Главная страница

Москва Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеМосква Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск
Дата22.10.2021
Размер1.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkreativnosti.pdf
ТипКнига
#253467
страница5 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Обсуждение.
Какие варианты запомнились, показались наиболее интересными?
Упражнение «Мнемотехника»
Описание упражнения.
Участникам предлагается попрактиковаться в освоении одного из мнемотехнических приемов (способов облегчения запоминания ин­
формации) — так называемого «метода мест». Его суть состоит в сле­
дующем: когда человеку нужно запомнить набор слов, он представ­
ляет себе, что движется по какой-либо хорошо знакомой дороге. Ка­
ждое слово он представляет в виде образа, который размещает в той части пути, на которой в данный момент мысленно находится (см. пример). Чем более яркие и необычные образы представляются, тем эффективнее работает этот прием. Потом, когда нужно вспомнить слова, человек вновь мысленно проходит по этому пути и «собирает» размещенные на нем образы.
Упражнение выполняется индивидуально. Сначала ведущий разъ­
ясняет суть «метода мест» и демонстрирует, как им пользоваться: просит участников называть любые приходящие им в голову слова и сам запоминает их с помощью данного приема, проговаривая вслух, по какому пути он мысленно движется (это должен быть знакомый всем участникам путь, например от ближайшей остановки транс­
порта до места прохождения тренинга) и какие ассоциации у него

3. Творческое мышление (часть 2) 73
возникают. Потом участникам предлагается выбрать, движение по какой хорошо знакомой для себя дороге они будут представлять. Ве­
дущий медленно зачитывает 12-15 слов, делая между ними паузы по
5 с, а участники практикуются в их запоминании с помощью «мето­
да мест». Потом несколько участников, по желанию, рассказывают о своем мысленном пути и о том, как удалось разместить на нем обра­
зы, связанные с этими словами.
Психологический смысл упражнения.
Этот мнемотехнический прием направлен главным образом не на улучшение запоминания (он слишком сложный и интеллектуально емкий для того, чтобы широко использовать его в таком качестве, да и записная книжка в качестве «протеза памяти» все равно эффектив­
нее), а на развитие воображения и совершенствование умения нахо­
дить ассоциации между новым и уже известным.
Обсуждение.
Для чего, с точки зрения участников, предназначен такой прием, где и. когда его целесообразно использовать?
Пример.
Допустим, для запоминания названы такие слова:
•>
подушка;
-ф- медвежонок;
<•
кошелек; кристалл;
4-
извержение;
<•
вилка; ботинок;
• вентилятор;
<•
крокодил; зеркало; розетка; организм.
Вот как может выглядеть их запоминание с помощью метода мест: «Я представляю себе, как выхожу из метро со станции "Гости­
ный двор" на Невский и иду налево, в сторону Казанского собора.
Нижу, что у главного входа в "Гостиный" выступают бродячие арти­
сты: на подушке танцует медвежонок, вокруг бегает цыганский маль­
чик с кошельком в руках, собирая деньги со зрителей. Рядом сидит цыганка, задумчиво глядящая в магический кристалл и предлага-

74 Часть II. Программа тренинга креативности ющая погадать. Иду дальше и вижу, что на углу Невского и Думской улицы прорвало трубу, вода хлещет из-под тротуара как настоящее
извержение и стекает в подземный переход, откуда выбегают испу­
ганные барышни... Смотрю на башню Государственной думы — на ней сверху какая-то конструкция, как будто в башню воткнули вилку.
Вспоминаю, что это мачта, которая в XIX в. использовалась как оп­
тический телеграф... Прохожу мимо башни, смотрю направо — по­
перек Невского висит реклама-«растяжка», на которой нарисован огромный ботинок. Слева вход в ювелирный магазин. Заглядываю туда — внутри работает вентилятор. Глянул наверх — на козырьке над входом сидит золотая сова... и вдруг к ней откуда-то сзади под­
крадывается крокодил\ Присмотрелся внимательнее — там укрепле­
но выпуклое зеркало, в котором всего-навсего отразилась с увеличе­
нием электрическая розетка, которую я и принял за крокодилий нос.
Иду дальше... вижу Казанский собор, а справа от него, за красивой чугунной решеткой, начинается территория Педагогического универ­
ситета. Он прижился в центре Питера, как гигантский организм, за­
нявший всю территорию от Казанской улицы до реки Мойки».
Упражнение «Классификации»
Описание упражнения.
Участникам, объединенным в подгруппы по 3-4 человека, дает­
ся перечень из 6-8 предметов и предлагается придумать как можно больше различных оснований, по которым возможно классифициро­
вать эти предметы. Задача не в том, чтобы найти наиболее обосно-

3. Творческое мышление (часть 2) 75
ванный критерий их классификации (как в заданиях, входящих в тес­
ты интеллекта), а в том, чтобы предложить как можно более разнооб­
разные и необычные, но логически непротиворечивые критерии для этого.
Перечни предметов могут быть, например, такими.
Список 1
Список 2
Список 3
Табуретка
Лампочка
Перстень
Трамвай
Огурец
Морковь
Желудь
Кепка
Указка
Мел
Труба
Молния
Мотоцикл
Сыр
Корень
Абрикос
Весло
Календарь
Стакан
Носки
Блюдо
Улей
Медаль
Песок
Психологический смысл упражнения.
х
Тренировка умения выделять оригинальные, неочевидные крите­
рии, которые позволяют найти сходство между на первый взгляд раз­
личными предметами. Это важно для решения проблем по аналоги­
ям — одного из распространенных способов порождения креативных идей.
Обсуждение.
Какие из предложенных критериев для классификации представ­
ляются самыми оригинальными, необычными? В каких жизненных ситуациях важно умение находить неочевидные признаки сходства между различными предметами и явлениями?
Упражнение «Необычный звук»
Описание упражнения.
Ведущий или участники, выразившие желание взять на себя та­
кую функцию, издают какие-либо необычные звуки, не показывая окружающим, каким способом они это делают. Производить звуки можно, например, путем трения различных предметов друг о друга.
Задача других участников — выдвинуть как можно больше идей о том, в каких реальных жизненных ситуациях могут возникать подоб-

76 Часть II. Программа тренинга креативности ные звуки, о чем свидетельствовать, а также предположить, каким способом они издаются в данный момент.
Психологический смысл упражнения.
Выдвижение идей о различных вариантах трактовки неоднознач­
ного, малоструктурированного материала.
Обсуждение.
Достаточно короткого обмена впечатлениями.
Упражнение «Кроссенс»
Описание упражнения.
Кроссенс — интеллектуальная игра, в которой участникам дается несколько слов или изображений (обычно 6 или 9, размещенные в таблице 3 x 2 или.З х 3 соответственно) и нужно придумать, как мож­
но объединить любые два соседние.
Например, для работы можно предложить такой набор:
1. Часы
2. Ежедневник
3. Компакт-диск
6. Собака
5. Ролики
4. Гитара
Вариант решения этого кроссенса можно найти в конце книги.
Упражнение выполняется в микрогруппах по 2-3 человека или индивидуально, время работы 10-12 мин. Потом участники делятся предложенными решениями.
Когда принцип данной игры понят, участникам предлагается при­
думать и нарисовать собственный кроссенс (10-15 мин), который потом дается для решения другой подгруппе. Важный момент: при придумывании кроссенса недостаточно только изобразить любые

5. Творческое мышление (часть 2) 77
предметы, после чего предложить другим участникам подумать, как они могут быть связаны; обязательно нужно иметь собственный ва­
риант решения. Потом участники озвучивают варианты решений: тот, который удалось найти решавшим каждый кроссенс, и тот, который подразумевался его создателями.
Психологический смысл упражнения.
Отработка умения находить «общее в различном», объединять внешне несходные предметы, находить аналогии между ними. Де­
монстрация возможности существования разных взглядов на реше­
ния одних и тех же творческих задач и невозможности вынести од­
нозначные суждения об их «правильности» или «неправильности».
Обсуждение.
Насколько совпали варианты решений, предложенных создателя­
ми кроссенсов (или при решении приведенного автором книги при­
мера выше) с теми, которые удалось найти участникам, решавшим кроссенсы? Если это разные варианты, то можем ли мы судить, ка­
кие из них являются верными, а какие — нет? По каким критериям можно оценивать верность/корректность/применимость разных ва­
риантов решения креативных задач?
Цитата дня
Участники., ка^рыедумали над каждой итмвшт1Кой 30 секунд,,
ат'йлекались на некагпарее бремя, а петгам думали еще 30 секунд,,
рааатши, эффективнее, чем те, кт\г думал, 60 секунд подряд. Ъо
время, переры&а, они, успе&аш^а&Шть нжродукт\ивные гипотезы,
и начинали, реиштЬ^адачу^анава, на свежую, иыо&у.
<Ащенк'М.

78 Часть II. Программа тренинга креативности
4. Необычное в обычном
Занятие включает ряд упражнений, призванных научить участ­
ников смотреть на привычные вещи в новых, необычных ракурсах, замечать оригинальное в обыденном. Они иллюстрируют один из ключевых принципов творческого мировоззрения: «Любая частная точка зрения на что бы то ни было — это лишь одна из возможных точек зрения». С одной стороны, при выполнении этих упражнений продолжают тренироваться качества творческого мышления, с дру­
гой — активизируются личностные качества, способствующие твор­
честву (открытость к новому опыту).
Упражнение «Земля круглая»
Описание упражнения.
«Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как показывают психологические исследова­
ния, многие дети понимают эти слова совсем не так, как ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля — это плоский круг, который плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля, они вполне обоснованно отвеча­
ют "круглая!", и этот ответ не противоречит их представлениям об устройстве мира,. Придумайте как можно больше других вариантов, как можно ошибочно, но с точки зрения логики непротиворечиво

4. Необычное в обычном 79
представить себе "круглость" Земли». Упражнение выполняется в под­
группах по 3-5 человек, время работы 6-8 мин.
Психологический смысл упражнения.
Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позво­
ляет продемонстрировать возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при понимании «про­
писных истин», кажущихся очевидными.
Обсуждение.
Участникам предлагается сначала поделиться своими примерами того, как можно представить себе «круглую Землю», после чего пред­
ложить варианты других расхожих фраз и убеждений, которые можно истолковать логически непротиворечиво, но при этом неверно. По­
том предлагается порассуждать о том, насколько уместно проявле­
ние креативности при трактовке подобных утверждений, ведь ори­
гинальные варианты их понимания чаще всего оказываются оши­
бочными. Когда шаблонное мышление оправдывает себя, приводит к верным решениям, а когда, наоборот, ограничивает наши познава­
тельные возможности?
Упражнение «Иностранец»
Описание упражнения.
«Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык и поэтому не в состоянии понять иносказатель­
ный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: напри­
мер, услышав "Не вешай нос", представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы:
•> себе на уме;
•Ф- комар носа не подточит;
•> сам черт не брат;
•Ф- прошел огонь, воду и медные трубы;
<• не подмажешь — не поедешь;
•Ф- у семерых нянек дитя без глазу;
<• яйца курицу не учат;
-Ф- зимой снега не выпросишь;
-Ф- дом был полной чашей;

80 Часть II. Программа тренинга креативности на воре и шапка горит;
•> метать бисер перед свиньями».
Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по три фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.
Психологический смысл упражнения.
Упражнение учит рассматривать в новых, необычных ракурсах то, что кажется понятным, привычным и банальным, вставая на по­
зицию «наивного слушателя», не имеющего сформированного пред­
ставления о том, что он воспринимает.
Обсуждение.
«Вот видите, как своеобразно можно воспринять понятные и при­
вычные фразы, всего лишь мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла! Поделитесь, пожалуйста, примерами ситуаций из вашей жизни, когда отказ от "заранее известного" пони­
мания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе, ре­
шить связанные с ней проблемы».
Упражнение «Странные отгадки»
Описание упражнения.
Участникам предлагается несколько загадок и дается задание при­
думать как можно больше вариантов ответов на них, которые не сов­
падали бы с традиционными отгадками, однако не противоречили условиям загадки, логике и здравому смыслу. Так, например, «сто одежек и все без застежек» -
1
это не только качан капусты, но еще

4. Необычное в обычном ШХ
и луковица, «развал» джемперов в секонд-хэнде, матрешка, провод с многослойной изоляцией, шаманская куколка (делается из накру­
ченных друг на друга тряпок), кокон шелкопряда и т. д.
Примеры загадок.
-Ф- Сам худ, а голова с пуд.
<• Небывалой красоты в небе выросли цветы.
-Ф- Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.
-Ф- Без окон, без дверей — полна горница людей.
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
•Ф- Два кольца, два конца, посредине гвоздик.
•Ф- Висит груша — нельзя скушать.
Еще раз поясним, что задача участников — не отыскать или вспом­
нить правильные, традиционные отгадки, а предложить как можно больше необычных, но логически непротиворечивых вариантов от­
гадок.
Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, они вы­
бирают для работы по три загадки из предложенных (при желании они могут добавить и собственные) и в течение 10 мин придумыва­
ют как можно больше вариантов «странных отгадок» к каждой из них. Потом эти варианты зачитываются вслух. Упражнение доволь­
но сложное, придумывание по 4-5 относящихся к разным смысло-

82 Часть II. Программа тренинга креативности вым категориям вариантов ответа на каждую из загадок следует счи­
тать весьма хорошим результатом.
Психологический смысл упражнения.
Обучение поиску необычных ракурсов рассмотрения информации, поиску оригинальных, на первый взгляд странных, но тем не менее вполне допустимых ее трактовок.
Обсуждение.
Какиелшсли, идеи, воспоминания, ассоциации помогали приду­
мывать «странные отгадки»? Какие из предложенных вариантов, с точки зрения участников, наиболее интересны и чем? Что за уме­
ния развиваются в этом упражнении, в каких жизненных ситуациях они нужны?
Упражнение «Необычные ситуации»
Описание упражнения.
Участникам предлагается несколько описаний странных, но тем не менее, совершенно реальных, взятых из жизненного опыта ситуа­
ций. Примеры таких ситуаций может привести как ведущий, так и > сами участники. Участники выдвигают идеи, объясняющие, как мог­
ла возникнуть такая ситуация. Идеи должны быть правдоподобны­
ми, могущими иметь место в реальности; откровенно фантастичные варианты не принимаются. Упражнение выполняется в командах по
4-5 человек, время для обсуждения — 5 мин на ситуацию. Потом; представители от каждой из команд рассказывают о выдвинутых идеях.
Примеры ситуаций.
• «Мы гуляли по лесу, и на опушке наше внимание привлекло одно молодое дерево. Прямо на его верхушку была нацеплена алюми-? ниевая банка из-под пива. Как ее туда надели? Высота дерева мет­
ров пять, но оно явно слишком тонкое, особенно у верхушки, что- бы выдержать вес залезающего на него человека...»
4- «Возвращались с дачи в Питер по Мурманскому шоссе и видели весьма странную дорожную аварию. У обочины стоит помятая лег­
ковая машина, а на крыше у нее стоит еще одна машина, колес* в воздух свисают. Вокруг суетятся гаишники. Поблизости тольк
1 ровное шоссе, нет ни перекрестков, ни резких поворотов, ни ка ких-либо препятствий на дороге. Как же могла произойти така авария?..»
• «Вернувшись с загородного пикника, мы стали рассматривать еда данные там фотографии. И вдруг обнаруживаем на одной из HI

4. Необычное в обычном 83
что-то загадочное. В небе, на фоне закатного неба, явственно ви­
ден темный диск, напоминающий по форме "летающую тарелку".
Что же это такое?.. Неужели марсиане к нам пожаловали? Самое странное, что когда делался снимок, ничего подобного мы в небе не наблюдали, это появилось только на фотографии».
Психологический смысл упражнения.
Помимо умения генерировать идеи, просто и понятно объясняю­
щие необычные на первый взгляд ситуации, упражнение учит заме­
чать такие ситуации: смотреть на окружающую действительность «от­
крытыми глазами», обращать внимание на необычное.
Обсуждение.
Какие варианты объяснений представляются наиболее творчески­
ми, с чем это связано? А какие варианты наиболее правдоподобны?
Совпадает ли одно с другим? Вряд ли. В каких жизненных ситуаци­
ях важнее обращать внимание на оригинальное, необычное, а в ка­
ких — на более простое и очевидное?
Упражнение «Трактовки»
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта