Описание упражнения.
Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые дви
жения. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» —
Упражнение «Зеркало»
110 Часть II. Программа тренинга креативности повторяют все его движения (1,5-2 мин).
Потом роли меняются так, чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.
Психологический смысл упражнения. Разминка, сплочение, создание условий для более полного взаи
мопонимания и получения обратной связи возможности взглянуть на свои движения со стороны, глазами других людей.
Обсуждение. Какие эмоции и-чувства возникали при выполнении упражнения?
Что нового удалось'узнать о себе и о тех, с кем вы были в тройке?
Упражнение «Покажи профессию»
Описание упражнения. Участникам, объединенным в подгруппы по 3-4 человека, пред
лагаются списки из нескольких профессий. Их задача — подготовить небольшие драматические этюды, которые бы позволяли зрителям угадать, что это за профессии. Этюды не должны включать речь иди демонстрацию общеизвестных атрибутов профессиональной дея
тельности (вроде белой шапки с красным крестом на голове у врача); профессии показываются путем мимики, движений, взаимодействий участников между собой. Время на подготовку 12-20 мин, на пред
ставления — 1-2 мин на профессию. Каждая из подгрупп поочеред
но представляет свои этюды, а другие подгруппы угадывают эти про
фессии.
Вот примеры списков профессий для упражнения:
П о д г р у п п а 1 П о д г р у п п а 2 П о д г р у п п а 3 П о д г р у п п а 4 Врач Учитель Продавец Охранник Милиционер Военный офицер Судья Юрист Пилот Водитель Программист Машинист поезда Редактор Журналист Бухгалтер Гувернантка Психологический смысл упражнения. Развитие артистизма, умения выражать информацию при недо
статке средств для этого и понимать такое выражение у других людей, сплочение коллектива. Кроме того, упражнение дает основание заду
маться над тем, в чем состоит содержание труда представителей раз
личных специальностей, насколько мы руководствуемся реальными
7. Артистизм 111
знаниями об их деятельности, а насколько — расхожими стереотипа
ми. В силу этого упражнение особенно уместно в имеющих проф- ориентационную направленность тренингах со старшеклассниками.
Обсуждение.
Что этюды отражали в большей степени: реальное содержание тру
да представителей соответствующих профессий или какие-то расхо
жие стереотипы, чисто внешние впечатления о них? Приведите при
меры жизненных ситуаций, когда люди путают одно с другим: на
пример, сами выбирают профессию исходя из внешнего впечатления о ней, не задумываясь над тем, на что ее представители реально тра
тят большую часть своего рабочего времени.
Упражнение «Только для актеров»
Описание упражнения.
Участники получают следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы приехали в другой город и вам нужно поселиться в гостинице.
А там в связи со съездом работников творческого труда все места за
бронированы, и у стойки администратора висит грозное объявление:
"Места только для актеров!" Ваша задача — как-либо доказать адми
нистрации, что вы самый что ни на есть настоящий артист! Положе
ние усугубляется тем, что у вас нет при себе документов, удостове
ряющих ваше место работы или образование. Доказать свою принад
лежность к актерам вы можете, продемонстрировав что-либо из ре
пертуара, рассказав истории из своей жизни и работы».
112 Часть II. Программа тренинга креативности
Далее участники, объединившись в подгруппы по 3-4 человека, получают несколько минут на подготовку, после чего поочередно вы
ходят к стойке «администраторов» (роль которых выполняет веду
щий и еще 2-3 участника, выразившие такое желание) и в течение
2-3 мин убеждают их, что они являются именно актерами. После этого «администраторы» решают, какой из подгрупп удалось проде
монстрировать свою принадлежность к актерам наиболее убедитель
но и соответственно кто получит «гостиничные номера».
Психологический смысл упражнения. Демонстрация стереотипов, существующих у нас по отношению к творческому труду и людям, которые им занимаются. Развитие на
выков экспрессии.
Обсуждение. Какие основные способы продемонстрировать свою принадлеж
ность к актерской профессии были использованы? Что оказалось бо
лее убедительным? В какой мере продемонстрированные модели по
ведения реально отражают
особенности актерского труда и образа жизни, или это проявления расхожих стереотипов? Какие мы можем вспомнить стереотипы относительно представителей других профес
сий, традиционно относимых к творческим (режиссеры, художники, певцы и музыканты и т. п.)? Всегда ли в работе представителей по
добных профессий присутствует творчество? А насколько оно пред
ставлено в работе представителей других профессий, обычно не от
носимых к творческим? (Примеры таких профессий и возможностей для творчества в них участники пусть приведут самостоятельно.)
Упражнение «Драматический этюд»
Описание упражнения. Участники разбиваются на подгруппы по 5-6 человек. Каждая подгруппа получает набор из 8-10 слов, не имеющих логической связи между собой (например, такие слова: бумага, медведь, асфальт, небо, коробка, полотенце). Задача каждой из подгрупп — придумать сюжет, в котором бы эти слова оказались объединены единым дейст
вием, и продемонстрировать драматический этюд по этому сюжету.
Время на подготовку 15-20 мин, на демонстрацию — 3-5 мин.
Психологический смысл упражнения. Развиваются умения генерировать ассоциации, объединять раз
розненные фрагменты информации единым сюжетом, а также трени
руются экспрессия и навыки командной работы.
7. Артпстпзм 113
Обсуждение.
Участников просят поделиться своими соображениями по поводу того, какие умения развивает это упражнение, и привести примеры жизненных ситуаций, где они применимы.
Упражнение «Живой стул»
Описание упражнения.
Каждый участник задумывает какое-либо живое существо, берет стул, представляет его этим существом и демонстрирует другим уча
стникам, как бы он стал с ним взаимодействовать. Разговаривать или издавать какие-либо звуки, характерные для этого существа, запре
щается.
0>
114 Часть II. Программа тренинга креативности
Задача других участников — наблюдая за демонстрацией, угадать, какое существо задумано.
Психологический смысл упражнения. Развитие навыков экспрессии, создание условий для изобретения необычных способов выражения информации и ее расшифровки.
Обсуждение. Какая роль для кого оказалась более комфортной — активного участника или наблюдателя? Насколько этот выбор соответствует тем ролям, которые человек предпочитает в жизни? Что способство
вало пониманию,
какое существо задумано, а что препятствовало?
Чья демонстрация показалась наиболее интересной, чем именно? Ка
ким жизненным ситуациям можно уподобить угадывание того, ка
кие животные «вселялись в стул» в этом упражнении?
Цитата дня Teaffip с пгочки зрения* психолоши — з(па веками самоорганщу-юиишся лаоораМария па скрытному* эксперименту- над, психикой человека. ТСшменкоТО. Т.
8. Порисуем... 115
8. Порисуем...
Это единственное занятие, в котором упражнения сгруппированы не по задачам, на решение которых они направлены, а по используе
мому средству — рисованию. Участников просят принести различ
ные рисовальные принадлежности — карандаши, фломастеры, кисти, акварельные и гуашевые краски, а. также клей и ножницы. Предла
гаемые рисуночные упражнения разнообразны, среди них есть на
правленные и на установление взаимопонимания, и на самовыраже
ние, и на осознание своих жизненных целей и ценностей. Рисование позволяет «оживить» тренинг, сделать его более творческим, избе
жать однообразия. Отметим, что все эти упражнения не требуют спе
циальных художественных умений, в них важны не эстетические до
стоинства изображений, а их содержательная наполненность.
Упражнение «Завершение рисунков»
Описание упражнения.
Каждому из участников выдают по три листа бумаги и просят, по
ложив их горизонтально, скопировать на каждый из них содержание рисунка соответственно (рисунки, расположенные слева на с. 117
116 Часть II. Программа тренинга креативности и с. 118). Рисункам придается такой масштаб, чтобы они занимали примерно по
2
/з площади каждого из листов. После этого дается зада
ние завершить эти рисунки таким образом, чтобы получились цело
стные, осмысленные изображения, а нарисованные ранее фрагменты стали их составными частями. Участников просят постараться при
думать и нарисовать что-то оригинальное, необычное, чего не смог бы.
придумать никто, кроме них. Упражнение выполняется индиви
дуально. У
участников должны присутствовать как простой, так и цветные карандаши или фломастеры, однако их использование спе
циально не оговаривается; если кто-то спрашивает, рисовать в цвете или нет, ведущий отвечает: «Как хотите».
• Лист 1: каждый из четырех фрагментов завершается по отдельно
сти.
• Лист 2: фрагменты объединяются рисунками попарно (объеди
нить их по горизонтали или по вертикали, каждый участник ре
шает сам).
• Лист 3: все четыре фрагмента предлагается сделать составными частями единого рисунка.
На выполнение каждого из этих трех заданий отводится по 4 мин, потом проводится выставка-презентация получившихся рисунков и оценивается их оригинальность. Оригинальными признаются те ри
сунки, в которых способы использования фрагментов встречаются в группе лишь однократно, не повторяются у других участников. При этом важен не сюжет рисунка в целом, а именно способ использова
ния детали: например, если она превратилась у одного участника в рот человека, а у другого в рот рыбы, то эти рисунки оригинальными не признаются.
Кроме того, участникам предлагается оценить такой параметр сво
их рисунков, как разработанность — степень их детализации. Разра
ботанность оценивается по таким правилам.
1. По одному баллу дается за каждую дорисованную деталь, несу
щую какую-либо смысловую нагрузку.
2. По одному баллу начисляется за каждое использование штрихов*; ки, а также цвета, если он логически связан с содержанием рисун-, ка (зеленая трава, красный огонь и т. п.).
3. Если какая-то деталь повторяется несколько раз, то в случае, есл она является повторяющейся по определению (пара глаз или уше* волосы на голове и т. п.), баллы начисляются лишь за одну и этих деталей. При повторении других деталей оценивается разра
118 Часть II. Программа тренинга креативности
Психологический смысл упражнения; Тренировка
умения находить новые, неожиданные ассоциации при взгляде на малоструктурированный материал, объединять его раз
розненные фрагменты в целостную картину, развитие зрительных представлений.
Обсуждение. Какое из трех заданий кому было сложнее выполнять, с чем это связано? О чем, с точки зрения участников, свидетельствует степень детализации рисунков, выраженная с помощью параметра «разрабо
танность»?
Каждого участников просят капнуть на лист бумаги гуашь, чер
нила или густо разведенную акварельную краску. Лист складывается в том месте, куда попала капля, прижимается на несколько секунд, а потом опять выпрямляется. В результате на нем получается клякса, имеющая сложную форму.
Участников просят поочередно продемонстрировать кляксы, ко
торые они изготовили, и быстро назвать трех животных и три неоду
шевленных предмета, которые они напоминают.
Психологический смысл упражнения. Интеллектуальная разминка, тренировка беглости и оригиналь
ности мышления на изобразительном материале.
Упражнение «Клякса»
Описание упражнения. 8. Порисуем...
119 Обсуждение. Какие варианты и чем запомнились, показались наиболее инте
ресными?
Упражнение «Ппсьмена-рисунки»
Описание упражнения. Участникам предлагается написать несколько слов таким обра
зом, чтобы это написание внешне напоминало то, что означают сло
ва. Например, можно предложить такой набор слов:
•> змея;
•> иголка;
•> прибой;
•> облака.
На эту работу отводится 6-8 мин, потом организуется выставка, участники выбирают самые удачные рисунки и награждают аплодис
ментами их авторов. "*
Психологический смысл упражнения. Задание развивает навыки визуализации (перевода в
зрительную форму материала, представленного в виде слов), а также генерирова
ния идей.
Обсуждение. Какие оригинальные идеи проявились в надписях-рисунках, вы
бранных в качестве наиболее удачных? Что за умения, с точки зре
ния участников, развивает это упражнение?
1 2 0 Часть II. Программа тренинга креативности
Пример
.л
Упражнение «Рисунки из фигур»
Описание упражнения.
Участникам демонстрируется несколько рядов, состоящих из гео метрических фигур (см. рисунок ниже), и дается задание дорисова-
8. Порисуем... 121
каждую фигуру таким образом, чтобы из нее получилось целостное, осмысленное изображение, составной частью которого она бы стала.
Повторять сюжеты нельзя, каждая фигура должна превратиться в какое-то новое изображение, но несколько фигур могут быть объеди
нены единым сюжетом изображения. Потом выполненные рисунки оцениваются с позиции оригинальности и разработанности (см. уп
ражнение «Завершение рисунков»).
Психологический смысл упражнения.
Тренировка умения находить неожиданные ассоциации при взгля
де на материал, схожесть которого с реальными предметами сведена
к минимуму.
Обсуждение.
Какие психологические качества, с точки зрения участников, спо
собствовали успешному выполнению этого упражнения, а какие пре-
122 Часть II. Программа тренинга креативности пятствовали? В каких реальных жизненных ситуациях могут приго
диться умения, тренируемые в этом упражнении?
Упражнение «Инопланетянин»
Описание упражнения. На первом ч
этапе работы участникам, объединенным в команды по 4-5 человек^ предлагается в течение 10-12 мин создать описание планеты, не входящей в состав Солнечной системы, на которой мог
ла бы существовать жизнь.
Форма этого описания, а также то, какие именно сведения в него включить, определяется участниками само
стоятельно.
На втором этапе работы участников просят в течение 8-10 мин нарисовать одно или несколько живых существ — «инопланетян», которые могли бы обитать на той планете, описание которой создано, их командой. Рисунки выполняются индивидуально (см. пример).
После этого участники вновь объединяются в команды, демонст
рируют друг другу выполненные рисунки и кратко рассказывают про' изображенных на них существ (3-4 мин). Далее представитель от ка
ждой из команд получает слово, чтобы озвучить описание планеты, а также продемонстрировать ее обитателей.
Психологический смысл упражнения. Тренировка умения выдвигать идеи в ситуациях с высокой степе
нью неопределенности и воплощать их в различных формах (словес-, ные описания, рисунки). Демонстрация того, что творчество пред
ставляет собой не столько создание чего-то принципиально нового сколько представление в новых сочетаниях уже известного: в подав ляющем большинстве случаев «инопланетяне» по общей схеме стро ения напоминают вполне земных существ. Они почти не содержа принципиально новых элементов, а составлены из знакомых, но пред ставленных в новых сочетаниях.
Обсуждение. Какие из рисунков демонстрируют «инопланетян», по общей ex"' ме строения тела не похожих ни на что, уже известное нам? А как!" и что нам напоминают? Откуда взялись конкретные детали, из кот" рых составлены «инопланетяне», являются ли эти детали принцип ально новыми? Если нет, то каким видоизменениям они подвергн: ты? С чем связан тот факт, что в большинстве результатов творчес ва не так уж много принципиально нового, а по большей части
э представление в новых сочетаниях уже известного?
8. Порпсуем...
123 Пример. Упражнение «Ладошка»
Описание упражнения. Каждый участник кладет на лист бумаги свою ладонь с разведен
ными в стороны пальцами и обводит ее контур. После этого предла
гается в контуре, изображающем каждьгй из пальцев, написать ка
кую-либо собственную цель, которую хотелось бы достигнуть в бли
жайшие три года («ваши пальцы показывают на то, чего вам хочется достигнуть»). А на самой ладошке — то, на кого или на что мож
но опереться при достижении этой цели, кто или что поможет на пу
ти к ней («за что
можно ухватиться ладошкой, продвигаясь к своим целям»).'
Психологический смысл упражнения. Одна из техник уточнения целей и осознания ресурсов, которые могут помочь в достижении задуманного.
Обсуждение. Каждый из участников говорит, что нового он понял о себе в про
цессе выполнения этого упражнения. По желанию участники также могут продемонстрировать свои рисунки группе и более подробно рассказать, какие именно цели они поставили и на что могут опе
реться при их достижении.
124 Часть II. Программа тренинга креативности