Асфиксия. Судебно-медицинская экспертиза повешения (Молин Ю.А.). Н судебном едици нс ка я экспертиза повешения нпо мири семья
Скачать 7 Mb.
|
Глава 1 15 енных виселицах, либо на деревьях вдоль дорог. Участников бунтов, восстаний казнили на виселицах, установленных на плотах, и пускали вниз по большим рекам — для устрашения населения. Некоторые тираны не удовлетворялись простым повешением осужденного. Иван Грозный, например, распорядился повесить на одной перекладине дворянина Овцына и настоящую овцу (Лаврин А. П, 1993). Практически единственным историческим примером казни повешением иерарха православной церкви на Руси является следующий. В 1513 г. вовремя русско-литовской войны епископ Смоленский Варсонофий, уличенный в предательстве, по указанию Ивана III был казнен на стене крепости, на виду у неприятеля, будучи обвешен полученными от врагов подарками — шубами, серебряными чашами (Абрамович Г. В, 1991). Из относительно недавних исторических эпизодов наиболее подробное освещение в научной и художественной литературе получила казнь декабристов. Николай I, продемонстрировав милосердие, заменил пятерым осужденным казнь четвертованием на повешение, как не сопровождающееся пролитием крови. На рассвете 13 июля 1826 года навалу кронверка Петропавловской крепости были повешены ПИ. Пестель, К. Ф. Рылеев, СИ. Му равьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. К. Каховский. Именно в таком порядке они взошли на виселицу. Пестель и Каховский повисли, а трое тех, которые были между ними, сорвались с петель — произошло соскальзывание тел. По-видимому, сыграл роль отсыревший материал петель и, как следует из показаний очевидцев казни, их незамкнутый характера также то, что ноги казненных были обременены тяжкими кандалами, увеличившими общий вес тел. При падении в яму под виселицей у одного из сорвавшихся оказалась сломанной нога, и его внесли на руках для повторения казни, двое других получили травму головы (Марич М, 1981). По документальным свидетельствам других ЛИЦ. присутствовавших при казни, сорвались с петли Пестель, Рылеев и Каховский. Когда жена шеях трех декабристов повторно затянулись петли, веревка Пестеля была так длинна, что он носками доставал до помоста, что должно было продлить его мут чение, и заметно было некоторое время, что он еще жив (Бер- копф В. И, 1988). Быть может, именно воспоминание об этой страшной казни вызвало интерес АС. Пушкина к механизму умирания при повеше- 16 Судебно-медицинская экспертиза повешения Рис. 1 нии (рис. 1). Среди фолиантов пушкинской библиотеки не совсем обычной была книга Ж. де Фонтенелли Медико- юридические исследования о недостоверности признаков смерти, опасностях преждевременных погребений, способах определять смерть и возвращать к жизни тех, кто находится в состоянии кажущейся смерти. Одним из ее разделов, привлекших внимание поэта, оказалась глава Удушье от удавления. В разные периоды историй были повешены правитель ацтеков Куаутемок, английский пират Кидд, брат Ленина — Александр Ульянов, советский разведчик Рихард Зорге, генеральный секретарь Компартии Чехословакии Рудольф Слан- ский, премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто. И современная история знает примеры казней повешением. Так, решением международного суда в Нюрнберге к смертной казни через повешение были приговорены главные военные преступники нацистской Германии, а обстоятельства смерти одного из них — Рудольфа Гесса, труп которого был обнаружен в петле в камере тюрьмы Шпандау, таки остались не до конца выясненными. О популярности казни через повешение говорит тот факт, что ив наше время она сохраняется в качестве безальтернативного вида исключительной меры наказания во многих странах (Бирма, Великобритания, Гамбия, Гонконг, Замбия, Израиль, Ирландия, Кения, Кипр, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, Турция, ЮАР, Япония и др. Впервые за последние 30 лет в США в 1993 г. был повешен Вестли Додд, убивший троих детей, причем вид казни был выбран самим осужденным, как необычная и жестокая форма смерти (Труд, N 7, 10.01.93). К. Султан, палач центральной каирской тюрьмы, указал, что картина казни через повешение выглядит ужасно, поэтому практи- Изобрашение фигуры повешенного, выполненное А.С.Пушкиным Глава 1 17 ка показа исполнения приговора по телевидению имела бы выраженное профилактическое значение против совершения тяжких преступлений (Труд, N 204, 3.09.91). Современная технология повешения была разработана Королевской комиссией посмертной казнив Великобритании (1949— 1953 гг.). В соответствии с рекомендациями комиссии, после того, как на шею осужденного надета петля, у него под ногами открывается люк. При этом длина веревки (и, соответственно, расстояние падения) подбирается с учетом роста и веса осужденного, чтобы добиться разрыва спинного мозга, но без отрыва головы. На практике достичь этого непросто, разрыва мозга не происходит, и осужденный умирает от удушения (Лаврин А. П, 1993). ф. Эдварде (1991) так описывает обычно практиковавшуюся технику проведения казни Палач тщательно проверил исправность узлов механизма, веревку распрямили и смазали, спусковой механизм, освобождавший опускной люк, внимательно осмотрели. С крепко связанными за спиной руками преступник ступил на опуск ной люки остановился в центре, палач выдернул чеку, удерживавшую створки люка Обсуждение самоубийств через повешение, описание сцен казни часто встречаются в классической литературе, представляющей в значительной степени художественный образ реальной жизни АС. Пушкин Капитанская дочка, Ф. М. Достоевский Бесы, М. Е. Салтыков-Щедрин Письма к тетеньке, О. Уальд Баллада Редингской тюрьмы, Э. Золя Творчество, Я. Гашек Похождения бравого солдата Швейка», МА. Шолохов Они сражались за Родину и др. Так, Д. Балашов, описывая в романе Святая Русь (1991) сцену одной из казней, дает запоминающуюся, точно соответствующую медицинским данным картину когда его вешали, петля затянулась враз, сломав. шейные позвонки. Труп не дернулся, не заплясал в петле — повис тяжело и плотно, и лишь сизый выглянувший язык, да темная багровость набрякшего лица, да сведенные судорогою кулаки связанных за спиною рук сказали о смерти. Расшитые жемчугом мягкие сапоги. вытянулись врозь и замерли. И только вонючая жижа медленно закапала вниз, стекая по сапогам. С документальной точностью воспроизведена картина казни повешением генералов Шкуро, Власова, атамана Краснова в Лефор товской тюрьме Москвы в книге А. Вайнера и Г. Вайнера Евангелие от палача. Казнь происходила в присутствии министра госбе- 18 Судебно-медицинская экспертиза повешения зопасности СССР Абакумова, при этом весь процесс фотодокумен та ровался. Веревочные петли были закреплены на воротной балке внутреннего двора тюрьмы, в качестве эшафота использовался кузов автомашины «ЗИС-5». Определенный интерес представляют зарисовки казней повешением, выполненные классическими мастерами искусства (Леонардо да Винчи и др, серия рисунков повешенных на черновиках работ АС. Пушкина, картина В. В. Верещагина Казнь через повешение в России (народовольцы на Семеновском плацу. Не только в художественной литературе, но ив народном творчестве отразился интерес к феномену повешения. С ним связан прямой и переносный смысл многих пословиц, фольклорных афоризмов Век не веревкой мерян», Была бы шея, а веревку сыщем, В доме повешенного о веревке не говорят, Кому повешену быть, тот не утонет, Дай дураку веревку, они повесится, Чтоб тебя на осину (осина в старину считалась проклятым деревом — по библейскому преданию, именно на осине удавился Иуда. Повешение, как никакой другой вид насильственной смерти, было окружено различными поверьями, предрассудками, легендами. Еще в настоящее время во многих странах Европы люди хранят петли повешенных из суеверия как талисман, который приносит счастье. Своеобразным отражением этих суеверий в России была боязнь прикасаться к трупу повешенного до прибытия властей (Вроблевский П. М, 1926). На знаменитых аукционах Кристи в Лондоне с успехом была распродана коллекция петель, служивших средством исполнения судебных приговоров в Англии (Труд, N 165, 29.10.92). 1.2. Философско-этическая и правовая оценка самоповешения В общественном сознании термин повешение тесно увязан с другим медико-юридическим понятием — самоубийство. На память приходят имена С. Есенина, М. Цветаевой и других выдающихся представителей искусства и культуры, покончивших жизнь самоубийством через повешение. В последние десятилетия XX века повесились мировая звезда танца Дженни Долли, вдова Мао Цзедуна Цзян Цин, маршал Ах- ромеев и многие другие общественные деятели разных стран. И действительно, в подавляющем большинстве случаев на прак- Глава 1 19 тике приходится иметь дело с самоповешением. В этой связи представляется небезынтересным кратко проследить развитие философ- ско-этической и общественно-правовой оценки самоубийств. Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь человека, не может считаться продуктом современной цивилизации. Достоверно известны факты самоубийств стариков и детей у первобытных племен в голодные годы. Описания различных типов самоубийств, в том числе, повешения, можно встретить в древнейших произведениях Ригведе, Рамаяне, Библии, Коране, Калевале и др. В древности на Востоке (Япония, Индия, Китай) самоубийство было не только неосуждаемым, но и похвальным. Учение Будды не порицало самоубийство. По одной из версий, Будда в 483 г. дон. э. лишил себя жизни в голодное время, чтобы другие могли прокормиться его мясом (Смольков ВТ. Религиозные обряды древних кельтов и галлов одобряли суицид, считая душу бессмертной, а земное бытие лишь приготовлением к загробной жизни. Готы полагали, что умерший естественной смертью будет пребывать в преисподней с ядовитыми животными (Те- реховко Ф. К, 1903). Отзвуки этих древних обычаев и поверий находят отражение в обрядах некоторых современных религиозных сект, например, сатанистов (США, Западная Европа, практикующих ритуальные самоубийства. Историческая тенденция усиления контроля и регулирования всех сторон жизни людей со стороны государства, общества и церкви, безусловно, не могла не коснуться такой проблемы, как само отказ от жизни. Отношение к самоубийству на протяжении всей истории общества было неоднозначными определялось нравственно- этическими устоями, обычаями, традициями, верованиями народов, господствовавшими религиозными представлениями. Еще Платон (428—348 г. дон. э, считая акт самоубийства противоестественным, противоречащим природе человека, предписывал позорные похороны для того, кто лишил жизни самого себя (Законы, IX, 873). Представители другого направления философской мысли — стоики, напротив, утверждали, что для мудреца жить повелениям природы значит вовремя отказаться от жизни. Сторонники такого подхода расходились друг с другом лишь в том, какие причины можно было бы считать достаточными для признания решения человека лишить себя жизни обоснованным. С небольшими изменени- 20 Судебно-медицинская экспертиза повешения ями эти две противоположные точки зрения не потеряли своей актуальности до настоящего времени, хотя взгляды, оправдывавшие самоотказ от продолжения жизни, являлись больше исключением, чем правилом. В тоже время общество не ограничивалось только этическим порицанием или признанием прав самоубийц. Так, уже в Древней Греции и Древнем Риме законодательно закреплялось право гражданина обращаться к властям с изложением мотивов, по которым он решил покончить с собой, ив случае признания их обоснованными, человек получал разрешение и был властен распоряжаться своей жизнью и имуществом. С появлением и распространением христианства произошло заметное ужесточение общественных взглядов — самоубийц считали тяжкими грешниками, нарушившими Шестую заповедь Закона Божьего Не убий. Еще в 452 г. Арский собор объявил самоубийство преступлением, а на Пражском соборе в 563 г. было строго запрещено поминовение самоубийц вовремя церковной службы. С этим же связан обычай их погребения за пределами общих кладбищ без совершения христианских таинств. Во Франции во времена Людовика IX Святого (XIII в) предписывалось посмертное подвешивание тел самоубийц в общественных местах для предания позору. Постепенно эта традиция распространилась и на другие ситуации. Так, известен исторический факт посмертного повешения адмирала Колиньи, главы французской партии гугенотов, после его убийства герцогом Гизом 24 августа 1572 г. вовремя Варфоломеевской ночи. Такой обычай существовал до революции 1789 г, когда он был законодательно запрещена в числе основных прав личности было определено не только право на жизнь, но и право насмерть. В Англии же вплоть дог. действовал закон, предписывающий протыкать труп самоубийцы колом, а затем хоронить при большой дороге безрелигиозных церемоний. Возможно, как своеобразный протест против подобной оценки можно рассматривать появление обществ любителей самоубийств, одно из которых было основано в Париже вначале прошлого века (здесь вспоминается и повесть Роберта Льюиса Стивенсона Клуб, самоубийц) . В философии нового времени самоубийство рассматривалось, главным образом, как моральное зло, удар по последнему оплоту воли к жизни (И. Кант, А. Шопенгауэр). Напротив, представители Глава 1 21 утилитаризма признавали правомерность самоубийства, видя в нем средство избавления от физической и нравственной боли, жизненных неприятностей, особенно когда акт самоубийства приносит пользу другим людям. С постепенной гуманизацией общества, характерной для XX в, и жесткая общественно-правовая оценка самоубийства утрачивает свою актуальность — в настоящее время в подавляющем большинстве цивилизованных государств всякое осуждение самоубийц считается пережитком прошлого, как противоречащее свободе личности человека. Вторая мировая война с ее многомиллионными человеческими жертвами, с беспрецедентным геноцидом народов привела западное общество к осознанию приоритетной ценности человеческой жизни самоубийство оказалось в фокусе научного и общественного анализа. Появились превентивные суицидологические службы, кризисные центры. Интересную динамику проделала суицидология в России. Само слово самоубийство появляется в русском языке в эпоху Петра I на страницах Лексикона триязычного, сиречь речений славянских, елиногреческих и латинских сокровище, вышедшего в 1704 г. (Войцехович Б. А, Редько АН. Записи числа самоубийств в России появились с 1903 г. (для сравнения во Франции — с 1826 г, в Англии — с 1830 г, в Баварии — с 1864 г) и проводились в рамках судебных ведомств. Сведения, однако, собирались нерегулярно и неповсеместно. Эпидемия самоубийств после поражения в русско-японской войне была подвергнута широкому бесцензурному анализу различными специалистами и общественными деятелями с публикацией обширных статистических данных, с попытками обнаружения социальных причин явления (Вроно ЕМ. В х годах ситуация резко изменилась. С установлением авторитарного социализма самоубийство стало проблемой замалчиваемой, идущей вразрез с официальной идеологией торжества оптимизма, счастливой действительности. Чрезвычайно удобным при этом оказалось представление о суициде, только как о проявлении душевного расстройства. Это и определило сложность анализа этой проблемы в СССР вплоть дох годов. В настоящее время стало ясно, что самоубийство — проблема междисциплинарная и должна изучаться врачами, юристами, философами, социологами, психологами. 22 Судебно-медицинская экспертиза повешения 1.3. Медицинское изучение повешения Первые врачебные наблюдения повешения, а также суждение о возможности спасения человека при быстром извлечении из петли относятся кв. дон. э. и принадлежат Гиппократу. Им же впервые сформулированы показания к реанимации повешенных, атак же медицинская техника оживления (Федоров МИ. В дальнейшем совершенствование знаний о повешении определялось уровнем развития медицины, законодательным становлением судебно-медицинской экспертизы. 1.3.1. Судебно-медицинское изучение повешения в России и СССР Систематический наружный осмотр трупов при насильственной смерти, в том числе при самоубийствах, с участием медиков был введен Иваном IV Грозным (указы 1550—1554 гг.). Для этих целей обычно привлекались служащие Аптекарского приказа, ведавшего всем врачебными аптекарским делом в России. Однако собственно медицинское исследование трупов при повешении началось только после законодательных реформ Петра I. Впервые правило приглашать врача для вскрытия трупов лиц, погибших от насильственных причин, было закреплено Воинским артикулом 1714 г. Правило это соблюдалось только в Петербурге и Москве, и лишь со второй половины XVIII в, после появления медицинских учреждений в других губернских городах, судебно-меди цинские вскрытия получили широкое распространение (Шершав- кин СВ, 1968). Развитие современных научных сведений о повешении шло попу ти изучения признаков смерти, определения ее причины ирода. Значительное внимание изучению повешения уделяли представители всех основных школ отечественной судебно-медицинской науки. Одной из первых отечественных диссертаций по судебной медицине явилась работа М. Алякринского (ученика профессора О. Мухина) Об оживлении удушенных (1825). Впервые в литературе автором поставлен вопрос о тесной связи механизма повешения (в частности, степени затягивания петли на шее) с перспективами оживления. Одной из главных работ видного представителя московской су дебно-медицинской школы И. И. Нейдинга стала статья О диагно- Глава 1 23 стическом значении бороздки на шее при повешении, опубликованная в Московской медицинской газете (1886, N 40—42). Автор первым применил метод микроскопии для решения вопроса о прижизненное странгуляционной борозды. Перу И. И. Нейдинга принадлежит также работа Определение психического состояния самоубийц при судебно-медицинском исследовании их трупов (1870), являющаяся продолжением изучения проблемы повешения. Профессор ИМ. Сорокин, представитель Санкт-Петербургской школы судебных медиков, является автором блестящих переводов на русский язык учебников Эдуарда Гофмана. В своих редакторских примечаниях ИМ. Сорокин предложил существующее и поныне классическое разделение странгуляционной асфиксии на 3 группы (повешение, удавление петлей, удавление руками, дал критическую оценку ряда видовых асфиксических признаков смерти при повешении, указал на неоднозначность оценки ссадин нате ле, нередко имеющих посмертный характер. Большой вклад в изучение проблем повешения внесли работы профессора АС. Игнатовского (1891, 1893, 1901), обобщенные в его знаменитом Курсе лекций, читанных в Юрьевском университете (1910). Ему принадлежат оригинальные наблюдения изменений головного мозга при повешении трепанированных животных, изучение непосредственных причин смерти при странгуляции шеи. Значительную роль в изучении повешения сыграла Казанская школа судебных медиков. В работах ее основателя профессора ИМ. Гвоздева были исследованы многие социальные, правовые, медицинские аспекты механической асфиксии. Темой его докторской диссертации, защищенной в 1868 г. в Санкт-Петербурге, стали Материалы для изучения асфиксии преимущественно сточки зрения медицинского правоведения. Изучение повешения было продолжено профессором КМ. Леон |