Москва Санкт Петербург НижнийНовгород Воронеж Ростов н а Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск
Скачать 1.36 Mb.
|
бояЯгся- ugfnu на риск и- про&еряЯгь- новые идеи даже ffiaiga-, когда великивероатнос^ь-а1Л1ибки, но-соспгороныанимогуМ-пока§апгьг сяиупцами. 96 Часть II. Программа тренинга креативности Упражнение «Мое отражение» Описание упражнения. Каждый участник прислоняется спиной к стене, где висит полот нище светлых обоев или 2-3 склеенных листа ватмана высотой в ег/ рост, и принимает позу, которая, как он считает, отражает его типич ное эмоциональное состояние. Напарник обводит на листе каранда шом контур его тела, после чего они меняются ролями. Когда контур тела каждого участника обведены, полученные рисунки раскрашива ются и при желании дополняются реальными украшениями и дета 6. Воображение и выразительность Задача данного занятия — развитие творческого воображения. Напомним, что ч так называется познавательный процесс, в результа те которого возникают новые образы, не сводимые к тому, что было непосредственно воспринято человеком. Конечно, продукты творче ского воображения включают и уже известные элементы, но пред ставлены они в новых, необычных сочетаниях. Наряду с этим участ ники обучаются выражать свои идеи в необычных, оригинальных формах. б. Воображение п выразительность 97 лями одежды занимающихся. Время работы 30-40 мин, при раскра шивании контуров тела целесообразно использовать акварель или гуашь. По окончании рисования каждого участника просят придумать и продемонстрировать презентацию своего «отражения на обоях» (2-3 мин на человека). Психологический смысл упражнения. Развитие экспрессивности, осознание своих телесных «зажи мов» — областей повышенного мышечного напряжения, связанных с недостаточно выраженными эмоциями, неосуществленными жела ниями и т. п. Кроме того, упражнение позволяет задуматься над тем, как участники относятся к собственному телу, а если какие-то части своего тела им не нравятся — понять причины этого. Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали по ходу выполнения этого упражнения? Насколько удобна и естественна поза, отраженная на рисунке? Какое эмоциональное состояние она отражает, что побуж дает ее принимать? Что за области тела оказались выделены более яркими цветами, с чем это связано? Что нового удалось понять о се бе и о других участниках при выполнении этого упражнения? Упражнение «Что делает буква» Описание упражнения. Участникам предлагается выбрать какую-нибудь часто встречаю щуюся в русском языке букву (приблизительно из такого набора: Б, И, К, М, П, Р, С, Т) и изобразить ее в виде человечка. После этого они придумывают как можно больше начинающихся на выбранную бук ву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек, и рисуют его (по-прежнему в виде буквы) за каждым из этих занятий. Упражнение выполняется индивидуально, на листах формата A3, время работы 8-12 мин. Потом проводится выставка получившихся рисунков. Психологический смысл упражнения. Развитие как вербальной креативности (поиск глаголов на задан ную букву), так и умения выражать свои идеи в необычном, подчерк нуто-странном контексте (в данном случае — через рисунки буквы, превращенной в человека и занимающейся разными делами). Обсуждение. Что и чем именно интереснее всего в созданных рисунках? 98 Часть II. Программа тренинга креативности Пример. Безобразничает Болтает Боится Боксирует б. Воображение и выразительность 99 Упражнение «Угадывание цветов» Описание упражнения. Каждый участник загадывает цвет и демонстрирует его мимикой и жестами так, чтобы водящий угадал, какой цвет загадан. При этом нельзя указывать на присутствующие объекты такого цвета. Водя щему дается три попытки на отгадывание каждого цвета; если он от гадал — то меняется местами с участником, если нет — переходит к от гадыванию цвета, задуманного следующим участником. Игра прово дится в таком порядке до пяти-шести отгадываний. Потом можно предложить побыть водящими двум-трем добровольцам из числа тех участников, которым не довелось оказаться в этом качестве. Психологический смысл упражнения. Развитие навыков экспрессии, создание условий для изобретения способов передачи информации при недостатке доступных для этого средств, а также выработка умения «расшифровывать» такую инфор мацию. . Обсуждение. 1. Обмен эмоциями и чувствами, возникшими в процессе работы. 2. Обсуждение, благодаря каким «режиссерским находкам» удалось посредством мимики и жестов наиболее эффективно передавать информацию о цветах. Упражнение «Гулливер» Описание упражнения. «Представьте себя на месте Гулливера, который попадает в страну лилипутов (там его рост примерно с трехэтажный дом) и в страну ве ликанов (там его рост примерно с карандаш). Выдвиньте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каж дой из этих стран в качестве: -Ф- шляпы; •+ •ф- дома; •Ф- кровати; -ф- постельного белья; •Ф- машины; •> домашнего животного; •Ф- записной книжки». 1 0 0 Часть II. Программа тренинга креативности Упражнение выполняется индивидуально, время работы 10- 12 мин. Потом участники озвучивают свои варианты, а ведущий за писывает их. Психологический смысл упражнения. Упражнение основано на приеме гиперболизации (представление знакомых объектов в утрированно уменьшенном или увеличенном виде), что способствует появлению новых ассоциаций, развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракур сах, обращать внимание на такие их свойства, которые в обыденной жизни не замечаются. Обсуждение. Где было проще представить себя в роли Гулливера — в стране ли липутов или великанов? С чем это связано? Какие из выдвинутых j идей об использовании предметов представляются наиболее инте ресными? Что за неожиданные свойства привычных предметов в них использованы? Упражнение «Четыре буквы» Описание упражнения. Водящий называет четыре буквы из числа распространенных в рус ском алфавите, а каждый из других участников по кругу быстро при думывает и говорит предложение из четырех слов, каждое из кото рых начинается с названной водящим буквы. Психологический смысл упражнения. Интеллектуальная разминка. б. Воображение и выразительность 101 Обсуждение. Какие варианты предложений запомнились, показались наиболее интересными, чем именно? Упражнение «Противоположности» Описание упражнения. Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуа ций и дается задание придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные описанным. Упражнение вы полняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2-3 мин на ситуацию. Потом представители каж дой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противопо ложные предложенным ситуациям. Для работы можно предложить, например, такие ситуации: •Ф- профессор читает лекцию; •> художник рисует картину; •> журналист печатает на компьютере текст статьи; •> турист загорает на пляже; <• девушка едет с горки на роликах; 1 0 2 Часть II. Программа тренинга креативности •> в ресторане подают фуа-гра в ананасовом соусе; ] <• молочник везет молоко. 1 Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует 1 избегать слишком простых вариантов, в которых противоположные 1 ситуации очевидны (типа «Покупатель приобрел яблоко»/«Прода- 1 вец его продал»), а выбирать такие, где противоположности не столь 1 очевидны или по крайней мере их можно выделить на основе разных I признаков. 1 Психологический смысл упражнения. 1 Тренировка мышления «от противного» — способа поиска реше-1 ний проблем, при котором для более полного понимания их сути 1 представляется их противоположность. Развитие гибкости в воспри-Я ятии жизненных ситуаций. • Обсуждение.' Я Какой смысл мы вкладывали в понятие «противоположность», Я выполняя это упражнение? В каких ситуациях придумать противо-Я положНые варианты было легче, а где сложнее, с чем это связано? Я Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться Я подход к решению проблем «от противного». 'Я Пример. Я . Допустим, дана ситуация «Шофер ведет автобус». Что можно рас-Я сматривать как противоположности? Вариантов много. Например,™ «Пассажиры, не дождавшись автобуса, шагают пешком», «Автобусе тянут на буксире», «Девушка едет на мотороллере» (автобус боль-Я шой, а мотороллер маленький; автобусные шоферы обычно м у ж Л чины, а тут речь идет о женщине) и т. п. В любом случае, обычно про-Я тивоположность касается не всей ситуации в целом, а какого-то еещ конкретного аспекта (ехать — идти, перемещается сам — буксируютЯ большой автобус — маленький мотороллер). Я Упражнение «Назови рисунки» 1 Описание упражнения. Я Участникам демонстрируются несколько изображений, отражаюЯ щих необычную ситуацию деятельности или общения людей, по к о Д торым нельзя было бы однозначно понять, чем заняты персонажиЯ что происходит между ними (примеры таких рисунков см. ниже)Д Для упражнения несложно подобрать и фотографии или и л л ю Д страции такого же типа из «глянцевых» журналов. Задача участниЯ ков — придумать яркие, оригинальные, необычные названия к к а ж Я б. Воображение и выразительность 1 0 3 дому из рисунков (это делается индивидуально, время 1,5-2 мин на каждый рисунок). Потом все предложенные варианты озвучивают ся, и участники выбирают путем голосования самое яркое название каждого из них. Возможен и более сложный вариант, уместный в группах, где по добрались креативные участники, обладающие хотя бы минималь ными навыками рисования. Сначала участников просят самостоя- 1 0 4 Часть II. Программа тренинга креативности тельно придумать и создать рисунки, где была бы отражена какая-то социальная ситуация или деятельность людей, но при взгляде на ко торые нельзя было бы сразу однозначно понять, что именно там представлено. Потом рисунки «выносятся на суд общественности»: демонстрируются группе, к каждому из них коллективно придумы ваются варианты названий, из предложенных вариантов выбирают ся самые яркие и интересные. В заключение авторы рисунков рас сказывают, какую же идею они сами хотели в них вложить. Психологический смысл упражнения. Тренировка умения генерировать яркие, необычные ассоциации при взгляде на материал, допускающий неоднозначную интерпрета цию; домысливать недостающие детали сюжета, восстанавливать кон текст ситуации и выражать возникшие идеи в словах. Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали по ходу работы, как они ока зались связаны с теми идеями, которые пришли участникам в голо вы? Что именно привлекло в тех названиях, которые были признаны наиболее интересными? Что, по мнению участников, изображено на рисунках на самом деле, если их анализировать с позиции разума? Упражнение «Промежуточное звено» Описание упражнения. Участникам зачитываются два логически несвязанных между со бой предложения, в каждом из которых описывается какая-либо си туация. Например, можно предложить такие варианты. • На фонарный столб сел скворец. Студент не смог сдать экзамен по психологии. • В магазин привезли некачественную колбасу. Бабушка взяла га зету и с ней в руке пошла куда-то. • Хулиган разбил окно. Менеджера по продажам повысили в долж-* ности до директора магазина. Задача участников — придумать «промежуточное звено»: то, чт могло произойти между этими ситуациями, так что первая из ни стала причиной второй 1 . Упражнение может выполняться в микро группах по 2-3 человека или индивидуально. Время работы: 4-6 ми на ситуацию. Один из возможных вариантов решения приведен в конце книги. б. Воображение и выразительность 1 0 5 Психологический смысл упражнения. Упражнение обучает искать связующие звенья между внешне не сходными ситуациями, выходить за рамки непосредственно пред ставленной ситуации, генерировать идеи о возможных путях превра щения одной ситуации в другую. Обсуждение. Что при выполнении задания оказалось наиболее сложным, а что, наоборот, упрощало работу? Какие варианты «связующих звеньев» из числа высказанных участниками наиболее ярко запомнились, чем именно? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упраж нение? Цитата дня ПрабимхноепщнаниедейспМи^^ наш элемента- воображения, ёе§- anuefna am geucmtuimimmoctnu, Qin thex непасреасШвенных, конкретных еаиничных гЪгечатлетш, коМорыма зпш дейстьЪлтельнжть npegefna&eeHa... Ъшатский-А. С. 1 0 6 Часть II. Программа тренинга креативности 7. Артистизм Занятие направлено на развитие экспрессивных умений, позво ляющих выражать свои идеи, мысли, чувства в необычных формах, оригинальным образом, но при этом понятно для окружающих. В дан ном случае творческими являются не столько сами по себе идеи, сколько способы их выражения. В процессе изобретения и демонст рации этих способов тренируются качества творческого мышления, улучшается взаимопонимание участников, появляются возможности для самовыражения. Упражнение «Покажи движениями» Описание упражнения. Участники делятся на четыре подгруппы, которые получают nOf одному слову из каждого списка: •Ф- время суток (утро, день, вечер, ночь); -Ф- время года (зима, весна, лето, осень); •Ф- стихии (вода, земля, огонь, воздух); •Ф- эмоции (страх, гнев, интерес, обида); -Ф- возраст (ребенок, подросток, взрослый, пожилой человек); 7. Артистизм 1 0 7 <- профессия (водитель, врач, повар, учитель); •ф- цвет (красный, зеленый, синий, желтый). Проще всего распределить слова между подгруппами путем же ребьевки: написать их на небольших листочках бумаги, перевернуть и попросить представителей каждой из подгрупп вытянуть по одно му листочку из каждых четырех. Другим подгруппам вытянутые лис точки не демонстрируются и не зачитываются. Когда слова распределены, каждая из подгрупп получает задание: подготовить небольшие драматические этюды, изобразив с помощью движений каждое из доставшихся им слов. Разговаривать при этом нельзя. На подготовку дается 6-8 мин, потом команды поочередно де монстрируют свои этюды, а представители других подгрупп, высту пающие в роли зрителей, угадывают, о каких именно словах идет речь. Психологический смысл упражнения. Развитие экспрессивности, умения передавать информацию при ограниченности средств для этого и воспринимать ее в условиях за ведомой неполноты, сплочение команды. Обсуждение. Что было легче — демонстрировать или угадывать слова? Какие именно наборы слов были проще или сложнее в работе? С чем это связано? Произошло ли распределение ролей в командах в процессе работы (генераторы идей, исполнители, организаторы и т. д.); если да, то насколько выбор ролей отражает общую жизненную позицию rex, кто их принял? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить такое упражнение? Упражнение «Живые цифры» Описание упражнения. Ведущий называет различные цифры, а каждый участник демон стрирует их своим телом. После того как^тродемонстрированы все цифры, участники объединяются в тройки и начинают показывать называемые ведущим трехзначные числа (5-7 повторений). Если позволяют условия, то имеет смысл отснять получившиеся «цифры» на электронную фото- или видеокамеру, продемонстрировать участ никам, коллективно выбрать того, кому удалось лучше всего проде монстрировать их, и наградить его аплодисментами. Психологический смысл упражнения. Разминка, развитие выразительности. 1 0 8 Часть II. Программа тренинга креативности Обсуждение. . Достаточно обменяться эмоциями и чувствами, возникшими по ходу выполнения упражнения. Пример. О 1 2 3 4 5 б 7 8 9 , Упражнение «Живой шрифт» Описание упражнения. Участникам, объединенным в команды по 5-6 человек, предлага ется коллективно придумать, как можно создать и продемонстриро-j 7. Артистизм 1 0 9 вать «живой шрифт», в котором участники телами изображали бы каждую из букв алфавита (время на подготовку 15-20 мин). Потом каждой из подгрупп предлагается продемонстрировать получивший ся у нее «шрифт» (лучше всего, если будет возможность заснять каждую «букву» на цифровую камеру, а потом, на стадии оценки, по вторно продемонстрировать их). Команда, у которой «шрифт» полу чился наиболее четким, объявляется победителем. Психологический смысл упражнения. Развитие навыков экспрессии, а также генерации идей в условиях командной работы. • Обсуждение. Сначала участники обмениваются своими эмоциями и чувствами, возникшими по ходу выполнения упражнения, потом — соображе ниями по поводу того, что способствовало его успешному выполне нию, а что препятствовало, и каким жизненным ситуациям можно уподобить такое задание. "* |