Главная страница
Навигация по странице:

  • Цптатадня

  • ЮеьЪ., Ъич.%

  • Один из способов выполнения этого упражнения приведен в конце книги. 60

  • Москва Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеМосква Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск
    Дата22.10.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkreativnosti.pdf
    ТипКнига
    #253467
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    48 Часть II. Программа тренинга креативности
    Обсуждение.
    Насколько быстрее удалось выполнить упражнение со второй по­
    пытки? С чем связано это ускорение — просто с тем, что прошла тре­
    нировка, с тем, что был изобретен более эффективный способ дея­
    тельности, с более четкой координацией действий участников или еще с чем-то? Насколько реально спланировать деятельность и рас­
    пределиться, кому что делать, если нет ясности, какими способами ее выполнять?
    Упражнение «Перекинь мячик»
    Описание упражнения.
    Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (раз­
    мером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он по­
    бывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при боль­
    шем их количестве целесообразно выполнять упражнение в несколь­
    ких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 с на каждого участника. Упраж­
    нение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждо­
    го участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать спо­
    соб, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу.

    1. Знакомство и сплочение 49
    Обычно через некоторое время участники придумывают и демон­
    стрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны (см. рисунок на с. 48). Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!
    Психологический смысл упражнения.
    1. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эф­
    фективно с помощью нетривиального подхода к ней и как это­
    му препятствуют стереотипы («перекинуть — значит подбросить вверх, а потом поймать»).
    2. Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
    Обсуждение.
    Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения зада­
    ния, какой стереотип при этом активизировался? Кому первому при­
    шла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее? Какие ситуации, когда стереотипное виде­
    ние мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удава­
    лось преодолеть эти ограничения?
    Упражнение «Любопытный»
    Описание упражнения.
    Водящий называет какую-либо букву из числа распространенных в русском алфавите, после чего начинает задавать другим участни­
    кам короткие вопросы (каждому один вопрос). Ответом на них долж­
    ны служить слова, начинающиеся на эту букву. Довольно часто це­
    почка вопросов-ответов выстраивается в логически связанный рассказ, но это далеко не обязательно. Главное здесь — не логика, а оператив­
    ность реакции, умение быстро придумывать много вопросов и от­
    петы на них. Кто задерживается с ответом больше чем на 2-3 с или говорит слово, начинающееся на другую букву, сам занимает место нодящего, называет новую букву, и игра продолжается.
    Психологический смысл упражнения.
    Интеллектуальная разминка, тренировка быстроты реакции на не­
    ожиданные вопросы.
    Обсуждение.
    Какие варианты вопросов и ответов запомнились, показались наи­
    более интересными?

    50 Часть II. Программа тренинга креативности
    Пример.
    Допустим, названа буква «К». Тогда беседа может выглядеть, на­
    пример, таким образом.
    — Кто? — Коза.
    — Где? — В кафе.
    — Что делает? — Красуется.
    — С кем? — С котом.
    — Кто этот кот? — Колдун.
    — Он нравится козе? — Когда как.
    — Чем это закончится? — Котовасией. И т. д.
    Упражнение «Стоп-кадр»
    Описание упражнения.
    Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ве­
    дущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавлива­
    ются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп- кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку веду­
    щего участники опять начинают свободно перемещаться по помеще­
    нию, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очеред­
    ное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото- или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

    1. Знакомство и сплочение 51
    Можно использовать, например, такие наборы слов:
    • время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;
    • встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.
    Психологический смысл упражнения.
    С одной стороны, упражнение развивает навыки экспрессии, с дру­
    гой — дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.
    Обсуждение.
    Какие выводы каждый из участников сделал лично для себя при выполнении этого упражнения и в ходе наблюдения за другими участ­
    никами?
    Цптатадня
    Тренируя гМорческиеспосо&носГйи, на про^пяжениимношхлейь, мы,
    не,paj. спращисаш, как и когда у, них Ъщникаш, сйежие щей. Qirir
    fieffwM- чаще, ficeio ёшо: на прагулке,, jaрулем а&тймаоиля, & дан­
    ной,, to йремя, отдыха и- праслущгаЪгниамууугмиг. If омы, ни-ракуне
    сищиали,. чтооы,наоыецашр(т^алисийо6ремлрааагпи накомпи-
    каперс..
    ЮеьЪ., Ъич.%

    52 Часть II. Программа тренинга креативности
    2. Творческое мышление
    (часть 1)
    Главная задача этого и последующего занятий — продемонстриро­
    вать основные качества, которыми характеризуется творческое мыш­
    ление (беглость, гибкость, оригинальность), и предоставить разнооб­
    разные возможности потренировать их. Многие упражнения, предна­
    значенные для этого, напоминают по форме головоломки, логические задачки. Однако в них требуется найти не единственно правильный ответ, а разглядеть как можно больше разнообразных и оригиналь­
    ных, хотя и логически непротиворечивых вариантов. Это лучше все­
    го делать в непринужденной игровой форме; занятия ни в коем слу­
    чае не должны напоминать экзамен или тестирование.
    Упражнение «Оригинальное использование»
    Описание упражнения.
    Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых

    2. Творческое мышление (часть 1) 53
    способов оригинального использования обычных предметов, напри­
    мер таких:
    -Ф- бумажных листов или старых газет;
    •Ф- пустых картонных коробок;
    -Ф- кирпичей;
    •Ф- автомобильных покрышек;
    •Ф- бутылочных пробок;
    <• порванных колготок;
    -Ф- перегоревших лампочек;
    •Ф- алюминиевых банок из-под напитков;
    •Ф- снега, льда.
    Работа выполняется в командах по 4-5 человек, время — 10 мин.
    Наиболее наглядно упражнение проходит, когда есть возможность дать участникам те предметы, о которых идет речь, и попросить не только назвать, но и показать предлагаемые способы их использова­
    ния." Представление работ происходит по такой схеме: одна из под­
    групп называет или демонстрирует один способ использования пред­
    мета. Называние оценивается в 1 балл, демонстрация — в 2 (если предмет не предоставлен участникам и, как следствие, демонстрация невозможна, то любая принципиально реализуемая идея оценивает­
    ся в 1 балл). Следующая подгруппа представляет еще один способ и т. д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в ито­
    ге больше баллов.

    54 Часть II. Программа тренинга креативности
    Психологический смысл упражнения.
    Упражнение дает наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость), позво­
    ляет тренировать эти качества, уходить от шаблонности в воспри­
    ятии окружающих предметов и их привычных функций. Кроме того, оно позволяет акцентировать внимание участников на распреде­
    лении ролей в группе при решении креативных задач (генераторы идей — исполнители, лидеры — ведомые).
    • Обсуждение.
    Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи, а кто их воплощал; кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности участников связано именно такое распределение? Ведут ли себя участники и в жизни так же, как в этом упражнении?
    Когда эта часть обсуждения завершена; целесообразно рассказать о принятых в психологии критериях оценки эффективности выпол­
    нения подобных творческих заданий.
    • Беглость: число идей, выдвинутых каждым из участников.
    • Оригинальность: количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах.
    • Гибкость: разнообразие смысловых категорий, к которым отно­
    сятся идеи. Например, из буМаги можно сделать игрушечный са­
    молетик, кораблик или еще какую-то подобную фигурку; с пози­
    ции беглости это все разные идеи* но с позиции гибкости все они относятся к одной категории (оригами).
    Участники самостоятельно оценивают эффективность работы сво­
    их подгрупп по этим параметрам, при необходимости советуясь с ве­
    дущим.
    Упражнение «Фотозагадкп»
    Описание упражнения.
    Участники, объединившись в подгруппы по 3-5 человек, полу­
    чают для работы по 2-3 «фотозагадки» — снимки, на которых изо­
    бражено нечто на первый взгляд не вполне понятное, допускающее различные трактовки. Это может быть обыкновенный предмет, но снятый в необычном ракурсе (например, вид снизу на автомобиль), какой-либо странный предмет неизвестного назначения, занятый не­
    понятной деятельностью человек, отдельная деталь чего-либо, по ко­
    торой трудно понять, к чему она относится, и т. п. (см. примеры фо-

    2. Творческое мышление (часть 1) 55
    тоснимков, приведенных ниже). Ведущий может сам сделать или отыскать такие снимки, а может поручить участникам в качестве до­
    машнего задания найти их в цветных журналах и собственных фото­
    архивах.
    Участников просят в течение 6-8 мин дать как можно больше вариантов ответов на следующие вопросы, касающиеся каждого из снимков.
    1. Что изображено на снимке?
    2. Какую идею хотел выразить фотограф с помощью этого снимка?
    3. Как можно было бы озаглавить данный снимок, если бы он вы­
    ставлялся на конкурс художественной фотографии?

    56 Часть II. Программа тренинга креативности
    Потом представители каждой из подгрупп демонстрируют фото­
    графии, с которыми они работали, и предлагают свои варианты отве­
    тов на вопросы об этих снимках.
    Психологический смысл упражнения.
    Обучение восприятию в новых, неожиданных ракурсах материа­
    лов, оставляющих простор для воображения, допускающих неодно­
    значную трактовку. Тренировка умения генерировать идеи о спосо­
    бах этой, трактовки, искать неожиданные ассоциации.
    Обсуждение.
    Какие варианты трактовки снимков запомнились наиболее ярко, показались самыми интересными и творческими? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение? Что за психологические качества важнее всего, чтобы продуктивно дейст­
    вовать в подобных ситуациях?
    Упражнение «Невероятная ситуация»
    Описание упражнения.
    Участникам предлагается поразмыслить над какой-либо вообра­
    жаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне ма­
    ловероятно: Их задача — представить, что такая ситуация все-таки произошла, и предложить как можно больше последствий для чело­
    вечества, к которым она может привести. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-5 человек, время работы дается из расчета 5-6 мин на одну ситуацию. Вот несколько примеров невероятных ситуаций для этого упражнения.
    • Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле.
    • Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские.
    • У всех людей внезапно вырастут хвосты.
    • Исчезнут окончания во всех словах русского языка.
    4- Доллар подорожает в 100 раз по сравнению со всеми другими ва^ лютами.
    • С облаков начнут свисать тросы до самой Земли.
    4- Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт.
    4- Коэффициенты трения у всех веществ на Земле уменьшатся в 20 раз.
    4- Все металлы превратятся в золото.
    4- Люди научатся точно читать все мысли друг друга.

    2. Творческое мышление (часть 1) 57
    Возможны различные варианты проведения этого упражнения.
    Например, нескольким подгруппам может быть предложена для об­
    суждения одна и та же ситуация. Тогда представление результатов организуется следующим образом: каждая из подгрупп поочередно получает слово для того, чтобы озвучить одну идею, повторяться нельзя. Если оригинальные идеи у подгруппы исчерпались, она вы­
    бывает из игры; побеждает та команда, которая пробудет в игре доль­
    ше всего. Если же подгруппам предложены для обсуждения разные ситуации, то такое соревнование не проводится, вместо этого пред­
    ставители каждой из подгрупп озвучивают по 3-5 идей, которые по­
    казались наиболее оригинальными.
    Псшологичеашй смысл упражнения.
    Тренировка умения генерировать необычные идеи применитель­
    но в том числе и к таким ситуациям, которые выходят за рамки обы­
    денных представлений. •
    Обсуждение.
    Какие из предложенных идей ярче всего запомнились, представ­
    ляются самыми творческими? Чем именно интересны эти идеи? Что способствовало выполнению этого упражнения, а что препятство- нало? В каких реальных жизненных ситуациях пригодится умение размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли вы привести примеры из своего жизненного опыта, когда на первый взгляд неве­
    роятная ситуация становится реальной?

    58 Часть II. Программа тренинга креативности
    Упражнение «Что? Откуда? Как?»
    Описание упражнения.
    Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо не­
    обычный предмет, назначение которого не вполне понятно
    1
    (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
    1) Что это?
    2) Откуда это взялось?
    3) Как это можно использовать?
    При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.
    Психологический смысл упражнения.
    Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необыч­
    ных идей и ассоциаций.
    Обсуждение.
    Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представля­
    ются самыми интересными и оригинальными?
    Упражнение
    «Усовершенствование игрушки»
    Описание упражнения.
    Участникам демонстрируется мягкая игрушка и дается задание: предложить как можно больше принципиально осуществимых спо­
    собов ее усовершенствования — что можно сделать, чтобы детям ста­
    ло интереснее с ней играть? Упражнение выполняется в подгруппах по 4-5 человек, время работы 8-10 мин. Потом представители каж­
    дой из подгрупп поочередно излагают свои идеи.
    Психологический смысл упражнения.
    Тренировка умения генерировать идеи в условиях командной ра­
    боты.
    Обсуждение.
    Что, с точки зрения участников, способствовало появлению но­
    вых идей при выполнении этого упражнения, а что препятствовало?
    1
    Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения — брать не предметы
    целиком (их назначение, как правило, понять легко), а обломки чего-либо — такие,
    чтобы по ним сложно было догадаться, откуда они взялись.

    2. Творческое мышление (часть 1) 59
    Какие идеи представляются наиболее творческими? Как можно классифицировать высказанные идеи, к каким смысловым категори­
    ям они относятся? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?
    Упражнение «Логические задачки»
    Описание упражнения.
    Участникам предлагается решить несколько логических задачек
    1
    , например таких.
    • Сложить четыре равносторонних треугольника из шести спичек.
    • Соединить девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги.
    • • •
    • • •
    • • •
    • Имеются четыре фрагмента цепочки, каждый состоит из трех замкнутых колец. Разомкнуть одно кольцо стоит 10 руб., сомк­
    нуть — 20. Нужно последовательно соединить все четыре фраг­
    мента цепочки в один круг, потратив на это 90 руб.
    Один из способов выполнения этого упражнения приведен в конце книги.

    60 Часть II. Программа тренинга креативности
    • Крестьянину нужно переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. В лодку одновременно с ним помещается только что-то одно из перечисленного. Нельзя оставлять на берегу без присмот­
    ра волка с козой или козу с капустой либо отправлять лодку в «са­
    мостоятельное плавание» без крестьянина на борту. Как органи­
    зовать перевозку, чтобы все остались целы?
    Первые 1-2 задачки участникам предлагается решить индивиду­
    ально, потом организуется работа в командах по 3-4 человека. Участ­
    ников просят не просто решать-задачи, но при этом еще и наблюдать за тем, как это происходит: во-первых, обращать внимание на то, как им самим приходят идеи; во-вторых, на то, как складывается команд­
    ная работа.
    Психологический смысл упражнения.
    Общее между предлагаемыми задачками состоит в том, что для их решения нужно выйти за пределы непосредственно данной, оче­
    видной на первый взгляд ситуации, отказаться от поиска решения в направлении, приходящем в голову при поверхностном рассмотре­
    нии ситуации. Упражнение позволяет тренироваться в решении за­
    дач такого рода и создает условия для наблюдения и самонаблюде­
    ния за тем, как это происходит.
    Обсуждение.
    Участников просят поделиться результатами своих наблюдений и самонаблюдений: что удалось заметить относительно того, как воз­
    никали идеи у них самих и как складывалось командное взаимодей-

    2. Творческое мышление (часть
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта