Москва Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск
Скачать 1.36 Mb.
|
§iur тнлмаиа прая&ляипьт- по^рщному. Например, & креати&номре бенке майи мирно сосуишМ&а&атп любовь, к Шекспиру и любовь, к куклам. Туник Т. Т. 34 Часть I. Креативность и ее развитие 4. Принципы тренинга креативности Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций Психологический тренинг представляет собой обучение посред ством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируе мого в групповом взаимодействии людей. Такое моделирование осу ществляется с помощью игровых методов и групповых дискуссий. Тренинг не сводится к передаче знаний и умений в неизменном виде, он подразумевает создание возможности прямого соприкосновения с изучаемой реальностью, обучения на собственном опыте. В основу предлагаемого тренинга креативности положено несколь ко принципов. 1. Моделирование ситуаций новизны и неопределенности. Внеш няя схожесть техник, применяемых в этом тренинге, с реальными жизненными и профессиональными проблемами сведена к миниму му. Это сделано намеренно, чтобы избежать активизации разного ро да стереотипов у участников, дать им возможность воспринять зада- 4. Принципы тренинга креативности 35 ния как принципиально новые, требующие поиска оригинального решения. Параллели между психологическими механизмами выпол нения предлагаемых в тренинге заданий и способами решения ре альных жизненных проблем проводятся только после окончания вы полнения упражнений, на стадии обсуждения. Кроме того, инструк ции выполнения предлагаемых упражнений в большинстве случаев содержат лишь обозначение целей и условий работы, йо не содержат конкретных инструкций, алгоритмов ее выполнения. Это создает ус ловия неопределенности, множественности «степеней свободы», что служит важной предпосылкой активизации креативности. 2. Игровой характер взаимодействия. В широком смысле игра определяется в психологии как форма активности, не направленная на получение какой-то утилитарной выгоды, мотивация которой ле жит в самом процессе ее выполнения. Большинство техник, входявдих в тренинг, по внешнему содержанию являются подчеркнуто «бес смысленными», не направленными на решение каких-либо прагма тических задач или актуальных жизненных проблем. От участников, собственно, и требуется на время их выполнения отвлечься от этих проблем, уподобившись играющим детям, проявить спонтанность,, просто увлечься деятельностью безотносительно к тому, какую пользу она принесет. Конечно, техники подобраны таким образом, что каж дая из них должна принести участникам пользу, способствовать раз витию тех психологических механизмов, которые применимы в ре альных условиях, а не только в игровых ситуациях. Но выяснение того, в чем именно эта польза состоит, осуществляется «задним чис лом», на стадии обсуждения. Выполнять же эти техники лучше спон танно, не задумываясь над тем, для чего это нужно, а погрузившись в сам процесс игры. 3. Позитивная обратная связь, отказ от критики содержания ра боты. Соблюдение этого принципа важно по двум причинам. Во-пер вых, позитивная обратная связь (принятие, похвала, одобрение) со здают у участников полржительный эмоциональный настрой, благо приятствующий работе. Во-втоушх, критические суждения в боль шинстве случаев вызывают у адресатов защитную реакцию и, как следствие, блокируют проявления креативности. Последнее особен но ярко проявляется на стадии генерации идей. Поэтому в контексте тренинга креативности следует избегать критических суждений как со стороны ведущего, так и со стороны участников. Обычно мы на стаиваем, чтобы участники во время занятий избегали критических суждений не только по отношению друг к другу, но и по отношению 36 Часть I. Креативность и ее развитие к содержанию тренинга и действиям ведущего: «Тренинг — это игра со своими правилами. И'одно из них — принимать все, что здесь про исходит, как данность, без критики. Ничто так не убивает творчест во, как скепсис». Если же у кого-то возникает настойчивая потреб ность покритиковать тренинг (обычно, кстати, это так называемый «антилидер» — участник, который явно или неявно конкурирует с ведущим за групповое внимание), целесообразно выслушать его индивидуально. 4. Баланс между интуицией и критическим мышлением — это ба ланс между право- и левополушарной активностью головного мозга. Тренинг нацелен не на то, чтобы сделать участников целиком спон танными и несклонными к критике, а на то, чтобы обучить их разли чать и бесконфликтно разграничивать те моменты, когда более уме стна опора на спонтанность и интуицию, и те, когда целесообразно критически осмыслить ситуацию. • Постановка проблемы — критическое мышление. • Генерация идей о способах ее решения — творческие мышление, воображение, интуиция. • Оценка вариантов, обдумывание стратегий их воплощения — кри тическое мышление. 5. Ретроспективное выстраивание параллелей между содержа нием занятий и жизненным опытом участников. Основная задача 4. Принципы тренинга креативности 37 обсуждения каждой процедуры — дать участникам понять, какие пси хологические механизмы оказались задействованы, какие умения развивались и личностные качества активизировались и как все это связано с жизнью участников за пределами тренинга. С одной сторо ны, должны быть озвучены сами эти механизмы, знания, умения. Це лесообразно сначала предложить участникам высказать свои мнения, а потом при необходимости обобщить и дополнить их высказыва ния. Если участники испытывают затруднения, то допускается ко роткий рассказ-монолог ведущего. С другой стороны, участникам следует сопоставить полученный опыт с событиями собственной жиз ни — как прошлыми, так и будущими. Поэтому на стадии обсужде ния допускается отступление от классического для психологических тренингов требования находиться в ситуации «здесь и сейчас», участ ники могут приводить примеры жизненных событий, лежащих за пре делами тренинга. 6. Широкое использование средств визуальной и пластической экспрессии. Это рисунки, драматические постановки и т. д. Такие средства способствуют как развитию качеств творческого мышления и воображения, так и «расшевеливанию» участников в личностном плане, способствуют отказу от шаблонности и стереотипов. В качестве ведущего тренинга креативности может выступать не только психолог, но и представитель смежных специальностей: педа гог, социальный работник. Но в любом случае профессиональный ве дущий должен быть способен совмещать ряд функций [57]: • администратора (собрать, подготовить, договориться, учесть в ра боте все организационные вопросы); • лектора (интересно рассказывать); 4- методиста (подготовить программу, задания, методические мате риалы); • эксперта (разбираться в предметной сфере, которой посвящен тре нинг); • переговорщика (добиваться соблюдения правил и процедур, уметь «продвигать» свои идеи); 4 педагога (уметь научить); 4- лидера (вести за собой и отвечать за результат); 4- и даже... спортсмена (уметь «разложиться на дистанции» тренинга). В тренинге реализован подход, который можно условно назвать «От игры к жизни». Сначала умения, необходимые для творческого 38 Часть I. Креативность и ее развитие решения жизненных и профессиональных проблем, отрабатываются на сугубо игровом материале, а потом, при обсуждении и в после дующих упражнениях, те же самые умения актуализируются на ма териале, связанном с реальными жизненными проблемами участ ников. Цитата дня 'Ч)пайы nepeilfnu afh penpogyKinu&Haia обучения к творческому,, деят&шноопь,... должна, артнщйбы&иЛьс» гпаким- o£pajoM, чЯгог ёы она при&адша к получению, учеником- качеаШенна на&ых, per jyuufnajnaS- как, & соучениц, тЫк- и & ела paj£ufnuu. XyinapcKoiicA. Ъ. Часть II Программа тренинга креативности Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседо вать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее. Е. Торренс Предлагаемая программа тренинга креативности рассчитана на старшеклассников и студентов, хотя может с некоторыми модифика циями проводиться и с участниками других возрастов. Оптималь; ный размер группы 8-16 человек, возможный — от 5 до 25-30. Ос новной акцент в программе сделан на решении следующих задач. 1. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креатив ности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, вообра жения, умения находить неожиданные ассоциации. 2. Демонстрация возможностей использования креативности при ре шении жизненных проблем, а также достижение личных и про фессиональных целей. 3. Формирование навыков командной творческой работы. Тренинговые упражнения объединены в 14 занятий, каждое из ко торых рассчитано ориентировочно на 4 академических часа. Таким образом, общий объем программы составляет 56 часов. Но нужно по мнить, что указанное время очень условно, реальная продолжитель ность работы зависит от целого ряда факторов, в частности от разме ра группы. Хотя в большинстве упражнений и приведены временные ориентиры, они касаются не столько их длительности в целом, сколь- 42 Часть II. Программа тренинга креативности ко продолжительности выполнения конкретных этапов работы (ге нерации идей, рисования, выполнения презентации и т. д.). Скорее всего, количество упражнений для указанного времени реально бу дет избыточным, таким образом у ведущего останется возможность для их выбора. Описание каждого занятия начинается с небольшого пояснения, далее представлены подробные описания входящих в его состав уп ражнений. Они выполнены по единой схеме: процедура проведения упражнения, его психологический смысл, обсуждение, в некоторых случаях — примеры выполнения. Последовательность занятий и уп ражнений внутри каждого из них выстроена исходя из принципа системности в представлении материала и правил организации соци ально-психологических тренингов. Разумеется, именно такая после довательность не является единственно допустимой, опытные веду щие могут пользоваться набором упражнений как «конструктором» для создания собственных программ, отвечающих конкретным зада чам и условиям работы. 1. Знакомство и сплочение 43 1. Знакомство и сплочение Задача первого занятия — познакомить участников, сплотить их, сформировать общее понятие о креативности и о том, в чем суть тре- нинговых технологий ее развития. Целесообразно начать занятие с короткого представления, провести 2-3 техники знакомства, а по том, прежде чем переходить к следующим упражнениям, уделить 15- 20 мин рассказу о том, что такое креативность, из чего она складыва ется и в каких ситуациях нужна. Кроме того, следует обсудить и при нять правила работы в группе: • проявлять активность; • слушать друг друга, не перебирая; • говорить только от своего лица; • если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку^ не говорить о нем в третьем лице; • не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках; избегать критики при выполнении упражнений, если возникла по требность что-то покритиковать — дождаться обсуждения; *• в случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе. 44 Часть II. Программа тренинга креативности Техники знакомства: • «Все, кроме имени». Участники знакомятся в парах (2-3 мин, форма произвольная), после чего каждый представляет своего со седа всем остальным. Имя он называет реальное, а все остальное выдумывает сам, но таким образом, чтобы это имя запомнилось. 4- «Три факта»-. Каждый участник сообщает группе свое имя и три факта о себе. Один из них является реальным, а два других — вы думанными. Задача остальных участников — определить, какой именно из представленных фактов соответствует действительно сти (участникам предлагается поочередно проголосовать за истин ность каждого из фактов). Потом участник, который представлял ся, раскрывает истину: говорит, какой из приведенных фактов реален. 4- «Я знаю...» Участник, держа мяч, говорит «Я (фамилия, имя), и я знаю (называет какую-нибудь знаменитость)», после чего пе рекидывает мяч другому. Тот должен таким же образом предста виться и назвать другую знаменитость, первая буква фамилии ко торого начинается с последней буквы имени предыдущего участ ника. Мяч дважды одному и тому же участнику не кидается. Когда он побывает в руках у каждого, он перекидывается в обратном по рядке; при этом тот, кто кидает его, называет по имени того, кому кидает. Упражнение «Запутки» Описание упражнения. Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой ру кой — за правую руку человека, стоящего напротив (см. рисунок ни же). После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кру гах, организовав между ними соревнование на скорость. Психологический смысл упражнения. Помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требу ющей креативного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барье ры между ними. Кроме того, оно позволяет понаблюдать распределе- 1. Знакомство и сплочение 45 ние ролей в группе (выявление генераторов идей, исполнителей, ор ганизаторов). Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к ре шению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими уча стниками и начали воплощаться? Если нет, то благодаря каким дей ствиям это в конце концов удалось? Описание упражнения. Участники делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к однйРй из подгрупп присоединяется'веду щий). Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне; те, кто во вторую, — занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом все оказываются разбиты на пары. По том ведущий дает тему для обсуждения и распределяет роли: напри мер, те, кто сидит во внутреннем круге, принимают пассивную роль (слушают, задают уточняющие вопросы), а те, кто во внешнем, — ак тивную (рассказывают, отвечают на поставленные вопросы). Через Упражнение «Карусель» 46 Часть II. Программа тренинга креативности 1,5-2 мин по команде ведущего внешний круг сдвигается относи тельно внутреннего на одного человека вправо или влево (т. е. меня ется состав пар) и меняется распределение ролей: те, кто слушал, те перь рассказывают, а кто рассказывал — слушают. Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются актив ная и пассивная роли и задается новая тема для обсуждения. Таким способом обсуждаются 2-3 темы, например: •Ф- мои достижения; мои умения; <• не все знают обо мне, что... Набор тем может быть и другим, но желательно, чтобы они дава ли возможность для самораскрытия в позитивном ключе, рассказа о своих достоинствах, сильных сторонах. Нежелательно обсуждать таким образом слабые стороны, недостатки участников. Психологический смысл упражнения. Знакомство, возможность для позитивного самораскрытия, поиск и осознание своих сильных качеств. Упражнение дает возможность для того, что не очень одобряется в традиционном общении, но важ но для творческого самораскрытия: рассказа о своих сильных сторо нах, достоинствах, случай немножко похвастаться. Обсуждение. Что нового и неожиданного вы узнали о тех, с кем общались? А о самих себе? В какой роли вам было комгфортнее — говорящего 1. Знакомство и сплочение 47 или слушающего, с чем это связано? В обычной жизни не очень-то принято хвастаться, рассказывать о своих достижениях и сильных сторонах... Как вы думаете, почему? Когда и из-за чего о своих дости жениях рассказывать действительно не стоит, а когда можно и по хвалиться? Упражнение «Назови число» Описание упражнения. Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до числа, равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участ ник, если не удалось — прежний водящий называет новые числа до тех пор, пока задание не будет выполнено. Психологический смысл упражнения. Обучение координировать совместные действия. Обсуждение. На что ориентировались участники, принимая для себя решения, когда им встать, а когда остаться сидеть? Упражнение «Скрепки» Описание упражнения. Участники делятся на подгруппы по 5-6 человек. У каждого из них в руках по 4 скрепки. Первое задание: как можно быстрее соста вить из них цепочку (одну на каждую подгруппу, использовав при этом все скрепки). Ведущий фиксирует минимальное и максималь ное время, потребовавшееся для этого. Второе задание: как можно быстрее разобрать цепочку. После этого участникам дается 1 мин для обсуждения, как можно выполнить это задание быстрее, и игра по вторяется. Ведущий опять фиксирует время и сравнивает его с по требовавшимся в первой попытке. Психологический смысл упражнения. Упражнение убедительно показывает, что деятельность продук тивнее тогда, когда заранее спланирован способ ее выполнения, не которое время потрачено на то, чтобы решить, как именно лучше сделать ее. Это касается и деятельности творческой: такой, которая происходит в_ ситуациях с высокой степенью неопределенности, от сутствия заранее известных способов действия. |