Москва Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск
Скачать 1.36 Mb.
|
жить нам предстоит в среднем 70 лет (по статистике эта цифра в со временной России меньше, но будем оптимистами), то «цена» каж- 162 Часть II. Программа тренинга креативности дого из 10 самых значимых событий — примерно 7 лет. Подсчитайте, сколько из отмеченных вами событий уже в прошлом, умножьте эту цифру на 7 — и получите свой «психологический возраст». Психологический смысл упражнения. Упражнение способствует повышению осмысленности взгляда на свой жизненный путь,-дает хороший повод задуматься, какие же со бытия для нас действительно значимы. Кроме того, оно позволяет выйти на разговор о «психологическом времени» и его взаимосвязи с организацией нашей жизни. Обсуждение. У кого «психологический возраст» получился меньше календар ного, у кого примерно равен, а у кого больше? (Как правило, пример но у 80% участников он получается больше.) О чем, с вашей точки зрения, говорят эти результаты? Психологи утверждают, что с воз растом нам кажется, будто время течет все быстрее и быстрее: для ре бенка день тянется, а для старика годы бегут. Наблюдали ли вы нечто подобное на себе? С чем еще это связано, помимо того, что в моло дости обычно выше «концентрация» значимых событий? Можно и нужно ли организовывать свою жизнь таким образом, чтобы свести к минимуму этот эффект; если да, то как? Какие выводы вы сделали лично для себя из этого упражнения? Упражнение «Ресторан "Грибоедов"» Описание упражнения. В качестве «затравки» для этого упражнения участникам читает ся фрагмент романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где описы вается, как Коровьев и Бегемот пытаются попасть в принадлежащи' московской литературной ассоциации ресторан, называемый «Гри боедов». Удостоверений членов литературной ассоциации у герое естественно, нет. Их останавливает вахтерша, и... — Ваши удостоверения? — она с удивлением глядела на пенсне Коров ва, а также и на примус Бегемота и на разорванный Бегемотов локот — Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? — спросил К ровьев, удивляясь. — Вы — писатели? — в свою очередь спросила гражданка. — Безусловно, — с достоинством ответил Коровьев. — Ваши удостоверения? — повторила гражданка. — Прелесть моя, — начал нежно Коровьев. 11. Творчество в бытовых ситуациях 1 6 3 — Я не прелесть, — перебила его гражданка. — О, как это жалко, — разочарованно сказал Коровьев и продолжал: — Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма при ятно, можете не быть ею. Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоев ский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было! Как ты думаешь? — обратился Коровьев к Бегемоту. — Пари держу, что не было, — ответил тот, ставя примус на стол рядом с книгой и вытирая пот рукою на закопченном лбу. — Вы — не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Ко- ровьевым. — Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот. — Достоевский умер,— сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. — Протестую! — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен! — Ваши удостоверения, граждане, — сказала гражданка. — Помилуйте, это, в конце концов, смешно, — не сдавался Коровьев, — вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! По чем вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове? Или в этой голо ве? — и он указал на голову Бегемота, с которой тот тотчас снял кепку, как бы для того, чтобы гражданка могла получше осмотреть ее. Участникам предлагается ролевая игра по мотивам данного от рывка: 3-5 человек принимают роли «вахтерш», а остальные изобра жают желающих попасть в предназначенный только для писателей 1 6 4 Часть II. Программа тренинга креативности ресторан «Грибоедов». Их задача — убедить «вахтерш», что они пи сатели, и поэтому их следует туда пропустить. Никаких формальных подтверждений своего статуса (удостоверений, копий собственных публикаций и т. п.) у них нет. Каждый из них получает минуту для публичного выступления, в ходе которого должен попытаться убе дить «вахтерш», что именно он достоин пройти в этот ресторан, по скольку относится к «творческой элите». Когда выступления завер шены, «вахтерши» после краткого совещания говорят, кого они при няли решение пропустить в ресторан, а кого нет, и поясняют, чем они при этом руководствовались. Психологический смысл упражнения. Демонстрация и обсуждение стереотипов о творческом труде и за нимающихся им людях, тренировка навыков публичного выступле ния, а также уверенного поведения. Обсуждение. Какими способами участники демонстрировали, что они являют ся писателями или поэтами, что оказалось более убедительным? Ка кие стереотипы при этом проявились? Имело ли место психологиче ское манипулирование; если да, то в чем именно оно состояло? Упражнение «Кто умеет» Описание упражнения. Участники сидят в кругу. Каждый из них, поочередно выступая; в роли водящего, говорит: «Поменяйтесь те, кто умеет...», и называет какое-либо умение. Те, кто обладает им, должны быстро встать и not меняться местами. Психологический смысл упражнения. Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг| друга и раскрыть свои сильные стороны перед другими участникам Обсуждение. Что удалось узнать нового и интересного о группе при выполн \ нии этого упражнения? Чего из названного вы еще не умеете, но хо тели бы научиться? Цитата дня Ъ Шв^ййдрии-прйщ £ оояМорепдм-, &с]01ыгкукотораш помещена i luuaa-ipyuui. ТСак она fnygxv попала? Самое первое преапаложение: юрлгящко ауйшми £ыио атлШпо после Гпаш, как лрщцф оказалась 11. Творчество в бытовых ситуациях 1 6 5 вней. Т>ругаядогадка:дна бутылки приварили, когда груула улсе бымьвнутри. Ъсепала-игкип-: рщгрущаспелая*—^пачипг, и помес тили ее в /бутылку уже палнослпггга (М^ре&гмей. Wa- самом же деле, ест бы мы усидели, каквбу/пылку nepej- гарлыщло npaca&ix&ajatn ветку с крохотным раапкам, который чере^ какое-то время пре- враишется в^релу/огругму-, нам бы не приииосьдал-голонаМь* голо ву над поста&генным вопросом-. Т>е Ъано Э. 1 6 6 Часть II. Программа тренинга креативности 12. Креативное решение проблем Занятие направлено на то, чтобы обучить пользоваться собствен ной креативностью при решении реальных жизненных проблем, по становке и достижении целей. Упражнения демонстрируют, что креа тивность —.это не просто «вещь в себе», а эффективный инструмент, который можно и нужно использовать в различных жизненных си туациях. Описание упражнения. Упражнение выступает логичным продолжением предыдущего, и направлено на конкретизацию действий, которые можно и нужно совершить для достижения поставленной цели. Участников просят нарисовать горизонтальный отрезок, отметить на нем 11 точек на равном расстоянии друг от друга и обозначить их цифрами от 0 до 10< Отрезок символизирует путь к достижению цели. Крайняя левая точ ка (0) обозначает ситуацию, когда цель не достигнута совершенно,; крайняя правая (10) — ситуацию, когда цель достигнута полностью и наилучшим образом. Участников просят написать рядом с каждо* 1 из этих двух точек несколько слов, которые бы описывали соответст венно наихудшее и наилучшее положение дел. Упражнение «Шаг к цели» 12. Креативное решение проблем 167 После этого участников просят оценить с помощью получившейся шкалы собственное положение дел, то, насколько они близки к цели. Участники отмечают соответствующую цифру и записывают рядом с ней несколько слов, описывающих текущее положение дел. А по том их просят нарисовать стрелочку от той точки, которая характе ризует их теперешнее положение, к следующей. «Вот ближайший шаг на пути к вашей цели. Даже если цель пока достижима не полностью, хотя бы этот-то шаг совершить можно и нужно. Подумайте и запи шите, что конкретно вы можете сделать, чтобы он совершился. И ко гда именно вы это сделаете». Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет развивать умение конкретизировать цель в задачах, шагах на пути к ее достижению и переходить от размыш лений к действиям. Часто человек не может достигнуть чего-либо желаемого не потому, что не обладает необходимыми предпосылка ми для этого, а потому, что цель кажется ему слишком глобальной, не «раскладываясь» в его сознании на конкретные действия, которые можно и нужно совершить уже сейчас. Упражнения, подобные опи санному, позволяют хотя бы частично преодолеть это ограничение. Обсуждение. Каждый из участников озвучивает, что конкретно и когда он в ре зультате выполнения этого упражнения решил сделать (стоит на помнить, что, как свидетельствуют психологические исследования, если о намерении заявлено публично, то резко возрастают шансы на то, что оно будет реализовано). После этого обсуждается, для чего и как подобные техники могут применяться при решении жизнен ных и профессиональных проблем. Упражнение «Муха» Описание упражнения. На листе бумаги рисуется поле размером 5 x 5 клеток, в центре ставится фишка — «муха», которая может перемещаться за каждый ход на одну клетку в любом направлении (вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали). Участники поля не видят. Ведущий просит их пооче редно называть по одному ходу и двигает фишку соответствующим образом. Задача участников — делать ходы так, чтобы «муха» не нылетела за пределы игрового поля. При этом запрещено зеркально повторять ход предыдущего участника (например, если сделан ход 1 6 8 Часть II. Программа тренинга креативности «вверх», то следующий участник не имеет права говорить «вниз», он должен выбрать любой другой ход). Психологический смысл упражнения. Концентрация внимания участников, их введение в ситуацию «здесь и сейчас», тренировка зрительного представления объекта, скрытого от непосредственного восприятия. Обсуждение. Как кто выполнял задание — зрительно представлял движения «мухи» по игровому полю, логически просчитывал ее ходы, действо вал просто случайным образом или еще как-то? Какой способ ока зался эффективнее? Как, с точки зрения участников, это упражнение связано с развитием креативности? Упражнение «Карта препятствий» Описание упражнения: Для выполнения этого упражнения каждому участнику предлага-1 ется подумать о какой-то сфере собственной жизни, которой он не, вполне удовлетворен и в которой существует проблема, требующая; решения (1-2 мин). Потом каждый участник получает лист бумаги, поворачивает его горизонтально и делит на три равные части. На" правой части листа пишется желаемый результат — то, что хотелось бы достигнуть в той сфере, о которой размышляет участник. Потом на левой части описывается текущее положение дел. Его нужно вы-- полнить в таком же стиле, как и описание желаемого результата. По-\ еле этого в середине листа описываются препятствия — то, что, с точ ки зрения участника, мешает превращению текущего положения дел а желаемый результат. Участники получают задание: переформулиро- „ вать описание препятствий в вопросы таким образом, чтобы каждый из них начинался со слова «Как?». Желательно сформулировать не менее трех вопросов по поводу каждого из отмеченных препятствий,' Техника подразумевает довольно высокий уровень развития реф-? лексивных способностей участников, в силу чего в работе со студен тами более уместна, чем со школьниками. Психологический смысл упражнения. Эта техника направлена на развитие умения решать проблей с опорой на креативность. Она обучает переформулировать пробле мы в цели: переходить от размышлений о том, что вызывает затруд нения, не устраивает, создает препятствия, к постановке целей и п иску путей преодоления препятствий. 12. Креативное решение проблем 1 6 9 Обсуждение. Поскольку материал, становящийся предметом рассмотрения, мо жет носить весьма личный характер, не нужно настаивать, чтобы каж дый из участников озвучил содержательную сторону своей работы. Более целесообразно попросить каждого кратко поделиться своими чувствами в процессе выполнения упражнения и после его оконча ния, а также соображениями о том, где и как можно в жизни исполь зовать подобную технику работы с затруднениями. Два-три добро вольца могут при желании более подробно рассказать и о содержа нии своей работы (если таких желающих окажется много, то лучше организовать обсуждение в подгруппах, иначе оно необоснованно за тянется). Упражнение «Электронный перевод» Описание упражнения. Участникам предлагается выполнить краткое (1-2 абзаца) описа ние сути беспокоящей их проблемы, которое набирается на компью тере и 2-3 раза переводится на какой-либо иностранный язык и об ратно на русский с помощью программы-переводчика (например, программа Prompt или дистанционная система перевода «Сократ»). В результате получается существенно искаженный текст, из которого даже не всегда возможно понять суть проблемы, не зная ее заранее. Участников просят, внимательно вчитавшись в этот текст, выдви нуть идеи по поводу того, в каких новых, неожиданных ракурсах он позволяет взглянуть на эту проблему и возможные способы ее реше- 170 Часть II. Программа тренинга креативности ния. Упражнение может проводиться как индивидуально, так и в па рах. В первом случае участники работают только со своими текста ми. Во втором — каждый сначала знакомится с искаженным текстом своего напарника и выдвигает идеи по поводу того, о какой проблеме там может идти речь, а уже потом получает оригинальный текст и выдвигает идеи, в каких новых ракурсах может показать проблему его искаженный вариант. Парная работа интереснее, однако она тре бует высокого уровня взаимного доверия участников. Чтобы не зависеть от наличия в аудитории компьютерной техни ки и соответствующего программного обеспечения, описание проб лемы и выполнение электронного перевода можно дать участникам в качестве домашнего задания, обсуждение же выполнить на следу ющем занятии. Психологический смысл упражнения. Во-первых, восприятие искаженного таким способом текста обыч но приводит к возникновению неожиданных ассоциаций, позволя ющих взглянуть в новых ракурсах и на саму проблему. Во-вторых, сама по себе подготовка оригинального текста, в котором кратко опи сывается суть проблемы, позволяет более четко определить, в чем эта суть состоит, систематизировать и конкретизировать относящую ся к делу информацию. Обсуждение. Каждый из участников делится выводами, которые он сделал для себя из этого упражнения, а также соображениями по поводу того, в каких жизненных и профессиональных ситуациях имеет смысл пользоваться подобными техниками. Желающие могут также поде литься сутью своей проблемы и тем, какие новые идеи по ее поводу возникли, а также озвучить фрагменты искаженного и оригинально го текстов, подтолкнувшие к таким идеям. Упражнение «Два предмета» Описание упражнения. Упражнение схоже с описанным выше, но участников просят взять не один случайный предмет, а сразу два, и выдвинуть идеи по поводу того, как они могут взаимодействовать. Потом им предлагается по размышлять', как это взаимодействие между ними может помочь ре шить проблему или увидеть ее суть в новых, неожиданных ракурсах* Если упражнение проводится непосредственно после «Случайного предмета», то целесообразно изменить способ поиска этих предметов 12. Креативное решение проблем 171 (например, если в том упражнении участники искали предметы за пределами аудитории, то теперь ищут их путем «ревизии» содержа ния своих сумок и карманов). Еще один возможный вариант — использовать не сами предметы, а их изображения. В таком случае ведущему следует заранее подго товить подборку фотографий, вырезок из печатных изданий и т. п., на которых изображены необычные предметы (или обычные, но в оригинальных ракурсах), способные вызывать разнообразные ассо циации (см. примеры к упражнению «Фотозагадка»). Психологический смысл упражнения. Тренировка умения искать творческие решения проблем с опорой на ассоциации. Обсуждение. Какие выводы каждый участник сделал лично для себя по ходу выполнения этого упражнения? Какой вариант эффективнее — ис кать решения, разглядывая один случайный предмет (см. предыду щее упражнение), или сразу два? Где в жизни может пригодиться та кая техника? Упражнение «Злой гений» Описание упражнения. Участникам предлагается вспомнить какую-либо свою проблему (возможно, ту же самую, с которой уже велась работа в предыдущих упражнениях). «Представьте себе, что эта проблема — результат про исков злого гения. Он всемогущ, и он преследует единственную цель — всячески вредить вам, создавать проблемы и не давать их ре шить. Вообразите себе эту ситуацию во всех деталях...» Инструкция повторяется дважды, участникам дается минута на размышления, по сле чего предлагается нарисовать этого «злого гения», а потом отве тить для себя на несколько вопросов: 1) Как вы думаете, кто этот «злой гбний»? |