II. Программа тренинга .креативности
Обсуждение. Что нового удалось узнать при взгляде на рисунки о том, как лю
ди воспринимают названные предметы и явления? Какие понятия было изображать проще, а какие сложнее, с чем это связано? Какие варианты рисунков представляются самыми оригинальными? А са
мыми понятными, с помощью которых проще всего запомнить, что за слово было названо? Чаще всего самые простые варианты оказыва
ются
менее креативными, зато более понятными. С чем это связано?
Пример. Упражнение «Мозаика»
Описание упражнения. Участникам выдается цветная бумага, нарезанная небольшими ку сочками (размер 2 x 3 см, 15-20 кусочков на человека), имеющим' форму треугольников, прямоугольников и кружков. Нужно соста' вить мозаику из этих фрагментов. Возможны различные варианту*
1. Ведущий называет .разные предметы, участники индивидуальн
1 строят их изображения (2-3 мин на предмет). Потом созданны изображения демонстрируются другим участникам и коллектив но выбираются те из них, которые являются: самыми оригинальными;
•Ф- самыми реалистичными.
9. Творчество и взаимопонимание
141 2. Ведущий демонстрирует репродукцию картины или фотографию, задача участников — скопировать ее с помощью имеющейся у них
«мозаики». Этот вариант целесообразно выполнять в подгруппах по 3-4 человека, время работы 4-5 мин на изображение. Потом выстроенные «мозаики» демонстрируются другим подгруппам и коллективно выбираются наиболее реалистичные из них.
3. Участники коллективно выполняют большую «мозаику» на ка
кую-либо заранее определенную тему (например, «мои мечты» или «что такое творчество»). Время работы 15-25 мин. Представ
ление работы происходит по следующей схеме: сначала каждый участник делится своим впечатлением от коллективно созданной композиции, потом демонстрирует те ее фрагменты, которые при
надлежат лично ему, и поясняет, какие идеи он хотел выразить с их помощью.
Психологический смысл упражнения. Участники, строя изобразительные композиции и выражая таким путем свои идеи, обучаются использовать имеющиеся в их распоря
жении средства (в данном случае фрагменты «мозаики») в неожидан
ных ракурсах, находить ассоциации между ними и реальными пред
метами. Конечно, эти умения вряд ли пригодятся человеку именно в таком виде, но следует учесть, что они носят весьма универсальный характер — будучи тренируемы в такой деятельности, в дальнейшем они смогут быть использованы и в совершенно других жизненных ситуациях. Кроме того, упражнение в вариантах 2 и 3 способствует сплочению коллектива.
Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникавши
ми в процессе работы и при восприятии ее результатов, потом — свои
ми
соображениями по поводу того, какие умения развиваются с по- мощью этого упражнения и в каких реальных жизненных ситуациях они пригодятся.
Упражнение «Ассоциации»
Описание упражнения. Водящий выходит за дверь, участники в это время загадывают ко
го-то одного из их числа. Потом водящий возвращается, и участники поочередно озвучивают свои ассоциации, связанные с загаданным персонажем, например, отвечая на такие вопросы:
142 Часть II. Программа тренинга креативности
• На кого из знаменитостей он похож?
• На какой предмет он похож?
• Какое растение он напоминает?
Задача водящего — отгадать, о ком идет речь (обычно на это отга
дывание даётся три попытки). Помимо отмеченных выше, он может задавать и другие вопросы, направленные на выявление ассоциаций, связанных с загаданным персонажем.
Психологический смысл упражнения.
Развитие экспрессивности, тренировка ассоциативного мышле-:> ния, создание условий для получения обратной связи (загаданные участники получают информацию о том, какие ассоциации они вы- • зывают у других людей, что создает почву для самопознания). ^
Обсуждение.
Какие эмоции возникали при выполнении этого упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о других?
Цитата дня
Тисунки- и другие произведения креаЙгйвных- детей а/пличамтся
высокой степенью- оригинальности-, юмором, игри&осйгыо- и, раскре-
пощенностыа. ОднакоунШп^ям-и одноклассникам их \щеичас(по
кажутся «дикими-» и-глупыми.
Туник Г. Т.
10. Командное творчество
143 10. Командное творчество
Занятие направлено на выработку навыков творческой работы в команде. Люди, занятые творческим трудом, зачастую привыкают выполнять его в одиночестве и испытывают дискомфорт, если это приходится делать публично. Между тем выполнение креативных заданий в сфере производства и бизнеса (например, осуществление проекта, результатом которого должен стать некий творческий про
дукт, будь то новое промышленное изделие, рекламный ролик или проект развития организации) в большинстве случаев подразумева
ет именно командную работу. Предлагаемые упражнения позволяют выработать необходимые для нее навыки, а
также проследить, кто какую роль склонен занимать при работе в команде.
Упражнение «Шарики»
Описание упражнения. Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какое-либо острые предметы, ногти, детали одежды.
144 Часть II. Программа тренинга креативности
Психологический смысл упражнения.
Разминка, сплочение, «ломка» пространственных барьеров меж
ду участниками.
Обсуждение.
Достаточно короткого обмена впечатлениями.
Упражнение «Мост»
Описание упражнения.
Участникам, объединенным в команды по 4-6 человек, выдают по
40-50 листов бумаги (возможно, предназначенной в макулатуру) и предлагают задание: построить из этой бумаги как можно более длин
ный мост, перекинутый между двумя стульями или столами. Он дол
жен быть целиком подвесным, без промежуточных опор. Запрещается пользоваться какими-либо скрепляющими материалами или допол
нительными предметами, входящими непосредственно в конструк
цию моста (хотя если кто-то додумается использовать дополнитель
ные предметы в качестве противовесов, расположенных на опорах, то не следует запрещать это делать, хотя и не надо специально под
талкивать участников к такому «техническому решению»). В распо-
10. Командное творчество
1 4 5 ряжении участников имеются ножницы. На работу отводится 10-
12 мин, потом каждой из команд поочередно дается слово для пре
зентации своей постройки (1-2 мин на команду). Лучшая постройка определяется голосованием.
Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет тренировать умения выдвигать и отстаи
вать творческие идеи в командной работе, способствует повышению групповой сплоченности, дает материал для обсуждения распределе
ния ролей между людьми, совместно занятыми творческим делом
(генераторы идей, разработчики, организаторы).
Обсуждение. Как распределилась работа между участниками, входящими в ко
манды? Кому принадлежали самые интересные «конструктивные идеи» моста, а кто предпочел позицию воплотителя чужих идей, ор
ганизатора взаимодействия или отстранившегося от активной рабо
ты участника? С чем
связан такой выбор позиций, насколько он ха
рактерен для участников и в других жизненных ситуациях?
Упражнение «На льдине»
Описание упражнения. i Участники делятся на команды по !р-7 человек (желательно, что
бы в командах было одинаковое число участников и между ними равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу.
Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказа
лись на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего мо
ря. Льдина — это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Ка-
1 4 6 Часть II. Программа тренинга креативности саться пола за пределами газеты нельзя — кто сделает это, тот счита
ется "утонувшим"». Когда участники разместятся на своих «льди
нах» и продержатся в таком положении 15-20 с, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает при
мерно по Vi части от каждой из газет, предлагая участникам размес
титься на тг)м, что осталось. Так повторяется 2-3 раза. Если в коман
де «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше — выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Побе
дившей считается та команда, которая продержится дольше других.
Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется! проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участии-; ки демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно актив ных, трудно управляемых группах.
Психологический смысл упражнения.
Техника, помимо стимуляции участников к творческому решений поставленной перед ними проблемы, способствует сплочению, фор мированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонст
10. Командное творчество
147 рирует основной принцип командной работы: выиграть индивиду
ально невозможно, это могут сделать только все вместе. Зато проиг
рать можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив этим под угрозу действия всей команды.
Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом — своими соображения
ми по поводу того, что позволило победившей команде лучше спра
виться в такой ситуацией, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий
просит привести примеры жизненных ситуации, где прояв
ляются сходные механизмы.
Упражнение «Мина-растяжка»
Описание упражнения. Ведущий растягивает веревку приблизительно на уровне груди участников и закрепляет ее
1
. Участники стоят по одну сторону от ве
ревки. Им дается инструкция: «Представьте себе, что вы — команда разведчиков. Вы шли по горной тропинке и вдруг заметили, что по
перек нее, на высоте вашей груди, натянута веревочка, ведущая к ми
не-растяжке. Вы не можете ни обойти ее, ни обезвредить, ни
прог ползти снизу (на земле под ней, похоже, установлено еще несколько обычных мин). Единственный способ преодолеть препятствие — всем переправиться сверху над растяжкой, не задев ее. Выполняйте!» Ес
ли участников много (больше 15-16 человек), имеет смысл разде
лить их на 2-3 команды и организовать соревнование между ними.
Эту технику, как и предыдущую, не рекомендуется проводить в не
достаточно «разогретых» или трудно управляемых группах.
Психологический смысл упражнения. Наряду с моделированием задачи, для решения которой следу
ет проявить креативность и слаженную командную работу, техника способствует сплочению, формированию взаимного доверия участ
ников.
Обсуждение. Сначала участников просят поделиться своими эмоциями и чув
ствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом об-
Мы обычно привязываем эту веревку к ножкам двух стульев, стоящих на партах на расстоянии около 3
м друг от друга. С одной стороны, это не требует каких-либо специальных приспособлений, с другой — веревка закреплена не слишком жестко, что исключает травмы участников, если они зацепятся за нее при выполнении упражнения. 1 4 8 Часть II. Программа тренинга креативности суждается, каким способом удалось преодолеть «растяжку», какие психологические качества участников оказались наиболее важны, чтобы придумать этот способ и воплотить его. И где еще важны та
кие психологические качества?
Упражнение «Ковер-самолет»
Описание упражнения. Для выполнения этого упражнения нужен прочный палас или ко
вер размером примерно 2 х 2 м, который не жалко отдать «на растер
зание» участникам (не исключено, что он будет порван). На нем раз
мещаются 5-6 человек, которым дается задание — переместиться вместе с этим ковром в другой конец аудитории, не сходя с него й не касаясь чего-либо за его пределами.
Психологический смысл упражнения. Техника «разогрева» и сплочения. Кроме того, тренируется уме-.; ние порождать идеи о способах действия в необычной ситуации.
Обсуждение. Сначала участников просят поделиться эмоциями, возникшими в процессе выполнения упражнения (скорее всего, они будут весьма
1 яркими), потом высказаться по поводу того, каким жизненным си
туациям можно уподобить эту игру.
Упражнение «Преодоление пространства»
Описание упражнения. Участники располагаются около одной из стен аудитории и полу
чают задание: всем
добраться до другой стены таким образом, чтобь не касаться пола ступнями ног (например, двигаясь ползком или пе
ремещаясь по стульям), но чтобы каждый способ перемещения ис \ пользовался лишь один раз. Однако те, кто один раз уже преодоле это пространство, могут возвращаться назад и помогать переправит ся оставшимся участникам. Сами они имеют право перемещатьс" нормальным образом, но те участники, которым они помогают, п прежнему не должны касаться ступнями пола (но их можно, напр мер, перенести различными способами или «перевести» на рука держа на весу их ноги). Способы перемещения, опять же, не должн повторяться.
При количестве участников менее 13-14 человек упражнение вы полняется сразу всей группой, при большем их количестве целесоо!
10. Командное творчество 1 4 9
разно разделить участников на 2-3 подгруппы и организовать между ними соревнование на скорость (оптимальный размер команды 8-
10 человек; по возможности, юноши и девушки должны быть поров
ну распределены по командам).
Психологический смысл упражнения.
Создание условий для выдвижения и воплощения идей о спосо
бах действия в нестандартной ситуации, сплочение группы, физиче
ская разминка.
Обсуждение.
Сначала участники обмениваются эмоциями и чувствами, потом озвучивают все способы, которыми осуществляли перемещения (ве
дущий кратко записывает их на ддске или на листе ватмана). Дальше участников просят поделиться соображениями, какие из этих спосо
бов можно оценить как более, а какие как менее творческие, и пояс
нить, на основании чего они пришли к таким выводам.
Упражнение «Волшебный ключ»
Описание упражнения.
Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка (длина определяется из расчета 1 участ-
1 5 0 Часть II. Программа тренинга креативности ник - 1 , 5 м); предлагается пропустить эту веревку под одеждой каж
дого из участников таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Та
ким образом оказывается связанной вся группа. Потом можно пред
ложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).
Когда
упражнение завершено, целесообразно оставить ключ в зо
не видимости участников в качестве своего рода символа группы:
«С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна ко
манда».
Психологический смысл упражнения. Сплочение группы, происходящее в значительной мере на симво
лическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»), обучение ко
ординации совместных действий при решении креативных задач.