Главная страница
Навигация по странице:

  • Психологический смысл упражнения.

  • 1 8 5 сами изменились и еще будете меняться при переходе от возраста к возрасту Пример.

  • 1 8 6

  • Цитата дня

  • 1 9 2

  • 1 9 3 Упражнение «Рифмовки» Описание упражнения.

  • Обсуждение.

  • Цптатадня

  • Москва Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеМосква Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск
    Дата22.10.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkreativnosti.pdf
    ТипКнига
    #253467
    страница14 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Психологический смысл упражнения.
    Повышение осознанности и осмысленности взгляда на собствен­
    ную стратегию жизни, личные ценности. Выход на обсуждение того, какую же жизнь есть основания считать творческой и для чего чело­
    веку может быть нужна именно такая жизнь.
    Обсуждение.
    Как вы считаете, почему у вас возник именно такой образ «жизни в аквариуме»? Какие возникали эмоции и чувства, насколько ком­
    фортно было в этой воображаемой ситуации? Насколько похожа представленная вами жизнь на то, что реально вас окружает? Можно ли утверждать, что «жизнь в аквариуме» — это пример нетворческой жизни? Ведь там все заранее известно, предсказуемо, от нас почти

    1 8 4 Часть II. Программа тренинга креативности ничего не зависит, выбраться за пределы этого мирка невозможно.
    Тем не менее может ли «рыбка» и в этих условиях жить творчески, и если да, то зачем ей это нужно?
    Упражнение «Четыре возраста»
    Описание упражнения.
    Участников просят индивидуально выполнить четыре небольших рисунка людей разного возраста:
    1) ребенок,
    2) подросток,
    3) взрослый,
    4) пожилой человек.
    Когда эта часть работы закончена (обычно на нее требуется 10-
    12 мин), участникам предлагают объединиться в подгруппы по 4-
    5 человек. Внутри подгрупп они демонстрируют свои рисунки и рас­
    сказывают о том, какой смысл хотели вложить в них (7-10 мин). По­
    том их просят обсудить и коллективно выработать характеристику каждого из этих возрастов, дав ответы (можно сразу по несколько ва­
    риантов) на следующие вопросы:
    • Что в этом возрасте человеку важнее всего?
    •f Какие в этом возрасте есть уникальные возможности, которых нет ни в каких других возрастах?
    • Что чаще всего делает людей этого возраста более счастливыми?
    На эту часть работы отводится еще 10-15 мин, потом представи­
    телям каждой из подгрупп дается слово для того, чтобы озвучить пе­
    ред общей аудиторией найденные варианты ответов.
    Психологический смысл упражнения.
    Упражнение создает предпосылки для более осознанного и осмыс­
    ленного взгляда на собственный жизненный путь, способствует по­
    иску ресурсов, уникальных для каждого из возрастов, и установлен нию взаимопонимания с людьми, находящимися на других этапах жизненного пути.
    Обсуждение.
    Размышляя об этом упражнении, что вы могли Порекомендоват чтобы более результативно общаться с представителями каждого и возрастов, найти взаимопонимание с ними? Как вы думаете, в ч< состоят уникальные возможности именно вашего возраста? Как в

    13. Творчество как стиль жизни 1 8 5
    сами изменились и еще будете меняться при переходе от возраста к возрасту?
    Пример.
    Упражнение «Творческая жизнь»
    Описание упражнения.
    Участники, объединившись в подгруппы по 5-6 человек, получа­
    ют задание: сформулировать перечень рекомендаций, которые по­
    зволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их на листе формата АЗ-А2. Формулируемые рекомендации долж­
    ны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материаль­
    ных затрат и т. п.).
    Психологический смысл упражнения.
    Перенос рассмотрения проблем, креативности из плоскости спе­
    циально смоделированных ситуаций в область бытовых, каждоднев­
    ных жизненных реалий.
    Обсуждение.,
    Листы, на которых записаны сформулированные командами ре­
    комендации, выкладываются или вывешиваются для обозрения всех участников. Представители каждой из команд по очереди получают слово, чтобы озвучить свои рекомендации и кратко прокомментиро­
    вать, каким именно образом следование каждой из них позволит сде­
    лать более творческой собственную жизнь.

    1 8 6 Часть II. Программа тренинга креативности
    Пример.
    Вот в качестве примера и возможного материала для обсуждения в груп­
    пе список таких рекомендаций, составленный специалистами по психо­
    логии креативности [28].
    • Регулярно выполняйте физические упражнения.
    • Следите за тем, чтобы ваша диета была разнообразной и сбалан­
    сированной.
    • Овладевайте техникой релаксации и медитации.
    • Совершенствуйте уверенность в себе.
    • Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.
    • Читайте художественную литературу, развивающую воображение.
    • Задумывайтесь об альтернативных способах использования пред­
    метов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.
    • Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.
    • Займитесь живописью или скульптурой.
    • Посещайте вдохновляющие места.
    • Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.
    • Старайтесь быть более спонтанными и общительными.
    • Смотрите комедии и старайтесь сформировать свой собственный юмо­
    ристический стиль. Слушайте классическую музыку.
    • Регулярно ищите способы вырваться из вашей «зоны комфорта».
    • Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности раз­
    ными способами.
    • Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.
    • Думайте о себе как о творческой личности.
    • Думайте о креативности как о способе существования.
    • Подражайте той известной творческой личности, которой вы вое* хищаетесь.
    • Развивайте бунтарские черты характера.
    • Приучитесь задавать себе вопрос: «А что если...?»
    • Не засиживайтесь перед телевизором.
    • Позвольте себе мечтать.
    • Не бойтесь оказаться неправым или совершить ошибку.
    • Не выносите поспешных суждений.
    • Интересуйтесь абсолютно всем.
    Упражнение «Жизненный путы»
    Описание упражнения.
    Участники выполняют коллаж на тему «Мой жизненный путь
    Им дается следующая инструкция: «Вы идете по дороге, которая н

    13. Творчество как стиль жизни 187
    зывается Жизнь... Откуда лежит ваш путь и куда? Каковы ваши ос­
    новные достижения в прошлом, настоящем и будущем? Что помога­
    ет вам шагать по жизненному пути, а что препятствует? Кто и что вас окружает? И куда вы хотите прийти?.. Сделайте, пожалуйста, кол­
    лаж, который бы отражал ваш жизненный путь в прошлом, настоя­
    щем и будущем: основные достижения, планы, ваше окружение».
    Упражнение обычно выполняется индивидуально, хотя может при желании участников проводиться и в микрогруппах. В качестве основы для коллажей используются листы формата А2-АЗ или по­
    лотнища светлых обоев. Помимо обычного комплекса изобразитель­
    ных материалов (фломастеры, краски, иллюстрированные журналы, из которых можно вырезать приглянувшиеся картинки), целесооб­
    разно попросить участников принести для выполнения этого упраж­
    нения несколько собственных фотографий, отражающих значимые события их жизни. На выполнение коллажей дается 35-50 мин, по­
    том проводится их презентация. Она организуется как экскурсия, на которой каждый из участников поочередно выступает в роли экскур­
    совода, представляющего группе свою композицию (3-5 мин на че­
    ловека).
    Психологический смысл упражнения.
    Упражнение способствует формированию более осмысленного от­
    ношения к планированию собственного жизненного пути. Оно дает повод задуматься, какие события являются наиболее важными и где источники ресурсов, на которые можно опереться при осуществле­
    нии «режиссуры собственной жизни», достижении поставленных целей и преодолении препятствий.
    Обсуждение.
    Какие эмоции и чувства возникали в процессе работы и возника­
    ют сейчас, при взгляде на готовые коллажи? Что нового удалось по­
    нять о себе, своих жизненных целях и ценностях? Насколько дости­
    жимо будущее, отмеченное на рисунке, на что можно опираться, что­
    бы оно воплотилось в реальность?
    Цитата дня
    ТС. Э. Цишка&ский «придумшпущщ, нопущщлетсгюцщнь, с fnon-
    кими cfnenKOMw w пускающею Ямеапа- ядер щ}ы... -»
    ОСдтарашйсЛ. Ъ.

    1 8 8 Часть II. Программа тренинга креативности
    14. Подводим итоги
    Завершающая встреча направлена на то, чтобы осмыслить полу­
    ченный в ходе тренинга опыт, подвести итоги, дать обратную связь по прошедшим занятиям.
    Упражнение «Почемучки»
    Описание упражнения.
    Ведущий задает несколько вопросов, начинающихся со слова «По' чему», а участники должны по кругу быстро отвечать на них. Ответ
    1 могут быть самыми неожиданными, оригинальными, но логическ непротиворечивыми.
    Например, можно задать такие вопросы:
    • Почему очки не носят на затылке?
    • Почему перелетные птицы улетают зимой на юг?
    • Почему люди не летают, как птицы?
    • Почему многие женщины предпочитают богатых женихов?

    14. Подводим итоги 1 8 9
    • Почему о смерти великих ученых пишут в газетах, а об их рожде­
    нии — нет?
    • Почему медведь косолапый?
    • Почему греки в IX веке ходили пятками назад
    1
    ?
    Психологический смысл упражнения.
    Интеллектуальная разминка, тренировка беглости мышления.
    Обсуждение.
    Какие варианты ответов запомнились, показались наиболее ори­
    гинальными?
    Упражнение «Рисунки с продолжением»
    Описание упражнения.
    Участники сидят в кругу. Каждый из них получает лист бумаги, задумывает какой-либо целостный рисунок на тему «Наш тренинг» и изображает его — но не полностью, а только какую-то одну глав­
    ную деталь, по которой можно бьюю бы догадаться, что за рисунок планируется (2-3 мин). Потом каждый человек передает свой рису­
    нок соседу справа, а сам соответственно получает рисунок того, кто сидел слева от него. На полученных изображениях быстро дорисо­
    вывается еще по одной детали на тему «Наш тренинг» (30 с), после чего по команде ведущего листы опять передаются правым соседям и т. д. Так продолжается до тех пор, пока каждый рисунок не пройдет полный круг и вновь не вернется к тому, кто его начал изображать.
    1
    Пояснение приведено в конце книги.

    1 9 0 Часть II. Программа тренинга креативности
    Психологический смысл упражнения.
    Одна из техник получения обратной связи по прошедшему тре­
    нингу. Кроме того, упражнение позволяет продемонстрировать, на­
    сколько по-разному люди представляют в образной форме одно и то же событие (в данном случае тренинг) и как необычно могут быть интерпретированы замыслы первоначальных авторов рисунков. Да­
    же те рисунки, сюжет которых вроде бы вполне ясен, порой продол­
    жаются очень неожиданно.
    Обсуждение.
    Участники демонстрируют рисунки и комментируют, какие мыс­
    ли и чувства о прошедшем тренинге они изначально хотели выра­
    зить с их помощью, насколько получившееся в итоге изображение отвечает их исходным замыслам и что оно, с их точки зрения, выра­
    жает в окончательном варианте.
    Упражнение «Пятистрочия»
    Описание упражнения.
    Участников просят сочинить пятистрочия (так называемые синк- вейны), которые отражали бы их впечатление о прошедшем тренин­
    ге и его ключевую идею.
    4- Первая строка: одно слово, обычно существительное, наиболее точно и емко отражающее оснойную идею прошедшего тренинга.
    • Вторая строка: два прилагательных, характеризующих тренинг.
    • Третья строка: три глагола или деепричастия, описывающие дей­
    ствия, происходившие на тренинге.
    • Четвертая строка: фраза из дюбых четырех слов, выражающая от­
    ношение автора к происходящему.
    4- Пятая строка: еще одно любое слово, отражающее общую суть те­
    мы стиха.
    На сочинение дается 4-6 мин, потом участники поочередно озву­
    чивают результаты своего творчества.
    Психологический смысл упражнения.
    Один из способов получения в творческой форме обратной связи о тренинге. Четко обозначенный алгоритм построения такого стиха и отсутствие требований к подбору рифмы делают упражнение вполне выполнимым даже для тех, кто не имеет склонности к «изящной сло­
    весности». Главное в данном случае — не подбор слов по их звуча-

    14. Подводим итоги 191
    нию, а выражение с их помощью впечатлений о прошедшем тренин­
    ге, формулирование его ключевой идеи.
    Обсуждение.
    Каждого участника просят подобрать одно слово или сформули­
    ровать краткую фразу, которая, с его точки зрения, наиболее емко выражала бы общую идею всех сочиненных разными участниками пятистрочий.
    Пример.
    •Ф- Творчество.
    -ф- Загадочное, интересное.
    •Ф- Рисовали, играли, общались.
    -ф- Учились разнообразить свою жизнь.
    •Ф- Оригинально.
    Упражнение «Бумажный подарок»
    Описание упражнения.
    Предлагается изготовить подарок, который хотелось бы препод­
    нести группе перед окончанием тренинга. Для этого имеется бумага, ножницы, скотч, рисовальные принадлежности. Помимо изготовле­
    ния подарка предлагается сформулировать и записать пожелание для других участников: оно может быть записано как на самом подарке, так и на отдельном листе или специально изготовленной открытке.
    Время на подготовку подарков и запись пожеланий 10-15 мин. По­
    сле этого подарки распределяются между участниками. Лучше сде­
    лать это с помощью игровой процедуры случайного выбора, напри­
    мер следующим образом.
    • Все встают в круг лицом наружу и кладут изготовленные ими по­
    дарки на пол перед собой, на расстоянии примерно 1 м от себя.
    • По команде ведущего берутся за руки, закрывают глаза и начина­
    ют перемещаться по часовой стрелке.
    • Когда круг сдвигается примерно на половину оборота, ведущий дает команду остановиться и открыть глаза. Каждому достается тот подарок, который в этот момент окажется перед ним.
    Психологический смысл упражнения.
    Одна из форм подведения итогов тренинга, когда дается возмож­
    ность представить и отдать другим участникам его результат в ове­
    ществленной, «объективизированной» форме.

    1 9 2 Часть II. Программа тренинга креативности
    Обсуждение.
    Каждому предлагается придумать и произнести слово благодар­
    ности за полученный подарок.
    Упражнение «Репортаж»
    Описание упражнения.
    Участникам предлагают выбрать для себя 5-7 каких-либо пред­
    метов из числа мелких «безделушек», принесенных ведущим или самими участниками (другой вариант — использовать не реальные предметы, а набор фотографий или рисунков) и подготовить «репор­
    таж», повествующий о каком-либо эпизоде тренинга или любом со­
    бытии, имеющем к нему отношение. В «репортаже» должны быть за­
    действованы все эти предметы или изображения. Упражнение вы­
    полняется в парах, время на подготовку 6-8 мин, на представление
    1-2 мин.
    Психологический смысл упражнения.
    Тренировка умения выдвигать идеи, объединять единым сюже­
    том разрозненные фрагменты информации.
    Обсуждение.
    Что было сложнее всего при выполнении этого упражнения? А что упрощало работу, помогало? Когда важно умение объединять раз­
    розненные фрагменты информации?

    14. Подводим итоги 1 9 3
    Упражнение «Рифмовки»
    Описание упражнения.
    Участникам предлагается завершить в рифму несколько фраз, ка­
    сающихся прошедшего тренинга. В частности, можно предложить такие фразы:
    -Ф- Мы встречались, мы играли, креативность развивали...
    •Ф- Мы на тренинг приходили, где нас с вами научили...
    •Ф- Креативность — что за птица?..
    -Ф- Нам запомнилось так ярко...
    •Ф- Завершается наш тренинг...
    Время для размышлений дается исходя из расчета 2-3 мин на фразу. Нет смысла настаивать, чтобы каждый участник обязательно предложил завершения каждой из них.
    Психологический смысл упражнения.
    Такое задание дает возможность, с одной стороны, задуматься над содержанием и результатами прошедшего тренинга, а с другой сто­
    роны — выразить результаты этих раздумий в творческой форме.
    Обсуждение.
    Какие варианты рифмовок лучше всего запомнились, чем именно?
    Упражнение «Подарки группе»
    Описание упражнения.
    Участники вСтают в тесный круг так, чтобы касаться плечами сво- их.соседей. Каждый кладет руки к ним на плечи. Ведущий в этом же кругу. Он начинает медленно раскачивать круг вправо-влево, сопро­
    вождая это рассказом: «Представим себе, что наш тренинг проходил на корабле. Мы стоим на нем, нас обдувает легкий морской бриз, под ногами мягко покачивается палуба. Корабль приближается к пор­
    ту — скоро наш тренинг завершится, мы сойдем с палубы на берег и отправимся каждый своим путем. Но сейчас, пока мы еще все вме­
    сте, на корабле, давайте подумаем, что мы могли бы друг другу пода­
    рить, чтобы наша дальнейшая жизнь была интереснее, легче, успеш­
    нее, креативнее. Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе.
    Я, например, дарю вам оптимизм и уверенность в себе...» Далее каж­
    дый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
    Понятно, что речь здесь идет не столько о материальных предметах
    («Дарю каждому по 10 руб., после занятия подойдите, заберите»),

    1 9 4 Часть II. Программа тренинга креативности сколько о неких «виртуальных» подарках: качествах личности, жиз­
    ненных позициях, разного рода пожеланиях.
    Когда обмен подарками завершен, ведущий продолжает: «Ну вот, наш корабль успешно прибыл в порт. Сейчас мы сойдем на берег — из тренинга в реальную жизнь. Но прежде чем сделать этот шаг, да­
    вайте скажем^руг другу "спасибо", пожелаем успехов и наградим се­
    бя за успешное плаванье аплодисментами!»
    Психологический смысл упражнения.
    Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положи­
    тельной эмоциональной ноте.
    Обсуждение.
    «Ну вот, наш тренинг подошел к завершению. Все подарки вруче­
    ны, игры пройдены, слова сказаны. Тем не менее если возникло же­
    лание добавить что-то еще — сейчас есть такая возможность».
    Цптатадня
    Творчество — эта спсссанастиудииляГпься и najnafiaffib, умение
    нахадШЛь- решения й- нестандартных ситуациях, нацеленность
    на аткрыЯше нового и склонноспш к иуоокому асщнанию сЬаега
    опыта-.
    Э. Фромм

    Заключение
    Чтобы эффективно проводить психологические тренинги и раз­
    вивать с их помощью креативность других людей, недостаточно овла­
    деть технологией, посредством которой это делается. Необходимо проявлять и собственную креативность. Любой психологический тре­
    нинг — это процесс творческий, подразумевающий высокую степень новизны и неопределенности как для участников, так и для ведуще­
    го. Особенно это касается тренинга креативности, упражнения в ко­
    тором как раз и подобраны так, чтобы смоделировать подобные си­
    туации. Поэтому его неэффективно вести по шаблону, механически воспроизводя последовательность заданий. Программа тренинга — это лишь общий ориентир, стратегический план действий. Ситуация, сложившаяся в конкретной группе в каждый момент времени, будет уникальной, потребует проявления со стороны ведущего беглости, гибкости и оригинальности мышления, а также открытости к новому жизненному и профессиональному опыту. Этим работа ведущего тре­
    нинга сложна, но этим же она интересна.

    Решения и пояснения
    Решения к упражнению «Логические задачки»
    1. Сложить четыре равносторонних треугольника из шести спичек на плоскости затруднительно, но легко сделать это в трехмерном пространстве. Достаточно построить из спичек пирамидку. Ее че­
    тыре грани и будут равносторонними треугольниками.
    2. Чтобы решить эту задачку, линии нужно вывести за пределы квад­
    рата, образованного крайними точками.

    Решения и пояснения
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта