Главная страница

Н. А. Агафонова искусство кино Этапы, стили, мастера Пособие для студентов вузов


Скачать 11.01 Mb.
НазваниеН. А. Агафонова искусство кино Этапы, стили, мастера Пособие для студентов вузов
АнкорAgafonova_N_A_Iskusstvo_kino_etapy_stili_m.doc
Дата28.01.2017
Размер11.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAgafonova_N_A_Iskusstvo_kino_etapy_stili_m.doc
ТипДокументы
#434
страница10 из 23
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23

Кино Италии



Безусловным лидером мирового киноискусства в 1950- 1960-е годы оставалось итальянское кино. В этот короткий пе­ риод оно достигает расцвета за счет творчества трех выдаю­ щихся мастеров.

Лукино Висконти (1906—1976) создал собственный стиль в киноискусстве с титаническим размахом. Будто вая­ тель, он «высек» на экране многофигурные композиции, че­ рез которые развернул трагические семейные саги. И словно композитор, сочинил реквием на смерть аристократизма. Трагедийный пафос, живописно-пластическая утончен-

ность произведений обозначили место Л. Висконти среди «протаго­ нистов культуры»1.

Масштаб его творческой личности определили два потока времени: собственно период творчества —


1940-1970-е годы и прошлые истори­




ческие эпохи, нашедшие отражение в







литературе, музыке, драматургии. Эли­







тарное воспитание и образование







(Висконти - потомок древнего герцог- ского рода) сделали его утонченным це­


д

Висконти

нителем красоты и гармонии, которые обусловили главные принципы киноэстетики итальянского мастера.

В 1943 г. итальянский неореализм «произнес» свое первое веское слово. И слово это было от Л. Висконти. Фильм «На­ важдение» (1943) противопоставил бутафорски-благополуч­ ным фильмам эпохи Муссолини неожиданно горькую драму беззащитного человека. Герои фильма Джованна и Джино пы­ таются преодолеть горечь и пустоту провинциальной жизни через взаимное чувство. Однако Джованна замужем. Это обстоятельство подталкивает влюбленную пару на преступле­ ние: они провоцируют автомобильную катастрофу, в результа­ те которой гибнет муж Джованны. Одновременно герои утра­ чивают искренность и теплоту взаимоотношений. Тем не менее, судьба дарит им еще один шанс: примирившиеся влюбленные решают поискать более счастливое место для жизни... Но их автомобиль летит под откос. Этот довольно ви­ тиеватый сюжет спроецирован на серый однообразный пейзаж. Натурой послужила долина реки По с ее вечной сыростью и туманами. В работе над «Наваждением» Л. Висконти понял, что «человеческое существо... является тем единственным "предметом", который наполняет собой кадр. Самый простой жест, шаг человека, импульсы и вибрация, которые от него исходят, способны придать поэзию и трепетность предметам, его окружающим» [23, с. 70].

В 1948 г. появляется картина Висконти «Земля дрожит», которая наряду с другими фильмами ознаменовала кульмина­ цию неореализма. В центре сюжета — бедная семья рыбаков,
' Главных действующих лиц, лидеров.

которая пытается выпутаться из нищеты. Однако все попытки самостоятельного бизнеса терпят крах. Одновременно распада­ ются внутренние семейные связи. Висконти снимал ленту на Сицилии в старом рыбацком поселке. В роли актеров выступа­ ли местные жители. На премьере фильма знатоков поразила пластическая выразительность картины: динамичные компози­ ции кадров, трагическая напряженность пейзажей, изобрази­ тельная сила света и тени. Именно уникальный синтез суровой хроникальности жизни и поэтической силы изображения выдвинул это произведение на авансцену итальянского кино­ искусства. В фильме «Земля дрожит» впервые проступили стилеобразующие черты авторского почерка Висконти. Поли- фоничная драматургическая структура со множеством лейтмо­ тивов требовала крупной повествовательной формы (около трех часов). Неторопливость экранной наррации придавала действию ритм реальной жизни и достигалась с помощью длинных монтажных планов. Организовав внутрикадровое движение кинокамеры, режиссер заставил ее внимательно

«вглядываться» не только в лица, но и в предметы, объединяя в единой динамичной композиции различные, порой несораз­ мерные элементы.

Следующий фильм Висконти «Самая красивая» (1951) явился компромиссным шагом. Сюжет, предложенный продю­ сером, не соответствовал эпическому масштабу кинематографа режиссера. Он согласился на постановку этой грустной коме­ дии в духе «розового неореализма» только потому, что на главную роль была приглашена Анна Маньяни. Режиссер пре­ доставил актрисе «играть себя» в предложенных драматичес­ ких обстоятельствах.

В 1950-х годах Висконти начал отдаляться от эстетики не­ ореализма. Однако точка была поставлена лишь в I960 г. картиной «Рокко и его братья». Сюжет киноромана воплощает тяжелый процесс адаптации крестьянской семьи в Милане. Однако социальный контекст здесь слабо обозначен, ибо ре­ жиссер снова сосредоточивает внимание на центробежном ха­ рактере внутрисемейных отношений. Пятиактовая композиция фильма подчеркивает обособленность героев — каждая часть названа именем одного из братьев. Причина распада этой по сути патриархальной семьи кроется не столько в экономичес­ ких обстоятельствах, сколько в фатальной закономерности бы­ тия: человек противостоит собственной судьбе до тех пор, пока
хватает физических и душевных сил. В фильме боксерский ринг — не просто рабочая площадка для Рокко и его брата Си- монэ, но прозрачная аллегория сущности жизни. Осмотритель­ ность и умение держать удар не гарантируют от нокаута.

Драматические импульсы фильму придают и сложные сюжетные перипетии, и изобразительная стилистика, и мастерство актеров. Строгость экранного повествования поддерживается графической ясностью внутрикадровых композиций. И только кульминационные моменты характери­ зуются неожиданным взрывом пластической экспрессии.

Основное трио персонажей — Рокко, Надя, Симонэ — воплотили на экране соответственно А. Делон, А. Жирардо, Р. Сальваторе. В то время они не были известными исполните­ лями. Именно режиссерский талант Висконти поднял актеров до настоящих соавторов фильма. Яркий дебют на европейском экране стал для них мощным профессиональным трамплином.

Картина «Рокко и его братья» подытожила важную часть творчества Л. Висконти. Он держался в группе неореалистов и во время его «чистых» форм, и в период «порозовения». Этот выдающийся режиссер сочинил пролог («Наваждение») и пе­ ревернул последнюю страницу («Рокко и его братья») триум­ фальной истории нового художественного направления'— нео­ реализма. Поэтика обнаженной правды, стремящаяся освободиться от всех видов художественной условности, посте­ пенно исчерпала свой эстетический ресурс. Л. Висконти одним из первых ощутил необходимость кардинальной смены экран­ ного языка. Достигнув предела натуральности в фильме

«Земля дрожит», режиссер обратился к опыту сверхусловного театрального зрелища.

Авторскую формулу Л. Висконти итальянские критики определяют как «опера смерти». Оперность (высокое зрелище) не просто придала его фильмам мощный импульс театральнос­ ти, но и стала базовым принципом киностиля. В своих лучших произведениях итальянский режиссер воплотил мечту Р. Вагне­ ра, гармонично соединив драму, изображение, музыку, архитек­ туру. Накал страстей, разрушающий человека, эпоху, культуру, обрамлен у Висконти масштабной декоративностью, словно жи­ вописное полотно позолоченным багетом.

Первая попытка Висконти решительно размежеваться с неореализмом произошла в 1954 г., когда режиссер снял карти­ ну «Чувство». По жанру — это острая мелодрама. По форме —

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23


написать администратору сайта