2) Каковы мотивы его действий?
3) Что побудило его выбрать в качестве жертвы именно вас и «пода
рить» вам именно такую проблему?
4) Как его можно победить, обойти, «задобрить», отвлечь, обмануть?
Психологический смысл упражнения.
Это техника позволяет «объективизировать проблему» — рассмот
реть ее как будто на внешнем экране, как не имеющую непосредст-
172 Часть II. Программа тренинга креативности венного отношения к собственной жизни. И, как следствие, создает предпосылки для поиска ее оптимального решения с опорой на объ
ективный анализ, а не переживания.
Обсуждение.
Всех участников просят озвучить, какие выводы они сделали для себя в результате выполнения этого упражнения. Рассказывать ли о сущности проблемы и о том, кем оказался «злой гений», каждый решает для себя самостоятельно.
Упражнение «Случайный предмет»
Описание упражнения.
Участников просят вспомнить о какой-либо проблеме, которая для них на данный момент актуальна и способы решения кбторой они! ищут, и кратко записать ее суть (3 мин). После этого каждому участ
нику предлагается найти любой случайный предмет, который чем-, либо привлечет его внимание (5-10 мин). Возможны различные спо
собы его поиска:
• отправиться за пределы аудитории, отыскать такой предмет за ее пределами и принести с собой (способ наиболее интересен, но при бегнуть к нему не всегда позволяют окружающие условия);
• найти такой предмет в куче «безделушек», предварительно подго* товленных ведущим;
• провести «ревизию» содержания собственных сумок и кармано скорее всего, там отыщется не один подобный предмет.
12. Креативное решение проблем 173
Когда предметы найдены, участников просят вновь посмотреть на записи, сделанные ими по поводу своей проблемы, и выдвинуть как можно больше идей-ассоциаций, как эти предметы могут быть связаны со способами решения обозначенных участниками проблем (6-8 мин).
Психологический смысл упражнения.
Упражнение показывает один из способов использования способ
ностей нашей психики к ассоциациям при поиске творческого реше
ния проблем.
Обсуждение.
Каждый участник кратко обозначает суть своей проблемы, де
монстрирует предмет и делится идеями по поводу того, как он может оказаться связан со способами решения этой проблемы. Потом обсу
ждаются несколько вопросов: t) Удалось ли с помощью этой техники увидеть проблемы и способы их решения в каких-то новых ракурсах; если да, то что именно способствовало этому?
2) Был ли выбор предметов изначально связан с содержанием тех проблем, над которыми размышляли перед этим участники? Так
174 Часть II, Программа тренинга креативности ли случайны наши выборы — не
только в этом упражнении, но и в других жизненных ситуациях?
3) В каких жизненных и профессиональных ситуациях целесообраз
но применять подобные техники поиска решений проблем?
Пример. Говоря о своей проблеме, участник рассказал: «Недавно я рас
стался с девушкой, по ее инициативе. Умом-то понимаю, что это вер
ное решение, совместного будущего у нас с ней все равно не было бы.
Но с чувствами ничего поделать не могу: без конца вспоминаю о ней, обижаюсь, ревную ее к новому бой-френду. Самое скверное, что я вынужден встречаться с ней чуть ли не ежедневно по работе... Что мне делать — не работу же менять?!» В качестве случайного предме
та участник извлек из своей сумки компьютерную дискету. Задумчи
во посмотрев на нее, проговорил: «Когда компьютерная память забита старой, уже не нужной информацией, ее не использовать ни для чего нового. То же происходит и со мной. Проблема не в отношениях с де
вушкой, а в том, что я не могу "отформатировать дискету" в своем мозгу — зациклился на старом, а нового просто не замечаю, реальная жизнь проходит мимо. Постараюсь избегать размышлений о про
шлом, а посмотрю, что нового появляется вокруг...»
На следующем занятии при проведении обсуждения участник вернулся к обсуждению своей проблемы и отметил, что образ с фор
матированием дискеты ему помог. Он стал спокойнее относиться к прошедЩей ситуации, почти перестал переживать при случайных встречах со своей бывшей девушкой, а заодно и завязал отношения с новой — которая, кстати, давно ему симпатизировала, но он, будучи погруженным в свои переживания, раньше этого просто не замечал.
Упражнение «Смятый лист»
Описание упражнения. Участников просят вспомнить о какой-либо проблеме, решение;; которой они хотят найти, подумать о ней 2-3 мин, после чего кратко, в 1-2 предложениях, описать ее суть. Когда эта часть работы заверше на, каждый участник берет лист бумаги, сильно сминает его, а потоц опять разглаживает. После этого участников просят внимательно рас-:
смотреть этот лист, сконцентрировавшись на узоре, образованном ли* ниями, по которым он был смят, и разглядеть в этом узоре какой-либо рисунок (2-3 мин). Потом участники обводят карандашом тот рису-i нок, который им удалось разглядеть в узоре (5-7 мин).
12. Креативное решение проблем
175 Когда изображение готово, участников просят внимательно при
смотреться к нему, еще раз перечитать выполненное ранее описание проблемы, а потом выдвинуть и записать как можно больше идей, ассоциаций, как выполненный рисунок может быть связан с постав
ленной проблемой и возможными способами ее решения. Не обяза
тельно это должны быть логически обоснованные идеи, тесно свя
занные по смыслу с изображением — фиксируется все, что приходит в голову (4-6 мин).
Описанные выше этапы работы выполняются индивидуально.
Далее участники объединяются в подгруппы по 4-5 человек, где по
очередно демонстрируют свои рисунки, комментируют, что именно на них изображено, кратко рассказывают суть поставленной проб
лемы и делятся возникшими идеями о том, как изображение мо
жет быть связано с этой проблемой и способами ее решения. Если у участников, выступающих в роли слушателей, возникают еще ка
кие-то идеи по этому поводу, они тоже делятся ими. Время работы
4-6 мин на человека.
Психологический смысл упражнения Техника носит проективный характер: как правило, после размыш
ления о проблеме и описания ее сути человек «видит» в хаотичном наборе линий, возникших на смятом листе, нечто, связанное с этой проблемой и возможными способами ее решения. Осознание этой связи может позволить разглядеть проблему в новом, нетривиаль
ном ракурсе, обнаружить неожиданный способ ее решения.
Обсуждение. Каждого из
участников просят высказаться, что дала эта техника лично ему и в каких реальных жизненных ситуациях ее целесообраз
но применять. По желанию несколько участников могут более под
робно рассказать, в чем суть поставленной ими проблемы, продемон
стрировать группе свой рисунок и поделиться идеями, возникшими благодаря ему.
Цитата дня Современную улкшу философы нщыМампг капканом, йыставиен-ным челавечестгЪзм у се£я на пуМи. Только 1% выпускников сред-них щкш спосооны сщдаваГпь. fniop ческу/о оо^и^оватеммуш про-дукиию достаточно высокого урй&нл, Тпогда как & начальной щколе эГпопг процент^ на порядок оолъгие. JCymiipcKaucA. Ъ. 176 Часть II. Программа тренинга креативности
13. Творчество как стиль жизни
Занятие направлено не столько на отработку конкретных умений,
связанных с креативностью, сколько на личностный рост участни
ков. Упражнения дают возможность по-новому взглянуть на свой жизненный путь, личные цели и ценности, и поразмышлять, какая роль отводится творчеству в собственной жизни. Главная задача это
го занятия — развитие рефлексивных способностей участников (воз
можности для самоосознания, осмысливания действий в контексте личного жизненного пути).
Упражнение «Необычные действия»
Описание упражнения. Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь свое* необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объясни-; мый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протя*
13. Творчество как стиль жизни 177
жении последних одного-двух месяцев (на размышления дается
1-2 мин). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:
• В чем именно они видят необычность этого действия?
• Что, с их точки зрения, к нему побудило?
• Как они оценивают это действие «задним числом» — к чему оно привело, стоило ли его совершать?
Если в группе меньше 12 участников — упражнение целесообраз
но выполнять всем вместе, при большем числе участников группу лучше разделить на 2-3 подгруппы, которые будут работать парал
лельно.
Психологический смысл упражнения.
Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.
Обсуждение. •**
Как необычные действия влияют на нашу жизнь — делают ли ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда совершить нечто не
обычное хотелось, но что-то остановило? Если да, то что именно, ос
тановило их, и как это оценивается «задним числом» — правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его со
вершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить?
178 Часть II, Программа тренинга креативности
Упражнение «Двойник»
Описание упражнения.
«Наверное, вы смотрели фильмы про Терминатора. Помните, в од
ном из этих фильмов Терминатор мог принимать облик любого дру
гого человека, становиться его двойником. Представьте себе, что он принял ваш облик... Как в таком случае другие люди смогли бы узнать, кто перед ними *- вы или двойник, не пытаясь вас "разобрать на зап
части", а просто побеседовав? Что в вас есть уникального, неповто
римого, такого, чего ему не удалось бы скопировать? Какие вопросы вам нужно задать, чтобы по ответам было очевидно, что вы — это именно вы, и никто другой? Что в вас невозможно повторить?:.»
Участникам дается 5-7 мин на размышления, потом они рассказыва
ют, к каким выводам пришли.
Психологический смысл упражнения.
Упражнение побуждает задуматься, что в каждом из нас есть ори
гинального, неповторимого, каким уникальным жизненным опытом и внутренними психологическими ресурсами мы обладаем.
Обсуждение.
«Каждый из нас в чем-то уникален. Точно такой, как вы, — лишь один на шесть миллиардов. Для чего и когда важно задумываться над собственной неповторимостью, понимать, в чем она состоит? А ко
гда, наоборот, лучше обращать внимание на то, что между людьми есть общего, в чем мы все похожи»?
Упражнение «Волшебный бинокль»
Описание упражнения.
Ведущий просит участников расслабиться
4
, принять удобную п< зу, закрыть глаза и начинает не спеша, размеренно зачитывать инст рукцию, делая паузы в местах, обозначенных многоточиями. «Пред-: ставьте себе, что к вам в руки попал волшебный бинокль. Глядя него, вы видите то, что происходит в вашем будущем, через нескол ко лет. Сначала вы смотрите на один год вперед... Где вы находитес что делаете, кто вас окружает? Рассмотрите эту картинку во вс деталях. А теперь вы смотрите на пять лет вперед... Что вы видите
Какие изменения произошли в вашей жизни?.. И вот вы смотри на десять лет вперед. Какой стала ваша жизнь?.. Где вы находит с кем, что делаете? Какие изменения произошли за это время с в и вокруг вас?..» После этого участников просят открыть глаза, вз
13. Творчество как стиль жизни
179 три листа бумаги, крупно нарисовать на них два частично перекры
вающихся круга (как поле зрения бинокля) и изобразить в них то, что они представили себе через 1, 3 и 10 лет (10-15 мин). Упражне
ние выполняется индивидуально.
Психологический смысл упражнения. Это
техника медитативного плана, позволяющая более осмыслен
но взглянуть на свои жизненные перспективы, мечты и цели, а также перейти к разговору о том, какие шаги следует предпринять для их воплощения.
Обсуждение. Каждый участник демонстрирует свои рисунки и комментирует, что на них изображено. Если рисунки носят позитивный характер, отражают цели и мечты (чаще всего бывает именно так), то участник делится соображениями, что ему следует делать, чтобы это будущее воплотилось в реальность, если же изображено нечто негативное — размышлениями о том, можно ли этого^избежать и если да, то как.
Упражнение «Вживание в предмет»
Описание упражнения. Участников просят принять удобные позы, расслабиться и закрыть глаза. Ведущий не спеша, размеренно зачитывает текст, делая паузы в местах, отмеченных многоточиями: «Представьте себе какой-нибудь
1 8 0 Часть II. Программа тренинга креативности предмет, на который, как вам кажется, вы похожи, про который мог
ли бы сказать "Это я"... Что это за предмет? Как он выглядит, для че
го используется?.. Что и кто его окружает?.. Представьте себе этот предмет во всех деталях, мысленно вживитесь в него... Комфортно ли вам в этом образе,, какие эмоции и чувства возникают?... Побудьте еще с этим предметом... А теперь мысленно скажите ему "До свида
ния", возвращайтесь в нашу аудиторию, открывайте глаза...» Потом участников просят нарисовать себя в образе того предмета, который они представили (8-10 мин).
Психологический смысл упражнения. Упражнение
способствует развитию творческого мышления, свя
занного с использованием метафор, а также в ряде случаев позволяет участникам более полно осознать собственные психологические ка
чества и, шире, свою стратегию жизни.
Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникавши
ми у них по ходу выполнения упражнения, потом демонстрируют рисунки и комментируют, какие их качества проявились в возник
ших образах.
Пример. «Я - чайник»
13. Творчество как стиль жизни 181
Упражнение «Шведский стол»
Описание упражнения.
Участникам предлагается принять участие в подготовке «швед
ского стола», на котором в качестве блюд разложены различные ка
чества личности, и в обеде за этим столом. Сначала, на стадии «при
готовления еды», каждого участника просят придумать по 5 качеств личности, которые, с его точки зрения, будут интересны и полезны для них самих и для других участников (5-7 мин). Желательно не ограничиваться банальными, общеупотребительными характеристи
ками (типа «смелый», «умный», «интересный в общении» и т. п.), а придумать что-то оригинальное, необычное. Возможностей для это
го достаточно. (Для справки: в русском языке для характеристики человеческой личности используется около 2000 слов, не считая раз
ного рода метафор и иносказаний.)
Моя жизнерадостность
Когда названия качеств придуманы, участников просят нарисо
вать «блюда», на которых они будут представлены. Каждое «блюдо» изображается на отдельном небольшом листе (формат А5), форма
182 Часть II. Программа тренинга креативности его представления может быть разной: возможно, качество личности будет изображено по аналогии с каким-то реальным блюдом, но мо
гут быть и другие варианты его представления (15-20 мин). Каждый рисунок снабжается подписью — какое именно качество на нем отра
жено.
Следующая стадия — «сервировка». Каждый участник демонст
рирует свои рисунки, называет отраженные на них качества лично
сти и кратко аргументирует ценность этих качеств (2-4 мин на чело
века). Потом все рисунки выкладываются на какую-либо поверхность достаточного размера, которая и будет «шведским столом».
Завершающая стадия — «обед». Участникам дается несколько ми-
1 нут, чтобы они, свободно перемещаясь вокруг «шведского стола», | внимательно разглядели представленные на нем «блюда» и сделали собственный выбор. Потом каждый участник поочередно выходит, к столу, демонстрирует и называет выбранные «блюда» и кратко объ
ясняет, чем его привлекли именно эти качества, в чем он видит их важность для себя (2-4 мин на человека).
Психологический смысл упражнения. Повышение гибкости восприятия личности своей и других лю-;' дей, расширение «категориального аппарата» для этого. Создание условий для осознания перспективных направлений дальнейшего саморазвития, личностного роста. Тренировка умения генерировать идеи о том, как может характеризоваться человеческая личность ни
как могут быть представлены в творческой форме соответствующие качества.
Обсуждение. Что нужно, чтобы реально получить те качества личности, кото
рые выбраны на «шведском столе»? Какие выводы каждый из участт ников сделал лично для себя из этого упражнения?
Упражнение «Рыбка»
Описание упражнения. Ведущий просит участников принять удобные позы, расслабить! ся, закрыть глаза, а потом, не спеша,
размеренно зачитывает следую щую инструкцию, делая паузы в местах, отмеченных многоточиям»
«Представьте себе, что переселение души в новое тело — реальность
И вот вам в следующей жизни досталось тело аквариумной рыбки'
Весь ваш мир — это аквариум, где вы живете... Что вы за рыбка, ка выглядите?.. Какой у вас аквариум, что в нем имеется?.. Комфорта
13. Творчество как стиль жизни
1 8 3 ли вам в нем? Кто еще, кроме вас, живет там? Где стоит этот аквари
ум, что его окружает, кого и что вы видите через стекло?.. Мысленно поживите немного в этом аквариуме, осознайте, что вы чувствуете в таком положении... А теперь возвращайтесь в свою реальную жизнь, медленно открывайте глаза...» Потом участников просят нарисовать аквариум, который они себе представили (7-10 мин). По окончании упражнения участники демонстрируют свои рисунки и кратко ком
ментируют их содержание (форма произвольная).