Главная страница

Теория. 2. Учебное пособие_ РК_Теория. Н. Г. Вильданова, Х. Н. Исмагилова, И. Б. Ковалёва


Скачать 1.68 Mb.
НазваниеН. Г. Вильданова, Х. Н. Исмагилова, И. Б. Ковалёва
АнкорТеория
Дата21.11.2021
Размер1.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2. Учебное пособие_ РК_Теория.doc
ТипУчебное пособие
#278074
страница4 из 23
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей: слуховую способность; внимательность; способность к интерпретации; способность к запоминанию.

Слуховая способность человека является физиологической характеристикой. Установлено, что у молодых людей слух лучше, чем у пожилых. Известно, что с возрастом слуховая способность ухудшается. Тугоухие люди пытаются компенсировать недостаток слуховой информации с помощью зрительной: во время слушания они стремятся видеть говорящего, чтобы зрительно уловить его артикуляцию, мимику, жесты. Практика показывает, что в этом случае эффективность слухового восприятия действительно повышается. Многие люди с нормальным слухом также предпочитают садиться так, чтобы им было хорошо видно говорящего

Основным критерием коммуникабельности человека считается его умение слушать собеседника. К тому же древнегреческая мудрость гласит: «Нам даны два уха и только один рот, чтобы мы слушали больше, а говорили меньше». Однако, как показали исследования, только не более 10% людей умеют выслушать собеседника.

Когда ведется деловой диалог между партнерами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации – постоянном взаимодействии между собеседниками. В беседе необходимо участвовать кооперативно, внимательно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему, но анализ процесса общения показывает, что слушатель – далеко не последнее звено в этой цепи.

В ситуации деловой беседы слушающим присущи практически те же недостатки, что и при прослушивании публичного выступления. Как известно, одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возможности, понять подтекст.

Учёные установили следующие типы слушателей, проявляющиеся в ситуации делового общения:

категоричный слушатель судит о явлениях безапелляционно: «Это – хорошо» или «Это – плохо»;

рассудительный слушатель думает примерно так: «Вы говорите это, чтобы я почувствовал себя виноватым» или «Теперь мне понятно, почему вы это сказали»;

сочувствующий слушатель очень быстро соглашается или выражает свое сочувствие говорящему, делая, к примеру, такие замечания: «Вы абсолютно правы» или «Я вам сочувствую»;

аналитический слушатель склонен задать вопрос: «Когда?» или сказать: «Приведите мне конкретный пример» (однако эти реакции называют «помехами» общения);

отзывчивый слушатель умеет активно слушать, анализировать услышанное, сопереживать говорящему (очевидно, что наибольшего успеха в деловом общении может добиться именно отзывчивый слушатель).

Специалисты говорят также о разных уровнях умения слушать собеседника: пассивное слушание, избирательное слушание, внимательное слушание, активное слушание.

При пассивном слушаниичеловек молчит и никак не реагирует на слова собеседника, поэтому часто говорящий не может понять, продолжать ли ему говорить или закончить разговор.

При избирательном слушаниичеловек слышит то, что хочет услышать. Когда предмет разговора его не интересует, он практически игнорирует собеседника – глядит в сторону или посматривает на часы. Иногда может рассеянно обронить «Да, неплохо...». С другой стороны, если что-то из услышанного ему не понравится, он вдруг прерывает собеседника критическими замечаниями и становится агрессивным. В любом случае он не воспринимает всего смысла сообщения. В результате атмосфера накаляется, возникают разногласия.

При внимательном слушаниичеловек поддерживает зрительный контакт с собеседником и с помощью вопросов пытается глубже понять смысл сказанного. Но он не всегда последователен, так как обращает внимание только на вербальную часть сообщения, игнорируя эмоциональную – интонации голоса, мимику и пантомимику. Поэтому внимательный слушатель может определить содержание сообщения, но в полной мере понять его смысл не в состоянии.

Активное слушаниеэто внимательное и уважительное выслушивание и принятие того, что говорит собеседник. Слушатель схватывает полностью все сообщение – факты и эмоции, вербальные и невербальные компоненты. Активное слушание (его также называют восприимчивым или отражающим слушанием) – это единственный вид слушания, который помогает выяснить смысл высказывания и точку зрения собеседника, не вынося при этом оценочных и критических суждений. Такой вид слушания в общении называется эмпатией (см. Приложение). Активный слушатель дает собеседнику вербальную обратную связь, разъясняя и подтверждая понимание сказанного.

М. Браунстин выделяет пять механизмов активного слушания: открытость, уточнение, отражение чувств собеседника, перефразирование, отражающее перефразирование.

Открытостьэто демонстрация готовности к доброжелательной беседе. Она достигается с помощью невербальных и вербальных средств.

Невербальные средства выражения открытости: 1) отложите все дела и повернитесь лицом к собеседнику; 2) поддерживайте визуальный контакт с собеседником; 3) демонстрируйте адекватный интерес и внимание; 4) кивайте головой; 5) придайте лицу выражение внимания и терпения; 6) слегка наклонитесь в сторону собеседника.

Вербальные признаки выражения открытости: Да-да или Ну-ну; Понимаю; Да, я слушаю; Правда?; Конечно; Да; Отлично.

Уточнениепоможет вызвать собеседника на откровенный разговор и глубже понять его идеи. Это достигается с помощью уточняющих вопросов, которые должны быть открытыми, т.е. требующими развернутого ответа. В результате можно получить более подробную информацию о предмете разговора.

Открытые вопросы обычно начинаются словами что, какой, как, расскажите, опишите и объясните:

Каковы главные выводы вашего исследования?

Как вы пришли к выводам, упомянутым в вашем докладе?

Расскажите подробнее о плане, который, по вашему мнению, поможет команде.

Приведите пример, подтверждающий вашу точку зрения.

Объясните, что вы думаете об этой рекомендации.

Задавая подобные вопросы (используя уточнение), вы вызываете собеседника на откровенный разговор. При уточнении надо стараться проявлять заинтересованность, а не вести допрос.

Отражение чувств собеседникапредполагает отражение эмоций, которые слушатель получает из сообщения (обычно они выражаются невербально: интонациями, тембром голоса и языком тела). При этом он действует как зеркало. Вы описываете воспринятую эмоцию и проверяете, насколько точно ее восприняли и поняли, например, с помощью таких фраз: Вас, как я понимаю, обрадовало происходящее?; Похоже, ситуация была довольно печальной, не так ли?; Чувствую, вы начали беспокоиться. Это так?; Похоже, вы весело провели время. Правильно?

Отражение должно быть построено в форме вопроса: вы просите собеседника подтвердить или уточнить то, что услышали. Это самый короткий путь к взаимопониманию. Отражение – это не допрос, поэтому фразы должны быть мягкими, спокойными и понятными.

Перефразирование сообщенияэто пересказ основной идеи сообщения другими словами, чтобы проверить, насколько правильно оно понято. Как и отражение, перефразирование – это обычно одно предложение, которое завершается репликой «Правильно?», т.е. таким образом вы просите собеседника подтвердить сказанное. Часто перефразирование начинается с вводных фраз, например, Другими словами, вы говорите, что... важно для вас, правильно? Вот несколько вариантов вводных фраз: Значит, вы имеете в виду...; Другими словами...; Если я вас правильно понял....

Отражающее перефразированиеэто комбинация двух вышеописанных механизмов активного слушания. Оно объединяет отражение эмоции и перефразирование, когда смысловая нагрузка сообщения передается и словами, и эмоциями. Отражающее перефразирование обычно выражается одним предложением, например: Похоже, вы разочарованы тем, что... Я правильно понимаю?; Вы, я вижу, гордитесь тем, что... Правда?

К распространенным ошибкам, которые делают люди при овладении приемами активного слушания, исследователи относят следующие:

  • критика: пока полностью не поймешь то, что говорит собеседник, не критикуй ни его, ни его идею (удивительно, но когда человек хорошо понимает мысль собеседника, у него пропадает желание его критиковать);

  • защитная реакция: чтобы быть активным слушателем, не обязательно соглашаться со всем, что вам говорят. Но если вы раздражаетесь или переходите в контратаку, как только слышите идею, с которой не согласны, то показываете, что не способны ни слушать, ни понимать;


III. Виды общения
Проблематика общения в основном изучается в общей психологии и в психологии личности. Явление общения сегодня по существу стало центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, лидерство и руководство, сплочённость и конфликтность. Под общением мы будем понимать процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определёнными межличностными отношениями.

В зависимости от содержания, целей, средств и других условий общения выделяют следующие виды общения.

При отталкивании от цели и содержания общения различают:

деловое общение, которое направлено на достижение соглашения или договорённости с деловым партнёром;

фатическое общение, или так называемое светское общение на общепринятые темы в целях приятного времяпровождения;

развлекательное общение как обмен занимательными историями или анекдотами во время игры или за праздничным столом.

По средствам общение может быть непосредственным (с помощью естественных органов человека – рук, головы, голосовых связок), опосредованным (с использованием специальных средств передачи информации), прямым (при личных контактах собеседников) и косвенным (через посредников). При этом виде различают также вербальное (посредством речи) и невербальное общение (с помощью мимики, жестов, взгляда, телодвижений).

По тематике и сфере различают деловое общение (с целью достижения соглашения или договорённости в деловой, политической, юридической, научной, религиозной сферах) и бытовое общение (разговоры с близкими людьми дома, в семье на общие для всех темы).

По свободе выбора партнёра различают инициативное общение (говорящий сам выбирает собеседника) и принудительное общение (выбор партнёра связан с определёнными обязательствами сторон).

С позиции межличностных отношений общение определяется как кооперативное (оно возможно при общих позициях, оценках, целях, установках собеседников) и как конфликтное (позиции коммуникантов не совпадают).

По форме общение может быть открытым (по свободным правилам и на свободные темы) или закрытым (на темы и по правилам, принятым только в данном обществе).

К другим видам общения относятся также воспитательное общение, которое предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с чётким представлением желаемого результата, и диагностическое общение, целью которого является получение от собеседника какой-либо информации.

Все виды общения выполняют присущие им функции: 1) социальные функции связаны с потребностями всех общающихся в целом; 2) социально-психологические функции связаны с общественными потребностями личности; 3) индивидуально-психологические функции связаны с индивидуальными потребностями личности.

Виды речевой деятельности и виды общения лежат в основе процесса речевой коммуникации, выступая как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения, которое реализуется в жанрах речевой коммуникации.
IV. Жанры речевой коммуникации
Поскольку речевая деятельность по характеру общения подразделяется на виды, реализующие устное общение (говорение и слушание) и письменное общение (чтение и письмо), жанры речевой коммуникации также определяются как устные и письменные. Насколько неисчерпаемы возможности человеческой деятельности, настолько и разнообразны жанры речевого общения.

Жанр – это форма организации речи в рамках того или иного стиля, поэтому при нём всегда есть определение «речевой». Языковеды и риторы определяют речевой жанр как относительно устойчивое высказывание, выработанное определённой сферой использования языка.Длялюбого жанра характерны: диалогичность, целеполагание, завершённость, связь с конкретной сферой коммуникации.

С точки зрения синтактики речевой жанр определяется как системно-структурный феномен, представляющий собой сложную совокупность многих речевых актов, выбранных и соединённых по их целесообразности. В прагматическом отношении жанр речи – это вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей.

Речевые жанры даны человеку почти так же, как дан ему родной язык с самого детства. Словарный состав и грамматический строй родного языка человек узнаёт не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний людей, окружающих его при общении. И речевые жанры так же приходят в опыт и в сознание людей в процессе их речевого общения в различных сферах и условиях. Речевые жанры по сравнению с формами языка гораздо более изменчивы, гибки, пластичны, для участников речевого общения они имеют нормативное значение: они не создаются коммуникантами, а даны им.

Жанр тесно связан со стилем, в сущности, языковые или функциональные стили являются жанровыми стилями тех или иных сфер человеческой деятельности и речевого общения. В каждой сфере пользуются только ей соответствующими жанрами, то есть относительно устойчивыми тематическими, композиционными и стилистическими типами высказываний.

В научной сфере основными жанрами устной речевой коммуникации являются лекция, научный доклад, научное сообщение, научный обзор, круглый стол, защита курсовых, дипломных и диссертационных работ. К письменным жанрам речевой коммуникации в этой сфере относятся все вышеуказанные жанры в виде написанного текста, в том числе аннотация, конспект, реферат, рецензия, отзыв, заключение. Основная цель жанров речевой коммуникации научной сферы – нахождение научной истины или признание уже найденной истины истинной.

В деловой сфере выделяют жанры речевой коммуникации, общие для всех субъектов независимо от вида трудовой деятельности: собрание, банкет, юбилей, панихида, цель которых – обеспечение функционирования трудового коллектива как единого организма.

Существуют и специальные жанры деловой речевой коммуникации, используемые в таких специфических сферах, как парламентская, судебная деятельность (парламентские дебаты, судебное заседание): дипломатическая речь, митинговая и агитаторская речь, прокурорская или обвинительная речь, адвокатская (защитительная) речь. Цель специальных жанров деловой речевой коммуникации – обеспечение функционирования государственных органов, безопасности граждан государства.

Среди жанров публичного делового общения в настоящее время приоритетны так называемые пиар-жанры, служащие для создания позитивной известности организации: пресс-конференции, презентации, брифинги, которые выполняют функцию информирования, убеждения.

В общественно-политической и социально-культурной сферах устная речь представлена жанрами политического выступления на митингах (митинговая речь), политической речью, производственной речью (на совещаниях), теле- или радиоинтервью, дискуссиями, дебатами, саммитами. Основной функцией этих жанров является воздействие на сознание людей с целью привлечения их внимания к общественно значимым проблемам и создания общественного мнения.

Для религиозной сферы общения характерны такие жанры публичного общения, как соборная речь и проповедь, нацеленные на формирование нравственных ценностей и общий духовный рост населения.

В социально-бытовой сфере выделяют юбилейную речь, застольную речь (тост или спич), поминальную (скорбную) речь, или надгробное слово.

Все жанры речевой коммуникации дают человеку возможность осуществлять совместную деятельность с другими по успешному решению жизненных задач, получать знания о мире, формировать образцы и модели своего поведения, организовывать мышление, развивать способность анализировать и оценивать ситуацию, создавать картину мира.
V. Правила и приёмы речевого общения
При любом виде общения важно выбрать соответствующие правила и надлежащие приёмы речевой коммуникации.

Правила общения – это принятые в данном обществе рекомендации по ведению беседы, разговора с собеседником. Многие из этих правил и приёмов нашли своё выражение (толкование) в народных пословицах и поговорках, таких как Слово – серебро, молчание – золото; Ласковое слово многих прельщает; Язык держи, а сердце в кулак сожми. Правила общения дают руководство коммуникантам, как вести себя при общении в конкретной речевой ситуации.

Следует различать нормативные правила общения и правила речевого воздействия. Под речевым воздействием понимают любое действие, направленное на собеседника с целью каким угодно способом добиться результата.

На самый частый вопрос «Как надо? Как принято?» отвечают нормативные правила. Они описывают принятые в данном обществе нормы и правила вежливого, внимательного, тактичного, доброжелательного, выдержанного – одним словом, культурного общения людей между собой, другими словами – это правила речевого этикета, о которых говорилось в теме №2. Некоторые из правил общения в русской деловой коммуникации называются несколько иначе, чем принципы Грайса и Лича, при одном и том же их содержании.

Правило терпимости, или толерантности, призывает собеседника принимать другого собеседника таким, каков он есть. Не следует пытаться переделывать партнёра в момент разговора. Особенно не приемлемы фразы «Почему вы на меня кричите? Почему вы со мной в таком тоне разговариваете?». Нужно помнить, что собеседник всегда прав, даже в том случае, если, по-вашему, он не прав. Нужно преодолеть негативную установку к собеседнику, отвлечься от его недостатков и приспособиться к нему, т.е. говорить на его языке, учитывая его настроение и самочувствие.

Соблюдение правила благоприятной самоотдачи помогает добиваться расположения собеседника к себе. Нужно стремиться понравиться ему. При этом помнить поговорку «По одёжке встречают, по уму провожают». Демонстрируйте свою уважительную манеру общения. Покажите, что ваш собеседник вам нравится, не игнорируйте принцип «кукушки и петуха».

В основе любого конструктивного общения лежит традиционная парадигма, или приёмы, позитивного общения. Любой приём предполагает не механическое его выполнение, а адекватность его использования в нужный момент, всегда помня о том, что общение требует от человека особого, тонкого мастерства.

Приёмов общения столько, сколько тем и сколько разных по характеру и уровню культуры коммуникантов могут встречаться в жизни. Рассматривая приёмы, технологии и техники общения, обычно исходят из идеи конструктивного, позитивного, бесконфликтного общения. Однако не всегда бывает так. Достаточно много примеров, когда известный политик постоянно демонстрирует образцы неконструктивного общения, явно основанного на агрессии. Приходится согласиться с мнением психологов о том, что этот политик владеет приёмами общения гораздо лучше, чем, возможно, многие тренеры, которые ведут практикумы по общению. Кажущаяся неконструктивность данного политика оказывается вполне целесообразным приёмом: его цель не договориться, а завладеть вниманием, показать себя, заработать очки. Вот почему агрессивное поведение указанного партнёра, как это ни парадоксально, оказывается конструктивным применительно к поставленным им задачам.

Одним из простых приёмов считают правило «говорить на языке партнёра», которое нарушается чаще всего. Следует говорить на языке, знакомом слушателю. Этот приём перекликается с максимой способа (манеры) у Г. Грайса.

Следующий приём призывает «подчёркивать значимость партнёра, проявлять уважение к нему». Этот приём рассматривают как один из важнейших, фундаментальных приёмов конструктивного межличностного взаимодействия. Он может осуществляться как на вербальном, так и на невербальном уровне. Можно подчеркнуть значимость партнёра такими словами: «Мы обратились за советом именно к Вам, потому что Ваш профессиональный опыт очень ценен в этом вопросе». Такой приём подчёркивает профессиональную значимость партнёра, что положительно сказывается на результате общения.

Третий приём «подчёркивайте общность с партнёром» является не только одним из базовых приёмов общения, это правило ещё и самое древнее, унаследованное от глубинной психологии личности. Сравним его с правилом выживания в джунглях: «Мы с тобой одной крови, ты и я».

Четвёртый приём общения гласит: «Проявляйте интерес к проблемам партнёра». Главный смысл этого приёма заключён в глаголе «проявляйте», т.е. ваш интерес должен быть явным, а не простым слушанием или поддакиванием.

Кроме отмеченных приёмов общения встречаются и другие техники общения:

- «врага надо знать в лицо» – при манипулятивном общении нельзя упускать из виду то, что партнёр каким-то образом может попытаться манипулировать вами (отвлечь ваше внимание от важной для решения проблемы);

- приём «айкидо», когда нападение работает против самого нападающего: позволив партнёру подавить вас, можно сказать фразу «Я в полной растерянности, вы меня окончательно сконфузили, я даже не знаю, как продолжать беседу». Ваша фраза окажется эффективным приёмом, удар партнёра обрушивается на него самого, и он поспешно произнесёт «Что вы, я не хотел, и в мыслях не было, может, я что-то не так сказал?»;

- техника Франклина: известному американскому государственному деятелю в его дипломатии помогал приём общения начинать ответ всегда со слова «да». Франклин был убеждён, что ответ «нет» блокирует желание собеседника слушать своего партнёра дальше.
VI. Основные законы общения
Важной составляющей науки о речевом воздействии являются законы общения. В литературе по речевой коммуникации описаны следующие законы общения.

Закон зеркального отражения – это имитация стиля общения своего собеседника. Например, если один из собеседников начинает говорить шёпотом, то другие участники общения непроизвольно «отзеркаливают» его. Но ни в коем случае не следует «отзеркаливать» повышение голоса начальника. Отзеркаливанию можно сопротивляться, что приведёт к ослаблению возникшего конфликта. Доброжелательная манера общения делает собеседника тоже доброжелательным, а агрессивная манера, как известно, вызывает агрессию.

Закон зависимости результата общения от объёма коммуникативных усилий: чем больше затрачено коммуникативных усилий (виды, правила, приёмы общения, принципы речевого воздействия), тем выше эффективность общения. Однако в промышленности – наоборот: эффективно такое производство, при котором продукция произведена с минимальными затратами.

Закон возрастающего нетерпения слушателей «работает» в следующей ситуации: чем дольше говорит оратор, тем больше невнимания и нетерпимости проявляют слушатели. Необходимо всегда помнить совет А.П. Чехова о том, что краткость – сестра таланта.

Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её размера. Чем больше людей в аудитории, тем ниже её средний интеллект, даже при сохранении личного высокого интеллекта каждого отдельного слушателя. Однако при этой ситуации человек «в массе» легче реагирует на штампы, прописные истины, грубые шутки, примитивные призывы. Слушатель становится более доверчивым и внушаемым. Перед массой следует говорить коротко, громко, уверенно, простыми фразами, используя общеизвестные истины, юмор, и закончить речь коротким призывом, лозунгом. В небольшой же аудитории – наоборот: один слушатель не такой внушаемый как толпа.

Закон речевого усиления эмоций – это так называемое психическое заражение. Когда слушатель вербализует свои эмоции, он заражает и массу (толпу), усиливая положительные эмоции. При этом следует иметь в виду следующее: не стоит кричать от страха, и страх не возрастёт.

Закон речевого поглощения эмоции: при пересказе переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает. Всем известно, что сочувствие облегчает горе.

Закон эмоционального подавления логики: эмоциональное возбуждение ведёт к неубедительной речи. Помочь такому человеку «включить логику» можно лишь, не споря с ним. Лучше согласиться с ним, это снизит уровень его эмоционального возбуждения.

Закон отторжения публичной критики означает, что лучше критиковать не публично, а наедине. Установлено, что 60% людей не обижаются, когда критика адресуется не в присутствии посторонних.

Закон искажения информации. Известно, что при передаче любая информация искажается вследствие субъективности её интерпретации. Например, сколько разной интонации может иметь фраза «Начальник просил тебя зайти».

Закон детального обсуждения мелочей: люди больше разбираются в мелочах, чем в глобальных вопросах.

Закон первичного отторжения новой идеи: собеседник отвергает высказывание своего партнёра, считая предоставленную ему информацию ошибочной.

Закон доверия к простым словам, или закон коммуникативной простоты: простата содержания и формы всегда считается залогом коммуникативного успеха.

Закон речевого самовоздействия: словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею у самого говорящего.

Каждая ситуация, каждая обсуждаемая тема и каждый участник речевого общения могут вызвать к жизни совершенно другие условия, правила и приёмы общения, поэтому и законы речевой коммуникации не ограничиваются перечисленными выше видами.

ПОВТОРЯЕМОРФОГРАФИЮ!
Орфограммы в приставках


Пишется З

Пишется С

1. Приставки на З – без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) – пишутся с буквой З перед гласными и перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р): безвольный, воззвание, взимать, издательство, низложить, развести, чрезмерный, череззерница.

2. Иноязычные приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласной корня и перед Ъ: дезинфекция, дизъюнкция

1. Перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) указанные приставки пишутся с буквой С: беспокойный, восстание, вспомнить, исходный, ниспослать, рассуждение, чересполосица.

2. Иноязычная приставка ДИС- пишется перед согласной: дистрофия, дисгармония, дисбаланс, дисменорея

Запомнить: 1. В словах низкий, низший пишется буква З, потому что она входит в состав корня.

2. В сложном слове близсидящий элемент БЛИЗ- не является приставкой, поэтому конечный З не оглушается.

3. В словах разевать, разинуть, разор, разорить и в производных от них словах пишется одна буква З.

4. Слово рассориться, образованное от глагола ссориться при помощи приставки рас- , пишется с двумя С, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.

Примечание: Чтобы выяснить, сколько З или С пишется на стыке приставки и корня, нужно выделить корень с помощью родственных слов: растрогался – трогать; расстроился – строить или расстроился – настроение

5. В приставках раз(с)- / роз(с)- без ударения пишется буква А, под ударением пишется О: разлив (половодье) – розлив (металла). Исключение: розыскной

6. Приставка С- остаётся неизменной независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной: сбить, сшить, сгрести, сделать, сжить.


Приставки ПРЕ- /ПРИ-



Пре-

При-

1.Значение высокой степени качества или действия: премудрый, преуспевать, преувеличивать

1. Обозначение близости, смежности: приморский, пришкольный, приусадебный, приезжать

2. Значение присоединения, прибавления: примыкать, прибавить, приделать

3. Значение неполного действия: приоткрыть, присесть, приостановиться

2. Значение «через», «по-иному», близко к значению приставки «пере»: прервать работу = делать перерыв

4. Значение доведения действия до завершения: приискать, придумать

5. Значение сопутствующего действия: петь пританцовывая, ходить приговаривая, присвистывая

6. Обозначение движения сверху вниз: прижать, примять,придавить

7. Действие в собственных или чьих-то интересах: прикарманить, припрятать

ЗАПОМНИТЬ

Пребывать где

Прибывать куда

Предать друга

Придать форму

Преемник чей-то

Приёмник звука

Преклонить колени

Приклонить голову

Преступить закон

Приступить к работе

Претворить мечты

Притворить форточку

Предел числовой последовательности

Придел монастыря

Придел дома

Презирать предателя

Призирать (заботиться, давать приют)



Гласные И / Ы после приставок


Ы

И

1. После приставок на согласную вместо начальной И корня пишется Ы согласно произношению: игратьсыграть; инфарктный – предынфарктный.

2. В приставке ИЗ-, стоящей после другой приставки на согласную, пишется Ы: небезызвестный

1. После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ-: межинститутский, сверхизысканный.
2. После иноязычных приставок (дез-, контр-, суб-, супер-, транс-, пан- и др.): постинфарктный, контригра, дезинфекция.

Запомнить: изымать,отымать, подымать, возыметь

взимать, поднимать, отнимать, снимать


УпотреблениеЪ после приставок на согласную


Ъ пишется


Ъ не пишется

1. Перед Е, Ё, Ю, Я: объединение, подъём, предъюбилейный, безъядерный
2. В иноязычных словах с приставкой на согласную: объект, конъюнктура, дизъюнкция, панъяпонский.
3. В сложных словах после двух-, трех-, четырех- перед Е, Ё, Ю, Я: двухъярусный, трехъязычный словарь.

1. Перед другими гласными: безаварийный, изображение, сэкономить, сузить.

2. На стыке частей сложносокращённых слов: детясли, Госюриздат
3. Перед А, О, У, Э: четырехэлементный.



Тема 4.

Вербальная и невербальная коммуникация
1. Вербальная коммуникация. Стили вербальной коммуникации

2. Невербальная коммуникация

1) Кинесика

2) Окулесика

3) Паралингвистика

4) Проксемика

3. Жестикуляция неискренности в деловом взаимодействии

4. Национальная специфика жестов

I. Вербальная коммуникация.

Стили вербальной коммуникации
Подвербальной коммуникациейпонимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников.

Каждый человек выбирает свой стиль общения, который накладывает характерный отпечаток на его поведение и взаимодействие с другими людьми. Согласно исследованиям, коммуникативный стиль зависит как от индивидуальных особенностей человека, так и от общепринятых в данной культуре норм общения. В связи с этим коммуникативный стильможно определить как совокупность устойчивых и привычных способов поведения, присущих данному человеку, которые используются им при установлении отношений и взаимодействий с другими людьми (А.П. Садохин).

Практика показывает, что эффективная коммуникация требует знания и умения использовать все ее компоненты. Среди этих компонентов важное место принадлежит нескольким стилям вербальной коммуникации, которые основываются на искусном владении всеми речевыми жанрами – от реплики или комментария до лекции, доклада, информационного сообщения, публичной речи. Обычно выделяют три группы стилей вербальной коммуникации: прямой и непрямой; искусный (вычурный) и краткий (сжатый); инструментальный и аффективный.

Прямой вербальный стиль имеет своей целью выражение истинных намерений человека и поэтому предполагает жесткий стиль общения, исключающий условности и недосказанности. Например, этот стиль общения характерен для американской культуры, в которой принято использовать в общении четкие, ясные и однозначные слова. Прямой откровенный разговор для американцев является показателем честности и убежденности, тогда как разговор намеками у них ассоциируется с нечестностью и неуверенностью. Для данного коммуникативного стиля характерны следующие высказывания: Говорите, что вы имеете в виду; Давайте по существу и т.д.

Непрямой вербальный стиль позволяет скрывать и камуфлировать истинные желания, цели и потребности говорящего человека. Например, этот стиль общения характерен для культур Японии и Кореи. Забота о сохранении собственного лица и лица собеседника требует от говорящего использования неясного и даже двойственного значения слов и выражений. Традиции этих народов не допускают возможности открыто сказать «нет». Для данного коммуникативного стиля характерны следующие высказывания: Я согласен с вами в принципе; Сочувствую вам; Возможно; Вероятно и т.п.

Искусный (вычурный) стиль предполагает использование богатого, экспрессивного языка в общении. Например, этот стиль широко распространен в культурах народов Ближнего Востока, где благодаря клятвам и заверениям сохраняется как лицо говорящего, так и лицо его собеседника. Если араб выскажет прямо и точно свои мысли или чувства без ожидаемой сверхубежденности, то тем самым даст основание заподозрить его в неискренности. Прямой вербальный стиль разговора, осторожность в выражениях, краткость и паузы на размышление не принесет успеха в общении с арабами. Следует говорить больше и громче, чем обычно, эмоционально – все это при общении с арабами означает искренность.

Краткий (сжатый) стиль коммуникации является противоположностью вычурного. Его главная особенность заключается в использовании необходимого и достаточного минимума высказываний для передачи информации. Кроме того, этот стиль характеризуется также устойчивостью, использованием пауз и выразительного молчания. Обычно этот стиль доминирует в коллективистских культурах, например, китайской. Для китайцев молчание становится способом контроля над процессом коммуникации.

Инструментальный стиль общения ориентирован на говорящего и на цель коммуникации. Он опирается на точную информацию, чтобы достичь поставленных целей общения. Использование инструментального стиля позволяет человеку через речь утвердить себя в процессе коммуникации, сохранить чувство автономии и независимости от собеседника, утвердить свое индивидуальное Я. Этот стиль общения преимущественно представлен в европейских культурах и США.

Аффективный стиль предполагает приспособление участников к самому процессу общения, к чувствам и потребностям собеседника. Это приводит к тому, что при аффективном стиле человек вынужден быть осторожным в своей речи, избегать рискованных высказываний и положений, для чего он широко пользуется неточными выражениями и избегает прямых утверждений или отрицаний.

Перечисленные варианты стилей вербальной коммуникации присутствуют практически во всех культурах, но в каждой культуре оцениваются по-своему.

II. Невербальная коммуникация
Под невербальной коммуникацией в науке понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, используемых для передачи информации и сообщений в процессе общения. Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства общения развились раньше, чем язык. Они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмоции, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами.

В межличностном общении невербальная коммуникация передает 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%, так как часто употребляются неосознанно; воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют; передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций; могут передавать информацию, которую трудно или неудобно выразить словом.

Глубокое и обстоятельное рассмотрение невербальной коммуникации достигается через раскрытие ее основных форм и способов, к которым относятся: кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика.
1. Кинесика

Кинесикапредставляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Поведение человека складывается из кинем так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений, фраз. Кинемы играют роль дополнения или замещения речевых сообщений. Элементами кинесики являются: жесты, мимика, позы и взгляд.

Жестыпредставляют собой различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека, выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, а также свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмическиежесты связаны с ритмикой речи. Ритмические жесты акцентируют внимание на логическое ударение в речевом высказывании, на его замедлении или ускорении, подчеркивают место паузы, то есть то, что создаёт интонационный рисунок речи.

Эмоциональные жесты. Речь говорящего часто бывает эмоциональной. Радость, восторг, печаль, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются не только в соответствующих словах и интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях и стали уже общеизвестными. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты. Говорящий указательным жестом выделяет какой-то предмет, показывает место – рядом, наверху, там и т.п. Способ выражения такого жеста может разниться: указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), поворотом тела и др. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий крутит пальцем у виска, говоря: «У него не все дома», то понятно, о чем идет речь. Указательные жесты рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях: когда не желательно мешать речевым высказыванием и тогда, когда есть предмет, вещь, на который можно указать.

Изобразительные жесты. Изобразительные жесты (например: считать деньги, плыть, мыть руки, лезть по веревке вверх и т.п.) появляются в случаях: 1) если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; 2) если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); 3) если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты. Символические жесты несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук разъединяются), жест, обозначающий отказ, отрицание (отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед) и др.

Самый частый символический жест – поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям. Такие жесты условны и называются они символическими. Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Обхватить руками голову – признак неприятности или беды.
Мимика. В русском языке слово мимика характеризуется как: 1) Движение мышц лица, отражающее внутреннее душевное состояние; 2) Искусство выражать чувства и настроения соответствующими движениями мышц лица (Словарь русского языка 1985-1988). Мимика – это «значащие движения лицевой мускулатуры», статичными аналогами которой являются выражения лица. Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации.
Мимические движения подразделяются на:

• мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

• активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;

• пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

• мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

• мимику удовольствия-неудовольствия;
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


написать администратору сайта